Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Семейное образование: почему я не отправил детей в школу и что из этого вышло». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Традиционное школьное образование требует ежедневного посещения уроков за исключением выходных, подразумевает жесткое расписание уроков, ориентирование на средний показатель в классе, неукоснительное следование календарно-тематическому плану предмета. Такая форма образования подходит не каждому ребенку.
Интернет стирает границы и территориальные различия. Теперь необязательно для участия в мероприятии приезжать туда лично. Есть большой выбор дистанционных конкурсов, где даются интересные задания, а главное, присутствует элемент соревновательности, которого не хватает при семейном образовании.
Еще более захватывающим становится участие в онлайн-конференциях и олимпиадах, когда идет живое общение и задачи решаются совместно. Такие формы занятий подстегнут любознательность ребенка, позволят обменяться опытом, особенно, когда выходят на контакт несколько человек, увлеченных одной темой.
За участие в дистанционных конкурсах и олимпиадах выдаются свидетельства, где указан предмет, уровень, количество баллов. Документы пригодятся при поступлении в высшее учебное заведение, если будет выбрано очное обучение.
Сложности с оформлением
Перед тем, как общаться с представителями органов местного самоуправления и директором школы по поводу перевода ребенка на семейное обучение, полезно почитать Федеральный закон «Об образовании», чтобы иметь возможность убедительно оперировать статьями при разговоре. Потому что на практике переход на семейное образование порой осложняется препонами со стороны школьной администрации и чиновников.
Далеко не во всех школах администрация знает в точности права родителей и свои обязанности. Поэтому, если быть неподготовленным, то можно наткнуться на весьма вольные трактовки существующих законов. Увы, не в пользу родителей. Но в этом случае важно уверенно добиваться своих целей и быть готовым доходчиво разъяснить смысл законодательных нормам.
В крайнем случае, можно вообще не общаться с чиновниками и администрацией школы, отправив все документы через почту.
Личное общение может понадобиться только для решения организационных вопросов по поводу промежуточной аттестации ребенка в школе. К слову, если директор при этом отказывается проводить аттестацию по вашему графику, требуйте у него письменный ответ с обоснованием и ссылками на соответствующие законы. Зачастую это срабатывает, и родители добиваются своего.
В каких случаях точно стоит перейти на семейное образование? Советы родителям
Идея о домашнем обучении приходит в голову родителям не просто так. Возможно, вы просто хотите дать ребёнку более качественное образование, развить его таланты для достижения успехов в будущем. Однако есть признаки, на которые стоит ориентироваться, принимая судьбоносное решение.
Семейное образование рекомендуется выбирать, если:
- Ребёнок вундеркинд. Школьнику, который значительно опережает в развитии сверстников, попросту скучно обучаться по стандартной программе. Он начинает баловаться, капризничать, затем и вовсе лишается интереса к учёбе. Дома он сможет реализовать свои возможности без ограничений.
- У ребёнка много дополнительных кружков. Общеобразовательная программа – это необходимость, а хобби для души. Чтобы ребёнок был успешным в разных сферах, можно смело выбирать семейное обучение.
- Семья часто переезжает. Сложно каждый раз адаптироваться к новому классу, ученикам и обстановке. Обучение в домашних условиях снизит стресс от регулярной смены места жительства.
Если ребёнок собирается идти в первый класс
Если ребёнок только собирается идти в первый класс, то вам не нужно самостоятельно записываться в школу и писать заявления на имя директора. Вам нужно сразу идти в департамент образования и там писать документ под названием «Уведомление о переходе на семейную форму обучения». Специалист с вами поговорит, задаст вопросы и если увидит, что решение ваше не спонтанное, а продуманное, направит в конкретную школу, которая будет удобна и вам. Вы будете прикрепляться к этой школе в качестве экстерна для сдачи промежуточных аттестаций.
Имейте в виду — каждая школа имеет Устав. В нём чётко написано о порядке аттестаций, в том числе и для экстернов. В одной школе дети сдают аттестации каждую четверть, в другой — по триместрам, в третьей — по полугодиям, а в четвёртой — сразу за год. Какие-то школы разрешают сдавать предметы по блочной системе. Другие настаивают на посещении всех контрольных работ. Всё это нужно узнать заранее, желательно ещё до того, как вы пойдёте в Департамент.
Таким образом, шаги родителей будущих первоклассников, которые пойдут не в школу, а на семейное обучение, следующие:
- изучить Уставы окрестных или подходящих школ (можно выписать себе в записную книжку);
- записаться на приём в Департамент образования и заполнить там Уведомление о переходе на семейное обучение;
- выслушать рекомендации Департамента о том, к какой школе лучше прикрепиться, свериться со своим списком;
- получить направление в школу для прикрепления на экстернат;
- подойти к директору школы для решения организационных вопросов, согласования дат и кратности аттестаций, прикрепления к ответственному учителю.
Что делать, если вы решили организовать семейную школу на дому
Если родители решили перевести ребенка в семейный класс, у них есть два варианта: присоединиться к уже существующей семейной школе или создать свою. У первого варианта есть существенные трудности: во-первых, их могут просто отказаться принять; во-вторых, даже если родители согласятся обучать подростка вместе со своими детьми, семье придется подстраиваться под уже выбранную программу обучения. Поэтому некоторые родители предпочитают организовать собственную семейную школу. Разбираемся, что для этого нужно.
- Отчислиться из общеобразовательной школы и перевести ребенка на домашнее обучение. Для этого необходимо написать заявление и соблюсти соответствующую процедуру.
- Найти семьи, готовые присоединиться к обучению. Возможно, такие найдутся среди одноклассников ребенка. Если в классе желающих нет, можно разместить объявление в социальных сетях и найти единомышленников.
- Определить бюджет: для создания семейной школы необходимы, во-первых, педагоги, во-вторых, помещение. Кроме того, расходов потребует закупка тетрадей, учебников, канцелярии и различного оборудования. Родителям необходимо договориться между собой, как они будут распределять траты.
- Определиться с форматом занятий — очные или онлайн. Поскольку ребенок уже не зависит от школы, можно отдать предпочтение любой форме обучения.
- Выбрать учебную программу. Родители могут сделать это по своему усмотрению или обратиться к методисту. Важно помнить: семьям придется договариваться, чтобы программа устраивала всех.
- Составить режим: сколько дней в неделю дети будут учиться, в какое время, будут ли задаваться домашние задания и ставиться оценки.
- Найти педагогов. Не обязательно обращаться именно к учителям общеобразовательной школы. Родители могут нанять репетиторов, тьюторов, психологов и т.д.
- Выбрать школу, в которой дети будут проходить аттестацию в конце года и прикрепиться к ней. Ученикам семейных классов все равно необходимо подтверждать успешное прохождение программы, поэтому этот шаг крайне важен.
Единственный выход — честность
Аттестация становится серьезной проблемой не только из-за того, что ее сложно получить, но из-за принципиального несовпадения требований государства со взглядами прогрессивных «семейников». Времена меняются, меняются и представления родителей о том, чему именно стоит учиться их детям, и часто они никак не коррелируют с программой общеобразовательных школ. При этом аттестация обязательна. Как тут быть?
Выход один: обучать по индивидуальной программе и параллельно подстраиваться под государственные требования. Дети сами отлично видят разницу между увлекательным процессом получения знаний на СО и методичным натаскиванием на прохождение формальных тестов. Поэтому, убеждена Светлана Марзеева, идею о разграничении понятий образования и аттестации нужно доносить до них со всей честностью.
Младшеклассникам это объяснить сложнее. Ребята постарше сами понимают необходимость адаптации к системе. Но есть кейсы, когда учащиеся сознательно отказываются от промежуточной аттестации и окончания 11 классов: сдают экстерном девять классов, и на этом останавливаются. Это правомерный вариант, а в случае изменения решения закон предусматривает право вновь прикрепиться к школе и сдать ЕГЭ.
«Все это возможно, и родителям не нужно изменять своим идеалам и интересам», — заключает Светлана Марзеева.
Чтобы глубже погрузиться в тему семейного образования, почитать мнения экспертов, истории успеха, поразмыслить о возникающих проблемах и пообщаться с «семейниками», мы сделали подборку тематических ресурсов. Все они содержат полезную практическую информацию, а их «отцы-основатели» открыты для общения.
Семейное образование как форма обучения
Семейное обучение – это способ получения образования на дому. Данный метод применим в отношении детей, обучающихся по программе 1-9 классов. Ученики, достигшие возраста 15 лет и получившие средний уровень образования, занимаются по другой схеме – самообразованием.
Плюсы семейного образования
- Уникальный план занятий. Родители, контролирующие обучение ребенка на дому, самостоятельно определяют его расписание. Кроме того, учитываются его способности запоминать информацию, на основании чего подбираются индивидуальные методики изучения материала.
- Отсутствует негативное влияние сверстников и давление со стороны учителей.
- Возможность заниматься в подходящее время. Некоторые дети по природе «совы», и раннее утро – не лучшее время для умственной деятельности. Дома есть возможность поглощать новые знания тогда, когда мозг наиболее активен.
- Участие родителей, которые хорошо знают все особенности и таланты своего ребенка. Их помощь и поддержка способствуют раскрытию его способностей, которые пригодятся в дальнейшем.
Когда мы сообщили родственникам о переходе на семейное образование, все приняли новость довольно спокойно. Сейчас периодически возникают вопросы: «А что дальше? Когда-то ведь нужно возвращаться в школу».
Если честно, я стараюсь не загадывать. До пятого класса мы точно собираемся оставить семейное образование.
Если Лев захочет вернуться в школу — он вернется, я не буду препятствовать. Другое дело — что он уже вкусил всю прелесть свободной жизни и обгоняет своих одноклассников по программе. Будет ли ему интересно в школе при таком раскладе — вопрос спорный.
Думаю, логичным продолжением в средней школе было бы заочное обучение: все-таки иностранный язык — это то, что нужно практиковать общаясь с другими людьми, а естественные науки немыслимы без опытов и практических работ, с этим школа справится лучше меня.
Не исключено, что у нас появятся репетиторы, если в этом будет необходимость. В общем поживём — увидим.
А пока мы ходим в школу на аттестации раз в четверть. Одни предметы (окружающий мир и чтение, к примеру) он сдает учителю устно тет-а-тет, по другим (математика, русский и французский языки) Лев пишет итоговые контрольные работы вместе с одноклассниками. Есть и другая форма аттестации: например, по физкультуре мы сдаем доклады, а по информатике — рабочую тетрадь на печатной основе с выполненными за отчетный период заданиями. По итогам третьей четверти у Лёвы вышло четыре пятерки и пять четверок, то есть, вопреки мнению завуча, ребенок не стал учиться хуже.
А впереди нас ждет итоговая аттестация за второй класс. К ней мы готовы, и страха или волнения ни у меня, ни у сына нет.
Шаг 4. Обучаем ребенка
Вопросы обучения «семейники» решают по-разному, сколько семей — столько и вариантов. Все зависит от ваших целей и возможностей.
Что вы хотите получить на выходе? Считаете ли вы достаточными знания, которые ребенок получит, готовясь к школьным аттестациям? Или, возможно, они не имеют ничего общего с образованием, которое вы хотели бы для своего ребенка?
Важны ли для вас «пятерки»? Или же СО для вас — это максимум свободного развития ребенка и вынужденное соответствие требованиям федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) (а значит, и «троек» достаточно)?
Предпочитаете вы структуру и систематические занятия или вам близок подход, при котором важно создавать образовательную среду, а ребенок сам возьмет все, что сможет унести? Это крайние варианты, а ведь есть много промежуточных!
Определитесь со своими целями, а затем ответьте себе на очередные вопросы. Сколько времени вы готовы уделять обучению ребенка? Можете ли делать это сами? Есть ли у ребенка навык самостоятельной учебы? Если силами семьи вопрос обучения не решить, то есть ли финансовая возможность привлечь репетиторов (очно или по скайпу) или оплатить альтернативную школу? А может, вы хотите скооперироваться с единомышленниками и создать свою семейную школу? Или присоединиться к уже существующей?
К сожалению, ни на один из этих вопросов нет правильного ответа. В вопросах обучения не бывает универсальных решений, просто потому, что все дети разные, все люди разные. И возможность учитывать уникальные особенности наших детей — самый главный плюс семейного образования. Поэтому есть смысл читать и слушать, как строят обучение другие семьи, примерять на себя, пробовать и оставлять то, что хорошо работает именно в вашем случае.
Критика семейной формы получения образования
Есть люди, которые критикуют семейное образование, а есть те, кто не доволен общеобразовательной школой. И вторых с каждым годом становится все больше. Дело в том, что учителя, при всем уважении, отстают в развитии от детей.
Это стоит объяснить подробнее:
- они перестали заниматься своим образованием (школа, как известно, не имеет с ним ничего общего);
- прямолинейно подходят ко всем ученикам, не учитывая способности каждого;
- занижают или завышают оценки, что вызывает недовольство и отказ от учебы;
- сначала отбивают желание получать знания, а затем пытаются решить эту проблему наказанием.
Особенности домашнего обучения: школа на дому
Домашнее обучение – форма образования, предполагающая, что учителя школы, за которой ребенок закреплен, будут посещать школьника на дому, либо ребенок будет посещать школу по индивидуальному расписанию.
Подчеркнем, данная форма обучения доступна не каждому. Ее применяют преимущественно к ученикам, имеющим серьезные проблемы со здоровьем (либо другие уважительные причины, по которым ребенок не может посещать уроки в школе). Основанием для перевода ребенка на домашнее обучение являются документы, подтверждающие невозможность посещения образовательной организации.
Обучение на дому или индивидуальное обучение имеет общие черты, как с очным, так и с семейным образованием. Ребенок числится в определенном классе, получает школьные учебники, делает домашнее задание и сдает контрольные работы в одинаковый с остальными школьниками период. То есть, по сути школьник живет по обычному школьному расписанию за одним исключением — он не ходит в школу. За ребенком закрепляются определенные учителя, которые в отведенное время по согласованному расписанию приходят к ученику домой, и проводят с подопечным индивидуальные занятия, объясняя новые темы с соблюдением установленной школьной программы обучения.
Домашнее обучение имеет нечто общее с репетиторством. Однако работа учителей-«репетиторов» оплачивается из средств государственного бюджета и все оценки ученика заносятся в журнал успеваемости (чего не может сделать обычный репетитор).
Еще одной отличительной особенностью домашнего обучения является отсутствие необходимости в прохождении программы по необязательным предметам. То есть, если учебным планом отведено определенное количество часов на точные и гуманитарные науки (физика, химия, математика, языки и литература, биология и т.д.), то школьник обязан пройти их полностью. Но изучать второстепенные предметы, такие как музыка, физическая культура, рисование и т.д., ему не нужно. Родители или ребенок могут также самостоятельно выбрать желаемый формат обучения: посещение ребенком школы в установленное время или посещение учителем ребенка на дому.
Домашнее обучение хорошо подходит для школьников, чье физическое или психологическое состояние не позволяет выдерживать полную нагрузку в школе. Благодаря исключению дополнительных предметов у них появляется возможность уделять больше времени отдыху и изучению основных предметов.
Кроме того, родители могут быть абсолютно уверенными, что их ребенок занимается с квалифицированным педагогом, знающим свой предмет и умеющим донести эти знания до ребенка. Индивидуальное обучение также значительно улучшает подготовку, так как в этом случае учитель находится наедине с ребенком, и ему не нужно уделять внимание еще 30 школьникам. А это означает, что им удастся изучить больше материала за один урок и при необходимости остановиться на сложных темах.
Другими словами, домашнее обучение – такая же ответственность школы за образование ребенка и такой же уровень подготовки, как и при очном обучении, но в более облегченной форме.
Плюсы и минусы семейного образования и домашнего обучения
Семейное образование — сложное явление, так что плюсы и минусы зависят от того, как именно оно организовано. Однако целом плюсы этой формы образования таковы:
- ребенок учится дома, а значит он защищен от возможных проблем со сверстниками: буллинг, драки, конфликты;
- обучение может быть более разнообразным: акценты расставлены на тех предметах, которые действительно интересны ребенку, он занимается тем, что ему нравится и будет полезно.
Но у этих плюсов есть и обратная сторона:
- проблемы со сверстниками, «драма в школе» — важный этап социализации для ребенка: без этого опыта ему будет сложно адаптироваться ко взрослой жизни;
- родители не всегда в состоянии дать ребенку хорошую базу знаний, которая закладывается в школе.
Школьники, но без школы
Наша дочь перешла на семейное образование во второй четверти 6 класса и осталась прикрепленной к школе, в которой училась. Помимо того, что она числится в этом учебном заведении, не посещая его каждый день, она осталась и в том классе, в котором училась и у того же классного руководителя. Нам сказали, что отличается наше положение от других детей тем, мы не посещаем школу каждый день, обучаясь дома.
Завуч рассказала нам о том, что по желанию мы можем пользоваться библиотекой, посещать мероприятия, которые посещает класс дочери, ходить на лабораторные и контрольные работы, получать консультации преподавателей по всем предметам. Раз в год, в мае, мы договорились сдавать экзамены.
Так мы превратились в «семейников». Новая жизнь для нас началась с известия о том, что в нашей школе на семейном обучении находятся только несколько детей из начальных классов и один девятиклассник-двоечник, который проходит лишь те предметы, по которым у него двойки. Опыта образования среднего звена ни у директора, ни у преподавателей не было и мы стали первопроходцами в этом деле.
Плюсы семейного обучения
Огромным плюсом нашей формы обучения является более глубокое общение с дочерью. Да, у нас возникает сейчас гораздо больше напряжений, чем раньше, но это более качественные отношения, более плодотворные и созидающие.
Часто перед родителями и перед самими детьми стоит дилемма, какую профессию приобретать после школы. Много времени тратится детьми на то, что им не интересно, и что не пригодится в жизни. На семейном образовании у нашей дочери раскрылись стремления ее души, мы увидели, чем ей по-настоящему нравится заниматься, к чему ее тянет, за чем она готова проводить часы и дни напролет. Школа не оставляла нашему ребенку времени на это.
Наконец наша дочь начала вникать в те предметы, которые ей сложно давались в школе, и лучше понимать их. В спокойной обстановке, когда никто не отвлекает, ей легче сосредоточиться. К тому же мы выбираем свой ритм изучения предметов, так, легкие темы мы проходим быстро, а на сложных задерживаемся. Вполне возможно, что оценки у нашей дочери на аттестации будут ниже, чем в школе, но знаний окажется больше.
Таков наш пока еще небольшой опыт семейного образования. У каждого, выбравшего эту форму обучения, будет своя картинка и свое мнение на счет того, стоит ли продолжать учиться дома, или вернуться в школу. На сегодняшний день я могу смело сказать, что семейное образование – это нелегко, но все вложения сил, эмоций, времени и финансов обязательно принесут хорошие плоды всем, рискнувшим обучать своих детей самостоятельно.