Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Смертная казнь — за или против? Эксперты о возвращении «высшей меры»». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В основном это страны Азии и Африки, но также можно заметить, что в данный список входят такие государства, как Соединённые Штаты Америки и Белоруссия, которые не относятся как к странам Азии, так и к странам Африки.
Обезглавливание практикуется и поныне — в частности, в Саудовской Аравии, где, например, в 2017 году 146 человек были казнены таким способом. Но все-таки повешение наиболее распространено.
Есть два основных способа. При первом жертва с петлей на шее сбрасывается с небольшой высоты (скажем, с табурета) и умирает от удушья. Это наиболее мучительный способ.
При втором (более гуманном) высота виселицы больше, и веревка в итоге ломает жертве шейные позвонки. Казнимый теряет сознание практически сразу, однако до того, как остановится его сердце, может пройти минут 20.
Проблема с повешением в том, что такая казнь требует очень точного расчета. Например, при неудачном стечении обстоятельств голова повешенного могла оторваться.
В США после 1996 года никого не вешали. «Мой опыт показывает: хотя метод теоретически должен работать, из-за некомпетентности или небрежности бывает много ошибок», — говорит Меган Маккракен из Калифорнийского университета в Беркли, изучающая способы смертной казни.
- Читать
- Править
- История
Смертная казнь — лишение человека жизни в качестве наказания, узаконенного государством и осуществляемого по вступившему в силу приговору суда или по решению иных государственных или военных органов.
В современном цивилизованном обществе смертная казнь во многих юрисдикциях является незаконной, а в других — законным уголовным наказанием лишь за чрезвычайно тяжкие преступления.
По данным за сентябрь 2020 года, в 60 странах мира около 22 500 человек ожидали приведения в исполнение смертного приговора. Наибольшее число «ожидающих», примерно 2500, находилось в тюрьмах США. В среднем ежегодно в мире смертной казни подвергались от 1000 до 1500 человек.
В основном это страны Азии и Африки, но также можно заметить, что в данный список входят такие государства, как Соединённые Штаты Америки и Белоруссия, которые не относятся как к странам Азии, так и к странам Африки.
Страны использующие смертную казнь:
- КНР;
- Иран;
- Саудовская Аравия;
- Ирак;
- Пакистан;
- Сомали;
- США;
- Египет;
- Иордания;
- Кувейт;
- Бангладеш;
- Афганистан;
- КНДР;
- Малайзия;
- Япония;
- Южный Судан;
- Бахрейн;
- Сингапур;
- Белоруссия;
- Йемен;
- Объединенные Арабские Эмираты;
- Сирия.
Ни для кого не секрет, что наивысшей мерой наказания в СССР был расстрел. Но после распада смертная казнь в Российской Федерации по конституции 1993 года «носила временный характер и была рассчитана лишь на некоторый переходный период» и больше не может применяться с 16 апреля 1997 года, то есть наказание в виде смертной казни не должно ни назначаться, ни исполняться.
Вопрос о её применении окончательно был разъяснён Конституционным судом в 2009 году на основании Конституции и международных договоров, но норма о смертной казни осталась в национальном законодательстве, обладающем меньшей правовой силой, чем Конституция и международные договоры.
Простыми словами, положение о смертной казни закреплено законодательно, но не применяется на практике.
Было зафиксировано очень много случаев, когда смертная казнь идёт вразрез с международным правом и стандартов:
1. Как минимум 13 публичных казней зафиксировано в Иране.
2. 7 человек в Иране, и как минимум 1 в Южном Судане, приговорённых к смерти, были несовершеннолетними.
3. В США, Японии, Мальдивах и Пакистане были казнены люди с психическими и интеллектуальными расстройствами.
4. Во многих странах отсутствовал справедливый суд.
5. «Признания» из обвиняемых были получены путём пыток (КНР, Саудовская Аравия, Египет, Бахрейн, Иран, Ирак).
6. Военные суды приговаривали гражданских к смертной казни в Египте и Пакистане.
Смертная казнь использовалась за преступления, не связанные с умышленным убийством, и поэтому не соответствовала «самому тяжкому преступлению» по международному праву. К ним относят:
1. Правонарушения, связанные с наркотиками:
- Саудовская Аравия,
- Китай,
- Иран,
- Сингапур.
2. Экономические преступления (коррупция) — Китай.
3. «Богохульство» — Пакистан.
4. Похищение:
- Иран,
- Ирак,
- Саудовская Аравия.
5. Насилие (Саудовская Аравия).
Смертная казнь в разных странах мира: жестокая и беспощадная
Мы живем в необычное время. Меняется многое: органы государственной власти, реформируется судебная система, принимаются новые законы. Но не следует забывать, что гуманизм и демократию нельзя установить, пусть даже и в законодательном порядке.
В этом процессе должны участвовать сами люди, каждый из которых, утверждая собственное достоинство и защищая свои права, вносит тем самым вклад в укрепление правопорядка. Общество должно само выстрадать отказ от смертной казни, стать достаточно сильным. Этот процесс долгий и трудный.
Однако необходимо знакомить общественность с проблемой смертной казни как можно шире, предоставлять материалы и статистические данные о применении смертной казни, знакомить с опытом стран, отменивших ее, публиковать исследования о влиянии смертной казни на рост преступлений, конкретные дела, по которым совершены судебные ошибки.
Люди должны сами понять эту проблему и решить ее.
Смертная казнь представляет собой особый вид наказания, который определяется законом как исключительная мера. Данное наказание применяется в тех случаях, когда совершенное преступление имеет особо тяжкие последствия.
Как правило, данный вид наказания предусмотрен в тех случаях, когда совершенные преступные деяния посягают на жизнь человека. Вместе с тем, в некоторых странах действуют несколько иные нормы, при которых допускается высшая мера наказания.
Смертная казнь назначается как единственное и основное наказание. Стоит отметить, что в некоторых случаях она может быть заменена на иной вид ответственности, а именно на пожизненное тюремное заключение.
В нашей стране такое наказание, как смертная казнь не применяется с 1997 года, однако мораторий на смертную казнь как высшую меру наказания был принят КС только в 2009 году. Исходя из основополагающих положений Конституции РФ, данный вид наказания в нашей стране носил временный характер и был предусмотрен исключительно на определенный период времени.
Официальная отмена смертной казни в РФ была приурочена к присоединению нашей страны к конвенции о защите прав человека в 1996 году.
После того, как данное соглашение было ратифицировано, наша страна перестала применять данное наказание на практике. Вместе с тем, стоит обратить внимание, что несмотря на мораторий на смертную казнь, в отечественной законодательной базе сохранились положения, которые устанавливают этот вид наказания.
В частности, в соответствии с положениями уголовного законодательства, смертная казнь в России назначается как единственная мера наказания в тех ситуациях, когда совершенное преступное деяние соответствует санкциям, установленным в особой части УК РФ. Здесь указан перечень преступлений, за которые может быть назначено соответствующее наказание:
- Геноцид в отношении определенной группы населения;
- Посягательство на жизнь представителей правоохранительных органов и судей;
- Посягательство на жизнь общественных деятелей, правозащитников и государственных чиновников высшего ранга;
- Квалифицированное убийство.
Даже после того, как отмена смертной казни в нашей стране стала официальной, данные положения не были отменены, и до сих пор продолжают действовать. Однако их юридическая сила оценивается меньше, чем международные договоренности, и потому данная мера в России не используется. Вместе с тем, эксперты утверждают, что в случае необходимости может быть применено возвращение смертной казни, поскольку принципы установления высшей меры наказания присутствуют в уголовно-правовой базе.
Мораторий на смертную казнь в стране начался со 2 февраля 1999 года, когда Конституционный суд наложил запрет на применение смертной казни без участия присяжных заседателей.
И хоть прямого указания на ее запрет в правовом акте нет, он послужил началом наложения «вето» на применение казни.
Деятель Французской революции Максимилиан Робеспьер высказывался против смертной казни, но в период якобинской диктатуры отошёл от своего принципа и использовал её. В результате он был казнён сам, убедившись в том, что от демократических ценностей отступаться нельзя. Большинство старых большевиков, называвших смертную казнь «необходимостью», было уничтожено в чистках 1937-1938 годов. Эти случаи наиболее ярко доказывают, что когда вводится смертная казнь – она может быть направлена на каждого, даже (и особенно) на того, кто требует её введения. В итоге верными оказываются такие ранние слова Робеспьера:
Если вне гражданского общества какой-нибудь враг покушается на мою жизнь или если, неоднократно прогнанный, он приходит опять опустошать поле, которое я обработал, то мне остается погибнуть или убить его, так как его силам я могу противопоставить тогда лишь свои личные силы, и закон естественного правосудия оправдывает и одобряет меня. Но в гражданском обществе, когда сила всех ополчается против одного, какой принцип правосудия может разрешить ему предать его смерти? И обратите внимание на одно обстоятельство, которое решает вопрос: когда общество наказывает виновного, то он не в состоянии ему повредить: оно держит его в оковах, оно судит его спокойно, оно может наказать его, лишить его возможности внушать страх на будущее время. Победитель, убивающий своих пленных врагов, называется варваром, человек зрелых лет, убивающий испорченного ребенка, которого он может укротить и наказать, кажется чудовищем.
Он [закон о смертной казни] необходим, говорят сторонники старого обычая. Кто это вам сказал? Испытали ли вы все средства, при помощи которых законы могут действовать на человеческую чувствительность? Скольких только страданий, физических и нравственных, не переносит человек до смертной казни! Является ли человек простым животным, на которого можно произвести впечатление лишь страхом смерти и телесных мучений? Нет. Источником его приятных или горестных ощущений является главным образом нравственная сторона его существа. Больше всего пищи для строгости законов предлагается ею. Помимо тех благ и зол, которыми человека наградила природа, общество создаёт для него бесчисленное множество других. Посмотрите, при помощи скольких новых страстей сажает оно его под ярмо законов, посмотрите, как оно связывает его счастье с его собственностью, семьёй, друзьями, отечеством; как, в особенности, создаёт оно для него потребность в благосклонности тех, кто его окружает. Нет, смерть не всегда является для человека наибольшим из зол. Он её часто предпочитает утрате драгоценных преимуществ, без которых жизнь становится ему невыносимой. Он в тысячу раз скорее захочет погибнуть, чем жить, являясь предметом презрения своих сограждан.
Коль скоро законодатель может поразить граждан в столь многих чувствительных местах и столь многими способами, то почему должен он считать себя вынужденным прибегать к смертной казни? Наказания существуют не для того, чтобы мучить виновных, а для того, чтобы предупреждать преступления боязнью навлечь их на себя.
К тому же, господа, если вы придумаете наиболее совершенный судебный порядок, если вы найдёте самых неподкупных и самых просвещённых судей, всегда останется некоторое место для ошибки и предубеждения. Зачем же лишать вас возможности протянуть руку угнетённой невинности? Те бесплодные сожаления, то обманчивое восстановление чести, которое вы предлагаете пустой тени, бесчувственному праху, являются лишь слабым удовлетворением, лишь печальным доказательством варварского безрассудства уголовных законов. Лишь тому, чьё вечное око видит в глубине сердец, надлежит назначать неотменимые наказания. Вы, законодатели, не можете возложить на себя эту ужасную задачу, не сделавшись ответственными за всю невинную кровь, которая прольётся под мечом законов.
Остерегитесь же спутать действительность наказания с избытком строгости: первая совершенно противоположна второму. Всё способствует справедливым и умеренным законам, всё сговаривается против жестоких законов. Негодование, которое возбуждает преступление, уравновешивается состраданием, которое внушает крайняя строгость наказаний. Непреодолимый голос природы подымается против закона, в пользу виновного. Каждый поспешил бы выдать виновного, если бы наказание было мягким, но он чувствует, как природа содрогается в нём при одной мысли послать на смерть. Да, я не боюсь это сказать, тот закон, которым вы обязали всех граждан доносить на виновных, будет лишь несправедливым, нелепым и неисполнимым законом, если вы сохраните смертную казнь. Это первое положение доказывает необходимость согласования всех законов; оно доказывает, что изолированный закон может сделаться нелепым при сопоставлении с другими законами.
Юридически смертная казнь в России не отменна, но она не действует на основании специального моратория. Сведения о такой мере наказания приводятся в положениях Конституции и . Например, в ст. 59 УК содержится информация о мере наказания, представленной казнью.
С момента начала правления Ельцина казнь не применялась. В 1996 году был опубликован указ, на основании которого планировалось постепенно сокращать количество смертей. Мораторий на казнь принят 2 февраля 1999 года. Судьи КС запретили применять данное наказание без присяжных. Это стало причиной наложения полного «вето» на казнь. С того момента государственные органы не рассматривали вопрос о снятии моратория.
19.11.2009 года судьи запретили пользоваться смертным приговором при вынесении наказания любому суду России.
История смертной казни начинается с древних времен. За любое преступление, которое классифицировалось как особо тяжкое, могла быть применена данная мера ответственности. Начиная с того времени, появилось огромное количество видов смертной казни, однако до наших дней дошло лишь несколько основных видов подобного наказания.
На данный момент в большинстве стран мира запрещено установление высшей меры наказания, поскольку это противоречит основополагающим принципам и нормам прав человека. Однако до сих пор некоторые государства сохранили данный вид наказания и активно применяют его на практике. Чаще всего можно встретить следующие виды смертной казни:
- Расстрел. Применение смертной казни этого типа предусматривает использование огнестрельного оружия. Это самый распространенный вид наказания на данный момент. Пока Россия сохраняла возможность установления казни в качестве наказания, это был единственный вид, который использовался в нашей стране.
- Повешение. Этот тип наказания предусматривает удушение преступника при помощи петли. Использование этого вида наказания законодательно разрешено в 19 странах мира.
- Смертельная инъекция. Этот вид считается одним из наиболее гуманных, и предусматривает умерщвление преступника при помощи введения ему смертельно опасного яда.
- Электрический стул. Этот вид наказания характерен для США и предусматривает умерщвление преступника путем воздействия на его организм высокого напряжения.
- Обезглавливание. Этот вид наказания является наиболее критикующимся правозащитниками разных стран мира. Однако это совершенно не мешает 10 государствам устанавливать это наказание в качестве смертной казни.
- Побои камнями. Это один из самых старых видов наказания. На данный момент смертная казнь этого вида используется некоторыми странами мусульманского мира, в том числе большинством государств Аравийского полуострова.
В древности смертная казнь была однозначно прогрессивным деянием: она освобождала родственников убитого от обязанности мстить за него. Казни предшествовало судебное разбирательство, и ее производил только уполномоченный представитель государства, иначе это действие считалось убийством и каралось законом. Состав преступлений, за который лишали жизни, был разный в разные века и в разных странах, и не раз менялся. Пожалуй, наиболее общими были тяжкие убийства и преступления против государства (терроризм, мятежи, часто фальшивомонетничество), что логично. В отдельных странах с современной точки зрения законодательство было излишне жестоким — так, в Великобритании вешали за кражи на сумму больше 30 пенсов, отменили этот закон лишь при королеве Виктории, в XIX веке.
Со второй половины ХХ века так называемые цивилизованные страны стали отменять смертную казнь. В ФРГ смертная казнь была отменена в 1949 году, в ГДР — в1987 году, в Великобритании — в 1969 году, в 1978 году — в Испании, во Франции смертную казнь отменили в 1981году, в Италии — в 1990.
С 1990 года количество стран, желающих присоединиться к, так сказать, нормам гуманизма, резко возросло. Смертную казнь отменили полностью около 40 стран. К настоящему времени в мире насчитывается около 130 стран, отменивших смертную казнь в законе или на практике. 68 стран сохраняют и продолжают применять эту меру. В число этих стран входят США, Китай, Израиль, Япония, Южная Корея, Саудовская Аравия, Малайзия, Сингапур. В 2008 году наибольшее количество смертных казней имело место в Китае (1718).
Что касается СССР, то смертная казнь в начале века краткосрочно отменялась два раза, затем — в 1947-50 годах. В 1950-м была восстановлена для изменников родины, шпионов, диверсантов и проч., а в 1954 года восстановлена и для неполитических убийц. В 1962 году добавились смертные казни за изнасилование и за взяточничество. Несмотря на то, что в Уголовном Кодексе РСФСР имелось 15 статей, предусматривающих эту меру наказания в мирное время, все-таки 96% приговоренных к ней за 1961-89 гг. были осуждены за умышленное убийство при отягчающих обстоятельствах (всего было казнено 24422 человека).
16 мая 1996 года Борисом Ельциным был издан указ «О поэтапном сокращении применения смертной казни в связи с вхождением России в Совет Европы». С тех пор смертная казнь не проводилась.
2 февраля 1999 года Конституционный суд РФ вынес Постановление №3-П, в котором признал неконституционным возможность вынесения смертных приговоров в отсутствие судов присяжных во всех регионах страны.
Когда Россия подписала Европейскую конвенцию и вошла в Совет Европы (от которого нам никакой пользы нет, один вред — но это другой вопрос). При вступлении нами были приняты обязательства, в том числе и такое: в течение одного года мы должны были подписать и в течение трех лет ратифицировать протокол об отмене смертной казни.
Протокол подписали вовремя, то есть ровно через год. А ратифицировать его, чтобы он имел силу закона, Госдума должна была до 5 мая 1999 года. Да только все как-то не складывалось, и лишь 6 августа 1999 года, с опозданием на три месяца, Борис Ельцин внес протокол № 6 на ратификацию в Государственную Думу. На этом все и закончилось: депутаты не ратифицировали протокол до сих пор.
То есть формально мораторий на смертную казнь в России не объявлен — как бы не любили заявлять об этом некомпетентные журналисты и политики. Депутаты же просто пролонгируют протокол — без ратификации — время от времени.
Если строго юридически, то вместо моратория у нас продолжает действовать указ Бориса Ельцина «О поэтапном сокращении применения смертной казни в связи с вхождением России в Совет Европы», который рекомендовал депутатам Госдумы уменьшить в УПК количество статей с «вышкой», а также обязал МВД и прокуратуру «гуманно обращаться с приговоренными к смерти». Произошла подмена понятий: именно этот указ Ельцина нынче и принято считать мораторием на смертную казнь.
Так что в РФ нет никакого моратория на смертную казнь de jure, есть лишь пропагандистская утка, запущенная в середине девяностых годов.
Что такое гуманизм? Определений много, но конвенциально именно «признание ценности человека как личности», «человек — высшая ценность» и «утверждение блага человека как критерия оценки общественных отношений».
Обратите внимание — используются термины «человек», «личность». А они — отнюдь не конвенциальны! Вспомните хотя бы еще одну тему, которая вызывает споры постоянно — аборты, там как раз «считать ли эмбриона человеком» — один из основных вопросов. Еще сложнее с термином «личность» — если не считать его полным синонимом «человеческой особи» (что не соответствует естественному языку — фраза «это личность!» отнюдь не эквивалентна «это просто обычный человек»), то, к примеру, является ли идиот в медицинском смысле (практическое отсутствие интеллекта) личностью?
Как-то язык не проворачивается такое сказать, не так ли? Но если гуманисту заявить, что «признание ценности человека как личности» к умственно отсталым не относится, то он будет весьма экспрессивно возражать (проверял несколько раз).
Станислав Ежи Лец некогда очень метко высказался: «Человек — мера всего, до чего же удобно! Раз меряют великаном, раз карликом».
Да и по поводу «что есть благо» также можно очень много чего сказать — причем с диаметрально противоположных сторон.
Так что ситуация — весьма неопределенная. Что не мешает гуманистам заявлять, что-де гуманизм — это «общечеловеческая ценность» и так далее.
Примечание. «Общечеловеческие ценности» — словосочетание, активно используемое в манипуляции общественным мнением. Утверждается, что, несмотря на различие национальных культур, религий, уровня жизни и развития народов Земли существуют некие одинаковые для всех ценности, следовать которым должны все без исключения. Этот тезис применяется для навязывания глобализации экономики, мультикультурализма и т.п. В общем виде — для уничтожения наций и превращения всех в общество потребления под эгидой Запада (в более узком смысле — США).
Гуманизм — это, образно говоря, иезуитское знамя. «Человек превыше всего» — что из этого следует?
«Все — ради человека», «Ничто не стоит слезинки ребенка» и так далее.
Давайте перефразируем это в несколько иную форму.
Не «все — ради человека Васи Пупкина», а «все — ради человека». Не «самое ценное на планете — человек Вася Пупкин», а «просто человек». Не «человек Вася Пупкин — вершина эволюции», а, опять-таки, «просто человек».
Гуманизм провозглашает максимальную ценность «человека вообще», «любого человека», «каждого человека»… Но у людей, знаете ли, весьма разные ценности, желания и так далее! Интересы людей конфликтуют — от этого никуда не деться.
Обратимся к мотивационной психологии.
Мотив — то, ради чего совершается деятельность. Из этого следует, что любая деятельность, обусловленная каким-либо мотивом, имеет цель. Целеориентированная активность живого организма называется поведением. В основе поведения лежат потребности живого организма, над которыми надстраиваются исполнительные действия, служащие их удовлетворению.
Первичной формой потребности является нужда — то, что необходимо для сохранения и развития конкретного индивида. Именно на это направлены инстинкты. Для homo sapiens характерно то, что те его потребности, которые связаны с задачами его физического существования, отличны от аналогичных потребностей животных. Но, тем не менее, они существуют, и они первичны. Удовлетворение этих потребностей обусловлено уже социальными факторами, поэтому они «маскируются», но они — первичны.
И вот некто заявляет, что-де любой человек — превыше всего. Но в основе основ всех мотивов, порождающих все действия, является сохранение индивида, более того, самоосознание любого разумного существа включает в себя понимание «когда закончусь Я, закончится ВСЕ».
Ну и как можно относиться к человеку, который говорит: «Самое ценное — это не я, а человек вообще (любой человек)»? Некий конкретный другой человек — это понятно психологически, как и жертва собой во имя долга и т.п. Если имярек так считает — то это убеждение идет именно из его личных ценностей. «Умираю, но не сдаюсь», например.
Но просто «абстрактный любой человек важнее всего»?!
Причем — это любят демагогически заявлять — «сам человек тоже входит в множество всех» психологически не верно. Если исходить из «самое ценное — я», получим противоречие с «самое ценное — любой». В том-то и дело, если априорно выбирать себя, то это — не «любой», а имярек лично. Но это заявляется как «неправильный» эгоизм — мол, главное — это не ты лично, а любой человек! Таким образом насаждается «альтруизм»: мол, надо действовать не в свою пользу, а в пользу кого-то еще. Причем если выбрать «кого-то еще» конкретно, то получается то же самое: это ведь конкретный человек, а ценность — это «человек вообще».
Таким образом декларируется, что-де помогать надо не конкретно кому-то (включая себя), а «людям вообще» — их группы указывают всеразличные организации гуманистов. Всякие «голодающие Африки» и проч. — помощь максимально безлична.
Либо наоборот — скажем, помощь кому-то одному на дорогостоящую операцию и т.п. Мол, всем миром надо помочь такому-то ребенку и собрать несколько миллионов рублей. Даже если ребенок действительно в этом нуждается — то почему именно он? Причем нередко речь идет не об окончательном выздоровлении, а просто о продлении жизни на некоторый срок — почему бы этими деньгами не помочь тем, кому действительно можно помочь, и до полного выздоровления? Или не выделить стипендии бедным, но талантливым?
Короче говоря, идет пиар — и не более того (плюс гуманистическим организациям на что-то существовать надо, таки да).
Впрочем, мы отвлеклись — говорили-то о психологии.
Так вот, ежели некто заявляет, что-де для него главное — не он сам, а «человек вообще», то возможны лишь две трактовки его слов.
Первый вариант: человек (либо социальная группа), заявляющий это — попросту лжет. Мотив лжи может быть разным: «политический капитал», «стремление быть правильным» и проч., фактически же это — желание получить личные льготы, прикрываясь «общепринятым знаменем».
Вариант второй. Человек истинно верует в идею гуманизма и пойдет за нее «на костер» — тогда это психически больной человек: можно идти против осознанных желаний, но нельзя идти против инстинктов. Тут особо расписывать не буду, достаточно просмотреть доступную литературу по фанатизму.
Гуманизм — это «разговорное» течение. Фанатики действия (в психопатологическом смысле этого слова) в нем не встречаются.
Логический вывод: подавляющее большинство гуманистов попадают под первую трактовку: им по какой-либо причине выгодно называть себя гуманистами. А причина, какой бы она ни была, изначально связана с личной выгодой. Вы встречали гуманиста, который всю свою зарплату переводит куда-то, чтобы «людям было лучше»? Или гуманиста, который, вместо того, чтобы кричать «люди живут в ужасающих условиях» — вселяет в свою благоустроенную квартиру десяток бомжей с вокзала? Именно поэтому гуманизм — насквозь лживое течение. Пока все идет на уровне «заявлений и деклараций», это не сильно бросается в глаза, но картина резко меняется, когда доходит до материальных ценностей или корпоративных интересов.
Те же, кто попадает под вторую трактовку — в подавляющем большинстве (это я для корректности, на самом же деле — о других вообще не слышал) являются религиозно верующими. Причем, понятно, принадлежат к тем религиям, которые пропагандируют «любовь к ближнему» при жизни и вознаграждение за это после смерти. Известная формула: «деньги — вечером, утром — стулья». Впрочем, не будем отвлекаться.
Против: преступника этим не исправить!
«Смертная казнь — это не средство разрешения конфликта, возникшего в обществе. При этом не достигается цель наказания, исправления и нравственного воздействия на преступника».
Да-да, встречается и такой аргумент.
Пожалуй, я воздержусь от оценки умственных способностей тех, кто его приводит.
Цель работы правоохранительных органов — это недопущение преступлений. Разными способами, и перевоспитание — лишь один из них (здесь я скорбно молчу о его эффективности).
Смертная же казнь — это именно высшая мера социальной защиты. Ее воспитательное действие тут вторично и действует на других преступников. По отношению же к казнимому все просто: имярек настолько противопоставляет себя обществу, что общество избавляется от него.
Смертная казнь — это инструмент, средство для решения задач, стоящих перед государством в области внутренней политики. Образно говоря, это «социальная хирургия», удаление «раковой опухоли», которая пожирает здоровые клетки.
Кроме того, тезис неявно исходит из парадигмы «преступник перевоспитается» — что, мягко говоря, сомнительно. Особенно с учетом тяжести преступлений и срока отсидки.
Демагогия: смена тезиса, попытка подсунуть ложную исходную посылку.
Смертная казнь в России официально не применяется с 1997 года. Однако это не мешает сохранять возможность установления казни, поскольку никакие изменения не были введены в действующую уголовно-правовую базу. Это создает некие прецедент, поскольку при таких условиях возможно возвращение смертной казни, если наша страна выйдет из европейской конвенции о правах человека.
Впрочем, изначально у преступников, которых приговорили к высшей мере наказания, имелся шанс на помилование. Этот законодательный процесс осуществляется Президентов РФ в отношении конкретного лица, уличенного в совершении преступления.
Чтобы воспользоваться возможностью помилования, необходимо направить официальное ходатайство к Президенту РФ при помощи того учреждения или органа, который назначил наказание. При этом следует отметить, что исполнение смертной казни было невозможными до того момента, как не придет официальный ответ о помиловании или отказе в нем.
Смертная казнь на Ближнем Востоке
На ближнем востоке и в арабских странах смертная казнь по прежнему крайне распространена. Наиболее активно использует такую меру наказание занимает Иран, в котором в среднем проводится несколько сотен казней в год. При этом в Иране лишь в 2002 году отказались от побиения камнями, и допускается смертная казнь несовершеннолетних. В соответствии со строгим прочтением шариата, смертная казнь применяется в качестве наказания за целое множество преступлений: от убийства, государственной измены и терроризма до «ереси», гомосексуализма, потребления алкоголя и супружеской измены. С 2013 года в Иране казнили более 3 600 человек.
Схожая ситуация сложилась и в ряде других арабских стран. Так, в Саудовской Аравии в 2018 в исполнение было приведено 149 приговоров, а в Ираке – более 50. Саудовская Аравия, как и Иран, выделяется большим перечнем преступлений, наказуемых смертной казнью, в число которых входит даже столь странное для XXI века правонарушение как «колдовство».
В значительной части арабских стран смертная казнь осуществляется через расстрел и повешивание. В то время как практически все государства на законодательном уровне отказались или ограничили столь жестокую практику, как побиение камнями, на уровне отдельных общин и деревень она сохранилась. Кроме того, в Саудовской Аравии до сих пор казнят преступников путем отрубания головы, при этом, как и в Средние века, сохраняются целые династии профессиональных «палачей».
- Средневековье. По всей Европе применяются простейшие устройства — предшественники гильотины.
- 1780-е. Жозеф Игнас Гильотен предлагает французским властям разработать машину для казней.
- 1791. Правительство Французской республики декларирует равные права: преступникам любых сословий рубить головы.
- 1792. Разработана, собрана, испытана на баранах и впервые использована для казни гильотина. Нож в ней расположен под углом 45 градусов, чтобы лучше резать шею, устроено ложе для приговоренного.
- 1792 — 1795. Во Франции на гильотине сложили головы около 43 тыс. человек. Возраст преступников — от 13 до 93 лет.