Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Рыболовные компании будут платить сборы по новым правилам». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Граждане РФ (физлица) не могут рассчитывать на возврат суммы, переплаченной за сбор. Владелец предприятия и юрлицо могут претендовать на зачет или возврат сбора. Этот факт отражен в п.1 ст. 333.7 НК РФ. По завершении срока действия свидетельства юрлица имеют право потребовать от налоговой, которая его выдала, возврат сбора. Причина — лицензия не использовалась (разрешение на охоту не реализовано).
К плательщикам взносов относят физлиц, владельцев предприятий и ООО, получивших возможность зарегистрировать потребление объектов животного мира — ст. 333.1. НК РФ.
ФЗ №209, принятый 24 июля 2009 года, «Об охоте и поддерживании запасов, об установленных изменениях в пунктах законодательных актах РФ» разрешает добывать ресурсы с помощью охоты.
Пользование живых особей разрешается с тем условием, что физлицо или организация осуществляют их вылавливание. Документ выдается:
- В охотничьих с/х угодьях. Для получения лицензии юрлицу или владельцу предприятия необходимо заключить охотхозяйственное соглашение.
- В охотничьих угодьях, находящихся во всеобщем доступе. Специальный комитет по ведению хозяйства выдает разрешение субъектам РФ.
- В огороженных природных зонах. Закон об охране природы выдает свидетельство природоохранным учреждениям.
Пользование водными запасами подразумевает начисление взносов физлицам и предприятиям, на законодательном уровне зарегистрировавшим свидетельство на изъятие водных запасов во внутренних водах. Улов может осуществляться на материковом шельфе, в Азовском море, Баренцевом и Каспийском. Экономическая зона России, архипелаг Шпицберген — также территории, разрешающие использование биологических ресурсов.
Назначение | Текущий платеж или долг | Пени | Штраф |
При объекте «доходы» (единый налог) | 182 1 05 01011 01 1000 110 | 182 1 05 01011 01 2100 110 | 182 1 05 01011 01 3000 110 |
При объекте «доходы минус расходы» (единый и минимальный налог) | 182 1 05 01021 01 1000 110 | 182 1 05 01021 01 2100 110 | 182 1 05 01021 01 3000 110 |
Назначение | Текущий платеж или долг | Пени | Штраф |
В федеральный бюджет (кроме консолидированных групп налогоплательщиков) | 182 1 01 01011 01 1000 110 | 182 1 01 01011 01 2100 110 | 182 1 01 01011 01 3000 110 |
В бюджеты субъектов РФ (кроме консолидированных групп налогоплательщиков) | 182 1 01 01012 02 1000 110 | 182 1 01 01012 02 2100 110 | 182 1 01 01012 02 3000 110 |
В федеральный бюджет для консолидированных групп налогоплательщиков | 182 1 01 01013 01 1000 110 | 182 1 01 01013 01 2100 110 | 182 1 01 01013 01 3000 110 |
В бюджеты субъектов РФ для консолидированных групп налогоплательщиков | 182 1 01 01014 02 1000 110 | 182 1 01 01014 02 2100 110 | 182 1 01 01014 02 3000 110 |
В федеральный бюджет для международных холдинговых компаний | 182 1 01 01015 01 1000 110 | 182 1 01 01015 01 2100 110 | 182 1 01 01015 01 3000 110 |
В бюджеты субъектов РФ для международных холдинговых компаний | 182 1 01 01016 02 1000 110 | 182 1 01 01016 02 2100 110 | 182 1 01 01016 02 3000 110 |
Налог на прибыль, зачислявшийся до 1 января 2005 года в местные бюджеты, мобилизуемый на территориях муниципальных округов | 182 1 09 01020 14 1000 110 | 182 1 09 01020 14 2100 110 | 182 1 09 01020 14 3000 110 |
С доходов иностранных организаций, не связанных с деятельностью в России через постоянное представительство | 182 1 01 01030 01 1000 110 | 182 1 01 01030 01 2100 110 | 182 1 01 01030 01 3000 110 |
С доходов российских организаций в виде дивидендов от российских организаций | 182 1 01 01040 01 1000 110 | 182 1 01 01040 01 2100 110 | 182 1 01 01040 01 3000 110 |
С доходов иностранных организаций в виде дивидендов от российских организаций | 182 1 01 01050 01 1000 110 | 182 1 01 01050 01 2100 110 | 182 1 01 01050 01 3000 110 |
С дивидендов от иностранных организаций | 182 1 01 01060 01 1000 110 | 182 1 01 01060 01 2100 110 | 182 1 01 01060 01 3000 110 |
С процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам | 182 1 01 01070 01 1000 110 | 182 1 01 01070 01 2100 110 | 182 1 01 01070 01 3000 110 |
С процентов по облигациям российских организаций | 182 1 01 01090 01 1000 110 | 182 1 01 01090 01 2100 110 | 182 1 01 01090 01 3000 110 |
С прибыли контролируемых иностранных компаний | 182 1 01 01080 01 1000 110 | 182 1 01 01080 01 2100 110 | 182 1 01 01080 01 3000 110 |
Налог на прибыль налогоплательщиков, которые после 1 января 2023 года являлись участниками консолидированных групп налогоплательщиков (кроме
налогоплательщиков, производящих газ природный в сжиженном состоянии из газа природного в газообразном состоянии, добытого на определенных участках недр) |
182 1 01 01102 01 1000 110 |
– |
182 1 01 01102 01 3000 110 |
Налог на прибыль налогоплательщиков, которые до 1 января 2023 года являлись участниками консолидированной группы налогоплательщиков, с природного газа в сжиженном состоянии, произведенного из газа природного в газообразном состоянии, добытого на определенных участках недр федерального значения или расположенных на полуостровах Ямал или Гыданский и прилегающей акватории по выданной лицензии | 182 1 01 01101 01 1000 110 |
– |
182 1 01 01101 01 3000 110 |
Налоговые ставки сбора на охоту.
Ставки сбора за каждый объект животного мира устанавливаются в следующих размерах, если иное не предусмотрено законом.
Наименование объекта животного мира | Ставка сбора в рублях (за одно животное) |
Овцебык, гибрид зубра с бизоном или домашним скотом | 15 000 |
Медведь (за исключением камчатских популяций и медведя белогрудого) | 3 000 |
Медведь бурый (камчатские популяции), медведь белогрудый | 6 000 |
Благородный олень, лось | 1 500 |
Пятнистый олень, лань, снежный баран, сибирский горный козел, серна, тур, муфлон | 600 |
Косуля, кабан, кабарга, рысь, росомаха | 450 |
Дикий северный олень, сайгак | 300 |
Соболь, выдра | 120 |
Барсук, куница, сурок, бобр | 60 |
Харза | 100 |
Енот-полоскун | 30 |
Степной кот, камышовый кот | 100 |
Европейская норка | 30 |
Глухарь, глухарь каменный | 100 |
Улар кавказский | 100 |
Саджа | 30 |
Фазан, тетерев, водяной пастушок, малый погоныш, погоныш-крошка, погоныш, большой погоныш, камышница | 20 |
II. Откуда что берется?
Совокупная обязанность формируется и подлежит учету на едином налоговом счете лица на основании поданных налогоплательщиком налоговых деклараций; уведомлений об исчисленных суммах налогов, сборов, авансовых платежей по налогам, страховых взносов, представленных в налоговый орган; сообщений об исчисленных налоговым органом суммах налогов; решений налогового органа по результатам мероприятий налогового контроля; судебных решений; решений налогового органа о предоставлении отсрочки, рассрочки по уплате налогов и т. д.
По большинству налогов предусмотрены авансовые платежи, есть налоги, по которым отсутствует декларирование. Чтобы в таких случаях налоговые органы могли обработать ЕНП и верно его распределить, организации и ИП не позднее 25-го числа месяца, в котором установлен срок уплаты, представляют в налоговый орган уведомление об исчисленных суммах налогов, авансовых платежей по налогам, сборов, страховых взносов. В нем производится «раскадровка» ЕНП по суммам отдельных авансовых платежей по налогам (налогов, страховых взносов) с указанием сроков уплаты, КПП, ОКТМО и КБК (п. 9 ст. 58 НК РФ).
Уведомление передается в электронной форме с применением УКЭП либо через личный кабинет налогоплательщика (ЛКН).
В течение 2023 года уведомления об исчисленных суммах налогов, сборов, авансовых платежей по налогам, страховых взносов могут представляться в налоговые органы в виде распоряжений на перевод денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему Российской Федерации, на основании которых налоговые органы могут однозначно определить принадлежность денежных средств к источнику доходов бюджетов, срок уплаты и иные реквизиты, необходимые для определения соответствующей обязанности (п. 12, 14, 16 ст. 4 Федерального закона от 14.07.2022 № 263-ФЗ).
Комментарий к Статье 333.3 НК РФ
Пункт 1 комментируемой статьи Кодекса устанавливает закрытый перечень объектов животного мира, за охоту на которых уплачивается сбор. В перечень включены копытные и пушные животные, хищники, птицы — всего 45 видов, подвидов и популяций диких животных. Охота на остальных диких животных, в том числе пресмыкающихся, земноводных и млекопитающих, не упомянутых в указанном перечне, сбором за пользование объектами животного мира не облагается.
Ставки сбора за пользование объектами животного мира определены по каждому виду объектов — в рублях за единицу облагаемой базы, то есть за одно дикое животное. Ставки сбора единые и от места обитания конкретного вида животных не зависят. Кодекс предусмотрел две льготные ставки сбора: нулевая и в размере 50 процентов от общеустановленной ставки сбора.
По ставке 50 процентов исчисляется изъятие молодняка диких копытных из среды обитания, то есть особей диких копытных животных в возрасте до одного года. Отметка о возрасте животного проставляется в лицензии.
Пунктом 3 ст. 333.3 Кодекса установлено, что ставки сбора за каждый объект животного мира, указанный в п. 1 этой же статьи, устанавливаются в размере 0 руб. в случаях, если эти объекты используются в целях охраны здоровья населения, устранения угрозы для жизни человека, предохранения от заболеваний сельскохозяйственных и домашних животных, регулирования видового состава объектов животного мира, предотвращения нанесения ущерба экономике, животному миру и среде его обитания, а также в целях воспроизводства объектов животного мира. Применение ставки 0 процентов возможно после получения разрешения уполномоченного органа исполнительной власти на осуществление деятельности по изъятию указанных объектов животного мира из среды их обитания в указанных целях, а также при наличии соответствующей лицензии на пользование объектами животного мира.
Налоговый кодекс РФ установил фиксированные ставки платы за каждый объект животного мира, тем самым лишив Правительство Российской Федерации и законодательные органы власти субъектов права устанавливать дифференцированные ставки в зависимости от количества, места добычи и многих других факторов.
Другой комментарий к Ст. 333.3 Налогового кодекса Российской Федерации
Учитывая, что перечень объектов животного мира, изъятие которых из среды их обитания без лицензии запрещено, до настоящего времени не утвержден, сбор уплачивается за объекты животного мира, для которых статьей 333.3 НК установлены соответствующие ставки.
В отношении таких видов объектов животного мира, как гуси, утки, сбор за пользование объектами животного мира не уплачивается (см., например, письмо Минфина России от 23.06.2009 N 03-06-06-01/13).
Лица, осуществляющие промысел объектов водных биологических ресурсов, хотя и поименованных в статье 333.3 НК, однако на территориях, не указанных в данной статье, не являются плательщиками сбора по смыслу главы 25.1 НК (см., например, письмо Минфина России от 16.02.2005 N 03-07-03-04/9, Постановления ФАС Северо-Западного округа от 09.08.2007 N А05-8658/2006-8, от 14.12.2006 N А42-5233/2005, от 09.11.2006 N А42-9658/04).
КС РФ в Определении от 16.07.2009 N 1023-О-О отметил, что форма собственности не является критерием для применения пониженных ставок сбора на пользование объектами водных биологических ресурсов. Организационно-правовая форма, хотя и имеет юридическое значение, но не выступает единственным и достаточным условием для применения пониженных ставок.
Следует отметить, что положения пункта 7 статьи 333.3 НК не распространяются на индивидуальных предпринимателей.
Сбор за пользование объектами животного мира
Основным нормативным актом, обеспечивающим правовое регулирование уплаты сборов за пользование объектами животного мира, с 1 января 2004 г. является часть вторая НК (разд. 8 «Федеральные налоги» гл. 25.1 «Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов»).
Плательщиками сбора за пользование объектами животного мира, за исключением объектов животного мира, относящихся к объектам водных биологических ресурсов, признаются организации и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, получающие в установленном порядке лицензию (разрешение) на пользование объектами животного мира на территории Российской Федерации.
Организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие пользование объектами животного мира и/или пользование объектами водных биологических ресурсов по лицензии(разрешении) на пользование объектами животного мира, не позднее 10 дней с даты получения такой лицензии представляют в налоговый орган по месту нахождения органа, выдавшего указанную лицензию, сведения о полученных лицензиях на пользование объектами животного мира, суммах сбора, подлежащих уплате, и суммах фактически уплаченных сборов.
Сведения представляются организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими пользование объектами животного мира и пользование объектами водных биологических ресурсов, по формам, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов
Вышеуказанные сборы установлены гл. 25′ НК РФ с 01.01.2004 г.
Главой 25′ регулируется порядок исчисления, взимания и уплаты двух разных видов сборов:
- 1) за пользование объектами животного мира, относимыми в основном к охотничьим видам животных;
- 2) за пользование объектами водных биологических ресурсов, т.е. за вылов различных видов рыб, моллюсков, ракообразных и т.п.
- Рассмотрим отдельно каждый вид сборов.
- I. Сборы за пользование объектами животного мира
- Первый элемент — плательщики сборов за пользование объектами животного мира
- Включают все организации, индивидуальных предпринимателей, а также физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, получивших в установленном порядке лицензию на пользование объектами животного мира.
Выдачу и аннулирование лицензии на право пользования объектами животного мира в настоящее время осуществляет Министерство сельского хозяйства РФ. В случае безлицензионного пользования к плательщику применяются нормы административного законодательства в соответствии с КоАП РФ.
В соответствии со ст. 14.1 КоАП РФ пользование объектами животного мира без лицензии влечет наложение административного штрафа:
- — на граждан — в размере от 20 до 25 минимальных размеров оплаты труда (МРОТ) (от 2000 до 2500 руб.). Для данной ситуации размер МРОТ принимается из расчета 100 руб.;
- — на должностных лиц — в размере от 40 до 50 МРОТ (от 4000 до 5000 руб.);
- — на юридических лиц — в размере от 400 до 500 МРОТ (от 40 000 до 50 000 руб.).
Второй элемент — объекты обложения
Объектами обложения являются объекты животного мира, изъятие которых из среды их обитания осуществляется на основании лицензии на пользование объектами животного мира. Перечень этих объектов представлен в ст. ЗЗЗ3 НК РФ (в том числе медведь, олень, лось, соболь, сурок, енот и т.п.).
Третий элемент — льготы по сбору за пользование объектами животного мира
- 1. При изъятии молодняка диких животных (в возрасте от одного года) — ставки сбора устанавливаются в размере 50% размера ставок, установленных ст. ЗЗЗ3 НК РФ.
- 2. Ставки сбора за каждый объект животного мира устанавливается в размере 0% в случаях, если пользование такими объектами животного мира осуществляется в целях охраны здоровья населения; устранения угрозы для жизни человека; предохранения от заболеваний сельскохозяйственных и домашних животных; регулирования видового состава объектов животного мира; изучения запасов и промышленной экспертизы, а также в научных целях.
- 3. Не признаются объектами обложения те объекты животного мира, пользование которыми осуществляется для удовлетворения личных нужд представителями коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, а также лицами, постоянно проживающими в местах и традиционного проживания, для которых охота является основой существования. Лимиты использования объектов животного мира для этих целей устанавливаются органами исполнительной власти субъектов РФ.
- Четвертый элемент — база для исчисления сборов за пользование объектами животного мира
- В базу для исчисления сборов включаются объекты животного мира, изъятые из среды их обитания на основании лицензий на пользование объектами животного мира, за исключением суммы налоговых льгот.
- Пятый элемент — ставки сборов за каждый объект животного мира
- Данные ставки установлены в соответствии со ст. ЗЗЗ3 НК РФ, например:
- — медведь бурый — 6000 руб.;
- — благородный олень — 1500 руб.;
- — соболь — 120 руб.;
- — сурок, бобр — 60 руб.;
- — фазан, тетерев — 20 руб. и т.п.
- Шестой элемент — налоговый и отчетный периоды
- Налоговый и отчетный периоды для вышеуказанных сборов не устанавливаются, так как уплата суммы сбора осуществляется одновременно с получением соответствующей лицензии.
- Седьмой элемент — порядок исчисления сборов за пользование объектами животного мира. Сроки уплаты сборов
- Вышеуказанные сборы исчисляются как произведение соответствующего количества объектов животного мира и ставки сбора, установленной для соответствующего объекта животного мира.
Исчисленная сумма сбора уплачивается одновременно с получением лицензии, т.е. до начала охоты или иного пользования конкретным объектом животного мира.
- Уплата сбора за пользование объектами животного мира производится плательщиками по месту нахождения органа, выдавшего лицензию на пользование объектами животного мира.
- Органы, выдающие лицензию на пользование объектами животного мира, не позднее пятого числа каждого месяца представляют в налоговые органы по месту своего учета сведения о выданных лицензиях, сумме сбора, подлежащей уплате по каждой лицензии, а также сведения о сроках уплаты сбора.
- Кроме того, организации и индивидуальные предприниматели (не физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями), осуществляющие пользование объектами животного мира по лицензии, представляют аналогичные сведения в налоговый орган по месту нахождения органа, выдавшего указанную лицензию, не позднее 10 дней с даты получения такой лицензии.
В соответствии со ст. 48 Бюджетного кодекса РФ (БК РФ) вся сумма данного сбора поступает в доходы бюджетов субъектов РФ (несмотря на то, что данный сбор — федеральный).
Статьей ЗЗЗ7 НК РФ предусмотрено, что по истечении срока действия лицензии на пользование объектами животного мира организации и индивидуальные предприниматели вправе обратиться в налоговый орган по месту нахождения органа, выдавшего лицензию за зачетом или возвратом сумм сбора по нереализованным лицензиям при условии предоставления оправдательных документов в соответствии с гл. 12 НК РФ.
В случае если указанная лицензия была выдана физическому лицу (не индивидуальному предпринимателю), то зачет или возврат сбора ему не производится.
Восьмой элемент — источник уплаты сбора
Источником уплаты сбора за пользование объектами животного мира является себестоимость готовой продукции (товаров, работ, услуг) фирмы. Соответственно, взносы за пользования объектами животного мира отражаются на счетах учета затрат.
- II. Сборы за пользование объектами водных биологических ресурсов
- Первый элемент — плательщики сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов
- Плательщиками вышеуказанных сборов являются организации, индивидуальные предприниматели и физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями, получившие в установленном порядке лицензию на пользование объектами водных биологических ресурсов во всех акваториях РФ («акватория» — это поверхность водного пространства; водный участок).
- Выдачу и аннулирование лицензий на право пользования объектами водных биологических ресурсов осуществляет Федеральное агентство по рыболовству, которое входит в структуру Министерства сельского хозяйства РФ.
Налог на имущество организаций с 1 января 2004 г. устанавливается НК (разд. 9 «Региональные налоги и сборы» гл. 30 «Налог на имущество организаций») и законами субъектов РФ, вводится в действие в соответствии с НК законами субъектов РФ и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта РФ.
Устанавливая налог, законодательные (представительные) органы субъектов РФ определяют налоговую ставку в пределах, установленных гл. 30 НК, порядок и сроки уплаты налога, форму отчетности по налогу.
При установлении налога законами субъектов РФ могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками.
Налогоплательщиками налога признаются:
– российские организации;
– иностранные организации, осуществляющие деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства и (или) имеющие в собственности недвижимое имущество на территории РФ, на континентальном шельфе РФ и в исключительной экономической зоне РФ.
Объекты налогообложения определены НК в зависимости от типа налогоплательщика (табл. 16.3).
В каких случаях физические лица уплачивают сбор за пользование объектами животного мира и водных ресурсов?
Плательщики сборов. Плательщиками сборов могут быть признаны:
физические лица, в том числе индивидуальные предпринимали.
Юридические и физические лица признаются плательщиками данных сборов, если они получили в установленном порядке лицензии (разрешения) на пользование объектами животного мира на территории РФ или лицензии (разрешения) на пользование объектами водных биологических ресурсов во внутренних водах, в территориальном море, на континентальном шельфе РФ и в исключительной экономической зоне РФ, а также в Азовском, Каспийском, Баренцевом морях и в районе архипелага Шпицберген.
Объекты налогообложения. Объекты водных биологических ресурсов в целях взимания сбора подразделяются на две группы:
другие объекты водных биоресурсов.
Исчерпывающий перечень млекопитающих для обложения сбором приведен в НК РФ. В налоговом законодательстве установлены и основания для непризнания объектов животного мира и объектов водных биологических ресурсов объектами обложения сборами. Такая правовая норма реализуется в случае, если названные объекты используются для удовлетворения личных нужд представителями коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока (перечень утверждается Правительством РФ) и лицами, не относящимися к коренным малочисленным народам, но постоянно проживающими в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности, для которых охота и рыболовство являются основой существования. Право бесплатного пользования распространяется только на то количество (объем) указанных объектов, которое добывается для удовлетворения личных нужд, в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности данной категории плательщиков. Лимиты использования объектов животного мира и лимиты и квоты на вылов (добычу) объектов водных биологических ресурсов для удовлетворения личных нужд устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Федерации по согласованию с уполномоченными федеральными органами исполнительной власти.
Ставки сборов. В НК РФ установлены три шкалы ставок сбора для каждой группы объектов налогообложения. Для каждого вида объектов животного мира существует своя ставка сбора, определенная в абсолютных единицах — рублях за единицу об- щ лагаемой базы. Ставки не зависят от места обитания конкретного вида животных и применяются на всей территории РФ. Ставки сборов установлены ст. ЗЗЗ3 НК РФ. Пример приведен в таблице (п. 1 ст. ЗЗЗ 3 НК РФ).