Отличие дисциплинарной ответственности от административной ответственности

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Отличие дисциплинарной ответственности от административной ответственности». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Предлагаем ознакомиться со статьей на тему: «Отличия дисциплинарной ответственности от уголовной». На странице собрана информация с авторитетных источников и сделаны выводы. На все сопуствующие вопросы вам ответит дежурный консультант.

Привлечение к дисциплинарной ответственности руководителя организации и его заместителей

Дополнительные основания и особый порядок привлечения к дисциплинарной ответственности Трудовой кодекс предусматривает для руководителя организации и его заместителей (ст. 195).

Обусловлено это, прежде всего, особенностью их правового статуса.

Руководитель организации, с одной стороны, — наемный работник, а с другой — единоличный исполнительный орган юридического лица.

Он действует от имени и в интересах работодателя, является его представителем, в том числе и по отношению к работникам организации.

Заместители руководителя организации выполняют те или иные обязанности представителя работодателя (его функции) по уполномочию руководителя.

Одной из основных обязанностей работодателя является соблюдение законов и иных нормативных правовых актов, локальных нормативных актов, условий коллективного договора, соглашения (ст. 22 ТК).

От соблюдения именно этой обязанности работодателем во многом зависит состояние трудовой дисциплины в организации.

В связи с этим Трудовой кодекс установил специальные нормы, направленные на обеспечение выполнения этой обязанности, и дополнительные гарантии их реализации.

В их числе, в частности, закрепленная ч. 1 ст. 195 ТК обязанность работодателя рассмотреть заявление представительного органа работников о нарушении руководителем организации, руководителем структурного подразделения организации, их заместителями трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, условий коллективного договора, соглашения и сообщить о результатах рассмотрения в представительный орган работников.

Получив заявление представительного органа работников, работодатель обязан проверить изложенные в нем факты.

В случае, если факты нарушений трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, условий коллективного договора, соглашения подтвердились, работодатель обязан применить к руководителю организации, руководителю структурного подразделения организации, их заместителям дисциплинарное взыскание.

При этом он вправе сам определить меру дисциплинарного взыскания указанным работникам.

Это может быть любое дисциплинарное взыскание, предусмотренное ТК, в том числе увольнение (ч. 2 ст. 195 ТК).

Отличия дисциплинарной ответственности от уголовной — 2021

  • Как известно, «административное право регулирует такие общественные отношения, в рамках которых в принципе исключено юридическое равенство их участников.
  • В статьях, в которых должностные лица прямо не оговорены, предусматривается, что такие правонарушения могут быть совер­шены и другими физическими лицами: работниками юридическо­го лица, предпринимателями или даже общими субъектами.
  • Дисциплинарную ответственность как вид юридической ответственности следует отличать от ответственности, предусмотренной Кодексом об административных правонарушениях Российской Федерации.
  • В статьях, в которых должностные лица прямо не оговорены, предусматривается, что такие правонарушения могут быть совер­шены и другими физическими лицами: работниками юридическо­го лица, предпринимателями или даже общими субъектами.
  • Дисциплинарную ответственность как вид юридической ответственности следует отличать от ответственности, предусмотренной Кодексом об административных правонарушениях Российской Федерации.

В территориальные органы МВД России могут быть доставлены несовершеннолетние, совершившие правонарушения, влекущие меры административного наказания. При доставлении оформляются материалы, необходимые для привлечения доставленных к административной ответственности, выясняются обстоятельства совершения административного правонарушения.

Как вопрос регулируется на законодательном уровне?

Все действия, нарушающие законодательные положения, предусматривают соответствующее наказание. В кодексах и федеральных законопроектах описано четкое разделение деяний на две крупных группы:

  1. Административные – правонарушения, описанные в административном кодексе. Обычно здесь речь идет о мелких проступках, которые законом запрещены, но опасных последствий для общества не имеют. В качестве наказания предусматривается штраф или другой вариант.
  2. Уголовные – здесь речь уже идет о преступных деяниях, которые имеют тяжкие последствия, вплоть до летального исхода. Виновное лицо привлекается к уголовной ответственности, а наказание может заключаться в виде исправительных работ или заключения на конкретный период.

В чём сходство между преступлением и правонарушением?

Помимо того, что между этими двумя понятиями есть различия, стоит назвать их общие черты:

  • Они подразумевают под собой нарушение норм, установленных государством.
  • За каждое такое действие предусмотрено наступление ответственности.
  • Каждое из игнорирований закона, необходимо зафиксировать, а также доказать.
  • Такие поступки влекут за собой опасные последствия либо для человека, либо для общества в целом.

Уголовная сфера, также наряду с целью наказать виновного, выполняет и охранительную функцию: лицо, совершившее преступление изолируется от общества. Таким образом, другие люди защищены от опасной личности и предотвращено дальнейшее совершение возможных наказуемых деяний.

Каждое из понятий таких нарушений, имеет под собой основополагающую функцию:

  • защитить общественный порядок внутри государства;
  • регулировать правовое взаимодействие между гражданами и государственными органами;
  • предотвратить противоправные действия в будущем.

Понятие административной ответственности

Административная ответственность — особый вид юридической ответственности. В то же время она является частью административного принуждения и обладает всеми его качествами (осуществляется субъектами функциональной власти в рамках внеслужебного подчинения и др.).

Административной ответственности присущи все признаки юридической ответственности. Она регулируется нормами права, состоит в официальном осуждении за правонарушение лица и применении к нему в процессуальной форме санкций правовых норм уполномоченными на то субъектами власти.

Кто привлекается к ответственности?

Начнем с дисциплинарной ответственности. Субъектом дисциплинарного проступка может быть только физическое лицо, работающее в конкретной организации.

Дисциплинарная ответственность наступает за нарушение трудовой дисциплины в рамках действующего законодательства о труде и возлагается на любого сотрудника в организации, в частности на руководителя общества или главного бухгалтера.

Согласно Трудовому кодексу РФ, руководитель организации – это физическое лицо, которое в соответствии с Трудовым кодексом РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, учредительными документами юридического лица (организации) и локальными нормативными актами осуществляет руководство этой организацией, в том числе выполняет функции ее единоличного исполнительного органа.

Если рассматривать ответственность обычного служащего и руководителя организации, то будет не лишним добавить, что руководитель организации и главный бухгалтер являются наемными рабочими, с которыми должен заключаться трудовой договор, но как должностные лица, они несут дополнительную ответственность:

  • уголовную ответственность за преступления в сфере экономической деятельности;
  • административную ответственность за правонарушения в области финансов, налогов и сборов, рынка ценных бумаг, в соответствии с Кодексом об административных правонарушениях РФ;
  • материальную ответственность за прямой действительный ущерб, причиненный организации.

Нужно добавить, что дисциплинарное взыскание могут назначить только строго определенные лица. Если речь идет об обычном сотруднике компании, не являющемся должностным лицом, дисциплинарное взыскание применяет к нему либо руководитель общества, либо руководитель структурного подразделения к которому данный этот работник относится.

Дисциплинарное взыскание к руководителю вправе применять только высший орган управления, который принял его на работу. Как правило, в коммерческих организациях таким органом является общее собрание участников или общее собрание акционеров. До применения дисциплинарного взыскания работодатель или вышестоящий орган должен затребовать от работника письменное объяснение.

Если по истечении двух рабочих дней указанное объяснение работником не предоставлено, то составляется соответствующий акт. Поскольку работодатель является таким же работником организации как и обычный служащий, непредставление работником объяснения не является препятствием для применения дисциплинарного взыскания.

Приказ (распоряжение) работодателя о применении дисциплинарного взыскания объявляется работнику под роспись в течение трех рабочих дней со дня его издания, не считая времени отсутствия работника на работе. Если работник отказывается ознакомиться с указанным приказом (распоряжением) под роспись, то составляется соответствующий акт. Работник обязательно должен быть ознакомлен с дисциплинарным взысканием под роспись.

Читайте также:  Арендатор не освобождает помещение. Превентивные меры

Итак, к дисциплинарной ответственности привлекаются следующие лица:

  • руководитель организации;
  • главный бухгалтер;
  • начальники структурных подразделений;
  • работники компании, не являющие должностными лицами.

Перейдем к административной ответственности. Кодекс об административных правонарушениях РФ уточняет, что административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое установлена административная ответственность.

Административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей, а также юридическое лицо.

Административная ответственность распространяется на несколько областей правоотношений, в частности в области налогов и сборов, трудовых отношений, незаконного порядка увольнения, экологии, предпринимательской деятельности и т.д.

Так как мы разбираем область корпоративных споров, остановимся лишь на некоторых из этих областей. Административная ответственность в области нарушения законодательства о труде. Статья 5.27. Кодекса об административных правонарушениях РФ указывает на то, что в качестве объекта административного правонарушения являются трудовые права граждан, а также право на безопасные условия труда.

Данные нарушения проявляются в нарушении со стороны работодателя законодательства о труде, относительно невыплаты или задержки в выплате заработной платы, неправомерных переводах работников на другую работу, незаконном увольнении, не предоставлении ежегодных отпусков работникам, нарушении порядка проведения инструктажа работников и т.д.

Субъектом административного правонарушения являются должностные лица организации. Нарушение законодательства о труде и об охране труда влечет наложение административного штрафа на руководителя и должностных лиц в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от одной тысячи до пяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц – от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Нарушение законодательства о труде и об охране труда должностным лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, влечет дисквалификацию на срок от одного года до трех лет. Следует отметить, что дисквалификация практически всегда предусмотрена, когда аналогичное правонарушение совершается лицом, уже привлеченным к административной ответственности.

Лицо, которому назначено административное наказание, считается подвергнутым данному наказанию в течение одного года со дня окончания исполнения постановления о назначении наказания. Административная ответственность в области предпринимательской деятельности.

Под предпринимательской деятельностью подразумевается самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на получение прибыли от пользования имуществом, продажи товара, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

Нарушения в области предпринимательской деятельности проявляются в осуществлении предпринимательской деятельности лица без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя или без государственной регистрации в качестве юридического лица, незаконной продаже товаров (иных вещей), свободная реализация которых запрещена или ограничена законодательством, фиктивном или преднамеренном банкротстве, нарушении правил продажи отдельных видов товаров, нарушения законодательства о рекламе, осуществлении дисквалифицированным лицом в течение срока дисквалификации деятельности по управлению юридическим лицом, нарушении законодательства о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и т.д.

Рассмотрим некоторые их вышеуказанных правонарушений подробнее.

Например, осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации и осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна).

Объективной стороной такого административного правонарушения является осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации в качестве:

  • индивидуального предпринимателя;
  • юридического лица.

Объективная сторона состоит в том, что виновный осуществляет предпринимательскую деятельность без лицензии, несмотря на то, что необходимость получения определенной лицензии предусмотрена Законом о лицензировании.

Субъектами анализируемых правонарушений являются:

  • граждане;
  • индивидуальные предприниматели;
  • юридические лица, в том числе некоммерческие организации, осуществляемые предпринимательскую деятельность.

В качестве меры наказания осуществления предпринимательской деятельности без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя или без государственной регистрации в качестве юридического лица влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до двух тысяч рублей, а при осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой; на должностных лиц – от четырех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой; на юридических лиц – от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.

Осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет наложение административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на должностных лиц – от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц – от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Совершенно ясно, что предпринимательская деятельность часто связана с убытками и рисками и предполагает извлечение прибыли за счет вложения определенных инвестиций (капитал, рабочая сила, опыт и т.д.).

Штрафы и иные меры наказаний на практике малоэффективны, так как Гражданским кодексом РФ предусмотрено, что лицо, которое в силу закона или учредительных документов юридического лица выступает от его имени, должно действовать в интересах представляемого им юридического лица добросовестно и разумно.

Оно обязано по требованию учредителей (участников) юридического лица, если иное не предусмотрено законом или договором, возместить убытки, причиненные им юридическому лицу.

Наложение штрафов в таком случае будет нерациональным решением проблемы, а административная ответственность руководителя слишком мягким наказанием. Административная ответственность в области финансов, налогов и сборов, рынка ценных бумаг.

Объектом данного административного правонарушения является порядок работы с денежной наличностью. Объективная сторона анализируемого правонарушения состоит в нарушении порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в осуществлении расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров, неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности, несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств, а равно в накоплении в кассе наличных денег сверх установленных лимитов.

Лимиты организации устанавливаются по согласованию с обслуживающим организацию банком. Субъектами данного правонарушения могут быть:

  • должностные лица;
  • индивидуальные предприниматели;
  • юридические лица.

Мерой наказания является наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц – от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Штрафы налагают налоговые органы. Привлечение к дисциплинарной ответственности не исключает одновременного применения административного взыскания и наоборот.

1. В приведённом списке указаны черты сходства уголовного правонарушения и административного правонарушения и черты отличия уголовного правонарушения от административного правонарушения. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку — порядковые номера черт отличия.

1) общественно опасное деяние
2) проступок
3) преступление
4) посягает на права граждан

Черты сходства Черты отличия

Законодательством РФ установлена специальная дисциплинарная ответственность, например, для следующих категорий лиц:

сотрудники таможенных органов за нарушение служебной дисциплины несут дисциплинарную ответственность в виде следующих дисциплинарных взысканий (ст. 29 Федерального закона от 21.07.1997 N 114-ФЗ (ред. от 31.07.2020) «О службе в таможенных органах Российской Федерации»):

  • замечание;
  • выговор;
  • строгий выговор;
  • предупреждение о неполном служебном соответствии по результатам аттестации;
  • увольнение из таможенных органов.

гражданские служащие за совершение дисциплинарного проступка несут дисциплинарную ответственность в виде следующих дисциплинарных взысканий (ст. 57 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ (ред. от 24.03.2021) «О государственной гражданской службе Российской Федерации»):

  • замечание;
  • выговор;
  • предупреждение о неполном должностном соответствии;
  • увольнение с гражданской службы.
Читайте также:  Получение гражданства Российской Федерации — разбираем основные этапы

Во-первых, это административный проступок – серьезное правонарушение, которое посягает на определенный законом порядок в социуме, на отношения касательно распорядительной и исполнительной государственной деятельности. Оно не связано с выполнением конкретных служебных обязанностей.

Следует уточнить, что административный проступок и административное правонарушение – идентичные понятия. Сюда можно отнести разного рода нарушения ряда правил дорожного движения (управление транспортным средством в состоянии опьянения, превышение допустимой скорости, проезд на запрещающий сигнал светофора и пр.), пожарной безопасности и санитарной гигиены, установленной на предприятии, а также распитие алкоголя в общественных местах, безбилетный проезд.

Характеристика рассматриваемой формы правонарушения

Выделяют следующие признаки административного проступка:

  • Он должен обязательно быть противоправным (нарушать отдельные либо целый ряд предписаний, которые установлены источниками данного права). К примеру, это может быть нарушение законов субъектов России в сфере административного права, положений Конституции относительно рассматриваемой области, должностных инструкций, а также властных директив.
  • Деяние в форме противоправного действия либо бездействие конкретного субъекта соответствующего права должно носить именно виновный характер (нарушение общепринятых правовых норм, а иногда и этических). Например, нарушение ряда правил дорожного движения в виде умышленного установления ложных номерных знаков. Примером бездействия может выступать неисполнение должностным лицом банка обязанностей относительно контроля правильности осуществления компаниями (их объединениями) порядка ведения операций по кассе.
  • Должна присутствовать общественная опасность (угроза нарушения социальных отношений, охраняемых соответствующим административным законодательством). К примеру, гражданин нарушил общеизвестное правило дорожного движения, перейдя дорогу в неположенном месте, но в это время на проезжей части осуществлялись ремонтные работы (присутствовал запрет на передвижение автотранспорта). В связи с этим деяние гражданина не носило характера угрозы безопасности движения на дороге (данный признак отсутствует, поэтому это не административное правонарушение).
  • За каждое административное правонарушение предусмотрена административная ответственность (наказуемость).

Административный проступок и преступление: отличительные черты

Согласно российскому законодательству, существует несколько видов правонарушений: дисциплинарные и административные проступки, преступления, гражданско-правовые деликты. В связи с этим определены разнообразные виды юридической деятельности. Самая суровая – уголовная (совершение противоправных деяний, представляющих социальную опасность). Но все же большая часть правовых запретов и предписаний не настолько существенны, чтобы привлекать людей к уголовной ответственности. Именно поэтому введена административная ответственность (обычно применяется органами госуправления либо единолично судьей, не влечет за собой судимость).

Преступление и административный проступок имеют значимый материальный критерий разграничения – общественную опасность, которая выражает общественно-правовое отличие первого понятия от второго и остальных деликтов. Она в качестве системной сложной социально-правовой категории выражает исключительное качество вредоносного деяния, нарушающего либо угрожающего условиям существования социума, определяя самую опасную разновидность правонарушений – преступление.

Социальная опасность определена всеми известными элементами, входящими в состав преступления, однако в существенно значимой мере – признаками объективной стороны.

Кратко отличие административного правонарушения от дисциплинарного проступка

Так, административно наказуемое хищение отличается от соответствующего преступления такими признаками, как стоимость похищенного, способ хищения (грабеж и разбой независимо от причиненного вреда являются преступлением), совершенное группой, неоднократно, лицом, ранее два и более раз судимым за хищение.

Внимание

Ряд критериев, позволяющий определить, общественно опасными или нет, являются хулиганские действия, можно выявить при сравнении текстов ст.

213 УК РФ и 20.1 КоАП РФ. Хулиганские действия образуют состав преступления, если они грубо нарушают общественный порядок, выражают явное неуважение к обществу, сопровождающееся применением насилия к гражданам либо угрозой его применения, а равно уничтожением или повреждением чужого имущества.

Итак, главное различие преступления и проступка — общественная опасность деяния.

Дополнительный признак — вид противоправности. Этот формальный признак особенно важен, когда правонарушение совершено юридическим лицом.

Уже после квалификации деяния как преступления или административного проступка проявляются и вторичные различия: порядок привлечения к ответственности, виды и размеры наказаний и др.

Важно

Общественная опасность — это системный признак правонарушения.

Он возникает из взаимодействия простых, первичных признаков состава правонарушения, названных в нормах Уголовного кодекса РФ, КоАП РФ: форма вины, размер ущерба, способ, время, место совершения деяния, признаков его субъекта и др.

Поэтому для квалификации деяния как преступления по соответствующей статье Уголовного кодекса РФ или как проступка по статье КоАП РФ нужно анализировать признаки конкретных составов.

Российская правовая система охраняется тремя видами карательных санкций: уголовными, административными, дисциплинарными.

Так, за нарушение избирательного права, права собственности, правил охраны труда, санитарных, экологических норм, в зависимости от конкретных обстоятельств, могут применяться уголовные и административные наказания, а также дисциплинарные взыскания.

Первое сходство этих санкций в том, что они защищают правопорядок.
Во-вторых, они установлены федеральными законами. В-третьих, они применяются за виновные противоправные действия (правонарушения).

В-четвертых, законодательством закреплены процедуры применения карательных санкций и полномочия субъектов, которые вправе делать это. В-пятых, их применение к виновному влечет для него неблагоприятные последствия, а также состояние наказанности в течение установленных федеральными законами сроков.

Все, что связано с административными правонарушениями: их составы, система санкций и другие, регулируется административным правом.

Борьба с дисциплинарными проступками регламентируется трудовым правом, но дисциплинарная ответственность обучающихся, военнослужащих, сотрудников военизированных служб — административным правом, а заключенных — уголовно-исполнительным правом.

При этом составы дисциплинарных проступков закреплены в самом общем виде, не конкретизированы.

Значительные различия существуют между субъектами этих проступков. Субъектом дисциплинарного проступка может быть только гражданин — работник определенной организации. И эта ответственность наступает за нарушение трудовых, служебных обязанностей.

Административная ответственность наступает за правонарушения только в том случае, если они по своему характеру не влекут за собой уголовной ответственности.

Административное правонарушение обладает четырьмя признаками: общественной опасностью, противоправностью, виновностью и наказуемостью. 1. Общественная опасность административного правонарушения состоит в том, что оно реально причиняет или может причинить вред общественным отношениям, охраняемым законом.

Вред может выражаться как в причинении материального ущерба, так и в иной форме. 2. Административное правонарушение — это противоправное деяние, т.е. деяние, нарушающее нормы права.

Административная ответственность установлена за нарушения норм различных отраслей права — административного, земельного, экологического и др.

Где границы этого понятия, охватывающего круг деяний от безбилетного проезда в трамвае и загрязнения тротуаров до бандитизма и шпионажа? Представляется, что общественно опасным следует считать только такое деяние, которое причинило или реально способно причинить существенный ущерб общественным отношениям.

Такие деяния в своей совокупности в определенной исторической обстановке нарушают условия существования данного общества.

С этой точки зрения большинство административных правонарушений нельзя признать общественно опасными.

Некоторые ученые вообще отрицают наличие в административных проступках общественной опасности. Представляется, что они не правы, некоторые проступки общественно опасны, хотя это исключение из правила.

Проступки, как правило, не обладают признаком общественной опасности.

Дополнительный признак — вид противоправности. Этот формальный признак особенно важен, когда правонарушение совершено юридическим лицом.

Уже после квалификации деяния как преступления или административного проступка проявляются и вторичные различия: порядок привлечения к ответственности, виды и размеры наказаний и др.

Общественная опасность — это системный признак правонарушения.

Он возникает из взаимодействия простых, первичных признаков состава правонарушения, названных в нормах УК РФ, КоАП РФ, ТК РФ: форма вины, размер ущерба, способ, время, место совершения деяния, признаков его субъекта и др.

Поэтому для квалификации деяния как преступления по соответствующей статье УК РФ или как проступка по статье КоАП РФ нужно анализировать признаки конкретных составов.

Все, что связано с административными правонарушениями: их составы, система санкций и другие, регулируется административным правом.

Борьба с дисциплинарными проступками регламентируется трудовым правом, но дисциплинарная ответственность обучающихся, военнослужащих, сотрудников военизированных служб — административным правом, а заключенных — уголовно-исполнительным правом. При этом составы дисциплинарных проступков закреплены в самом общем виде, не конкретизированы.

Значительные различия существуют между субъектами этих проступков.

Особый вопрос о юридических критериях отграничения внешне сходных преступлений и административных правонарушений. Практическая потребность в этом определяется тем, что административная ответственность за правонарушения наступает, если они по своему характеру не влекут за собой в соответствии с действующим законодательством уголовной ответственности (ст. 2.1 КоАП РФ).

Читайте также:  «Путинское» пособие в 2023 году: как получить выплаты на детей до трёх лет

Такие юридические критерии содержатся в уголовном и административном законодательстве и могут относиться к объекту, объективной стороне, субъекту и субъективной стороне составов соответствующих правонарушений.

Например, закон определяет, в каких случаях мелкое хищение государственного имущества является административным правонарушением, а в каких – преступлением; субъектом определенных преступлений признается лицо, достигшее 14-летнего возраста, административного правонарушения – только лица, достигшие 16-летнего возраста; нарушение правил безопасности движения лицами, управляющими транспортными средствами, повлекшие причинение потерпевшему легкого телесного повреждения – административное правонарушение, а те же действия, повлекшие смерть потерпевшего или причинение ему тяжкого телесного повреждения – преступление; умышленное повреждение насаждений, причинившее значительный ущерб государственному хозяйству – преступление, а те же действия, совершенные по неосторожности, – административное правонарушение. Поэтому для определения характера правонарушения, его юридической природы необходим тщательный сравнительный анализ положений законодательства, устанавливающего ответственность за их совершение.

Административное правонарушение отличается от дисциплинарного проступка тем, что последний, по общему правилу, опосредуется трудовыми, служебными отношениями.

Нередко нарушение трудовых, служебных обязанностей одновременно признается административным правонарушением. Подобные правонарушения получили в литературе название “административно-дисциплинарные правонарушения (проступки)”.

Отличия уголовных преступлений от административных правонарушений

  1. Агопов А.Б. Административная ответственность: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп., – М.: Статут, 2004.
  2. Конин Н.М., Журик В.В., Петров М.П. Административное право Российской Федерации / Под ред. д.ю.н., проф. Н.М. Конина. – М.: Норма, 2005.
  3. Рогачёва О.С. Административная ответственность: Учебное пособие/ О.С. Рогачёва; Воронеж.

    гос. ун-т. – Воронеж: Изд-во Воронеж. гос. ун-та,2005.

  4. Административная ответственность: вопросы теории и практики. П/р Хаманевой Н.Ю. – М.: ИГП РАН, 2005.
  5. О.В. Смирнов Трудовое право: учебник /3-е издание, доп. перераб. М., Проспект, 1999
  6. Л.А. Сыроватская Трудовое право: учебник /2-е издание, доп. перераб. М.

    , ЮРИСТЪ, 2001

Привлечь сотрудника к ответственности можно только за реальное неправильное действие. Предварительно работодатель должен обозначить правила в конкретных внутренних нормативных документах. В их перечень обычно входят:

  • действующие внутренние трудовые правила;
  • должностные, технологические, рабочие инструкции;
  • документация, регулирующая вопросы охраны труда;
  • индивидуальный трудовой договор;
  • общие законодательные документы.

Со всем этим работник должен быть ознакомлен до начала трудовой деятельности под роспись. Если из-за виновных действий хоть один из пунктов таких документов будет нарушен (даже без наступления тяжких последствий), у работодателя появляется возможность привлечь работника к ответственности.

Трудовым нарушением считаются любые противоправные действия, отклоняющиеся от установленной на предприятии трудовой, технологической, исполнительной дисциплины.

В процессе рассмотрения дисциплинарного дела нужно учитывать все нюансы, при которых его допустили. Все отклонения следует рассматривать как совокупность факторов:

  1. Наличие нарушения действующего нормативного документа.
  2. Присутствие вины сотрудника.
  3. Взаимосвязь между нарушением и сотрудником (как он лично мог повлиять на исход произошедшего). Здесь стоит рассматриваться ситуацию с точки зрения действия либо бездействия.
  4. Противоправные действия должны входить в индивидуальные обязанности сотрудника.

Перед тем как применить наказание к сотруднику, работодатель обязан изучить все обстоятельства, при которых зафиксировано отклонение от инструкций, рассмотреть их с различных сторон, потребовать письменные объяснения по данному факту от всех причастных (виновных) лиц.

Нормы, за нарушение которых предусмотрена ответственность, могут устанавливаться на законодательном уровне (например, прогул, нарушение охраны труда, нахождение на рабочем месте в состоянии опьянения и другие), локальными положениями о дисциплине (этика делового общения, форма одежды при выполнении рабочих функций), а также трудовым договором (объем и направление работы по должности).

Степень наказания напрямую будет зависеть от возникших либо возможных последствий по конкретному нарушению.

Законодатель определил, что работодатель может, но не обязан привлекать к ответственности подчиненных за все виды нарушений дисциплины.

В дальнейшем, если такое право не было реализовано, и это стало причиной более серьезных последствий, вина за это будет ложиться на работодателя.

К примеру, работодатель обнаружил работника в пьяном состоянии на рабочем месте, но не стал его увольнять.

В дальнейшем сотрудник из-за нетрезвого состояния создает аварийную ситуацию на производстве.

При рассмотрении конкретного случая вину могут разделить между работником (выполнение трудовых функций в пьяном виде) и администрацией (не принятие мер к нарушителю, ранее попадавшемуся в таком состоянии).

Работодатель самостоятельно определяет уровень ответственности сотрудника за неправильные действия. К примеру, за прогул закон позволяет сразу оформлять увольнение работника. Но если администрация решит объявить такому сотруднику выговор либо предупреждение – это не будет нарушением.

Поэтому рассматривать каждое нарушение нужно комплексно, учитывать прошлые заслуги гражданина, его профессионализм, квалификацию, характеристику в коллективе. Иногда немаловажным может оказаться заключение профсоюзов.

При нарушении законодательства самой мягкой мерой ответственности будет именно административная. Она применяется не только в отношении физлиц, но и юридических субъектов, способных аналогичным образом вести себя вопреки установленных правилам в обществе.

В отношении виновного избираются административные санкции, которые будут зависеть от многих факторов:

  1. Повторность совершения.
  2. Размер причиненного вреда общественным отношениям.
  3. Занимаемое положение в обществе.
  4. Степень воздействия на другого человека и т.д.

Это говорит о том, что как только субъект нарушит правила поведения в социуме, поступит ответная мера от государства в виде административной ответственности. В практическом применении существует достаточное количество госструктур, которые могут налагать взыскание на провинившегося. Самыми основными из них выступает ОВД и суд. Что касается остальных структур, то они в основном имеют узкую направленность, как например таможенные органы.

Рассмотрев данные вопросы, можно выделить основные признаки, по которым происходит различие между правонарушением с точки зрения уголовного и административного законодательства:

  • Для наступления уголовной ответственности стоит ориентироваться исключительно на законы (УК). Если рассматривать административную, то тут кроме этого существуют и подзаконные акты, имеющие аналогичную силу на отдельной территории страны.
  • При выборе административного наказания лицо останется работать на прежнем месте и ему не грозит судимость. Он просто числиться в рядах подвергнутых наказанию в течение установленного периода (чаще всего 1 год). Уголовная ответственность может грозить помещением в места лишения свободы на несколько лет, происходит изоляция преступника от общества. Судимость возлагает дополнительные правовые последствия.
  • Основание для ответственности виновного – административное правонарушение и преступление соответственно. Они между собой отличаются по степени тяжести и влияния на общественные отношения.
  • Только суд может применить меры уголовной ответственности в отношении преступившего закон. Что касается административного наказания, то здесь существует достаточный перечень уполномоченных органов.
  • Различаются и субъекты. Так, к уголовному наказанию привлекается исключительно физлицо, к административному – в том числе и должностное лицо, юрлицо. В нормах КоАП имеется даже указание в санкциях статей, которые заметно увеличиваются для категории ЮЛ.
  • Еще немного по мерам профилактики. Для административного правонарушения присуще предупреждение. Правда, здесь используется определенная категория статей и важно, чтобы лицо ранее не подвергалось административному реагированию со стороны государства. Для УК такие нормы не существуют. Единственно возможная схожесть для условного срока, когда лицу дается шанс на исправление.

Следовательно, более мягкой мерой принято считать административную ответственность. Но в случае несоблюдения и в дальнейшем принятых норм в обществе, лицо может наказываться более сурово, если совершит преступление. Вот чем отличается уголовное преступление от административного правонарушения.

  1. Она может быть предусмотрена не только федеральным законодательством, но и законами субъектов РФ;
  2. Наступает за административное правонарушение;
  3. Опирается на государственное принуждение;
  4. Субъектами административной ответственности могут быть как физические, так и юридические лица;
  5. Административное наказание как мера административной ответственности может назначаться широким кругом уполномоченных на это субъектов.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *