Норматив утилизации для экологического сбора в 2023 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Норматив утилизации для экологического сбора в 2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Зачет или возврат суммы излишне уплаченного экологического сбора производится территориальным органом Росприроднадзора после составления акта совместной сверки расчетов суммы экологического сбора, на основании заявления плательщика о проведении совместной сверки расчетов суммы экологического сбора (далее — Заявление) (п.17 Правил).

Зачет суммы излишне уплаченного экологического сбора

Заявление представляется плательщиком:

  • посредством телекоммуникационных сетей в виде электронного документа, подписанного простой электронной подписью;
  • на бумажном носителе в одном экземпляре в территориальные органы Росприроднадзора (в случае отсутствия технической возможности использования телекоммуникационных сетей).

Территориальный орган Росприроднадзора предоставляет природопользователю акт сверки лично или посредством телекоммуникационных сетей.

Зачет суммы излишне уплаченного (взысканного) экологического сбора в счет предстоящих платежей по экологическому сбору осуществляется на основании заявления плательщика о зачете суммы излишне уплаченного экологического сбора по форме, утверждаемой Росприроднадзором (п.18 Правил).

Росприроднадзор производит зачет суммы излишне уплаченного экологического сбора в счет предстоящих платежей, о чем уведомляет плательщика путем направления ему в течение 15 рабочих дней со дня получения указанного заявления.

Как отразить экологический сбор в учёте

Экологический сбор можно отразить в бухучёте двумя способами:

  1. По кредиту 68 «Расчёты по налогам и сборам», открыв отдельный субсчёт «Расчёты по экосбору» .
  2. По кредиту 76 «Расчёты с разными дебиторами и кредиторами».

Выбранный способ закрепляют в учётной политике.

Счёт по дебету зависит от того, где используют товар или упаковку:

  • Дт 20 «Основное производство»;
  • Дт 23 «Вспомогательное производство»;
  • Дт 25 «Общепроизводственные расходы» или Дт 26 «Общехозяйственные расходы» — в текущей деятельности;
  • Дт 44 «Расходы на продажу» — в торговой деятельности.

Почему необходимо вовремя сдавать отчетность?

На территории РФ уплата экосбора – обязательна. Неплательщиков ждут штрафные санкции.

Правонарушение Наказание Статья КоАП РФ,
устанавливающая ответственность
Непредставление или несвоевременное представление отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров

штраф на:

  • должностных лиц в размере от 3 тыс. до 6 тыс. рублей;
  • лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от 50 тыс. до 70 тыс. рублей;
  • юридических лиц — от 70 тыс. до 150 тыс. рублей
статья 8.5.1 часть 1
Представление отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров в неполном объеме либо отчетности, содержащей недостоверные сведения

штраф на:

должностных лиц в размере от 3 тыс. до 6 тыс. рублей;

лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в двукратном размере суммы сбора по каждой группе товаров, группе упаковки товаров, подлежащего уплате производителями товаров, импортерами товаров, которые не обеспечивают самостоятельную утилизацию отходов от использования товаров, но не менее 100 тыс. рублей;

юридических лиц в двукратном размере суммы сбора по каждой группе товаров, группе упаковки товаров, подлежащего уплате производителями товаров, импортерами товаров, которые не обеспечивают самостоятельную утилизацию отходов от использования товаров, но не менее 250 тыс. рублей

статья 8.5.1 часть 2
Непредставление или несвоевременное представление деклараций о количестве выпущенных в обращение на территории РФ товаров, упаковки товаров
Неуплата в установленный срок сбора по каждой группе товаров, группе упаковки товаров, подлежащего уплате производителями товаров, импортерами товаров, которые не обеспечивают самостоятельную утилизацию отходов от использования товаров

штраф на:

должностных лиц в размере от 5 тыс. до 7 тыс. рублей;

лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в трехкратном размере неуплаченной суммы сбора по каждой группе товаров, группе упаковки товаров, подлежащего уплате производителями товаров, импортерами товаров, которые не обеспечивают самостоятельную утилизацию отходов от использования товаров, но не менее 250 тыс. рублей;

юридических лиц в трехкратном размере неуплаченной суммы сбора по каждой группе товаров, группе упаковки товаров, подлежащего уплате производителями товаров, импортерами товаров, которые не обеспечивают самостоятельную утилизацию отходов от использования товаров, но не менее 500 тыс. рублей

статья 8.41.1

Ответственность за неуплату экологического сбора или несдачу декларации

Несмотря на то, что экологический сбор – это не налоговый платеж, за его неуплату предусмотрена ответственность, так же, как и за непредоставление декларации.

Если у компании есть обязанность по уплате сбора, а она этого не сделала или внесла платеж частично, то нужно ждать требование от Росприроднадзора. В этом случае контролирующий орган дает возможность в добровольном порядке перечислить причитающуюся к уплате в бюджет сумму. Это нужно сделать в течение 15 календарных дней. Если налогоплательщик проигнорирует данное требование, то Росприроднадзор может подать на компанию в суд и в итоге перечислить сбор в бюджет придется все равно.

В случае, когда не была сдана декларация, ответственность грозит как ответственным лицам, так и организации. Что касается административной ответственности, то для должностных лиц предусмотрен штраф в размере 3-6 тысяч рублей, для компании – 20-80 тысяч рублей.

В связи с такими серьезными санкциями не в интересах предпринимателей уклоняться от сдачи декларации и уплаты сбора в бюджет.

Тема экологических отчетов достаточно сложная. Далеко не все предприятия и предприниматели сталкиваются с составлением таких отчетов и уплатой сборов. Большинство компаний предпочитают переложить ответственность за формирование отчетов по этому направлению на специально обученных людей, иными словами, воспользоваться услугами специальных организаций, работающих в этой области. Экологический сбор один из таких экологических отчетов. Это совсем не одно и то же, что плата за негативное воздействие на окружающую среду. Сбор касается только утилизации товаров и упаковки. Перед тем, как начать работать с этим направлением деятельности компании, нужно тщательно изучить теорию вопроса.

Уплата экологического сбора отдельно за товары и упаковку

Из Закона № 89-ФЗ и Правил теперь следует, что экологический сбор должны платить (п. 2 Правил):

  • в отношении товаров и упаковки как готового товара — производители и импортеры товаров;
  • в отношении упаковки как сырья (для упаковки иных товаров) — производители и импортеры товаров в этой упаковке.

Ранее из нормативных актов это четко не следовало. Однако Росприроднадзор в письме от 20.02.2017 № ОД-06-02-32/3380 дал пояснения, которые теперь закреплены законодательно.

На практике сложности могут возникнуть при уплате сбора в отношении упаковки товара. Например, производитель стеклянной тары может поставлять ее магазинам розничной сети, производителям напитков.

В подобной ситуации нужно вести раздельной учет тары, поскольку:

  • в первом случае такая тара является готовым товаром, и ответственность за ее утилизацию и уплату сбора (если утилизация не проводится) несет производитель стеклотары,
  • во втором случае эта ответственность возлагается на производителя напитков в указанной таре.

Порядок и срок уплаты экологического сбора

В соответствии с п. 17 ст. 24.2 Федерального закона № 89-ФЗ и п. 12 Постановления Правительства РФ от 3 декабря 2020 г. № 2010 отчетность о выполнении нормативов утилизации за истекший календарный год представляется в срок до 1 апреля года, следующего за отчетным. Согласно п. 10 Постановления Правительства РФ от 3 декабря 2020 г. № 2010 отчетным периодом для представления отчетности признается календарный год.

Пунктом 2 ст. 24.5 Федерального закона № 89-ФЗ установлено, что экологический сбор уплачивается производителями, импортерами товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, по каждой группе товаров, для которых установлены нормативы утилизации, в срок до 15 апреля года, следующего за отчетным.

Оплата требуется осуществлять в территориальное управление (ТУ) Росприроднадзора по месту нахождения объекта. В случае если одно юридическое лицо одновременно является и производителем, и импортером товаров, отчетность представляется в центральный аппарат Росприроднадзора.

В пакет документов входит:

  1. заполненная форма расчета суммы экологического сбора;

  2. копии платежных документов об уплате экологического сбора;

  3. документ, подтверждающий полномочия представителя плательщика на осуществление действий от имени плательщика (в некоторых случаях).

Как рассчитывается экологический сбор

Сумма экосбора рассчитывается по формуле С*М*Н, где С – это ставка экосбора за тонну в рублях, М – это масса выпущенного на рынок товара или упаковки в килограммах, а Н – это норматив утилизации в текущем году. Данный расчет можно произвести как в электронном виде, так и на бумаге. Проверкой данных занимается Росприроднадзор. Если плательщик допустил ошибку и не в состоянии обосновать корректность своих расчетов, сумма платы может быть взыскана в судебном порядке

Читайте также:  Транзитные номера в 2022 году: кто может ими пользоваться и на каких условиях?

К заполненной форме расчета экологического сбора прилагаются также копии платежных документов об оплате и документ, подтверждающий полномочия представителя плательщика на осуществление действий от его имени.

Уплата производится в валюте Российской Федерации. Организации, являющиеся производителями товаров, переводят средства в территориальный орган Федеральной службы по надзору природопользования в Федеральном казначействе по месту государственной регистрации плательщика. Компании, являющиеся импортерами, переводят оплату на счет Федеральной службы по надзору природопользования в Федеральном казначействе.

Кто освобожден от уплаты

Обязательства по уплате сбора не касаются организаций, которые осуществляют деятельность на объектах 4 категории (малоопасные), негативно влияющих на среду. Данная категория должна подтверждаться свидетельством о постановке этого объекта на госучет. Кроме этого не взимается плата:

  1. За размещение при накоплении отходов для последующей их утилизации — на протяжении 11 мес. после их образования.
  2. По медицинским отходам, так как их не причисляют к ТКО. Вопросы, связанные с ними, решаются с применением норм нормативно-правовых актов об охране здоровья граждан. В их числе — ст. 49 ФЗ № 323 от 21.11.2011 (акт. ред. — 02.07.2021), п. 6 ст. 2 ФЗ № 7, п. 2 ст. 2 ФЗ № 89, а также разъяснения Минприроды (письмо № 25-47/28897 от 02.11.2020 и № 12-50/3268-ОГ от 30.04.2015).
  3. С арендаторов, если согласно арендному договору собственником отходов является арендодатель. На них распространяются общие нормы высвобождения от уплаты, а плата может предусматриваться по общим основаниям. Платит тот, кто «вредит» атмосфере (кто эксплуатирует НВОС, у кого появляются отходы). За ТКО, размещенные региональным оператором, платить не надо.

Чтобы подтвердить исключение НВОС на эксплуатируемом объекте размещения отходов, требуется провести мониторинг окружающей среды, затем представить отчет в территориальный орган Росприроднадзора до 15.01.2022 (за прошедший 2021-й г). Исключение НВОС подтвердят, если:

  • в отчете правильно отображены данные измерений;
  • соблюдены соответствующие нормативы по качеству либо, при их отсутствии, — показатели состояния компонентов окружающей среды возле специального объекта, предназначенного для размещения отходов.

Куда подается отчет по экологическому сбору

Импортеры товаров подают декларацию о количестве выпущенных в обращение на территории РФ готовых товаров и упаковке, отчетность о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров и расчет суммы экологического сбора в центральный аппарат Росприроднадзора.

Производители товаров подают декларацию о количестве выпущенных в обращение на территории РФ готовых товаров и упаковке, отчетность о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров и расчет суммы экологического сбора в территориальный орган Росприроднадзора в своем субъекте РФ.

В случае, если компания осуществляет производство и импорт товаров одновременно, то комплект документов подается в центральный аппарат Росприроднадзора.

Если отходы отсутствуют из-за временного прекращения деятельности, то требуется отправить письмо в произвольной форме и представить документы из налоговой инспекции о нулевом балансе.

Куда подается отчет по экологическому сбору

Импортеры товаров подают декларацию о количестве выпущенных в обращение на территории РФ готовых товаров и упаковке, отчетность о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров и расчет суммы экологического сбора в центральный аппарат Росприроднадзора.

Производители товаров подают декларацию о количестве выпущенных в обращение на территории РФ готовых товаров и упаковке, отчетность о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров и расчет суммы экологического сбора в территориальный орган Росприроднадзора в своем субъекте РФ.

В случае, если компания осуществляет производство и импорт товаров одновременно, то комплект документов подается в центральный аппарат Росприроднадзора.

Если отходы отсутствуют из-за временного прекращения деятельности, то требуется отправить письмо в произвольной форме и представить документы из налоговой инспекции о нулевом балансе.

Что входит в отчетность по экологическому сбору

Экологическая отчетность включает в себя 4 формы:

  • Декларация о количестве выпущенных в обращение на территории Российской Федерации товаров, упаковки товаров, включенных в перечень товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, реализованных для внутреннего потребления на территории Российской Федерации. Форма утверждена проставлением Правительства Российской Федерации от 24.12.15 № 1417 в ред. от 25.07.18;
  • Документ, удостоверяющий соблюдение нормативов утилизации отходов. Отчетность включает фактический объем продукции, утилизованной за год, предшествующий отчетному, и договоры, акты или лицензии, подтверждающие факт утилизации. В случае, если утилизация не проводилась производителю или импортеру положено сдавать нулевую отчетность. Форма утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 08.12.15 № 1342 в ред. от 17.10.18;
  • Расчет суммы экологического сбора. Документ подается в том случае, если производитель или импортер не осуществляет самостоятельную утилизацию отходов от использования товаров или осуществляет ее в объеме, который не соответствует нормативам. Форма утверждена приказом Росприроднадзора от 22.08.16 № 488; Приказ Росприроднадзора от 01.03.2019 № 70 вносит изменения в №488
  • Документ, содержащий информацию о местах утилизации и сбора отходов. Отчет подается в том случае, если производитель или импортер располагает настоящими местами утилизации и сбора. Отчет состоит из 2 частей, включающих сведения о месте сбора и мощностях по утилизации. Форма утверждена постановлением Правительства РФ от 30.12.15 № 1520.
Читайте также:  Услуги по составлению соглашения об уплате алиментов у нотариуса

Меры ответственности за уклонение от уплаты экологического сбора

Согласно обновленным Правилам взимания экологического сбора при выявлении ошибок в расчете, искажении данных, уклонении от уплаты взноса или факте переплаты, контролирующий орган направляет плательщику акт контроля с запросом на разъяснение касательно установленных неточностей и расхождений с последующим изменением в расчетах и предоставлением отчетности повторно.

Сроки обжалования акта контроля: 10 рабочих дней с даты получения.

Если в процессе проверки контролирующий орган установил факт переплаты, плательщику предлагается зачет излишков в счет следующего отчетного периода или возврат средств. Пакет необходимых документов для получения зачета или возврата приведен в Правилах взимания экологического сбора (п. 15.10, 17, 18, 19).

Если пояснения не сформированы, орган Росприроднадзора вправе взыскать экологический сбор в рамках судебного процесса.

В настоящий момент факт задолженности по ЭС и уклонение от предоставления экологической отчетности законодательством Российской Федерации не нормируется (ожидаются поправки с ужесточением степени ответственности, вплоть до приостановления деятельности компании), однако из сведений, опубликованных на официальных сайтах региональных управлений Росприроднадзора, неплательщикам могут вменить административную ответственность:

  • По статье 8.5 КоАП РФ «Сокрытие или искажение экологической информации»: должностные лица и ИП – 3-6 тыс. рублей; юридические лица – 20-80 тысяч рублей;
  • По статье 19.7 КоАП РФ «Непредставление сведений (информации)»: должностные лица и ИП: 300-500 рублей, юридические лица: 3-5 тысяч рублей.

Какой порядок расчёта экологического сбора?

Порядок расчёта зависит от того, утилизирует компания отходы самостоятельно или нет.

Чтобы самостоятельно утилизировать отходы, нужно создать собственные объекты по сбору, обработке и утилизации. Или же заключить договор со специализированной фирмой. Но чаще компании самостоятельно не утилизируют, а вместо этого платят экологический сбор. Получается, что, по сути, сбор является платой за отказ заниматься утилизацией.

Итак, если организация своими силами утилизирует товары и упаковку, то применяется следующая формула расчёта платежа:

Экологический платеж = Ставка сбора x (Количество отходов, подлежащих утилизации за отчётный год, исходя из норматива x Количество утилизированных отходов за отчётный год)

Если организация своими силами не утилизирует товары и упаковку, то применяется следующая формула расчнета платежа:

Сумма экологического сбора = Ставка сбора x Масса товара (упаковки), выпущенного в обращение в РФ для внутреннего потребления за прошлый календарный год, предшествующий отчётному x Норматив утилизации отходов, установленный на отчётный период

С 1 марта 2023 года в природоохранном законодательстве, кроме ППП, появляется еще один термин — «вторичные ресурсы» (закон 89-ФЗ). Это отходы, которые или части которых могут быть повторно использованы для производства товаров, выполнения работ, оказания услуг или получения энергии и которые получены в результате раздельного накопления, сбора или обработки отходов либо образованы в процессе производства.

Из переработанных пластиковых бутылок делают полиэстер (recycled polyester) для производства одежды. Такой эко-материал уже используют мировые бренды, например, как Nike, Levi’s, Marks&Spencer, Max Mara, H&M, Patagonia. Горячая вода при ополаскивании бутылок в пищевом производстве может быть собрана в емкости для рециркуляции и использована повторно в производственных целях.

Вторичные ресурсы подлежат только утилизации. Их захоронение не допускается.

Появление в природоохранном законодательстве таких понятий, как вторичные ресурсы и побочные продукты производства, говорит о развитии в России направления Recycle — вторичной переработки сырья и материалов. Государство стимулирует предпринимателей меньше выбрасывать, а больше возвращать в производство.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *