Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «КБК по страховым взносам во внебюджетные фонды РФ». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Не хотите заполнять уведомление по ЕНП по страховым взносам в 2023 году? Это возможно, поскольку 2023 год – это переходный период. В 2023 году платежное поручение на уплату страховых взносов можно заполнить таким образом, чтобы не потребовалось дополнительно представлять в ФНС уведомление об исчисленных суммах страховых взносов. То есть, по сути, привычная всем платежка по страховым взносам в 2023 году может заменить “новое” уведомление.
797 1 02 12000 06 1000 160 | Сумма платежа (перерасчеты, недоимка и задолженность по платежу, в т.ч. по отмененному) |
797 1 02 12000 06 2100 160 | Пени по соответствующему платежу |
797 1 02 12000 06 2200 160 | Проценты по соответствующему платежу |
797 1 02 12000 06 3000 160 | Суммы денежных взысканий (штрафов) по платежу |
Большинство КБК, которые относятся к уплате страхвзносов, отменили, а вместо них ввели новые:
Вид бюджетного платежа |
Старый КБК |
Новый КБК |
Для работодателей |
||
Взносы на ОПС на выплату страховой части пенсии |
182 1 02 02010 06 1010 160 |
182 1 02 01010 01 1000 160 |
Взносы на ОПС на выплату накопительной части пенсии |
182 1 02 02020 06 1000 160 |
|
Взносы на ОПС по доптарифу при работах по списку 1 (п. 1 ч. 1 ст. 30 Закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ) |
Тариф зависит от итогов СОУТ 182 1 02 02131 06 1020 160 |
Тариф зависит от итогов СОУТ 182 1 02 04010 01 1020 160 |
Тариф не зависит от итогов СОУТ 182 1 02 02131 06 1010 160 |
Тариф не зависит от итогов СОУТ 182 1 02 04010 01 1010 160 |
|
Взносы на ОПС по доптарифу при работах по списку 2 (п. 2-18 ч. 1 ст. 30 Закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ) |
Тариф зависит от итогов СОУТ 182 1 02 02132 06 1020 160 |
Тариф зависит от итогов СОУТ 182 1 02 04020 01 1020 160 |
Тариф не зависит от итогов СОУТ 182 1 02 02132 06 1010 160 |
Тариф не зависит от итогов СОУТ 182 1 02 04020 01 1010 160 |
|
Взносы по травматизму |
393 1 02 02050 07 1000 160 |
797 1 02 12000 06 1000 160 |
Взносы на ВНиМ |
182 1 02 02090 07 1010 160 |
182 1 02 01020 01 1000 160 |
Взносы на ОМС |
182 1 02 02101 08 1013 160 |
182 1 02 01030 01 1000 160 |
Для ИП без сотрудников и иных частников |
||
Фиксированные взносы на ОПС на выплату страховой части |
182 1 02 02140 06 1000 160 |
● с доходов не больше 300 тыс. руб. в год 182 1 02 02010 01 1000 160 ● с доходов больше 300 тыс. руб. в год 182 1 02 03000 01 1000 160 |
Фиксированные взносы на ОПС на выплату накопительной части |
182 1 02 02150 06 1000 160 |
|
Взносы на ОМС |
182 1 02 02103 08 1000 160 |
182 1 02 02020 01 1000 160 |
Что выбрать: платежку либо уведомление?
С 01.01.2023 после внедрения ЕНС плательщики должны уведомлять ИФНС об исчисленных суммах (до 25 числа месяца оплаты). Делать это разрешается двумя способами:
- отдельными платежными поручениями на уплату налога / взноса (в этой ситуации уведомлением является само платежное поручение);
- уведомлениями (форма КНД 1110355).
Это требуется для того, чтобы налоговая знала, сколько денег списывать на уплату разных налогов, взносов, сборов.
Если плательщик выбирает платежку, то заполняет отдельную платежку, указывая данные по общим правилам, т. е.:
- статус плательщика: «02»;
- ИНН, КПП;
- название юрлица (ФИО ИП);
- КБК налога (взноса, сбора);
- ОКТМО;
- налоговый период, за который оформляют, сдают платежку;
- название и реквизиты получателя (ИФНС);
- назначение платежа (уведомление об исчисленных суммах налога (взноса) в виде распоряжения на перевод средств для уплаты в бюджет).
Статус страхователя и реквизиты адресата в платежке на уплату общеобязательных взносов
Ответ на вопрос о том, какой статус страхователя нужно прописывать по позиции «101», выглядит неоднозначно. До сего момента страхователи отчасти на свое усмотрение вписывали сюда одно из действующих значений: «01» (организации, уплачивающие налоги), «09» (ИП, перечисляющие налоги), 08 (плательщики взносов в бюджет), «14» (налогоплательщики, производящие выплаты работникам).
Письмо налоговой службы № ЗН-4-1/1931@ от 3.02 2017 включает детальные разъяснения по статусу страхователя. Сообразно предписаниям налоговой службы в платежке на уплату взносов рекомендуется прописывать следующие значения:
- «01» — организациям;
- «09» — ИП;
- «10» — нотариусам;
- «11» — адвокатам;
- «12» — главам КФХ;
- «13» — физическим лицам.
Подробнее о применении кодов в позиции о статусе страхователя (для кредитных организаций, участников внешнеэкономической деятельности тоже) — в настоящем письме налоговой службы.
Реквизиты адресата прописываются по позициям: «61» — ИНН (10 цифр), «103» — КПП (9 цифр) и «16» — сокращенное название казначейства и налоговой службы. Так, позицию «18» заполняют так: УФК по г. Москве (ИФНС России № 12 по г. Москве).
Уплата взносов на медстрах в 2023 году: КБК и иные реквизиты
По части уплаты ОМС в 2023 году коды для данного учета не изменились. Адресатом денежных средств выступает Федеральный налоговый департамент России.
Если принять во внимание заполнение расчетного документа платежа медицинских взиманий, следует учесть заполнение необходимых строк:
- строки ИНН, КПП адресата финансирования — указывается налоговый, идентификационный номер фискальной администрации, курирующей уплату данных взносов;
- получатель — короткое название ведомства Федерального казначейства, в скобках указывается короткое название территориальной инспекции налогового учреждения, которая сопровождает платеж по данным взносам;
- КБК — вписывается действующий в нынешнем году индекс бюджетной классификации, заключающийся 20-значным числом.
Общие изменения в отчетности
С 1 января 2023 года останется всего две формы отчетности:
- расчет по страховым взносам (РСВ) и
- единый отчет по сотрудникам.
Единый отчет заменит сразу четыре формы – СЗВ-ТД, СЗВ-СТАЖ, 4-ФСС, ДСВ-3. Фактически сведения о работниках будут передаваться те же самые, что и раньше, только уже в другой форме отчета. Причем подавать единый отчет нужно будет по частям с разной периодичностью. Так, например:
- часть единого отчета (вместо СЗВ-ТД), связанную с приемом на работу и увольнением, нужно будет, как и сейчас, подавать не позднее следующего рабочего дня;
- если же данные связаны с переводом на другую постоянную работу, подачей заявления о формате ведения трудовой книжки либо о предоставлении сведений о трудовой деятельности, их нужно будет сдавать не позднее 25-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступило указанное событие;
- часть отчета о взносах на травматизм и допвзносах на накопительную пенсию (вместо 4-ФСС и ДСВ-3) будет представляться по окончании первого квартала, полугодия, девяти месяцев и года до 25-го числа следующего месяца.
Новый расчет по страховым взносам заменит СЗВ-М и действующий РСВ. Это будет отчет со сведениями о работниках и выплатах в их пользу:
- ежемесячно до 25-го числа нужно будет подавать сведения для персонифицированного учета и данные о заработке и начисленных взносах;
- а по итогам квартала, полугодия, девяти месяцев и года в отчет нужно будет включать общие суммы по облагаемой и необлагаемой базе, а также начисленные за отчетный период страховые взносы.
Варианты заполнения поля 101
Правила заполнения статуса плательщика в поле 101 содержатся в приложении 5 к приказу Минфина России от 12.11.2013 № 107н.
Основными действующими реквизитами можно считать следующие коды:
- 01 ― налогоплательщик-организация, какое-либо юридическое лицо.
- 02 ― налоговый агент. Этот статус наиболее часто встречается при оплате НДФЛ за наемных работников, НДС при заключенных договорах аренды с муниципальными организациями.
- 08 ― этот код используют предприятия и прочие физлица, уплачивающие страховые взносы за наемных работников.
- 09, 10, 11, 12 —самозанятые лица (ИП, нотариусы, адвокаты, фермеры), уплачивающие налоги за себя.
- 13 ― налогоплательщики ― прочие физические лица.
Поле 101 платежного поручения в 2020 году подлежит заполнению не в каждом случае перечисления денежных средств. Наличие статуса плательщика указывает на получателя платежа как субъекта, на счетах которого аккумулируются налоги, взносы и прочие поступления. Банки в таких случаях обязаны проследить, чтобы последующие ячейки 102–110 также были заполнены. При отсутствии необходимых данных проставляется 0. Наличие пустого поля не допускается. Исключением здесь является поле 110, которое можно не заполнять вообще.
Коды 15 и 20 используют кредитные организации или их филиалы, платежные агенты, которые переводят денежные средства за физических лиц на основании общего реестра или по каждому в отдельности.
Код 24 указывают физлица, осуществляющие выплаты страховых взносов или иных платежей в бюджет.
Что делать, если была допущена ошибка
Расчетные документы с разными статусами плательщика сотрудники налоговой службы разносят на разные лицевые счета. Если поле «101» будет заполнено неправильно, то деньги зачислятся в счет другого платежа, по которому у отправителя может и не быть долга, при этом «нужный» платеж останется непогашенным.
Например, если юридическое лицо при переводе налоговых отчислений за своих сотрудников укажет код «01», то у фирмы в качестве налогоплательщика возникнет переплата, а в роли налогового агента – недоимка, на которую будут начислены пени и штрафы.
Важно: неверное обозначение статуса плательщика при заполнении платежного поручения относится к некритическим ошибкам, за исключением перечислений НДС и НДФЛ. В остальных случаях главное верно указать код бюджетной классификации и назначение платежа.
Ошибка может быть замечена самим плательщиков или налоговой службой.
Куда платить страховые взносы за работников в 2021 году
С 2017 года страховые платежи в ПФР, ФОМС и ФСС (кроме «несчастных») принимает налоговая служба. Получив деньги, она передает сведения в указанные ведомства о поступлении платежа от работодателя. Учет страховых сумм на счетах застрахованных работников ведут сами органы.
Работодатели должны перечислять страховые взносы за работников:
- в налоговую — на ОПС, ОМС, ОСС (по временной нетрудоспособности и материнству);
- в Соцстрах — на ОСС (страхование от несчастных случаев и профзаболеваний).
С 1 января 2021 года бюджет переходит на систему казначейских платежей, и в платежках нужно указывать новые реквизиты:
- в поле 13 — уточненное название банка получателя;
- в поле 14 — новый БИК банка получателя;
- в поле 15 — номер счета банка получателя, входящий в состав единого казначейского счета (ЕКС) — ранее в этом поле проставлялись нули;
- в поле 17 — номер казначейского счета (ЕКС).
Увидеть новые реквизиты можно в Письме ФНС от 08.10.2020 № КЧ-4-8/16504@.
Порядок уплаты страховых взносов
С 1 января 2010 г. вступил в силу Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» (далее — Закон N 212-ФЗ), который устанавливает правила уплаты страховых взносов.
Плательщиков страховых взносов можно разделить на осуществляющих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам (например, организации и индивидуальные предприниматели) и тех, кто такие выплаты не производит (к ним относятся индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой).
Первая группа плательщиков должна платить страховые взносы ежемесячно (п. 4 ст. 15 Закона N 212-ФЗ). Взносы необходимо перечислять не позднее 15-го числа месяца, следующего за месяцем, за который начисляется ежемесячный обязательный платеж. При этом, если указанный срок приходится на выходной и (или) праздничный день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день (п. 5 ст. 15 Закона N 212-ФЗ).
Для второй группы плательщиков установлен несколько иной порядок уплаты страховых взносов. Они перечисляют взносы не позднее 31 декабря текущего календарного года (п. 2 ст. 16 Закона N 212-ФЗ).
Обратите внимание: к какой бы группе плательщиков страховых взносов организация ни относилась, для каждого фонда необходимо оформить отдельное платежное поручение (п. 1 ст. 15, п. 4 ст. 16 Закона N 212-ФЗ). Напомним, что плательщики второй группы взносы в ФСС РФ не исчисляют и не уплачивают (п. п. 3, 4 ст. 16 Закона N 212-ФЗ).
Согласно п. 5 ст. 18 Закона N 212-ФЗ обязанность по уплате страховых взносов считается исполненной с момента предъявления в банк платежных поручений. При этом на расчетном счете должно быть достаточно средств для осуществления платежей. Если при заполнении платежного поручения будет допущена ошибка в номере счета Федерального казначейства, КБК или наименовании банка получателя, то платеж не поступит в бюджет соответствующего фонда. Следовательно, обязанность по уплате страховых взносов не будет считаться исполненной (пп. 4 п. 6 ст. 18 Закона N 212-ФЗ). За несвоевременное перечисление взносов предусмотрено начисление пеней (ст. 25 Закона N 212-ФЗ).
Пониженные тарифы страховых взносов
Действующие льготные тарифы для МСП и СЭЗ, действующие в 2022 году, сохранены и на 2023 год:
- 7,6% – в пределах установленной единой предельной величины базы для исчисления страховых взносов;
- 0% – свыше установленной единой предельной величины базы для исчисления страховых взносов.
Применять льготные тарифы в 2023 году могут:
- Субъекты малого и среднего бизнеса — в размере 15 % (с выплат, превышающих МРОТ).
- Резиденты ТОСЭР, свободного порта Владивосток, ОЭЗ в Калининграде, компании на Курилах, IT-компании, а также организации, производящие выплаты в пользу обучающихся в профессиональных образовательных организациях.
Новый получатель фиксированных страховых взносов – ИФНС
Передача администрирования сборов в федеральную налоговую инспекцию неудивительна. Еще до внедрения страховых взносов именно этот орган принимал платежи по единому социальному налогу, который ИП и организации платили за свое страхование и страхование сотрудников.
Когда же вместо ЕСН стали применять страховые взносы, было принято решение о формировании внебюджетных фондов, которые и занялись их сбором. Это всем знакомые ПФР, ФФОМС, ФСС. Они не справились со своей задачей, что подтверждается статистикой – с 2011 г. задолженность по пенсионным отчислениям превысила 200 млрд. Так что, идея вернуть сбор взносов под контроль налоговой напрашивалась сама собой.
Теперь по постановлению правительства РФ платежное поручение по страховым взносам в ПФР в 2023 году для ИП за себя составлять не нужно. Теперь сбор фиксированных выплат – удел налоговой службы.
ИФНС будет принимать следующие фиксированные страховые взносы:
- Пенсионные;
- Медицинские;
- Социальные (необязательные для предпринимателя).
В НК российской федерации добавлена глава номер 34, в которой закреплены как размеры взносов, так и порядок их оплаты. Поэтому кроме заполнения п/п с учетом изменений ни с какими неприятными новшествами ИП не столкнутся.
Что же касается платежки, то теперь в поле «Получатель» следует писать краткое название федерального казначейства и краткое наименование своей налоговой инспекции. Второе заключается в скобки. К примеру, УФК по г. Москве (ИФНС России №56 по г. Москве). Выбирать нужно инспекцию по месту жительства либо регистрации, а не ту, которая работает где-то поблизости.
Начисление и уплата страховых взносов от несчастных случаев в 2020-2021 годах: нюансы
Начисление «несчастных» взносов осуществляется только работодателями. Применяемый каждым из них тариф зависит от основного вида деятельности работодателя (класса профессионального риска). Всего предусмотрено 32 класса риска: самому низкому соответствует тариф 0,2%, самому высокому — 8,5%.
О величине существующих тарифов подробнее читайте в статье «Тарифы взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний зависят от вида экономической деятельности».
При начислении учитываются имеющие место льготы, установленные скидки и надбавки к тарифам.
Расчет платежей производится ежемесячно (п. 9 ст. 22.1 закона «Об обязательном социальном страховании…» от 24.07.1998 № 125-ФЗ), но ведется нарастающим итогом (на доходы, полученные работником с начала года). Сумма, причитающаяся к уплате за последний месяц, рассчитывается как разница между начисленной нарастающим итогом суммой и величиной платежа, полученной за предшествующий период (также определенный нарастающим итогом, но с включением в него предшествующего расчетному месяца). Конечный результат расчета выражается в рублях и копейках.
КБК по страховым взносам
ТАБЛИЦА: «Коды бюджетной классификации для уплаты взносов в 2019 году»
Платеж | КБК для платежей по взносам (по основным тарифам) с 2019 года |
Пенсионные | |
Взносы | 182 1 02 02010 06 1010 160 |
Пени | 182 1 02 02010 06 2110 160 |
Штрафы | 182 1 02 02010 06 3010 160 |
Социальное страхование (ВНиМ) | |
Взносы | 182 1 02 02090 07 1010 160 |
Пени | 182 1 02 02090 07 2110 160 |
Штрафы | 182 1 02 02090 07 3010 160 |
Медицинские | |
Взносы | 182 1 02 02101 08 1013 160 |
Пени | 182 1 02 02101 08 2013 160 |
Штрафы | 182 1 02 02101 08 3013 160 |
КБК взносы ПФР, ФСС за работников
Актуально на 2019-2020 года.
Вид платежа |
КБК по взносам за декабрь 2016 года |
КБК по взносам за месяцы 2017-2019 года |
Взносы на обязательное пенсионное страхование |
||
Взносы организаций на обязательное пенсионное страхование |
182 1 02 02010 06 1000 160 |
182 1 02 02010 06 1010 160 |
Пени по взносам на обязательное пенсионное страхование |
182 1 02 02010 06 2100 160 |
182 1 02 02010 06 2110 160 |
Штрафы по взносам на обязательное пенсионное страхование |
182 1 02 02010 06 3000 160 |
182 1 02 02010 06 3010 160 |
Дополнительные пенсионные взносы по списку 1, если тариф не зависит от спецоценки |
182 1 02 02131 06 1010 160 |
182 1 02 02131 06 1010 160 |
Пени по взносам на обязательное пенсионное страхование |
182 1 02 02131 06 2100 160 |
182 1 02 02131 06 2100 160 |
Штрафы по взносам на обязательное пенсионное страхование |
182 1 02 02131 06 3000 160 |
182 1 02 02131 06 3000 160 |
Дополнительные пенсионные взносы по списку 1, если тариф зависит от спецоценки |
182 1 02 02131 06 1020 160 |
182 1 02 02131 06 1020 160 |
Пени по взносам на обязательное пенсионное страхование |
182 1 02 02131 06 2100 160 |
182 1 02 02131 06 2100 160 |
Штрафы по взносам на обязательное пенсионное страхование |
182 1 02 02131 06 3000 160 |
182 1 02 02131 06 3000 160 |
Дополнительные пенсионные взносы по списку 2, если тариф не зависит от спецоценки |
182 1 02 02132 06 1010 160 |
182 1 02 02132 06 1010 160 |
Пени по взносам на обязательное пенсионное страхование |
182 1 02 02132 06 2100 160 |
182 1 02 02132 06 2100 160 |
Штрафы по взносам на обязательное пенсионное страхование |
182 1 02 02132 06 3000 160 |
182 1 02 02132 06 3000 160 |
Дополнительные пенсионные взносы по списку 2, если тариф зависит от спецоценки |
182 1 02 02132 06 1020 160 |
182 1 02 02132 06 1020 160 |
Пени по взносам на обязательное пенсионное страхование |
182 1 02 02132 06 2100 160 |
182 1 02 02132 06 2100 160 |
Штрафы по взносам на обязательное пенсионное страхование |
182 1 02 02132 06 3000 160 |
182 1 02 02132 06 3000 160 |
Взносы ИП на обязательное пенсионное страхование (26% от МРОТ) |
182 1 02 02140 06 1100 160 |
182 1 02 02140 06 1110 160 |
Пени по взносам на обязательное пенсионное страхование |
182 1 02 02140 06 2100 160 |
182 1 02 02140 06 2110 160 |
Штрафы по взносам на обязательное пенсионное страхование |
182 1 02 02140 06 3000 160 |
182 1 02 02140 06 3010 160 |
Взносы ИП на обязательное пенсионное страхование с доходов свыше 300 тыс. руб. |
182 1 02 02140 06 1200 160 |
182 1 02 02140 06 1200 160 |
Пени по взносам на обязательное пенсионное страхование |
182 1 02 02140 06 2100 160 |
182 1 02 02140 06 2110 160 |
Штрафы по взносам на обязательное пенсионное страхование |
182 1 02 02140 06 3000 160 |
182 1 02 02140 06 3010 160 |
Взносы на обязательное медицинское страхование |
||
Взносы организаций на обязательное медицинское страхование |
182 1 02 02101 08 1011 160 |
182 1 02 02101 08 1013 160 |
Пени по взносам на обязательное медицинское страхование |
182 1 02 02101 08 2011 160 |
182 1 02 02101 08 2013 160 |
Штрафы по взносам на обязательное медицинское страхование |
182 1 02 02101 08 3011 160 |
182 1 02 02101 08 3013 160 |
Взносы ИП на обязательное медицинское страхование |
182 1 02 02103 08 1011 160 |
182 1 02 02103 08 1013 160 |
Пени по взносам на обязательное медицинское страхование |
182 1 02 02103 08 2111 160 |
182 1 02 02103 08 2113 160 |
Штрафы по взносам на обязательное медицинское страхование |
182 1 02 02103 08 3011 160 |
182 1 02 02103 08 3013 160 |
Взносы на обязательное социальное страхование |
||
Взносы на случай нетрудоспособности и материнства |
182 1 02 02090 07 1000 160 |
182 1 02 02090 07 1010 160 |
Пени по взносам на случай нетрудоспособности и материнства |
182 1 02 02090 07 2100 160 |
182 1 02 02090 07 2110 160 |
Штрафы по взносам на случай нетрудоспособности и материнства |
182 1 02 02090 07 3000 160 |
182 1 02 02090 07 3010 160 |
Взносы на случай производственного травматизма и профзаболеваний |
393 1 02 02050 07 1000 160 |
393 1 02 02050 07 1000 160 |
Пени по взносам на случай производственного травматизма и профзаболеваний |
393 1 02 02050 07 2100 160 |
393 1 02 02050 07 2100 160 |
Штрафы по взносам на случай производственного травматизма и профзаболеваний |
393 1 02 02050 07 3000 160 |
393 1 02 02050 07 3000 160 |