Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Ремень без опасности. Всегда и всем ли надо пристегиваться в авто». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Согласно действующим нормам КоАП, каждый человек, находящийся в автомобиле, обязан пристегнуться. Данная норма относится и к самому водителю, и к его пассажирам. Исключение составляют лишь оперативные службы, также не использовать средство безопасности имеет право инструктор, пребывающий в машине рядом со своим учеником.
На кого распространяется штраф: на водителя, пассажира или обоих сразу?
Согласно закону, ответственность за каждого из пассажиров автотранспортного средства лежит именно на водителе, поэтому он не должен начинать движение, пока не будет уверен в том, что они пристегнуты.
Впрочем, это не означает, что «наказывать рублем» автоинспектор будет одного лишь водителя: административное взыскание коснется и самого пассажира, нарушившего правила.
«Причем даже незнание закона, как известно, не освобождает человека от ответственности, поэтому штраф придется оплатить каждому отдельно взятому непристегнутому пассажиру, даже если речь идет о большой компании, которая, к примеру, воспользовалась услугами легкового такси», — отмечает Екатерина Антонова.
Мы надеемся, что убедили вас в том, что пристегиваться обязательно всем, кто находится в автомобиле — будь то водитель, или кто-либо из его попутчиков, расположившихся на заднем или переднем сидениях.
Помните, что ваша безопасность — это ваша ответственность, и ремни безопасности в большинстве случаев способны спасти вашу жизнь и жизни ваших близких. Соблюдайте скоростной режим, не совершайте обгон в неположенных местах и никогда не садитесь за руль в состоянии алкогольного или наркотического опьянений!
Штраф за непристегнутый ремень на заднем сиденье
Если конструкцией автомобиля предусмотрено, что пассажиры, расположенные на задних сидениях ТС могут пристегиваться ремнями безопасности, но они этого не делают, то это классифицируется как пренебрежение правилами ПДД. В случае обнаружения этого факта работником службы ГАИ ГИБДД, нарушителю придется потратиться со своего кармана на оплату 500 руб. Проверить этот момент можно в статье 12.29 КоАП РФ. Но в зависимости от обстоятельств, может быть вместо наказания в виде штрафа применено только лишь предупреждение в письменном или устном формате.
Если в машине на всех сидячих местах установлена конструкция ремней безопасности, то где бы не расположился пассажир, он должен обязательно их пристегнуть. Если это правило нарушено, то штраф взыскается не только с попутчика, но и с человека, который управлял машиной. Причем второй потратиться больше в два раза. Указано это в статье 12.6 КоАП.
Справка! Сотрудники службы ГАИ ГИБДД не могут выписать штраф и составить протокол на лицо, которому не исполнилось 18 лет.
Кто платит штраф за непристегнутый ремень пассажира?
В правилах ПДД в пункте 2.1.2 по состоянию на 2023 год прописано, что в движущейся машине должны быть пристегнуты ремнем все люди, которые в ней находятся. И человек, находящийся у руля и все остальные пассажиры. Несоблюдение этого положения приведет к административной ответственности.
Однако, в пункте 5.1 прописано, что пассажиры себя защитить ремнем безопасности должны только, если они предусмотрены в самом транспорте. Таким образом, если человек не воспользовался ними, но они есть, то может быть предъявлен штраф или на первый раз предупреждение.
В 2023 году, если непристегнут пассажир в движущемся транспорте, то виноват не только он, но и водитель. Но для этих двух категорий лиц величина штрафной санкции разная. Согласно статье 12.6 КоАП человек за рулем понесет денежные затраты в размере 1 тыс. руб., а лицо, сидевшее рядом с ним или сзади – 500 (это указано в статье 12.9 КоАП).
Оформление взыскания штрафа с водителя оформляется всего один раз, даже если в ТС сидело несколько непристегнутых людей. Но вместе с этим протоколы выдаются еще отдельно каждому из пассажиров.
Маршрутные такси удерживающие устройства обычно имеют только у сиденья водителя и соседнего, рядом с ним. При езде на этом виде транспорта нужно обязательно использовать ремни по назначению. Если это правило нарушено, то от штрафа отделаться не получится ни у водителя, ни у пассажиров. В салоне удерживающие устройства чаще всего присутствуют только в маршрутах, предусматривающих дорогу из одного города в другой. В подобном случае тоже важно ехать пристегнутым.
Существует ряд исключений, когда платить за непристегнутый ремень не придется. Ими пользуются недобросовестные нарушители. Поэтому инспекторы вынуждены сомневаться в правдивости причин.
Когда оплачивать штраф никто не обязан:
- Заводская конструкция автомобиля не предусматривает ремни безопасности;
- Водитель с пассажиром сидят внутри припаркованного авто;
- Управляет ТС инвалид 1 или 2 группы;
- Транспорт эксплуатируется инструктором во время занятия;
- ТС принадлежит спецслужбам;
- Ремни вышли из строя в процессе поездки, автолюбитель едет в сервис.
Что такое ремни безопасности и зачем они нужны
Это обязательные к установке в машины элементы. Они призваны обеспечить безопасность во время движения. Их основное преимущество заключается в высокой эффективности снижения тяжести ДТП. По статистике, пристегнутые люди выживают в 75 случаях из 100. Ремни безопасности не позволяют находящимся в салоне пассажирам перемещаться в случае резкого торможения или столкновения. Они предотвращает удары о части салона, а также минимизируют риск вылета наружу.
Об опасности оказаться непристегнутым при дорожно-транспортном происшествии говорит следующее: в случае лобового удара непристегнутые пассажиры ТС получают такие же травмы, как и в случае падения с высоты на твердую основу. Естественно, все зависит от скорости. Если:
- 40 км/ч, то сила удара аналогична падению с высоты 6,3 м;
- 60 км/ч, то сила удара аналогична падению с высоты 14 м;
- 80 км/ч, то сила удара аналогична падению с высоты 25 м.
Пассажиры, пристегнутые ремнями, подвергаются меньшему риску, поскольку роль «мягкой подушки» берет на себя деформирующийся бампер. При ДТП благодаря ему происходит гашение кинетической энергии. Естественно, на больших скоростях от бампера меньше пользы. Однако получить травму при столкновении у пристегнутых в 2 раза ниже, чем у тех, кто решил не использовать передний или задний ремень безопасности.
Важно знать, что место в салоне транспортного средства и вид ДТП влияют на эффективность РБ. Автомобиль может получить фронтальный или боковой удар, а также опрокинуться.
Если происходит столкновение спереди, вероятность гибели пристегнутого шофера снижается примерно в 2,3 раза. Если случается боковое столкновение — в 1,8 раза. Если авто опрокидывается – удивительно, но почти в 5 раз.
Спасают ли ремни безопасности
РБ смело можно назвать главными средствами защиты пассажиров и водителя при ДТП. Ширину и длину ремней безопасности каждый автопроизводитель определяет самостоятельно. Если пассажир или водитель не пристегнулся, то в случае столкновения двух ТС или столкновения с какой-нибудь преградой (дерево, забор, стена и т.д.), риск получения серьезных травм значительно возрастает. Важно понимать, что ни одна пассивная безопасность машины и ультрасовременные airbag не смогут предотвратить летальный исход.
Обратимся к статистике: если пассажир весит 75 кг, то в случае ДТП на скорости 60 км/ч его тело подвергается нагрузке, равной 3 тоннам. На скорости 80 км/ч нагрузка увеличится до внушительных 9 тонн. Даже пристегнутому человеку под такими нагрузками будет непросто. Шанс пострадать увеличится многократно. Сложно представить, что будет с пассажиром, положение которого в салоне авто в момент столкновения не зафиксировано ремнями безопасности.
Не всем эти цифры понятны, поэтому изучим статистику Швеции и Литвы. Население Швеции – 8,5 млн человек. В год в стране погибает в ДТП не более 650 человек. Если взять с расчетом на 1 млн жителей, то выходит 75 человек. В Литве проживает 4 млн человек. Менее, чем за год, а точнее за 9 месяцев, в ДТП погибает 650 человек. Если взять с расчетом на 1 млн жителей, то это уже 235 погибших в авариях.
Как видно, аварий со смертельным исходом в Швеции случается меньше. В 1976 году там провели референдум. Обсуждаемый вопрос – использование ремней безопасности. Люди голосовали за применение и против применения. Тех, кто отдал свои голоса за использование, было больше всего на 0,8%. Все же их было больше, чем противников применения ремней, поэтому был принят официальный закон. Согласно ему, налагается штраф за непристегнутых детей и взрослых в авто во время движения.
После этого количество легких травм из-за ДТП уменьшилось втрое, а количество тяжелых травм – в 5 раз. Последняя статистика Швеции показывает, что около 85% водителей используют ремень безопасности. Литва до этих показателей не дотягивает, так как в стране только 30% водителей пристегивается. Именно из-за тех, кто не хочет применять ремни безопасности, число погибших в авариях на автодорогах увеличивается с 75 до 235 человек на 1 млн жителей.
Трепетно относящиеся к жизни и смерти японцы подсчитали, что в 75 из 100 случаях пристегнутые пассажиры остаются в живых при серьезных ДТП. В Соединенных Штатах Америки провели исследования, которые показали, что при столкновении автомобилей в 77 случаях из 100 пристегнутые люди спасают свои жизни. А если дорожно-транспортное происшествие происходит при поворотах — в 91 из 100 случае.
Почему ездить с не пристегнутым ремнем опасно
При столкновении человек подвергается серьезной опасности. Удержаться за рулем можно только при скорости в 5 км/ч. Если же она выше и составляет 60 км/ч, то в случае аварии водитель подвергается нагрузке в 3 тонны. При увеличении скорости существенно возрастает и сила давления. Практически никто не сможет выжить в такой ситуации.
Спасением является ремень безопасности. Японцы определили, что при столкновении в 75 случаях из 100 такая несложная конструкция, не считая подушки, помогает избежать непоправимого. При опрокидывании автомобиля процент выживаемости увеличивается до 91.
Об опасности непристегивания говорит и следующая информация. При лобовом ударе человек получает такие же травмы, как и при падении на твердую поверхность с высоты:
- При скорости 40 км/ч – 6,3 м;
- 60 км/ч – 14 м;
- 80 км/ч – 25 м.
Согласно мировой статистике каждый год в дороге погибает 26 тысяч людей только по одной причине — непристегнутый ремень безопасности. Их использование снижает риск смертей на 65% среди пассажиров первых сидений и 75% — задних. По данной причине дети получают в 3,5 раз больше различных травм в результате аварий. А из общего их количества, которые погибли на дорогах, 29% — из-за указанного нарушения.
Причина безопасности пристегивания ремней № 3
Беременность не является причиной не пристегиваться ремнем безопасности. Пристегнутый ремень безопасности означает, что вы защищаете себя и своего будущего ребенка, если вы попали в аварию. Вот несколько советов, как удобно и правильно пристегиваться ремнем безопасности во время беременности:
1.- Поместите часть поясного ремня под животик как можно ниже. Поясная часть ремня безопасности должна проходить по верхней части бедер, а не по выпуклости.
2.- Часто можно отрегулировать угол ремня безопасности с помощью фиксатора ремня безопасности.
Прежде, чем перейти к серьезным вещам, давайте немного отвлечемся и поговорим об истории ремней безопасности. Идея фиксировать человека в кресле родилась еще в начале 19 века, на заре развития воздухоплавания. Как и все новое, новация была воспринята без особого энтузиазма, и только в 30-х годах прошлого века ремни безопасности в авиации стали массовым явлением.
Первый патент на ремень безопасности для наземных транспортных средств был выдан в США в 1885 году. Впрочем, как и в авиации, инициативу Эдварда Клэгхорна почти никто не поддержал. По большому счету, лишь в 1956 году ремни в автомобилях стали входить в моду. Компании Ford и Chrysler в Америке и Volvo в Европе начали предлагать их в качестве дополнительного оборудования. А два года спустя швед Нильс Болин предложил более совершенный вариант — трехточечный диагонально-поясничный ремень, ставший частью стандартного оснащения Volvo P120 Amazon. С 1967 года все автомобили Volvo начали оборудовать трехточечными ремнями еще и на заднем сиденье.
Статья 2.3 пункт в) Правил дорожного движения Украины содержит совершенно глупую на наш взгляд формулировку о том, что в населенных пунктах водителям и пассажирам такси разрешается не пристегиваться ремнями безопасности. Такое послабление нельзя объяснить какими-то объективными причинами. Страшилки таксистов о том, что в случае нападения они должны иметь возможность быстро выбраться из автомобиля — глупость. Такси и его пассажиры — такие же участники дорожного движения, как и все остальные, за исключением, пожалуй, только спецслужб, которым справедливо позволено чуть больше из соображений оперативности. Пристегиваться в такси или нет, решайте сами, но прежде хорошо подумайте о возможных последствиях и всегда помните о том, что зачастую именно таксисты являются самыми опасными участниками дорожного движения. Увы, это не стереотип, это — реальность.
Как доказать, что был пристегнут?
Фиксируют ли камеры непристегнутый ремень? Отдельно следить за этим правонарушением с помощью камер пока не планируется. Штраф за непристегнутый ремень автомобилисты, скорее всего, будут получать «в нагрузку» к наказанию за превышение скорости или к другим нарушениям, которые фиксируют камеры. Как можно доказать, что был пристегнут ремнем безопасности? Если вас задержал инспектор дорожной полиции, сохраняйте спокойствие и будьте внимательны, вспомнив инструкцию:
- бдительно знакомьтесь с протоколом правонарушения, обратите внимание на дату;
- если вы считаете, что инспектор решил придраться — оставьте внизу протоколом свои заметки. Вы имеет право даже указать, что ехали пристегнутым;
- помните, что именно сотрудник ГИБДД должен доказать вашу вину посредством видеосъемки или свидетельских показаний
Как обжаловать штраф ГИБДД за ремень безопасности
Штраф ГИБДД за ремень безопасности можно отменить, обжаловав постановление. Сделать это можно на протяжении десяти дней после его вынесения. Причем водителю необходимо настаивать, чтобы инспектор предоставил ему копию постановления и протокола прямо на месте, как это предусмотрено законодательством. Изучив эти документы, станет понятно, как оспорить штраф ГИБДД за ремень безопасности.
Основанием для обжалования могут стать процессуальные нарушения, в частности, неправильное оформление протокола или постановление, его составление неуполномоченными лицами и т. д. Но чаще всего причиной подачи жалобы становится несогласие водителя с инкриминированным ему правонарушением. В этом случае он должен обязательно зафиксировать свои письменные возражения против действий инспектора в протоколе. Также, если инспектор не предъявил фотографию или видеоматериал, следует указать, что нет никаких объективных доказательств вины помимо слов самого инспектора. Если в салоне находились пассажиры, то нужно упомянуть о них, обозначив их данные в качестве свидетелей, могущих доказать невиновность водителя.
Правила переезда железнодорожных путей.
О том, как вернуть права за алкоголь читайте тут.
О помощи юриста при лишении прав
Жалобу на постановление можно подать вышестоящему начальству сотрудника ГИБДД, который составлял протокол, или в суд. В любом случае она должна быть правильно оформлена. В шапке необходимо указать название органа, в который она подается, а также свои полные данные, место проживание и контактный телефон. В тексте жалобы обозначаются реквизиты спорного постановления, в том числе место и время его составления, фамилию инспектора, суть правонарушения и сумму штрафа.
Далее следует изложить мотивы, по которым заявитель не согласен с наложенным на него взысканием и представить доказательства при их наличии. В частности, можно сослаться на свидетелей, находившихся в салоне автомобиля. При отсутствии доказательств, свою правовую позицию рекомендуется строить на том, что инспектором не представлено никаких доказательств вины. Соответственно, основания для привлечения к ответственности отсутствуют. В заключение необходимо попросить об отмене постановления.