Чем грозит езда по обочине: размер штрафа

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Чем грозит езда по обочине: размер штрафа». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Несмотря на все риски передвижения по краю дорожного полотна, штраф за это правонарушение сравнительно мал – в соответствии со статьей 12.15, п.1 КоАП РФ он составляет всего 1500 рублей. К тому же на отдаленных от города участках это никто не контролирует, поэтому данное нарушение настолько распространено. Более того, нарушение правила происходит даже при совершении парковки или обратном выезде на полосу. Этим часто пользуются инспекторы ГИБДД, чтобы выписать штраф. Ведь в идеале выезд на проезжую часть дороги должен быть моментальным – только тогда вы не нарушите правила, а это физически невозможно.

Обочина — боковой отрезок дороги, который идет параллельно проезжей части. Она обозначается разметкой (сплошная или прерывистая линия) или выделяется иным видом покрытия.

Согласно правилам дорожного движения, водитель не имеет права выезжать на обочину (п.9.9 ПДД). На этом элементе дороги предусмотрена только временная остановка или стоянка.

В целях объезда пробок, разворота или обгона впереди едущих транспортных средств водители нередко выезжают за пределы проезжей части, создавая при этом аварийные ситуации и еще большие заторы на дорогах. ГИБДД на основании ПДД и КОАП РФ привлекает таких автолюбителей к административной ответственности. Какой действует штраф за обгон по обочине, а также за выезд на этот элемент дороги?

Платная парковка разгрузила центр

— Штраф за нарушение правил парковки во много раз выше, чем за превышение скорости. Год прошел с момента, когда в центральных частях, максимально загруженных, также была поднята цена парковки с 380 до 450 рублей. Есть ли планы поднять ее еще, выше 450?

— Таких планов пока нет. 450 рублей — это достаточно высокая плата, устанавливается она только там, где парковка перегружена и высокий спрос на нее, где даже за такие деньги бывает очень сложно припарковаться. Больше 450 рублей парковка точно не будет стоить в 2023 году.

— Эта мера работает?

— Да! На тех местах, где 450 рублей, парковочное место найти намного проще. Если раньше машины могли бросать в центре на день, а потом ездить на метро, то теперь среднее время парковки — один час.

Штраф за выезд на обочину в 2021 году

Наказание за движение по обочине предусмотрено частью 1 статьи 12.15 КоАП:

1. Нарушение правил расположения транспортного средства на проезжей части дороги, встречном проезде, а также передвижение по обочине дороги или переход организованной транспортной или пешеходной колонны либо ее места в ней —

влечет наложение денежной административной санкции в размере одна тысяча пятьсот рублей.

То есть за движение по обочине водитель получит штраф в размере 1500 рублей. В этом случае штраф могут зафиксировать как сотрудники ГАИ, так и автоматические камеры.

Размер штрафа не зависит от региона, в котором было совершено нарушение. То есть вождение водителя на обочине МКАД в Москве и движение по грунтовой дороге в далекой деревне повлечет за собой такой же штраф — 1500 рублей.

Указанный штраф можно оплатить со скидкой 50%:

Какие штрафы я могу оплатить со скидкой?

В заключение хотелось бы отметить, что движение машины на обочине дороги во избежание пробок — довольно опасный маневр и представляет опасность для других участников дорожного движения (велосипедистов, водителей мопедов, пешеходов). А если водитель допустит вложение, ему грозит гораздо более суровое наказание за причинение вреда здоровью (до 15 лет лишения свободы). Так что не ездите по обочине.

Удачи на дорогах!

Кому разрешено движение по обочине

Движение по пешеходным дорожкам не всегда запрещено. Движение по тротуарам разрешено в следующих случаях

  • водителям необходимо загрузить и разгрузить транспортные средства (если нет другого доступа к этому месту); и
  • происходят несчастные случаи, которых можно избежать, только пользуясь пешеходной дорожкой; и
  • Водителям необходимо включить питание, если недостаточно места для маневра (хотя бы для перехода).
  • Водитель хочет остановиться или припарковаться на обочине.

Обратите внимание, что все вышеперечисленные случаи являются обязательными.

Также разрешается заезд транспортных средств на бордюры тротуаров.

  • Коммерческие транспортные средства,.
  • транспортные средства общественных служб,.
  • транспортные средства, принадлежащие аварийным службам, скорой помощи, дорожным и другим экстренным службам.
Читайте также:  Все виды выплат для одиноких матерей

Кроме того, пешеходной дорожкой могут пользоваться велосипедисты, пешеходы, лошади и транспортные животные, водители мотоциклов, Segway, скутеров и гироскутеров.

Как ГИБДД ловить «обочечников»?

Езда по обочине является серьезным правонарушением в соответствии с Правилами дорожного движения. Причина этого кроется в исключении, упомянутом выше — при принятии решения о движении по обочине, по ней могут двигаться мопеды, тележки, велосипеды, пешеходы, коммунальные машины и припаркованные автомобили. Кроме того, транспортные средства, движущиеся по тротуару, могут иметь неисправности, ускоряться относительно транспортных средств, остановившихся для смены колес.

Кроме того, при езде по бордюрам поднимается пыль, что ухудшает видимость как для нарушителей, так и для всех остальных участников движения.

По этой причине в последнее время ГАИ стала уделять больше внимания таким нарушителям. Зацепка очень проста — путешественник стоит на обочине дороги с обычной видеокамерой и снимает все течение нарушителя. Даже если водитель успевает «выскочить» на дорогу при виде инспектора, нарушение уже выявлено.

Например, подобный рейд был на трассе М-7 М-7 в Татарстане. Инспекторы схватили преступников, которые хотели как можно быстрее объехать участок дороги.

Кроме того, многие камеры СТСИ теперь могут автоматически фиксировать скорость движения на дороге.

Размеры штрафов за езду по обочине

Штраф за езду по обочине определяется статьей 12.15 Административного кодекса. Согласно Административному кодексу, штраф за езду по обочине в 2022 году составляет:

Езда по обочине по правой стороне дороги 1 500 рублей
Езда по обочине по левой стороне дороги 5 000 рублей или лишение водительских прав на 6 месяцев. В случае повторного нарушения — лишение лицензии на срок до 1 года.
Езда по тротуару или траве 2 000 рублей

Таблица штрафов ГИБДД 2022 года

В п. 1.2 ПДД имеется расшифровка понятия «обочина». Согласно этому нормативному акту «Обочина – это участок дороги, смежный с проезжей частью. Он отделяется от зоны для передвижения автотранспорта иным составом полотна или разделительной разметкой 1.2.1 или 1.2.2.»

П. 1.2 ПДД указывает на следующие функции обочины дороги:

  • Перемещение велосипедистов и пешеходов;
  • Стоянка или остановка автомобилей, если это не противоречит дорожным знакам;
  • Повышение устойчивости асфальтового покрытия.

Разрешено использовать обочину дороги для передвижения на автомобиле при форс-мажорных обстоятельствах. Например, для предотвращения столкновения с другим авто.

ПДД п. 12.1 не запрещает водителям автомобилей съезжать на обочину для остановки и выезжать с нее для продолжения движения. На дорогах с 2-мя и более полосами для движения остановка или стоянка разрешена только на обочинах попутного направления. На автодорогах, движение по которым разрешено только в одну сторону, а также имеющих 2 полосы без трамвайной линии между ними, разрешен съезд на любую сторону дороги. П. 9.9 ПДД не допускает передвижения по обочине.

Нередко водители в целях сокращения времени нахождения в автомобильном заторе совершают объезд «пробки» именно по обочине. Такой маневр еще больше усугубляет ситуацию, так как после завершения обгона автомобилист при перестройке на свою полосу создает помехи для движения, чем еще больше увеличивает «затор». Также такие маневры несут потенциальную опасность для пешеходов, велосипедистов и водителей мопедов.

Обычно боковая часть дороги используется для остановки. Водитель не имеет права двигаться по краям проезжей части или обгонять другие автомобили по обочине. Запрет накладывает часть 1 статьи 12.15 КоАП РФ. Если лицо двигалось по попутной обочине, в 2022 году с него взыщут штраф в размере 1500 руб.

Ответственность может быть более суровой. Ее фиксирует часть 4 вышеуказанной статьи. Допустимо повышение размера штрафа за езду по обочине или лишение прав на срок до 6 месяцев. Наказание применяется, если совершены действия, отраженные в пункте 8 Постановления Пленума ВС РФ №18 от 24 октября 2006 года.

Езда по обочине противоположной стороны дороги приравнивается к движению по встречной полосе. Прав лишат, если произошло пересечение сплошной разметки. Причем она может отделять как встречную полосу, так и саму обочину. Нарушение классифицируют по п. 4. ст. 12.15 КоАП РФ.

Езда по встречной обочине наказывается строже. Подобное правонарушение приравнивается к движению по встречной полосе. Согласно ст. 12.15.4 КоАП РФ за данное действие предусмотрен штраф до 5000 рублей или лишение ВУ до полугода.

Повторное совершение нарушения, согласно ст. 12.15.5 КоАП РФ, грозит водителю:

  • При остановке инспектором ГАИ – лишением водительских прав на 1 год;
  • В случае фиксации науршения устройствами ФВФ – штраф 5000 рублей.

Повторным считается нарушение при его совершении в течение года после фиксации предыдущего.

В 2022 году объезд пробки по обочине категорически запрещен. Он карается по статье 12.15 КоАП РФ. За езду по правой обочине на гражданина может быть наложен штраф в размере до 1500 руб. Если езда осуществлялась по левой стороне дороги, действие приравнивают к перемещению по встречной полосе. Если произошло пересечение сплошной, гражданина могут лишить водительских прав на срок до 6 месяцев или вменить штраф в размере до 5000 руб, если происшествие зафиксировано камерами. Повторное нарушение влечет за собой изъятие удостоверения на один год.

А какие штрафы для «обочечников» на МКАД в 2022 году

Здесь нужно учитывать, что именно на МКАД такой отрезок дороги обозначен не просто другим видом покрытия и даже не прерывистой полосой, а сплошной, и переезжать её категорически нельзя, для проезда этот участок дороги не предназначен. Штраф за езду по обочине на МКАД достигает 1500 рублей и равняется той же сумме, что и штраф на обочинах других трасс.

Читайте также:  Литва: виза для россиян в 2023 году

На МКАД обочина предназначена для тех же целей, что и на других дорогах — для пешеходов, велосипедистов, кратковременной остановки транспорта, но так как именно на этой транспортной артерии чаще всего бывают заторы, желающих проехать по обочине очень много. Потому в 2022 году на кольцевой установили несколько сотен камер и штрафы за проезд по обочине выписывают очень активно.

В каких случаях движение по обочине не наказывается штрафом

Не всегда езда по обочине считается нарушением правил, существуют случаи, когда за этот вид нарушения автомобилисту ничего не грозит.

Свободно перемещаться по обочинам могут машины коммунальных и дорожно-эксплуатационных служб. Также это могут делать автомобили, подвозящие грузы к зданиям, которые располагаются у обочины и других подъездов не имеют.

Если езда по обочине запрещена, то съезжать на нее для остановки и возвращаться обратно на дорогу не запрещено. Некоторые водители пытаются использовать этот нюанс в качестве лазейки, чтобы не платить штраф, — выехал на обочину с целью остановки, но места не нашел, поэтому пришлось продолжить движение. Однако от штрафа подобное объяснение не убережет — свободное место для остановки нужно искать заранее, находясь в общем потоке.

Есть смысл сделать поправку.
Согласно Статье, КоАП РФ 12.29, начиная с 2020 года, пешеход имеет право перемещаться по обочинам загородных дорог в темное время суток исключительно в одежде, имеющей светоотражающие свойства.

Помимо пешеходов по обочине дорог имеют право перемещаться:

  • Мопеды, не создающие помех пешеходам, могут ездить по обочине

    Мопеды, не создающие помех пешеходам

  • Тихоходы конструктивно не способные развить скорость более 30 км/ч.
  • Автомобили экстренных служб
  • Машины коммунальных служб
  • Транспортные средства организаций, эксплуатирующих дорожный объект
  • Гужевые повозки
  • Велосипедисты
  • Коммерческий транспорт, подвозящий грузы к объектам
  • Водители гаджетов на колесах (моноколес, сигвеев, гироскутеров, электровелосипедов)

Последний класс транспортных средств вызывает все больше споров как в среде законодателей и дорожных полицейских, так и среди граждан, не наделенных властными полномочиями. Электронные гаджеты на колесах с каждым годом становятся все мощнее.

Вес и скорость транспортных игрушек способны спровоцировать серьезное ДТП. В то же время, в законодательстве 2020 года никак не определен класс этих устройств и условия, при которых их можно безопасно эксплуатировать.

Спорные моменты в данной ситуации и как можно отмазаться?

Нельзя сказать, что в каждом случае существует запрет на движение транспортных средств по проезжей части. В местах, где остановка и стоянка не запрещена законом, вы всегда можете свернуть на эту часть дороги и припарковать свой автомобиль.

После того, как вы остановились и припарковались, вы также можете без проблем съехать с обочины — штрафуется только езда по ней. Однако в некоторых местах рельеф настолько сложный, что автомобилистам приходится некоторое время ехать по обочине дороги.

Если по факту происшествия будет проведена проверка и водителю сделают замечание, вы можете попытаться убедить инспектора, что автомобиль остановился в конце остановки или на стоянке, но не собирался выезжать на дорогу. Чтобы избежать подобных неприятностей, при повороте на обочину можно включить аварийные огни.

Правовые основания для запрета

Достаточно заглянуть в 9-й раздел актуальных ПДД. Подпункт «9» приведенного раздела говорит о том, что не допускается движение по обочинам. Этот пункт приравнивает обочину к тротуарам и разделительным полосам, по которым езда категорически не разрешается.

Если обратиться к опыту других стран, то можно увидеть, что там нерадивого водителя покарают финансово за неисполнение аналогичных предписаний ПДД. Например в Германии любитель опередить затор по обочине обеднеет на 70 евро. По всей Европе ставки примерно одинаковые; максимальная сумма взыскания составляет около 100 евро, что позволяет отнести данный проступок к деяниям «средней тяжести».

Логично, что описываемый запрет не допускает любого типа маневрирования в данной дорожной зоне: обгоны, перестроения, опережения, развороты и другие изменения направления запрещены.

Весьма жесткие санкции по описываемому нарушению приняты в Штатах. Если Вас уличат в езде за краем проезжей части, то Вам придется раскошелиться сразу на 450-500 долларов в зависимости от штата. Помимо денежного взыскания водителю «накинут» еще и штрафных очков (за подобное нарушение виновник получит от 3 до 5 «поинтов»), накопление которых ведет к увеличению размеров финансовых санкций и риска потери прав.

Любое движение транспортного средства, не предусмотренное правилами дорожного движения, является нарушением на обочине. Рассмотрим типичные случаи:

  • На автостраде. Автомагистрали обозначаются дорожным знаком в соответствии с правилами дорожного движения. Обочина вдоль такой проезжей части отделена сплошной линией. По ней запрещено не только ездить, но даже останавливаться.

Особые места — «карманы» — созданы для остановки вдоль автомагистралей. Только в исключительных случаях водителю разрешается остановиться на обочине, когда ситуация вызвана поломкой автомобиля, не позволяющей продолжить движение.

Читайте также:  На сколько повысят пенсию с 1 января 2023 года

Однако движение по обочине строго запрещено.

  • Реверсирование. На обычной дороге без ограничения скорости и без специальных знаков вы можете воспользоваться обочиной для остановки — это не является нарушением.

Однако правила запрещают ездить по ней, особенно задним ходом. Такой маневр опасен для пешеходов, велосипедов и мопедов, которые могут оказаться на нем в отсутствие подходящих для их движения пространств.

Обратите внимание, почему Дорожный кодекс так категоричен в отношении заезда на бордюр:

  • Поскольку обочина не заасфальтирована, на ней образуется облако пыли, которое мешает обзору других участников дорожного движения;
  • Это создает опасность для людей, движущихся по краю проезжей части;
  • Объезжая пробку по обочине и пытаясь сменить полосу движения, автомобили создают затор, мешая другим участникам дорожного движения и создавая небезопасную ситуацию.

Можно ли, в принципе, ездить за пределами полосы дороги и кому?

Несмотря на строгое наказание за наезд на бордюр, бывают ситуации, когда можно безнаказанно наехать на этот элемент дороги. Автомобили дорожных служб имеют право пользоваться бордюром, грузовики с грузом могут останавливаться в любом месте.

Грузовики F имеют право останавливаться у бордюра, если пункт доставки находится близко к бордюру. Некоторые другие транспортные средства также имеют право остановиться на обочине, если они не мешают пешеходам. Эта привилегия доступна для следующих видов транспорта:

  • Велосипеды, управляемые лицом старше 14 лет.
  • Мопеды.
  • Большегрузные автомобили, если позволяет ширина бордюра.

Предупреждение. Велосипедисты старше 14 лет могут ездить по специально выделенным велосипедным дорожкам. Если их нет, велосипедисты могут двигаться по проезжей части с правой стороны.

Если велодорожки нет, а вся проезжая часть занята автомобилями, велосипедисты могут ехать по обочине. Велосипедисты младше 14 лет могут ездить только по тротуару или в пределах жилой зоны. Мопед или скутер можно вести по правой стороне дороги или, если проезжая часть загружена, по обочине, если это не мешает пассажирам.

Существуют также ситуации, когда автомобилистам не запрещено ездить по обочине. Такая ситуация может возникнуть, например, в случае крупномасштабной аварии, когда вся дорога занята или движение заблокировано поврежденным в аварии автомобилем. Другим автомобилистам не разрешается ездить по обочине, поэтому дорожная полиция не заметит машину, едущую по обочине.

Разрешен ли выезд автомобилей на обочину?

В первую очередь обратимся к пункту 9.9 ПДД:

9.9. Запрещается движение транспортных средств по разделительным полосам и обочинам, тротуарам и пешеходным дорожкам (за исключением случаев, предусмотренных пунктами 12.1, 24.2 — 24.4, 24.7, 25.2 Правил), а также движение механических транспортных средств (кроме мопедов) по полосам для велосипедистов. Запрещается движение механических транспортных средств по велосипедным и велопешеходным дорожкам. Допускается движение машин дорожно-эксплуатационных и коммунальных служб, а также подъезд по кратчайшему пути транспортных средств, подвозящих грузы к торговым и другим предприятиям и объектам, расположенным непосредственно у обочин, тротуаров или пешеходных дорожек, при отсутствии других возможностей подъезда. При этом должна быть обеспечена безопасность движения.

Спорные моменты в данной ситуации и как можно отмазаться?

Нельзя сказать, что в каждом случае существует запрет на движение транспортных средств по проезжей части. В местах, где остановка и стоянка не запрещена законом, вы всегда можете свернуть на эту часть дороги и припарковать свой автомобиль.

После того, как вы остановились и припарковались, вы также можете без проблем съехать с обочины — штрафуется только езда по ней. Однако в некоторых местах рельеф настолько сложный, что автомобилистам приходится некоторое время ехать по обочине дороги.

Если по факту происшествия будет проведена проверка и водителю сделают замечание, вы можете попытаться убедить инспектора, что автомобиль остановился в конце остановки или на стоянке, но не собирался выезжать на дорогу. Чтобы избежать подобных неприятностей, при повороте на обочину можно включить аварийные огни.

Примечание: Иногда водители, совершившие маневр уклонения на противоположной стороне дороги, пытаются объяснить свои действия тем, что они объезжали препятствие — в такой ситуации штрафа можно избежать.

Но такие аргументы редко принимаются во внимание — ни пробки на дороге, ни автомобили, остановившиеся из-за сложного уклонения, не считаются препятствием в правилах дорожного движения. Только в случае серьезной аварии такие объяснения иногда сходят с рук.

Чем вызваны новые штрафы ГИБДД с 2022 года?

Не будем лукавить – задача всех подобных нововведений вовсе не «угнетение несчастных водителей», а повышение безопасности на дорогах. Русский человек, не немец из анекдота, который будет стоять перед красным сигналом светофора глубокой ночью на пустынной дороге.

У нас другой взгляд на вещи – российские водители охотно нарушают правила, если их соблюдение требует «наступить на горло собственной песне». Особенно, когда поблизости не наблюдается сотрудника ГИБДД.

Между тем ДТП в России случается много и часто. Страдают и гибнут люди, в том числе и «правые», и «виноватые». О материальных потерях и говорить нечего. Да и корректное взаимовежливое поведение водителей на дороге пока еще является редкостью.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *