Всё о служебной тайне и её охране

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Всё о служебной тайне и её охране». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Ранее категорию «служебная тайна» применяли для определения информации, связанной с грифом «Секретно», а за ее разглашение была предусмотрена уголовная ответственность. Сейчас эта статья изъята из Уголовного кодекса, и прежнее ее толкование не используется в правовом поле в связи с тем, что в июле 1993 года был принят «Закон о государственной тайне».

Закон о служебной тайне

В настоящее время данные с грифом «Секретно» входят в государственную тайну. Хочется заметить, что применение такого грифа недопустимо для документов иных категорий, кроме государственных. Это указано статьей 8 Закона.

Однако Гражданский кодекс России, вступивший в силу в 1995 году, предусматривает понятие «служебная тайна», даже выделена категория «коммерческая тайна». И это очень важный момент, который ранее рассматривался совершенно в ином свете.

Статья 139 Кодекса гласит о том, что служебная и коммерческая тайна имеет место при наличии информации, которая представляет финансовый интерес для третьих лиц. К таким данным нет свободного доступа и законный их владелец принимает необходимые меры по сохранению конфиденциальности.

Наказание за разглашение служебной информации

За разглашение информации, представляющих собой служебную тайну, предусмотрена административная или уголовная ответственность в зависимости от обстоятельств нарушения.

  • Административная ответственность

Служебная тайна является информацией, не подлежащей разглашению. За нарушение конфиденциальности данных к административной ответственности привлекаются сотрудники. Согласно статье 15.21 КоАП РФ, в этих случаях назначается штраф. Его размер составляет от 30 000 до 50 000 рублей, а также отстранение от занимаемой должности на срок от года до двух лет.

  • Уголовная ответственность

Уголовный кодекс имеет несколько норм по поводу несения ответственности за несоблюдение служебной тайны.

  1. Раскрытие информации об усыновлении, за которое назначается штраф до 80 000 рублей, либо лишение свободы сроком до 4 месяцев.
  2. Разглашении сведений о мероприятиях, предпринимаемых относительно судей участников уголовного дела. За это нарушение предусмотрены штрафы до 200000 рублей, либо лишение свободы сроком до 5 лет.
  3. Раскрытие информации о мерах безопасности в отношении сотрудников правоохранительных органов. Наказание за это нарушение такие же, как и в предыдущем пункте.

ВАЖНО! Сотрудник, нарушивший служебную тайну, сразу же увольняется с занимаемой должности.

Объекты и субъекты права на служебную тайну

Объекты и субъекты права на служебную тайну.В Советском Союзе сложилась определенная система защиты ин­формации с ограниченным доступом, в которой выделяли три вида такой информации: государственная тайна (информация с грифами «особой важности»; «совершенно секретно»), служебная тайна (информация с грифом «секретно») и информация «для служебного пользования».

Механизм защиты основывался на разрешительном принципе пра­ва, когда, по сути, вся информация имела ограниченный доступ. В каж­дом конкретном случае должностное лицо (чиновник) принимало реше­ние о разрешении (запрете) доступа к информации, что входило в пря­мое противоречие с нормами международного права и не позволяло ус­пешно реализовать право каждого на получение информации.

С принятием в 1993 году Закона Российской Федерации «О госу­дарственной тайне» гриф «секретно» был отнесен к сведениям, состав­ляющим государственную тайну, а новый институт правовой охраны слу­жебной тайны остался до конца не определен.

В действующем законодательстве не определено однозначно понятие служебной тайны, но многочисленные ссылки на нее позво­ляют выделить основные признаки отнесения информации к служеб­ной тайне.

Во-первых, к служебной тайне могут быть отнесены сведения, содержащие служебную информацию о деятельности государственных органов, подведомственных им предприятий, учреждений и организаций, ограничения на распространение которых установлены законом или дик­туются служебной необходимостью.

В Указе Президента Российской Федерации от 6 марта 1997 года № 188 в перечне сведений конфиденциального характера под служебной тайной понимаются служебные сведения, доступ к которым ограничен органами государственной власти в соответствии с Федеральными за­конами.

В действующих законах термин «служебная информация» упот­ребляется неоднократно, в том числе:

– служебная информация государственного служащего (Федераль­ный закон «Об основах государственной службы Российской Федерации», статьи 10, 11);

— служебная информация Правительства Российской Федерации

Федеральный конституционный закон «О Правительстве Российской Федерации», статьи 11, 27);

– служебная информация сотрудника таможенного органа (Феде­ральный закон «О службе в таможенных органах Российской Федерации», статьи?, 17);

– служебная информация служащих Банка России (Закон РСФСР «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», статья 92);

– служебная информация муниципального служащего (Федераль­ный закон «Об основах муниципальной службы в Российской Федера­ции», статья 11) и др.

Во-вторых, к служебной тайне могут быть отнесены сведения, являющиеся конфиденциальной информацией других лиц, но ставшие известными представителям государственных органов и органов мест­ного самоуправления в силу исполнения ими служебных обязанностей.

На основе изложенного можно дать следующее определение слу­жебной тайны: служебная тайна – защищаемая по закону конфиденциаль­ная информация, ставшая известной в государственных органах и органах местного самоуправления только на законных основаниях и в силу исполнения их представителями служебных обязанностей, а также служебная информация о деятельности государственных органов, доступ к которой ограничен федеральным законом или в силу служебной необходимости.

Профессиональная и служебная тайна: в чем разница

Определение профессиональной тайны дано в п. 4 указа № 188. Это сведения, связанные с профессиональной деятельностью: врачебная, нотариальная, адвокатская тайна, тайна телефонных переговоров, почтовых отправлений и т. д.

Все это самостоятельные виды тайны. Служебная тайна может включить любую из них, кроме адвокатской и тайны исповеди.

В отношении адвокатской тайны и тайны исповеди действующим законодательством гарантирована безусловная конфиденциальность. Так, пп. 3 и 4 ст. 56 УПК РФ не позволяют допрашивать адвоката и священнослужителя в качестве свидетелей по обстоятельствам, которые стали им известны в ходе оказания правовой помощи или из исповеди соответственно. Согласие адвоката/священнослужителя в данном случае роли не играет. Полученные от него сведения суд просто не примет на основании их недопустимости как доказательств.

Читайте также:  Пенсия по инвалидности в 2023 году по группам

Тайна есть вещь, абсолютно никому не известная – это одна трактовка понятия. Но существует и другая: это сведения, доступ к которым ограничен только определённым кругом лиц. Владелец такой информации называется доверителем, он доверяет её держателю.

Если тайна своя собственная, и её владелец озабочен именно ею, не передоверяя никому, то она считается первичной. Когда держатель располагает чужой тайной, полученной лично от доверителя или волею обстоятельств, то она считается производной.

Профессиональная тайна – это те обстоятельства, благодаря которым держателю стали известны подробности чужой частной жизни, являются следствием его профессии.

Важно: держатель профессиональной тайны фактически держит в своих руках ниточки чужих судеб. Это налагает на него большую ответственность, которую он обязан осознавать. Например, профессиональная тайна в деятельности нотариуса в РФ состоит в следующем. В «Присяге нотариуса» звучит упоминание не только о законе, но и о совести, и об уважении к человеку.

Далеко не всегда человек доверяет свою подноготную представителю какой-то профессии при непосредственном контакте. Держателями могут быть и целые организации, как это бывает для предприятий связи. Но в любом случае человек вправе рассчитывать на защиту своей частной информации со стороны законодательства.

Следует отметить, что сегодня в законодательстве РФ не имеется чёткого и конкретного определения профессиональной тайны. Однако присутствуют прямые указания в «Декларации прав и свобод человека и гражданина» от 22 ноября 1991г. N 1920-1, направленные на ограничение всеобщего доступа к информации в целях сохранения конфиденциальности. О конфиденциальной информации можно узнать здесь.

Понятие и признаки коммерческой тайны

Гражданское право многократно упоминает о коммерческой тайне и об отдельных ее категориях.

В ст. 151 Основ гражданского законодательства Союза ССР и республик от 31 мая 1991 года, действующих на территории России с 3 августа 1992 года, этот объект именуется следующим образом: секреты производства (техническая, организационная и коммерческая информация, составляющая секрет производства – ноу-хау). В ст. 139 ГК РФ применен термин “служебная или коммерческая тайна”, а в ст. 1027 Кодекса – “охраняемая коммерческая информация”.

Все эти термины следует считать синонимами; во всех случаях имеется в виду неопубликованная информация, которая может представлять или представляет собой коммерческую ценность.

И Основы, и ст. 139 ГК РФ устанавливают признаки, присущие коммерческой информации. Признаки, сформулированные в ст. 139 ГК РФ, несколько отличаются от указанных в ст. 151 Основ 1991 года. Можно полагать, что ст. 139 внесла уточнения в ст. 151, а потому представляется целесообразным проанализировать только положения ст. 139 ГК РФ.

Служебная тайна как объект права

Понятие тайны само по себе предполагает, что существует некая информация, не подлежащая разглашению. Отличие служебной тайны от других видов тайн состоит в том, что она относится к определенной сфере – государственной службы, с ней работают только госслужащие (и муниципальные служащие).

Вопрос: Является ли информация в документах с пометкой «Для служебного пользования» государственной или коммерческой тайной?Посмотреть ответ

Понятие служебной тайны не ново. В СССР, согласно действующему в то время законодательству, выделялись три уровня конфиденциальной информации:

государственная тайна (под грифом «совершенно секретно», «информация особой важности»);
собственно служебная тайна (под грифом «секретно»);
служебные сведения, помечаемые обычно «для служебного пользования».

В 1993 году был принят ФЗ №5485-1 от 21/07/93 «О государственной тайне». Различные степени секретности стали присваиваться сведениям, содержащим государственную тайну. Они соответствуют степени ущерба, который может быть нанесен безопасности страны в случае разглашения.

Служебная информация в целом оказалась при этом недостаточно законодательно обеспечена, несмотря на то что используется в работе, для исполнения служебных обязанностей представителями:

  • органов государственного управления;
  • органов муниципального управления;
  • государственных предприятий;
  • государственных учреждений.

Вместе с тем служебная информация – это самостоятельный объект права. Выражение «служебная тайна» встречается в законодательно-нормативном правовом поле, в различных документах и статьях.

Кроме уже упомянутого ФЗ «О государственной тайне», к тайным сведениям служебного характера имеет отношение ФЗ-149 от 27/07/06 «Об информации». В частности служебная тайна упоминается в ст. 9 этого ФЗ.

Порядок обращения с документами, содержащими служебную тайну, закреплен в правительственном постановлении №1233 от 03/11/94. Этот документ имеет ограниченный диапазон действия – им руководствуются только федеральные исполнительные органы. В федеральных законах, касающихся работы определенных специалистов – госслужащих, как правило, есть положения, относящиеся к служебной тайне.

Тайна связи гарантирует жителям России абсолютную невозможность доступа посторонних к общению по линиям телефонной и электронной связи, к пересланным почтой отправлениям и письмам. Основания такой секретности прописаны в .

Но тайна законно нарушается при расследовании уголовных преступлений сотрудниками полиции, таможни и федеральной службы безопасности, как это предписано в , причем только по разрешению суда.

Нарушить тайну связи без разрешения суда и совершенно легитимно реально: если человек нуждается в защите правоохранителей, то дает разрешение на контроль линий коммуникаций. Иногда законно разговор прослушивается при согласии обеих сторон беседы: так работают горячие телефонные линии многих предприятий и организаций.

Ответственность традиционно определяет суд.

Нормативные требования к срокам засекречивания конфиденциальных сведений

Среди нормативных актов РФ, регулирующих порядок защиты СКХ, сведения о сроках охраны информации содержит только закон «О государственной тайне» от 21.07.1993 № 5485-1. В ст. 13 указанного нормативного документа обозначено следующее:

  • предельный срок охраны сведений, составляющих гостайну (срок засекречивания сведений), не должен превышать 30 лет;
  • продление срока возможно в исключительных случаях по заключению межведомственной комиссии по защите гостайны;
  • периодичность пересмотра перечня сведений, относимых к гостайне, — не реже чем через каждые 5 лет.

О сроках действия режима коммерческой тайны в действующей редакции закона № 98-ФЗ упоминание отсутствует. В предыдущей редакции этому вопросу была посвящена ст. 8 «Срок действия режима коммерческой тайны», в которой было установлено, что срок применения указанного режима определяется временем действия условий, необходимых и достаточных для признания соответствующих сведений коммерческой тайной.

Аналогичная ситуация складывается и в отношении нормативного регулирования вопроса о сроке действия режима служебной тайны — действующие редакции нормативных актов РФ, помещенных в открытом доступе, этот вопрос не рассматривают.

Читайте также:  Время продажи алкоголя в Москве и регионах РФ в 2023 году

О временном периоде действия данного режима в п. 2 ст. 9 проекта № 124871-4 федерального закона «О служебной тайне» сказано следующее:

1. Срок действия режима служебной тайны не должен превышать 10 лет (если иной срок не установлен федеральным законом).

2. Вышеуказанный срок исчисляется с даты подписания должностным лицом документа с ограниченным доступом.

3. При установлении режима служебной тайны в отношении сведений, полученных в связи с исполнением должностными лицами своих обязанностей от иных лиц, срок охраны такой информации определяется, как:

  • установленный должностным лицом срок охраны конфиденциальной информации (в отсутствии мотивированного ходатайства о продлении срока лица, предоставившего информацию);
  • предельный срок, определенный предоставившим информацию лицом.

О каких сроках полезно знать налогоплательщику — см. материалы:

  • «Срок исковой давности по дебиторской задолженности»;
  • «Какой срок хранения счетов-фактур?».

Правовая охрана коммерческой и служебной тайны

Правовая охрана информации, относящейся к служебной тайне, заключается в прямых запретах на ее разглашение и применении мер ответственности за несоблюдение этого императива.

Так, п. 9 ч. 1 ст. 17 ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27.07.2004 № 79-ФЗ запрещается разглашение и использование в неслужебных целях информации, являющейся служебной тайной.

П. 1.8 постановления № 1233 предусмотрена ответственность должностного лица за разглашение служебной тайны и нарушение порядка обращения с документами, в которых содержатся конфиденциальные сведения. Она может быть:

  • административной (ст. 13.14 КоАП);
  • уголовной (ст. 137, 138, 155 УК РФ и т. д.).

В отношении коммерческой тайны ответственность за несоблюдение режима конфиденциальности определена в ст. 14 закона № 98-ФЗ:

  • материальная ответственность (возмещение ущерба в порядке п. 7 ч. 1 ст. 243 ТК РФ);
  • гражданско-правовая ответственность, которая наступает в соответствии с п. 2 ст. 17 ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27.07.2006 № 149-ФЗ;
  • уголовная по ст. 183 УК РФ.

И должностные лица, и работники предприятия могут быть привлечены к дисциплинарной ответственности в порядке ст. 192, 193 ТК РФ.

В п. 43 постановления пленума ВС РФ «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» от 17.03.2004 № 2 сказано, что в случае увольнения работника за разглашение коммерческой или служебной тайны работодатель обязан доказать 3 факта:

  • что разглашенные сведения являются тайной в соответствии с действующим законодательством;
  • разглашенные сведения стали известны работнику в связи с исполнением им трудовых обязанностей;
  • работник обязывался не разглашать эти сведения.

Таким образом, правовая охрана коммерческой или служебной тайны основана на предусмотренных законодательством санкциях: дисциплинарных, гражданско-правовых, административных и уголовных.

Профессиональная и служебная тайна: в чем разница

Определение профессиональной тайны дано в п. 4 указа № 188. Это сведения, связанные с профессиональной деятельностью: врачебная, нотариальная, адвокатская тайна, тайна телефонных переговоров, почтовых отправлений и т. д.

Все это самостоятельные виды тайны. Служебная тайна может включить любую из них, кроме адвокатской и тайны исповеди.

В отношении адвокатской тайны и тайны исповеди действующим законодательством гарантирована безусловная конфиденциальность. Так, пп. 3 и 4 ст. 56 УПК РФ не позволяют допрашивать адвоката и священнослужителя в качестве свидетелей по обстоятельствам, которые стали им известны в ходе оказания правовой помощи или из исповеди соответственно. Согласие адвоката/священнослужителя в данном случае роли не играет. Полученные от него сведения суд просто не примет на основании их недопустимости как доказательств.

Служебная тайна, служебная информация и информация для внутреннего пользования

В Федеральном законе от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее — 149-ФЗ) закреплено, что ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. На практике встречаются случаи, когда ограничения на доступ к информации устанавливаются подзаконными актами. Подобным актом является «Положение о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения в федеральных органах исполнительной власти и уполномоченном органе управления использованием атомной энергии» (утв. постановлением Правительства РФ от 03.11.1994 № 1233). Согласно п.1.2 указанного Положения к служебной информации ограниченного распространения относится несекретная информация, касающаяся деятельности организаций, ограничения на распространение которой диктуются служебной необходимостью. Основным недостатком данного определения является крайне нечеткое определение служебной информации ограниченного распространения, поскольку категория «служебная необходимость» не определена ни в законодательстве, ни в юридической доктрине и может быть истолкована сколь угодно широко. Поскольку критерием отнесения тех или иных сведений к категории служебной информации ограниченного распространения являются не конкретные объективные факторы, а субъективная категория – «служебная необходимость», возникает повод для возможности принятия произвольных правоприменительных решений.

В действующих законах определены некоторые категории, которые по своему характеру приближены к понятию «служебная тайна», например:

  • Федеральный конституционный закон от 17.12.1997 № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» (ст.ст.11, 27 — служебная информация);
  • «Трудовой кодекс Российской Федерации» от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ст.81 – служебная тайна);
  • «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ст.13.14 – служебная информация);
  • Федеральный закон от 29.12.1994 № 77-ФЗ «Об обязательном экземпляре документов» (преамбула — служебная тайна);
  • Федеральный закон от 08.12.1995 № 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации» (ст.28 — служебная тайна);
  • Федеральный закон от 05.07.1996 № 86-ФЗ «О государственном регулировании в области генно-инженерной деятельности» (ст.10 — служебная тайна);
  • Федеральный закон от 23.08.1996 № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» (ст.ст.3, 4, 9 — служебная тайна);
  • Федеральной закон от 21.07.1997 № 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации» (ст.7, 17 — служебная информация);
  • Федеральный закон от 08.01.1998 № 10-ФЗ «О государственном регулировании развития авиации» (ст.7 — служебная тайна);
  • Федеральный закон от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (ст.ст.90, 92 — служебная информация);
  • Федеральный закон от 23.12.2003 № 177-ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» (ст.31 — служебная тайна);
  • Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (ст.ст.17, 18, 24, 37 — служебная информация);
  • Федеральный закон от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» (ст.ст.12, 14 — служебная информация);
  • Приказ Роспатента РФ от 01.12.2000 № 248 «Об утверждении Порядка ознакомления с материалами по научно-исследовательским работам и научным разработкам, выполненным в системе Роспатента (ПН-5-2000)» (п.2.19 – служебная информация);
  • Приказ Минкомсвязи России от 02.09.2011 № 221 «Об утверждении Требований к информационным системам электронного документооборота федеральных органов исполнительной власти, учитывающих в том числе необходимость обработки посредством данных систем служебной информации ограниченного распространения» (п.1 — служебная информация ограниченного распространения).
Читайте также:  Как получить вычет за лечение? Что нужно знать перед подачей документов?

На основании анализа вышеуказанных нормативных правовых актов представляется возможным дать следующее определение служебной тайне – это не относящаяся к государственной тайне, полученная государственным органом или органом местного самоуправления информация, доступ к которой ограничен в соответствии с федеральным законом в интересах иных лиц. При таком понимании служебной тайны к ней будут относиться все иные (за исключением государственной тайны) виды информации ограниченного доступа, находящиеся в обладании государственного органа или органа местного самоуправления.

В отсутствие нормативно закрепленного понятия «служебная информация» им оперируют как нормативные правовые акты, регламентирующие порядок прохождения государственной и муниципальной службы, так и документы, определяющие особенности инвестиционных отношений.

В литературе же предлагаются различные подходы к разграничению служебной информации и служебной тайны: с учетом состава, характера и носителей сведений, на которые распространяется режим конфиденциальности. Однако концептуальной предметной основой дискуссии является определение того, являются ли служебной информацией только сведения, полученные в рамках служебных правоотношений в их публично-правовом смысле, или категория «служебная информация» применима к любым сведениям, полученным, в том числе, в рамках гражданских правоотношений.

Определение служебной и профессиональной тайны: отличие и сходство

В указе Президента РФ «Об утверждении перечня сведений конфиденциального характера» от 06.03.1997 № 188 приведены определения служебной и профессиональной тайны :

  • служебная тайна — сведения, доступ к которым ограничен госорганами в соответствии с ГК РФ и федеральными законами;
  • профессиональная тайна — сведения, связанные с профессиональной деятельностью, доступ к которым ограничен в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами.

Из указанных определений можно сделать 2 обобщенных вывода:

  • основной признак, объединяющий эти понятия, — ограниченность доступа к информации в силу требований закона;
  • основное отличие — сфера применения понятий.

Понять, чем отличается служебная тайна от профессиональной , поможет детальное изучение признаков каждого вида сведений.

Что необходимо знать налогоплательщику о правильном применении понятия «признак» — см. в материалах:

  • ;
  • .

Закон о служебной тайне

Ранее категорию «служебная тайна» применяли для определения информации, связанной с грифом «Секретно», а за ее разглашение была предусмотрена уголовная ответственность. Сейчас эта статья изъята из Уголовного кодекса, и прежнее ее толкование не используется в правовом поле в связи с тем, что в июле 1993 года был принят «Закон о государственной тайне».

В настоящее время данные с грифом «Секретно» входят в государственную тайну. Хочется заметить, что применение такого грифа недопустимо для документов иных категорий, кроме государственных. Это указано статьей 8 Закона.

Однако Гражданский кодекс России, вступивший в силу в 1995 году, предусматривает понятие «служебная тайна», даже выделена категория «коммерческая тайна». И это очень важный момент, который ранее рассматривался совершенно в ином свете.

Статья 139 Кодекса гласит о том, что служебная и коммерческая тайна имеет место при наличии информации, которая представляет финансовый интерес для третьих лиц. К таким данным нет свободного доступа и законный их владелец принимает необходимые меры по сохранению конфиденциальности.

Любые ведомости с ограниченным доступом являются конфиденциальными по своей сути. Данный термин подразумевает собой недопустимость разглашения или же утечки иным способом конкретной информации. Режим конфиденциальности крайне строго соблюдается в государственных организациях и службах, где работа подразумевает под собой взаимодействие с ограниченными законом ведомостями. Таким образом, конфиденциальная информация — это совокупность определенных сведений, разглашение которых не допускается действующим законодательством. Большую роль данные сведения играют в XXI столетии. Потому что на сегодняшний день информация с ограниченным доступом может стать достоянием общественности благодаря системе интернет и другим технологическим инновациям. Этого, как мы понимаем, случиться не должно. Ведь утечка конфиденциальной информации может нанести неоценимый вред общественности. В данной статье автора интересуют следующие виды сведений с ограниченным доступом, а именно:

Служебная тайна;

Следует отметить, что вторая часть названия конкретной информации содержит слово «тайна» не просто так. Режим данных ведомостей обуславливается отсутствием допуска к ним у большинства граждан Российской Федерации.

Определение служебной тайны можно найти в Указе Президента от 06.03.1997 № 188, содержащем перечисление признаваемых конфиденциальными сведений. Характерные отличительные свойства такой информации — получение сведений в процессе служебной деятельности и ограничение к ним доступа.

Виды служебной тайны определены различными нормативными актами с учетом специфики работы госорганов.

Государственные служащие в процессе своей деятельности получают доступ к секретным сведениям, не предназначенным для распространения неопределенному кругу лиц. То есть, им становится известна информация, составляющая служебную тайну. Ее разглашение грозит нарушителю не только увольнением, но и ответственностью в соответствии с нормами Уголовного кодекса или КоАП РФ (Кодекса об административных правонарушениях).

Суть данного термина наиболее четко разъяснена в Указе Президента России № 188, изданного еще 6 марта 1997 года. Согласно этому нормативному акту (п.3) под служебной тайной понимается информация, доступ к которой был ограничен государственными органами. Данное ограничение диктуется требованиями, содержащимися в федеральных законах и в Гражданском кодексе РФ. А охраняемые сведения непосредственно связаны с деятельностью конкретного госоргана.

Более подробно, что такое служебная тайна, закон не определяет. Хотя множество различных правовых актов предписывают ее соблюдение работникам, которым она доверена в силу исполнения трудовых функций. В частности, федеральный закон «О государственной гражданской службе» (закон № 79-ФЗ от 27.07.2004) в ст. 37 гласит, что разглашение любой тайны, охраняемой законом, является основанием для расторжения служебного контракта с госслужащим. Еще конкретнее об увольнении по этой причине говорится в Трудовом кодексе. 81-й статьей ТК установлено, что за разглашение служебной тайны, в том числе, персональных данных другого сотрудника, работник может быть уволен по инициативе руководства.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *