Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Выплаты ОСАГО по европротоколу: что важно знать». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Европротокол представляет собой специальный бланк. Его выдают в страховой компании, когда автовладелец оформляет полис. Он позволяет оформить произошедшее ДТП без привлечения представителей ГИБДД, что значительно упрощает всю процедуру. Заполняют Европротокол самостоятельно, указывая основные сведения, касающиеся аварии. С ним потерпевший имеет право обратиться в страховую компанию, где проведут свою оценку и назначат размер компенсации.
Как оформить ДТП для получения максимального возмещения с помощью электронных средств фиксации?
Для того, чтобы получить максимальную выплату в 400 000 рублей по европротоколу, необходимо правильно всё оформить. Для начала необходимо убедиться в том, что вы располагаете необходимыми техническими средствами для фиксации происшествия. Как мы уже указали выше, их 2 вида.
- Лимит в 400 тысяч положен, если у вас есть техническое средство контроля, которое фиксирует факт дорожно-транспортного происшествия, а также координаты транспортных средств и передает всю эту информацию через ГЛОНАС в таком виде, который пользователь не имеет возможности поменять.
- Либо если у вас есть смартфон или планшет, на котором установлено программное обеспечение с идентификацией пользователя через ЕСИА Госуслуг, с помощью которого будут фотографироваться поврежденные транспортные средства и вноситься информация о машинах и ДТП. Таких программ две, про них мы уже написали выше.
Нужно иметь в виду, что долго раздумывать, как оформлять ДТП, не стоит, так как при использовании специальных технических средств с «ЭРА-ГЛОНАС» надо будет нажать на кнопку и передать информацию не позднее чем через 10 минут после столкновения. А оформить через мобильные приложения – не позднее чем через 60 минут.
Роль аварийного комиссара
Аварийный комиссар — специалист, оказывающий всестороннюю помощь участникам дорожно-транспортного происшествия. В его работу входит составление схем повреждений, подготовка фотографий, а в некоторых случаях — оказание первой медицинской и психологической помощи. Функции комиссара могут быть шире. Он может оказывать содействие при сборе и составлении документов, представлять интересы пострадавших в страховой компании, обеспечить вызов эвакуатора и т. д.
В 2023 году некоторые страховые компании предоставляют услуги аварийного комиссара бесплатно, в качестве дополнительной услуги при оформлении страховки. В этом случае основные его обязанности — определение страхового случая и оценка вреда. При подписании договора со страховой фирмой, вы можете заранее прописать расширение спектра услуг комиссара, если это предусмотрено.
Действия виновника ДТП по европротоколу в 2023 году
Виновник дорожно-транспортного происшествия всегда рискует столкнуться с непредвиденными затратами. Вот почему ему надо проявлять внимательность при оформлении европротокола. Порой, сложно понять, во сколько обойдется ремонт отдельной детали чужого авто. Мнение о потерпевшем часто бывает субъективным и ошибочным. Чтобы получить примерное представление о стоимости восстановительных работ, имеет смысл связаться с дилером производителя автомашины.
Ежели вы, будучи виновником происшествия по европротоколу, подозреваете, что цена ремонта находится выше уровня максимальных выплат, в 2023 году лучше оформить аварию, воспользовавшись помощью сотрудников ДПС. Это потребует больше времени, но позволит избежать финансовых претензий.
Максимальные выплаты при оформлении ДТП с участием полицейских составляют 500 тыс руб. Виновника обязуют доплатить за ремонт автомобиля только тогда, когда цена восстановительных работ превышает эту сумму.
Если пострадавший по тем или иным причинам отказывается от обращения к работникам ГИБДД, виновник аварии должен запрашивать от него расписку об отсутствии претензий. В этом документе он должен указать, что не имеет финансовых претензий в отношении вреда, нанесенного его автомобилю. Имеется в виду часть, превышающая уровень максимально возможной страховой выплаты по договору страхования, согласно европротоколу. В расписке потерпевший должен указать дату оформления этого документа и поставить свою подпись.
Желательно, чтобы потерпевшая сторона в ДТП указала дополнительные сведения:
- об автомобилях, выступивших участниками аварии;
- подробную информацию об участниках происшествия, в том числе номерах их водительских удостоверений.
Действия в случае отказа страховой по европротоколу
Обоснованные причины отказов в приеме европротоколов со стороны страховой компании в 2022 году могут быть обусловлены:
- ошибками, неточностями и исправлениями в бланке извещения, составления его неразборчивым почерком;
- отсутствием подписи второго водителя;
- нарушением условий, при которых допускается оформление европротокола;
- просроченной датой предоставления документации;
- отсутствием подтверждений с использованием специальных технических средств, при несогласии участников аварии относительно обстоятельств происшествия;
- свидетельствами, подтверждающими, что документ был подготовлен при условиях оказания давления на составителя.
Страховщик не вправе отказывать клиенту, необоснованно требуя предоставления второго экземпляра европротокола, заполненного другим пострадавшим водителем, или в прочих случаях, не предусмотренных законодательством.
Если СК в 2022 году отказывается принимать оформленный европротокол по неправомерным причинам, автовладелец должен отстаивать свои интересы в суде.
Последовательность действий при оформлении ДТП с помощью «Помощника»
Использование цифровой версии облегчает водителям авто процесс заполнения бланка, а страховщикам – получения сведений. Сейчас используются камеры на телефоне, видеорегистраторы, GPS. Поэтому доказать факт и все особенности столкновения легко. Как заполнить Европротокол по ОСАГО через «Помощника»:
Возьмите смартфон и включите передачу данных или подключитесь к сети вай-фай.
- Войдите в личный кабинет в приложении.
- Укажите данные свои и второго водителя, информацию об авто.
- Покажите QR-код человеку для сканирования.
- Водитель ознакомится с информацией, проверит правильность личных данных.
- С помощью геолокации установите нынешнее местоположение автомобилей.
- На листе бумаги ручкой нарисуйте схему аварии с подписями улиц. Дайте машинам названия «А» и «В», согласно тому, кому принадлежат ТС и кто заполняет бланк.
- Сфотографируйте схему через приложение.
- Сделайте фотографии с места происшествия. Помощник будет подсказывать ракурсы, сколько снимков делать и каких. Не забудьте отдельно сфотографировать не только машины и общую картину, но и каждую поврежденную деталь.
- Начните заполнять все поля – место и дата происшествия, кто водители с указанием полных личных данных (ФИО, адрес, телефон и т.д.), свидетели, полная информация о транспортных средствах, кто собственники и непосредственно водители ТС, кто страховщик, место первого удара, полный перечень повреждений, обстоятельства аварии, примечания и подписи.
- Если информации для определенных граф нет, поставьте прочерки.
- Сфотографируйте бумажный заполненный бланк.
- Подпишите его и предложите сделать тоже второму водителю. Для этого предусмотрена кнопка «Подписать». Второй человек подписывает бланк виртуально со своего смартфона.
- Получите уведомление о принятии извещения вместе с номером. Его в течение пяти дней сообщите страховой компании.
- Желательно обменяться контактами со второй стороной, чтобы связаться в случае возникновения трудностей с получением выплат. Это поможет, если ОСАГО по Европротоколу сумма не устроит людей.
Несмотря на фактор стресса, рекомендуется действовать в строгом соответствии с требования законодательства, которые в данной ситуации наиболее полно отображены в пунктах протокола. Такое поведение сможет предупредить появление многих проблем и благополучно разрешить возникшие трудности.
Тем не менее, порядок действий виновника аварии и пострадавшего по Европротоколу достаточно прост для запоминания и включает в себя следующие шаги:
- Прекратить движение и включить аварийную сигнализацию. Если автомобиль в момент ДТП стоял, его не нужно двигать с места.
- Выйти из машины и оценить последствия. Установить аварийный знак. Согласно Правилам дорожного движения знак ставится на расстоянии 15 м от авто в населенном пункте и на расстоянии 30 м за городом.
- Убедиться в отсутствии пострадавших и оценить примерный ущерб, полученный в результате ДТП. Согласовать со вторым участником процедуру оформления дорожного происшествия. Если договориться не удается, вызвать ГИБДД.
- Если стороны пришли к соглашению об оформлении Европротокола, зафиксировать при помощи средств фото- и видеофиксации последствия аварии. Снимать нужно общий план, показывающий расположение машин относительно друг друга и объектов дорожной инфраструктуры, номерные знаки автомобилей, повреждения транспортных средств, следы торможения, места нахождения обломков ТС.
- Убрать автомобили с дороги, если они препятствуют движению. происшествия (Ф. И. О., адрес, телефон). Если возможно, взять с них письменные показания. Показания свидетелей ускорят расследование аварии при возникновении спора уже после того, как участники покинут место ДТП.
- Заполнить Извещение о ДТП.
Бланк Европротокола при ДТП
Знакомое всем водителям Извещение о ДТП — это и есть бланк Европротокола. Дополнительное значение ему придает лишь сама Процедура оформления. Страховые компании обязаны принимать Европротокол без документов дорожной инспекции.
Новая форма Извещения о ДТП вступила в силу с 20 октября 2017 г. (п. 1.4, п.
3 Указаний Банка России № 4192-У от 14.11.16, Приложение 5 к Положению Банка России № 431-П от 19.09.14). По полисам ОСАГО, заключенным до 20.10.17, водители могут использовать бланки Извещений, установленные Приказом МВД РФ № 155 от 01.04.11. Проверить соответствие формы Европротокола можно по документам-основаниям, указанным в правом верхнем углу документа.
Извещение состоит из трех скрепленных листов бумаги, два из которых идентичны и представляют собой экземпляры документа для каждого участника. Лицевая сторона второго листа является самокопирующейся, что позволяет делать записи одновременно на двух экземплярах Извещения. Третий лист — Инструкция по заполнению.
Тем, кто не знает, как выглядит форма бланка в 2023 году, рекомендуем ознакомиться с образцом, представленным в следующем разделе, и убедиться, что принципиальных изменений в документе не произошло.
Что необходимо сделать водителю после того как он попал в аварию
Зачастую автолюбитель при попадании в ДТП сразу расстраивается и забывает, что нужно делать. На самом деле все очень просто.
Водитель, который попал в аварию, должен:
- Остановится. Самое главное, что следует сделать – это прекратить движение и оставить авто в таком состоянии до тех пор, пока аварийный случай не будет зафиксирован.
- Поставить знак аварийной остановки. Согласно правилам, знак должен находиться не менее 15 метров от транспортного средства.
- Сделать фотографии. Главное – это сделать общий снимок, детально повреждения и автомобили с номерным знаком.
- Взять координаты свидетелей и уточнить, есть ли поблизости камера видеонаблюдения.
- Оформить извещение.
Как заполнить форму европротокола?
Правила оформления европротокола при ДТП включают следующие требования, соблюдение которых минимизирует риск возникновения проблем при рассмотрении документов в страховой компании:
- при заполнении бланка используйте простую шариковую ручку — надписи карандашом или гелевой ручкой могут смазаться или стереться, что в дальнейшем сделает их нечитаемыми;
- заполняйте бланк разборчивым почерком или печатными буквами;
- старайтесь избегать появления в документе помарок и исправлений — впоследствии они могут повлечь за собой возникновение дополнительных вопросов и, как следствие, потребовать дополнительных временных затрат на уточнение обстоятельств ДТП;
- заполнить необходимо все предусмотренные бланком графы и поля.
Чтобы узнать, как заполнить европротокол при ДТП, ознакомьтесь с нижеприведенной инструкцией.
- Заполняется лицевая сторона. На этой стадии необходимо:
- указать сведения о месте и дате происшествия. Здесь необходимо указать точный адрес места ДТП, а в том случае, если авария случилась на трассе, зафиксировать ее наименование и номер километра, на котором произошло столкновение. При фиксации даты и времени ДТП также стоит быть предельно внимательным и записывать его время с точностью до минуты;
- зафиксировать информацию о количестве поврежденных автомобилей (2) и отсутствии пострадавших людей (0) . Очевидно, что при оформлении ДТП с использованием европротокола ТС, которым причинен ущерб, не может быть более двух, а людей, получивших травмы, не должно быть вообще. В противном случае сторонам ДТП придется дождаться сотрудников полиции;
- вписать данные свидетелей происшествия (если таковые имеются) ;
- указать точные данные поврежденных транспортных средств, их собственников, а также лиц, находившихся за рулем в момент столкновения;
- внести сведения о страховой компании, застраховавшей ответственность собственника ТС на дату ДТП, а также указать номер страхового полиса и срок его действия;
- описать перечень поврежденных деталей и узлов авто. На этой стадии стоит быть предельно внимательным, ведь любая, даже незначительная на первый взгляд царапина может свидетельствовать о наличии более серьезных повреждений, требующих выполнения сложного ремонта или полной замены детали авто;
- составить схему ДТП. Единых правил ее создания не существует, но, отвечая на вопрос о том, как нарисовать схему ДТП, стоит отметить, что нужно стремиться сделать предельно понятный рисунок, анализ которого не вызовет никаких дополнительных вопросов. Подготовка схемы осуществляется в следующей последовательности:
- на лист бумаги наносится положение участка дороги, на котором произошла авария, с указанием наименования соседних улиц и номеров домов, расположенных поблизости (в том случае, если неподалеку имеются иные ориентиры, например торговые центры, библиотеки и пр., на схеме стоит отметить и их), светофоров, дорожных знаков и разметки и т. п.;
- на подготовленное изображение участка местности схематично наносится положение автомобилей в момент ДТП (как правило, ТС изображаются в виде прямоугольников) с обозначенным на них кодом «А» или «В» (в соответствии с кодом, указанным в извещении на стадии описания ТС); направление езды обозначается стрелками, место удара — символом Х;
- под графическим изображением необходимо дать расшифровку всех условных обозначений, использованных при создании схемы;
- в графе 15, при необходимости, можно указать сведения, отсутствующие в пункте 16.
Если лицевая сторона полностью заполнена, схема нарисована и у участников нет разногласий (в т. ч. виновности), водители ставят свои подписи в пунктах 15 и 18 и разрывают страницы извещения для самостоятельного оформления оборотной стороны.
- Заполняется обратная сторона. Здесь каждый участник аварии подробно описывает свое видение сложившейся ситуации, а также указывает, под чьим управлением находилось ТС в момент аварии (собственника или иного лица). В графе «Примечания» вы можете записать сведения о наличии дополнительной информации о ДТП, полученной в ходе ведения фото- и видеосъемки (в том числе и при помощи видеорегистратора).
- Если после подписания и разъединения бланков извещения о ДТП необходимо внести в документ корректировки или дополнения, они должны быть заверены подписями обоих участников.
Если не сдал европротокол
Иногда виновники ДТП не сдают собственные экземпляры европротокола в страховую компанию. Как в этом случае поступить потерпевшему?
В соответствии с действующим законодательством 2022 года, потерпевшая сторона имеет право подать заявление о выплате страховки и ожидать своевременной компенсации. Страховщик не может отказать ей на основании отсутствия экземпляра протокола со стороны виновника.
Если отмечаются задержки с выплатами, потерпевший может обратиться с жалобой в ФСФР. За каждый день просрочки начисляются пени.
Виновной стороне, задерживающей отправку извещения, следует учесть, что согласно федеральным законам, страховая компания имеет право потребовать у виновника ДТП возместить ту сумму, которую они выплатили пострадавшему клиенту. Если же у виновника имеется уважительная причина задержки, он может ходатайствовать в суде о восстановлении пропущенного срока.
В каких случаях требуется приложение или ЭРА-ГЛОНАСС?
6. В случае оформления документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции данные о дорожно-транспортном происшествии должны быть зафиксированы его участниками и переданы в автоматизированную информационную систему обязательного страхования, созданную в соответствии со статьей 30 настоящего Федерального закона, одним из следующих способов:
а) с помощью технических средств контроля, обеспечивающих оперативное получение формируемой в некорректируемом виде на основе использования сигналов глобальной навигационной спутниковой системы Российской Федерации информации, позволяющей установить факт дорожно-транспортного происшествия и координаты места нахождения транспортных средств в момент дорожно-транспортного происшествия;
б) с использованием программного обеспечения, в том числе интегрированного с федеральной государственной информационной системой «Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме», соответствующего требованиям, установленным профессиональным объединением страховщиков по согласованию с Банком России, и обеспечивающего, в частности, фотосъемку транспортных средств и их повреждений на месте дорожно-транспортного происшествия.
6. При оформлении документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции для получения страхового возмещения в пределах 100 тысяч рублей при наличии разногласий участников дорожно-транспортного происшествия относительно обстоятельств причинения вреда в связи с повреждением транспортных средств в результате дорожно-транспортного происшествия, характера и перечня видимых повреждений транспортных средств либо страхового возмещения в пределах страховой суммы, установленной подпунктом «б» статьи 7 настоящего Федерального закона, при отсутствии таких разногласий данные о дорожно-транспортном происшествии должны быть зафиксированы его участниками и переданы в автоматизированную информационную систему обязательного страхования, созданную в соответствии со статьей 30 настоящего Федерального закона, одним из следующих способов:
- с помощью технических средств контроля, обеспечивающих оперативное получение формируемой в некорректируемом виде на основе использования сигналов глобальной навигационной спутниковой системы Российской Федерации информации, позволяющей установить факт дорожно-транспортного происшествия и координаты места нахождения транспортных средств в момент дорожно-транспортного происшествия;
- с использованием программного обеспечения, в том числе интегрированного с федеральной государственной информационной системой «Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме», соответствующего требованиям, установленным профессиональным объединением страховщиков по согласованию с Банком России, и обеспечивающего, в частности, фотосъемку транспортных средств и их повреждений на месте дорожно-транспортного происшествия.
Страховщики обеспечивают непрерывное и бесперебойное функционирование информационных систем, необходимых для получения сведений о дорожно-транспортном происшествии, зафиксированных способами, указанными в настоящем пункте. Неполучение страховщиком сведений о дорожно-транспортном происшествии, зафиксированных его участниками и переданных в автоматизированную информационную систему обязательного страхования в соответствии с настоящим пунктом, не является основанием для отказа в страховом возмещении или при отсутствии разногласий участников дорожно-транспортного происшествия относительно обстоятельств причинения вреда, характера и перечня видимых повреждений транспортных средств для осуществления страхового возмещения в пределах суммы, установленной пунктом 4 настоящей статьи.
Можно ли требовать доплаты со страховой компании, при превышении лимита выплат по Европротоколу?
После подачи документов в страховую компанию, на основании пункта 10, статьи 12 закона «Об ОСАГО», страховая компания должна назначить Вам дату осмотра Вашего автомобиля. Осмотр автомобиля должен состояться в течение 5 дней, с момента подачи документов (пункт 11, статьи 12 закона «Об ОСАГО»). Также в течение 20 дней, со дня подачи документов, страховая должна выдать направление на ремонт.
Транспортные средства, находящиеся в собственности граждан, и зарегистрированные на территории РФ, на основании пункта 15.1 закона «Об ОСАГО», при возникновении страхового случая, дающего право на возмещение ущерба в рамках ОСАГО, направляются на ремонт в СТО, кроме случаев, предусмотренных пунктом 16.1 закона «Об ОСАГО», при наличие которых, положена денежная выплата.
Так как в Вашем случае ДТП было оформлено по протоколу, то скорее всего Вас направят на ремонт в СТО, но мы знаем, что суммы возмещения от страховой не хватит на полноценный ремонт, так как сумма ущерба, превышает лимит.
Как поступит страховая, если очевидно, что при выплате максимальной суммы по Европротоколу, она не покроет реальную сумму ущерба?
Регрессное требование по Европротоколу (как действовать)
На это в нашем законодательстве есть простые и понятные рекомендации!
На основании пп. «Д», пункта 16.1, статьи 12 закона «Об ОСАГО», в случае если стоимость восстановительного ремонта транспортного средства, превышает установленную максимальную сумму возмещения при оформлении ДТП по Европротоколу и потерпевший не согласен произвести доплату за ремонт на СТО, то возмещение ущерба, производится путем выдачи суммы страховой выплаты.
Что бы не быть голословным, вот статья закона и пункт, где об этом сказано.
Статья 12. Порядок осуществления страхового возмещения причиненного потерпевшему вреда
…
16.1. Страховое возмещение вреда, причиненного легковому автомобилю, находящемуся в собственности гражданина и зарегистрированному в Российской Федерации, осуществляется путем выдачи суммы страховой выплаты потерпевшему (выгодоприобретателю) в кассе страховщика или перечисления суммы страховой выплаты на банковский счет потерпевшего (выгодоприобретателя) (наличный или безналичный расчет) в случае:
…
д) если стоимость восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства превышает установленную подпунктом «б» статьи 7 настоящего Федерального закона страховую сумму или максимальный размер страхового возмещения, установленный для случаев оформления документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции, либо если в соответствии с пунктом 22 настоящей статьи все участники дорожно-транспортного происшествия признаны ответственными за причиненный вред при условии, что в указанных случаях потерпевший не согласен произвести доплату за ремонт станции технического обслуживания;
Вывод такой, или отказываемся от доплаты на СТО, или соглашаемся на доплату из своего кармана.
Скажу так, соглашаться на доплату из своего кармана в данной ситуации крайне невыгодно, потому как после получения денег, Вы сможете обратиться в любой понравившийся и проверенный Вами автосервис. Вносить доплату все равно придется, но плюс в том, что сроки ремонта точно будут сжатые, по качеству ремонта Вы сможете повлиять уже на автосервис, здесь и сейчас, а не через страховую при направлении на ремонт. Есть возможность договориться с автосервисом, что Вам поставят контрактные запчасти (БУ детали), которые возможно будут оригинальные, и денег от страховой, может вполне хватить на полноценный ремонт, или доплата окажется незначительной.
Чтобы не попасть в затруднительную ситуацию, советую при общении со страховой, относительно вопроса доплаты за ремонт и получения направления, ничего не глядя не подписывать. Внимательно читаем документы, которые Вам будет передавать страховая и только если Вас устраивают все пункты документа, подписываем его.
Если Вам выдают направление на ремонт, то внимательно читаем его, там может быть прописан пункт, согласно которому, Вы после получения данного акта и выражением согласия на ремонт, соглашаетесь и на произведение доплаты на СТО. Это невыгодно, так как ремонт может стоить дороже, никто не гарантирует его качество, сроки могут затянуться, доплата может потребоваться значительная, а так как Вы согласились на данный способ возмещения, то после изменить его на выплаты, в добровольном порядке, уже не получится.
Что касается взыскания со страховой суммы сверх лимита по Европротоколу?
На основании пункта 8, статьи 11.1 закона «Об ОСАГО», потерпевший не вправе предъявлять страховой дополнительные требования о возмещении ущерба, размер которых, превышает предельный размер страхового возмещения, определенный на основании пунктов 4 и 6, статьи 11.1 закона «Об ОСАГО».
Вот пункт 8, статьи 11.1 закона «Об ОСАГО».
Статья 11.1. Оформление документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции
…
8. Потерпевший, которому осуществлено страховое возмещение вреда, причиненного его транспортному средству в результате дорожно-транспортного происшествия, документы о котором оформлены в соответствии с настоящей статьей, не вправе предъявлять страховщику дополнительные требования о возмещении вреда, причиненного его транспортному средству в результате такого происшествия, в той части, в которой совокупный размер осуществленного потерпевшему страхового возмещения и предъявленного страховщику дополнительного требования о возмещении указанного вреда превышает предельный размер страхового возмещения, установленный соответственно пунктами 4 и 6 настоящей статьи.
Положения законодательства, явно дают понять, что если потерпевший оформил ДТП, без участия сотрудников полиции, путем оформления протокола, то страховая компания возмещает ущерб, в пределах установленной по закону максимальной суммы, то есть или 100000 рублей, или 400000 рублей.
Все, что выходит за пределы данных сумм, страховая возмещать не обязана по закону.
Это положение подтверждается пунктом 14, Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.12.2017 N 58 «О применении судами законодательства об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», где сказано следующее:
14. Если при наступлении страхового случая между участниками дорожно-транспортного происшествия отсутствуют разногласия по поводу обстоятельств происшествия, степени вины каждого из них в дорожно-транспортном происшествии, характера и перечня видимых повреждений транспортных средств, причинителем вреда и потерпевшим может быть заключено соглашение о страховой выплате в пределах сумм и в соответствии со статьей 11.1 Закона об ОСАГО путем совместного заполнения бланка извещения о дорожно-транспортном происшествии (статья 421 ГК РФ, пункт 2 статьи 11.1 Закона об ОСАГО).
При наличии такого соглашения осуществление страховщиком страховой выплаты в соответствии со статьей 11.1 Закона об ОСАГО в упрощенном порядке прекращает его обязательство по конкретному страховому случаю (пункт 1 статьи 408 ГК РФ).
То есть, если страховая компания по Европротоколу выплатила потерпевшему максимальную сумму в пределах 100000, или 400000 рублей, то страховая по закону исполнила свои обязательства перед потерпевшим и более с нее ничего требовать не получится. В таком случае суд не встанет на сторону потерпевшего.
Со страховой все понятно, получили максимальную сумму, взять более нечего, но остался еще один вопрос!
Можно ли требовать доплаты с виновника ДТП, в случае если сумма ущерба, превысила лимит над максимальной выплатой по Европротоколу?
Что такое Европротокол и когда его можно оформить?
Европротокол – это упрощенная процедура оформления ДТП без вызова сотрудников ГИБДД, при которой необходимо всего лишь заполнить бланк-извещение о дорожно-транспортном происшествии. Воспользоваться процедурой можно в случае:
- если в ДТП участвуют только 2 автомобиля и нет пострадавших;
- если при столкновений двух автомобилей не пострадало другое имущество (забор или столб, например);
- ущерб по предварительной оценке не превышает максимальную сумму страховой выплаты по ОСАГО;
- оба участника ДТП имеют действующий полис ОСАГО (или Грин Карту);
- оба участника согласны оформить ДТП без участия ГИБДД и подписать европротокол.
Если все вышеупомянутые условия соблюдены, можно приступить к заполнению извещения о ДТП. Важный момент при оформлении европротокола – не должно быть разногласий между участниками аварии, водители должны определить, кто из них виновен в ДТП и зафиксировать это в документе. Если обстоятельства аварии вызывают сомнения, адекватно оценить ущерб не получается, а со вторым участником ДТП имеются разногласия – оформлять ДТП следует с помощью сотрудника ГИБДД.
Компенсация на сегодняшний день
Выплата за ремонт авто будет положена тогда, если участники будут согласны с суммой возмещения. Если участвовали больше двух автомобилей, то составление европротокола невозможно.
Срок действия протокола не более пяти дней. В случае если в течение этого времени не предоставлялись документы, то в возмещении будет отказано.
Если потерпевший попал в ДТП, но не отправил дело в организацию и обратился уже после допустимого периода, то он может рассчитывать на возмещение в размере 50 000 рублей.
В серьезных авариях, при которых сумма будет больше 100 000 рублей необходимо вызвать сотрудника ДТП. В составлении должен быть один виновник и один потерпевший. Если один из участников не будет согласен необходимо оспорить решение в суде. Даже несмотря на это обращение страховая компания должна оплатить сумму по европротоколу.
Если страховая компания занизила стоимость или отказала в выплате можно подать претензию в судебные инстанции. Страховщик может рассмотреть материалы дела и дать ответ в течение десяти дней.
При нарушении прав можно обратиться с письменным обращением в Банк России. Эта организация контролирует работу каждой страховой компании.