Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «На аукцион подана одна заявка: инструкция для госзаказчика — РТС-тендер». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В случае несостоявшегося конкурса или аукциона на выполнение всех перечисленных действий у заказчика есть только 5 рабочих дней с даты размещения протокола в ЕИС. Именно в течение такого срока согласно части 6 ст.93 Закона №44-ФЗ заказчик должен направить в контрольный орган обращение о согласовании закупки.
Какие последствия для электронного аукциона
В случае с аукционом порядок действий заказчика зависит от основания, по которому торги признали несостоявшимися:
- Если поступило только одно предложение — действуйте в соответствии с ч. 2 ст. 52 Федеральной контрактной системы. То есть надо обработать документы от оператора, составить и опубликовать итоговый протокол, заключить госконтракт с единственным поставщиком.
- Если только одна заявка соответствует требованиям извещения, то заключите контракт с таким участником как с единственным поставщиком (ч. 5 ст. 42 ФКС).
- Если на аукцион не подали ни одного предложения или же комиссия отклонила все заявки, то проведите новую закупку или заключите контракт с единственным поставщиком по п. 25 ч. 1 ст. 93 Федеральной контрактной системы (ч. 8 ст. 52). И обязательно сформируйте итоговый протокол, в котором признайте аукцион несостоявшимся. Отправьте протокол оператору электронной площадки для размещения в ЕИС. Точно так же действуйте, если все участники уклонились или вы сами отказались от заключения контракта с единственным допущенным исполнителем.
Заказчик направляет в контрольный орган обращение о согласовании заключения контракта с контрагентом
В соответствии с п.1 постановления Правительства РФ от 30.06.2020 N 961 заключение контракта с единственным контрагентом должно быть согласовано с соответствующим контрольным органом в случае признания несостоявшимся электронного конкурса или аукциона при отсутствии надлежащих заявок, если НМЦК превышает 1 тыс. руб., то есть практически во всех случаях.
Согласование заключения контракта с единственным поставщиком при признании несостоявшимся электронного запроса котировок в случае отсутствия заявок не требуется. На это указывает также Минфин России в пункте 5.2 письма от 14 февраля 2022 г. N 24-01-09/10138.
Заключение контракта без согласования с контрольным органов в случае, если согласование предусмотрено законодательством, является административным правонарушением по ч.1 ст.7.29. КоАП РФ (штраф на должностное лицо составляет 30 тыс. рублей).
Одновременно с обращением заказчик может направить проект контракта на подпись своему контрагенту и контрагент вправе его подписать, не дожидаясь решения контрольного органа. Но заказчику разрешается подписать контракт только после получения решения о согласовании. На это указал Минфин России в письме от 18.03.2021 № 24-04-07/19432.
Часть 7 ст.93 Закона №44-ФЗ определяет, какими контрольными органами осуществляется согласование:
– при закупках для обеспечения федеральных нужд – федеральным контрольным органом в сфере закупок (ФАС России);
– при закупках для обеспечения нужд субъекта РФ – органом исполнительной власти субъекта РФ, который уполномочен на контроль в сфере закупок;
– при закупках для обеспечения муниципальных нужд – органом местного самоуправления, который уполномочен на контроль в сфере закупок.
Порядок согласования установлен частями 8 – 11 ст.93 Закона N 44-ФЗ, а также вышеупомянутыми Правилами №961.
Обращение в контрольный орган формируется по форме, установленной приложением к Правилам №961. В обращение включается:
– информация о заказчике (формируется автоматически в соответствии со сведениями, включенными в реестр участников бюджетного процесса, а также юридических лиц, не являющихся участниками бюджетного процесса) (п.4 Правил №961);
– информация из извещения об осуществлении закупки (ИКЗ, наименование объекта закупки, НМЦК (начальная сумма цен единиц товара, работы, услуги и максимальное значение цены контракта), ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта)) (подпункты “а” – “в” пункта 5 Правил №961);
– код, установленный для случая признания закупки несостоявшейся (информация формируется автоматически в соответствии с протоколом, размещенным в ЕИС) (подпункт “д” пункта 5 Правил №961);
– информация о единственном поставщике (формируется автоматически в соответствии с единым реестром участников закупок) (п.6 Правил №961).
К приложению прилагаются:
- информация и документы или их копии, предусмотренные в извещении об осуществлении закупки, для представления в заявке на участие в закупке (за исключением документов, подтверждающих предоставление обеспечения заявки на участие в закупке);
- предложение о цене контракта (сумме цен единиц товара, работы, услуги – в случае, предусмотренном ч.24 ст.22 Закона №44-ФЗ) – для электронного аукциона (п.8, п.9 Правил №961).
Обращение формируется с использованием ЕИС и подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика. Обращение направляется заказчиком в контрольный орган не позднее чем через 5 рабочих дней с даты размещения в ЕИС протокола, содержащего информацию о признании конкурентной процедуры несостоявшейся (ч.6 ст.93 Закона №44-ФЗ).
Что такое несостоявшиеся торги
Закупку признают несостоявшейся, если в ней не было конкурентных состязаний между поставщиками.
По мониторингу Минфина, в 2019 году 40 % всех проведенных закупок не состоялись — это 1,2 млн тендеров на сумму 5,8 трлн рублей. Из них в 77 % случаев заключили госконтракт.
Три частые причины, по которым торги в 2019 году не состоялись:
- Поступила только одна заявка, соответствующая условиям — 733 347 тендеров (61 %).
- Не пришло ни одного предложения — 229 861 тендер (19 %).
- Во время электронного аукциона подано единственное предложение цены — 126 803 тендера (11 %).
По итогам первых трех кварталов 2020 года не состоялось 693 тыс. закупок — это 45% от общего количества извещений с общим объемом 3,8 трлн рублей. Из них по результатам 481 тыс. тендеров (31 %) заключен контракт.
Несостоявшуюся процедуру не следует путать с отмененной и недействительной.
Отменить тендер может госзаказчик на любом этапе по своему желанию или по решению органа контроля. В этом случае договор не заключают.
Недействительной признают процедуру, в которой было нарушение закона со стороны заказчика. Если к этому моменту контракт уже заключили, то его могут расторгнуть по решению ФАС или суда.
Например, по статистике за 2019 год, 55 240 закупок на общую сумму 502 млрд рублей были отменены, что составляет 1,9 % опубликованных тендеров. Из них отменены:
- по решению заказчика — 52 272 тендера;
- по предписанию ФАС — 2 935 тендеров;
- по решению суда — 32 тендера;
- без указания причины — 1 тендер.
Пример: никто не подал заявку на аукцион
Ситуация: по какой цене заключить контракт с единственным участником электронного аукциона
Основание 2. Комиссия допустила к аукциону только одного участника или не допустила ни одного
Допустим, комиссия рассмотрела первые части заявок и допустила только одного претендента или не допустили никого. Тогда укажите в протоколе, что аукцион не состоялся. Если не допустили участника к аукциону, объясните почему.
Опубликуйте протокол в ЕИС и направьте оператору электронной площадки не позднее даты, в которую закончится срок рассмотрения первых частей заявок. Если допустите только одного претендента, оператор в течение часа направит вам вторую часть заявки и документы. В этот же срок оператор уведомит участника. В течение трех рабочих дней после того, как получите вторую часть заявки, рассмотрите ее и отправьте оператору протокол с подписями членов комиссии. Заключите контракт с едпоставщиком по пункту 25.1 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ.
Ситуация: признать ли аукцион несостоявшимся, если заявки подали несколько участников, а цену предложил только один
Ситуация: направить ли сведения в реестр недобросовестных поставщиков, если ни один участник не подал предложение о цене контракта
Основание 4. Комиссия одобрила вторую часть заявки только одного участника или отклонила все заявки
Электронный аукцион прошел, и оператор направил заказчику вторые части заявок. После этого аукционная комиссия в течение трех рабочих дней проверяет вторые части и решает, отвечают ли они документации. Допустим, комиссия одобрила заявку только одного участника. Тогда заключите контракт с едпоставщиком. Если комиссия отклонила все заявки, измените план-график и проведите повторную закупку.
Решение комиссия оформляет протоколом подведения итогов аукциона. Документ подписывают все члены комиссии, которые рассматривали заявки. Если отклоняете заявку, в протоколе укажите причину. Опубликуйте протокол на электронной площадке и в ЕИС. Сделать это необходимо в течение рабочего дня после даты подписания протокола.
Такие правила описаны в части 8 статьи 69 и части 3.1 статьи 71 Закона № 44-ФЗ.
Как действовать единственному поставщику
Если всем требованиям гостендера соответствует заявка от единственного поставщика или он его единственный участник, после объявления итогов закупки этот контрагент обязан заключить контракт с организатором-заказчиком. Единственный победитель тендера должен соблюдать сроки подписания контракта, чтобы не попасть в РНП.
Если во время электронных торгов в формате аукциона никто не подал других ценовых предложений, у поставщика появляется право подписать контракт по предельной цене.
Если поставщик оказался в роли единственного участника тендера, вторая часть заявки которого соответствует всем требованиям, ему можно предложить свою цену контракта.
Если несостоявшаяся закупка проводилась по 223 ФЗ, заказчик может действовать в рамках его положения о закупках.
В январе 2022 года вступят в силу изменения в отношении оснований признания закупок несостоявшимися:
- допущено или подано единственное предложение поставщика;
- предложения отсутствуют совсем или поданы, но отклонены в полном объеме;
- заказчик сам отказал единственному поставщику в подписании контракта;
- всех участников тендера признали уклонившимися от заключения контракта;
- если не состоялась совместная конкурсная закупка, каждый из заказчиков должен по отдельности согласовать контракт с органами контроля.
Статистика показывает, что отклонение заявок по первым частям чаще всего встречается при проведении закупок на поставку товаров и выполнение работ. А именно, характеристики поставляемого (или используемого при выполнении работ) товара не соответствуют параметрам, заданным в техническом задании.
По вторым частям заявки отклоняются, как правило, при закупках услуг. Т.к. основной пакет документации от участника закупки содержится именно во второй части заявки, а в первой части достаточно только согласия на участие в электронном аукционе на условиях, предусмотренных аукционной документацией.
3. Торговаться никто не пришел. И такое бывает тоже – заявки поданы, первые части заявок рассмотрены и допущены до участия в электронном аукционе. Все ждут наступления торгов. Но в заветный час не поступает ни одного ценового предложения. Увы и ах.
Заказчик может бесконечно теряться в догадках «Как? Почему? Про нас забыли?». Эта ситуация оказывается выигрышной для того участника закупки, который первым подал заявку на участие в аукционе. В этом случае действует принцип «кто первый встал – того и тапки».
Оператор электронной площадки высылает заказчику обе части заявок всех заявившихся участников. Заказчик их рассматривает и принимает решение о соответствии этих заявок требованиям аукционной документации. Контракт заключается с тем участником, кто раньше других подал заявку, соответствующую требованиям аукционной документации. После публикации протокола рассмотрения заявок аукцион переходит на стадию заключения контракта.
4. Аукцион совсем не состоялся. Если на участие в электронном аукционе не было подано ни одной заявки или все поданные заявки не соответствуют требованиям документации, аукцион тоже будет признан несостоявшимся.
Закон гласит, что в этом случае заказчик вносит изменения в план-график и проводит данную закупку, но уже путем запроса предложений, либо проводит новую закупку. Если заказчик выбирает первый вариант, то изменение объекта закупки недопустимо. В плане-графике должна быть создана новая позиция закупки путем запроса предложений. Объект закупки остается прежним, обязательным изменениям подлежит срок осуществления закупки.
Документация электронного аукциона по 44-ФЗ
Извещение должно содержать:
- Адрес сайта электронной площадки
- Дату окончания рассмотрения заявок
- Дату проведения торгов (только рабочий день)
- Размер обеспечения заявки
- Преимущества для поставщиков, например, малого бизнеса
- Требования к поставщику товара, работы, услуги
- Исчерпывающий перечень документов
- Ограничения для иностранных товаров и юридических лиц
Документация должна содержать:
- Наименование и описание закупки
- Описание условий контракта, срок подписания
- Требования к заявке участника
- Даты окончания срока подачи, рассмотрения заявок и проведения торговой сессии
- Размер и условия обеспечения контракта
- Информацию об ответственном лице заказчика, контактные данные
- Порядок разъяснения заказчиком положений документации
- Проект контракта
Документация не может содержать требований к оформлению и форме заявки.
Три статуса закупки, которые нужно различать
Закупка может быть признана не только несостоявшейся, но и недействительной или отмененной – это не одно и то же.
Статус несостоявшейся присваивается открытой конкурентной закупке с учетом норм, установленных в ч.1 ст.52 44-ФЗ, о них расскажем ниже. В некоторых случаях заказчик обязан заключить контракт с единственным поставщиком, а в некоторых – это его право. Случаи признания несостоявшимися закрытых конкурентных процедур указаны в ч.1 ст.77 44-ФЗ.
Недействительной признается процедура по вине заказчика, если он в ходе проведения нарушил гражданское законодательство, закон о контрактной системе 44-ФЗ или закон о закупках отдельными видами юрлиц (223-ФЗ).
Заказчик вправе отменить закупку, если у него есть на то причины или предписание вынесло надзорное ведомство.
Несостоявшиеся закупки по 44‑ФЗ: что делать поставщику и заказчику / Контур.Закупки
Далеко не все торги по госзакупкам заканчиваются заключением договора. Более трети из них объявляются несостоявшимися. Что является причиной этого, и какие шаги предпринимает заказчик дальше, чтобы получить всё же необходимый ему товар или услуги?
Несостоявшиеся закупки — это не то же самое, что недействительные или отмененные торги. Несостоявшиеся признаются тендеры, при проведении которых заказчиком был нарушен Гражданский кодекс или регламентирующий закупку 44-ФЗ.
При признании торгов недействительными после объявления победителя, контракт с ним расторгается. Отменёнными торгами называются такие, которые останавливаются по воле заказчика или по предписанию ФАС. Это может произойти на любом этапе закупок.
Если при проведении электронного аукциона по 44-ФЗ было подано две зая
Положениями части 20 статьи 68 Закона N 44-ФЗ предусмотрено, что в случае, если в течение десяти минут после начала проведения электронного аукциона ни один из его участников не подал предложение о цене контракта в соответствии с частью 7 статьи 68 Закона N 44-ФЗ, такой аукцион признается несостоявшимся.
В указанном случае (если электронный аукцион признан несостоявшимся по основанию, предусмотренному частью 20 статьи 68 Закона N 44-ФЗ, в связи с тем, что в течение десяти минут после начала проведения такого аукциона ни один из его участников не подал предложение о цене контракта) в соответствии с пунктами 1 и 3 части 3 статьи 71 Закона N 44-ФЗ оператор электронной площадки в течение одного часа после размещения на электронной площадке протокола, указанного в части 20 статьи 68 Закона N 44-ФЗ, направляет заказчику указанный протокол и в том числе вторые части заявок на участие в таком аукционе, поданных его участниками, а аукционная комиссия в течение трех рабочих дней с даты получения заказчиком таких вторых частей заявок должна рассмотреть их.
В соответствии с пунктом 4 частей 1, 2, 3 статьи 71 Закона N 44-ФЗ контракт с единственным участником такого аукциона, если этот участник и поданная им заявка на участие в таком аукционе признаны соответствующими требованиям Закона N 44-ФЗ и документации о таком аукционе, а также заявка участника подана ранее других заявок на участие в таком аукционе, заключается в соответствии с пунктом 25.1 части 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ.
Общие положения о несостоявшихся торгах
Следует различать понятия:
- отмены торгов по решению организатора — до их проведения;
- признания проведенных торгов несостоявшимися по решению организатора или суда;
- признания состоявшихся или признанных несостоявшимися торгов недействительными судом.
Общие основания для решения о несостоявшихся торгах состоят в следующем:
- Регистрация на торгах только одного участника (п. 5 ст. 447 ГК РФ). Иногда встречаются другие формулировки: о признании удовлетворительной одной заявки либо о прохождении предквалификации (отбора) одним участником (ч. 13 ст. 51, ч. 6 ст. 53, ч. 4 ст. 56 закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от № 44-ФЗ, далее — закон № 44-ФЗ).
- Уклонение победителя от подписания протокола торгов, который приравнивается к договору. Правило выведено Верховным судом из п. 5 ст. 448 ГК РФ (решение ВС РФ от № АКПИ13-430). Уклонение — это нежелание совершить необходимое действие или отсутствие воли на его совершение (см. постановление ФАС УО от , дело № А50-16269/2012).
Несостоявшийся аукцион
Единственная заявка — порядок действий Законы об электронных торгах ФЗ-44 и ФЗ-223 постоянно дополняются и согласовываются с другими нормативными актами. В 2014 году были приняты дополнительные правки в №498-ФЗ и в ст.
25 №44-
ФЗ в рамках которых более подробно рассмотрен вопрос условий несостоявшегося торга. Основания определяются ст. 71, частями 1-3.1 №44-ФЗ.
Важно
При условии, что в работе площадки находилась на рассмотрении единственная заявка на участие в аукционе, именно она считается выигравшей. Ключевой особенностью признания аукциона несостоявшимся по данной причине является допуск к участию в нем только одного участника.
Внимание
Заказчик может заключить контрактное соглашение с единственным участником. Следует учитывать условия, при которых можно подписывать контракт.
Публикация протокола если не подано ни одной заявки
Протокол оценки заявок заказчик оформляет в свободной форме, однако он должен быть максимально информативным. То есть в протоколе рассмотрения и оценки заявок должны быть указаны значимость критериев, предельные значения и порядок оценки заявок. Если заказчик не сделал этого, это является поводом для обращения участника в УФАС, так как будет не ясно, по какому принципу заказчик оценил заявку.
Пример протокола, составленный с минимальным шансом на обжалование: Оценку заявок заказчик обязан провести не позднее чем через 20 дней (календарных) со дня вскрытия конвертов. Но этот срок заказчик может продлить еще на 10 рабочих дней, в случае уведомления об этом всех участников закупки и размещения в ЕИС этих сведений (в случаях проведения конкурса в сфере культуры, науки, искусства).