Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Составление маршрутного листа для водителя». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Действующее законодательство не предусмотрело обязательное заполнение маршрутного листа для водителя. Поэтому форму данного документа каждая компания разрабатывает сама на свое усмотрение.
Отличие путевого листа от маршрутного
Есть специалисты, в том числе в контролирующих органах, которые не видят отличий между путевым и маршрутным листами. В некоторых письмах ведомств маршрутный лист ставят в скобки после путевого листа, обозначая тем самым аналогию. Между тем, это совсем разные документы. Схожее у них может быть только одно – в обоих заполняют маршрут следования.
Как было сказано выше, путевой лист – обязательный документ. Его форма утверждена Минтрансом для легковых, грузовых автомобилей, самоходных машин, подъемных кранов и т. п. Составление же маршрутного листа водителя – дело добровольное. Он может не содержать информацию о расходе ГСМ и показаниях спидометра во избежание дублирования информации.
Разработанную форму маршрутного листа водителя надо утвердить в приказе об учетной политике. Возможно также утвердить его форму или включить в альбом первичных учетных документов отдельным приказом. Либо подготовить отдельные приказы по видам деятельности. Например, документы по работе на грузовом транспорте, при пассажирских перевозках и т. д.
Порядок оформления маршрутных листов
Форма маршрутного листа утверждается в учетной политике организации. Здесь же прописывается периодичность (ежедневная, еженедельная, ежемесячная), а также порядок его оформления.
Стоит отметить, что для признания расходов, понесенных сотрудником в служебных поездках надо не только правильно оформить маршрутный лист, но и прикрепить к нему другие подтверждающие документы в качестве отдельных приложений. В частности:
Расходы проверяются специалистами бухгалтерского отдела, после чего документ передается на подпись руководителю, а затем сдается для погашения или возмещение подотчетной суммы. Дополнительные выплаты работникам, применяющим в разъездах по работе личный автотранспорт или же пользующиеся общественным транспортом, относятся организациями на расходы и прямо влияют на налогообложение при расчете налога на прибыль.
В каких НПА можно найти образец заполнения путевых листов
Главный источник права, в котором зафиксирован порядок заполнения путевых листов — приказ Минтранса России от 11.09.2020 № 368. Он действует с 01.01.2021. А с 01.09.2021 при заполнении путевых листов нужно также учитывать новые правила технического контроля автомобилей, утв. приказом Минтранса от 15.01.2021 № 9. Подробнее см. здесь.
Выделим ключевые положения:
Образец заполнения можно скачать здесь.
Подробнее об измененях в путевых листах с января 2021 года мы рассказывали здесь.
О порядке заполнения журнала учета путевых листов, читайте здесь.
Заполненные листы должны храниться в организации, использующей транспортные средства, не менее 5 лет.
Таковы положения главного НПА, регулирующего заполнение бланков путевых листов. Способ заполнения соответствующего документа законодателем не определен — необходимые данные можно вносить в него как ручкой, так и на компьютере.
Крайне важно заполнять путевые листы корректно. Что будет, если пренебречь этим, рассмотрим на примере нескольких арбитражных разбирательств.
Подробнее об особенностях путевых листов, используемых ИП, читайте в статье «Какие особенности у путевого листа для ИП (бланк)?».
Правила оформления путевого листа для бухгалтерии в 2021 году
На практике может использоваться довольно широкий спектр путевых листов — все зависит от типа транспортного средства, способа его задействования, а также специфики деятельности организации. Основной источник права, в котором утверждены бланки путевых листов для различных видов автомобильной техники, а также типов предприятий — постановление Госкомстата от 28.11.1997 № 78. Однако применение этого документа не является обязательным, и владелец транспорта вправе сам разработать свой бланк путевого листа или, взяв за основу подходящую унифицированную форму, дополнить ее нужными реквизитами.
Но каким бы ни был применяемый владельцем транспорта бланк, он должен содержать обязательные для него реквизиты, его нужно утвердить в качестве используемого и заполнять, следуя рекомендациям приказа Минтранса № 368.
Эксперты КонсультантПлюс подготовили образец заполнения путевого листа по форме №3 для легкового автомобиля. Получите пробный демо-доступ к системе К+ и бесплатно скачайте документ с комментариями по его оформлению:
Наши специалисты на основе унифицированных бланков также подготовили для вас образцы заполнения путевых листов в формате Word и excel. Наиболее часто используемые бланки путевых листов и образцы их заполнения вы можете скачать в таких статьях, как:
Нормы расхода топлива
Нормы расхода топлива и смазочных материалов на автомобильном транспорте введены Распоряжением Минтранса России от 14.03.2008 № АМ-23-р «О введении в действие методических рекомендаций “Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте”».
В соответствии с п. 1 данных Методических рекомендаций они предназначены для автотранспортных предприятий, организаций, занятых в системе управления и контроля, предпринимателей и др., независимо от форм собственности, эксплуатирующих автомобильную технику и специальный подвижной состав на шасси автомобилей на территории Российской Федерации.
На основании Методических рекомендаций в организациях утверждаются нормы расхода топлива и смазочных материалов для каждой модели (марки, модификации) эксплуатируемых автотранспортных средств.
НК РФ не содержит условия о нормировании расходов на горюче-смазочные материалы. Но если компания применяет эти нормы, она может подтвердить экономическую оправданность расходов в случае разногласий с налоговой (ст. 252 НК РФ).
Применение на практике
Маршрутные листы повсеместно используются предприятиями, так или иначе эксплуатирующими транспортные средства. Документ ежедневно заполняется водителями, а в конце рабочего дня он должен оказаться в офисе компании, в бухгалтерии. На основании данной официальной бумаги будут исчисляться налоговые отчисления, затраты на ГСМ, их списание. Пренебрежительное отношение к учётной документации, к которой относится и маршрутный лист, может привести к проблемам с налоговым органом, краже топлива сотрудниками компании. К сожалению, это не редкость.
Порядок и правила составления акта на списание ГСМ мы разобрали в другом нашем материале.
Несмотря на то, что маршрутные листы имеют широчайшее распространение на практике, используются многими организациями, органы государственной власти не разработали единого образца, не заставляют пользоваться общеобязательными унифицированными бланками. Дело в том, что грамотное ведение учётной документации входит в первую очередь в сферу интересов самой компании. Так, маршрутный лист должен объективно отражать время в пути, километраж, затраченное топливо.
Разработкой формы на практике занимается бухгалтерия организации. Шаблон должен быть универсальным, удобным в использовании. Работников заблаговременно оповещают об изменении формы, знакомят с ней, разъясняют правила заполнения. Дополнительный инструктаж никогда не бывает лишним.
Листок оформляется водителем по итогам разъездов по городу за один день. Заполняется он следующим образом:
- вверху документа по центру строки пишется наименование организации. Ниже указываются населенный пункт и дата оформления;
- указывается Ф.И.О. и должность работника, на которого он составляется. Далее вносится информация о марке автомобиля, формулируется цель поездки;
- в таблице по порядку вносятся дата поездки, адрес, время прибытия и убытия, наименование и реквизиты документа, подтверждающего затраты на поездку, а также сумма затраченных средств;
- листок должен быть подписан сотрудником, на которого он оформлен, а также бухгалтером предприятия.
После того как листок оформлен и заверен должным образом, он становится документом учета по налогам и бухгалтерии. В случае налоговых проверок на него может быть обращено внимание контролирующих структур.
Как заполнять маршрутный лист
Заполнение маршрутного листа происходит следующим образом:
- маршрутный лист составляется на официальном бланке предприятия, либо указывается название организации. Поскольку в ряде случаев (при возмещении транспортных расходов) маршрутный лист будет являться первичным документом бухгалтерии, то название желательно указывать полностью;
- указывается название документа, номер (при наличии) и дата составления. Если маршрутный лист составляется не на один день, то указывается период;
- дальнейшая информация для удобства помещается в таблицу, каждая строка которой отводится под одно место, которое посещает сотрудник. Таблица заполняется по мере надобности. Делается это вручную самим работником. Если маршрутный лист служит подтверждением местонахождения работника, то в соответствующей колонке отметку должен поставить представитель другой организации. Это может быть роспись и расшифровка, либо печать (отдела кадров, для документов и т.д.)
Штраф за отсутствие путевки
При остановке на дороге сотрудники ГИБДД вправе запросить у водителя путевой бланк для проведения проверки. Его отсутствие выступает основанием для назначения штрафа в рамках ст. 12.3 КоАП РФ. Сумма взыскания – 500 рублей. Также на усмотрение инспектора может быть вынесено предупреждение.
Наказание за отсутствие обязательных отметок об осмотре медиком или техническом контроле легкового авто предусмотрено ст. 12.31.1 КоАП. Сумма взыскания за подобное нарушение составляет 30 тыс. рублей для ИП и организаций плюс 5 тыс. рублей – для должностных лиц.
С 1 января 2021 года действует новая форма маршрутного листа для автомобилей легкового типа. Корректировки внесены Приказом Минтранса № 368 (от 11.09.2020 года). Прежний формат путевого документа больше недействителен. Потому организациям и ИП рекомендовано заменить бланк либо разработать собственный в соответствии с новыми требованиями. Отсутствие путевки карается по ст. 12.3 КоАП РФ. Штраф составляет 500 рублей либо устное предупреждение. За неверное оформление бланка ИП и юрлицу может быть назначено денежное взыскание в размере 5-30 тыс. рублей. Здесь действует ст. 12.31.1 КоАП.
Отличие путевого листа от маршрутного
Есть специалисты, в том числе в контролирующих органах, которые не видят отличий между путевым и маршрутным листами. В некоторых письмах ведомств маршрутный лист ставят в скобки после путевого листа, обозначая тем самым аналогию. Между тем, это совсем разные документы. Схожее у них может быть только одно – в обоих заполняют маршрут следования.
Как было сказано выше, путевой лист – обязательный документ. Его форма утверждена Минтрансом для легковых, грузовых автомобилей, самоходных машин, подъемных кранов и т. п. Составление же маршрутного листа водителя – дело добровольное. Он может не содержать информацию о расходе ГСМ и показаниях спидометра во избежание дублирования информации.
Разработанную форму маршрутного листа водителя надо утвердить в приказе об учетной политике. Возможно также утвердить его форму или включить в альбом первичных учетных документов отдельным приказом. Либо подготовить отдельные приказы по видам деятельности. Например, документы по работе на грузовом транспорте, при пассажирских перевозках и т. д.
Обязанность хранить маршрутный лист остается на уполномоченном сотруднике – чаще всего это главный бухгалтер. Что касается сроков хранения, это менее однозначный вопрос. С одной стороны, требование Министерства транспорта (Приказ №152) гласит, что такой документ организация должна хранить не менее 5 лет, после чего по желанию может продолжать хранение или уничтожить его.
С другой стороны, если документ является единственной бумагой, которая подтверждает факт того, что труда водителя или другого сотрудника характеризуется определенной опасностью, вредностью или тяжестью (например, перевоз опасных грузов), срок его хранения увеличивается как минимум на 70 лет – т.е. оригиналы бумаг нужно хранить в течение 75 лет.
Таким образом, маршрутный лист любого образца должен сохраняться в оригинале в течение минимально 5 лет, а в некоторых случаях срок увеличивается – 75 лет.
Обязанность хранить маршрутный лист остается на уполномоченном сотруднике – чаще всего это главный бухгалтер. Что касается сроков хранения, это менее однозначный вопрос. С одной стороны, требование Министерства транспорта (Приказ №152) гласит, что такой документ организация должна хранить не менее 5 лет, после чего по желанию может продолжать хранение или уничтожить его.
С другой стороны, если документ является единственной бумагой, которая подтверждает факт того, что труда водителя или другого сотрудника характеризуется определенной опасностью, вредностью или тяжестью (например, перевоз опасных грузов), срок его хранения увеличивается как минимум на 70 лет – т.е. оригиналы бумаг нужно хранить в течение 75 лет.
Таким образом, маршрутный лист любого образца должен сохраняться в оригинале в течение минимально 5 лет, а в некоторых случаях срок увеличивается – 75 лет.
Система пропусков из-за карантина
Из-за пандемии коронавируса в России введен режим повышенной готовности или, как сейчас популярно говорить, режим самоизоляции. В нескольких субъектах (например, в Кировской области (Постановление областного правительства от 25.03.2020 №122-П), Краснодарском крае (Постановление краевого губернатора от 31.03.2020 №185) власти ввели карантин — более жесткие правила по сравнению с остальными субъектами.
В период самоизоляции гражданам рекомендуется преимущественно находиться дома или на даче. Покидать жилые помещения разрешено в экстренных случаях: пожар, наводнение, террористический акт, необходимость получить неотложную медицинскую помощь. Есть еще три послабления, когда допускается выйти на улицу:
- вы идете купить продукты или медикаменты;
- выбросить мусор;
- погулять с домашним животным.
Это не значит, что, если вы выйдете на улицу подышать свежим воздухом с ребенком, за вами начнет охотиться Росгвардия. Роспотребнадзор рекомендует ограничить контакты с большим количеством людей и соблюдать расстояние в 1–2 метра. Но запрета выходить на улицу нет.
Другое дело, организации с непрерывным производством и те, кто обеспечивает нормальную жизнедеятельность населения (поликлиники, водоканал и прочие службы, поставляющие коммунальные услуги, службы спасения). Им разрешено в этот период продолжать функционировать, в отличие от торгово-развлекательных центров, салонов красоты и парикмахерских, кафе и ресторанов. Среди тех, кто «останется в строю», — компании, осуществляющие перевозку грузов. Но сейчас, помимо маршрутных листов, руководители обязаны выдавать своим сотрудникам пропуска, позволяющие перемещаться на транспорте внутри субъектов и за их границами.
Вопрос с пропусками регулируется на региональном уровне, и сами разрешительные документы разные. Но это не помешает водителям выполнять работу: пропуска готовят на фирменных бланках, подтверждают печатями, подписями руководителей организаций, а иногда и представителей региональной власти. По этой причине водителям обязательно иметь при себе и рабочие документы, и удостоверение личности, и пропуск, позволяющий работать.