Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Приборы учета воды: установка, поверка, замена». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Срок службы счетчиков устанавливается их производителями. Обычно он указывается в техническом паспорте и в среднем составляет 12 лет. Это означает, что по окончании указанного периода прибор должен быть заменен. Потребитель коммунальных услуг обязан в течение 30 дней обеспечить его замену, сообщить управляющей компании или в ресурсоснабжающую организацию текущие показания счетчика и принять меры по ремонту или замене, объясняет юрист юридической компании «Генезис» Кристина Первухина. На основании полученного уведомления поставщик ресурсов или управляющая компания выдаст предписание на демонтаж, добавляет эксперт.
Срок замены счетчиков воды
Необходимо учитывать требования по установке приборов учета. Они указаны не только в документации на водосчетчик, но и в нормативных актах, говорит исполнительный директор Pоссийской ассоциации водоснабжения и водоответвления (PABВ), член Общественного совета при Минстрое России Елена Довлатова.
Кто будет оплачивать поверку электросчетчиков?
С 1 июля 2020 года потребители перестают нести затраты как на приобретение и установку счетчиков электроэнергии, так и на их поверку. За потребителем остается обязанность следить за сохранностью прибора учета, если он установлен в его зоне ответственности (например, в квартире или на земельном участке, где стоит частный дом).
Как следует из закона, все финансовые обязательства по замене и проверке приборов учета в домах и квартирах возьмут на себя энергетики. В дальнейшем компании могут компенсировать понесенные расходы за счет сбытовых надбавок. Согласно п. 6.3 ст. 23.1 закона «Об электроэнергетике» затраты гарантирующего поставщика, понесенные им для исполнения обязательств, включаются в состав сбытовой надбавки.
Как не попасться на удочку мошенников
Бдительность в современных реалиях нельзя терять ни в коем случае, и особенно этот момент актуален в том случае, когда вводятся некие изменения в обычный порядок жизни. Мошенники, учитывая неосведомленность людей, часто пытаются воспользоваться ситуацией. Они могут под видом проверяющих устроить «чес» по квартирам с целью сбора «дани» от доверчивых граждан. Одним из их распространенных методов может быть предложение услуг по платной поверке счетчиков, с учетом изменений в Законе. Но им доверять не следует, так как никакой внеочередной поверки, а тем более замены счетчиков, не предусмотрено, изменения касаются только тех приборов, срок поверки которых наступил с 24.09.2020 года.
Кроме гастролеров-одиночек, таким способом мошенничества грешат и некоторые не совсем добросовестные компании, которые убеждают клиентов в том, что у счетчиков, установленных в их помещениях, истек межповерочный период. Также, после осмотра приборов учета, могут настаивать на замене (естественно, платной) таких счетчиков, апеллируя к тому, что они неисправны и непригодны для дальнейшей эксплуатации. И если в таких случаях реальной физической угрозы со стороны мошенников нет, то финансовый ущерб для клиентов оказывается весьма ощутимым, притом, что счетчик еще мог бы прослужить отведенное ему время до плановой поверки или замены, по истечении срока службы.
Чтобы избежать неприятных для себя последствий, каждый владелец приборов учета должен знать и помнить о том, что нельзя импульсивно принимать решение о поверке счетчиков или их замене сразу после того, как к ним поступило такое предложение. Такой алгоритм поведения должен быть нормой. Также не следует сразу и подписывать документы, особенно не изучив их, или осуществлять оплату. Первое и самое правильное решение в такой ситуации – обращение в ресурсопоставляющую компанию – для этого можно позвонить по телефону или нанести визит лично. Все вопросы, касающиеся эксплуатации приборов учета нужно, прежде всего, решать с ними. Кроме того, доверив работы по замене приборов учета мошенникам, можно не только потерять деньги, но и дополнительно получить другие проблемы. Такие «специалисты» вряд ли обладают достаточной квалификацией, чтобы профессионально произвести поверку или замену счетчика, что в ближайшем будущем может быть чревато протечками. В результате может пострадать и помещение соседей, которые обязательно потребуют компенсацию за причиненный ущерб.
Как выбрать счётчик горячей воды?
При замене счётчика горячей воды главное – не перепутать счётчик горячей и холодной воды. Определить их просто: счётчик холодной воды отмечен поясом синего цвета, а счётчик горячей воды – красного. Синий счётчик, установленный на трубу с горячей водой, не допустят к эксплуатации.
При покупке счётчика нужно проверить комплектность набора. В него должны входить сетчатый фильтр, два присоединителя и ниппели к ним, гайки, прокладки, а также обратный клапан. Важно, чтобы паспорт на счётчик был отпечатан типографским способом и серийный номер счётчика, указанный в нём, совпадал с номером, обозначенном на приборе.
Счётчики горячей воды чаще всего комплектуются запорными кранами, на котором расположено ушко под опломбировку. Впрочем, если вы боитесь что-то упустить и купить не подходящий прибор, лучше заказать прибор у того, кто будет его устанавливать.
Порядок проверки водомеров
Особенности процесса поверки ИПУ (индивидуальных приборов учета) зависят от технического оснащения организации, с которой потребитель заключил договор.
В зависимости от того, есть в арсенале обслуживающей фирмы мобильные устройства для проведения поверки или их нет, работы могут осуществляться как в помещении самой компании, так и на объекте клиента.
В последнем случае будет использована методика поверки квартирных счетчиков воды ВПУ ЦСМ. При наличии у специалистов переносной поверочной установки водомер тестируется без демонтажа.
Если в результате проверка окажется, что прибор пришел в негодность и выдает некорректные данные о действительном расходе горячей и холодной воды, его нужно будет отремонтировать или заменить на новый. Эту норму утверждают правила проверки счетчиков воды в квартирах в 2018 году.
Если потребитель решит демонтировать прибор и отвезти его в организацию, имеющую лицензию на проведение данных мероприятий, то на эту процедуру уйдет около 14 дней.
В случае, если выбранная компания имеет специальное переносное устройство для поверки, время тестирования составит 1 – 2 часа.
Поверка и замена счетчика воды
В отличие от счетчиков электроэнергии, водомеры нужно поверять раз в 4 года для горячей воды и раз в 6 лет для холодной, в то время как срок эксплуатации составляет не менее 10-12 лет. Процедура поверки является более сложной:
- Сначала нужно вызвать представителя водоканала для снятия пломбы;
- Затем отнести прибор учета на поверку, заплатив за эту услугу;
- После получения счетчика обратно необходимо провести оплату задолженности и предоставить квитанцию вместе с актом поверки инспектору водоканала;
- Абонент заполняет заявление на ввод прибора в эксплуатацию и ждет прихода контролера для составления акта ввод и установки пломбы на прибор учета.
К справке! Снятие и установка счетчика может проводиться пользователями как самостоятельно, так и с помощью сантехника. Но только после того, как контролер снимет пломбу.
В период пока проводится поверка счетчика, расчет потребления воды будет осуществляться по среднему значению за последние 3 месяца. Если просрочить сдачу счетчика на поверку, расчет будет проводиться согласно нормативам потребления на одного человека (по количеству проживающих). При длительной просрочке могут применяться повышенные тарифы.
За что еще могут наказать пользователя?
Постановление Правительства за №354, п. 62 гласит, что самовольное, несанкционированное подключение к водопроводным сетям приборов учета и другого внутридомового оборудования запрещено.
В случае выявления контролером такого нарушения предпринимаются следующие действия:
- составляется Акт о несанкционированном подключении;
- абоненту направляется требование устранить данное нарушение в установленном Законом порядке (то есть, пройти всю процедуру замены счетчика заново, с соблюдением всех норм);
- за весь период, в течение которого выявлено нарушение (как правило, за точку отсчета берется последняя контрольная проверка прибора учета), насчитывается оплата по установленным нормативам.
В новостройках устанавливать приборы учета воды обязана строительная компания. Наличие таких приборов является условием ввода дома в эксплуатацию.
При передаче квартиры покупателю в комплекте документов обязательно должны присутствовать технические паспорта на счетчики воды.
В целях учета полного расхода коммунальных услуг во всем доме для выявления факта недостачи на сегодняшний день устанавливаются общедомовые учетные средства. Однако кто оплачивает расходы на установку и обслуживание такого оборудования: сами жильцы или все-таки коммунальная организация? Рассмотрим эти и некоторые другие проблемы установки общедомовых счетчиков.
Общедомовые приборы учета
Для начала стоит отметить, решение об установке в многоквартирных домах учетного оборудования коллективного назначения было принято еще в 2009 году. Такое правило было закреплено в Законе «Об энергоснабжении и повышении энергетической эффективности». Однако само правило начало действовать с середины 2012 года.
Закон устанавливает, что установка подобных приборов не является обязательным, а имеет рекомендательный характер. Таким образом, те, кто проживают в МКД, могут устанавливать такое оборудование на свое собственное усмотрение.
Средний срок эксплуатации счетчиков горячей и холодной воды
В среднем срок годности агрегата российского производства составляет не менее 12 лет. Он может разниться на несколько лет в большую или меньшую сторону в зависимости от изготовителя и достигает иногда даже 18 лет.
Началом эксплуатации правильно считать дату изготовления водомера, а не момент установки расходомера и введения его в эксплуатацию.
В соответствии со стандартом ГОСТ Р 50193, поверку водомеров горячей воды проводят каждые 4 года, холодной – через 6 лет.
Эти интервалы изготовитель указывает в паспорте прибора. Таким образом, за весь средний срок эксплуатации в 12 лет водомеры горячей воды отдают на поверку 3 раза, а холодной – дважды.
Задача процедуры – подтвердить достоверность показаний и надежность прибора. При выявлении отклонений агрегаты подлежат замене.
Собственник вправе не устанавливать счетчик воды, если его квартира признана ветхим жильем, имеет особые коммуникации или устаревшие и подлежащие замене сети. В остальных случаях в квартире обязательно устанавливать расходомер.
Завод-изготовитель самостоятельно определяет срок службы агрегата, по истечении которого его необходимо заменить на новый. Владелец жилья также должен периодически сдавать прибор на поверку.
Установить новый счетчик возможно только по согласованию с управляющей компанией. Иначе данные будут недействительны. Незаконна и эксплуатация прибора с нарушением сроков поверки.
Сколько раз можно делать поверку счетчиков воды
Проводится поверка счётчиков воды, если не случится ничего непредвиденного, в установленные сроки. По большей части они устанавливаются в соответствии с МПИ, предложенными производителями контрольно-измерительных устройств.
Необходимость заменить вышедший из строя прибор возникает не раньше, чем по прошествии пятнадцати-двадцатилетнего периода, если существуют оптимальные условия его функционирования.
При использовании изделий от малоизвестных отечественных производителей, да ещё и эксплуатирующихся вне лучших условиях водоснабжения, продолжительность службы сокращается до пяти лет.
Сказывается на долговечности контрольно-измерительного устройства и то, какую воду (горячую или холодную) будут через него пропускать. Высокая температура жидкости и микроскопические твёрдые частицы в ней значительно ускоряют износ счетчика. Поэтому можно уверенно говорить, что контрольно-измерительному прибору, задействованному в водоснабжении, предстоит пережить от одной до нескольких процедур измерения погрешностей функционирования специалистами. В лучшем, маловероятном случае, их количество может дойти до пяти.
Последствия безучетного потребления электрической энергии
Нарушения граждан-потребителей – физических лиц – в жилых помещениях в соответствии с Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 (далее – Правила № 354) подразделяются на:
- Несанкционированное подключение (нарушение установленного порядка подключения) внутриквартирного оборудования потребителя к внутредомовым инженерным системам (п. 62 Правил № 354).
- Несанкционированное вмешательство в работу прибора учёта потребителем (п. 81(11) Правил № 354).
Несанкционированное подключение (нарушение установленного порядка подключения) внутриквартирного оборудования потребителя к внутредомовым инженерным системам
В соответствии с п. 62 Правил № 354, при обнаружении осуществленного с нарушением установленного порядка подключения (несанкционированного подключения) внутриквартирного оборудования потребителя к внутридомовым инженерным системам исполнитель составляет Акт о несанкционированном подключении и производит доначисление платы за коммунальную услугу для потребителя, в интересах которого совершено такое подключение, за потребленные без надлежащего учета коммунальные услуги.
Доначисление размера платы в этом случае производится исходя из объемов коммунального ресурса, рассчитанных как произведение мощности несанкционированно подключенного оборудования и его круглосуточной работы за период начиная с даты осуществления несанкционированного подключения, указанной в акте о выявлении несанкционированного подключения, а в случае невозможности установления даты осуществления несанкционированного подключения — с даты проведения исполнителем предыдущей проверки, но не более чем за 3 месяца, предшествующие месяцу, в котором выявлено такое подключение, до даты устранения исполнителем такого несанкционированного подключения. В случае невозможности определить мощность несанкционированно подключенного оборудования доначисление размера платы осуществляется исходя из объема, определенного на основании норматива потребления соответствующих коммунальных услуг с применением к такому объему повышающего коэффициента 10. При этом в случае отсутствия постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан объем коммунальных услуг в указанных случаях рассчитывается с учетом количества собственников такого помещения.
Несанкционированное вмешательство в работу прибора учёта потребителем
В соответствии с п. 81(11) Правил № 354, в целях установления факта несанкционированного вмешательства в работу прибора учета исполнитель вправе установить контрольные пломбы и индикаторы антимагнитных пломб, а также пломбы и устройства, позволяющие фиксировать факт несанкционированного вмешательства в работу прибора учета с обязательным уведомлением потребителя о последствиях обнаружения факта нарушения таких пломб или устройств.
При проведении исполнителем проверки состояния прибора учета проверке подлежат:
- целостность прибора учета, отсутствие механических повреждений, отсутствие не предусмотренных изготовителем отверстий или трещин, плотное прилегание стекла индикатора;
- наличие и сохранность контрольных пломб и индикаторов антимагнитных пломб, а также пломб и устройств, позволяющих фиксировать факт несанкционированного вмешательства в работу прибора учета;
- отсутствие свободного доступа к элементам коммутации (узлам, зажимам) прибора учета, позволяющим осуществлять вмешательство в работу прибора учета.
Нарушение вышеуказанных показателей признается несанкционированным вмешательством в работу прибора учета. При обнаружении в ходе проверки указанных нарушений исполнитель составляет акт о несанкционированном вмешательстве в работу прибора учета. При этом, если прибор учета установлен в жилом помещении и иных помещениях, доступ к которым не может быть осуществлен без присутствия потребителя, исполнитель производит перерасчет платы за коммунальную услугу и направляет потребителю требование о внесении доначисленной платы за коммунальные услуги. Такой перерасчет производится за период, начиная с даты установления указанных пломб или устройств, но не ранее чем с даты проведения исполнителем предыдущей проверки и не более чем за 3 месяца, предшествующие дате проверки прибора учета, при которой выявлено несанкционированное вмешательство в работу прибора учета, и до даты устранения такого вмешательства, исходя из объема, рассчитанного на основании нормативов потребления соответствующих коммунальных услуг с применением повышающего коэффициента 10.
Кто и как часто проверяет состояние приборов учета?
Управляющая организация обязана проверять состояние приборов учета и достоверность сведений об их показаниях не реже одного раза в год. Приборы учета, установленные внутри квартиры, управляющая организация вправе проверять не чаще одного раза в три месяца, а если прибор установлен вне квартиры – не чаще одного раза в месяц.
Представитель управляющей организации проверяет:
- целостность прибора учета, отсутствие механических повреждений и не предусмотренных изготовителем отверстий или трещин, плотное прилегание стекла индикатора;
- наличие и сохранность контрольных пломб и индикаторов антимагнитных пломб, а также пломб и устройств, позволяющих фиксировать факт несанкционированного вмешательства в работу прибора учета;
- отсутствие свободного доступа к элементам коммутации (узлам, зажимам) прибора учета, позволяющим осуществлять вмешательство в его работу.
Как фиксируется нарушение состояния прибора учета?
В соответствии с п. 81 (11) Правил предоставления коммунальных услуг при обнаружении в ходе проверки нарушений состояния прибора учета управляющая организация составляет акт о несанкционированном вмешательстве в работу прибора. Акт составляется в двух экземплярах и подписывается представителем управляющей организации, проводившим проверку, и собственником или его представителем.
Он включает следующие сведения:
- дату, место, время составления акта;
- обстоятельства, в связи с которыми проводилась проверка, и выявленные нарушения;
- состав лиц, участвовавших в проверке и составлении акта;
- подписи исполнителя и потребителя коммунальных услуг;
- отметку об отказе потребителя от подписания акта и информацию о причинах такого отказа (при наличии);
- возражения потребителя в связи с выявленным нарушением;
- иные обстоятельства, связанные с нарушением.