Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как трудоустроить водителя в 2023 году: особенности и алгоритм». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
СОУТ или специальная оценка условий труда – это комплекс мероприятий, направленных на исследование условий труда на каждом рабочем месте компании, анализ факторов риска, разработка рекомендаций для снижения опасного воздействия и дальнейшее определение работодателями компенсаций специалистам за вредность.
ВТОРОЙ ШАГ: создание списка рабочих мест для проведения проверки условий труда
Перед составлением графика следует определиться с количеством рабочих мест на предприятии. В этом поможет штатное расписание. После его изучения необходимо отсеять аналогичные, поскольку трудовое законодательство позволяет не проводить поголовную оценку, а исключить аналогичные места, но оставить не менее двух аналогичных. Грамотный подход к составлению списка позволит рационально распределить время и сэкономить средства. Поскольку сторонней организации для проведения СОУТ нужно оплачивать. А оплата формируется из расчета за каждую проверочную точку.
Как понять, какие рабочие места являются аналогичными? Очень просто, для трудящихся должны быть одинаковыми следующие моменты.
- Наименование должности.
- Марка и название оборудования.
- Идентичные должностные обязанности и перечень заданий.
- Сотрудники располагаются в одном помещении.
ПЯТЫЙ ШАГ: прохождение СОУТ
Для компании-подрядчика, выполняющей проверку условий труда на рабочем месте, потребуется дополнительная информация для составления объективной оценки в заключении.
- Список работников и номера их СНИЛС.
- Штатное расписание с перечнем должностей.
- Техническая документация на оборудование, которое находится в оснащении каждой рабочей зоны.
- Должностные инструкции для каждой должности.
- График работы.
- Заключение по результатам производственного контроля состояния рабочих мест.
- Для водителя необходимо указать марку автомобиля, год выпуска, тип используемого топлива, номер.
- Фотоснимки рабочего места на протяжении смены.
Общие принципы оценки условий труда водителя
В общем понимании, на водителя любого автотранспортного средства действуют следующие производственные факторы и факторы трудового процесса:
шум;
инфразвук;
вибрация общая и локальная;
недостаточная освещенность в кабине;
вредные вещества в воздухе;
параметры микроклимата в кабинет;
тяжесть и напряженность труда.
Раньше, при аттестации рабочих мест (далее – АРМ), все эти факторы оценивались. Более того, риск за свою жизнь и других лиц в сочетании с характеристиками выполняемой работы приводили результаты оценки по напряженности труда к классу 3.2. Виброакустические факторы, в свою очередь, оценивались по жестким нормам (СН 2.2.4/2.1.8.562-96 и проч.) и также довольно часто в результате считались вредными.
Почему же водители лишаются льгот по результатам СОУТ?
1. Дело в том, что в процедуре СОУТ появилась так называемая идентификация.
В рамках данной процедуры эксперт определяет все факторы, которые могут воздействовать на водителя (здесь очень похоже на АРМ). Но вот далее он сравнивает определенные факторы с классификатором (приложение №2 к приказу Минтруда № 33н от 24 января 2014 года).
И этот классификатор говорит следующее:
- виброакустический фактор можно оставить только там, где есть технологическое оборудование, являющееся его источником; микроклимат можно оставить лишь, если есть технологическое оборудование, являющееся его источником (причем различные кондиционеры, печки к нему относить нельзя); освещенность можно оставить, лишь если выполняются особо точные (прецизионные работы).
Что это значит? А значит это то, что из оценки условий труда водителей можно исключить весь виброакустический фактор, освещенность и микроклимат.
Все дело в том, что:
- автотранспортное средство не относится к технологическому оборудованию, (согласно ГОСТ 3.1109-82 ЕСТД технологическое оборудование – это лишь средства технологического оснащения, в которых для выполнения определенной части технологического процесса размещают материалы или заготовки, средства воздействия на них, а также технологическую оснастку. Примерами технологического оборудования являются литейные машины, прессы, станки, печи, гальванические ванны, испытательные стенды); водитель прецизионные работы не выполняет; все, что может быть искусственным источником микроклимата – это оборудование для создания комфортных условий, которое учитывать нельзя.
Как часто нужно проводить СОУТ
Согласно законодательству, работодатели обязаны проводить оценку УТ один раз в 5 лет. Отсчёт начинается со дня ввода данных в информационную систему ФГИС СОУТ. Для оптимальных и допустимых УТ новую экспертизу делать не нужно, декларация по таким РМ считается бессрочной. По вредным и опасным УТ необходимо обновить СОУТ через 5 лет.
Новые компании и ИП должны провести оценку в течение 1 года со дня регистрации. Такой же срок даётся на оценку новых РМ по должностям, введённым с последней СОУТ.
Внеплановая экспертиза УТ проводится при:
- выявлении профзаболеваний из-за воздействия вредных или опасных УТ;
- несчастных случаях на производстве;
- письменных предписаниях госинспектора труда.
Аттестация рабочего места по условиям труда водителя ТС
Рабочее место водителя периодически аттестуют, чтобы оценить состояние условий труда. Эти работы выполняет специализированная экспертная организация, привлеченная работодателем на договорной основе, при условии соответствия исполнителя предусмотренным законодательством требованиям.
Работы выполняют в порядке, установленном утвержденной методикой, чтобы избежать субъективности в оценке неблагоприятных обстоятельств и объективно выдержать правила проведения данной процедуры.
В составе комиссионной группы присутствует аттестованный эксперт, производящий измерения. Проверку организует администрация предприятия, обязанная предоставить исполнителю необходимую документацию и разработать меры по итогам проведенного обследования.
Порядок аттестации регламентирован Федеральным законом № 426-ФЗ, принятым в декабре 2013 года.
Ненормированный рабочий день
Также законодательно предусмотрена возможность ненормированного рабочего дня для водителей:
8. В порядке, предусмотренном статьей 101 Трудового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 3; 2017, N 25, ст. 3594), для водителей легковых автомобилей (кроме легковых такси), а также для водителей автомобилей, занятых на геологоразведочных, топографо-геодезических и изыскательских работах в полевых условиях, может устанавливаться ненормированный рабочий день.
Решение об установлении ненормированного рабочего дня принимается работодателем с учетом мнения представительного органа работников.
Количество и продолжительность рабочих смен при ненормированном рабочем дне устанавливаются исходя из нормальной продолжительности рабочей недели, а дни еженедельного непрерывного отдыха (далее — еженедельный отдых) предоставляются на общих основаниях.
Ненормированные рабочие дни могут иметь любую продолжительность. При этом общее количество рабочих часов не должно превышать 40 в неделю.
Что включает актуальная на 2023 год форма декларации СОУТ
Как установлено, данную форму утверждает, меняет Минтруда РФ. В 2023 г. следует заполнять и сдавать одностраничный бланк, представленный выше в таблице. Он же имеется в последней редакции Приказа Минтруда № 80н. Таким образом, актуальная форма декларации включает:
- Стандартные реквизиты нанимателя (ИП либо юрлица).
- Сведения о рабочих местах (его №, число занятых на нем работников с указанием должностей).
- Данные эксперта (организации, которая проводила спецоценку).
- Основание для подачи декларации: реквизиты экспертного заключения (протокола, измерений вредных, опасных факторов).
- Дату составления документа, подпись составителя – полномочного лица (ИП, руководителя юрлица).
- Печать, которая проставляется при наличии.
- Место для регистрационных отметок при подаче документа в ГИТ
При сдаче декларации на бумажном носителе ее должны зарегистрировать установленным порядком. Для этого соответствующие отметки в ней делает полномочное должностное лицо трудовой госинспекции. Как принято, на декларации проставляется дата регистрации, ей присваивают уникальный регистрационный номер. При дистанционной подаче электронной версии документа все необходимые регистрационные данные заполняются автоматически.
Соут водителя автомобиля
Инфо
Например, при занятости водителя управлением транспорта в течение 80 процентов времени в условиях превышения ПДУ однозначно будут установлены вредные условия труда. А если перегоны короткие и между ними есть перерыв на ожидание или погрузку, при небольшом превышении ПДУ возможно установить допустимые условия труда. В каких случаях нужно оценивать условия труда при смене автомобиля? Если водитель переходит на другой автомобиль, это означает замену оборудования и изменение условий труда.
В этом случае нужно провести внеплановую спецоценку. Если же водитель в течение года управляет разными автомобилями, работодатель должен четко определить их перечень. Например, в течение года водитель работает на Зил-130, Зил-131 и КАМАЗ. Это разные автомобили. Если все время работы взять за 100 процентов, то можно определить периоды управления каждым авто.
Специальная оценка условий труда водителей автомобилей
При отсутствии на рабочем месте искусственных источников тепла и холода, предназначенных для создания оптимальных условий труда на рабочем месте и не предусмотренных конструкцией транспортного средства, класс (подкласс) условий труда по параметрам микроклимата повышается на одну степень. 9. В ходе отнесения условий труда на рабочих местах к классу (подклассу) условий труда по напряжённости трудового процесса итоговый класс (подкласс) условий труда по параметрам напряжённости трудового процесса повышается на одну степень в связи с осуществлением водителями профессиональной деятельности в условиях дефицита времени, с высокой степенью ответственности за результат такой деятельности, обусловленной значимостью возможной ошибки, возможностью возникновения особых дорожных ситуаций, способных создать риск для жизни и здоровья других лиц. 10.
Специальная оценка условий труда водителей автомобилей
Снип 12-03-2001. безопасность труда в строительстве. часть 1. общие требования Так, в соответствии со ст. Водителя лишили прав: действия работодателя Для водителей управляющих легковыми автомобилями может быть установлена ненормированная продолжительность рабочего дня. При этом график выхода в смены составляется с учетом нормальной продолжительности рабочей недели. Внимание ТК предусматривает, что время управления автомобилем не может составлять более 9 часов, а при суммированном учете рабочего времени не более 10 часов, при выходе в смену 2 раза в неделю, но не более 90 часов в неделю. Кроме того, согласно . 1 ст. Б.И рабочее место попадало в категорию вредных. Такие различия в оценке вызывали споры.Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение законодательства о труде и об охране труда влечет:
- наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 1 до 5 тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от 1 до 5 тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток; на юридических лиц — от 30 до 50 тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;
- нарушение законодательства о труде и об охране труда должностным лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, влечет дисквалификацию на срок от 1 года до 3 лет.
Также согласно ст.
Режим труда и отдыха водителей автомобилей в 2023 году
Рассмотрим, какие режимы труда и отдыха водителей применяются на практике. Обычно используются такие варианты учета режима работы:
- Ежедневный. Предусматривает 40-часовую рабочую неделю. Водитель может работать 5 или 6 дней в неделю.
- Суммированный. Этот вариант удобно использовать если водители регулярно уезжают в многодневные рейсы, и из-за это применять ежедневный учет невозможно. Расчетным периодом по новым правилам является 1 месяц, но при согласовании с профсоюзом этот период можно увеличить до 3 месяцев. В разрезе 1 рабочего дня или 1 недели общепринятые нормы могут нарушаться, но при суммировании отработанных часов необходимо неукоснительное соблюдение режима труда и отдыха водителей.
В соответствии с утвержденным режимом труда и отдыха водителей (Приказ Минтранса России № 424) рабочее время водителя включает в себя время, затраченное на:
- управление автомобилем;
- специальные перерывы на отдых от управления транспортом;
- выполнение работы, не связанной с управлением транспортным средством.
Водитель оператор сзм вредные факторы условий труда
Данные рабочие места должны постоянно аттестоваться.
Важно Только проведение аттестации гарантирует установление ВПФ.
Внимание Горные мастера Работники заняты деятельностью горно-рудного промышленного направления, для которого характерна; высокая шумовая и физическая нагрузка, запыленность, низкие температуры.
Машинист, занятый работой на электропоездах Деятельность имеет связь с вибрационными, шумовыми явлениями, низким уровнем видимости, увеличенной или сниженной влажностью, электромагнитными излучениями, показателями загазованности воздушных масс.
Таким образом, опасные и вредные факторы различаются степенью риска для здоровья, причем вредные факторы уже воздействуют, тогда как опасные факторы являются потенциальными, их воздействие происходит при тех или иных обстоятельствах. Для предотвращения воздействия опасных и минимизации воздействия вредных факторов существует техника безопасности и комплекс мер по охране труда на производстве, соблюдение которых является обязанностью как работодателя, так и самого работника (например, использование индивидуальных средств защиты при выполнении опасных работ и т.д.).
Срок Использования Спецодежды Нормы 2021 Водителя
Согласно Типовым нормам № 541н гардеробщика требовалось обеспечить халатом хлопчатобумажным или халатом из смешанных тканей. Типовые нормы № 997н предоставляют работодателю право выбора: вместо халата такому работнику может быть выдан костюм.
Дворник прежде мог претендовать на костюм из хлопчатобумажных или смешанных тканей, фартук хлопчатобумажный с нагрудником, рукавицы комбинированные или перчатки с полимерным покрытием, плащ непромокаемый (один на три года). Зимой дополнительно ему полагались куртка на утепляющей прокладке (по поясам), валенки или сапоги кожаные утепленные (по поясам), галоши на валенки (одна пара на два года). Типовые нормы № 997н предусматривают обеспечение дворника костюмом, фартуком из полимерных материалов с нагрудником, сапогами резиновыми с защитным подноском, перчатками с полимерным покрытием (шесть пар).
Дезинфектор, которому ранее были положены халат хлопчатобумажный или из смешанных тканей, сапоги резиновые, перчатки резиновые или перчатки с полимерным покрытием (две пары), а также противогаз (до износа), теперь должен получить комбинезон для защиты от токсичных веществ и пыли из нетканых материалов (до износа), сапоги резиновые с защитным подноском (одна пара), перчатки с полимерным покрытием или перчатки резиновые либо из полимерных материалов (шесть пар), очки защитные (до износа), а также СИЗ органов дыхания фильтрующее или изолирующее (до износа).
Для улучшения ухода за СИЗ теперь работодатель наделен правом выдавать работникам по два комплекта СИЗ с удвоенным сроком носки.
Работникам в районах, где в весенне-летний период наблюдается массовый лет кровососущих насекомых и велика опасность заражения клещевым энцефалитом, дополнительно выдаются костюм для защиты от вредных биологических факторов со сроком носки три года, набор репеллентов:
-
аэрозоль для защиты от гнуса и мошки или крем в тубе для защиты от гнуса и мошки в количестве не менее 400 мл на один год;
-
аэрозоль для защиты от клещей в количестве не менее 100 мл на один год;
-
средство после укусов (бальзам) в количестве не менее 100 мл на один год.
Работающим во взрывопожароопасных условиях выдаются специальная одежда, изготовленная из тканей и материалов с огнестойкими антиэлектростатическими свойствами и самоспасатель фильтрующий воздушно-кислородный.
Работникам, совмещающим профессии и должности, дополнительно выдаются СИЗ, предусмотренные для совмещаемой профессии, с внесением отметки о необходимых дополнительных СИЗ в личную карточку работника.
Работодатели часто задают вопрос, на какие типовые нормы бесплатной выдачи СИЗ — отраслевые или межотраслевые — следует ориентироваться в первую очередь.
Спецоценка рабочих мест в 2022 году: последние изменения
Власти скорректировали порядок проведения экспертизы условий труда. Изменения начнут действовать с 1 марта 2022 года. По-новому надо будет считать сроки действия СОУТ. Но и это еще не все. Рассмотрели, что нового в спецоценке условий труда. Понятие «спецоценка условий труда» введено в оборот с 2014 года. Эта экспертная процедура заменила устаревшую аттестацию рабочих мест. По результатам СОУТ конкретному рабочему месту присваивается класс или подкласс трудовых условий. На основании экспертного заключения: Устанавливают размеры страхового обеспечения , уплачиваемого работодателем в пользу наемных работников . Чем более лучшие условия труда обеспечит работодатель, тем меньше ему придется доплачивать в бюджет. Применяют дополнительные гарантии и компенсации к персоналу , занятому на «особых» условиях (опасность, вредность). В частности, денежные надбавки, дополнительное время отдыха и сокращенный рабочий день.
Федеральный закон от 28.12.2013 № 426-ФЗ устанавливает единый порядок, по которому производится оценка условий труда на рабочем месте в 2021 году. Кто должен проводить СОУТ, прописано в ст. 3 Закона № 426-ФЗ. Это все работодатели, осуществляющие деятельность на территории РФ.
Изменения в специальной оценке условий труда водителей
Важно
В связи с изменением законодательства и отменой аттестации рабочих мест в с начала 2014 года изменился и подход к проведению специальной оценки условий труда водителей автомобилей. Это, в первую очередь, можно связать в основном с принятием новой методики спецоценки, заменившей собой старый порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда. Новшества в законодательстве и внесенные изменения в методике позволят большинству водителям, имевшим вредность при действующей аттестации, снизить её до допустимого уровня.
В первую очередь это связано с повышением допустимого уровня шума для легковых и грузовых автомобилей, и уравнением его с допустимым уровнем для спецтехники. Получается один и тот же фактор раньше оценивался по разному в зависимости от типа транспортного средства, теперь предельно допустимый уровень фактора шума привели к одному значению.