Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Налог на воду из скважины с 2023 года разъяснение». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Отчет по водному налогу является ежеквартальным, и рассчитывают налог тоже поквартально, принимая в расчет данные, сформировавшиеся за последние 3 месяца. Исчисление суммы осуществляется непосредственно в налоговой декларации, которую представляют в ИФНС не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом. В такие же сроки производят и уплату налога.
Куда уплачивают и как рассчитать водный налог
Водный налог — платеж федерального уровня. Оплату его производят по месту нахождения объекта водопользования.
Расчет водного налога осуществляют применительно к четырем видам водопользования:
- забору воды;
- использованию акватории (исключая лесосплав);
- использованию гидроэнергетических ресурсов;
- лесосплаву.
Они имеют разные базы расчета и разные налоговые ставки.
Базой для забора воды служит ее фактический объем. Базу по использованию акватории определяют площадью использования этой акватории. База по гидроэнергетике — объем выработанной электроэнергии. База по лесосплаву является расчетной величиной, зависящей от объемов сплавленного леса и расстояния сплава.
Базовые ставки водного налога по видам водопользования указаны в п. 1 ст. 333.12 НК РФ. С 2015 года к ним применяют повышающий коэффициент, установленный п. 1.1 ст. 333.12 НК РФ на период 2015–2025 годов.
Полный перечень ставок водного налога есть в «КонсультантПлюс». Получите бесплатный демодоступ к системе К+ и переходите в справочник.
Кроме того, к ставкам могут применяться дополнительные увеличивающие коэффициенты в следующих случаях:
- при сверхлимитном заборе воды — 5-кратный коэффициент;
- отсутствии средств измерения объемов забранной воды — коэффициент 1,1;
- заборе подземных вод для их дальнейшей продажи — 10-кратный коэффициент.
При одновременном применении нескольких коэффициентов их следует перемножить. Полученную таким образом ставку округляют до целых значений.
Для забора воды в целях водоснабжения населения существует льготная ставка (п. 3 ст. 333.12 НК РФ). Повышенный коэффициент к ней до 2026 года не применяют.
Порядок исчисления водного налога для всех видов водопользования достаточно прост: налоговую базу умножают на ставку, скорректированную на повышающий коэффициент, значения которого указаны в п. 1.1 ст. 333.12 НК РФ. Если есть необходимость во введении дополнительных повышающих коэффициентов, то ставку рассчитывают с их учетом.
Колодец или скважина?
Чтобы ответить на вопрос нашей читательницы о том, что лучше построить, колодец или скважину, стоит учесть некоторые особенности этих объектов:
- Колодец, неглубокая скважина. Требуются минимальные затраты на строительство. Это универсальная точка водозабора, которой можно пользоваться даже при перебоях с электричеством. Срок эксплуатации составляет более 50 лет. Но качество воды в колодце значительно хуже, так как близлежащие производства, сельское хозяйства загрязняют поверхностные воды. Производительность такого объекта низкая. Максимальная скорость подачи воды из колодца составляет 250 л/час. Этого недостаточно для полива, работы бассейна.
- Артезианская скважина. Вода из такой точки водозабора чистая, отличается высоким качеством. В ней нет токсинов, канцерогенов, которые могут попадать в верхние грунтовые воды. Поток всегда стабильный. Артезианские скважины подходят для питьевых целей. Воду, добытую таким способом, часто используют в производственных целях. Недостатком является высокая стоимость создания. Артезианские скважины обязательно лицензируют.
Самостоятельное определение приблизительной глубины бурения
Для того чтобы приблизительно оценить будущие затраты на проведение бурения скважины, необходимо провести расчеты
При этом требуется, в первую очередь, обратить внимание на геологические условия. Если известно, что на соседнем участке глубина залегания воды находится, к примеру, на 30 м, то можно ожидать подобный результат и у себя
При этом стоит оценить, насколько выше или ниже расположена данная территория по сравнению с тем местом, где планируется бурение скважины.
Нужно заранее определить, какое качество воды будет необходимо, и ее количество. Если дебит источника, который обустроен у соседей, недостаточный для ваших нужд, то понадобится более глубокое бурение до следующего производительного водоносного слоя, чтобы ваша скважина такого недостатка не имела.
Если вы хотите узнать приблизительную стоимость выполнения работ, звоните или оставляйте заявку на нашем сайте! Мы проконсультируем вас по любым вопросам. Специалисты нашей компании работают быстро и аккуратно, поэтому с какой бы задачей вы ни обратились, мы сможем решить её гарантированно качественно!
Порядок и строки получения разрешения
Оформление документального пакета зависит от того, необходимо ли бурить новую скважину или участок уже приобретен с существующим, но незарегистрированным водозабором. Для первоначального лицензирования объекта придется:
- Составить схему водоотведения и объема потребления.
- Получить решение о возможности проводимых работ. Данный документ можно заменить справкой о гидрологическом состоянии на конкретном участке.
- Составить проект по организации проводимого бурения.
- Подготовить проект обустройства охранных зон.
Вся документация и проведенные расчеты подаются в территориальный фонд геологической информации и Росгеолфонд. Отличие процедуры лицензирования для юридических лиц в специфике расчетов, характере и масштабности проекта. А вот сроки и для организаций и для частных собственников одинаковы:
- Составление паспорта и геологические работы для водозабора с объемом менее 100 куб. в сутки — 1 неделя.
- Составление плана для зон, обозначенных в первых 3 поясах — не более 2 мес.
- Экспертное заключение, проведенное Роспотребнадзором — не более 2 мес.
- Проектирование программы, которая будет контролировать качество питьевой воды — 1 неделя.
- Санитарное разрешение Роспотребнадзора — 2 мес.
- Отчет о водозапасах на данной территории — до 1 мес.
- Обязательная консультация о полном списке дополнительных документов для лицензирования — неделя после подачи документов на разрешение бурения.
- Дополнительные документы: лабораторный анализ воды на питьевую пригодность, оплата пошлины, экспертиза проекта ЗСО — неделя.
Юридические лица, различные фермерские хозяйства и частные коттеджи с суточным потреблением воды более 100 куб. вынуждены столкнуться с другими сроками оформления разрешения и лицензирования скважины. Только 1 этап затянется на срок до 5 мес. Далее сроки такие:
- Составление баланса и схемы водопотребления и водоотведения — 1 неделя, выполнение работ по фильтрации — 1 неделя, геофизические исследования — 1 неделя, получение паспорта на скважину после проведения геофизического исследования — 2 недели.
- Получение учетной карты — 2 дня, составление ситуационного плана — 1 неделя, проектировочные и поисковые работы, изучение водоносных слоев, экспертиза проекта — 3 мес.
- Подготовка проекта о местоположении сан. зон на данной территории — 1 мес.
- Экспертиза ЗСО — 2 мес.
- Проектирование контролирующей программы — 1 неделя.
- Санитарно-эпидемиологическое разрешение Роспотребнадзора — 2 мес., проектирование программы контроля природных ресурсов — 2 недели.
- Третий этап, в рамках которого происходит внесение исправлений в лицензию — 2 месяца.
Куда уплачивают и как рассчитать водный налог
Водный налог — платеж федерального уровня. Оплату его производят по месту нахождения объекта водопользования.
Расчет водного налога осуществляют применительно к четырем видам водопользования:
- забору воды;
- использованию акватории (исключая лесосплав);
- использованию гидроэнергетических ресурсов;
- лесосплаву.
Они имеют разные базы расчета и разные налоговые ставки.
Базой для забора воды служит ее фактический объем. Базу по использованию акватории определяют площадью использования этой акватории. База по гидроэнергетике — объем выработанной электроэнергии. База по лесосплаву является расчетной величиной, зависящей от объемов сплавленного леса и расстояния сплава.
Базовые ставки водного налога по видам водопользования указаны в п. 1 ст. 333.12 НК РФ. С 2015 года к ним применяют повышающий коэффициент, установленный п. 1.1 ст. 333.12 НК РФ на период 2015–2025 годов.
Полный перечень ставок водного налога есть в «КонсультантПлюс». Получите бесплатный демодоступ к системе К+ и переходите в справочник.
Кроме того, к ставкам могут применяться дополнительные увеличивающие коэффициенты в следующих случаях:
- при сверхлимитном заборе воды — 5-кратный коэффициент;
- отсутствии средств измерения объемов забранной воды — коэффициент 1,1;
- заборе подземных вод для их дальнейшей продажи — 10-кратный коэффициент.
При одновременном применении нескольких коэффициентов их следует перемножить. Полученную таким образом ставку округляют до целых значений.
Для забора воды в целях водоснабжения населения существует льготная ставка (п. 3 ст. 333.12 НК РФ). Повышенный коэффициент к ней до 2026 года не применяют.
Порядок исчисления водного налога для всех видов водопользования достаточно прост: налоговую базу умножают на ставку, скорректированную на повышающий коэффициент, значения которого указаны в п. 1.1 ст. 333.12 НК РФ. Если есть необходимость во введении дополнительных повышающих коэффициентов, то ставку рассчитывают с их учетом.
Лицензированию подлежат следующие хозяйственные субъекты:
- дачные и садовые товарищества;
- коммерческие структуры;
- частные сады, теплицы, владельцы которых выращивают продукцию для дальнейшей продажи.
Изменения в получении лицензии на воду
- С 2015 года не требуется проводить оценку запасов поземных вод для участков с добычей менее 100 м/сутки. Также для этих участков больше не требуется согласовывать проект разработки месторождений (№459-ФЗ от 29.12.2014) и проводить оценку запасов подземных вод. Небольшие предприятия, базы отдыха и летние пионерлагеря смогут вздохнуть с облегчением.
- Участки с малым водозабором менее 500 м/сутки теперь относят к участкам недр местного значения. Они переданы в ведение субъектов РФ (для СПб это Комитет по природопользованию), в связи с чем утвержден новый административный регламент на лицензирование недропользования с целью добычи подземных вод.
Всегда ли нужно получать разрешение
Отношения в области пользования подземными водоисточниками регулируются Законом о недрах 2395-1 от 21.02.1992. Ст. 19 закрепляет право собственников земельных участков добывать общераспространенные полезные ископаемые, включая воду, для собственных нужд. На водопользования артезианскими и промышленными скважинами оформляются лицензии. В предусмотренных законом случаях получать разрешение не требуется.
Это касается владельцев частных домов и дачных участков в условиях, когда одновременно выполняются 3 обстоятельства:
- водопотребление
- ресурсный горизонт находится выше, чем пласт, используемый для центрального водоснабжения;
- владелец скважины не пытается заработать на воде из-под земли, а использует источник исключительно для собственных нужд.
Порядок лицензирования скважин на землях СНТ
Отметим, что участники садоводческих некоммерческих товариществ не получили каких-либо привилегий по недропользованию, поэтому бурение скважин осуществляется на общих основаниях.
Это означает, что участникам товарищества придётся получить разрешение на проведение буровых работ, провести геологические исследования и экспертизу воды. Помимо этого, необходимо подготовить проект обустройства скважины, и утвердить его в уполномоченной инстанции.
Добавим, что это правило распространяется на всех участников товарищества: физических и юридических лиц. Эта обязанность возникает с момента регистрации в качестве участников СНТ.
Задача правительства – наполнять бюджет, и они нашли способ, как это сделать. Вся земля в стране принадлежит государству, хоть и находится в частной собственности. При этом почти все дачники используют для полива участка скважины, то есть используют земельные ресурсы.
Чтобы исправить ситуацию, был разработан законопроект, который обязывает платить за пользование грунтовыми водами через частные скважины. Поскольку точно высчитать потребляемое количество невозможно, было решено ввести единую сумму для уплаты. Для более точного учета владельцам предлагается устанавливать счетчики.
Для контроля количества скважин предложено внедрить систему лицензирования, такую же, как уже действует при бурении скважин для промышленного использования. Стоимость такой лицензии составляет не менее 7 500 рублей.
Уплачивать налог должны будут граждане, которые используют полив со скважин в коммерческих целях и потребляют больше 100 воды. Также облагаются налогом коллективные скважины для садов и огородных хозяйств. Исходя из этого, не должны платить налог люди, чьи колодцы и скважины меньше 20 метров и применяются для полива собственной усадьбы.
Мнение населения о налогах на скважины
Вменение населению сборов за использование подземных источников воды с 1 января 2021 года было анонсировано многими интернет-источниками. По сути это не совсем достоверная информация, т.к. речь идет не обо всех привычных гражданам способах извлечения воды из-под земли, а только о глубинных скважинах.
Только многие дачники возмущены тем, что именно им придется оплачивать стоимость лицензии, обязательной для садовых товариществ со следующего года. Особенно это задевает владельцев участков, имеющих собственный источник воды, хотя им в общий счет включат оплату за лицензию на скважину. Может быть позже законодательно появится какая-то поправка для дачников и из категории владельцев собственных скважин, подлежащих лицензированию.
Внимание! Пока для частных лиц нет соответствующего закона, позволяющего официально получать лицензию на бурение артезианской скважины. При этом уже планируется внедрение нового налога на такие глубинные источники водоснабжения и штрафов за отсутствие лицензий на прочие методы разработки подземных недр.
В ближайшее время гражданам стоит быть внимательными при проверках своих колодцев или скважин. Эксперты предполагают, что в первые месяцы после принятия закона вероятен всплеск коррупции. Физическим лицам стоит знать о том, что это не они обязаны доказывать объем потребляемой из колодца воды, а власти, хотя паспорт или технические документы на скважину/колодец все же желательно иметь, т.к. некоторые представители власти захотят выписать «штраф». В такой ситуации стоит помнить свои права, не позволяя запугать себя и вынудить к оплате выдуманных штрафов.
Налог на подземную воду в России с 2021 года не станет неожиданностью для населения. Люди были давно информированы о вероятном введении такого вида государственных сборов. Речь идет не о том, что все физические лица станут платить налоги государству. Такую обязанность вменят лишь гражданам, имеющим скважины определенной глубины.
Лицензия для садоводческих товариществ
Садоводческие товарищества – особый тип организаций. Тем не менее, в последнее время изменения законодательства все чаще касаются и их.
Все понимают, что СНТ без воды существовать не может. На текущий момент в целях обеспечения членов товарищества водой, во многих СНТ устроены централизованные скважины. Вода из этих скважин скапливается в водонапорной башне, а потом вода по системе коммуникаций подается на каждый отдельно взятый участок. Для таких товариществ с 1 января 2022 года наступает обязанность по оформлению лицензии на такую скважину. В настоящее время оформление такой лицензии является правом СНТ.
ВАЖНО! До конца 2022 года для СНТ предусмотрена определенная льгота – они могут оформить лицензию на подземные воды без уплаты госпошлины |
С наступлением 2022 года, согласно пункту 1 статьи 333.33 НК РФ, для оформления лицензии потребуется заплатить госпошлину в размере 7500 рублей.
Как получить лицензию на водопользование из скважины?
Чтобы получить разрешение на бурение скважины, необходим пакет документов, в который входят:
- Технический паспорт установленного образца.
- Проведение геофизических исследований.
- Санитарно-эпидемиологическое заключение.
- Анализ воды (бактериологический, химический, радиационный).
Необходимо сделать предварительный расчет потребления воды и согласовать в Федеральном агентстве водных ресурсов.
Роспотребнадзор согласует пригодность участка заявленным целям. На территории не должно быть загрязняющих объектов на расстоянии ближе 300 метров от скважины.
Чтобы оформить скважину, потребуются:
Для физических лиц | Документ, удостоверяющий личность. |
Правоустанавливающие документы на земельный участок (свидетельство о праве собственности или договор аренды). | |
Генплан участка. | |
Кадастровый план участка. | |
Ситуационный план с указанными объектами инфраструктуры. | |
Для юридических лиц | Банковские реквизиты организации. |
Фактический и юридический адрес. | |
Устав. | |
Свидетельство о постановке на учет в налоговом органе. | |
Свидетельство ЭГРЮЛ. | |
Документы об учредителях. | |
Справка об отсутствии задолженностей по налогам и сборам. |
Как Вы оцениваете КАЧЕСТВО воды в вашей скважине?
Проблемы лицензирования и ответственность за нарушения
Если место добычи не соответствует требованиям, то его придётся лицензировать, независимо от цели оборудования скважины. Процедура осложняется тем, что отработанной и быстрой системы для физических лиц разработано не было. В результате, владельцам участка приходится тратить до нескольких месяцев (для получения кадастровой регистрации, лицензии, оформления документов).
Стоимость лицензии также не радует – с учётом всех работ по переработке территории согласно требованиям санитарных норм, расходов на сбор и документов оформление скважины, может потребоваться от 500 000 до 1 000 000 рублей.
Если владелец решил ускорить процедуры выдачи разрешения, то он обращается к квалифицированным компаниями. Организации работают в каждом регионе – их работа заключается в том, чтобы оформить лицензию, являясь представителем собственника участка. Благодаря связям, налаженной схеме, процедура ускоряется в разы. Однако услуги компания удорожают и без того недешёвую лицензию.
Порядок и сроки получения документа
Регламенты на оформление скважины для физлица и компании отличаются незначительно. В первом случае это сведение баланса потребления и отведения жидкости, получение справки о возможности строительства водозабора. На основании этих документов пишется проект организации бурения и зон санитарной охраны (ЗСО) скважины. Свидетельство об условиях ЗСО получают в Роспотребнадзоре. Собранные сведения согласовываются в областном отделе Минприроды, после чего передаются с пакетом иных бумаг в департамент пользования недрами.
Посчитать, во сколько месяцев выполняется подготовительная работа, затруднительно: неспециалист составить проект не сможет. Рассмотрение представленных материалов продлится 65 дней — такой срок установлен Административным регламентом для вынесения решения по заявкам на недропользование. Если замечаний по документам нет, выдается лицензия, приступают к обустройству скважины.
Завершающим моментом оформления является регистрация водозабора:
- специалисты по недропользованию проводят на месте забуривания экспертизу соответствия проекта геологического разреза и обустройства ЗСО фактическому исполнению;
- представитель Роспотребнадзора отбирает пробы воды, результаты анализов и решение о годности для питьевого или хозяйственного водоснабжения передаются владельцу водоисточника;
- присвоение регистрационного кода скважине, внесение в государственный водный реестр.
На этом процедура заканчивается. Если оформление лицензии сопровождается специализированной юридической компанией, весь процесс занимает 12-14 месяцев.