Как рассчитать и заплатить утилизационный сбор

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как рассчитать и заплатить утилизационный сбор». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Начиная с 7 марта 2023 года для компаний вступил в силу новый порядок возврата переплаченных сумм утилизационного сбора (постановление Правительства РФ от 06.03.2023 № 350). С указанного момента возврат излишне уплаченных утилизационных сборов будет производиться с начислением на сумму переплаты процентов.

Новые правила возврата переплаты

Напомним, ранее законодательство устанавливало однозначное правило, согласно которому проценты с излишне уплаченных и взысканных утилизационных сборов не выплачивались и суммы переплаты не индексировались. Однако Конституционный суд РФ признал данную норму необоснованной и потребовал внести в законодательство соответствующие изменения (постановление от 08.11.2022 № 47-П).

В связи с этим теперь на сумму излишне уплаченного утилизационного сбора будут начислять проценты. Проценты станут начислять за период со дня, следующего за днем уплаты сбора по день фактического возврата переплаченной суммы, исходя из 1/300 ключевой ставки Центрального банка РФ, действовавшей в указанный период.

Проценты компании-плательщики получат на свой счет в течение 30 календарных дней со дня представления соответствующего заявления. Сумма денежных средств, начисленных в качестве процентов, ограничена предельными рамками и не может превышать размер переплаченного утилизационного сбора.

Вместе с тем проценты компаниям-плательщикам будут выплачивать далеко не во всех случаях. Проценты можно будет получить, только если переплату признают излишне взысканным утилизационным сбором, а признать ее таковой можно будет либо по решению уполномоченного органа, либо по решению суда. На сумму денежных средств, уплаченных в качестве авансовых платежей в счет исполнения обязанности по уплате утилизационного сбора, проценты в любом случае начисляться не будут.

Таким образом, рассчитывать на получение процентов компании смогут только тогда, когда переплата происходит на основании поступившего в их адрес уведомления о необходимости уплаты утилизационного сбора. Например, в случаях, когда уведомление на уплату поступает в отношении транспортных средств, за которые не нужно платить утилизационный сбор.

Кто не должен уплачивать утильсбор на спецтехнику?

Утилизационный сбор на спецтехнику не уплачивается в следующих случаях:

  • спецтехника не попала в список колёсных, самоходных ТС и прицепов, облагаемых утилизационным сбором;
  • техника импортирована более тридцати лет назад и не будет применяться в коммерческих целях, при этом оснащена оригинальным кузовом, рамой и двигателем;
  • технику на территорию страны ввезли лица, признанные вынужденными переселенцами, или беженцами, а также участники Госпрограммы по содействию переселению в РФ соотечественников, находящихся за рубежом;
  • техника принадлежит дипломатическим, или консульским работникам;
  • международным организациям, которые наделены иммунитетом в соответствии с международным правом;
  • транспортное средство привезено по таможенной процедуре временного воза.

Утилизационный сбор на легковые автомобили

Расчёт утилизационного сбора на легковой автомобиль происходит по формуле умножив базовую ставку на коэффициент.

Базовая ставка утильсбора на легковые автомобили составляет 20000 рублей.

Для физических лиц (физлиц) размер утилизационного сбора зависит от возраста легковых автомобилей.

Таблица 1. Утилизационный сбор на автомобили для физических лиц

Читайте также:  Закон о тишине в Пермском крае
Размер утилизационного сбора на легковые автомобили для физических лиц
Возраст легкового автомобиля k 1 Сумма, руб.
Новые до 3-ёх лет 0,17 3400 руб.
Старше 3-ёх лет 0,26 5200 руб.

Понятие утилизационного сбора

УС, уплачиваемый при приобретении авто, был введен в 2012 году. Установлен он пунктом 1 статьи 24-1 ФЗ от 24.06.1998 (в ред. от 28.07.2012) №89. Представляет собой разовый платеж, выплачиваемый покупателями авто. Деньги направляются в бюджет страны. Предполагается, что они будут использованы на нужды экологической области. В частности, на утилизацию авто, что требуется для сохранения благоприятной экологической обстановки.

Сбор уплачивается согласно пункту 3 статьи 24-1 ФЗ №89 при данных обстоятельствах:

  1. При ввозе ТС из другого государства.
  2. При приобретении ТС у лица, которое не выплатило утилизационный сбор в силу разных причин: освобождение от платежей, недобросовестность.

Сбор должен выплатить или производитель ТС, или покупатель.

Процессы, которые касаются утилизационного сбора на самоходные машины и прицепы к ним, регламентируются рядом законодательных актов и нормативов:

  • Федеральным законом № 89-ФЗ, датированным 24.06.98 (актуальная версия от 25.12.18). Начало действия документа в данной редакции от 05.01.2019;
  • Постановлением № 81, принятым Правительством РФ 06.02.16 (актуальная редакция от 11.07.19);
  • Постановлением № 639, датированным 31.05.18 и вступившим в законную силу 13.06.18, которым были внесены определённые изменения в 81-ое постановление;
  • Совместным приказом Минпромторга России (№ 147), Минсельхоза России (№44) и ФТС России (№140), изданным 31.01.17;
  • Совместным приказом Минфина России и ФНС России, изданным 24.10.16. Номер документа MMB-7-3/578@.

Перечень необходимых документов

Утилизационный сбор, вносимый за новую спецтехнику, изготовленную в России, платит производитель. Отметка об этом обязательно проставляется в ПТС на каждое изделие.

Не позднее, чем через три рабочих дня после внесения оплаты, плательщик обязан представить в ФНС произведенный расчет величины сбора с приложением:

  • бланка техпаспорта на каждое изделие;
  • дубликата сертификационного документа, подтверждающего отсутствие необходимости проведения обязательной оценки ее соответствия;
  • дубликатов паспортов на технику, за которую сбор уже внесен, после чего ее переделали таким образом, что настала необходимость оформления нового техпаспорта;
  • копии (дубликата) квитанции, подтверждающей оплату сбора.

В случае оплаты утилизационного сбора в ФТС платеж должен быть проведен в сроки, установленные для процедуры растаможивания. При этом потребуется предоставить:

  • форму расчета величины вносимого сбора;
  • ПТС на технику, за которую осуществляется платеж;
  • копии документов, подтверждающих, что параметры спецтехники идентичны указанным в формуле;
  • договор на покупку;
  • документы, подтверждающие внесение оплаты.

Как вернуть утилизационный сбор

В редких случаях бывает, что новый владелец производит уплату утилизационного взноса на прицеп, по которому данная уплата была проведена ранее. В этом случае плательщику необходимо обратиться:

  • в ФНС – прицеп отечественного производства;
  • таможенный орган – прицеп был импортирован на территорию РФ.

При обращении потребуется предоставить следующие документы:

  • заявление о возврате излишне уплаченного (взысканного) утилизационного сбора в отношении колёсных транспортных средств и (или) шасси (Приложение № 4 к Правилам взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств и шасси, а также возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора);
  • копию паспорта плательщика;
  • копию и оригинал ПТС;
  • платёжный документ, являющийся основанием утилизационного взноса;
  • документ, на основании которого уплаченный утилизационный сбор должен быть признан ошибочно взысканным.

В течение 30 дней после предоставления документов ФНС или таможенным органов будет принято решение о возврате излишне уплаченного (взысканного) утилизационного сбора или об отказе в возврате излишне уплаченного (взысканного) утилизационного сбора. За возвратом излишне уплаченного (взысканного) утилизационного сбора необходимо обратиться в течение трёх лет с дня проведения уплаты. Возврат денежных средств производится на банковский счёт плательщика без учёта индексации.

Читайте также:  Оплата больничного листа после увольнения в 2023 году

Об утилизационном сборе в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации

В соответствии с Федеральным законом «Об отходах производства и потребления» Правительство Российской Федерации постановляет:

1.Утвердить прилагаемые:

Правила взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним, а также возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора;перечень видов категорий самоходных машин и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора;
изменения, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации.

2.Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.

Председатель Правительства
Российской Федерации

Д.Медведев

УТВЕРЖДЕН
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 6 февраля 2016 г. № 81

ПЕРЕЧЕНЬ

Кто освобождается от уплаты утилизационного сбора

Платить утилизационный сбор не придется при следующих обстоятельствах, установленных законом:

  1. Более чем 30-летний возраст транспортного средства. В этом случае должны быть соблюдены 2 условия:
  • некоммерческое предназначение автомобиля;
  • наличие «родных», то есть оригинальных, рамы, кузова и двигателя.
  1. Нахождение транспортного средства в собственности диппредставительств и консульств, международных организаций, а также сотрудников указанных учреждений и членов их семей.
  2. Ввоз автомобиля в Россию в качестве личного имущества участников программы по добровольному переселению соотечественников из-за рубежа.

Важно: при приобретении транспортного средства у лиц, указанных в последних двух пунктах, утилизационный сбор взимается с покупателя.

Освобождение от сбора

Есть несколько ситуаций, при которых не потребуется оплачивать утилизационный сбор. Здесь можно отметить следующие установленные законом обстоятельства:

  • автомобиль находится в эксплуатации более 30 лет. В этой ситуации должны быть соблюдены два основных условия – автомобиль должен быть некоммерческого назначения, а также важно наличие оригинальной рамы, кузова и двигателя;
  • нахождение автомобиля в собственности у диппредставительств, а также консульств, международных организаций и у сотрудников указанных учреждений и членов их семей;
  • привоз авто на территорию РФ в качестве личного имущества участников уникальной программы по добровольному переселению соотечественников из иных государств.

В процессе приобретения транспортного средства у физических лиц, обозначенных в крайних двух пунктах, сбор по утилизации будет автоматически взиматься с покупателя.

Возможное возвращение утилизационного сбора

Есть определенные ситуации, при которых утилизационный сбор может быть возвращен. В первую очередь это касается ошибочной оплаты сбора.

Например, человек оплачивает сбор после того, как ранее его уже оплатила компания-производитель или прежний собственник машины. При обнаружении подобного фактора потребуется обратиться в организацию, которая приняла сбор.

Это может быть два основных варианта:

  1. Таможенные организации – для транспортных средств, привезенных из иных стран.
  2. Налоговая инспекция — для российских автомобилей.

Чтобы получить ошибочно уплаченные средства обратно, потребуется заполнить специальное заявление, касающееся возврата утилизационного сбора по колесным транспортным средства и по шасси. Бланк предоставляют сами сотрудники таможни, а также работники налоговой инспекции.

Кроме грамотно составленного заявления потребуется предоставить копии следующих документов:

  • паспорта собственников транспортных средств. Здесь потребуется представить копии основных страниц;
  • ПТС – оригинал и копия;
  • квитанция по оплате утилизационного сбора — приходно-кассовый ордер или официальное платежное поручение;
  • обязательно предоставляется документ, который подтверждает ошибочность взыскания сбора.

Потребители должны быть стимулированы на утилизацию собственными силами

Некоторые горные предприятия, в частности, на Камчатке, накопили по несколько тысяч бочек отработанных масел, и это стало серьезной проблемой для экологии. Бочки со временем ржавеют, масла могут испортить и загрязнить местность. Другие нашли пути решения проблемы, сжигая отработку в котельных. Так, на горнообогатительном комбинате «Куларзолото» в якутском Заполярье для выработки тепла использовали ежегодно до 2000 т масел, поэтому после закрытия ГОКа экологических проблем по ГСМ не возникло. А как быть с мелкими предприятиями, которые расположены в труднодоступных местах? Кто поедет к ним с целью утилизации, когда затраты на доставку каждой тонны груза достигают 30–40 тыс. руб.? Очевидно, что надо определить перечень мер, которые простимулируют предприятия на утилизацию собственными силами. Сегодня процедура возмещения затрат на утилизацию требует прямого участия Минпромторга – для получения субсидий между организацией и Министерством должен быть заключен договор. Минпромторг регистрирует в порядке поступления заявления о заключении договора и документы, оговоренные Правилами предоставления субсидий, в журнале, который должен быть прошнурован, пронумерован и скреплен печатью Министерства; в течение 20 дней со дня поступления документов проверяет полноту и достоверность содержащихся в них сведений, принимает решение о заключении договора либо об отказе в заключении договора. Количество предприятий в стране и количество закупаемого ими оборудования таково, что вызывает большое сомнение эффективность такой централизации процедуры возврата УС. Число чиновников, участвующих в этом процессе, превысит все разумные пределы. Напомню, что число чиновников в России выросло за последние 17 лет вдвое и составило 146,2 человека на 10 000 населения, а вся чиновничья армия достигла почти 2 млн человек. Поскольку число чиновников никто не увеличит, то процент вероятности предприятий на получение уплаченного УС будет пропорционален уплаченным ими взяткам, или, как это ловко замаскировано в нашем государстве более благозвучным словом, «откатам».

Читайте также:  Оформление наследства в 2023 году

Отсрочка уплаты утильсбора российскими автоконцернами

Как сообщалось, правительство РФ в начале марте согласовало инициированное Минпромторгом решение об отсрочке уплаты утилизационного сбора российскими автоконцернами на конец этого года для поддержки автопроизводителей. Срок уплаты сбора за I-III кварталы 2022 года для отечественных автопроизводителей был перенесён на декабрь. При этом предприятия, оказавшиеся под санкциями, могут уплатить сбор и за IV квартал 2021 года также в декабре 2022 года.

Утилизационный сбор на выпускаемые и ввозимые в РФ автомобили платят все работающие в стране концерны. Государство, в свою очередь, компенсирует концернам размер уплаченного сбора через блок промсубсидий, распределение которых между игроками зависит от локализации их продукции.

Базовая ставка утильсбора на легковой автомобиль в РФ составляет 20 тыс. руб., на грузовик — 150 тыс. руб.

Бюджетные расходы на господдержку автопрома через ряд субсидий в 2022 г., как сообщалось, были запланированы в проекте бюджета РФ на трехлетку на уровне 392,9 млрд руб.

Когда можно не платить

Утилизационный сбор не уплачивается в отношении транспортных средств (пункт 6 статьи 24-1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления»):

  • ввоз которых в Российскую Федерацию осуществляется в качестве личного имущества физическими лицами, являющимися участниками Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, либо признанными в установленном порядке беженцами или вынужденными переселенцами;
  • которые ввозятся в Российскую Федерацию и принадлежат дипломатическим представительствам или консульским учреждениям, международным организациям, пользующимся привилегиями и иммунитетами в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, а также сотрудникам таких представительств, учреждений, организаций и членам их семей;
  • с даты выпуска которых прошло менее трех лет и которые помещаются под таможенную процедуру свободной таможенной зоны,применяемую на территории Особой экономической зоны в Калининградской области, виды и категории которых определяются Правительством Российской Федерации, за исключением транспортных средств международной перевозки.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *