Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как и зачем обжаловать решения налоговых органов». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Если вы получили отказ в регистрации ООО, сначала выясните причину отказа. В случае согласия, исправьте все недочеты, переделайте документы или доложите недостающие, обратитесь повторно. Если вы успеете все исправить в течение 3-месяцев, то платить снова пошлину не придется. Более позднее обращение не обойдется без вторичной оплаты госпошлины.
Можно ли оспорить отказ в регистрации изменений в устав
Как известно, сейчас государственную регистрацию юридических лиц осуществляют налоговые инспекции. На их плечах лежит и обязанность по внесению изменений в уставные документы. Часто орган налоговой службы находит формальные причины отказать заявителю.
Одним из оснований для отказа может быть довод о том, что были нарушены срок и порядок регистрации изменений в устав. При этом не имеет значения, была ли это регистрация изменений в уставе ООО или же регистрация изменений в устав ОАО.
Исчерпывающий перечень оснований для отказа в государственной регистрации изменений в учредительные документы юридического лица содержится в п. 1 ст. 23 Федерального закона от 08.08.2001 г. №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».
Может ли налоговая отказать в регистрации на том основании, что в новой версии устава есть противоречия?
В рамках заданного вопроса интересы представляют собой следующие основания для отказа:
- заявитель не представил в регистрирующий орган комплект необходимых для государственной регистрации документов;
- в результате изменений в юридическом лице не остается участников;
- новое наименование организации не соответствует требованиям закона;
- если налоговая инспекция имеет достоверную информацию о том, что сведения о местонахождении юридического лица, указанные в уставе, недостоверны.
Оплата и возврат пошлины за регистрацию ИП и ООО
Размер госпошлины за регистрацию ИП или ООО. Кто является плательщиком. Способы оплаты. Как вернуть уплаченную госпошлину.
Читать статью Срок регистрации ООО в налоговой
Как долго регистрирует ООО налоговая? Что влияете на срок регистрации ООО?
Таблица. Судебная практика по обжалованию отказов налоговиков в госрегистрации юридических лиц
Обстоятельство, |
Реквизиты судебного акта |
|
Суд признал |
Суд поддержал инспекцию |
|
1 |
2 |
3 |
Наименование юридического лица |
||
Отсутствие в уставе |
Постановления ФАС |
- |
Указание в уставе |
Постановление ФАС |
- |
Состав документов, представленных в инспекцию на госрегистрацию |
||
Представление в инспекцию |
Постановление |
- |
Представление в инспекцию |
- |
Постановления |
Отсутствие |
Постановление ФАС |
- |
Отсутствие описи вложения |
Постановления |
- |
Непредставление в инспекцию |
Постановление ФАС |
- |
Непредставление в инспекцию |
Постановление ФАС |
- |
Непредставление в инспекцию |
- |
Постановление |
Уплата госпошлины за государственную регистрацию |
||
Отсутствие в квитанции |
Постановление ФАС |
- |
Указание в квитанции об |
Постановление ФАС |
|
Указание в квитанции |
Постановление ФАС |
- |
Уплата госпошлины |
Постановление ФАС |
- |
Уплата госпошлины |
Постановление ФАС |
|
Ошибки при указании |
- |
Постановления ФАС |
Оформление заявления на госрегистрацию |
||
Отсутствие подписи |
Постановления ФАС |
- |
Свидетельствование |
- |
Постановление |
Оформление в виде |
Постановление ФАС |
- |
Отсутствие в заявлении по |
- |
Постановление |
Ошибка в КПП при его |
Постановление |
- |
Отсутствие в заявлении по |
Постановление |
- |
Указание в заявлении по |
- |
Постановления ФАС |
Неуказание в заявлении |
- |
Постановление ФАС |
Неуказание на листе В |
Постановление |
- |
Отсутствие в заявлении по |
Постановление ФАС |
- |
Неправильное заполнение |
Постановление ФАС |
- |
Внесение организацией |
- |
Постановление |
Отражение в заявлении на госрегистрацию сведений о лице, имеющем право |
||
Неуказание на листе Е |
Постановление |
- |
Отсутствие на листе Е |
Постановление ФАС |
- |
Ошибка при указании в |
Постановление |
- |
Указание в заявлении по |
Постановление |
- |
Незаполнение на листе Б |
Постановление ФАС |
- |
Указание в заявлении по |
- |
Постановление ФАС |
Одновременное заполнение |
- |
Постановление ФАС |
Отражение в заявлении на госрегистрацию сведений об учредителях |
||
Указание в заявлении по |
Постановление ФАС |
- |
Отсутствие в заявлении по |
- |
Постановление |
Отражение в заявлении на госрегистрацию информации о видах деятельности |
||
Указание на листе И |
- |
Постановление |
Указание в заявлении по |
- |
Постановления ФАС |
Прошивка и нумерация многостраничных документов. Каждый документ, содержащий более одного листа, представляется в регистрирующий орган в прошитом и пронумерованном виде. Количество листов в нем подтверждается подписью заявителя или нотариуса на обороте последнего листа на месте прошивки (п. 4 Требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей, утв. Постановлением Правительства РФ от 19.06.2002 N 439).
Несоблюдение указанных требований к оформлению многостраничных документов, в том числе самого заявления о госрегистрации, налоговики считают основанием для отказа в государственной регистрации. В большинстве случаев суды признают такой отказ законным (Определение ВАС РФ от 22.12.2009 N ВАС-17193/09, Постановления ФАС Московского округа от 30.06.2011 N КГ-А40/6057-11, от 01.08.2007 N КГ-А40/7236-07 и от 26.06.2007, 29.06.2007 N КГ-А40/5907-07).
Вместе с тем некоторые суды приходят к выводу, что представление в инспекцию документов в непрошитом виде не является согласно Закону о госрегистрации основанием для отказа в совершении регистрационных действий (Постановления ФАС Московского от 27.12.2011 N А41-11114/11 и Северо-Кавказского от 21.12.2009 N А32-29094/2009 округов).
Когда могут отказать в регистрации юридического лица
Полный список случаев, когда возможен отказ в регистрации юридического лица, представлен в п. 1 ст. 23 Закона о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Среди возможных случаев можно выделить следующие спорные варианты:
-
Не предоставление, установленных законодательством, документов.
Довольно часто налоговые службы ссылаются на этот пункт. Свое решение они мотивируют тем, что, несмотря на то, что представлены все документы, в них представлены сведения, которые не соответствуют установленным требованиям;
-
В заявлении присутствует недостоверная информация об адресе юридического лица.
В основном такая ситуация может возникнуть, если в заявлении указан адрес, который отмечен в базе налоговиков как адрес массовой регистрации.
Оспариваем решение об отказе в госрегистрации
3.1. Неправильное применение судами первой и апелляционной инстанций норм материального права в том конституционно-правовом смысле, который был выявлен Конституционным Судом Российской Федерации при проверке конституционности норм статьи 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» еще до принятия регистрирующим органом оспариваемого решения о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ и совершения оспариваемых действий по внесению записи в ЕГРЮЛ о прекращении деятельности юридического лица в связи с его исключением из ЕГРЮЛ, явилось основание для отмены судом кассационной инстанции судебных актов судов первой и апелляционной инстанций и признания незаконными соответствующих решения и действий регистрирующего органа.
По делу № А40-24745/2016 Конкурсный управляющий Общества С.Е.Н. обратилась 09.02.2016 в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконным решения Инспекции от 14.08.2015 № 41220 о предстоящем исключении Общества из Единого государственного реестра юридических лиц и о признании незаконными действий Инспекции по внесению записи № 2157748862930 в ЕГРЮЛ о прекращении деятельности Общества в связи с его исключением из ЕГРЮЛ на основании пункта 2 статьи 21.1 Федерального закона № 129-ФЗ от 08.08.2001 «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», а также с требованием об устранении допущенных нарушений прав и законных интересов Общества.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 27.06.2016, оставленным без изменения постановления Девятого арбитражного апелляционного суда от 01.09.2016, в удовлетворении заявления было отказано, поскольку суды пришли к выводу об отсутствии в действиях регистрирующего органа каких-либо нарушений действующего законодательства, так как никаких заявлений от кредиторов Общества после опубликования регистрирующим органом сведений о предстоящем исключении общества из ЕГРЮЛ не поступало.
Не согласившись с решением и постановлением, конкурсный управляющий Общества обратился в Арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой просил судебные акты отменить и принять новое решение об удовлетворении заявления.
Суд кассационной инстанции пришел к выводу о наличии предусмотренных частью 1 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены решения суда первой инстанции и постановления суда апелляционной инстанции в связи со следующим.
Спор по настоящему делу возник в связи с принятием регистрирующим органом на основании пункта 2 статьи 21.1 Федерального закона № 129-ФЗ от 08.08.2001 «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» решения о предстоящем исключении Общества из ЕГРЮЛ и совершением в последующем действий по внесению в ЕГРЮЛ записи о прекращении деятельности Общества в связи с его исключением из ЕГРЮЛ в упрощенном порядке как недействующего юридического лица.
Согласно пункту 1 статьи 21.1 Закона о регистрации юридическое лицо, которое в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету, признается фактически прекратившим свою деятельность. Такое юридическое лицо может быть исключено из единого государственного реестра юридических лиц в порядке, предусмотренном названным Федеральным законом.
Пунктами 2 и 3 статьи 21.1 Закона о регистрации предусмотрено, что при наличии одновременно всех указанных в пункте 1 указанной статьи признаков недействующего юридического лица регистрирующий орган принимает решение о предстоящем исключении юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц (далее — решение о предстоящем исключении). Решение о предстоящем исключении должно быть опубликовано в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, в течение трех дней с момента принятия такого решения. Одновременно с решением о предстоящем исключении должны быть опубликованы сведения о порядке и сроках направления заявлений недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц, с указанием адреса, по которому могут быть направлены заявления.
Согласно пункту 4 статьи 21.1 Закона о регистрации заявления могут быть направлены в срок не позднее чем три месяца со дня опубликования решения о предстоящем исключении. В случае направления заявлений решение об исключении недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц не принимается и такое юридическое лицо может быть ликвидировано в установленном гражданским законодательством порядке.
Установив, что регистрирующим органом были получены сведения о том, что Общество соответствует всем признакам недействующего юридического лица, а после опубликования решения о его предстоящем исключении из ЕГРЮЛ никаких сведений об обратном в регистрирующий орган не поступило, суды пришли к выводу о соответствии оспоренного решения регистрирующего органа и его действий по внесению в ЕГРЮЛ соответствующих сведений о прекращении деятельности Общества положениям статьи 21.1 Закона о регистрации.
При этом в судебных актах суды не у��азали мотивов, по которым отклонили ссылки конкурсного управляющего Общества на обстоятельства признания Общества несостоятельным (банкротом) задолго до принятия регистрирующим органом оспариваемого решения, а также мотивов отклонения ссылок заявителя по делу на Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 18.05.2015 № 10-П.
Представлен очередной обзор судебной практики по спорам с участием регистрирующих органов.
Рассмотрены решения судебных органов, в которых признаны правомерными решения налоговых органов об отказе в совершении регистрационных действий. Среди причин — нарушение требований к оформлению предоставляемых документов; неверное определение порядка и способа образования уставного капитала; несоблюдение срока сообщения о реорганизации общества; нарушение прав кредиторов общества.
Отмечено, что регистрирующий орган не наделен правом по собственной инициативе вносить в ЕГРЮЛ записи о ликвидации должника вследствие признания его несостоятельным (банкротом). Основанием является поступившее из арбитражного суда определение о завершении конкурсного производства.
Особенности обжалования решений ФНС
Статья НК РФ закрепляет право налогоплательщиков по обжалованию принятых им актов. Помимо этого указанный нормативный документ в своей главе 19 регулирует и устанавливает порядок обжалования, сроки, а также определяет основные вопросы при рассмотрении названных дел.
Кроме того, порядок регулирования таких дел дополняется обширной судебной практикой. А некоторые разъяснения (касающиеся определённых терминов), следует брать из официальных писем самого органа ФНС.
В соответствии с требованиями ст. 100 НК РФ результат любой проверки налоговой в обязательном порядке должен быть оформлен в виде акта. При этом возможности по обжалованию этого документа действующее законодательство не предусмотрело. Однако, налогоплательщику предоставляется право по подаче соответствующих возражений на акт.
По итогу истечения срока на подачу возражений органом ФНС выносится решение, которое в силу положений налогового законодательства уже допустимо обжаловать. Оно может содержаться в себе основания для привлечения к ответственности либо отказ от привлечения к таковой.
При этом сроки обжалования решения налогового органа будут напрямую зависеть от его вступления в законную силу:
- если оно не вступило в законную силу: в течение месяца года с момента вступления (п.2 ст. 139.1 НК РФ). При этом документом, обжалующее решение будет именно апелляционная жалоба;
- если оно вступило в законную силу: в течение одного года, при этом документ, содержащий возражения, будет именоваться как жалоба (ст. 139 НК РФ).
Статья 137 Налогового кодекса РФ «Право на обжалование»
- Статья 100 Налогового кодекса РФ «Оформление результатов налоговой проверки»
- Статья 139.1 Налогового кодекса РФ «Порядок и сроки подачи апелляционной жалобы»
- Статья 139 Налогового кодекса РФ «Порядок и сроки подачи жалобы»
Фирменное наименование ООО не соответствует требованиям закона
Требования и ограничения к фирменному наименованию общества установлены статьей 1473 ГК РФ. Среди них запрет на:
- понятия, не соответствующие гуманности, морали, общественным интересам;
- полные или сокращенные официальные наименования иностранных государств и органов государственной власти России (федеральных, субъектов РФ, местного самоуправления), а также слова, производные от таких наименований;
- полные или сокращенные наименования общественных объединений, международных и межправительственных организаций;
- иноязычные заимствования, отражающие организационно-правовую форму юридического лица (например, Ltd).
Что же касается уникальности названия, то налоговая инспекция не проверяет этот критерий. Соответственно, отказ в государственной регистрации юридических лиц не может быть вызван заимствованием названия уже действующей организации.
Кто вправе оспорить госрегистрацию юридического лица?
Государственный орган не может оспаривать в судебном порядке свое собственное решение. В том числе налоговый орган не может оспаривать свои решения о регистрации юридических лиц. К такому выводу пришел ФАС Западно-Сибирского округа в постановлении от 15.04.2009 № Ф04-2131/2009(4297-А27-49).
Дело было так. Решило как-то ООО реорганизоваться в форме присоединения к другой организации. Как полагается, в налоговый орган были поданы необходимые документы для внесения записи в ЕГРЮЛ. Налоговый орган согласился и внес регистрационную запись.
Но вскоре налоговики обнаружили непорядок в представленных документах и, посчитав не соответствующей законодательству осуществленную государственную регистрацию, обратились в суд с иском о признании регистрации недействительной.
Суды первой и апелляционной инстанций удовлетворили требование налогового органа.
А вот кассация решила иначе. Почему?
В силу абз. 3 п. 11 ст. 7 Закона РФ от 21.03.91 № 943-1 «О налоговых органах в Российской Федерации» налоговые органы вправе предъявлять в суд и арбитражный суд иски о признании недействительной государственной регистрации юридического лица. Однако в соответствии со ст. 197 АПК РФ дела об оспаривании ненормативных актов (а к таковым и относится решение налоговой инспекции по регистрации юридического лица) рассматриваются арбитражным судом по заявлениям заинтересованного лица с требованием о признании недействительным ненормативного акта государственного органа по общим правилам искового производства с особенностями, установленными главой 24 АПК РФ. Согласно части 1 ст. 65 и части 5 ст. 200 АПК РФ обязанность доказывать соответствие оспариваемого ненормативного акта закону, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого решения, возлагается на соответствующий орган или должностное лицо, принявших этот ненормативный акт, решение.
Обжалование отказа в государственной регистрации юридического лица в арбитражном суде
Всем доброго дня!
Полномочия по регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей возложены на органы Федеральной налоговой службы Российской Федерации, а в отношении некоммерческих организаций – на соответствующие управления Министерства юстиции РФ. В случае получения решения регистрирующего государственного органа с отказом в регистрации, необходимо проанализировать его основания и выбрать наиболее приемлемый вариант действий – исправить ошибки и повторно подать документы на регистрацию или же не согласится с отказом, и оспорить решение в суде.
Обжалование отказа в государственной регистрации возможно как в арбитражном суде, так и в суде общей юрисдикции. Остановимся на правилах обращения в арбитражный суд.
В отношении споров, связанных с отказами в государственной регистрации обязательный досудебный порядок урегулирования спора не установлен.
Независимо от того, кем обжалуется отказ, физическим или юридическим лицом, дела по спорам об отказе или уклонении от государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей разрешаются арбитражным судом (ст. 33 Арбитражного процессуального кодекса РФ – далее АПК РФ).
Пленум Верховного Суда РФ разъяснил, что в судах общей юрисдикции независимо от состава участников правоотношений, из которых возникло требование, не могут рассматриваться дела об оспаривании отказа в государственной регистрации, уклонения от государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей (п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10. 02. 2009 № 2 “О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих”).
Вместе с тем в суд общей юрисдикции обжалуются отказы в государственной регистрации некоммерческих организаций (п. 5 ст. 23.1 закона “О некоммерческих организациях”). Например, отказы в регистрации:
- политических партий (ст. 20 закона “О политических партиях”),
- общественных объединений (ст. 23 закона “Об общественных объединениях”),
- религиозных организаций (ст. ст. 12, 14 закона “О свободе совести и религиозных объединениях”.
По правилам подсудности требование предъявляется в арбитражный суд субъекта Российской Федерации по месту нахождения ответчика (ст. 35 АПК РФ), то есть в соответствующий арбитражный суд субъекта РФ, на территории которого находится налоговый орган или управление Минюста РФ, чье решение оспаривается.
Заявителем будет выступать лицо, чьи права или законные интересы нарушены отказом. Например, при отказе в государственной регистрации, – физическое лицо, подававшее документы на регистрацию в качестве индивидуального предпринимателя, любой из учредителей юридического лица. Другая сторона при рассмотрении данных категорий дел именуется заинтересованным лицом и им выступает соответствующий регистрирующий орган, принявший решение об отказе.
Оспариваем решение об отказе в госрегистрации
Но если вы уверены в своей правоте и готовы отстаивать ее в суде, то возражения предоставлять нужно. Ваши аргументы могут учесть при вынесении решения.
Например, просроченный либо недействительный паспорт (причем, он может быть действительным, просто в базах, которые выгрузили налоговикам из МВД, он почему-то потерялся).
Если налоговый орган не отклонил претензии, его решение можно обжаловать в вышестоящем налоговом органе и позже в суде.
Например, просроченный либо недействительный паспорт (причем, он может быть действительным, просто в базах, которые выгрузили налоговикам из МВД, он почему-то потерялся).
Если налоговый орган не отклонил претензии, его решение можно обжаловать в вышестоящем налоговом органе и позже в суде.
Регистрирующий орган не наделен правом по собственной инициативе вносить в ЕГРЮЛ записи о ликвидации должника вследствие признания его несостоятельным (банкротом). Основанием для внесения в ЕГРЮЛ записи о ликвидации должника вследствие признания его несостоятельным (банкротом) является поступившее в регистрирующий орган из арбитражного суда определение о завершении конкурсного производства.
Почему вам откажут в регистрационных действиях с ООО: разбираем по пунктам
Обратите внимание: пропущенный по уважительной причине срок можно восстановить, подав соответствующее ходатайство (п. 3 ст. 25.3 Закона от 08.08.2001 г. № 129-ФЗ).
Участником общества К.О.А. единолично принято решение от 07.08.2019 N 1 о распределении долей в уставном капитале общества, согласно которому доля ООО «А.» в уставном капитале общества в размере 24% с номинальной стоимостью 1928785 руб. считается перешедшей к обществу.
Надлежаще поданное заявление принимается арбитражным судом к своему производству, о чем выносится соответствующее определение, в котором зачастую сразу же видно день и время предварительного судебного заседания. Его цель — подготовить дело к судебному разбирательству.
Решением Арбитражного суда Пензенской области от 28.12.2020 в удовлетворении заявленных требований отказано.
СРОКИ ОБЖАЛОВАНИЯ РЕШЕНИЙ НАЛОГОВОГО ОРГАНА
Апелляционная жалоба в отношении невступившего в силу решения о привлечении или об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения лица (группы налогоплательщиков) может быть подана в течение одного месяца со дня вручения соответствующего решения лицу (его представителю), в отношении которого оно было вынесено.
Апелляционная жалоба на решение налогового органа о привлечении или об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения подаётся до момента вступления в силу обжалуемого решения.
Возможность восстановления вышестоящим налоговым органом срока подачи апелляционной жалобы, пропущенного по тем или иным причинам лицом, в отношении которого вынесено решение о привлечении или об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, Налоговым кодексом Российской Федерации не предусмотрена.
Жалоба на вступившее в силу решение о привлечении или об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, которое не было обжаловано в апелляционном порядке, может быть подана в течение одного года со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав.
Жалоба на иные акты налогового органа, а также действия или бездействие его должностных лиц подаётся в течение одного года со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав.
Принятое вышестоящим налоговым органом по жалобе (апелляционной жалобе) решение или иной акт ненормативного характера может быть, в свою очередь, обжаловано в Федеральную налоговую службу в течение 3 месяцев со дня принятия такого решения или иного акта ненормативного характера.
ВНИМАНИЕ
В случае пропуска по уважительной причине срока подачи жалобы этот срок по заявлению лица, подающего жалобу, может быть восстановлен вышестоящим налоговым органом.
В случае обжалования в судебном порядке решения регистрирующего органа, оставленного без изменения вышестоящим регистрирующим органом или федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в соответствии со статьей 2 настоящего Федерального закона, срок для обращения в суд исчисляется с момента, когда лицо, подавшее жалобу, получило уведомление о принятом решении либо решение регистрирующего органа, уполномоченного рассматривать жалобу. В случае, если лицом, подавшим жалобу, не представлялись дополнительные документы в соответствии с пунктом 1 статьи 25.6 настоящего Федерального закона и им не было получено уведомление о принятом решении либо предусмотренное настоящей главой решение регистрирующего органа, уполномоченного рассматривать жалобу, срок для обращения в суд исчисляется со дня истечения двадцати пяти рабочих дней с момента подачи жалобы.