Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Взятка: понятие, виды и размеры. Ответственность за дачу взятки». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Взяточничество как криминально-социальное явление и обобщенное понятие группы преступлений, включенных в раздел Уголовного кодекса «преступления против государственной власти», в то же время теснейшим образом связано с другим остронегативным социальным явлением – коррупцией. Оба эти криминальные социальные явления характеризуются разовыми или постоянными фактами получения и передачи должностными лицами разного служебно-государственного уровня незаконного вознаграждения (в виде материальных ценностей, услуг, благ, выгод и преимуществ) за их действия (бездействие) и за иное их поведение (покровительство, попустительство по службе, прикрытие криминальных структур и др.) в личных интересах лица, давшего взятку, или в пользу представляемой им юридической, в том числе криминальной, структуры.
Типовые следственные ситуации, версии и планирование расследования
При расследовании взяточничества на первоначальном и последующих этапах следственной деятельности складываются различные типовые следственные ситуации:
1) наличие аргументированных сведений об уже свершившемся взяточничестве, подкупе должностного лица, поступивших от взяткодателя и из органов дознания;
2) наличие заявлений конкретных лиц о вымогательстве у них взятки и предполагаемой ее передаче;
3) сведения о предполагаемом или установленном взяточничестве и коррупции стали известными из материалов расследования другого уголовного дела.
На первоначальном этапе расследования следственные версии прежде всего выдвигаются для установления того, действительно ли имело место взяточничество. Наиболее характерными при этом являются следующие версии: 1) должностное лицо действительно получило взятку при обстоятельствах, вытекающих из первичных данных; 2) должностному лицу действительно были вручены тот или иной предмет, деньги, иные ценности, но не как взятка, а в связи с другими обстоятельствами и вполне правомерно (возвращение долга, дарение, выплата гонорара и т.п.), заявление же о получении взятки явилось следствием добросовестного заблуждения или оговора; 3) должностное лицо закономерно выполнило служебные действия в пользу определенного лица и не получило взятки; 4) должностное лицо не получало взятки и не выполняло никаких действий в пользу лица, якобы давшего ему взятку.
Эти версии главным образом объясняют возможные варианты прошлых событий. В некоторых же случаях, например по заявлению о вымогательстве взятки, выдвигаемые версии должны не только объяснять уже свершившееся, но и прогнозировать наиболее вероятный исход будущих действий лиц, которые будут участвовать при задержании с поличным, а также возможное место, время и обстановку, в которых будет передана взятка.
Следственные ситуации на последующем этапе расследования обычно складываются с учетом результатов его первоначального этапа, степени продвижения вперед по пути проверки первоначальных следственных версий, а также характера отношения субъектов взяточничества к собранным доказательствам их виновности. При этом тип таких ситуаций в большей степени определяется характером отношения виновного к предъявленному ему обвинению во взяточничестве, а также степенью выяснения механизма взяточничества и коррупции (о приемах, процедурах и средствах передачи взятки, о процедуре выполненных за это действий и т.д.).
Соответственно новые следственные версии, если они появляются на этом этапе, чаще всего носят более частный характер, нежели в начале расследования, и направляются на уяснение отдельных элементов состава взяточничества и некоторых частных обстоятельств. Например, не носят ли средства взяток и подкупа криминальный характер и каков этот характер, его конкретный источник и т.д. Вместо с тем и на втором этапе расследования при установлении дополнительных, непроверенных еще обстоятельств может возникнуть необходимость в выдвижении новых версий, касающихся существа преступного деяния.
Обстоятельства, подлежащие установлению при расследовании взяточничества
- факт дачи должностному лицу взятки и получение ее им за совершение или не совершение обусловленных договоренностью действий в интересах взяткодателя либо за склонение к удовлетворению интересов последнего другое должностное лицо;
- место, время, способ передачи взятки, включая меры по ее маскировке;
- предмет взятки;
- добровольность обращения с заявлением о даче взятки, ее вымогательстве;
- ущерб, причиненный взяточничеством;
- должностное лицо при получении взятки, при даче взятки и посредничестве во взяточничестве – иное лицо, достигшее уголовно наказуемого возраста;
- направленность умысла – понимание незаконности дачи, передачи и получения взятки; мотив: корысть, удовлетворение личных, общественных интересов;
- обстоятельства, смягчающие и отягчающие вину; причины и условия, способствующие совершению преступления;
- взаимоотношения между субъектами преступления – обстоятельства знакомства, установления контакта, способы формирования и поддержания взаимоотношений (для пресечения возможного ложного алиби о взятии денег в долг и т.п.);
- интерес взяткодателя, который он хотел удовлетворить за счет дачи взятки;
- факт сговора относительно дачи-получения взятки; роль инициатора и других лиц;
- источники добывания предмета взятки (получение в долг, снятие денег в банке и т.п.).;
- использование взяткодателем или иным лицом, в чьих интересах он действовал, результатов дачи взятки;
- деятельность должностного лица, выполненная или не выполненная за взятку, меры по ее сокрытию (компетенция, возможность выполнить данные действия самому или привлечь к этому других лиц, их должностное положение и полномочия); каков порядок выполнения этой деятельности, регламентирующие ее правила; действия должностного лица в отношении данного события, допущенные им отступления от установленного порядка; должностные лица, обязанные контролировать правильность расследуемой деятельности; нормативный порядок контроля и его фактическое состояние;
- точное наименование, ведомственная принадлежность места работы взяткополучателя; предмет, цель деятельности; связь с подразделениями и с другими организациями; схема руководства; условия и порядок работы; нормативы, регулирующие деятельность;
- занимаемая взяткодателем должность; период работы в ней; соблюдение требований при назначении на должность, круг обязанностей и полномочия; нормативные материалы, регулирующие его деятельность;
- признаки вымогательства взятки: наличие в деятельности должностного лица, предшествующей выполненной за взятку, признаков сознательного неправомерного ущемления законных интересов взяткодателя, причинения ему вреда или угрозы этого; осуществление неправомерных действий, провоцирующих дачу взятки;
Особенности возбуждения уголовного дела. Типичные ситуации первоначального этапа расследования
Большинство заявлений о взяточничестве исходит от лиц, являющихся взяткодателями, и граждан (81 %). Причинами обращения в правоохранительные органы могут быть: вымогательство со стороны должностных либо иных лиц, действующих в их интересах; невыполнение взяткополучателем действий, за которые была получена взятка; требование дополнительного, чрезмерного, по мнению взяткодателя, вознаграждения. Заявителями редко бывают свидетели (родственники, очевидцы преступления). В случае поступления заявления от участников преступления (как взяткодателей, так и взяткополучателей и посредников) будет иметь место явка с повинной.
Иными источниками информирования могут быть: выявление взяточничества в ходе оперативно-розыскной деятельности; при расследовании уголовных дел; при проведении различных проверок надзорного и контролирующего характера. Нередко информация о взяточничестве содержится в средствах массовой информации.
Поступившие заявления и приобщенные к ним материалы могут привести к выводам двоякого рода: 1) в них содержится основание для возбуждения уголовного дела; 2) имеющейся информации недостаточно для подобного вывода, в связи с чем необходима дополнительная проверка.
О возможном взяточничестве могут свидетельствовать такие признаки: совершение должностным лицом незаконных действий; совершение действий, не входивших в его полномочия; бездействие в случаях, когда оно обязано было принимать соответствующие меры; ускорение решения вопроса, в котором заинтересованы конкретные лица либо организации, учреждения, предприятия; создание необоснованных препятствий для разрешения законного вопроса; должностные подлоги в интересах конкретных лиц или организаций; контакты с криминальными элементами и т.д.
Необходимость проверки объясняется и тем, что заявление о получении должностным лицом взятки может не соответствовать действительности, быть следствием неправильной оценки факта передачи должностному лицу денег, предметов и других благ. В ряде случаев она осуществляется с провокационной целью. Имеют место и факты заведомо ложного информирования для дискредитации должностного лица, его шантажа, на почве мести и из других побуждений.
При проведении проверки могут быть использованы следующие средства и методы для получения необходимой информации:
1) получение объяснений от лиц, располагающих какими-либо сведениями о даче и получении взятки; получение объяснений от лиц, работающих совместно с предполагаемым взяткополучателем (возможно лишь в случае крайней необходимости); получение объяснений от предполагаемого взяткополучателя (может иметь место тогда, когда собранные данные свидетельствуют о его непричастности к преступлению, а в остальных случаях возможно лишь на заключительном этапе проверки, непосредственно перед возбуждением уголовного дела с целью получения информации для объективной оценки собранных материалов);
2) ознакомление со структурой организации, учреждения, предприятия, их функциями, схемой документооборота, порядком разрешения тех или иных вопросов;
3) собирание сведений о том, входило ли разрешение интересующего вопроса в полномочия должностного лица, что достигается главным образом путем изучения нормативных документов;
4) привлечение к получению интересующих данных специалистов, в частности, путем проведения различных проверок, в том числе ревизий;
5) истребование и изъятие документов и предметов;
6) получение образцов для сравнительного исследования;
7) назначение судебной экспертизы;
8) осмотр места передачи — получения взятки, документов, предметов;
9) использование оперативно-розыскных возможностей для получения интересующей информации.
Этот перечень не является исчерпывающим.
Типичные доследственные ситуации, которые после возбуждения уголовного дела трансформируются в следственные, обусловливаются источниками информирования компетентных органов. Они могут быть дифференцированы на две большие группы.
1. Ситуации, возникающие на основе информации, исходящей от непосредственных участников взяточничества либо иных лиц, в той или иной мере осведомленных об этом.
Они могут относиться к имевшим место взяткам либо предстоящей даче получению взятки. В этой группе ситуаций особое место занимают ситуации, обусловленные вымогательством взятки.
2. Ситуации, обусловленные информацией о взяточничестве, полученной в результате оперативно-розыскной деятельности.
Типичными действиями следователя на первоначальном этапе являются: допрос заявителя; допрос лиц, не причастных к преступлению, но обладающих какой-либо косвенной информацией о нем: родственники, знакомые лица, которые предоставили средства (выполнили работы), использовавшиеся для дачи взятки, участвовавшие в технической процедуре доставки предмета по назначению и т.д.; выемка у взяткодателя и осмотр документов, свидетельствующих о его заинтересованности в решении вопроса и отражающих действия взяткополучателя; задержание с поличным; обыск либо осмотр соответствующих помещений с целью собирания различной информации о взяточничестве; проверка наличия у взяткополучателя вкладов, акций, других ценных бумаг, а также объектов недвижимости; изучение документов, отражающих функции организации и полномочия должностного лица.
Ценные сведения могут быть получены при допросе сослуживцев взяткополучателя, однако на начальном этапе следует ограничиться лишь допросом лиц. не входящих в круг друзей должностного лица в частности находящихся с ним в конфликтных отношениях.
При необходимости налагается арест на почтово-телеграфные отправления не только взяточников, но и других лиц, которые могут быть использованы для связи (члены семьи, друзья и т.д.). Эффективным средством собирания доказательственного материала является контроль и запись переговоров.
Планируя первоначальные следственные действия, следователь должен определить пути обнаружения доказательств, что значительно облегчит расследование, придав ему целенаправленный характер, исключит излишнюю грату времени и сил на поиски доказательств.
Ориентировочно можно указать на такие направления поисков доказательств:
1. В учреждении, предприятии и организации, должностное лицо которых получило взятку: изучение материалов, отражающих установленный порядок прохождения документов; установление лиц, ответственных за своевременное и правильное прохождение документов; выявление лица (или лиц), нарушившего законный порядок разрешения заявлений, жалоб и заинтересованного в выполнении действия в интересах взяткодателя; изучение функций учреждения, предприятия или организации, а также служебных полномочий должностного лица: установление обстоятельств, при которых было совершено действие в интересах взяткодателя; обнаружение и изъятие в служебных помещениях предмета взятки и других предметов и документов, имеющих отношение к взяточничеству; выявление других фактов взяточничества.
2. По месту жительства взяткополучателя: обнаружение предмета взятки и других предметов, связанных с взяточничеством; обнаружение доказательств заинтересованности должностного лица в выполнении или невыполнении действий в интересах взяткодателя и документов, свидетельствующих о совершении указанных действий; обнаружение данных о заинтересованности взяткодателя в совершении действия в его интересах; выявление новых фактов получения взятки; розыск имущества, которое может быть подвергнуто конфискации, и обеспечение его сохранности.
3. По месту жительства и работы взяткодателя: собирание сведений о заинтересованности взяткодателя в совершении или несовершении должностным лицом действия, за которое дана взятка; обнаружение и изучение документов, связанных с дачей взятки; обнаружение доказательств принадлежности взяткодателю предмета взятки; выявление источников изыскания средств для дачи взятки; обнаружение документов, для получения которых была дана взятка; розыск имущества, которое может быть подвергнуто конфискации и принятие мер по его сохранению.
4. По месту жительства и работы посредника: выявление данных, подтверждающих получение от взяткодателя предмета взятки и передачу всей или части взятки по назначению; обнаружение денег и ценностей, являющихся «оплатой» за посредническую деятельность и нередко составляющих часть предмета взятки; розыск имущества и наложение на него ареста в обеспечении возможной конфискации.
Ответственность за дачу взятки — Юридическая консультация
Юлия Долгушина
Консультаций: 36
Дача взятки — преступление, предусмотренное ст. 291 УК РФ, имеющее несколько составов в зависимости от квалифицирующих признаков (субъектного состава, размера взятки и характера противоправных действий).
Обозначенный автором вопроса размер взятки в 10 тыс. руб. позволяет исключить возможность квалификации преступления как совершенного в значительном, крупном или особо крупном размере по ч. 2, п. «б», ч. 4 и ч. 5 ст. 291 УК РФ.
Совершение преступления группой лиц является обстоятельством, в случае наличия которого дача взятки может быть квалифицирована по п. «а» ч. 4 ст. 291 УК РФ.
Если взятка была дана за совершение должностным лицом заведомо незаконного деяния (действия или бездействия), то дача взятки может быть квалифицирована по ч. 3 ст. 291 УК РФ.
Таким образом, в зависимости от наличия в рассматриваемой ситуации вышеуказанных признаков по отдельности или в совокупности, дача взятки в размере 10 тыс. руб. может иметь различные составы преступления (простой или квалифицированный), для каждого из которых УК РФ предусмотрена самостоятельная ответственность.
Если взяткодатель действовал единолично и действия, которые совершило должностное лицо, получившее взятку, не носили заведомо незаконный характер, то дача взятки будет квалифицирована по ч. 1 ст. 291 УК РФ. Ответственность за данное преступление — штраф в размере до 500 тыс. руб.
, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до года, или в размере от пятикратной до тридцатикратной суммы взятки.
Также возможны исправительные работы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового, либо принудительные работы на срок до 3 лет, либо лишение свободы на срок до 2 лет со штрафом в размере от пятикратной до десятикратной суммы взятки или без такового.
Если взяткодатель действовал единолично (не в составе группы лиц), но взятка была дана должностному лицу за совершение деяния, носившего заведомо незаконный характер, то дача взятки будет квалифицирована по ч.
3 ст. 291 УК РФ. Ответственность за данное преступление — штраф в размере от тридцатикратной до шестидесятикратной суммы взятки либо лишение свободы на срок до 8 лет со штрафом в размере тридцатикратной суммы взятки.
Если взяткодатель действовал в составе группы лиц по предварительному сговору или организованной группой, то дача взятки вне зависимости от иных рассматриваемых обстоятельств будет квалифицирована по ч. 4 ст. 291 УК РФ.
Ответственность за данное преступление — штраф в размере от шестидесятикратной до восьмидесятикратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет либо лишение свободы на срок от 5 до 10 лет со штрафом в размере шестидесятикратной суммы взятки.
Сказали спасибо:
Квоты на привлечение иностранных работников — 2022: уточнения
По данному налогу будут обновленные отчетные формы:
- 6-НДФЛ для работодателей;
- 3-НДФЛ для физлиц и ИП.
Кроме того, работодатели будут по новым правилам предоставлять сотрудникам социальные вычеты по НДФЛ, а также уплачивать налог с путевок для сотрудников.
К тому же, физлица смогут получать налоговый вычет на фитнес и не должны будут подавать декларацию при продаже недорогого имущества.
Расчет по страховым взносам нужно будет сдавать по обновленной форме. Она будет использоваться с отчетности за 1 квартал 2022 года. За 2021 год сдать расчет нужно будет по старой форме.
Про форму 4-ФСС на данный момент еще ничего не ясно. Если изменений не будет, то отчитываться нужно будет на прежнем бланке.
Тарифы по страховым взносам в целом останутся прежними. Единственное изменение коснется общепита, который имеет право на освобождение от НДС. Он сможет платить взносы по сниженным ставкам — тем, которые предусмотрены для субъектов МСП.
Сроки уплаты налога на имущества станут едиными на всей территории РФ:
- для годового платежа — не позже 1 марта следующего года;
- для авансовых платежей — не позже последнего числа месяца, идущего за отчетным кварталом.
По налогу на имущество декларацию за 2021 г. потребуется сдать по обновленной форме. С 2022 года не нужно будет отчитываться по имуществу с кадастровой стоимостью.
Кроме того, с 2022 года будут применяться новые формы документов:
- заявления на льготу по налогу на имущество;
- заявления об уничтожении имущества — чтобы освободиться от налога по нему;
- заявление о льготе по налогам на транспорт и землю;
- сообщение о наличии у компании транспорта или земли, которые признаются объектами налогообложения.
Каждый заказчик будет больше сотрудничать с малым бизнесом и социально ориентированными некоммерческими организациями. Цифры подрастут значительно — с 15 до 25% от общего годового объема закупок.
В таких конкурсах ИП и небольшие ООО конкурируют только между собой — средний и крупный бизнес к участию не допускаются. А значит, у малого бизнеса шансов получить контракт станет больше.
Сейчас способов закупки 11, и неопытные участники могут в них легко запутаться. С 2022 года в списке останется только 3 конкурентных способа:
- Аукцион — закрытый, электронный, закрытый электронный.
- Конкурс — закрытый, закрытый электронный, открытый электронный
- Запрос котировок в электронной форме.
В бумажном варианте будут проводиться закрытые аукционы и конкурсы, все остальные — только в электронном виде.
Нормы ответственности за коммерческий подкуп
Уголовная ответственность за коммерческий подкуп по ст. 204 УК РФ говорит о мерах в отношении физических лиц, уличенных в этом преступлении. Значение имеет вид подкупа, то есть обвинение в даче или получении:
-
За предоставление неправомерного вознаграждения грозит наказание:
- штраф внушительных размеров – сумма, которая составила коммерческий подкуп, увеличенная в 10-50 раз;
- ограничение свободы до 2 лет;
- трехлетние исправительные работы.
Нормы могут быть пересмотрены в связи с отягчающими обстоятельствами. Такими в применении к данному преступлению считаются:
- предварительный сговор, совершение не в одиночку, действие организованной группы;
- в качестве объекта подкупа выступают действия, выходящие за рамки закона.
В этом случае закон предусматривает такую меру кары:
- штраф в 40-70-кратном размере подкупа с лишением права на определенные должности или виды деятельности до трехлетнего срока;
- принудительные работы до 4 лет;
- арест от 3 месяцев до полугода;
- тюремное заключение до 6 лет.
- штраф в сумме подкупа, увеличенного в 15-70 раз;
- дисквалификация (запрет на определенные деятельности или должности) до 3 лет;
- арест до 3 лет.
Здесь отягчающие обстоятельства могут быть следующими:
- получение объекта подкупа организованной группой;
- полученный подкуп активно вымогался виновной стороной;
- за полученный подкуп «берущая» сторона должна была совершить нечто незаконное.
В этом случае мера ответственности такова:
- штраф в 50-90-кратной сумме подкупа с отстранением от определенных должностей или видов деятельности до 3 лет;
- лишение свободы до 12 лет плюс штраф до 50-кратной суммы подкупа.
Избежать уголовной ответственности можно, если лицо относится к одной из следующих категорий:
- у него вымогали средства за совершение законодательно предусмотренных действий;
- человек активно участвовал в раскрытии или доказательстве преступления;
- сторона сама сообщила правоохранительным органам о планирующемся подкупе.
Административная ответственность организаций по этому преступлению также весьма серьезна: на предприятие может быть наложен штраф в стократной сумме от совершенного подкупа.
Типовые следственные ситуации, версии и планирование расследования
Ст.291.2 УК РФ была введена в Уголовный Кодекс в относительно недавно — в 2016 году. Связано это было с необходимостью борьбы с коррупцией как явлением, подрывающим поступательное прогрессивное развитие государства, создающим угрозу его национальной безопасности и снижающим уровень доверия граждан к органам власти.
В случаях, когда вами действительно была дана взятка должностному лицу за совершение заведомо незаконного действия и взятка давалась по вашей инициативе, остается лишь оказать максимальное содействие следствию, признать вину и надеяться на снижение наказания.
Пример 3: Гражданин З. обратился к начальнику отдела военного комиссариата с просьбой оказать ему содействие в уклонении от службы в армии и предложил выдать ему отсрочку по основаниям, которые реально не имели место. В обмен за содействие гражданин предложил 160 000 рублей.
Действующим уголовным законодательством установлена уголовная ответственность за получение взятки, дачу взятки и посредничество в этом (ст. 290, 291 УК РФ).
Либо это может быть наказание в виде штрафа от 30-кратной до 60-кратной суммы незаконного денежного вознаграждения, либо лишение свободы сроком до 6 лет со штрафом или без него.
Взяточникам, главным образом получателям взятки, свойственны корысть, стяжательство, пренебрежение к нормативно установленному порядку осуществления своих служебных полномочий, неразборчивость в выборе связей и средств для удовлетворения собственных интересов, противоречащих интересам государственной службы, общества, отдельных граждан.
Пример 1: Гражданин А. при посещении врача попросил ускорить его прием в качестве больного, подкрепив свою просьбу 1000-рублевой купюрой. Данное деяние будет квалифицировано по ч. 1 ст. 291 УК РФ – то есть «простая» взятка.
Непосредственный предмет преступного посягательства взяточничества законодатель определяет собирательным термином “взятка” и указывает на ее виды: деньги, ценные бумаги, иное имущество и выгоды имущественного характера.
УК РФ В статье 290 Уголовного кодекса РФ рассмотрены вопросы принятия должностными лицами государственных и муниципальных органов (в том числе должностными лицами иностранных организаций) вознаграждения в виде денег, материальных ценностей или особых услуг за совершение действий (или бездействия) в пользу взяткодателя.
Взяточничество и коррупция — это тесно взаимосвязанные, родственные явления. В обоих случаях речь идет о разовых или систематических фактах передачи государственному служащему, должностному лицу денег, подарков или оказания ему различных услуг за действия (бездействия), которые это лицо совершило, совершает, должно было или может совершить в интересах дающего взятку.
Ответственность за дачу взятки
Лицо, которое дает взятку или пытается сделать это, также считается преступником. За передачу незаконного вознаграждения предусмотрена уголовная ответственность. В результате судебного разбирательства гражданин, передавший взятку, может быть привлечен к таким мерам наказания, как:
- штраф, сумма которого равняется 15-30 кратному размеру взятки;
- фактическое или условное лишение свободы на период до 2 лет вместе со штрафом на 10-кратную сумму взятки;
- лишение права занимать руководящие должности.
Задержание с поличным
Задержание субъектов взяточничества и коррупции с поличным является наиболее сложным следственным действием, которое позволяет получить важные доказательства, изъять предметы взятки, изобличить виновного путем оказания на него сильного психологического воздействия. Задержание с поличным возможно в следующих случаях:
- когда имеет место вымогательство взятки и гражданин подвергшийся вымогательству добровольно об этом заявляет и активно способствует задержанию и разоблачению взяточника;
- когда взяткополучатель известен как лицо неоднократно бравшее и продолжающее брать взятки и когда это вызывает негативную реакцию окружающих, в том числе и тех, кто передает ему взятку, а также когда схема дачи и получения взятки относительно проста (например, взятки регулярно передаются в часы приема граждан по личным вопросам);
- когда имеются достоверные оперативные материалы об имевших место эпизодах получения или дачи взяток и о предстоящей встречи субъектов взяточничества и коррупции.
Задержание с поличным целесообразно проводить в момент передачи предмета взятки или непосредственно после него. Задержанию взяточника должно предшествовать переписывание купюр в протоколе заявления, или нанесение на предмет взятки химических или радиоизотопных меток, о чем составляется соответствующий акт с участием специалиста. Фиксация предмета взятки может быть осуществлена путем сохранения второй части газеты, ткани, оберточной бумаги или иной упаковки для возможности по лучения заключения эксперта о том, что части упаковки, изъятой у за держанного и предъявленной заявителем, ранее составляли единое целое.
В процессе задержания взяточника необходимо предусмотреть его попытки уничтожения предмета взятки или иных изобличающих предметов и документов. В зависимости от сложившейся ситуации и используемой тактической схемы задержания следует либо пресечь любую возможность общения взяткодателя и взяткополучателя в процессе задержания, либо активно использовать заявления для изобличения взяткополучателя и оказания на него психологического воздействия.
Следует также предусмотреть возможные заявления взяточника о наличии законных оснований для получения денег, ценностей например, заявление о возвращении ему долга либо о том, что предмет взятки забыт посетителем.
Осмотр места происшествия
Осмотр места происшествия имеет своей целью уточнение обстановки в которой происходила или происходит передача взятки. Основной задачей осмотра является фиксация следов пребывания субъектов взяточничества в месте передачи взятки, обнаружение предмета взятки или его части, упаковочных материалов, конвертов и др. Обнаруженные в ходе осмотра предметы и документы подвергаются более детальному осмотру. При этом в ходе осмотра документов особое внимание обращается на документы содержащие сведения и свидетельствующие :
- о незаконности действий (бездействия) должностного лица;
- об упрощенной процедуре, принятия решения, о несправедливом прохождении документов через секретариат, канцелярию и др. отделы (например, принятие решения о предоставлении налоговых льгот без анализа финансового состояния плательщика и прогноза основных показателей его деятельности, отсутствие на документе штампа о регистрации и т.д.);
- о фальсификации и подложности документов (полностью или частично фальсифицированные расписки, справки, чеки, квитанции и т.д.);
- о сумме разовой взятки или объеме систематического подкупа (осмотр трудовых соглашений, актов приемки выполненных работ, лицевых счетов, сберегательных книжек и т.д.);
- об обстоятельствах, создавших условия для возможности вымогательства взяток и способствующих взяточничеству (например, увеличение перечня требований по первоочередному предоставлению кредитов, произвольное толкование правил постановки на налоговый учет, запущенный учет, неправильный подбор кадров и др.).
Наказание и штрафы за дачу взятки инспектору ГИБДД
Все осведомлены, что это плохо, противоречит законодательству, но продолжают повторять из раза в раз. Быть может именно потому, что лишь единицы знают, чем реально грозит дача взятки сотруднику ГИБДД? Давайте разбираться.
Как подтверждает судебная практика, нередко сотрудники ГАИ сами открыто провоцируют водителя на дачу взятки. Причем не надейтесь услышать от него прямое предложение уплатить n-ную сумму. Кража в магазине до 500 рублей что будет? Напротив, он лишь подтолкнет вас к нужному решению, а остальное будет зависеть уже от вас.
- Когда должностное лицо вымогало взятку, а водитель активно способствовал раскрытию данного преступления;
- Когда водитель добровольно дал взятку, после чего сам сообщил об этом факте в соответствующие органы и активно помогал следствию.
Наказание за дачу взятки при наличии доказательств этого факта получает как водитель, так и инспектор. Определение его размеров напрямую зависит от переданной денежной суммы и, согласно статье 291 УК РФ для водителя (для сотрудника ДПС см. ст. 290 УК РФ) подразделяется на 4 категории: Так довольно часто сотрудники ДПС нарочито медленно оформляют протокол, в красках расписывая нарушителю все, что того ожидает, и раздувая из мухи слона.
Или действуют на пару: один останавливает, другой предлагает уладить проблему с несговорчивым коллегой за вознаграждение.
Необходимо осознавать, что, пытаясь с помощью взятки сотруднику ГИБДД решить вопрос на месте и уйти от административной ответственности, вы совершаете уголовное преступление. И можете быть за это привлечены к ответственности по статье 291 УК РФ. Сроки светят реальные. Так, в зависимости от суммы взятки уголовное законодательство устанавливает различные виды ответственности и наказаний за данное преступление:
Если вы считаете, что это все страшилки и они не имеют ничего общего с реальной жизнью, то вот вам несколько примеров из судебной практики.
Сложно представить, что кто-то из водителей будет предлагать инспектору ГИБДД взятку в крупном или особо крупном размере, а вот в «значительном — легко. Особенно когда речь идет об уходе от ответственности за управление автомобилем в состоянии опьянения. И вы должны понимать, что за это деяние можно отправиться в тюрьму на срок до 5 лет.
Люблинский районный суд г. Москвы 27 июля 2021 года признал гражданина Рахимова Б. Н. виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 3 ст.
30 и ч. 3 291 УК РФ (покушение на дачу взятки инспектору ДПС роты ДПС ОБ ДПС ГИБДД УВД по ЮВАО ГУ МВД России по г. Москве в размере 1 000 рублей) и назначил ему наказание в виде штрафа в размере 30 000 рублей.
- штраф до 1 000 000 рублей
- исправительные работы на срок от 1 года до 2 лет
- лишение свободы на срок до 5 лет.
В крупном размере (свыше 150 000 рублей):
- штраф от 1 000 000 до 3 000 000 рублей
- лишение свободы на срок от 7 до 12 лет.
Мелкое взяточничество
Законом от 03.07.2016 № 324-ФЗ УК РФ дополнен ст. 291.2, предусматривающей ответственность за получение или дачу взятки в размере или стоимостью до 10 000 руб. До вступления нормы в силу, то есть до 15.07.2016, такие действия при отсутствии других квалифицирующих признаков подпадали под первые части ст. 290 и 291 соответственно.
Обратите внимание! Анализ всех 3 норм показывает, что выделение мелкого взяточничества в отдельный состав есть не что иное, как гуманизация уголовного закона. В частности, в отличие от ст. 290 и 291, санкция ст. 291.2 УК РФ не предусматривает в качестве дополнительного наказания штраф, кратный сумме взятки.
Кроме того, существенно отличаются в этих статьях и размеры штрафов, установленных в качестве основного наказания:
- ч. 1 ст. 290 УК РФ — до 1 000 000 руб.;
- ч. 1 ст. 291 УК РФ — до 500 000 руб.;
- ч. 1 ст. 291.2 УК РФ — до 200 000 руб.
Учитывая, что санкции основных составов ст. 290 и 291 УК РФ в связи с введением самостоятельной ответственности за мелкую взятку не корректировались, очевидно, что с июля 2021 года положение лиц, совершающих это преступление, значительно улучшено.
Отчет о контролируемых сделках
Совершение бизнес-субъектом контролируемых сделок накладывает на него обязанность уведомить о таком факте фискальный орган. Срок для подачи уведомления — не позднее 20 мая года, следующего за календарным годом, в котором была совершена сделка (п. 2 ст. 105.16 НК РФ). Так, крайний срок сдачи отчета о контролируемых сделках, совершенных в 2022 году, — 20 мая 2023 года.
Направлять отчет необходимо в ИФНС по месту нахождения плательщика, для крупнейших плательщиков — это налоговая по месту их учета. Полученные сведения территориальный орган направляет в ФНС России в течение 10 дней (п. 2, п. 5 ст. 105.16 НК РФ).
Уведомление (отчет) можно направить как в электронной форме, так и на бумажном носителе. Форма документа и порядок его заполнения утверждены приказом ФНС России от 07.05.2018 № ММВ-7-13/249@ (ред. от 16.07.2020).
Дача взятки (ст.291 УК РФ): состав преступления
С древнейших времен власть и коррупция были неразделимы. На протяжении всей истории параллельно эволюции государства происходила эволюция коррупции. Если на заре становления государственности плата жрецу, вождю или военачальнику за личное обращение к их помощи рассматривалась как универсальная норма, то впоследствии, при усложнении государственного аппарата, профессиональные чиновники стали официально получать только фиксированный доход — что означало переход взяток в область теневой экономики. Первое упоминание о коррупции и, соответственно, борьбе с ней можно отнести ко второй половине XXIV в. Однако борьба с коррупцией в Древнем мире обычно не приносила желаемых результатов, особенно в восточных деспотиях. Своего апогея коррупция достигла в эпоху упадка античности в Римской империи — и стала одной из причин ее крушения. Мир менялся, менялись и масштабы коррупции. Глобализация и становление мирового хозяйства позволили коррупции выйти на международный уровень и стать одним из наиболее массовых и опасных явлений современности [2].
Возможные способы дачи ценностей: перечисление денег на счет, Объект : в результате совершения преступления в виде дачи взятки Так, например , за взяточничество в особо крупном размере гражданин может быть лишён свободы сроком на 8—15 лет. АК «Судебный адвокат».