Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Судебная практика по ст. 276 ГК РФ». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В том случае, если инициатор установления сервитута отказывается от его отмены даже несмотря на наличие объективных причин для его отмены, возможность для снятия обременений на земельные участки существует – с помощью обращения в суд.
Способы отмены сервитута
Возможность снятия обременений может производиться двумя путями:
- По взаимной согласованности. Процесс проходит в несколько этапов и заключается в следующем:
- Определение обстоятельств, влекущих возможность отмены действующего обременения. Это может сделать сторона, заинтересованная в его снятии, и оба участника;
- Заключение отдельного соглашения о расторжении сервитута. Документ должен содержать сведения о собственнике и держателе сервитута, причины установления обременения, данные об участке, основания для отмены сервитута, и подписываться обеими сторонами. Он станет определяющим фактором, послужившим основанием для регистрации юридически значимого факта;
- Обращение в уполномоченный орган с заявлением о снятии ограничений. Ими являются Департаменты и Комитеты земельных и имущественных отношений администраций муниципалитетов либо субъектов страны. Кроме заявки представляется документация, удостоверяющая правомерность заявляемых требований. Ими могут стать план эксплуатации обремененного объекта, подтверждающего невозможность его использования по прямому назначению, или доказательства того, что использование территории более не нужно. После их подачи, в течение 10 дней сотрудниками учреждения проводится проверка представленных бумаг и рассмотрение их руководителем. В срок не более тридцати дней должно быть вынесено соответствующее решение и подготовлено постановление;
- Проведение регистрационных действий по отмене установленных ограничений с получением соответствующей выписки из ЕГРП. Производятся они в Росреестре не позже 10 суток после подписания договорных обязательств или получения постановления, в реестр прав вносится соответствующая запись. Выданная по окончании процедуры выписка может использоваться в качестве доказательства, свидетельствующего о ничтожности претензий третьих лиц на действия по применению сервитута.
- Расторжение соглашения в суде. При невозможности согласовать снятие обременений по договоренности, придется пройти следующие стадии решения вопроса:
- Досудебное урегулирование возникших разногласий. Для этого потребуется составить письменное уведомление второй стороне об исчезновении причин, по которым устанавливались обременения. Документ направляется средствами почтовой связи с уведомлением о его получении;
- Подготовка заявления, определяющего возможность прекращения ограничений. Его составляет лицо, выступающее инициатором отмены обременения;
- Подача иска в судебные инстанции с приложением документации, являющейся доказательственной базой, подтверждающей возможность отмены сервитута;
- Рассмотрение дела по существу, в ходе которого изучается и анализируется представленная информация. Вынесение судебного решения;
- Заключение дополнительного документа о расторжении договора об установлении обременений либо использование судебного постановления для прекращения договорных отношений;
- Процедура регистрации снятия ограничений на основании подписанного соглашения или принятого решения судебного органа.
Консультации по темам
Вопрос по алиментам |
Общие вопросы юристу онлайн |
Получение гражданства РФ |
Ритейл |
Юрист по банкротству |
Производство |
Получение субсидий, грантов |
Бухгалтерский учет. Анализ, аудит |
Юрист по трудовому спору |
Арбитражные споры |
Патентное право |
Работа с судебными приставами |
Импорт, экспорт |
Гражданское право |
Семейный юрист онлайн |
Автоюрист. Споры по ДТП |
Жилищный юрист онлайн |
Жалоба в ЕСПЧ |
Защита прав потребителей |
Наследственные споры |
Основания прекращения частного сервитута
Статья 276 ГК РФ называет два основания для прекращения частного сервитута: расторжение договора и судебное решение. Инициатором прекращения сервитута в этих случаях выступает собственник участка, обремененного сервитутом.
В первом случае причиной прекращения сервитута является отпадение оснований, по которым он был установлен. Во втором случае — невозможность использования земельного участка в соответствии с назначением в результате обременения его сервитутом.
Между тем частный сервитут может прекращаться и в иных случаях:
- — при гибели объекта сервитутного права (пересыхание водного источника);
- — при изъятии служащего земельного участка для государственных или муниципальных нужд;
- — при истечении срока действия срочного сервитута и др.
Поскольку в качестве субъектов, обремененных водными и лесными сервитутами, в соответствии со ст. 42, 55 ВК РФ и ст.ст.
17, 21, 22 ЛК РФ выступают не собственники водных объектов и участков лесного фонда (РФ и субъекты РФ), а пользователи (граждане и юридические лица), водные и лесные сервитуты прекращаются также в связи с прекращением права пользования водным объектом или участком лесного фонда.
Прекращение частного сервитута подтверждается специальным штампом погашения, который ставится на регистрационном реестре (п.62, 64 правил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденных постановлением правительства РФ от 18.02.1998 г. № 219).
Порядок принятия сервитута
Сервитут устанавливается исключительно в ситуации, когда у владельца участка нет другой возможности пользоваться собственной землей. К примеру, Иванов обратился в суд с требованием установить сервитут в отношении соседнего участка, так как не хочет добираться на свой в обход: по пути, который является более протяженным и неудобным. В данном случае у истца есть возможность прохода на свой участок, не обременяя сервитутом соседний. Такое заявление подлежит отклонению.
Также не может устанавливаться сервитут на участок, если из-за него владелец не может пользоваться им по назначению. К примеру, общество обратилось с иском к ИП с требованием установить сервитут для пользования канализационной сетью на его территории. Участки заявителя и ИП смежные, образовались путем разделения одного участка. На участке предпринимателя оказалась часть канализационных сетей. ИП ранее проводил экспертизу о возможности ее переноса на территорию ответчика и обращался с таким предложением к обществу, т.к. объект мешает предпринимателю пользоваться в полной мере участком. Однако заявитель не предпринял предложенные меры. Суд отказал истцу, т.к. инженерные сети ограничивают пользование участком, а сервитут приведет к невозможности использовать участок по назначению.
Рассматривая исковые требования, суд принимает во внимание все обстоятельства, позволяющие установить сервитут либо отказать в удовлетворении: сведения об участке, условия соглашения, назначение земли, длительность договоренности, порядок определения размера платы, виды работ в случаях, если сервитут принимается на время обслуживания объектов, их ремонта и т.п.
Истцы и владельцы земельных участков, через которые проходит дорога к жилым домам, после отказа в удовлетворении требований Росимущества в районном и краевом судах, смогли добиться пересмотра дела через Верховный Суд РФ.
Суд первой инстанции должен был изучить все условия сервитута, например, нюансы проезда автотранспорта, которые бы не противоречили правам истцов и были бы менее обременительны для владельцев земельных участков, через которые проходит дорога. В таких случаях, когда требуются специальные познания, к примеру, при организации движения транспорта, проведении оценки деятельности, суд может обратиться к экспертам.
Сервитут, устанавливаемый судом, подлежит регистрации, поэтому в судебном акте четко прописываются условия ограниченного пользования участком. Эти условия не были соблюдены судами первых инстанций. Из решений судов непонятно, являются ли спорные участки единственным способом проезда к домам, какие имеются альтернативные варианты, чтобы не обременять участки сервитутом, и не является ли принятие его условий ограничением доступа владельцев к своим участкам.
При рассмотрении этого дела суды двух первых инстанций указали, что пользование зданиями и общественным местом возможно только через участки истцов, при этом не было принято во внимание экспертное заключение. Оно указывало на возможность прокладки новой автодороги к зданиям и местам общего назначения. В судебных актах также отсутствовал срок действия сервитута, размер платы за пользование участками, через которые проходит дорога.
Выходит, суды не выполнили условия, предъявляемые при разбирательстве дел такой категории, и возникший спор не рассматривался по существу.
Способы отмены сервитута
Возможность снятия обременений может производиться двумя путями:
- По взаимной согласованности. Процесс проходит в несколько этапов и заключается в следующем:
- Определение обстоятельств, влекущих возможность отмены действующего обременения. Это может сделать сторона, заинтересованная в его снятии, и оба участника;
- Заключение отдельного соглашения о расторжении сервитута. Документ должен содержать сведения о собственнике и держателе сервитута, причины установления обременения, данные об участке, основания для отмены сервитута, и подписываться обеими сторонами. Он станет определяющим фактором, послужившим основанием для регистрации юридически значимого факта;
- Обращение в уполномоченный орган с заявлением о снятии ограничений. Ими являются Департаменты и Комитеты земельных и имущественных отношений администраций муниципалитетов либо субъектов страны. Кроме заявки представляется документация, удостоверяющая правомерность заявляемых требований. Ими могут стать план эксплуатации обремененного объекта, подтверждающего невозможность его использования по прямому назначению, или доказательства того, что использование территории более не нужно. После их подачи, в течение 10 дней сотрудниками учреждения проводится проверка представленных бумаг и рассмотрение их руководителем. В срок не более тридцати дней должно быть вынесено соответствующее решение и подготовлено постановление;
- Проведение регистрационных действий по отмене установленных ограничений с получением соответствующей выписки из ЕГРП. Производятся они в Росреестре не позже 10 суток после подписания договорных обязательств или получения постановления, в реестр прав вносится соответствующая запись. Выданная по окончании процедуры выписка может использоваться в качестве доказательства, свидетельствующего о ничтожности претензий третьих лиц на действия по применению сервитута.
- Расторжение соглашения в суде. При невозможности согласовать снятие обременений по договоренности, придется пройти следующие стадии решения вопроса:
- Досудебное урегулирование возникших разногласий. Для этого потребуется составить письменное уведомление второй стороне об исчезновении причин, по которым устанавливались обременения. Документ направляется средствами почтовой связи с уведомлением о его получении;
- Подготовка заявления, определяющего возможность прекращения ограничений. Его составляет лицо, выступающее инициатором отмены обременения;
- Подача иска в судебные инстанции с приложением документации, являющейся доказательственной базой, подтверждающей возможность отмены сервитута;
- Рассмотрение дела по существу, в ходе которого изучается и анализируется представленная информация. Вынесение судебного решения;
- Заключение дополнительного документа о расторжении договора об установлении обременений либо использование судебного постановления для прекращения договорных отношений;
- Процедура регистрации снятия ограничений на основании подписанного соглашения или принятого решения судебного органа.
Публичные сервитуты могут быть установлены в следующих случаях:
- Для размещения гравиметрических, нивелирных, геодезических пунктов и межевых знаков, а также для беспрепятственного проезда (прохода) к ним при проведении геодезических работ или межевании земли.
- Для обеспечения проезда при необходимости забора воды в расположенном за участком водном объекте или для обустройства прохода для водопоя животных, а также при дренажных работах.
- Для прокладки и ремонта коммуникативных, инженерных, электрических сетей.
- Для проведения изыскательных или иных видах работ на данной территории.
- Для обеспечения доступа охотникам и рыболовам. К примеру, в сезон охоты или во время нереста рыбы.
- Для выпаса животных, сенокоса или иных сельхознужд на срок, предусмотренный местными традициями, обычаями или погодными условиями, в соответствии с 3 пунктом 23 статьи ЗК России.
- Для обеспечения беспрепятственного доступа к водоёмам в прибрежных полосах.
Отмена по согласованию сторон и одностороннем порядке
Вариант прекращения сервитута по согласованию сторон является самым простым в оформлении с юридической точки зрения. Он используется в ситуации отпадения основания, по которым ограничения устанавливались.
В некоторых ситуациях подобная возможность изначально оговаривается в договоре между сторонами. В остальных ситуациях потребуется подписание обязательного соглашения, в котором факт расторжения фиксируется. Преимуществом становится отсутствие необходимости обращения в судебные инстанции.
В некоторых случаях, чаще всего при отсутствии в договоре о сервитуте оснований прекращения, желание расторгнуть договор может возникнуть только у одной стороны договора.
Важно: в гражданском кодексе перспектива расторжения сервитута в одностороннем порядке не учитывается. В таком соглашении могут принимать участие только обе стороны сделки.
В таком случае для расторжения сделки потребуется обращение в суд по месту расположения земельного участка. Основанием прекращения использования остаются уже упомянутые причины невозможности использования института или по причине прекращения необходимости или из-за технической невозможности.
Стороне, обращающейся с образцом иска, потребуется представить максимум доказательств, подтверждающий основания прекращения сервитута. В то числе в таком случае могут использоваться показания свидетелем и фотографии используемого места.
Основания прекращения публичного земельного сервитута
Для того, чтобы прекратить сервитут, установленный для общественных целей, нужно разобраться с причинами его отмены.
Так, публичный сервитут можно отменить по следующим причинам:
- Причины, по которым публичный сервитут устанавливался, отпали
- Срок действия сервитута истек
- Нарушение правил постановки публичного сервитута
- Отсутствие возможности использования сервитута в соответствии с разрешенным видом использования земельного участка, на котором установлен такой сервитут
- Нарушение законодательства пользователем сервитута, в рамках деятельности, для которого был установлен такой сервитут
Основания прекращения публичного земельного сервитута, установленного для особых целей
Тем не менее, публичный сервитут, установленный для особых целей можно прекратить и до установленного соглашением об установлении сервитута срока. А причины следующие:
- Земля, на которой установлен сервитут, не используется более двух лет
- Оплата за пользование сервитутам не вносится
- В случае, если сам пользователь отказывается от сервитута
Стоит понимать, что указанный перечень не является исчерпывающим. Тем не менее, наличие причин, не предусмотренных действующим законодательством, придется доказывать в суде.
При этом важно отметить, что множество документальных доказательств можно получить только используя адвокатские, либо судебные запросы, поскольку ответчик вряд ли согласится предоставить их вам добровольно.
Осуществление прекращения сервитута, способы его прекращения
Поскольку земельные отношения регулируются не только Земельным кодексом РФ, но и Гражданским, в последнем достаточно четко прописано, как именно происходит прекращение сервитута. Так, в статье 276 действующего Гражданского кодекса РФ указано, что прекращение права ограниченного пользования землей происходит после прекращения оснований для этого права.
Чтобы получить соответствующий акт, необходимо обратиться в суд с соответствующим заявлением или же обратиться в местную администрацию (отдел земельно-имущественных отношений).
В случаях если представители местных органов власти не оказали никаких действий по прекращению сервитута и не выдали соответствующий акт, то обращения в судебные органы не избежать.
Понятия частного и публичного сервитутов
Публичный сервитут, согласно действующим нормам земельного права, устанавливается только в ходе общественных слушаний. Ограниченное право пользования землей для нужд муниципалитета, государства или общества устанавливается по некоторым из оснований:
- при проведении дренажных работ на данном участке земли;
- при монтаже дорожных знаков, геодезических знаков, свободного подъезда к ним;
- при ремонте дорожного покрытия или инженерных и прочих коммуникаций;
- для проведения охоты, рыбалки;
- для прогона сельскохозяйственных животных по участку при отсутствии обходного пути.
Полный список оснований для возникновения публичного сервитута можно прочитать в статье 23 действующего Земельного Кодекса РФ.
Частный сервитут, как ограниченное право пользования землей, возникает тогда, когда собственник одного земельного участка претендует на использование части соседнего земельного участка. Такие правовые претензии чаще всего встречаются в сельской местности, где частные домовладения расположены рядом друг с другом так, что одним соседям рано или поздно приходится пересекать или частично использовать землю других соседей.
Тот собственник, на чей участок земли были возложены права по сервитуту, вправе требовать материальную компенсацию (плату) за использование его собственности. Однако это не означает, что такая плата ему будет выдана, поскольку чаще всего устанавливаются ограниченные права на использование земли во время судебных тяжб.
Прекращение публичного сервитута
Основания для прекращения действия публичного права пользования частью чужого надела прописаны в ст. 48 ЗК РФ. К ним относятся:
- окончание срока действия;
- отсутствие общественных нужд, для которых он был установлен;
- деятельность, для которой был принят сервитут, не осуществляется в течение 2-х лет;
- обладатель права отказался от него;
- не вносится своевременная оплата за эксплуатацию чужого надела.
При данных основаниях отмена прав на использование надела общественностью осуществляется в одностороннем порядке. Администрация выносит постановление об отмене вещного права, которое передается собственнику земли. После чего владелец участка самостоятельно передает данное постановление в Росреестр для снятия обременения с надела. Регпалата вносит сведения в реестр имущества, а хозяину земли выдается новая выписка ЕГРН.
В случае истечения срока действия вещного права дополнительное постановление органа власти, установившего сервитут, не выдается.
Процедура прекращения сервитута происходит по решению органа власти, установившего такие права, или по заявлению владельца надела. Собственник участка вправе потребовать прекращения действия вещного права на свой участок через суд в следующих случаях:
- нарушен порядок установления ограничения пользования землей;
- из-за действия сервитута возникли сложности по эксплуатации территории или объектов, расположенных на ней, в соответствии с целевым назначением земли;
- нарушение обладателем публичного сервитута законодательных норм в процессе эксплуатации участка;
- в документацию по планировке территории внесены изменения.
Снятие обременения в виде публичного права пользования чужим земельным наделом также подлежит регистрации в Росреестре.
Судебные тяжбы по поводу прекращения действия сервитута
Нередко гражданам приходится доказывать свои права на полное использование без ограничений земельного участка путем обращения в судебные органы. Для этого при себе необходимо иметь точно такой же список документов, что и при обращении к представителям местного самоуправления.
При этом в заявлении прописывается, на каком основании компетентные и ответственные органы не выдали соответствующий акт, то есть дополнительно к документам необходимо приложить и соответствующий отказ.
Обоснованность отказа в прекращении сервитута рассматривается мировыми судами, а в случаях если одна из сторон не согласна с вынесенным решением, то в судах высших инстанций. Как правило, если оснований для продолжения использования чужого земельного участка нет, то муниципалитет и не настаивает на таком праве.
Гражданин, чьему участку был нанесен ущерб, может подать иск в суд о возмещении материального и морального вреда к органам местного самоуправления. Суд, оценив нанесенный ущерб, вправе удовлетворить иск полностью или частично.
Более того, суд может предложить сторонам решение в виде купли-продажи участка собственника муниципалитетом. В этом случае окончательное решение останется за собственником, который вправе принять такие условия или же настаивать и дальше на возмещение ущерба в денежном эквиваленте с сохранением имущества.
Подготовка документов для суда
Итак, соглашение с соседом в отношении сервитута не достигнуто. Остается вариант обращения в суд. Начать надо с составления искового заявления
об установлении земельного сервитута
.
Истец в исковом заявлении должен указать, что он обращался к собственнику соседнего земельного участка с предложением установить сервитут, однако соглашения достичь не удалось по таким-то причинам. В качестве причин могут быть такие:
- собственник (сосед) отказался заключить соглашение;
- собственник не направил ответ на предложение;
- собственник не согласился с предложенными условиями.
Кроме того, в исковом заявлении надо указать срок, цели и условия установления сервитута, а обязательно отразить то обстоятельство, что нужды истца не могут быть обеспечены иначе, кроме как установлением земельного сервитута.
Одновременно с иском надо подготовить документы, которые подаются в суд вместе с исковым заявлением. К исковому заявлению надо приложить:
- документы, подтверждающие право собственности или другое право (право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования) на участок (другую недвижимость);
- документы, подтверждающие обоснованность ваших требований. Это могут быть, например, выписка из ЕГРН (Единого государственного реестра недвижимости) о земельном участке, справка СНТ, заключение эксперта или оценщика;
- доказательства обращения к собственнику соседнего участка, а также доказательства его отказа установить сервитут или несогласия с условиями сервитута (если имеются);
- паспорт представителя и доверенность (если от вашего имени в суде будет действовать представитель);
- квитанцию об уплате госпошлины.
Госпошлину надо оплатить до подачи документов в суд. Размер госпошлины по иску о сервитуте составляет 300 рублей.
Исковое заявление об установлении сервитута и необходимые документы подаются в районный суд по месту нахождения земельного участка, в отношении которого истец требует оформить сервитут.
По окончании судебного рассмотрения дела суд оформляет решение об установлении сервитута или об отказе в таком установлении.
Что делать, если соглашение об установлении земельного сервитута не достигнуто?
- Согласно пункту 1 статьи 274 Гражданского кодекса и статье 23 Земельного кодекса, под сервитутом понимается право ограниченного пользования чужим недвижимым имуществом.
- Наиболее распространен земельный сервитут, когда собственник недвижимости, то есть земельного участка имеет право ограниченного пользования соседним участком, например, для прохода, либо проезда к своему участку.
- По общему правилу, сервитут устанавливается по соглашению между лицом, которое требует установить его, и собственником соседнего участка.
- Если стороны не придут к соглашению об установлении сервитута или об определении его условий, лицо, которое требует установления сервитута, должно обратиться в суд.
- Если не было достигнуто соглашения об установлении земельного сервитута, рекомендуем придерживаться следующего алгоритма.
Шаг первый. Определите, есть ли у вас право требовать от собственника соседнего земельного участка установления сервитута.