Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Cрок возврата переплаты по налогу в 2021 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
По мнению налоговиков, часто встречающемуся на практике, поскольку процедура принудительного взыскания налога начинается с момента выставления требования о его уплате, добровольное исполнение налогоплательщиком решения о привлечении к налоговой ответственности до получения указанного требования не может квалифицироваться как взыскание. К данным отношениям при признании в последующем решения инспекции недействительным подлежит применению ст. 78 НК РФ, регулирующая возврат излишне уплаченных сумм налога.
Можно ли три года исчислять с даты выдачи справки о состоянии расчетов с бюджетом?
В деле № А76-12783/2016, рассмотренном в Постановлении АС УО от 14.03.2017 № Ф09-406/17, проанализирована следующая ситуация. ИНФС в конце 2015 года выдала организации (по ее запросу) справку о состоянии расчетов с бюджетом, где была отражена переплата по налогу на прибыль и НДС, уплаченным в 2007 – 2011 годах.
На основании этой справки организация подала в ИФНС заявление о возврате налоговой переплаты. Однако ей было отказано из-за пропуска трехлетнего срока, установленного п. 7 ст. 78 НК РФ. По мнению налоговиков, организация должна была знать и знала об имеющейся переплате и раньше, поскольку она сдавала в 2008 – 2011 годах первичные и уточненные декларации, но не воспользовалась правом на подачу заявления о возврате переплат в пределах установленного срока.
Между тем арбитры приняли довод организации о том, что о наличии переплаты ей стало известно только после получения справки о состоянии расчетов. Поэтому отправной точкой для исчисления трехлетнего срока для возврата переплаты они признали дату выдачи справки о состоянии расчетов. Арбитры также учли, что налоговики в данном деле самостоятельно засчитывали переплату по налогу в счет недоимки. При этом решения о зачетах не принимались и уведомления в адрес налогоплательщика не направлялись. Следовательно, о точной сумме переплаты организация могла узнать только из извещения о переплате (справки о состоянии расчетов с бюджетом, актов сверок по налогам).
Справедливости ради следует отметить: судебная практика по этому вопросу не является однородной. Есть судебные акты, в которых указывается, что справки расчетов с бюджетом и акты сверки не являются единственными документами, свидетельствующими о возникновении у налогоплательщика переплаты. Эти документы, по мнению судей, лишь отображают состояние его расчетов с бюджетом (см., например, постановления АС ЗСО от 07.09.2016 № Ф04-3529/2016 по делу № А45-6464/2015, АС ПО от 18.08.2017 № Ф06-23272/2017 по делу № А55-18404/2016).
Наиболее частые причины налоговых переплат
Условно можно поделить причины по переплате выплат в государственную казну на четыре пункта:
- Естественные причины. К ним относятся те случаи, когда в результате своевременных авансовых платежей у предприятия по итогам года образовывается переплата;
- Вынужденная переплата или ошибочное списание налогов специалистами налоговой инспекции в двойном размере. Такое возможно, если, к примеру организация имеет несколько счетов или тогда, когда налогоплательщик оплатил налог с задержкой, а налоговики уже успели передать сведения о должнике судебным приставам, которые и взыскали налог с р/с;
- Ошибки, допускаемые бухгалтерами при оформлении платежных документов. Стоит отметить, что не всякая ошибка может привести к переплате, тем не менее, следует внимательно следить за формированием платежек, чтобы в дальнейшем не требовалось прибегать к специальным мерам по возврату излишне оплаченных налоговых сборов;
- Ошибки в налогоисчислении. Довольно часто такое бывает при подсчете налогооблагаемой базы, в том числе, например, при распределении расходов между двумя системами налогообложения (если такое практикуется в организации или ИП) или же неправильное применение налоговой ставки. Основную опасность тут представляет непреднамеренное занижение налога, которое при обнаружении инспекторами налоговой службы может привести к административным санкциям и штрафным взысканиям.
Данный список не является окончательным, поскольку практика такова, что переплата может случиться самым неожиданным образом. В любом случае, какова бы ни была ее причина, следует тщательно подготовиться, прежде чем обращаться в налоговую службу за ее возвратом.
Возврат через суд также допустим.
Исковое заявление в суд может быть подано в течение трех лет, считая со дня, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать о факте излишнего взыскания налога (абз. 2 п. 3 ст. 79 НК РФ).
Вместе с тем, по мнению контролеров на местах, налогоплательщик не вправе претендовать на возврат излишне уплаченных налогов в судебном порядке при необжаловании решения налогового органа о налоговых доначислениях (а также при отсутствии уточненного декларирования налоговых обязательств). При упомянутых обстоятельствах оснований для признания доначисленных и уплаченных налогоплательщиком сумм в качестве излишне взысканных не имеется.
По мнению АС МО (Постановление от 14.05.2015 № Ф05-5208/2015 по делу № А40-94772/14), п. 3 ст. 79 НК РФ предусматривает для налогоплательщика возможность выбора способа защиты своего нарушенного права в том случае, если налоговый орган взыскал с него суммы налогов излишне. При этом Налоговый кодекс не содержит указаний на то, что право на обращение с иском в суд налогоплательщик имеет при условии досудебного обращения к налоговому органу по поводу возврата незаконно взысканных сумм. Не установлен подобный порядок и иным федеральным законом.
Верховный суд в Определении от 20.07.2016 № 304-КГ16-3143 отметил: такие судебные способы защиты прав налогоплательщиков, как оспаривание ненормативных правовых актов налоговых органов и истребование излишне взысканного налога, являются независимыми, если иное прямо не следует из законодательства. При наличии нескольких возможных способов защиты права налогоплательщик имеет право выбора между ними. Избрав конкретный способ защиты своего права, частный субъект должен соблюдать сроки и процедуры (в том числе досудебные), как они установлены применительно к этому способу защиты права.
Сославшись на правовые позиции, содержащиеся в п. 65 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57, п. 27 Постановления Пленума ВС РФ от 12.05.2016 № 18, ВС РФ подчеркнул: положения Налогового кодекса не содержат специальных требований об обязательной досудебной процедуре урегулирования таких споров. Поскольку организация уплатила суммы налогов на основании решения инспекции, она может ставить вопрос о возврате соответствующих сумм как излишне взысканных (в пределах сроков, установленных в ст. 79 НК РФ), не обжалуя отдельно вынесенное налоговым органом решение, а суд должен был исследовать вопрос законности решения (см. также Постановление АС СКО от 24.10.2016 № Ф08-6959/2016 по делу № А53-32154/2015).
Ставка рефинансирования при расчете процентов.
Пунктом 5 ст. 79 НК РФ установлено, что при исчислении процентов на сумму излишне взысканного налога процентная ставка принимается равной действовавшей в эти дни ставке рефинансирования ЦБ РФ.
Как указал Президиум ВАС, при определении ставки процентов должна применяться ставка рефинансирования, действовавшая в дни нарушения срока возмещения, поделенная на количество дней в соответствующем году (365 или 366) (Постановление № 11372/13).
Напомним, что с 01.01.2016 значение ставки рефинансирования приравнивается к значению ключевой ставки ЦБ РФ, определенному на соответствующую дату. С 19.09.2016 размер ставки составляет 10,0% годовых (Информация ЦБ РФ от 16.09.2016).
Для расчета процентов используется формула:
П = Налог х СтавкаЦБ / 365 х Днфакт, где:
П – сумма процентов, начисленных на сумму излишне взысканного налога;
Налог – сумма излишне взысканного налога;
СтавкаЦБ – ключевая ставка ЦБ РФ;
Днфакт – число дней, за которые начисляются проценты.
Документы для возврата излишне уплаченного налога
Для того, чтобы вернуть излишне уплаченный налог, необходимо предоставить документы, которые бы подтверждали соответствующий факт. В качестве таких документов могут быть представлены:
- документы о размере перечисленного налога
- документы о наличии льгот по налогу
- декларация 3-НДФЛ
- справка 2-НДФЛ
- копии медицинских документов (договоров, чеков об оплате) и справок для налоговой, если возвращается часть НДФЛ
- копии документов об обучении и оплате обучения, если возвращается НДФЛ по этому основанию
- копия документов купли-продажи недвижимости, акты приема-передачи, документ, подтверждающий регистрацию права собственности
- иные документы
Сроки возврата других налогов
Помимо налога на доходы вы вправе вернуть и любой другой налог. Например, земельный, транспортный или налог на имущество. Обычно переплата возникает, если вы решили воспользоваться налоговой льготой, которой не пользовались ранее по незнанию. И, поэтому, из года в год переплачивали налог. В этой ситуации вы вправе воспользоваться льготой «задним» числом. Налоговики обязаны вернуть ту сумму любого налога с момента уплаты которой не прошло 3 лет.
Здесь все просто. По статье 76 (пункт 6) Налогового кодекса (цитата):
Статья 78. Зачет или возврат сумм излишне уплаченных налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафа
…
6. Сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению (заявлению, представленному в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи или представленному через личный кабинет налогоплательщика) налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления.
То есть налоговая инспекция обязана вернуть деньги не позднее 1 месяца с момента получения от вас заявления на возврат.
Пример
Вы подали заявление на возврат переплаченного транспортного налога 10 сентября 2022 года. Деньги должны быть у вас не позднее 10 октября 2022 года. Если этот срок пропущен налоговики обязаны заплатить проценты за каждый день просрочки.
Как плательщик может распоряжаться переплатой
Распорядиться излишком бизнес может по-разному:
- вернуть деньги на счёт;
- сохранить средства на лицевом счёте и использовать для последующих платежей;
- использовать для долга.
Возврат излишне уплаченного налога на доходы физлиц
Так как НДФЛ работодатель удерживает из доходов своих работников, процесс возврата переплаты по такому налогу другой.
Сначала сотрудник пишет заявление руководству, на основании которого работодатель и возвращает излишек. Если переплата выявилась после того, как сотрудник ушёл с работы, вернуть переплату можно и после увольнения.
В отдельных ситуациях инспекция возвращает налог не через руководителя, а напрямую сотруднику. Например, если:
- компанию, в которой работал гражданин, ликвидировали;
- работник не получал вычет на детей;
- сотрудник решил заявить имущественный или социальный вычет после того года, когда у него появилось такое право;
- работник решил получить социальный вычет по благотворительности и отчислениям в Пенсионный фонд (вычет предоставляет только налоговая инспекция);
- гражданин-плательщик отчитывается непосредственно перед налоговой и подает уточненные отчёты.
Какова вероятность возврата всей суммы излишне уплаченного налога?
Для того, чтобы убедиться в том, что переплата действительно существует – рекомендуется провести сверку с ИФНС, т.к. нередки случаи, когда данные не совпадают. В соответствии со ст. 78 НК РФ налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику о каждом ставшем известным налоговому органу факте излишней уплаты налога и сумме излишне уплаченного налога в течение 10 дней со дня обнаружения такого факта.
В случае обнаружения фактов, свидетельствующих о возможной излишней уплате налога, по предложению налогового органа или налогоплательщика может быть проведена совместная сверка расчетов по:
- налогам;
- сборам;
- страховым взносам;
- пеням;
- штрафам.
Насколько обоснованной является правовая позиция ВАС РФ по этому вопросу?
Анализируя эту позицию с точки зрения остальных норм НК РФ, необходимо, прежде всего, отметить, что эта позиция не соответствует буквальному толкованию норм статьи 78 НК РФ.
И действующая редакция статьи 78 НК РФ, и ее редакция до 01.01.2007 не содержат никаких положений о необходимости «признания» налоговыми органами излишней уплаты налога по какой-либо процедуре.
Все нормы, регулирующие зачет (возврат) излишне уплаченного налога, установлены в статье 78 НК РФ. При этом статья не содержит никаких положений, связывающих течение срока на зачет (возврат) излишне уплаченного налога со сроками «признания» излишней уплаты налога со стороны налоговых органов. Течение срока на зачет (возврат) излишне уплаченного налога связывается только с датой подачи налогоплательщиком заявления о зачете (возврате) налога.
Здесь стоит заметить, что в необходимых случаях налоговое законодательство содержит нормы, согласно которым исчисление одного срока прямо ставится в зависимость от истечения другого срока3. Поэтому полагаем, что если бы законодатель хотел привязать течение срока на зачет (возврат) излишне уплаченного налога к дате окончания камеральной проверки налоговой декларации, то – логичнее всего – ввел бы соответствующую норму в статью 78 НК РФ. Однако в рассматриваемой ситуации законодатель этого не сделал.
Несмотря на приведенные выше доводы юридического характера, с точки зрения здравого смысла логика позиции ВАС РФ представляется очевидной: чтобы зачесть (вернуть) излишне уплаченный налог, надо предварительно удостовериться в наличии излишне уплаченного налога как такового. В противном случае зачет и особенно возврат налога может стать инструментом мошенничества и привести к потерям бюджета.
Однако стоит заметить, что в случае, когда в соответствии с налоговой декларацией налогоплательщик должен заплатить налог, государство верит сведениям, указанным в налоговой декларации этого налогоплательщика и требует от него немедленной уплаты указанной в налоговой декларации суммы налога. Ситуация принципиально меняется, когда в декларации указано на излишнюю уплату налога. В этом случае государство перестает доверять налогоплательщику и зачитывает (возвращает) излишне уплаченный налог только после камеральной проверки представленной им налоговой декларации. На наш взгляд, такая ситуация свидетельствует о явном фискальном уклоне системы налогового администрирования.
Конечно, проверять достоверность сведений, указываемых налогоплательщиками в налоговых декларациях, необходимо. Однако для этого предусмотрены специальные процедуры – камеральные и выездные налоговые проверки. Эти проверки порождают предусмотренные НК РФ негативные последствия в форме взыскания недоимки, штрафов и пеней для налогоплательщиков, которые указали в налоговых декларациях неправильные сведения и занизили подлежащую уплате сумму налога. Причем эти негативные последствия настигают только тех налогоплательщиков, которые нарушили налоговое законодательство.
Когда же правоприменительная практика идет по пути «скрещивания» процедуры камеральной проверки и процедуры зачета (возврата) излишне уплаченного налога, негативные последствия в виде удлинения срока на зачет (возврат) налога на срок камеральной проверки и, соответственно, безвозмездного отвлечения денежных средств на этот срок настигают всех налогоплательщиков – как нарушающих закон, так и законопослушных.
ВОЗМОЖНА ЛИ ВОЛНА МОШЕННИЧЕСТВА?
Сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению (заявлению, представленному в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи или представленному через личный кабинет налогоплательщика) налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления. (В редакции федеральных законов от 29.06.2012 № 97-ФЗ; от 04.11.2014 № 347-ФЗ)
Возврат налогоплательщику суммы излишне уплаченного налога при наличии у него недоимки по иным налогам соответствующего вида или задолженности по соответствующим пеням, а также штрафам, подлежащим взысканию в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, производится только после зачета суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки (задолженности).
Выбор в пользу зачёта или возврата также определяется исходя из статуса переплаты:
- Если излишки возникли по вине налоговых агентов, деньги могут быть лишь возвращены.
- Если нет желания возвращать уплаченные средства, дозволяется зачесть их в качестве иных налоговых сборов.
Чтобы выявить, куда именно были зачислены деньги, и вернуть их, следует провести сверху с бюджетом любым из способов (уст. в ст. 31 НК):
- Позвонить в налоговую и запросить сверку по телефону.
- Попросить переслать отчёты, которые хранятся в ИФНС.
- Зайти в кабинет на портале налоговой и просмотреть необходимую документацию.
В последнем варианте нужно открыть вкладку «Переплата/Задолженность» и посмотреть текущие долги и платежи сверх необходимого размера.
Зачёт в счёт будущих платежей
Если недоимки нет, нужно направить в инспекцию заявление на зачёт денег по утвержденной форме КНД 1150057. Заявления о зачёте налогов, излишне уплаченных в региональные бюджеты по местонахождению обособленных подразделений организации, можно подавать как в налоговую инспекцию по местонахождению организации, так и в налоговые инспекции по местонахождению обособленных подразделений.
Срок подачи заявления — в течение трёх лет с момента уплаты излишней суммы налога или взноса. К заявлению нужно приложить документы, подтверждающие переплату — платёжное поручение или уточнённую декларацию. Налоговая инспекция должна принять решение о зачёте в течение 10 рабочих дней с момента получения заявления от организации.
Засчитывать переплату в счёт будущих платежей по налогам, сборам, пеням и штрафам других налогоплательщиков нельзя. Такой зачёт НК не предусмотрен (письмо Минфина от 06.03.2017 № 03-02-08/12572).