Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Служебное расследование внутри компании – когда понадобится и как проводить». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Если на предприятии выявляются проблемы, которые мешают нормальному порядку работы, то обязательно требуется проведение проверочных мероприятий для выявления причин нарушений, определения виновного человека и оценки последствий.
Служебная проверка в организации : полномочия работодателя
Н.И. Тимофеев, А.М. Ильина
Опубликовано в номере: Кадры предприятия N2 / 2004
ПОНЯТИЕ СЛУЖЕБНОЙ ПРОВЕРКИ В каждой организации рано или поздно возникают ситуации, когда работодатель вынужден принимать управленческие решения, негативным образом отражающиеся на отдельных работниках.
Речь идет, в частности, о привлечении работников к дисциплинарной или материальной ответственности, увольнении работников по некоторым предусмотренным Трудовым кодексом РФ и другими федеральными законами основаниям и других подобных ситуациях.
Заметим, что в число таких работников могут попадать и руководители организаций.
- Издание подобных распорядительных актов (приказов или распоряжений), оформляющих указанные решения работодателя, как следует из положений трудового законодательства, должно базироваться на установлении соответствующих фактических обстоятельств, с одной стороны, предопределяемых каждый раз непосредственно самой конкретной ситуацией, а, с другой, — оцениваемых с применением некоторых общих подходов.
- Именно этой цели, то есть установлению совокупности фактических обстоятельств, предшествующему принятию работодателем того или иного решения, и служит так называемый «институт служебной проверки».
Уточним, что единого порядка проведения служебных проверок в организациях ни Трудовым кодексом РФ, ни каким-либо другим общезначимым нормативным актом федерального уровня не установлено. К тому же сам термин «служебная проверка» законодательно закреплен лишь в нормативных актах, регулирующих прохождение отдельных видов государственной службы.
Тем не менее, в ряде достаточно крупных организаций со значительной численностью работающего в ней персонала применяются локальные нормативные акты, регламентирующие порядок проведения служебных проверок.
При этом нередко должностные лица, в первую очередь, из числа административно-управленческого персонала организации, сталкиваясь с необходимостью установления тех или иных обстоятельств (например, обстоятельств совершения работником дисциплинарного проступка), фактически проводят служебные проверки, не соотнося свои действия с нормами законодательства (без надлежащего документального оформления, используя недопустимое вторжение в частную жизнь работников и т.п.).
Наконец, нельзя не отметить и то обстоятельство, что результаты правильно проведенной служебной проверки, оформленные соответствующим образом, могут стать дополнительным доказательством правомерности действий работодателя в случае возникновения трудового спора.
В этой связи рассмотрим в общем виде некоторые вопросы, которые, как представляется, не следует оставлять без внимания работодателю при проведении служебных проверок.
Вопросы, связанные с расследованием несчастных случаев на производстве, регулирование которых осуществляется в соответствии со статьями 227 — 231 Трудового кодекса РФ и Федеральным законом от 24.07.
1998 N 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», в рамках данной статьи не рассматриваются.
ОБСТОЯТЕЛЬСТВА, ВЛЕКУЩИЕ НЕОБХОДИМОСТЬ ПРОВЕДЕНИЯ СЛУЖЕБНОЙ ПРОВЕРКИ
К числу таких обстоятельств (случаев), по нашему мнению, можно отнести следующие: 1. Совершение работником дисциплинарного проступка (статьи 192, 193, 195 Трудового кодекса РФ).
При принятии решения о необходимости проведения служебной проверки работодателю, в первую очередь, нужно исходить как из характера совершенного проступка, так и из тех негативных последствий (в том числе материальных), которые возникли или могут возникнуть в связи с этим.
Также следует иметь в виду и то, какой именно вид дисциплинарного взыскания (увольнение, выговор или замечание) может быть применен к виновному работнику.
Например, проводить служебную проверку, конечно же, необходимо в случаях, когда речь может идти об увольнении по одному из оснований, предусмотренных статьей 81 Кодекса 1) по пункту 5 — за неоднократное неисполнение работником без уважительных причин трудовых обязанностей, если он имеет дисциплинарное взыскание;
2) пункту 6 — за однократное грубое нарушение работником трудовых обязанностей, к числу которых относятся:
- прогул (подпункт «а»);
- появление на работе в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения (подпункт «б»);
- разглашение охраняемой законом тайны (государственной, коммерческой, служебной и иной), ставшей известной работнику в связи с исполнением им трудовых обязанностей (подпункт «в»);
- совершение по месту работы хищения (в том числе мелкого) чужого имущества, растраты, умышленного его уничтожения или повреждения, установленных вступившим в законную силу приговором суда или постановлением органа, уполномоченного на применение административных взысканий (подпункт «г»);
- нарушение работником требований по охране труда, если это нарушение повлекло за собой тяжкие последствия (несчастный случай на производстве, авария, катастрофа) либо заведомо создавало реальную угрозу наступления таких последствий (подпункт «д»);
Кто осуществляет проверку
Как было указано выше, служебное расследование проводится специальной комиссией. Состав таковой определяется руководителем. Однако нередко на предприятиях опираются на характер нарушения. Это позволяет полноценно рассмотреть вопрос и справедливо оценить ситуации. Например, когда работник причиняет компании материальный ущерб, то для проверки привлекается бухгалтер, а если речь идет о технике безопасности, то ответственный за таковую по приказу руководства.
Кроме того, на практике часто к проверке привлекают сотрудника службы безопасности. Это позволяет получить характеристику сотрудника, оценить действия такового с точки зрения защиты предприятия и так далее. При этом формируются такие правила практикой, в кодексе нет подробной регламентации того, кто именно должен быть членом комиссии.
Также следует сказать о том, что некоторые проступки условно предполагают комиссию. Речь идет о дисциплинарных нарушениях. Руководитель самостоятельно принимает решение, подтверждая таковое актом и приказом. Законодательством такой порядок не запрещен.
Обжалование результатов
Оспаривание решений комиссии не регламентируется трудовым законодательством в рамках служебного расследования. Только локальный акт может устанавливать возможность обжалования. Однако предусмотрено оспаривание решений, принятых работодателем. Сюда относят не сам результат проверка, а именно заключительный акт, а решение в виде мер воздействия.
Например, по результатам расследования было принято решение уволить сотрудника. Тот с этим не согласен. Работник обращается в уполномоченный орган с заявлением и доказательствами того, что сам факт увольнения был допущен незаконно. Основание – необоснованное решение комиссии, отсутствие доказательств и так далее.
Обратите внимание! Сотрудники, которым необходимо обжаловать решение работодателя, могут обращаться в Трудовую инспекцию или суд.
На сегодняшний день нет стандартного унифицированного образца приказа о служебном расследовании в отношении провинившегося работника. Предприятия и организации могут писать его в произвольной форме или использовать шаблон, разработанный внутри предприятия, исходя из его потребностей (в этом случае форма приказа должны быть утверждена в четной политике фирмы).
Приказ о расследовании должен включать в себя ряд основных сведений. Это:
- название компании-работодателя,
- персональные данные сотрудника: его должность, ФИО, информация о случившемся,
- ссылку на основание,
- сведения об ответственных за его исполнение лицах.
Также приказ обязательно должен быть пронумерован и датирован. Ставить печать на документе не обязательно, т.к. с 2016 года требование закона к юридическим лицам (как ранее и к ИП) о применении в работе штампов и печатей отменено.
Что такое служебное расследование?
Ни закон, ни судебная практика не дают однозначного определения понятию «служебное расследование» или «служебная проверка».
Служебная проверка является частью дисциплинарного процесса. Основное ее назначение — сбор и исследование материалов дисциплинарного проступка, совершенного сотрудником.
В ходе служебного расследования устанавливаются причины совершения правонарушения, степень вины сотрудника и размер причиненного им ущерба.
Служебная проверка — внутреннее мероприятие, проведение которого регламентируется правилами внутреннего трудового распорядка и другими локальными актами организации.
Привлечение третьих лиц к проведению расследования (аудиторов, переводчиков, экспертов и т.д.) возможно только с их согласия. Не запрещает закон и направление различных запросов в государственные и муниципальные органы.
Без согласия работника нельзя проверять его на полиграфе (детекторе лжи), обыскивать или досматривать.
Законодательством отводится ровно один месяц на проведение расследования. Период определяется от даты издания приказа. Это установлено статьей 192 ТК Российской Федерации.
Время разбирательства может быть увеличено, если в период его проведения «обвиняемый» сотрудник находился в отпуске или отсутствовал по причине болезни.
Срок не может быть продлен более чем на 6 месяцев.
Если комиссия не сделала выводы до момента истечения срока, сотрудника нельзя привлекать к дисциплинарной ответственности, даже если в последствии итоговое заключение будет не в его пользу.
Если комиссия обнаружила достаточное количество фактов, доказывающих виновность работника, наказание к нему можно применить в течение 6 месяцев со дня оформления заключительного акта.
Что такое служебное расследование?
Служебное расследование (далее — СР) — это внутреннее мероприятие, заключающееся в сборе, проверке и анализе материалов о проступке в целях наиболее полного и объективного выяснения обстоятельств его совершения сотрудником. Как таковое определение понятия «служебное расследование» в законодательстве отсутствует, однако в ст. 247 ТК РФ работодателю вменяется в обязанность провести проверку в случае причинения ему ущерба для установления размера и причин возникновения последнего. Для такой проверки работодатель имеет право создать комиссию с участием соответствующих специалистов. Выяснение причин происшествия является наиболее важным аспектом СР, поскольку способствует пресечению будущих нарушений путем проведения профилактических мероприятий.
Что такое дисциплинарный проступок?
Согласно ст. 192 ТК РФ под дисциплинарным проступком понимается неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей. Трудовые обязанности, в свою очередь, определены трудовым договором и должностной инструкцией и представляют собой (в соответствии со ст. 15 ТК РФ) трудовую функцию, которую работник обязан лично выполнять за плату, соблюдая правила внутреннего трудового распорядка.
Обобщая опыт работодателей, можно назвать следующие виды проступков, совершение которых потенциально влечет наложение взыскания:
- нарушение внутреннего трудового распорядка (опоздание, неявка на рабочее место, ранний уход с работы);
- невыполнение или некачественное исполнение работником трудовой обязанности (жалобы со стороны клиентов или персонала);
- любое нарушение трудового договора или должностной инструкции (несоблюдение сроков и порядка выполнения установленных обязанностей);
- нарушения иных локальных актов (правил техники безопасности и пожарной безопасности);
- причинение материального ущерба (порча, недостача или необоснованная трата материальных средств);
- злоупотребление правом (например, сокрытие работником временной нетрудоспособности на день его увольнения).
Если в действиях виновного лица имеются признаки состава преступления, возможно уголовное преследование по следующим статьям УК РФ:
- кража (ст. 158);
- мошенничество (ст. 159);
- присвоение и трата (ст. 160);
- коммерческий подкуп (ст. 204);
- злоупотребление должностными полномочиями и превышение их (ст. ст. 285 и 286);
- получение и дача взятки (ст. ст. 290 и 291);
- служебный подлог (ст. 292);
- халатность (ст. 293).
Понятие служебного расследования
Если на предприятии было серьёзное происшествие или же пропали материальные ценности, необходимо будет провести служебное расследование.
В его ходе собирается комиссия, выявляет все обстоятельства, после чего принимает акт служебного расследования. При этом самого понятия «служебное расследование» в отечественном законодательстве нет, и потому оно обычно ведётся по правилам дисциплинарного производства, а детали в каждой организации прорабатываются на уровне внутренних правил.
Собственно, и само проведение расследования будет внутренним мероприятием, то есть наказание предусматривается рабочего характера. Если речь идёт о нарушениях более серьёзных, то делом займутся уже государственные органы. Служебное расследование предполагает исключительно добровольное участие работника, это значит, запрещается заставлять его, например, проходить проверку на детекторе лжи или принудительный обыск.
Права и обязанности членов комиссии в ходе служебной проверки
Полномочия членов комиссии заключаются в следующем:
- запрашивать у любых сотрудников компании объяснения по вопросам произошедшего и любую иную информацию;
- оформлять полученные показания в письменном виде;
- ознакомляться с документацией компании, которая имеет отношение к проводимому расследованию. Помимо этого, все документы, которые представители комиссии сочтут уместными, могут быть причислены к материалам расследования;
- с согласия нанимателя привлекать к расследованию специалистов узких профилей, запрашивать в государственных и частных структурах требуемую информацию и приобщать подобные документы к материалам дела.
К обязанностям представителей комиссии относятся:
- осуществление различных мероприятий в ходе служебной проверки для установления обстоятельств происшествия и виновных лиц;
- рассмотрение и принятие во внимание заявлений, поступающих в рамках текущего дела;
- обеспечение конфиденциальности информации, получаемой в процессе проверки;
- грамотное оформление итогов проверки.
В свою очередь, к правам предположительно виновного сотрудника относится:
- изложение в письменной форме своего взгляда на произошедшую ситуацию;
- выдвижение требований к членам комиссии о приобщении к материалам служебной проверки бумаг и иных данных, поддерживающих позицию сотрудника, совершившего проступок;
- право быть информированным о сведениях, собранных комиссией в ходе проведения расследования.
Следовательно, предположительно виновное лицо вправе отстаивать свои взгляды и приводить документальные доказательства своей правоты.
Оформление приказа о служебной проверке
С целью защиты своих интересов предприятие должно максимально качественно отражать совершенные действия в составляемых документах. В особенности, если речь идёт о возможном применении дисциплинарного взыскания.
При составлении приказа о служебной проверке необходимо учитывать организационную форму предприятия. Если в ведомственном документе, регулирующем проведение проверок, указан образец, то отступление от него недопустимо.
Ниже будет приведён пример оформления в том случае, если на предприятии не установлена чёткая форма приказа о служебной проверке.
Такой документ составляется на фирменном бланке организации, где должно находиться полное её наименование, адрес, идентификационный номер и так далее.
Необходимость мероприятия
Проведение служебной проверки 247 статья ТК РФ устанавливает в качестве обязательного атрибута перед принятием решения о материальном возмещении. Расследование проводится при отклонении от стандартных норм в работе для установления виновников и выяснения обстоятельств случившегося инцидента.
Сигналами для проведения служит:
- выявленные недостачи по результатам инвентаризаций;
- поступившие жалобы сторонних лиц;
- нарушение внутреннего установленного распорядка и дисциплины труда;
- разглашение информации, представляющей охраняемую предприятием тайну;
- нанесение материального ущерба и причинение убытков;
- неисполнение должностных обязанностей на соответствующем уровне;
- несоблюдение правил техники безопасности и охраны труда;
- установление факта взяточничества;
- игнорирование трудовой функции, возложенной на сотрудника;
- злоупотребления, связанные с использованием занимаемого положения в корыстных целях.
Ответственность при дисциплинарном проступке
Решение о привлечении работника к дисциплинарной ответственности принимается на усмотрение работодателя. Оно должно быть принято руководителем организации в течение трех дней с момента окончания расследования. Некоторые работодатели ограничиваются мягкими мерами воздействия: проведением бесед, выражением порицания и др. В ТК РФ предусмотрено три вида наказания: замечание, выговор и увольнение по соответствующим основаниям. Другие взыскания к работнику применяться не могут, за исключением работников, в отношении которых действуют специальные уставы и положения о дисциплине труда (ч .5 ст. 189 ТК РФ).
Обязательному привлечению к дисциплинарной ответственности подлежат руководители организации или ее структурного подразделения либо их заместители за нарушение трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, условий коллективного договора, соглашения. Если факт нарушения был подтвержден в ходе проверки, должностное лицо должно быть привлечено к дисциплинарной ответственности вплоть до увольнения (ст. 195 ТК РФ).
Решение о дисциплинарном взыскании оформляется приказом (см. Образец 6), в котором определяются виновные должностные лица, наложенные взыскания и основания вынесенного решения.
Порядок расследования профессиональных заболеваний
Профессиональное заболевание (ПЗ) возникает из-за влияния на работника минимум 1 вредного фактора (ВФ) производства, обусловливает временную либо постоянную потерю трудоспособности или смерть. Согласно ФЗ №125, острое ПЗ возникает в результате 1-кратного воздействия ВФ, хроническое – в результате его постоянного влияния.
Порядок расследования профессиональных заболеваний устанавливает постановление Правительства РФ от 15.12.2000 г. № 967.
1. Пострадавший обращается в учреждение здравоохранения, где ему устанавливают предварительный диагноз. Это учреждение заказывает в центре госсанэпиднадзора характеристику условий труда заболевшего и направляет его в центр профпатологии, где после полного обследования ему устанавливается заключительный диагноз. Об этом центр профпатологии информирует работодателя в течение 3 дней.
2. Получив извещение о заключительном диагнозе, работодатель в течение 10 дней организует комиссию по расследованию причин профзаболевания. В ее состав входят: главврач центра госсанэпиднадзора (председатель), представители службы ОТ, работодателя, учреждения здравоохранения, профсоюза, другие требуемые специалисты.
3. Комиссия:
— рассматривает переданную центром профпатологии и службой ОТ документацию;
— выявляет причины наступления ПЗ;
— устанавливает лиц, которые нарушили требования санитарно-эпидемиологических правил, и др.;
— разрабатывает рекомендации по предотвращению аналогичных ПЗ;
— формирует акт в 5 экз.
4. После акта работодатель в течение 1 месяца издает приказ о внедрении рекомендованных комиссией мероприятий.
Данный порядок расследования профессиональных заболеваний актуален для застрахованных и незастрахованных в Фонде работников.