Когда необходимо оформлять ТТН и транспортную накладную

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Когда необходимо оформлять ТТН и транспортную накладную». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Транспортная накладная – обязательный документ согласно Пост. Правительства №272 от 15-04-11 г. Обычно ТН заполняет отправитель груза, если другой порядок не прописан в договоре на перевозку. Документ составляется на одну партию или на несколько партий ТМЦ, если их перевозят одним грузовым автомобилем.

Когда необходима ТТН?

Для того чтобы понимать, когда заполнять ТТН, нужно определиться, кто осуществляет перевозку: сторонний перевозчик, сам поставщик, либо покупатель собственными силами.

Если покупатель самовывозом вывозит товар со склада поставщика, то оформлять ТТН не нужно, ведь услуги по перевозке не оказываются. Также не требуется оформлять ТТН, если поставщик сам доставляет товар покупателю. В данном случае достаточно товарной накладной в двух экземплярах (по форме ТОРГ-12, если компания использует унифицированные формы первичной документации либо по собственной разработанной форме либо УПД).

А если покупатель заказывает перевозку товаров транспортной компании, то есть является заказчиком перевозки, необходимо без ТТН не обойтись. В этой ситуации транспортный раздел ТТН заполняется покупателем (т.е. непосредственным заказчиком транспортных услуг), а товарный раздел – поставщиком товара.

Для чего нужна транспортная накладная

ТРН — что это за документ? Он необходим для подтверждения факта оказания транспортных услуг. Им оформляются все автомобильные грузоперевозки в РФ. Она нужна при отправке груза продавцом:

  • силами транспортной компании;
  • с привлечением услуг экспедитора;
  • собственным транспортом — если транспортные услуги выделены отдельно, а не включены в стоимость товара.

Способы оформления накладной

Транспортные накладные разрешено выписывать тремя различными способами:

  • заполнить печатную форму от руки;
  • заполнить бланк в бухгалтерской программе и распечатать;
  • оформить электронную транспортную накладную.

Разница по содержащимся данным между товарной (ТН) и транспортной накладной — коротко (ТТН)

Если читать оба бланка, то несложно найти еще несколько существенных отличий. Во втором виде встречается:

  • информация о коде наименований, номере номенклатуры, цене за одну единицу и ценник за объем купленного;
  • подписи материально ответственных людей, которые проверили и допустили отпуск груза, печати, подтверждающие юридическую правильность;
  • блок о каждой стороне с фиксацией названия, банковских кодов, номеров телефонов, а также другие реквизиты, если они необходимы;
  • общий итог, который приобретатель выплатит продавцу за получение паллет с заказанной партией.

Чем отличается транспортная накладная, сокращенно (ТН), от похожей на нее товарно-транспортной (ТТН):

  • есть инфо о задействованной таре и методе, которым ее упаковали, объеме занятых мест, размерах этого отправления;
  • обязательно говорится об условиях, в которых перевозятся изделия, прописывается отправитель и параметры автомобиля, данные о фактическом состоянии продукции и пломб перед передачей другому МОЛ, замечания перевозчика, если они есть.

Чем отличается УПД от счета-фактуры

Согласно 510 статье ГК доставкой занимается сам поставщик с помощью своего транспорта. Но согласно купли-продажи допустимо закрепить, что осуществлять перевозку будет специально нанятая для этого компания.

Универсальный передаточный документ имеют право использовать как предприятия, так и индивидуальные предприниматели. Его допускается применять при любой системе налогообложения, принятых внутри фирмы.

Обычно УПД используется для:

  • передачи прав пользования на имущество;
  • поставке продукции или выполнения услуг/работ.

В чем его преимущества перед СФ:

  • меньше времени нужно, чтобы его оформить, подготовить;
  • значительно сокращен документооборот;
  • если все будет едино, то уменьшается риск расхождения в реквизитах и суммах;
  • оптимизируются траты на расходные материалы;
  • стиль оформления становится одинаковым для разных бумаг.

Принципиальные отличия

Разберем детально, чем отличаются друг от друга товарно-транспортная накладная (ТТН), транспортная накладная (ТН) и счет-фактура.

  1. Количество экземпляров.
    • Счет-фактура распечатывается в двух экземплярах. Один образец для продавца, другой образец для покупателя. Печати на бланках не ставятся. Нужны только подписи продавца.

      Документ нужен для предоставления в налоговую службу. Он не подтверждает факт доставки груза, продукции от продавца к покупателю.

    • Товарно-транспортная накладная распечатывается в четырех экземплярах. Два экземпляра нужны для перевозчика, по одному экземпляру продавцу и покупателю. В документе ставятся подписи и печати всех трех сторон сделки.
    • Транспортная накладная оформляется и распечатывается в трех экземплярах. Всем трем сторонам по одному экземпляру.В документе ставят подписи все три стороны договора поставки товара: грузоотправитель, перевозчик, грузополучатель. Последний ставит печать, подтверждающую приемку товара.

    Отсутствует транспортная накладная: какими могут быть последствия

    При отсутствии сопроводительного документа:

    • Грузоотправитель не сможет привлечь к ответственности транспортную компанию в случае пропажи или повреждения груза.
    • Грузополучатель не сможет сравнить полученный груз с тем, который фактически был отправлен продавцом.
    • Транспортная компания не сможет подтвердить факт перевозки грузов перед налоговиками.
    • У водителя автомобиля во время поездки могут возникнуть сложности с контролирующими органами (вплоть до уплаты штрафа или отправки машины с грузом на штраф-стоянку).
    • При отсутствии ТТН сотрудники налоговой службы не смогут проверить достаточность оснований для применения вычетов по НДС покупателем товара, а без ТН нельзя признать транспортные расходы для налога на прибыль.

    Требования к заполнению

    Образец заполнения транспортной накладной нового образца 2020 должен учитывать требования Правил № 272.

    • Транспортная накладная является документом, подтверждающим заключение договора о транспортировке (пункт 6 Правил № 272).
    • Если иное не предусмотрено договором перевозки, накладная составляется на одну или несколько партий товара, перевозимую на одном транспортном средстве.
    • Составляется 3 экземпляра (оригиналы) накладной для грузоотправителя, грузополучателя и перевозчика, они подписываются грузоотправителем и перевозчиком или их уполномоченными лицами (пункт 9 Правил № 272).
    • Транспортная накладная, если иное не предусмотрено договором, составляется грузоотправителем (пункт 6 Правил № 272). Отправителем может являться как поставщик товаров, так и их покупатель, лица, уполномоченные продавцом и покупателем, а также экспедитор.
    • Если в документ вносятся исправления, они также должны быть заверены подписями как грузоотправителя, так и перевозчика или их уполномоченными лицами (пункт 9 Правил № 272).
    • В случае погрузки груза, подлежащего транспортировке, на различные транспортные средства следует составить такое количество накладных, которое соответствует количеству используемых транспортных средств (пункт 10 Правил № 272).

    Лица, которые проставляют свою подпись в документе, должны быть уполномочены действительными доверенностями или должностными обязанностями.

    Товарно-транспортная накладная использовалась задолго до внедрения в оборот товарной накладной. Один документ дополняет другой, в то же время каждый является самостоятельной бумагой.

    Товарно — транспортная накладная:

    • Составляется для контроля процесса товародвижения между производителем и получателем.
    • При наличии ТТН законность транспортировки не вызывает сомнений у сотрудников дорожной службы.
    • ТТН — основа для оплаты услуг перевозки.
    • Документ содержит сведения о перевозимом товаре (товарный раздел) и информацию о транспортировочном процессе (транспортный раздел). В случае возникновения изменений, коррективы вносятся перевозчиком.
    • Составляется в обязательном порядке в четырех экземплярах, чтобы обеспечить контроль проведения списания, оприходования и расчетов с поставщиком.

    Транспортная накладная:

    • Гарантирует легальность перевозки.
    • ТН — основание для составления договора.
    • Существует только транспортный раздел, в который вносятся сведения как обо всех участниках соглашения, так и о товаре и этапах поездки.
    • Не содержит информации о сторонах соглашения, только сведения о компании — перевозчике.
    • Отсутствуют платежные реквизиты плательщика (номер счета, адрес, полное наименование организации).
    • Прописываются критерии грузоотправителя к: автомобилю, таре, условиям перевозки, температурному режиму, типу упаковки, а также к состоянию, в котором должен прибыть груз к покупателю.
    • Присутствуют данные об используемой таре, количеству грузовых мест, габаритах товара и маркировке.
    • Является гарантом оплаты, в случае правильного заполнения.
    • Подчеркивает, что произведены затраты на автомобильную перевозку.
    • Не может служить основанием для оприходования и/или списания товарно-материальных ценностей, так как не содержит информации о стоимости товара в единичном экземпляре и общем объеме.
    • Составляется в трех экземплярах — перевозчику, отправителю и получателю В случаях, когда поставщик и перевозчик — одно лицо, все равно при получении отдается два экземпляра.

    Сколько экземпляров транспортной накладной нужно составить?

    10. Транспортная накладная составляется (формируется) на одну или несколько партий груза, перевозимых на одном транспортном средстве.

    Транспортная накладная составляется на бумажном носителе в 3 экземплярах (оригиналах) соответственно для грузоотправителя, грузополучателя и перевозчика или формируется в виде электронной транспортной накладной.

    В случае использования транспортной накладной как первичного учетного документа в соответствии со статьей 9 Федерального закона «О бухгалтерском учете» составляется четвертый экземпляр (оригинал) транспортной накладной на бумажном носителе для грузоотправителя.

    Минимальное количество накладных — 3 экземпляра (для грузоотправителя, грузополучателя и перевозчика). Если автомобиль выполняет несколько аналогичных перевозок, то для них допускается составить одну накладную.

    Четвертый экземпляр накладной может быть составлен для бухгалтерии грузоотправителя, если это необходимо.

    12. В случае погрузки подлежащего перевозке груза на различные транспортные средства составляется (формируется) такое количество транспортных накладных, которое соответствует количеству используемых транспортных средств.

    Если груз перевозится на нескольких транспортных средствах, то количество накладных должно соответствовать количеству транспортных средств. Причем каждая из накладных должна быть в 3-х экземплярах.

    Оформление товарно-транспортной документации

    Исходные данные

    • 1. Маршрут работы автотранспортного средства: Гомель — Витебск — Самара;
    • 2. Род перевозимого груза: телевизоры цветного изображения «Витязь» / 38 CTV 710-3 TSN FLAT.

    Теоретические основы выполнения работы

    К товарно-транспортной документации относится международная товарно-транспортная накладная (CMR) и все прилагаемые к ней документы: отгрузочная спецификация, счет-фактура (invoice) контрактной стоимости груза, сертификаты качества и происхождения, карантинный и ветеринарный сертификаты, акт загрузки автомобиля. Эти документы составляются на языке станы отправителя. Бланки всех товарно-транспортных документов должны быть изготовлены в типографии и, заполненные передаются перевозчику вместе с товарно-транспортной накладной.

    Товарно-транспортная накладная CMR

    Международная товарно-транспортная накладная (CMR) является подтверждением договора на осуществление международной перевозки.

    В Беларуси использование товарно-транспортной накладной международного образца регламентировано пунктом 361 Правил автомобильных перевозок грузов, утвержденных Постановлением Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 01.07.2002 г. №20.

    С 1 декабря 2004 года вступило в силу Постановление Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 24 июня 2004 года №23 «Об утверждении бланка международной товарно-транспортной накладной «CMR» и инструкции по ее заполнению.

    Пункт 1 Инструкции устанавливает, что международная товарно-транспортная накладная «CMR» (далее — CMR-накладная) является бланком строгой отчетности и применяется всеми юридическими лицами независимо от формы собственности и индивидуальными предпринимателями Республики Беларусь при осуществлении международной автомобильной перевозки грузов, начинающейся с территории Республики Беларусь.

    При отправлении груза с территории иных государств может применяться CMR-накладная, утвержденная постановлением Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 24 июня 2004 г. N 23 «Об утверждении бланка международной товарно-транспортной накладной «CMR» и инструкции по ее заполнению», или CMR-накладная страны отправителя. CMR-накладная может заполняться как в соответствии с настоящей Инструкцией, так и в соответствии с национальным законодательством страны отправителя.

    Составление CMR-накладной согласно Конвенции о договоре международной дорожной перевозки грузов (КДПГ) подтверждает заключение договора международной автомобильной перевозки груза. При перевозке грузов автомобильным транспортом в страны, с компетентными органами которых имеется договоренность о возможности применения товарно-транспортной накладной немеждународного образца вместо CMR-накладной, может оформляться товарно-транспортная накладная, применяемая для внутриреспубликанских автомобильных перевозок.

    CMR-накладная представляет собой бланк, состоящий из десяти (четырнадцати) страниц незаполненных граф, отпечатанных на самокопирующейся бумаге, имеет учетную серию и номер, одинаковые для всех страниц. Реквизиты бланка CMR-накладной приведены на русском и немецком языках. Изготовление бланков CMR-накладной осуществляется в соответствии с Инструкцией о порядке изготовления бланков строгой отчетности и специальных материалов, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 1 марта 2002 г. N 30 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2002 г., N 32, 8/7852). Печать бланков CMR-накладной с серией и номером, не зарегистрированными в Республиканском унитарном предприятии «Издательство «Белбланкавыд», запрещается. CMR-накладные могут приобретаться отправителями грузов, экспедиторами и перевозчиками Республики Беларусь.

    CMR-накладная выписывается отправителем не менее чем на четырех страницах. Первые четыре страницы CMR-накладной имеют собственное наименование, которое присваивается типографским способом: первая страница CMR-накладной называется «1 Экземпляр для отправителя»; вторая страница CMR-накладной называется «2 Экземпляр для получателя»; третья страница CMR-накладной называется «3 Экземпляр для перевозчика»; четвертая страница CMR-накладной называется «4 Для расчетов»; все последующие страницы не имеют специального наименования.

    Первая страница CMR-накладной «1 Экземпляр для отправителя» остается у отправителя и предназначается для подтверждения факта отправки груза и расчетов. Вторая, третья и четвертая страницы в обязательном порядке должны быть заверены подписями и печатями (штампами) отправителя, подписями представителя перевозчика (водителя, экспедитора). Вторая страница CMR-накладной «2 Экземпляр для получателя» сопровождает груз и сдается водителем (экспедитором) получателю и предназначается для подтверждения факта получения (доставки) груза. Третья и четвертая страницы CMR-накладной «3 Экземпляр для перевозчика», «4 Для расчетов», заверенные подписями и печатями (штампами) отправителя и получателя груза, сдаются перевозчику. Четвертую страницу CMR-накладной, служащую основанием для расчетов, перевозчик прилагает к счету за перевозку и высылает заказчику-плательщику перевозки (отправителю, получателю, экспедитору), а третья — прилагается к путевому листу и служит основанием для учета оказанных транспортных услуг и начисления заработной платы водителю. Все последующие дополнительные страницы CMR-накладной, заверенные подписями и печатями (штампами) отправителя и подписями перевозчика (водителя, экспедитора), предназначаются для таможенных (при осуществлении таможенного оформления не менее трех страниц) и других органов, а количество дополнительных страниц CMR-накладной определяется условиями перевозки. При перевозке грузов в адрес нескольких получателей CMR-накладная заполняется на каждого получателя груза.

    Порядок оформления отметок о времени прибытия и убытия автомобилей из пунктов погрузки и разгрузки на территории Республики Беларусь при перевозке грузов в международном сообщении устанавливается Правилами автомобильных перевозок грузов, утвержденными постановлением Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 1 июля 2002 г. N 20 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2002 г., N 102, 8/8480).

    В случае необходимости CMR-накладная может содержать следующие данные (графа 20 «Особые согласованные условия»): платежи, которые отправитель обязан осуществить; сумма, подлежащая оплате при сдаче груза; инструкции отправителя перевозчику относительно страхования груза; согласованный срок, в течение которого перевозка должна быть осуществлена. Стороны договора перевозки могут внести в CMR-накладную (графа 20) любые другие данные, которые будут ими признаны необходимыми.

    Графы 1 — 15, 21, 22 заполняются отправителем груза. В графах 1 «Отправитель (наименование, адрес, страна)».

    Пункт 2 «Получатель (наименование, адрес, страна)» указываются наименование, адреса, телефоны и страны местонахождения организаций, производящих соответственно отгрузку и получение груза.

    В графе 3 «Место разгрузки груза» указываются страна и место, предназначенные для доставки груза.

    В графе 4 «Место и дата погрузки груза» указываются страна, место и дата принятия груза к перевозке.

    Графа 5 «Прилагаемые документы» содержит перечень прилагаемых документов.

    В графе 6 «Знаки и номера» указываются знаки и номера, обозначающие класс, подкласс перевозимых грузов, в том числе опасных, классифицируемых по Европейскому соглашению о международной перевозке опасных грузов (ДОПОГ).

    В графе 7 «Количество мест» указывается количество мест груза.

    В графе 8 «Род упаковки» указывается род упаковки груза (коробки картонные, ящики деревянные, бочки металлические или пластмассовые, мешки холщовые или полиэтиленовые и так далее). Вид тары может указываться сокращенно.

    В графе 9 «Наименование груза» указывается наименование груза.

    В графе 10 «Статист. N » указывается код товара (не менее четырех знаков) в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Республики Беларусь.

    В графе 11 «Вес брутто, кг» указывается вес брутто в килограммах (вес груза с упаковкой), а в графе 12 «Объем, куб.м» указывается объем, занимаемый грузом в кубических метрах.

    При большом перечне отправляемых грузов, который не представляется возможным поместить в бланке CMR-накладной, разрешается перечень этих грузов со сведениями о них в соответствии с графами 6 — 12 прилагать к CMR-накладной. В этом случае в графах 6 — 12 CMR-накладной необходимо указывать сведения о прилагаемых документах (наименование, номер, дата), в которых содержатся необходимые сведения о товарах, а в соответствующих прилагаемых к CMR-накладной документах должна содержаться ссылка на эту CMR-накладную с указанием ее номера и даты составления.

    Графа 13 «Указания отправителя (таможенная и прочая обработки)» содержит указания отправителя о наименовании, адресе и других реквизитах таможни, где будет происходить таможенное оформление груза. В нижней части графы 13 может указываться объявленная стоимость груза.

    В графе 14 «Возврат» указывается государственный номер полуприцепа или контейнера в случае вывоза их из-за границы после временного пребывания там.

    В графе 15 «Условия оплаты» указываются условия оплаты за товар по контракту купли-продажи в соответствии с Международными правилами толкования торговых терминов (ИНКОТЕРМС) в действующей редакции.

    В графе 21 «Составлена в» указываются наименование населенного пункта, где составлялась CMR-накладная, и дата ее заполнения.

    Фактическое время и дата прибытия под погрузку и убытие из-под погрузки указываются в графе 22 «Прибытие под погрузку. Убытие» и заверяются отправителем подписью (с расшифровкой) и штампом.

    Графа 16 «Перевозчик (наименование, адрес, страна)» заполняется перевозчиком и содержит реквизиты перевозчика (наименование, адрес, телефон, факс и другое).

    В графе 17 «Последующий перевозчик (наименование, адрес, страна)» заполняются реквизиты последующего перевозчика в случае осуществления перевозки несколькими перевозчиками.

    Перевозчик имеет право вносить в графу 18 «Оговорки и замечания перевозчика» CMR-накладной оговорки, касающиеся внешнего состояния груза и его упаковки. Согласно Конвенции о договоре международной дорожной перевозки грузов, если CMR-накладная не содержит специальных оговорок перевозчика, то до доказательства иного предполагается, что груз и его упаковка были внешне в надлежащем состоянии в момент принятия груза перевозчиком и что число грузовых мест, а также их маркировка и нумерация мест соответствовали указанному в CMR-накладной. Оговорки перевозчика вписываются в первую страницу CMR-накладной, на остальных страницах они являются копиями с первой страницы.

    Перевозчиком в графе 23 проставляются дата и номер путевого листа, по которому осуществляется перевозка груза, фамилии водителей, выполняющих перевозку, штамп организации перевозчика и для подтверждения факта приема грузов к перевозке от отправителя — подпись водителя (экспедитора), принявшего груз (с расшифровкой подписи) . —- В случае, если CMR-накладная на отправляемый груз подготовлена отправителем до прибытия перевозчика, то в графе 23 вместо штампа перевозчика письменно указывается его наименование.

    В графе 25 «Регистрационный номер» записываются государственные номера тягача и полуприцепа, осуществляющих перевозку, а в графе 26 «Марка» записываются марки и модели тягача и полуприцепа.

    В графах 19, 27, 28 и 29, оформляемых перевозчиком, указывается информация о применяемом тарифе (сдельный, договорной), а также указывается стоимость перевозки согласно тарифным расстояниям и стоимости дополнительно оплачиваемых услуг (использование специального транспорта, выполнение погрузочно-разгрузочных работ и так далее). В случае совершения перевозки на договорных началах, когда размер фрахта предварительно не устанавливается, указанные графы не заполняются.

    После доставки груза водитель (экспедитор) не менее трех страниц, в том числе вторую, третью и четвертую страницы, CMR-накладной представляет получателю, который на всех страницах обязан заполнить графу 24 «Груз получен». В графе 24 «Груз получен» получатель указывает дату получения груза, время прибытия автомобиля под разгрузку и убытия после ее окончания в часах и минутах. Материально ответственное лицо получателя ставит свою подпись (с расшифровкой) и печать (штамп), которыми удостоверяется факт приема груза. Страница CMR-накладной «2 Экземпляр для получателя» остается у получателя груза, а третья и четвертая страницы CMR-накладной «3 Экземпляр для перевозчика», «4 Для расчетов» возвращаются перевозчику.

    Товарно-транспортная накладная CMR на перевозку телевизоров цветного изображения «Витязь» / 38 CTV 710-3 TSN FLAT/ по маршруту Витебск — Самара представлена в приложении А.

    Отгрузочная спецификация, упаковочный лист (PACKING LIST)

    Отгрузочная спецификация составляется на все экспортные товары, независимо от рода, количества, наименования, характера товара и не может быть заменена другим документом. Отгрузочная спецификация составляется по примерной или иной форме, установленной заказчиком. В отгрузочной спецификации обязательно должны быть указаны ее порядковый номер, дата составления, а также наименование отправителя и получателя груза.

    Счет-фактура (INVOICE)

    Счет-фактура (invoice) является деловым документом, составляемым во всех случаях при отправке груза одним предприятием другому предприятию, который дает стоимостную, количественную и качественную характеристику товара.

    Счет-фактура — документ, удостоверяющий фактическую поставку товара и (или) оказание услуг и их стоимость. Обычно выписывается продавцом покупателю после окончательной приемки товара последним.

    Счет-фактура содержит наименование и адрес продавца и покупателя; дату и номер заказа покупателя; описание проданного товара, сведения об упаковке; точные обозначения и номера, указанные на упаковке; цену товара; условия поставки и платежа. В нем рекомендуется указывать сведения о перевозке (например, наименование транспортного средства и маршрут следования). Фактурная цена указывается согласно условиям договора.

    Эти данные, как правило, принимаются за основу при определении таможенных пошлин и сборов. Данные о первоначальной стоимости будут также использованы в случае возмещения ущерба перевозчиком или страховой компанией при полной или частичной утрате груза (конвенция КДПГ, ст.23, п.1). Отсюда следует, что этот документ является важнейшим из всех, и на его основе составляются все остальные документы, необходимые для международной перевозки.

    Сертификат качества (соответствия)

    Сертификат качества выдается на каждую партию экспортируемого товара, отгружаемого по одному перевозочному документу (накладной) и не может быть заменен никаким другим документом. Сертификат качества выдается только на промышленные товары и составляется по установленной форме или по форме, определенной заказчиком.

    Ветеринарный сертификат

    При международных перевозках животных, продуктов и сырья животного происхождения ввоз и вывоз их производится только через установленные контрольные пункты Министерства сельского хозяйства и продуктов Республики Беларусь (размещенные, как правило, совместно с пограничными таможнями) и при наличии ветеринарных сертификатов, выданных ветеринарными врачами, состоящими на государственной службе.

    Экспорт из Республики Беларусь подконтрольных Госветнадзору грузов осуществляется по разрешению Главного управления ветеринарии по согласованию с Главной ветеринарной инспекцией Минсельхозпрода Республики Беларусь.

    Ввоз в Республику Беларусь подконтрольных Госветнадзору грузов из-за рубежа осуществляется на основании письменного разрешения Главного управления ветеринарии по согласованию с Главной ветеринарной инспекцией Минсельхозпрода Республики Беларусь.

    Карантинный (фитосанитарный) сертификат

    Ввоз в Республику Беларусь из других государств подкарантинных материалов допускается при наличии карантинного (фитосанитарного) сертификата, выдаваемого государственными органами по карантину и защите растений, а также торговым соглашениям, контрактам, договорам и требованиям импортирующей стороны.

    Сертификат происхождения (CERTIFICATE OF ORIGIN)

    Таможенные структуры некоторых стран требуют сертификат происхождения товара для определения таможенных пошлин. Certificate of oriqin — это подписанная декларация, объявляющая страну происхождения товара. В некоторых случаях этот сертификат может быть включен в коммерческую счет-фактуру (invoice). Certificate of oriqin должен быть заверен торговой палатой.

    Вывод: в перечень основных документов на груз при выполнении международных перевозок входят:

    • 1 Международная товарно-транспортная накладная (CMR);
    • 2 Отгрузочная спецификация, упаковочный лист (PACKING LIST);
    • 3 Счет-фактура (INVOICE);
    • 4 Сертификат качества (соответствия) (CERTIFICATE OF QUALITY);
    • 5 Ветеринарный сертификат (при необходимости);
    • 6 Карантинный (фитосанитарный) сертификат (при необходимости);
    • 7 Сертификат происхождения (CERTIFICATE OF ORIGIN) (при необходимости).

    Чем отличается ТТН от транспортной накладной

    ТН или транспортная накладная составляется согласно требованиям постановления Правительства России № 272 от 15.04.11 г. по унифицированной форме. Заполнение этого документа производится для всех сторон-участников перевозки груза, то есть для отправителя, перевозчика и непосредственно получателя продукции (п. 9 Постановления). При этом на каждый груз, перевозимый на одном виде транспорта, составляется одна ТН независимо от количества партий.

    ТТН или товарно-транспортная накладная формируется в соответствии с Правилами о перевозке грузов автотранспортом (утверждены 30.07.71 г. Минавтотрансом РСФСР). Типовой бланк введен в действие в постановлении Госкомстата РФ № 78 от 28.11.97 г. и включает 2 раздела. Форма Т-1, как и ТН, предназначена для оформления взаимоотношений между отправителем груза, перевозчиком и получателем. Но поскольку Постановление № 272 имеет более позднюю редакцию, заполнение ТН освобождает грузоотправителя от обязанности составлять еще и ТТН при перевозках автомобилями.

    Важно! Обратное правило не действует, то есть выдача ТТН вместо ТН не правомерно, т.к. только транспортная накладная по законодательным требованиям признается первичным документом, подтверждающим факт перевозки товаров по договорам транспортировки.

    Когда надо составлять ТТН

    ТТН (образец заполнения см. в Примере 1) является сопроводительным документом при перевозке грузов автомобильным транспортом (п. 2.1.2 Методических рекомендаций по учету и оформлению операций приема, хранения и отпуска товаров в организациях торговли (утв. письмом ­Роскомторга от 10.07.1996 г. № 1–794/32–5).

    При перевозке грузов автотранспортом приемка поступающих материалов осуществляется на основе товарно-транспортной накладной, получаемой от грузоотправителя (п. 49 Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утвержденных приказом Минфина РФ от 28.12.2001 г. № 119н).

    Необходимость составления ТТН грузоотправителем подтверждается также пунктом 47 «Устава автомобильного транспорта РСФСР», утвержденного постановлением Совмина РСФСР от 08.01.1969 г. № 12 (далее — Устав). В соответствии с этим документом грузоотправитель должен представить автотранспортному предприятию или организации на предъявляемый к перевозке груз товарно-транспортную накладную, которая является основным перевозочным документом и по которой производится списание этого груза грузоотправителем и оприходование его грузополучателем.

    Перевозка грузов автомобильным транспортом в городском, пригородном и междугородном сообщениях осуществляется только при наличии оформленной ТТН (п. 2 инструкции Минфина СССР № 156, Госбанка СССР № 30, ЦСУ СССР № 354/7, Минавтотранса РСФСР № 10/998 от 30.11.1983 г. «О порядке расчетов за перевозки грузов автомобильным транспортом» (далее — Инструкция № 156)).

    Оформление документов при передаче товаров через транспортную компанию

    Полный ли комплект документов мы получаем от своих торговых партнеров и перевозчиков? Все ли необходимые документы мы сами оформляем при отгрузке товара контрагенту через автоперевозчика? Как убедить контрагента в том, что часть сопроводительных документов необходимо вернуть продавцу-поставщику? Ответы на эти вопросы даются в статье.

    Компания продает товар покупателю, при этом отгружает товар в адрес покупателей через транспортную компанию, передавая товарную накладную (форма ТОРГ-12) и счет-фактуру. Представитель транспортной компании, получая товар для перевозки, расписывается и представляет доверенность от транспортной компании. При этом от покупателя документы с подписью и печатью чаще всего не возвращаются. Какие документы со стороны покупателя и со стороны транспортной компании должны быть оформлены при передаче товаров через транспортную компанию?

    При передаче товаров через транспортную компанию со стороны покупателя продавец должен получить документальное подтверждение о получении им товара — таким документом является переданная в адрес покупателя товарная накладная (форма ТОРГ-12), оформленная соответствующими реквизитами от покупателя. Порядок и способ отправки накладной в адрес продавца должен быть прописан в договоре поставки.

    Со стороны транспортной компании в адрес продавца направляется оформленная доверенность на получение груза представителем транспортной компании в соответствии с договором и заявкой заказчика. Второй документ от транспортной компании — это соответствующим образом оформленный третий экземпляр товарно-транспортной накладной (ТТН), изначально выписанной продавцом (форма N 1-Т). Однако в соответствии с правилами, изложенными далее, этот экземпляр ТТН направляется только заказчику транспорта.

    Если продавец не является заказчиком доставки товара (нет договора на перевозку), то по действующим правилам после доставки товара транспортная компания не отправляет третий экземпляр ТТН в адрес продавца, поскольку отношения с транспортной компанией у продавца заканчиваются с момента передачи груза представителю транспортной компании.

    На основании п. 1 ст. 9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Указанные документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет. Требования о документальном подтверждении доходов (ст. 248 НК РФ) и расходов (ст. 252 НК РФ) предъявляет гл. 25 «Налог на прибыль» НК РФ. Помимо учетных требований, указанные документы необходимы для подтверждения исполнения договорных отношений между контрагентами-участниками.

    Товарная накладная (форма ТОРГ-12) применяется для оформления продажи (отпуска) товарно-материальных ценностей сторонней организации и составляется в двух экземплярах. Первый экземпляр остается в организации, сдающей товарно-материальные ценности, и является основанием для их списания. Второй экземпляр передается сторонней организации и является основанием для оприходования этих ценностей (Постановление Госкомстата России от 25.12.1998 N 132).

    При передаче товаров покупателю через транспортную компанию помимо товарной накладной (форма ТОРГ-12) необходимым документом является товарно-транспортная накладная (Письмо УФНС России по г. Москве от 16.12.2005 N 20-12/93109).

    Товарно-транспортная накладная (далее — ТТН) (форма N 1-Т) является документом, подтверждающим заключение договора перевозки груза, а также предназначена для учета как движения товарно-материальных ценностей, так и расчетов за их перевозки автомобильным транспортом. Грузоотправителям запрещается предъявлять, а автотранспортным предприятиям или организациям — принимать к перевозке грузы, не оформленные ТТН.

    ТТН определяет взаимоотношения грузоотправителей — заказчиков автотранспорта с организациями — владельцами автотранспорта, выполнившими перевозку грузов, и служит для учета транспортной работы и расчетов грузоотправителей или грузополучателей с организациями — владельцами автотранспорта за оказанные им услуги по перевозке грузов.

    Регламенты по документальному оформлению перевозки грузов установлены в следующих нормативных актах:

    п. 2 ст. 785 ГК РФ (подтверждение заключения договора перевозки);

    ст. 185 ГК РФ (доверенность юридического лица);

    Постановлении Госкомстата России от 28.11.1997 N 78 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету работы строительных машин и механизмов, работ в автомобильном транспорте» (форма N 1-Т и Указания по ее применению и заполнению; предназначена для учета движения товарно-материальных ценностей и расчетов за их перевозки автомобильным транспортом);

    п. 1 ст. 8 Устава автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта, принятого Федеральным законом от 08.11.2007 N 259-ФЗ (транспортная накладная, если иное не предусмотрено договором перевозки груза, составляется грузоотправителем);

    Общих правилах перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденных Минавтотрансом РСФСР 30 июля 1971 г. (этот документ среди прочего содержит правила заполнения транспортной накладной и подлежит применению в части, не противоречащей Уставу, — до установления Правительством Российской Федерации новых правил перевозок грузов);

    п. п. 2.1.2, 8 Методических рекомендаций по учету и оформлению операций приема, хранения и отпуска товаров в организациях торговли, утвержденных Письмом Роскомторга от 10.07.1996 N 1-794/32-5 (ТТН выписывают при доставке товаров автомобильным транспортом);

    п. п. 2, 6, 10 Инструкции Минфина СССР N 156, Госбанка СССР N 30, ЦСУ СССР N 354/7, Минавтотранса РСФСР N 10/998 от 30.11.1983 «О порядке расчетов за перевозки грузов автомобильным транспортом» (перевозка грузов автомобильным транспортом в городском, пригородном и междугородном сообщениях осуществляется только при наличии оформленной ТТН по форме N 1-Т; Инструкция содержит порядок заполнения ТТН).

    В соответствии с указанными нормативными актами рассмотрим вариант оформления отгрузки товара в адрес покупателей через привлеченную транспортную компанию.

    Товарно-транспортная накладная на перевозку грузов автомобильным транспортом составляется грузоотправителем для каждого грузополучателя отдельно на каждую ездку автомобиля с обязательным заполнением всех реквизитов.

    Товарно-транспортная накладная выписывается в четырех экземплярах:

    первый экземпляр остается у грузоотправителя и предназначен для списания товарно-материальных ценностей;

    второй, третий и четвертый экземпляры, заверенные подписями и печатями (штампами) грузоотправителя и подписью водителя, вручаются водителю (второй экземпляр сдается водителем грузополучателю и предназначен для оприходования товарно-материальных ценностей у получателя груза, третий и четвертый экземпляры, заверенные подписями и печатями (штампами) грузополучателя, сдаются организации — владельцу автотранспорта).

    Третий экземпляр, служащий основанием для расчетов, организация — владелец автотранспорта прилагает к счету за перевозку и высылает плательщику — заказчику автотранспорта, а четвертый экземпляр прилагается к путевому листу и служит основанием для учета транспортной работы и начисления заработной платы водителю.

    Таким образом, согласно действующим регламентам для продавца надлежащими документами для списания товара являются два документа — товарная накладная (форма ТОРГ-12) с отражением надлежащих реквизитов покупателя и первый экземпляр ТТН с подписью водителя о принятии груза к перевозке в соответствующей строке ТТН. Полномочия водителя должны быть подтверждены переданной доверенностью от транспортной компании на получение груза от продавца (номер и дата доверенности указываются перед подписью, сама доверенность остается с первым экземпляром ТТН у продавца). При этом, как уже было сказано, если продавец является заказчиком автотранспорта (имеется договор с транспортной компанией), то третий экземпляр ТТН с подписями и печатями грузополучателя транспортная компания после доставки обязана приложить к счету за перевозку и передать (или выслать) грузоотправителю.

    Какие бывают товарно-транспортные накладные?

    Разработано и внедрено в постоянную работу сразу несколько основных наименований и категорий товарно-транспортных накладных. Бумаги отличаются представленной формой. Главная юридически закрепленная стандартами форма имеет индивидуальный классификационный номер 1‑Т . Документ разработан в рамках реализации государственного проекта по регулированию и официально утверждена профильным комитетом по статистике еще в 1997 году. Номер принятого постановления — 78. Документ применяется для обращения с большинством товаров. Дополнительно предусмотрены актуальные наименования и профильные формы ТТН, основной задачей которых выступает проведение полноценного оформления необходимых в транспортной сфере операций в рамках осуществления приемки, а также складской отправки разных типов продуктов питания со строгим указанием основных наименований с учетом происхождения и особенностей перевозки в зависимости от регламентированного расстояния. Традиционные формы ранее уже были официально утверждены специальным постановлением пограничных органов.

    В 2011 году государственными органами было установлено официальное решение о применении в работе нового обновления ТТН. Введение в деятельность профильных компаний и перевозчиков регламентировано ключевыми Правилами по реализации перевозок грузов с применением автомобильной техники. Соответствующее постановление было узаконено и полностью утверждено Правительством. В тексте профильного документа отмечается строгое согласование факта комплексного заключения двустороннего договора в случаях проведения доставки грузов разных типов. Особенностью документа стало удаление специальных полей с отметками списания или проведения оприходования профильной продукции. ТТН регламентированного стандарта 1997 и 2011 годов сегодня применяются компаниями в равной степени.


    Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *