Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Отмена обязательного ТО для ОСАГО». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Как рассказали в РСА, пострадавший в ДТП получает выплату по ОСАГО вне зависимости от состояния транспортного средства его и виновника. По закону об ОСАГО страховая компания может предъявить регрессное требование к виновнику ДТП, автомобиль которого был неисправен, только если страховая компания докажет, что причиной ДТП явилась именно техническая неисправность автомобиля виновника аварии.
Смогут ли страховые компании предъявить регресс, если на машину нет техосмотра
«На практике такие случаи, когда причиной ДТП стала исключительно техническая неисправность автомобиля, крайне редки», — сказали в РСА.
После перевода техосмотра на добровольную основу страховщики при разборе ДТП будут ориентироваться на техническую исправность автомобилей. При этом, как подчеркнули в РСА, если на момент ДТП у виновника была действующая диагностическая карта, то по закону об ОСАГО, предъявить ему регресс по причине неисправности транспортного средства не получится.
Что нужно знать о техосмотре машины и диагностической карте
Техосмотр представляет собой набор действий, который производится в установленном порядке для освидетельствования техсостояния машины на его соответствие требованиям действующего законодательства. Данная процедура является обязательной, она осуществляется для допуска автотранспорта к участию в перемещении на дорогах. Требования к автотранспорту регулируются Правилами проведения техосмотра и Приложением №1.
В действующем законодательстве понятие «Талон техосмотра» не используется. Вместо него автомобилисты получают диагностическую карту (ДК). Её размер должен составлять формату А4. Она может быть выдана только аккредитованными центрами после техосмотра машины.
Диагностическая карта выполняется в качестве таблицы и составляется в 2-х экземплярах. В ней указываются сведения о техсостоянии машины. На базе этого составляется заключение: можно ли эксплуатировать автотранспорт либо нет. Документ также выдаётся в электронном виде, ему присваивается специальный идентификационный номер.
Один оригинал диагностической карты необходимо предоставить собственнику автомобиля, другой должен три года хранить выдавший его специалист. Электронный экземпляр необходимо направить в единую информационную автоматизированную систему, там его должны сберегать не меньше 5 лет. При порче либо потере документа следует обратиться в данную службу к техоператору, дубликат должен быть выдан в тот же день. Для получения оригинала либо дубликата карты не обязательно повторно оплачивать государственную пошлину.
Помните, техосмотр для получения ОСАГО проходить нужно. Но делать это следует исключительно в лицензированных организациях.
Каким автомобилям нужно проходить обязательный техосмотр в 2023 году?
Итак, информацию об этом можно найти в ст. 15 ФЗ-170 О техосмотре, где подробнейшим образом описано, кому из водителей нужно получать диагностические карты, а кто освобождён от этой обязанности.
Частота осмотра машины на станции ТО зависит от типа транспортного средства, владельца, но самое главное – от года производства автомобиля.
Тип транспортного средства | Кому принадлежит? | Год выпуска ТС | Как часто нужно проходить техосмотр? |
---|---|---|---|
Легковые автомобили | юридическому лицу | от 4 до 10 лет | каждые 24 месяца |
Легковые машины | юридическому лицу | 10 лет и старше | ежегодно |
Легковое авто, используемое в любом виде деятельности за исключением такси | физическому лицу (гражданину) | старше 4 лет и до 10 лет | каждые 24 месяца |
Легковой автомобиль, используемый в любом виде деятельности, кроме такси | физлицу | от 10 лет | раз в 12 месяцев |
Легковые такси | неважно | до 5 лет | один раз в год |
Легковые такси | неважно | от 5 лет и старше | каждые 6 месяцев |
Грузовики, массой до 3,5 тонн | неважно | 4-10 лет | раз в 24 месяца |
Грузовой транспорт с разрешённой массой менее 3,5 тонн | неважно | свыше 10 лет | ежегодно |
Грузовики, чья масса свыше 3,5 тонн | неважно | до 5 лет | раз в год |
Грузовые машины с массой более 3,5 тонн | неважно | более 5 лет | каждые 6 месяцев |
Грузовые авто, предназначенные для перевозки людей с числом мест от 8 и более (не считая места водителя) | неважно | до 5 лет | каждые 12 месяцев |
Грузовики для перевозки людей с числом мест свыше 8 | неважно | старше 5 лет | раз в полгода |
Грузовой автотранспорт, оборудованный и перевозящий опасные грузы | неважно | неважно | один раз в 12 месяцев |
Автобусы | неважно | до 5 лет | ежегодно |
Автобусы | неважно | старше 5 лет | каждые 6 месяцев |
Прицепы или полуприцепы грузовиков, массой свыше 3,5 тонн | юридическому лицу | от 4 до 10 лет | один раз в 24 месяца |
Те же прицепы и полуприцепы | юрлицу | от 10 лет и старше | каждые 12 месяцев |
Также обратите внимание на то, как вести отсчёт с даты выпуска автомобиля. Правильно делать это с того года, когда техника была произведена заводом. Причём пп. 1 п. 1 ст. 15 ФЗ О техосмотре предписывает смотреть эти сведения либо в ПТС, либо в СТС машины. К примеру, если автомобиль используется вами для работы в такси, и выпущен с конвейера 20 ноября 2021 года, то ближайший ТО вам надлежит пройти в 2024 году. То есть год производства машины автоматически включается в расчёт.
Что будут проверять на ТО в 2023 году
Сейчас список проверок насчитывает 55 пунктов. Этот перечень утвержден до 1 марта 2027 года, так что в ближайшее время вряд ли претерпит изменения.
В первую очередь внимание уделят тормозам. Проверят:
- их эффективность;
- равномерность срабатывания механизмов;
- работоспособность пневматической тормозной системы при экстренном торможении (в автопоездах);
- отсутствие утечек воздуха из тормозных камер;
- отсутствие утечек тормозной жидкости из системы;
- целостность привода;
- исправность стояночного тормоза и систем контроля состояния тормозов;
- целостность шлангов;
- корректность размещения пневматических шлангов тормозной системы (в автопоездах).
Следом изучат рулевое управление:
- корректность работы усилителя (при его наличии);
- отсутствие самопроизвольных «подруливаний»;
- суммарные значения люфта — они должны быть в пределах нормы;
- наличие всех запчастей и крепежа рулевой колонки;
- отсутствие следов повреждений на рулевом механизме и его общую работоспособность;
- отсутствие «стопоров», мешающих полноценному повороту руля.
Затем настанет черед оптики:
- все приборы должны соответствовать стандартам;
- стоп-сигналы должны быть исправны;
- угол светового пучка должен вписываться в установленные нормы;
- лампы должны соответствовать штатным по типу, цвету, форме, размеру и расположению.
Для стеклоочистителей и стеклоомывателя предусмотрен всего один пункт:
- если система устанавливается на заводе (покажите-ка хоть одну машину без нее), она должна быть на месте и работать.
А вот для колес есть целых пять критериев:
- достаточная глубина рисунка протектора;
- общая пригодность шин к эксплуатации;
- комплектность болтов крепления — ни одно отверстие на ступице не должно остаться пустым;
- на дисках не должно быть трещин, вмятин и других дефектов, влияющих на эксплуатационные характеристики;
- установленные на автомобиль шины должны не только подходить ему, но и соответствовать всем требованиям.
Не обойдут вниманием и двигатель:
- его выхлоп проверят на токсичность и соответствие заявленному экологическому классу;
- саму конструкцию — на герметичность. Масло не должно вытекать каплями, а выпуск — подтравливать;
- запорные устройства в системе подачи горючего — на исправность;
- если ТС оснащено ГБО, оно должно быть сертифицировано и, само собой, исправно.
Все остальные пункты уже не разбивали на категории, так что в чек-листе они находятся в категории «Прочее»:
- зеркала должны быть установлены там, где предполагается изготовителем;
- передняя полусфера должна быть прозрачной и не выбиваться из общих требований законодательства;
- в один пункт попали замки и устройства обдува;
- аварийные выключатели дверей и навигацию к ним будут тестировать там, где она предусмотрена;
- клаксон должен гудеть;
- сцепные устройства должны надежно выполнять свою функцию;
- ремни безопасности, если они были установлены на заводе, должны работать в штатном режиме;
- все, что может нанести травму в случае экстренного торможения или маневрирования, должно быть надежно зафиксировано. Это относится к пассажирскому транспорту;
- также проверят работоспособность регулировки сидений;
- брызговики и подкрылки должны располагаться на «штатных» местах;
- все механизмы подъема, опускания и им подобные (автоматическая подача запасного колеса, лебедка и пр.) должны быть исправны;
- «тревожная кнопка» при необходимости действительно должна обеспокоиться и дать возможность вызвать МЧС;
- все специальные требования, предъявляемые к специфически оборудованному транспорту, должны быть выполнены.
Все вопросы, связанные со страхованием и техосмотром автомобиля, регулируются положениями ФЗ №170. Каждый владелец машины должен знать, по каким правилам проводится ТО. К основным правилам данного процесса относится:
- выбирать для прохождения техосмотра необходимо только специальные СТО, оснащенные необходимым оборудованием и обладающие разрешением на этот вид деятельности;
- выдается по результатам данного процесса диагностическая карта, представленная документом в формате А4;
- в карту включается специальная таблица, содержащая сведения о машине;
- в конце имеется техническое заключение, на основании которого понятно, можно ли далее пользоваться автомобилем по назначению;
- заверяется карта подписью эксперта, занимавшегося осмотром;
- формируется документация в двух экземплярах, а также обязательно делается электронная версия, обладающая индивидуальным номером.
Если гражданин имеет новую машину, которой еще нет трех лет, то ему не требуется проходить ТО. Через три года придется выполнять данный процесс раз в два года.
Техосмотр считается достаточно простым процессом, выполняемым разными СТО, обладающими нужным оборудованием и разрешением. Процедура реализуется экспертом, имеющим необходимые сведения о разных автомобилях. Некоторые крупные страховые компании предлагают собственные услуги по проведению ТО. Многие автовладельцы предпочитают делать страховку с техосмотром в Росгосстрахе.
Во время проведения ТО учитываются следующие правила:
- во время данного процесса проверяются основные узлы автомобиля, к которым относится тормозная система, рулевое управление и другие элементы;
- если выявляются какие-либо проблемы, то их придется устранить, так как при наличии неисправностей не выдается диагностическая карта;
- стоимость ТО может немного отличаться в разных компаниях, но стандартно находится в пределах 1 тыс. руб.;
- если устранить неисправности в течение 20 дней, а также вернуться в первоначальное СТО для повторного прохождения техосмотра, то оплачивается исключительно изучение тех элементов, в которых ранее были выявлены проблемы.
Вся информация, полученная экспертом по результатам осмотра, вносится в диагностическую карту. Только после этого можно обращаться в страховую компанию для покупки полиса ОСАГО. Многие крупные фирмы предлагают страховку авто и техосмотр, поэтому все необходимые действия можно выполнить в одной организации. Это приводит к значительной экономии времени и средств.
Сколько действительна диагностическая карта для ОСАГО?
Вполне логичный вопрос предусматривает ещё более логичный ответ. В зависимости от того, на какую машину она выписывается. Как говорилось ранее, новое авто на основании действия сервисной книжки не нуждается в прохождении ТО в течение 3-х лет с момента покупки. По прохождении трёх лет, Вы посещаете СТО (станцию техосмотра) и получаете диагностическую карту, в которой указан срок её действия. Если посмотреть на оборотную сторону карты, то можно увидеть как дату проверки машины, так и дату следующего прохождения ТО. На некоторых бланках эта дата проставляется в верхней части его лицевой стороны.
Интересные факты о прохождении техосмотра
От Вас может потребоваться прохождение техосмотра по направлению страховой компании. Прежде чем безоговорочно спешить в указанный техцентр, убедитесь в том, что там выдаются карты с 21-значным номером, и имеется лицензия. Если же Вам неудобно посещать именно тот центр, то по закону РФ прохождение ТО может проводиться в любом техническом центре, находящемся на территории России.
Стоит обратить внимание на тот факт, что существуют некоторые СТО, которые предлагают свои услуги «дешевле», что наводит на мысль о правомерности столь заниженной цены. Ведь существуют установленные расценки, которые понижать нельзя. Эти так называемые «СТО» выдают недействительные диагностические карты по низкой стоимости, что не может служить основанием для заключения договора ОСАГО.
Основные положения для успешного прохождения ТО
Итак, для того, чтобы пройти технический осмотр, вам следует сделать несколько нетрудных «манёвров»:
- Проверьте и соберите все необходимые документы. Это займёт у вас не более 5-ти минут.
- Узнайте точную сумму и оплатите гос. пошлину. Не забудьте вложить чек в документы.
- Отвезите свой автомобиль на плановую проверку в сервис, где вам помогут выявить некоторые проблемы, с которыми вы можете столкнуться при прохождении ТО.
- Проверьте и отрегулируйте фары, замки, стекла и зеркала, а так же ремни безопасности.
- Помойте свой автомобиль и проведите химчистку салона непосредственно перед прохождением ТО, это несомненно аукнется вам плюсом при проверке.
Право страховой компании на регрессное требование
Регрессом называют право лица требовать возврат средств при условии возмещения им вреда, что был причинен третьей стороне.
Регресс направляется к истинному виновнику ситуации с целью возмещения убытков. Согласно законодательству, к регрессу относится ситуации, когда человек выполняет свои служебные, трудовые обязанности, а также управление транспортным средством.
Если компания, где работает виновник транспортного происшествия, возмещает убытки потерпевшей стороне согласно правам регресса, она вправе требовать возврата возмещенных средств от лица, по чьей вине произошло ДТП. Размер материальной ответственности в таких ситуациях ограничивается нормами, прописанными в трудовом законодательстве. Такая материальная ответственность в среднем равна месячной зарплате сотрудника.
Законодательством прописан исчерпывающий перечень ситуаций требования регрессного возврата. Речь идет об обязательном страховании гражданской ответственности в рамках выплаты, что была произведена страховой компанией. Если страхование проходит на добровольной основе, зачастую случаи страхования гражданской ответственности такого типа служат как основание отказа возмещения страховых выплат. Обязательное страхование имеет иную структуру регресса. В такой ситуации страховая компания полностью возмещает вред потерпевшей стороне, а в последующем требует компенсации от лица, что причинила вред.
1 октября 2006 года в Правила ОСАГО были внесены изменения. Было исключено правило относительно отсутствия регресса в случае умышленного причинения вреда здоровью или жизни потерпевшей стороны исходя из ситуации крайней необходимости (п. 76).
Куда обратиться если страховая отказывает в выплате, ссылаясь на отсутствие ТО?
Представьте ситуацию: произошло ДТП, причиной которого стало несоблюдение очередности проезда. В результате аварии не было пострадавших, однако, требуется ремонт двух ТС. У участников есть полис ОСАГО, но у одного из них, просрочена диагностическая карта. Страховая компания отказывается выплачивать страховку при действующем полисе ОСАГО, ссылаясь на просроченный ТО. В таком случае водитель может защитить свои права и обратиться с жалобой в следующие инстанции:
- РСА (жалоба подается в свободной письменной форме).
- Роспотребнадзор. В данной ситуации страхователь является потребителем услуг страховой компании, соответственно, роспотребнадзор может помочь в решении данного вопроса (жалоба подается в свободной письменной форме).
- Прокуратура.
- Исковое заявление в суд (составить жалобу лучше с помощью профессиональных юристов).
Действующая страховка, даже при наличии просроченного техосмотра при ДТП — это основание для выплат от страховой компании.