Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Освещение во дворе частного дома: планирование, монтаж, примеры». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Система света проектируется еще на этапе закладки новых городских улиц — учитываются все параметры, осуществляется подбор осветительных приборов, высчитывается расстояние между столбами и т. д. При расчетах обязательно обращают внимание на зернистость дорожного покрытия и степень отражения света, уровень запыленности дороги, цвет окружающих зданий и сооружений, ширину дороги и другие факторы. Параллельно учитывается возможность развития и разрастания микрорайона на 10 лет минимум.
В каких законах и нормативно-технических документах прописаны требования
Вопросы организации благоустройства территорий, в том числе обеспечения безопасности дорожного движения, в соответствии с требованиями пунктов ст. 19 ч. 1, ч. 3 ст. 14 Федерального закона №131 – ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» 2021 г. относятся к полномочиям сельских поселений.
Решением советов депутатов сельских поселений могут приниматься правила, определяющие благоустройство поселений.
Необходимость создания благоприятных условий для проживания населения и обеспечения его здоровья при планировании и строительстве зданий в сельских поселениях указывается в п. 1 ст. 12 Федерального закона №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
Требования, предъявляемые к системам наружного освещения для дорог, тротуаров, улиц, стоянок и подобных территорий, указаны в ГОСТ Р 54305-2011. Методика расчётов при организации систем освещения для разных объектов дорожной или уличной инфрастуктуры содержится в ГОСТ Р 55708-2013.
При планировании и строительстве городских и сельских поселений применяются строительные нормы и правила. Нужно отметить, что строительные нормы и правила СНиП 2.07.01-89, которые были зарегистрированы как СП 42.13330.2010, устарели и уже не действуют.
Вместо них применяется актуализированная редакция свода правил СП 42.13330.2016. В данном документе есть ссылка на СП 52.13330.2016, где указаны требования к искусственному освещению.
Уличное освещение разных видов
Согласно Федеральному закону №131-ФЗ от 6.10.2003г. за освещение улиц и дворовых территорий отвечает администрация сельского поселения.
Отдельно имеет смысл выделить прожекторы, как особый тип уличного освещения хотя по факту, они также относятся к элементам ландшафтного освещения, но совмещают в себе особенности нескольких типов.
В зависимости от частоты применения все приборы освещения двора можно разделить на устройства с автоматическим и ручным включением. Первый способ актуален для тех домов, где свет во дворе должен загораться с наступлением темноты и гаснуть с первыми лучами рассвета. Если же вы хотите самостоятельно управлять процессом освещения, лучше установить ручное или механическое включение.
Будучи правильно спроектированным и технически грамотно реализованным, уличное освещение участка и надворных построек (включая и сам коттедж) значительно облегчает ориентирование на территории и подчеркивает индивидуальность домовладения.
Для начала нужно уточнить, что дистанция между двумя ближайшими столбами называется пролетом. Для контроля этих расстояний существуют определенные нормы и требования, которые указаны в СНиП и ГОСТ.
В состав системы уличной подсветки входят проводные линии, световые излучатели, наружные датчики и элементы управления. Из всего перечисленного устанавливаться и в дальнейшем эксплуатироваться в комфортных домашних условиях могут только узлы управления – выключатели и регуляторы.
Для обеспечения безопасных условий при движении транспорта и пешеходов в тёмное время суток применяется стационарное наружное освещение. Требования к средней освещённости и её равномерности указаны в таблице 7.11 свода правил СП 52.13330.2016.
Служит профилактикой незаконного вторжения на частную территорию, обеспечивает жильцам дома чувство безопасности. Обычно охранное освещение — лишь часть охранной системы участка, наравне с устройствами управления и приборами видеонаблюдения.
Но, несмотря на указанные факторы, система обеспечения достаточности уровня освещенности, должна обеспечивать комфорт для жителей в вечерние и ночные часы время.
Нет света на улице в деревне. Я написала в администрацию поселкового совета. Пришел ответ нет бюджета, будем закладывать.
Непривычный «дневной» свет
Определить, применяется ли на конкретном участке дороги современное светодиодное освещение, можно по его цвету. Привычный многим ярко-желтый свет фонарей дают дуговые натриевые трубчатые лампы (ДНаТ), на которых работает почти три четверти всех дорожных светильников. На «белое» по восприятию светодиодное освещение приходится пока только около 16% от общего числа фонарей. Но их доля будет расти: правительством с 2020 года запланирован полный запрет на использование не энергоэффективных источников света.
По сравнению с самой распространенной натриевой лампой освещения ДНаТ 250 Вт даже типовой светодиодный светильник при одинаковых показателях по световому потоку потребляет вдвое меньше энергии. При этом так называемый белый дневной свет светодиодных светильников многими воспринимается непривычно, но по показателям цветопередачи светодиодные светильники в три раза лучше: в их лучах четче видны границы объектов и их естественный цвет.
Кто отвечает за уличное освещение в частном секторе
Вопросы организации благоустройства территорий, в том числе обеспечения безопасности дорожного движения, в соответствии с требованиями пунктов ст. 19 ч. 1, ч. 3 ст. 14 Федерального закона №131 – ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» 2021 г. относятся к полномочиям сельских поселений.
Решением советов депутатов сельских поселений могут приниматься правила, определяющие благоустройство поселений.
Необходимость создания благоприятных условий для проживания населения и обеспечения его здоровья при планировании и строительстве зданий в сельских поселениях указывается в п. 1 ст. 12 Федерального закона №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
Требования, предъявляемые к системам наружного освещения для дорог, тротуаров, улиц, стоянок и подобных территорий, указаны в ГОСТ Р 54305-2011. Методика расчётов при организации систем освещения для разных объектов дорожной или уличной инфрастуктуры содержится в ГОСТ Р 55708-2013.
При планировании и строительстве городских и сельских поселений применяются строительные нормы и правила. Нужно отметить, что строительные нормы и правила СНиП 2.07.01-89, которые были зарегистрированы как СП 42.13330.2010, устарели и уже не действуют.
Вместо них применяется актуализированная редакция свода правил СП 42.13330.2016. В данном документе есть ссылка на СП 52.13330.2016, где указаны требования к искусственному освещению.
Освещение в сельских населенных пунктах попадает под действие СНиП 23 – 05 – 95. В данном документе устанавливаются нормы, по которым должно осуществляться наружное освещение.
В населенных пунктах, расположенных на территориях сельской местности установлены действующие нормы:
• для главных улиц — уровень освещенности не менее 4лк;
• на территориях, прилегающих к общественным зданиям и в районах жилых застроек уровень освещенности должен быть так же не менее 4лк;
• второстепенные улицы и переулки — уровень освещенности снижается вдвое, т.е. не менее 2лк;
• поселковые дороги, проезды — не менее 2лк;
• может быть меньше в два раза и составляет всего 2лк.
• второстепенные дороги в сельской местности могут иметь освещенность 1лк;
• садовые и огороднические товарищества (дороги и улицы, являющиеся основными проездами) освещаются по норме в 2 лк;
• территория у водоисточника и пожарного гидранта, находящегося в сельском поселении, подлежит обязательному освещению по норме 2лк.
Указанные нормативные значения представляют собой эксплуатационные величины. Менее, чем указанные значения освещенность быть не должна. Это касается всего периода эксплуатации. В разные сезоны светильники могут загрязняться, поэтому они нуждаются в обслуживании. В электрической сети возможны колебания напряжения, что также может влиять на световой поток. Освещенность территории может меняться даже от высоты расположения уличных светильников.
Все указанные факторы нужно учитывать при планировании освещения территории в сельской местности.
Решение вопросов по организации уличного освещения находится в ведении Главы сельского поселения. В его обязанности входит должное обеспечение организации своевременной подачи электроэнергии для подачи света сельские улицы. Эти обязанности вменяются Главе администрации поселения на основании законодательства о местном самоуправлении (ФЗ за номером 131). Председатель сельского совета должен организовывать и контролировать процесс освещения территории в соответствии с нормами.
Вопрос освещения относится к благоустройству территории. Данная обязанность напрямую в соответствии с законодательством возлагается на муниципальную власть.
Существует социальный стандарт освещенности территории сельского поселения. В соответствии с указанным стандартом норма освещенности составляет 80 процентов.
В некоторых случаях в малонаселенных деревнях принимается решение устанавливать один столб в начале территории (небольшие улицы), второй столб – в конце.
Глава сельского поселения должен обеспечить освещенность социально значимых объектов – школ, детских дошкольных учреждений. медицинских и акушерских пунктов, учреждений культуры и иных социальных объектов при наличии.
Решение о выборе осветительного прибора основывается на нормах СНиП 2.07.01-89. В данном документе рассматриваются нормы градостроительства, вопросы планировки и застройки сельских поселений. СНиП указывает, что на территориях общественного пользования должны устанавливаться приборы освещения. Число светильников на определенной территории рассчитывается на основе норм освещенности.
При выборе типов ламп, которыми оснащают приборы освещения для сельской местности, учитывается, что обслуживание и замену ламп в силу территориальной отдаленности выполнять затруднительно.
Поэтому металлогалогеновые лампы, светоотдача которых высокая, но срок службы короткий, для сельских населенных пунктов не подходят.
Для обслуживающих организаций затруднительно и неэффективно выезжать на отдаленные участки для замены ламп.
Предпочтительнее остановить выбор на светодиодных светильниках:
• период службы такого источника света очень высокий, примерно 50000 часов;
• высокий уровень светоотдачи, поскольку для светодиодов характерно преобразовывать практически всю получаемую электроэнергию в световую;
• низкая степень энергопотребления, что существенно экономит расходы на оплату электроэнергии;
• возможность выбрать цветовую температуру: от холодных оттенков до привычных теплых.
Таким образом, при организации освещения в сельской местности рекомендуется использовать светодиодные лампы. Применение таких источников света позволит снизить расходы на оплату электроэнергии за счет снижения энергопотребления и эксплуатационных расходов.
Длительность срока эксплуатации позволит обеспечить бесперебойное освещение территории, что повлияет на качество жизни сельского населения.
Еще один важный фактор – возможность реализации дизайнерских решений при освещении различных участков сельской территории.
Уличное освещение в сельской местности
Финансирует обслуживание светового оборудования государство, поэтому заботу о нем несёт именно администрация населённого пункта. Она решает вопрос о закупке электрооборудования, установке или обслуживании светильников и при необходимости заключает договор с фирмами, которые специализируются на этой работе. Законом №131-ФЗ оговорено, что финансовую ответственность несёт местный муниципалитет, а техническое обслуживание, монтаж уличного освещения и его ремонт проводит районное отделение энергосбыта. Оплачиваются работы или администрацией села или организацией, которая владеет этими коммуникациями.
В ночное время, когда интенсивность движения меньше, освещённость может быть снижена, но только до определённых пределов. Некоторые светильники могут быть выключены, но не те, что стоят подряд. Поэтому часто прокладывают разные распределительные линии для вечернего и ночного освещения. К линии вечернего освещения подключают праздничную светодиодную подсветку уличного освещения и архитектурную подсветку. Но её мощность должна быть до 2 кВт на фазу. Все эти данные учитываются в графике включения света.
Электроэнергия для НО улиц и тротуаров поступает из трансформаторов для питания сети общего пользования.
Обустройство мест для передвижения пешеходов организуется по иному принципу. Обычно требования по подсветке территории взаимосвязаны с типом, размером населенного пункта, значением самой улицы.
Там, где переходные зоны соседствуют с центральными улицами и автодорогами, освещение монтируют на уровне 10 Лк. Для улиц, расположенных вдали от магистралей, допускается освещение 4 Лк, для местных улиц (например, в частном секторе) — 2 Лк.
Интенсивно должны освещаться посадочные площадки, где люди входят в общественный транспорт (10 Лк). Аналогичный уровень освещенности выполняется на детских площадках с оборудованием для подвижных игр. Самый яркий свет монтируют в пешеходных тоннелях (50 – 100 Лк).
Установка источников света в деревне, поселке или ином типе сельской местности регулируется действующим законодательством. В СНиП есть особый раздел, рассматривающий этот вопрос. Обязанность следить за правильностью выполнения освещения лежит на органах местной власти, которые обеспечивают своевременность подачи электроэнергии в темный период суток.
По социальным нормам улицы на селе должны быть освещены на 80 %, то есть допустимо отсутствие освещения на ряде улиц, на которых проживает мало населения либо пользование ими неинтенсивное.
Относительно конкретных цифр, они касаются средней горизонтальной освещенности и измеряются в люксах (Лк):
- основная улица, площадки торговых центров — 4 Лк;
- второстепенные улицы, переулки, поселковые дороги — 2 Лк.
В пределах 2 Лк должен быть уровень подсветки на главных улицах дачных товариществ и кооперативов.
Нормы для проектирования уличного освещения в городах содержатся в инструкции СН541-82. В ней описаны типовые решения с указанием на тип ламп, которые могут быть использованы, высоту опор, тип провода и интервал между светильниками. Кабель для уличного освещения должен быть изолированный, стандарта СИП. Также в данной инструкции описаны универсальные схемы проектирования НО улиц. Эти схемы отличаются в зависимости от площади улиц и их назначения. Например, для небольшой улицы установка уличного освещения может проходить по составу схемы одностороннего расположения светильников, а для широкой улицы с большим потоком людей может браться за основу двухрядная схема в шахматном порядке.
Какое должно быть расстояние между фонарными столбами?
Подобные объекты относятся к категории Д, поэтому уровень освещенности на них, согласно закону, может быть минимальным — 2 – 4 Лк. Освещение территорий мест отдыха, зеленых насаждений преследует функциональную и декоративную цель и составляет от 4 Лк (для аллей на улицах) до 10 Лк (для детских зон).
В городе обязательно применяются разные виды и формы декоративного (архитектурного) освещения, особенно в новых районах. Обычно используются светодиодные или галогенные лампы, прожекторы. Их устанавливают с определенным интервалом, в особом направлении, применяя техники заливающего света, подсветки отдельных фрагментов или фона, освещения объекта изнутри.
Важно, чтобы декоративный свет не мешал проезжающим машинам, не слепил водителей, что всегда учитывается при проектировании.
Имеют встроенные дуги, горящие между двумя электродами. Последние делают из вольфрама. Внутри присутствует инертный газ, пары ртути или натрия. Газ во время работы обогащается ионами, переходит в состояние плазмы, обладающей высокой электропроводностью.
Служат дольше ламп накаливания, имеют большую светоотдачу. Обычно люминесцентные лампы применяются для внутреннего освещения домов и квартир, но их можно использовать и для уличной подсветки. Современные лампы имеют электронные регулирующие механизмы, которые позволяют им трудиться без мерцания, шума.
Все типы источников света характеризуются некоторыми показателями. Основные — мощность (Ватт) и световой поток (Люмен). Эффективность работы устройства измеряется при соотношении люменов к ваттам: чем больше цифра, тем мощнее светильник. Согласно правилам, мощность уличных ламп должна составлять 40 – 125 Вт в зависимости от типа объекта и расстояния между лампами.
Кроме мощности, самые важные параметры для уличных ламп — светоотдача, срок службы, экономичность, удобство использования. Учитывают второстепенные данные:
- особенности монтажа;
- возможность повреждения;
- негативное влияние климата и окружающей среды на изделия.
Важна и степень защиты лампы — оболочка не должна допускать внутрь влагу и твердые частицы.
Освещение улиц в сельской местности осуществляется на основании СНИП 23−05−95.
В сельской местности данное обязательство возложено на органы местной власти, то есть на местное самоуправление.
Виды освещения на улицах
Уличные системы интересны высоким уровнем рассеивания светового излучения, что зависит не только от плотности устанавливаемых источников, но и температурно-влажностных характеристик окружающей среды.
Так, при сильном снегопаде, дожде или тумане эффективность светотехники падает. Для противодействия этому и другим факторам важно корректно определить потребность в количестве и качестве осветительных приборов.
Сами приборы возможно подобрать по ряду критериев.
Расстояние между фонарными столбами
Для начала нужно уточнить, что дистанция между двумя ближайшими столбами называется пролетом. Для контроля этих расстояний существуют определенные нормы и требования, которые указаны в СНиП и ГОСТ.
Выбрать, какое расстояние будет между опорами уличного освещения в городской черте, в деревенской местности или на частной территории иногда бывает затруднительно. Однако для каждого случая есть четкие пункты, прописанные в СНиП. Их реализация может также быть разной. При соблюдении правил, указанных в регламентирующей документации, дистанция между опорами освещения должна рассчитываться исходя из следующих параметров:
- необходимый уровень освещенности для определенной территории, где требуется установка фонарей. Для городской местности и деревни эти параметры будут существенно различаться;
- количество установленных светильников на столбе;
- мощность и тип осветительного прибора;
- высота установки фонарей на опорах;
- вид используемых в светильниках ламп, они могут быть светодиодными, накаливания, люминесцентными и т. д.
Наружное освещение (НО) в городах выполняет сразу несколько функций. Помимо качественной и безопасной работы, оно призвано украшать облик города вечером. Для этого используется декоративное уличное освещение. НО совмещает в себе разные виды осветительных установок. Это освещение проезжей части и тротуаров, подсветка дорожных знаков, витрин, реклам, архитектурная подсветка домов, праздничное освещение и так далее. Все эти элементы уличного декоративного освещения должны гармонировать между собой внешне и быть технически согласованными.
В ночное время, когда интенсивность движения меньше, освещённость может быть снижена, но только до определённых пределов. Некоторые светильники могут быть выключены, но не те, что стоят подряд. Поэтому часто прокладывают разные распределительные линии для вечернего и ночного освещения. К линии вечернего освещения подключают праздничную светодиодную подсветку уличного освещения и архитектурную подсветку. Но её мощность должна быть до 2 кВт на фазу. Все эти данные учитываются в графике включения света.
Электроэнергия для НО улиц и тротуаров поступает из трансформаторов для питания сети общего пользования.
Функции дворового освещения
Для начала определимся с тем, для чего нам нужен свет на участке. Обычно выделяют три основные функции, с которыми справляются разные типы дворового освещения.
- Обеспечение безопасности. Большинство краж, особенно в частном секторе, совершается под покровом ночи. Зачастую воры уверены, что темнота позволит им уйти с участка незамеченными, и иногда этот трюк срабатывает. Перечеркнуть планы злоумышленников позволит грамотное освещение двора. Осветительные приборы с датчиком движения вполне способны предотвратить не одну кражу, поскольку исполняют роль своего рода визуальной сигнализации.
- Удобство. Эта функция является самой логичной: частично участки в темное время суток сильно затемнены, перемещаться по такой территории проблематично. Дворовое освещение решает этот вопрос, а также позволяет передвигаться безопасно. Обычно для выполнения этой функции покупают самые простые фонари и размещают их по одной или обеим сторонам дорожек — такого расположения оказывается вполне достаточно.
- Эстетическая функция. При помощи света участку можно придать уникальный вид. Обычно осветительные приборы устанавливают рядом с декоративными растениями, элементами ландшафтного дизайна, либо же просто выполняют архитектурную подсветку самого частного дома. Если есть желание придать дизайну участка еще большей оригинальности, используют не обычное освещение, а цветное.
Отсутствует освещение или оно не работает
Решение проблем в случае полного отсутствия фонарей на участке и при поломке светильников происходит по-разному. Так, если не работает лампа или сломался осветительный прибор, из-за которой фонарь больше не горит, в данном случае необходимо обращаться в управляющую компанию соответствующего района города. Нет лампочки в светильнике возле дома, в подъезде, на фасаде или она просто перегорела? Можно смело звонить диспетчеру ЖКХ. Порядок действия при этом следующий: оставляется заявка на решение проблемы, после чего она рассматривается, и принимаются меры.
Заявки можно подавать как в письменном виде, так и посредством телефона, а также в устной форме. Но куда именно нужно звонить, если нет света на придомовой территории? Все контакты можно найти на сайте ЖКХ, так как управляющая компания обслуживает уличное освещение. В критических ситуациях на место сразу отправляется аварийная бригада. Если же проблема несколько глобальнее – не работает фонарь во дворе или за его пределами, не горят светильники вдоль улиц, то следует обратиться в управу района. Именно этот орган управления отвечает за уличную осветительную систему. В ситуациях, когда жалобы не возымели должного результата, рекомендуется звонить в городскую администрацию.
Согласно Федеральному Закону No 131, за исправное освещение бульваров, улиц, дорог, мостов, промзоны, парков и дворов отвечают муниципальные (местные) органы или государственные органы. Они заключают с обслуживающими энергоснабжающими компаниями договор, по условиям которого происходит освещение улиц города.
За поддержание установленных в черте города фонарей в рабочем состоянии и за обслуживание осветительного оборудования отвечают коммерческие организации. Имеются в виду электросети или местные энергоснабжающие компании, с которыми заключался договор. Контролировать деятельность коммерческих предприятий должна местная администрация города.
ВАЖНО!В каждом населенном пункте России проблема неисправных фонарей рассматривается в индивидуальном порядке.
Кто обязан отвечать за уличное освещение?
Идя вечером по темным переулкам, невольно задаешься вопросом, не скрывается ли где-то в тени элементарный хулиган? Кто обязан обеспечивать наших детей и нас – налогоплательщиков, самым необходимым – электрическим светом? Есть ли, в конце концов, какой-то закон или нормативный акт, обязывающий ту же самую энергосберегающую компанию отслеживать состояние тех же фонарей на территории населенного пункта?
Ну не работает один фонарь или работает, но свет тусклый это еще полбеды, а если во дворе дома вообще нет фонарей, а есть только несколько электрических лампочек над подъездами и положения они не спасают? Можно обратиться к главному по дому, так сказать, к управдому. Возможно, он что-то когда-то и решит, хотя это в его обязанности не входит. Все-таки хочется твердо знать кто же будет отвечать за работу фонарей, лампочек и прочих осветительных приборов на улицах вообще и во дворах в частности?