ЕАЭС 2023: список стран-членов и наблюдателей, взаимодействие

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «ЕАЭС 2023: список стран-членов и наблюдателей, взаимодействие». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Данная организация была создана для упрощения движения ресурсов, денег и товаров между странами-участницами. Прообразом ЕАЭС стало Евразийское экономическое сообщество, объединившее три крупные постсоветские экономики: Россию, Беларусь и Казахстан. Со временем данное объединение начало расширяться за счёт новых участников. Вступившие в ЕАЭС страны получили те же права и привилегии, что и государства-основатели.

Противоречия в Таможенном союзе

Хотя в состав ТС вошли страны, не так давно составляющие единое государство с общей экономикой, сегодня именно экономическое положение у всех разное.

Во времена СССР каждая страна специализировалась на производстве определенного товара/услуги. После распада Советского Союза экономика всех стран претерпела огромные изменения: каждое государство искало на мировом рынке свое место.

В современный Союз вошли страны, находящиеся географически далеко друг от друга. Устройство экономики у них разное, взаимные интересы почти отсутствуют. Но есть и такие вопросы, которые касаются всех стран. Им нужен российский рынок сбыта, а России нужны товары, которые предлагают другие страны-участницы.

Чтобы объединение работало, иногда приходится идти на компромисс, к чему некоторые страны не всегда готовы. Кроме того, хотя таможенные посты на границах между странами-участницами ликвидированы, остается пограничный и санитарный контроль.

Как показывает практика, пока что не наблюдается единого подхода и взаимного доверия. Один из ярких примеров этого — частые «продовольственные войны» между Беларусью и Россией.

Евразийский экономический союз

Сразу уточним: Евразийский экономический союз (ЕАЭС), как международная организация региональной экономической интеграции, создан 1 января 2015 года на основе Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС), существовавшего в период с 2011 по 2014 год. Сегодня аббревиатура ЕАЭС принята во всех официальных международных документах.

Согласно Договору о Евразийском экономическом союзе, ЕАЭС обеспечивает странам — участникам свободу движения товаров, капитала, услуг и рабочей силы. Согласованная политика и кооперация в различных сферах экономики, в том числе — снижение бюрократических и таможенных барьеров, должны создавать всем странам условия для стабильного развития опережающими темпами.

Продажа товаров между государствами – членами ЕАЭС осуществляется без таможенного контроля, соответственно, такие товары не облагаются таможенными пошлинами и сборами. Порядок взимания косвенных налогов (НДС и акцизов) при поставке товаров между государствами — членами ЕАЭС регулируется Договором о Евразийском экономическом союзе.

Внесены изменения в техрегламент «О безопасности инфраструктуры железнодорожного транспорта»

30 Марта, 2023 Совет Евразийской экономической комиссии по предложению Российской Федерации внес изменения в технический регламент Таможенного союза «О безопасности инфраструктуры железнодорожного транспорта».

В соответствии с изменениями в отношении элементов составных частей подсистем инфраструктуры железнодорожного транспорта необходимость установления назначенных сроков службы и (или) назначенных ресурсов определяется проектировщиком (разработчиком). При этом значения назначенных сроков службы и (или) назначенных ресурсов устанавливаются в конструкторской документации на продукцию.

К элементам составных частей подсистем инфраструктуры железнодорожного транспорта относятся, например, рельсы железнодорожные, шпалы и брусья деревянные и железобетонные, рельсовые скрепления, стрелочные переводы и др.

Совет ЕЭК одобрил меры по развитию кооперационного сотрудничества стран ЕАЭС в электромобилестроении

15 Февраля, 2023 На заседании Совета Евразийской экономической комиссии 15 февраля одобрена рекомендация «О мерах по развитию кооперационного сотрудничества государств-членов Евразийского экономического союза при формировании и реализации проектов в области электромобилестроения». Документ подготовлен для реализации поручения Совета ЕЭК от 15 июля 2022 года по запуску пилотного проекта промышленной кооперации «Евразийский электробус».

«Принятие рекомендации позволяет организовать дальнейшую работу по формированию кооперационных проектов государств ЕАЭС в сфере производства комплектующих для электротранспорта», – подчеркнул министр по промышленности и агропромышленному комплексу ЕЭК Артак Камалян.

По словам Артака Камаляна, в документе заложены основные базовые подходы по сотрудничеству государств-членов для развития производства электротранспорта в Союзе и мероприятия по выходу на конкретные совместные проекты по производству комплектующих. Также рекомендацией закрепляются сформированные Перечни критических комплектующих и организаций, обладающих необходимым производственным потенциалом.

«В первую очередь необходимо развивать компетенции в электробусостроении, поскольку такая продукция уже выпускается в большинстве стран Евразийского экономического союза и спрос на нее стимулируется в основном за счет государственных закупок, – отметил министр ЕЭК. – В дальнейшем работа по этому направлению будет продолжена, но основной акцент планируется сделать на формировании потенциальных кооперационных проектов с проработкой возможности субсидирования процентных ставок по кредитам за счет средств Комиссии».

В ходе проработки этого вопроса поступили предложения Беларуси о рассмотрении опыта государств-членов по строительству зарядных комплексов, в том числе по зарядным устройствам для зарядки электробусов, электрогрузовиков и электромобилей.

Читайте также:  Как отказаться от алиментов на ребенка законным способом

По поручению Совета ЕЭК этот вопрос будет прорабатываться на площадке Комиссии по кооперации и импортозамещению в приоритетных и высокотехнологичных отраслях промышленности в рамках Союза. При необходимости будет рассмотрена возможность создания совместного кооперационного проекта заинтересованными государствами-членами.

Реализация документов будет способствовать развитию кооперационных связей государств Союза в электромобилестроении, научно-техническому сотрудничеству, обмену опытом государств-членов по ключевым технологиям и проектам в этой сфере.

Налогообложение в ЕАЭС

Юридические лица, занимающие импортом товара среди держав – участников, уплачивают:

  • НДС.
  • Акцизы.

Взимают налоговые органы. Исключение – акцизы по маркированным товарам. Их взимают таможенные органы. Даже применение систем льготных система налогообложения не предусматривает освобождение от уплаты косвенных налогов.

Налоговая база для уплаты НДС рассчитывается как стоимость везённых товаров. Акцизы, подлежащие уплате по подакцизным товарам, входят в общую сумму по уплате НДС.

Предусмотрены случаи освобождения от уплаты косвенных налогов. Это:

  • На основании ст. 150 НК РФ – товары, которые освобождены от налогообложения при ввозе их в РФ.
  • Товары, которые ввозятся гражданами для личных, а не для предпринимательских целей.
  • Товары, передача которых осуществляется в пределах одного юридического лица.

При экспорте товаров применяется ставка НДС, равная 0%. От уплаты акцизов также полное освобождение. Право применения нулевой ставки по НДС должно быть подтверждено документами:

  • Договорами.
  • Заявлениями.
  • Транспортными документами.

В то же время перспективы у ЕАЭС при правильном выборе экономического курса и согласованности действий между участниками выглядят довольно неплохими. Значительный экономический эффект заметен даже в условиях санкций, наложенных на Россию странами Запада. В перспективе планируется, что эффект от участия в ЕАЭС выразится в 25-процентной прибавке ВВП у всех его участников.

Кроме того, существует вероятность дальнейшего расширения организации. Многие страны мира заинтересованы в сотрудничестве с ЕАЭС без вступления в союз. Например, между сообществом и Вьетнамом в скором времени начнет действовать зона свободной торговли. Заинтересованность в установлении подобных отношений высказали также правительства Ирана, Китая, Индии, Египта, Пакистана и ряда других государств.

В ЕАЭС стартует проект «Унифицированная система поиска «Работа без границ»»

Новости 10.09.2023 Контент страницы​9 сентября в Москве прошло заседание Совета Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) с участием заместителей глав правительств стран Евразийского экономического союза (ЕАЭС) и Председателя Коллегии ЕЭК Тиграна Саркисяна.

Члены Совета ЕЭК рассмотрели вопросы в сферах цифровизации экономик стран ЕАЭС, функционирования внутренних рынков, международного сотрудничества, трудовой миграции, таможенного регулирования, финансовой и налоговой политики, санитарно-ветеринарных и фитосанитарных мер, промышленности и агропромышленного комплекса, конкуренции и ряд других.Члены Совета ЕЭК обсудили проект повестки заседания Высшего Евразийского экономического совета (ВЕЭС), который планируется провести в Ереване 1 октября. Совет ЕЭК рассмотрел перечень препятствий на внутреннем рынке Союза. Изъятия и ограничения в ЕАЭС устраняются с помощью механизма «дорожной карты», в рамках реализации которой в 2023–2023 годах планируется устранить 17 препятствий.

На текущий момент с 2017 года ликвидировано 40 препятствий, в том числе 7 ограничений, 5 изъятий и 28 барьеров. Совет ЕЭК одобрил старт проекта «Унифицированная система поиска «Работа без границ»», который Комиссия совместно с государствами-членами ЕАЭС запустит в рамках реализации цифровой повестки ЕАЭС.

В основе проекта – инициатива Федеральной службы по труду и занятости (Роструд), которая позже была поддержана другими профильными ведомствами стран-участниц. Основная идея проекта – это создать систему поиска, которая позволит любому гражданину или работодателю осуществить поиск вакансий или резюме по всем странам Союза. Проект планируется осуществить до конца 2023 года.

Читайте также:  Штраф за утерю номера автомобиля

Для его реализации будут задействованы существующие национальные площадки пяти стран ЕАЭС.

Создаваемая поисковая система позволит получить доступ к информации о свободных рабочих местах и соискателях вакансий, которая содержится в информационных системах государств-членов в сфере трудоустройства и занятости.

В результате пользователям системы – соискателям вакансий и работодателям – будет предоставлена возможность выбора одной или нескольких стран Союза, на территории которых необходимо провести поиск работы или подбор персонала, сформировать универсальный поисковый запрос к национальным информационным системам, получить доступ к информации по вакансиям и резюме, а также возможность интерактивного взаимодействия. Таким образом, проект будет способствовать формированию общего рынка труда, ускорению процессов свободного передвижения рабочей силы и обеспечению мобильности трудовых ресурсов.

Планируется, что по итогам одного календарного года работы системы количество обращений к ней составит не менее 1 млн, количество откликов по вакансиям и приглашений от работодателей – не менее 100 тыс. и не менее 10 тыс. соответственно.

Проект «Унифицированная система поиска «Работа без границ»» является частью направления по формированию цифровой экосистемы в сфере трудоустройства и занятости в рамках реализации цифровой повестки ЕАЭС. Члены Совета ЕЭК рассмотрели и одобрили проект решения Высшего Евразийского экономического совета

«Об основных направлениях международной деятельности Евразийского экономического союза на 2023 год»

и проект распоряжения ВЕЭС «О гармонизации законодательства государств-членов ЕАЭС в сфере транспортировки и поставки газа между государствами-членами».

Страны, входящие в Евразийский экономический союз

Таможенный союз — организация, которая обладает правосубъектностью, полученной согласно договору об экономическом союзе государств Евразии.

Документ был подписан 29.05.2014.Участники Таможенного союзаСоздание Союза направлено на то, чтобы обеспечить решение следующих вопросов:

  1. Обеспечить свободное движение как рабочей силы, так и финансов, услуг, товаров.
  2. Помочь скоординировать, согласовать, выработать единую политику относительно всех отраслей экономики.

В настоящее время участниками ТС являются следующие государства:

  1. Беларусь.
  2. Россия,
  3. Казахстан,
  4. Кыргызстан,
  5. Армения,

Также Тунис, Сирия и Турция заявили, что они намерены войти в состав ТС.

Но пока что для этого названые страны не предприняли никаких конкретных шагов.

Лучше понять предпосылки и цели создания ТС поможет эволюция процесса.

  • Первый договор, который и стал основой создания Союза, был подписан Беларусью, Казахстаном и Россией в 1995 году. Позже соглашение подписали представители Узбекистана, Таджикистана, Кыргызстана.
  • 2007 год. Россия, Казахстан и Беларусь заключили следующий договор. В нем говорилось, что перечисленные страны согласились строить Таможенный союз с единой таможенной территорией.
  • С 2011 до 2013 года. Разработка и прием общих для стран ТС законодательных норм. Кроме того, осуществилась разработка единого закона о безопасности продукции.
  • В 2014 году ТС пополнился еще одной страной, Арменией, а на следующий год членом Союза становится и Кыргызстан.
  • 2009 год. Ранее подписанный документ был дополнен множеством дополнительных международных договоров, их было более сорока. Кроме того, было принято решение о том, что с первых дней 2010 года формируется единое таможенное пространство. Оно будет включать территорию России, Беларуси и Казахстана.
  • В 2011 году снятие между странами Союза таможенного контроля. Он был перенесен на внешние границы.
  • 2010 год. Был принят общий кодекс для перечисленных государств. В это же время начинает действовать единый тариф.

Евразийский союз на картеДругими словами, интеграционные процессы разрабатывались на протяжении всего периода. В итоге должны быть выработаны общие нормы законодательства и таможенных тарифов так, чтобы можно было осуществлять торговые операции с теми государствами, которые не числились в составе ТС.Главная цель, которую преследуют державы, подписавшие договор о Евразийском экономическом союзе, — укрепить экономические связи. Прежде всего, укрепление связей подразумевалось между странами-участницами, а затем уже с теми государствами, которые входили в состав Советского Союза.

А также задача — восстановление когда-то существовавших технологических и хозяйственных цепочек.

Но происходить это должно будет с учетом того, каковым на текущий момент будет экономическое и политическое положение каждого государства. Координируют и управляют работой органов ЕАЭС следующие структуры:

  1. Высший евразийский ЭС.
Читайте также:  В какие даты будут выплачивать детские пособия в 2023 году?

Страны, входящие в Евразийский экономический союз

Позже соглашение подписали представители Узбекистана, Таджикистана, Кыргызстана.2007 год. Россия, Казахстан и Беларусь заключили следующий договор.

В нем говорилось, что перечисленные страны согласились строить Таможенный союз с единой таможенной территорией.2009 год. Ранее подписанный документ был дополнен множеством дополнительных международных договоров, их было более сорока. Кроме того, было принято решение о том, что с первых дней 2010 года формируется единое таможенное пространство.

Оно будет включать территорию России, Беларуси и Казахстана.2010 год. Был принят общий кодекс для перечисленных государств.

В это же время начинает действовать единый тариф.В 2011 году снятие между странами Союза таможенного контроля.

Он был перенесен на внешние границы.С 2011 до 2013 года.

Разработка и прием общих для стран ТС законодательных норм.

Кроме того,

Необходимость создания некоего интеграционного экономического объединения на постсоветском пространстве возникла сразу же, как только это пространство стало постсоветским. Во время существования СССР экономики союзных республик были сильно взаимозависимы. Во многих производственных циклах абсолютно нормальной была ситуация, когда деталь А делалась в одной союзной республике, деталь Б делалась в другой, а их итоговая сборка осуществлялась в третьей.

Естественно, во времена СССР с перемещением товаров и людей через границы республик не было никаких проблем. Но после распада Союза стало очевидно, что политический суверенитет и жёсткий таможенный контроль на границе — это, конечно, хорошо, но развитию внешней торговли и, как следствие, росту экономики не очень способствует.

Более того, крайне наглядной иллюстрацией этих размышлений было становление во второй половине ХХ века Европейского союза. То есть, давно уже независимые европейские государства осознали необходимость экономической интеграции и планомерно шли к ней долгие годы.

Поэтому, несмотря на популярный тренд политической независимости в начале 90-х, в экономике наоборот, царили интеграционные настроения. Впервые озвучил витавшую в воздухе мысль и использовал термин «Евразийский союз» Нурсултан Назарбаев, во время своего первого официального визита в РФ в 1994 году:

Назрела необходимость в переходе на качественно новый уровень взаимоотношений наших стран на основе нового межгосударственного объединения, сформированного на принципах добровольности и равноправия. Таким объединением мог бы стать Евразийский союз. Он должен строиться на иных, чем СНГ, принципах, ибо основу нового объединения должны составить наднациональные органы, призванные решать две ключевых задачи: формирование единого экономического пространства и обеспечение совместной оборонной политики.

Также одним из немаловажных факторов является создание в 1995 году Всемирной торговой организации (ВТО). Это событие на ближайшие несколько лет определило информационную повестку дискуссий о евразийской интеграции, обозначив вступление в ВТО как Большую Цель, к которой должна двигаться каждая уважающая себя национальная экономика.

В этом смысле региональная экономическая интеграция с ближайшими соседями рассматривалась, как промежуточный этап ко вступлению в ВТО. Дело в том, что страна-кандидат на вступление в ВТО обязана была иметь определённую законодательную базу и развитые инструменты таможенного и экономического контроля. Это же было необходимо и для региональной интеграции. Соответственно, одной из целей евразийской экономической интеграции было развитие национальных законов и вышеупомянутых инструментов, приведение их к тому уровню, который необходим для вступления в ВТО.

Очередной саммит ЕАЭС запланирован на май 2021 года

До момента создания Евразийского экономического союза в 2015 году в Таможенный союз входили только три страны – Беларусь, Россия и Казахстан. Эти же страны входили в состав ЕврАзЭС – Евразийского экономического сообщества.

Членство в ЕврАзЭС не значило, что страна-участница должна входить в Таможенный союз. Сейчас правила поменялись. Все государства, которые являются частью ЕАЭС, автоматически становятся участниками Таможенного союза.

Страны Таможенного союза ЕАЭС в 2020 году:

  • Республика Беларусь;
  • Российская Федерация;
  • Республика Армения;
  • Республика Казахстан;
  • Кыргызская Республика.

В ЕАЭС хотели вступить Тунис и Сирия, однако предложение не было реализовано. В начале 2020 года начал обсуждаться вопрос вступления в ЕАЭС Узбекистана.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *