Научная работа Индивидуально-психологические особенности детей из неполных семей

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Научная работа Индивидуально-психологические особенности детей из неполных семей». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Выплаты на детей в неполных семьях могут быть разными. Например, выплаты могут поступать по беременности и родам, а также при рождении ребенка. Выплаты могут быть предоставлены родителю, который ухаживает за ребенком в течение полутора лет после рождения ребенка. А также по выплатам от полутора до трех лет. Ну и конечно, родители будут получать ежемесячное пособие для ребенка, которому от трех до 7 лет, но только если семья имеет низкий доход.

Особенности воспитания ребенка в неполной семье

Институт семьи в современном обществе постоянно видоизменяется. Статистика указывает на то, что 500 браков из 600 заканчиваются разводом. В каждом втором из них имеется ребенок.

Воспитание ребенка в одиночку сопровождается массой трудностей как финансового, так и эмоционального характера. На родителя возлагается сразу несколько функций – выполнять бытовые обязанности и нести материальную ответственность за ребенка, уделяя ему при этом достаточно внимания. В таких условиях сложно создать благоприятную почву для гармоничного развития ребенка, особенно если нет никакой помощи со стороны.

Основная предпосылка к образованию неполной семьи – развод родителей. В такой ситуации есть два возможных исхода событий. Первый – в воспитании малыша будут участвовать оба родителя. Второй – ответственность полностью ложиться на плечи одного из них, а второй – исчезает из жизни ребенка. В большинстве случаев семью с ребенком бросают мужчины, и тогда женщине приходится компенсировать малышу недостающее внимание и заботу.

Другая причина появления неполной семьи – смерть одного из супругов. В этом случае вероятность развития комплекса отверженности у ребенка крайне мала. Он будет понимать, что остался в неполной семье по причине трагичной случайности. Психологи указывают, что такой вариант неполной семьи наиболее благоприятен для развития ребенка. В 10–12% случаев неполная семья образуется на фоне рождения ребенка вне брака.

К особенностям воспитания детей в неполной семье относят:

  1. Потребность в образце межполовых отношений. У ребенка сформироваться представления о том, какие должны быть отношения между мужчиной и женщиной. Если у него только один родитель, он может ориентироваться на бабушку с дедушкой или тетю с дядей. В некоторых семьях один из родителей может заключить брак повторно. В этом случае вектор направления будет задавать отчим или мачеха.
  2. Высокая вероятность развития культа самопожертвования. Многие женщины, оставшись без мужа, пытаются вылезти из кожи вон, чтобы обеспечить светлое будущее своему ребенку. Это негативным образом сказывается на формировании его психоэмоциональной сферы. Ребенок может вырасти тревожным и безынициативным. Именно поэтому при воспитании в одиночку очень важно не переусердствовать с опекой.
  3. Многократная потребность во внимании и ласке. Если у ребенка только один родитель, он заметно выделяется на фоне своих сверстников из полных семей. У него может наблюдаться повышенная тяга к тактильным контактам. Такой ребенок остро нуждается в заботе и любви.
  4. Склонность к невротическим нарушениям. Дети переживают развод родителей очень болезненно, вне зависимости от возраста. Это оставляет отпечаток на их нервной системе. В этом случае могут возникать проблемы с самооценкой, нарастает тревожность и вспыльчивость.

Как воспитывать девочку в неполной семье

Для развития девочки значение имеет как образ отца, так и матери. Отношения с папой задают вектор для построения отношений с противоположным полом. Если у девочки не будет образа мужчины перед глазами, она может столкнуться с проблемами в личной жизни. Маме в такой ситуации важно оставаться ухоженной и уверенной в себе женщиной, тем самым подавая положительный пример для своей дочери. Ни в коем случае не нужно взваливать на себя мужские обязанности.

Воспитание девочки без отца – трудная, но посильная для женщины задача. Главное – не демонстрировать своему ребенку негативное отношение к бывшему мужу. Это сформирует в ее голове образ предателя. Во взрослом возрасте девушка будет проецировать его на встречающихся мужчин. При попытках завести отношения у нее будут возникать проблемы с доверием.

Чтобы уберечь дочь от ошибок в будущих отношениях, нужно создать для нее пример гармоничных семейных отношений. Если женщина не готова снова вступать в брак, образцом для подражания может служить любая семейная пара родственников. Очень важно выстроить отношения девочки с дедушкой, дядей или братьями. Она должна получать достаточно мужского внимания в детстве. Это поможет ей в будущем отличать действительно хорошее отношение мужчин от ложной заботы.

Читайте также:  Формы отчетов в Росстат и штрафы за несданную статотчетность

Задумываясь о том, как воспитать дочь без отца, не нужно забывать о необходимости развития в девочке женского начала. Необходимо на своем примере показать ей, что значит быть милой, женственной и нежной. Желательно с самого раннего детства прививать девочке чувство прекрасного. Для этого нужно делать акцент на визуально красивых объектах вокруг: цветах, животных, старинных зданиях, необычных закатов и т. д.

Воспитание дочери без матери вызывает не меньше трудностей, чем при отсутствующем отце. В этом случае часть женских обязанностей мужчине приходится выполнять самому. При этом ему необходимо окружить свою дочь заботой и вниманием. Допустить оплошности при таких условиях воспитания очень легко. Чтобы избежать проблем, необходимо чтобы женские обязанности взяла на себя другая женщина – мачеха, няня, бабушка или тетя.

Другие выплаты на детей для одиноких родителей

Есть ещё школьная выплата, что дают на детей, которым от 6 до 16 лет. Выплата единовременная и в 2022 году её размер составляет 10 тыс. рублей. Деньги начали начислять с 16 августа. При рождении первого и второго ребенка, государство будет выдавать ежемесячное пособие.

Семьям, у которых неполный состав, предоставляется возможность использовать льготную ипотеку. Ипотеку выдают под 6% годовых. Хотя существует несколько других региональных привилегий.

Получить юридическую помощь по вопросу пособий и выплат на детей в неполных семьях можно на нашем сайте.

Как быть родителям-одиночкам?

Что же порекомендовать родителям, которые растят детей в одиночку:

  • Не следует окутывать ребенка излишней опекой. Старайтесь воспитывать его, как и прежде, а не вести контроль за любым шагом. Пусть ребенок почувствует себя хоть немного самостоятельным.
  • Если ребенок попал в сложную ситуацию, не давайте ему готового решения выхода из нее. Лучше обсудите с ним создавшуюся проблему и найдите совместное решение проблемы.
  • Не забывайте хвалить ребенка за достижение каких-либо успехов, но не стоит слишком усердствовать.
  • К ребенку следует относиться с нежностью, и одновременно с необходимой строгостью.

Влияние неполной семьи на развитие личности ребенка

Для того чтобы ребенок мог правильно развиваться умственно, ему необходимо жить с обоими родителями. Ни отец, ни мать не обладают всеми одинаково развитыми человеческими качествами. В природе полы отличаются друг от друга по интенсивности проявления индивидуальных особенностей, поэтому ни один из полов сам по себе не может быть полноценным образцом для подражания взрослым. Если ребенок с раннего возраста остается только с одним родителем и не получает замены другого, есть опасность, что его идентификация будет происходить односторонне и к тому же останется неполной. Когда с ребенком нет родителя того же пола, у него отсутствует модель собственного поведения во взрослой жизни; когда ребенок не живет с родителем противоположного пола, у него нет достаточной возможности практиковаться в установлении естественных контактов со взрослыми противоположного пола.

Поэтому присутствие обоих родителей необходимо для полной идентификации со взрослыми образцами для подражания и для знакомства со всеми среднестатистическими человеческими чертами. Это не означает, что это должны быть физические родители ребенка. То, что привязывает ребенка к родителям и побуждает его уважать и любить их, — это не кровное родство с ними, а родительское поведение этих людей. Маленький ребенок еще не знает, что его мать и отец являются его родителями в физическом смысле, и не понимает сути родительских отношений, но он ценит их и предан им, если они относятся к нему естественным, эмоционально теплым образом. Ребенок любит своих родителей не потому, что они его родители, а потому, что они относятся к нему с любовью, по-родительски. И другие люди, которые никак не связаны с ребенком, способны на это, при условии, что у них эмоционально зрелые личности.

Физические родители часто не знают, как быть родителями в психологическом смысле. Тогда ребенок эмоционально не может принять их, даже когда ему становится ясно, как он с ними связан. Более того, осознание ребенком того, что он не может любить или уважать своих собственных родителей, что они не производят на него впечатления, что он должен их недооценивать или стыдиться их, является тяжелым ударом для молодого человека. Негативные действия таких родителей воспринимаются ребенком более чувствительно, с большей горечью и более сильным неповиновением, чем ошибки других воспитателей. В глубине своей личности он не может простить родителям, что они не относятся к нему по-родительски. Поэтому оно само осуждает их более сурово, чем осуждало бы чьи-либо слабости и недостатки.

Опыт ежедневной работы с детьми и их проблемами показывает, что неполные семьи в большей степени подвержены опасности повреждения психического развития. Из так называемых неполных семей, когда ребенок развивается с матерью-одиночкой, чаще, чем из полных семей, поступают дети с различными нарушениями поведения и невротическими расстройствами. Статистика делинквентного поведения молодежи показывает, что среди них больше лиц, развивавшихся в неполной семье, чем в среднем по населению. Это доказывает предположение о том, что недостатки семьи наносят ущерб личности ребенка.

Читайте также:  Верховный суд разобрался, как узаконить самовольную постройку

Но было бы неверно делать из этих фактов поспешный вывод, что отсутствие одного из родителей само по себе является вредным фактором в психологическом развитии ребенка. Существуют неполные семьи, из которых выходят здоровые молодые люди, и полные семьи с серьезно эмоционально поврежденными детьми. Поэтому очевидно, что помимо дефицита семьи психику ребенка деформируют и другие факторы, которые действуют негативно даже при полной семье: при их отсутствии отсутствие одного родителя само по себе не может серьезно нарушить психическое развитие молодого человека.

Если одинокий родитель примет к сведению все вышеизложенные факторы — он имеет реальную возможность вырастить человека, прекрасно приспособленного к жизни в обществе.

Для маленького ребенка общество — это семья. Именно в ней изменяется «Я» ребенка. И не имеет большого значения число окружающих людей. Гораздо важнее качество отношений. Ребенок может жить с одной матерью и хорошо понимать, что они с большим уважением относятся друг к другу. Ребенок ясно осознает, что в мечтах матери он сильный и хороший человек, что она с ним считается, многого от него ждет. Такое положение не всегда бывает и в полных семьях.

Есть немало положительных примеров воспитания детей в неполных семьях — несмотря на определенные трудности, которые испытывают родители. Главное, что нужно помнить — несчастный родитель не сможет вырастить счастливого ребенка. Не сможет сформировать у него позитивные чувства и радостные эмоции. Поэтому — будьте счастливы. Хотя бы тем, что у вас растет ребенок.­­

Также в номере:

Неполная семья: законодательство

  • Международные и российские законодательные документы имеют правовые нормы, направленные на социальную защиту семьи (в т.ч. и неполной семьи), материнства и детства.
  • В них указано, что: «Семья является естественной и основной ячейкой общества и имеет право на защиту со стороны общества и государства» («Всеобщая декларация прав человека», ст.16.3).
  • «Каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи…» (источник тот же, ст.25.1.).
  • «Материнство и младенчество дают право на особое попечение и помощь…» (источник тот же, ст.25.2.).

Миф №7: Мальчик, выросший без отца, сам неспособен стать хорошим отцом

Предполагается, что без модели отцовского поведения мальчик не сможет в будущем построить доверительные отношения с собственным ребёнком. Однако формирование представлений об «идеальном» отце зависит вовсе не от полноты семьи.

Как на самом деле: исследования Раисы Овчаровой доказали, что выросший мальчик может быть хорошим отцом. Всё потому что, представления об отцовстве связаны с другими факторами: взаимоотношениями между матерью и отцом (например, до развода и после), общим отношением к матери и к женщинам, восприятием семьи как ценности. Мальчик из неполной семьи вполне может вырасти демократичным отцом, если он усвоит важность фигуры отца через другие образцы мужского поведения (дедушка, дядя, старший брат, преподаватель, тренер и т.п.).

Люди думают о социальном обеспечении как о пенсии во время выхода на пенсию, но часть денег, которые вы платите в систему, может впоследствии послужить полисом страхования жизни для ваших наследников. Те же правила, которые дают вам право на ваши собственные пособия, также дают право некоторым лицам на пособие по случаю потери кормильца — вашему супругу, разведенному супругу, детям или родителям-иждивенцам. Супруги могут получить полное пособие по случаю потери кормильца по достижении ими полного пенсионного возраста, в возрасте от 66 до 67 лет, в зависимости от года рождения. Они могут быть в состоянии получить некоторые выплаты раньше, если применяются определенные условия.

По данным Управления социального обеспечения , 98 из каждых 100 детей могут получить пособие в случае смерти работающего родителя. Ваши не состоящие в браке дети могут получать пособия в возрасте до 18 или 19 лет, если они все еще посещают начальную или среднюю школу полный рабочий день. Если они были инвалидами до 22 лет и остаются инвалидами, они могут получать пособия в любое время. При определенных обстоятельствах пособия могут получать пасынки, внуки, приемные внуки или усыновленные дети.

Разведенные супруги могут получать пособия, если брак продлился не менее 10 лет или если они ухаживают за ребенком, не достигшим 16 лет или являющимся инвалидом. Ребенок должен быть естественным или законно усыновленным вашим бывшим супругом.

Как и ваши собственные выплаты, размер пособий по случаю потери кормильца зависит от вашего среднего заработка за всю жизнь. Естественно, чем больше денег вы заработали, тем больше будут выплаты вашему супругу. Как правило, человек может получить только одну выгоду за раз. Вдовы и вдовцы имеют возможность сначала получить свои пособия по случаю потери кормильца, а затем перейти на свое пособие позднее, если оно будет выше. (Например, ваш выживший супруг может подождать до 70 лет, чтобы переключиться на свое индивидуальное пособие, если оно превышает выплату оставшемуся в живых.) Когда выживший супруг выходит на пенсию, Служба социального обеспечения всегда будет сначала выплачивать личные пособия индивидуума. Если его или ее пособия на выживание выше, чем личные пособия, этот человек получает комбинацию пособий в сумме, равной сумме этих более крупных пособий на выживание.

Читайте также:  Как правильно обжаловать постановление ГИБДД

Последствия неполных семей для детей

Дети, которые растут только с одним из своих биологических родителей (почти всегда с матерью), оказываются в неблагоприятном положении по широкому спектру результатов. Дети в семьях с одним родителем также имеют более низкие средние баллы, меньшие устремления в колледж и более низкие показатели посещаемости. Как взрослые, они имеют более высокий уровень разводов. Эти закономерности сохраняются даже после учета различий в расе, образовании родителей, количестве братьев и сестер и месте проживания.

Однако данные не показывают, что разрушение семьи является основной причиной неудач в старшей школе, бедности и преступности. В то время как 19 процентов всех детей бросают школу, уровень отсева детей в семьях с двумя родителями составляет 13 процентов. Таким образом, коэффициент отсева был бы только на 33 процента ниже, если бы во всех семьях было два родителя, а дети, живущие в настоящее время с одним родителем, имели такой же показатель отсева, как и дети, живущие с двумя родителями — весьма невероятное предположение.

История в основном такая же для других показателей благополучия детей. Если бы все дети жили в семьях с двумя родителями, материнство и праздность среди подростков были бы менее распространенными, но основная часть этих проблем осталась бы.

Последствия разрушения семьи не обязательно одинаковы во всех типах семей. Некоторые могут предположить, что разрушение семьи будет иметь большее влияние на детей из неблагополучных семей, поскольку в среднем они происходят из менее обеспеченных семей, и их основной риск отсева, становления матерью подростка и отсутствия на работе больше, чем у белых. В качестве альтернативы другие могут ожидать, что влияние разрушения семьи будет меньше на детей из числа меньшинств, потому что одинокие матери в более распространены, более широко приняты, и, следовательно, возможно, обеспечили большую поддержку со стороны соседей и родственников.

Ребенок в неполной семье: в зоне риска

Неполная семья считается неблагополучной — так пишут в учебниках, так учат педагогов, психологов и других специалистов, которым предстоит работать с детьми и семьями.

Неблагополучные семьи — это семьи, которые в силу тех или иных обстоятельств, полностью или частично потеряли свои воспитательные возможности, качественные отношения, в результате чего складываются неблагоприятные условия для воспитания ребенка.

К неблагополучным семьям относятся:

  • семьи, где родители злоупотребляют спиртными напитками, ведут аморальный образ жизни, вступают в конфликт с морально-правовыми требованиями общества;
  • семьи с низким морально-культурным уровнем родителей;
  • семьи со стойкими конфликтами в отношениях между родителями, родителями и детьми;
  • неполные семьи¹.

Проекция чувств на ребенка

Иногда так бывает, что мама не «прожила» злость на партнёра: она всё ещё обвиняет, нервничает… В общем, испытывает самые негативные чувства и непроизвольно срывается на ребёнке. Особенно, если видит в дочери или в сыне — отца.
Все негативные чувства по отношению к бывшему партнеру важно разбирать со специалистом или проговаривать с друзьями. Ни в коем случае не стоит этого делать при ребенке, даже если вам кажется, что он не слышит.

Избегайте фраз: «папа нас бросил», «вот мы и остались с тобой одни», «папе мы не нужны». Не путайте свои отношения с мужчиной и отношения ребёнка с папой.

Разобраться со своими чувствами к бывшему супругу — это сложно, но возможно. Если вы выбрали этого человека отцом своих детей, наверняка вас что-то в нём привлекло. Постарайтесь сделать для себя акцент именно на этих качествах. Для ребенка очень важно, чтобы образ обоих родителей был позитивным.

В случае если отец чрезмерно употребляет алкоголь или социально опасен — можно сказать, что «папа болеет». А когда ребенок станет старше, объяснить истинные причины разрыва.

Неполная семья, когда в семье один родитель

Этот тип неполных семей может быть материнским или отцовским. На сегодняшний день широкое распространение получил материнский вид неполных семей. Решение, принятое женщиной одной растить ребенка, не только оказывает влияние на нее, но еще и на ребенка.

Зачастую такие мамы считают, что именно они являются собственницами своего ребенка. И это может отразится на будущей жизни ребенка. Когда он вырастет и создаст свою семью, то мать будет стараться не только постоянно присутствовать в ней, но еще и стать ее главой.

Отсутствие мужчины сильно сказывается на эмоционально-психологическом развитии девочек. Когда девочка не видела модели мужского воспитания, то ей сложно найти будущего избранника.

Семей, где отец является одиночкой, всего 6%. И в таких семьях детям часто не хватает любви и женской ласки, которые безусловно необходимы для полноценного формирования и становления личности ребенка.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *