Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как рассчитать налог по кадастровой стоимости недвижимости?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Налог на имущество организаций исчисляется по итогу налогового периода (года), но уплачивается по авансовой системе. Организации самостоятельно рассчитывают и перечисляют авансы по окончании отчетных периодов (1 квартал, полугодие и 9 месяцев). При подсчете итоговой суммы налога за год все перечисленные авансы вычитаются.
Порядок уплаты авансовых платежей по налогу на имущество и сдачи отчетности
За налоговый период по налогу на имущество принят год.
Первый квартал, полугодие, девять месяцев считаются отчетными периодами.
Авансовые платежи уплачиваются ежеквартально в сроки установленные законодательством.
Налог уплачивается:
- для российской организации — в бюджет по местонахождению данной организации;
- для иностранной организации — в бюджет по месту регистрации российского представительства или по месту нахождения недвижимого имущества, указанного в статье 375 НК РФ;
- для обособленных подразделений, имеющих отдельный баланс, в бюджет субъекта по местонахождению каждого подразделения.
Налоговая декларация предоставляется по истечении всех отчетных и налоговых периодов.
Итоговая годовая декларация подается до 30 марта следующего года.
Сроки оплаты и правила расчета налога на имущество организаций
С 2023 года срок уплаты авансовых платежей — 28-е число месяца, следующего за отчетным кварталом. Срок уплаты годового налога — не позднее 28 февраля следующего года.
При этом, поскольку власти вправе устанавливать местный порядок налогообложения по имуществу, то вправе и вовсе не утверждать отчетные периоды, а также предусмотреть право не уплачивать авансы для определенных плательщиков (п. 6 ст. 382 НК РФ). Поэтому важно учитывать особенности налогообложения каждого объекта по отдельности (п.1 ст.376 НК РФ). К примеру, он может находиться в другой местности, где действуют иные правила налогообложения. Если объектов несколько и находятся они в разных регионах, то на них могут быть установлены не только разные ставки, но и разные требования к внесению авансовых платежей.
Плательщики налога на имущество организаций
Основная категория плательщиков налога на имущество — российские организации, коммерческие и некоммерческие, у которых есть Недвижимость, учтенная на балансе в качестве основных средств. Обычно это недвижимость, которая принадлежит организации на праве собственности и изначально приобреталась не для перепродажи.
Также платить налог на имущество должны иностранные организации — как имеющие постоянное представительство в РФ, так и не имеющие, — у которых есть в собственности недвижимость на территории России.
Кто не платит налог на имущество организаций. Не платят этот налог компании, у которых на балансе учтено только движимое имущество: транспорт, оборудование и т. д.
Также налог на имущество не платят организации, применяющие спецрежимы.
УСН — по недвижимости, которая облагается налогом исходя из среднегодовой стоимости, а не кадастровой. Каждый регион сам определяет, какая недвижимость на его территории будет облагаться по кадастровой стоимости. Вся остальная недвижимость облагается налогом по среднегодовой стоимости.
К примеру, в Москве фирма на УСН не должна платить налог на имущество за нежилое помещение в многоквартирном доме при условии, что площадь всех нежилых помещений в доме не превышает 3000 м2. Если превышает, то, возможно, налог придется платить.
ЕСХН — по недвижимости, которая используется для производства, переработки и реализации сельскохозяйственной продукции и для оказания услуг.
Например, здание птицефабрики, которым владеет компания — плательщик ЕСХН, не облагается налогом на имущество. А административное здание и здание столовой, в которой обедает персонал фабрики, облагаются. Потому что эти два здания не участвуют непосредственно в производстве, переработке и реализации сельхозпродукции.
Алгоритм расчета налога на имущество
Для отнесения имущества к налогооблагаемому должны быть выполнены следующие требования:
— недвижимое имущество учитывается на балансе в качестве основных средств (если налоговая база в отношении него установлеан как среднегодовая стоимость);
— недвижимое имущество находится на территории РФ и принадлежит организации на праве собственности, праве хозяйственного ведения или по концессионному соглашению (если налоговая база определяется исходя из кадастровой стоимости).
В налоговую базу должны быть включены все используемые основные средства. Это касается и тех имущественных объектов, в отношении которых нет подтверждения наличия зарегистрированных прав, а также документов, регламентирующих ввод в эксплуатацию и перевод на балансовый счет 01.
Важно! Собственники имущества, для которого кадастровая стоимость определена, обязаны уплачивать имущественный налог, даже если они используют упрощенную систему налогообложения.
Расчет налога на имущество за 1 квартал 2021 года рекомендовано проводить по следующему алгоритму:
1. В первую очередь определяемся со всеми объектами налогообложения, для которых рассчитывается налог на имущество. Далее уточняем в региональном законодательстве, какие льготы и преференции могут быть применены плательщиком.
2. Устанавливаем размер налоговой базы для каждого объекта имущества. Возможные варианты: среднегодовая или кадастровая стоимость имущества. Выбор зависит от региона местонахождения имущества и его включения в региональный кадастровый перечень. В случае расчета среднегодовой стоимости имущества плательщика остаточная стоимость формируется на установленную дату по правилам ведения бухгалтерского учета согласно ПБУ 6/01, а со следующего 2022 г. — согласно ФСБУ 6/2020.
3. Уточняем ставку налога, установленную региональными органами власти. Максимально возможная ставка при расчете по среднегодовой стоимости — 2,2 %, при расчете по кадастровой стоимости — 2%. Необходимо помнить, что для разных имущественных объектов ставки, установленные властями субъекта РФ, могут отличаться.
4. Рассчитываем сумму по имущественному налогу к уплате в бюджет.
Формулы для расчета авансовых платежей и имущественного налога
Авансовый платеж = Налоговая база х Ставка налога / 4
Сумма налога к доплате за год = Налоговая база х Ставка налога — Сумма авансовых платежей
Налоговая база при кадастровой стоимости имущества = Кадастровая стоимость имущества по данным
Росеестра
Налоговая база при среднегодовой стоимости = Ост. ст. на 01.01 + Ост. ст. на 01.02 + Ост. ст. на 01.03 + Ост. ст. на 01.04…+ Ост.ст. на 1-е число месяца, следующего на отчетным кварталом / количество отчетных месяцев + 1
Ост. ст. — остаточная стоимость имущества
Ост. ст. = первоначальная стоимость — амортизация
Как быть, если плательщик владеет имуществом неполный год?
Налог на имущество по кадастровой стоимости при неполном годе владения = Кадастровая стоимость х Ставка х Число месяцев владения имуществом / Количество месяцев в отчетном периоде
Налог на имущество по оценочной стоимости при неполном годе владения = Оценочная стоимость (среднегодовая) х Ставка х Число месяцев владения имуществом / Количество месяцев в отчетном периоде
Важно! С 2019 года приказом ФНС от 14.08.2019 № СА-7-21/405@ были введены новые формы декларации по имущественному налогу. За 2020 год нужно было отчитываться на бланке в редакции приказа от 28.07.2020 № ЕД-7-21/475@. Возможно будут изменения и в бланке за 2021 год. Если у плательщика возникнет необходимость в представлении уточненных деклараций за прошлые периоды, следует оформить их на бланках, действовавших в соответствующий период.
С 2020 года представлять авансовые расчеты по налогу на имущество больше не надо. При этом обязанность по уплате авансовых платежей не отменена, если это установлено региональным законодательством.
Отчетность — годовая декларация — представляется по месту нахождения недвижимости (п. 1 ст. 386 НК РФ). Количество отчетов можно сократить, если объекты расположены на территории одного региона, но относятся к разным налоговым инспекциям. В этом случае отчитаться можно в одной из этих инспекций по своему выбору. Правило действует для недвижимости, налог с которой исчисляется по среднегодовой стоимости, при условии, что в регионе налог не направляется в муниципальный бюджет.
Чтобы сдавать отчетность в одну инспекцию, необходимо ее заблаговременно об этом уведомить. Если вы в 2021 году планируете сдавать единую отчетность по налогу на имущество, сообщить надо до 01.03.2021. Форма уведомления есть в приказе ФНС от 19.06.2019 № ММВ-7-21/311.
Сроки уплаты авансовых платежей определяют регионы.
Мы подробно писали, что такое налог на имущество.
Законодательные аспекты налога на имущество
Анализируемый налог относятся к компетенции главы 30 Налогового Кодекса Российской Федерации. Имущественные активы входят в налоговую базу согласно условиям, задекларированным в ст. 374 НК РФ. П. 4. этой статьи оглашает перечень объектов, по которым платить данный налог не нужно. Ст. 381 НК РФ рассматривает определенные виды деятельности, которые не предусматривают взимание с предпринимателя этого налога.
В целом, российские организации, а также иностранные, имеющие представительство в РФ, обязаны платить налог на имущество, находящееся на их балансе, движимое, оприходованное ранее 2013 года, и/либо недвижимое. Некоторые категории организаций являются льготниками.
Данный налог является региональным, это значит, что субъекты Российской Федерации могут самостоятельно снижать установленную Правительством налоговую ставку в 2,2%.
СПРАВКА! Если предприниматель хочет узнать налоговую ставку своего региона, он может обратиться к официальному сайту ФНС, где содержится справочная информация о различных ставках и льготах, в том числе и по налогу на имущество.
Пример расчета авансовых платежей
На балансе ООО «Металл-сервис» имеется оборудование, остаточная стоимость которого на 1 января 2018 года равна 90 000 руб. Каждый месяц оборудование амортизируется на 3 000 руб. Налоговая ставка является максимальной. Рассчитаем авансовый платеж за 1 квартал.
В конце января 2018 остаточная стоимость оборудования составит 90 000 – 3 000 = 87 000 руб., в конце февраля 2018 года – 87 000 – 3000 = 84 000 руб., а в начале марта – 84 000 – 3000 = 81 000 руб. Найдем среденеквартальную стоимость актива, которая и будет налоговой базой: (90 000 + 87 000 + 84 000 + 81 000) / 4 = 85 500 руб.
Умножаем полученную налоговую базу на ставку 2,2 и находим процент: 85 500 х 2,2/100 = 1881 руб. Эта сумма составит авансовый платеж по оборудованию ООО «Металл-сервис» за 1 квартал.
Отчитываться в части «промежуточных» платежей компании обязаны 3 раза в год — за 3, 6 и 9 месяцев. Срок сдачи формы — 30 число месяца, следующего за отчетным периодом.
Перед тем, как заполнять расчет, следует выяснить ряд важных нюансов:
- необходимость его сдачи в принципе, т. к. региональные власти имеют право отменять авансы по налогу на имущество на своей территории;
- ставку в вашем регионе, которую устанавливают власти субъекта;
- наличие налоговых льгот, что позволяет снизить сумму налога;
- категорию имущества: от этого зависит способ расчета налога — по остаточной или кадастровой стоимости;
- кадастровые номера объектов налогообложения — по их первым цифрам можно понять, в какую инспекцию территориально следует направить форму.
Что нужно учесть учесть при заполнении Расчета
Не всегда информация, взятая из налогового законодательства, является достаточной для безошибочного составления налоговой отчетности. Большую помощь в таком случае налогоплательщик получает из писем чиновников (Минфина и ФНС). Чтобы сэкономить ваше время, мы расскажем вам о последних разъяснениях этих ведомств в отношении НИ и авансов по нему.
- При расчете авансовых платежей необходимо учесть следующие нюансы:
- Если компании принадлежит только одно помещение в торговом центре, в расчете будет участвовать доля кадастровой стоимости здания, соответствующая доле площади помещения в общей площади здания (письмо ФНС от 16.03.2017 № БС-4-21/4780).
- Если здание, внесенное в перечень кадастрового имущества, разделено на помещения, не признаваемые по критериям объектами, облагаемыми по кадастровой стоимости, то расчет производят исходя из их среднегодовой стоимости (письмо ФНС от 18.08.2017 № ЗН-4-21/16379).
- В расчет нужно включить стоимость помещений общего пользования, если вы обладаете правом собственности на них (письмо ФНС от 23.06.2017 № БС-4-21/12096).
- Если произошло изменение кадастровой стоимости в одном из отчетных периодов, авансы нужно рассчитывать исходя из измененной стоимости (письмо ФНС от 27.01.2017 № БС-4-21/).
- При расчете авансов не нужно учитывать:
- Недвижимость, которую включили в кадастровый перечень, но пока не определили ее стоимость (письмо Минфина от 27.09.2017 № 03-05-04-01/62799).
- Капвложения в арендованные средства (письмо Минфина от 08.09.2017 № 03-05-05-01/57901).
- Стоимость арендуемого имущества (письмо ФНС от 15.09.2017 № БС-4-21/18437).
- При оформлении Расчета за 2 квартал 2021 года:
- Обратите внимание на технологию отражения ОКОФ в стр. 040 раздела 2.1: вносите цифры слева направо, начиная с первой ячейки. В незаполненных ячейках проставьте прочерк (письмо ФНС от 24.08.2017 № БС-4-21/).
- По стр. 030 укажите инвентарный номер ОС в том случае, если у объекта отсутствует кадастровый или условный номер (письмо ФНС от 05.09.2017 № БС-4-21/).
- После того, как Расчет будет сформирован, проверьте наличие/отсутствие в нем ошибок (проверочные соотношения возьмите из письма ФНС от 25.05.2017 № БС-4-21/).
Налог на имущество организаций в 2023 году ставка расчет сроки уплаты
НК РФ Статья 382. Порядок исчисления суммы налога и сумм авансовых платежей по налогу
Перспективы и риски арбитражных споров. Ситуации, связанные со ст. 382 НК РФ
1. Сумма налога исчисляется по итогам налогового периода как произведение соответствующей налоговой ставки и налоговой базы, определенной за налоговый период, с учетом особенностей, установленных статьей 385.3 настоящего Кодекса.
(в ред. Федерального закона от 28.12.2016 N 464-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, определяется как разница между суммой налога, исчисленной в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, и суммами авансовых платежей по налогу, исчисленных в течение налогового периода.
3. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется отдельно в отношении имущества, подлежащего налогообложению по местонахождению организации (месту постановки на учет в налоговых органах постоянного представительства иностранной организации), в отношении имущества каждого обособленного подразделения организации, имеющего отдельный баланс, в отношении каждого объекта недвижимого имущества, находящегося вне местонахождения организации, обособленного подразделения организации, имеющего отдельный баланс, или постоянного представительства иностранной организации, в отношении имущества, входящего в состав Единой системы газоснабжения, в отношении имущества, налоговая база в отношении которого определяется как его кадастровая стоимость, а также в отношении имущества, облагаемого по разным налоговым ставкам.
(в ред. Федеральных законов от 28.11.2009 N 284-ФЗ, от 02.11.2013 N 307-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
4. Сумма авансового платежа по налогу исчисляется по итогам каждого отчетного периода в размере одной четвертой произведения соответствующей налоговой ставки и средней стоимости имущества (за исключением имущества, указанного в абзацах первом — третьем пункта 24 статьи 381 настоящего Кодекса), определенной за отчетный период в соответствии с пунктом 4 статьи 376 настоящего Кодекса.
(в ред. Федерального закона от 30.09.2013 N 268-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
4.1. В отношении объекта налогообложения, прекратившего свое существование в связи с его гибелью или уничтожением, исчисление налога прекращается с 1-го числа месяца гибели или уничтожения такого объекта на основании заявления о его гибели или уничтожении, представленного налогоплательщиком в налоговый орган по своему выбору. С указанным заявлением налогоплательщик вправе представить документы, подтверждающие факт гибели или уничтожения объекта налогообложения.
Рассмотрение налоговым органом заявления о гибели или уничтожении объекта налогообложения, в том числе направление запроса сведений, подтверждающих факт гибели или уничтожения объекта налогообложения, и рассмотрение такого запроса, направление налогоплательщику уведомления о прекращении исчисления налога в связи с гибелью или уничтожением объекта налогообложения либо сообщения об отсутствии основания для прекращения исчисления налога в связи с гибелью или уничтожением объекта налогообложения осуществляются в порядке, аналогичном порядку, предусмотренному пунктом 3.1 статьи 362 настоящего Кодекса.
Форма заявления о гибели или уничтожении объекта налогообложения, порядок ее заполнения, формат представления такого заявления в электронной форме, формы уведомления о прекращении исчисления налога в связи с гибелью или уничтожением объекта налогообложения, сообщения об отсутствии основания для прекращения исчисления налога в связи с гибелью или уничтожением объекта налогообложения утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
(п. 4.1 введен Федеральным законом от 02.07.2021 N 305-ФЗ)
С 01.01.2023 ст. 382 дополняется п. 4.2 (ФЗ от 28.06.2022 N 225-ФЗ). См. будущую редакцию.
5. В случае возникновения (прекращения) у налогоплательщика в течение налогового (отчетного) периода права собственности (права хозяйственного ведения) на объекты недвижимого имущества, указанные в статье 378.2 настоящего Кодекса, исчисление суммы налога (сумм авансовых платежей по налогу) в отношении данных объектов недвижимого имущества осуществляется с учетом коэффициента, определяемого как отношение количества полных месяцев, в течение которых данные объекты недвижимого имущества находились в собственности (в хозяйственном ведении) налогоплательщика, к количеству месяцев в налоговом (отчетном) периоде, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
(в ред. Федеральных законов от 02.11.2013 N 307-ФЗ, от 02.04.2014 N 52-ФЗ, от 02.07.2021 N 305-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Если возникновение права собственности (права хозяйственного ведения) на объекты недвижимого имущества, указанные в статье 378.2 настоящего Кодекса, произошло до 15-го числа соответствующего месяца включительно или прекращение указанного права произошло после 15-го числа соответствующего месяца, за полный месяц принимается месяц возникновения (прекращения) указанного права.
(абзац введен Федеральным законом от 29.12.2015 N 396-ФЗ; в ред. Федерального закона от 02.07.2021 N 305-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Если возникновение права собственности (права хозяйственного ведения) на объекты недвижимого имущества, указанные в статье 378.2 настоящего Кодекса, произошло после 15-го числа соответствующего месяца или прекращение указанного права произошло до 15-го числа соответствующего месяца включительно, месяц возникновения (прекращения) указанного права не учитывается при определении коэффициента, указанного в настоящем пункте.
(абзац введен Федеральным законом от 29.12.2015 N 396-ФЗ; в ред. Федерального закона от 02.07.2021 N 305-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
5.1. В случае изменения в течение налогового (отчетного) периода кадастровой стоимости вследствие изменения характеристик объектов недвижимого имущества, указанных в статье 378.2 настоящего Кодекса, исчисление суммы налога (сумм авансовых платежей по налогу) в отношении данных объектов недвижимого имущества осуществляется с учетом коэффициента, определяемого в порядке, аналогичном установленному пунктом 5 настоящей статьи.
(п. 5.1 введен Федеральным законом от 03.08.2018 N 334-ФЗ; в ред. Федерального закона от 23.11.2020 N 374-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
6. Законодательный (представительный) орган субъекта Российской Федерации при установлении налога вправе предусмотреть для отдельных категорий налогоплательщиков право не исчислять и не уплачивать авансовые платежи по налогу в течение налогового периода.
7. В отношении имущества, налоговая база в отношении которого определяется как его кадастровая стоимость, сумма налога (суммы авансовых платежей по налогу) исчисляется с учетом особенностей, установленных статьей 378.2 настоящего Кодекса.
(п. 7 введен Федеральным законом от 02.11.2013 N 307-ФЗ)
8. Налогоплательщики — российские организации, имеющие право на налоговые льготы, установленные законодательством о налогах и сборах в отношении объектов налогообложения, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость, представляют в налоговый орган по своему выбору заявление о предоставлении налоговой льготы, а также вправе представить документы, подтверждающие право налогоплательщика на налоговую льготу.
Представление заявления о предоставлении налоговой льготы, подтверждение права налогоплательщика на налоговую льготу, рассмотрение налоговым органом такого заявления, направление налогоплательщику уведомления о предоставлении налоговой льготы либо сообщения об отказе от предоставления налоговой льготы осуществляются в порядке, аналогичном порядку, предусмотренному пунктом 3 статьи 361.1 настоящего Кодекса.
Форма заявления налогоплательщика о предоставлении налоговой льготы, порядок ее заполнения, формат представления такого заявления в электронной форме, формы уведомления о предоставлении налоговой льготы, сообщения об отказе от предоставления налоговой льготы утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Какое имущество облагается налогом
К объектам налогообложения для российских предприятий относятся объекты недвижимости в собственности, владении, пользовании, распоряжении и полученные по концессии, которые учтены на балансе налогоплательщика (ст. 378, 378.1, 378.2 НК РФ).
Для иностранных компаний налогооблагаемыми объектами будут:
- Для зарубежных организаций, имеющих постоянное представительство в РФ, — недвижимость как ОС и недвижимое имущество, полученное по договору концессии.
- Для иностранных фирм, не имеющих постоянного представительства в России, — недвижимость, являющаяся собственностью для таких компаний, и недвижимые активы, полученные по концессионному соглашению.
ВАЖНО!
С 2019 года существенно изменился порядок налогового учета и отчетности для имущественных фондов. Теперь движимые имущественные основные средства, земля, ресурсы природопользования и иные активы не являются налогооблагаемыми.
Вот пошаговая инструкция по заполнению декларации по налогу на имущество 2019 года:
Шаг 1. Заполняем Титульный лист.
ИНН и КПП заполняются в соответствии с регистрационными документами. Код налогового периода для отчета за 2019 года имеет значение «34». Если в ИФНС отчитывается ликвидированное или реорганизованное предприятие, то проставляется значение «50». Код по месту нахождения имеет значение «214». Затем заполняются наименование налогоплательщика в соответствии с уставом, контактный телефон и Ф.И.О. ответственного лица — руководителя и дата предоставления формы в инспекцию. Титульный лист заверяется подписью руководителя и печатью учреждения.
Шаг 2. Заполняем Раздел 1.
Здесь указывается ОКТМО налогоплательщика, исчисленная сумма взноса и код бюджетной классификации, по которому и направляется платеж.
Шаг 3. Заполняем Раздел 2.
Этот блок служит для отражения расчетных сведений — среднегодовой стоимости всех имущественных объектов за отчетный период. Данные перечисляются за каждый месяц календарного года.
В строке 150 приводится суммарный результат по среднегодовой стоимости.
В строке 160 указывается код налоговой льготы при наличии.
Строка 190 предназначена для отражения общей налоговой базы, а строка 210 иллюстрирует действующую в регионе ставку по имущественным взносам.
В поле 220 вносится итоговая исчисленная сумма, а в 230 — уплаченные ранее авансовые платежи.
Как происходит расчет налога на имущество организации в 2023 году?
В качестве налоговой базы принимается среднегодовая стоимость основных средств, которые включены в соответствующий список по предприятию. Учет имущества в таком случае происходит по остаточной стоимости (то есть с учетом амортизации). Если рассматривать отдельные объекты, которые относятся к недвижимому имуществу, то в их отношении в качестве базы для исчисления налога берется кадастровая стоимость объекта по состоянию на 1 января года, который принимается за налоговый период. Для того чтобы узнать правила расчета в частном случае следует обратиться к Налоговому Кодексу, в котором разъясняются все возможные обстоятельства, влияющие на проведение расчета стоимости имущества.
Наибольший интерес, как правило, вызывает вопрос о том, сколько составляет размер ставки по тому или иному налогу. В отношении налога на имущество по закону она не может быть больше 2,2%. Размер ставки, принимаемой в конкретном случае, зависит от ряда факторов, в числе которых категория налогоплательщика и разновидность рассматриваемого имущества.
Случаи представления авансового расчета
По итогам отчетных периодов налогоплательщик обязан представлять налоговые расчеты по налогу на имущество, а по итогам календарного года — налоговую декларацию (п. 1 ст. 386 НК РФ).
Начиная с отчетных периодов 2010 г. обязанность представлять авансовые расчеты (налоговую декларацию) по налогу на имущество должны организации в отношении облагаемого налогом имущества. То есть если на балансе отсутствует имущество, подлежащее налогообложению, то авансовый расчет (налоговую декларацию) представлять в ИФНС не нужно (Письма Минфина РФ от 17.04.2012 г. №03-02-08/41, от 12.10.2011 г. №03-05-05-01/81). И обратная ситуация. Если на балансе налогоплательщика числится имущество, которое является объектом налогообложения согласно ст.374 НК РФ, но имеет нулевую остаточную стоимость, то до момента его выбытия организация обязана подавать налоговый расчет (налоговую декларацию) по налогу на имущество (Письмо ФНС РФ от 08.02.2010 г. №3-3-05/128).
НОВЫЙ ПОРЯДОК УПЛАТЫ ИМУЩЕСТВЕННОГО НАЛОГА НА ДВИЖИМОЕ ИМУЩЕСТВО
Напомним, что согласно ранее действовавшей редакции пп. 8 п. 4 ст. 374 НК РФ, не признавались объектами налогообложения движимое имущество, принятое на учет с 1 января 2013 г. в качестве основных средств. И если у организации на балансе учитывались движимые основные средства, принятые на учет с 1 января 2013 г., то обязанности уплачивать авансовые платежи (налог) и представлять авансовый расчет (декларацию) по налогу на имущество у нее не было.
Однако после 1 января 2015 г. ситуация меняется. Теперь такое имущество переходит в разряд льготируемого (кроме движимого имущества, полученного от ликвидированной, реорганизованной компании, а также от взаимозависимых лиц), а поэтому у налогоплательщика возникает обязанность представлять в ИФНС расчет по авансовым платежам (налоговую декларацию) по налогу на имущество. На обязанность представлять отчетность по налогу на имущество (даже при отсутствии подлежащего уплате налога в бюджет вследствие применения налоговых льгот) указано в п. 6 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 17.11.2011 г. №148.
В то же время, если на балансе числится только имущество, освобожденное от налогообложения (например, земельные участки — пп.1 п.4 ст.374 НК РФ, имущество, относящееся к I-II амортизационным группам — пп.8 п.4 ст.374 НК РФ), то подавать авансовый расчет (налоговую декларацию) в 2015 г. не нужно.
Как инспекторы будут по-новому администрировать имущественные налоги
Законодатель обновил условия налогообложения при изменении кадастровой стоимости объекта налогообложения в течение налогового периода и уточнил особенности заполнения налоговой декларации.
1. Федеральный закон от 23 ноября 2021 г. № 374-ФЗ.
- Изменение кадастровой стоимости объекта налогообложения в течение налогового периода будет учитываться при определении налоговой базы в текущем и предыдущих налоговых периодах только в случае, если это будет прямо предусмотрено п. 15 ст. 378.2 НК РФ и законодательством РФ, регулирующим проведение государственной кадастровой оценки.
- Если кадастровая стоимость объекта налогообложения будет изменена по причине установления его рыночной стоимости, сведения об измененной кадастровой стоимости, внесенные в ЕГРН, будут учитываться при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения сведений об изменяемой кадастровой стоимости (п. 15 ст. 378.2 НК РФ).
- В налоговой декларации должны быть отражены сведения о среднегодовой стоимости объектов движимого имущества, учтенных на балансе организации в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета (п. 1 ст. 386 НК РФ).
- Согласно п. 1.1 ст. 386 НК РФ налогоплательщик, состоящий на учете в нескольких налоговых органах по месту нахождения принадлежащих ему объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как их среднегодовая стоимость, на территории субъекта РФ, вправе представлять налоговую декларацию в отношении таких объектов в один из указанных налоговых органов по своему выбору, уведомив об этом налоговый орган по субъекту РФ. Это уведомление подлежит рассмотрению в течение 30 дней со дня его получения (с правом продления данного срока еще на 30 дней). При наличии оснований, препятствующих применению предусмотренного п. 1.1 ст. 386 НК РФ порядка представления налоговой декларации, налоговый орган должен будет сообщить об этом налогоплательщику.
На фоне нововведений, коснувшихся земельного и транспортного налогов, изменения в части налога на имущество организаций выглядят скромно. В то же время тенденции в судебной практике показывают, что именно этот налог чаще становится причиной споров.
Подавляющее большинство споров по налогу на имущество организаций по-прежнему сконцентрировано вокруг утративших силу еще 1 января 2021 г. положений п. 25 ст. 381 НК РФ. Они предусматривали освобождение от налога для движимого имущества, принятого с 1 января 2013 г. на учет в качестве объектов основных средств. После упразднения этой нормы движимое имущество и вовсе было исключено из перечня облагаемых налогом объектов, однако это не поспособствовало решению вопроса о том, как отграничить для целей налогообложения движимое имущество от недвижимого.
Теоретически серьезных проблем при таком разграничении возникать не должно. Разумному налогоплательщику следовало бы напрямую обратиться к ст. 130 ГК РФ, руководствуясь положениями п. 1 ст. 11 НК РФ о том, что институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства, используемые в НК РФ, должны применяться в том значении, в каком они используются в этих отраслях. В ст. 130 ГК РФ установлено следующее: к недвижимым вещам относится все, что прочно связано с землей, т.е. объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
Согласно разъяснениям Верховного Суда РФ, «вещь является недвижимой либо в силу своих природных свойств… либо в силу прямого указания закона, что такой объект подчинен режиму недвижимых вещей»2. Учитывая это, можно заключить, что при квалификации вещи в качестве движимой или недвижимой ключевыми будут следующие факторы: 1) недвижимая вещь имеет прочную связь с землей; 2) наличие у недвижимой вещи прочной связи с землей исключает возможность ее перемещения без причинения несоразмерного ущерба ее назначению. В остальных случаях (за исключением тех, когда вещь в силу прямого указания закона является недвижимой) вещь является движимой.
Налогоплательщикам остается посоветовать лишь одно: внимательно отнеситесь ко всем объектам организации, принятым на учет в качестве движимого имущества. Необходимо учитывать, что анкерное крепление или возможность сборки/разборки вещи не являются гарантией ее движимого характера. Оцените, насколько автономным является каждый принятый на учет объект, насколько сильно он задействован в глобальных технологических процессах предприятия, в каких местах и как он крепится к другому оборудованию или объекту, какие объекты он соединяет – движимые или недвижимые.
Во избежание ошибок при квалификации имущества в качестве движимого/недвижимого производственным компаниям может быть рекомендовано на основе полномасштабного анализа судебной практики разработать для своих сотрудников методические рекомендации по такой квалификации. Нужно будет подробно описать правила и руководящие принципы, которые следует использовать персоналу при квалификации вновь приобретаемого объекта основных средств и постановке его на бухгалтерский учет. Такие меры помогут нивелировать часть претензий налоговых органов в отношении объектов основных средств, по которым налог на имущество исчислять и уплачивать не планируется.
1 Письмо ФНС России от 31 октября 2021 г. № БС-4-21/ «Об отмене с 01.01.2021 обязанности представления налоговых деклараций по транспортному налогу и земельному налогу».
2 Пункт 38 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23 июня 2015 г. № 25 «О применении судами некоторых положений раздела 1 части первой ГК РФ».
Налогообложение имущества осуществляется исходя из его конкретно взятой стоимости.
Выделят четыре группы налогооблагаемого имущества, при этом у каждой свои правила расчета налога:
- Базой налогообложения является остаточная стоимость имущественного объекта, поскольку основные средства подвергаются амортизации;
- Недвижимое имущество, облагаемое по его кадастровой стоимости;
- Движимое имущество, которое поставлено на учет до 01 января 2013 года (мебель, автомобиль, оборудование). Облагается по тем же ставкам, что и недвижимое имущество;
- Движимое имущество, которое было введено в эксплуатацию после 01.01.2013 года.
Имущественные налоги: нововведения 2021 года
С 1 января 2021 года в силу вступили поправки к НК РФ, в соответствии с которыми в декларацию по налогу на имущество нужно включать сведения о движимом имуществе. Специально для этого ФНС добавила в форму декларации новый раздел 4 «Сведения о среднегодовой стоимости объектов движимого имущества, учтённых на балансе организации в качестве объектов основных средств». Его надо заполнить уже в декларации за 2021 год, если у компании на балансе есть такие основные средства.
Среднегодовую стоимость имущества нужно указать по каждому региону. Здесь же отражается стоимость такого имущества, числящегося за обособленным подразделением, которое имеет отдельный баланс.
На данный момент четвертый раздел носит справочный характер, так как движимое имущество по-прежнему не является объектом налогообложения. Но есть вероятность, что в будущем их снова начнут облагать налогом, правда, Минфин обещает снизить ставки.
- Вводится заявительный порядок предоставления льгот по транспортному и земельному налогам для организаций (Подробнее…)
- Реализуется возможность провести сверку с налоговым органом с учетом всех объектов, находящихся на учёте (Подробнее…)
- Одна налоговая декларация по налогу на имущество организаций — по всем объектам в одну Инспекцию (Подробнее…)
- Отменяются декларации по транспортному и земельному налогам для организаций (Подробнее…)
- Устанавливаются единые сроки уплаты транспортного и земельного налогов для организаций — не позднее 1 марта (Подробнее…)
- Вводится обязанность представлять сообщение о наличии у организации транспортных средств и (или) земельных участков, признаваемых объектами налогообложени (Подробнее…)
В числе существенных нововведений – отмена налоговых деклараций по земельному налогу и изменение сроков его уплаты.
1. Федеральный закон от 15 апреля 2021 г. № 63-ФЗ.
Статья 398 НК РФ с 1 января 2021 г. утрачивает силу, освобождая налогоплательщиков от подачи налоговой декларации по земельному налогу. Соответственно, декларации за 2021 г. представлять не потребуется. С 1 января 2021 г. налоговые органы будут принимать декларации, в том числе уточненные, только за налоговые периоды, предшествующие 2021 г., а также уточненные декларации, если первоначально налоговые декларации были представлены в этом году в случае реорганизации организации1.
С нового года налоговые органы будут направлять организациям-налогоплательщикам сообщения об исчисленных суммах земельного налога. В случае неполучения такого сообщения налогоплательщик будет обязан передать в налоговый орган информацию о наличии каждого из принадлежащих ему земельных участков до 31 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 2.2 ст. 23 НК РФ).
2. Федеральный закон от 23 ноября 2021 г. № 374-ФЗ.
- Изменены сроки уплаты земельного налога. Законодательные органы муниципальных образований больше не будут устанавливать эти сроки (п. 2 ст. 387 НК РФ). Налогоплательщики-организации должны будут уплачивать налог не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом. Авансовые платежи по земельному налогу нужно будет уплачивать не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом (п. 1 ст. 397 НК РФ).
- Изменен порядок рассмотрения уведомления о выбранном для получения налогового вычета земельном участке (п. 6.1 ст. 391 НК РФ). Теперь такое уведомление рассматривается налоговым органом в течение 30 дней со дня его получения (с правом продления этого срока еще на 30 дней).
- Внесены изменения в п. 1.1 ст. 391 НК РФ относительно учета сведений об изменяемой кадастровой стоимости участков. Изменение кадастровой стоимости, произошедшее в течение налогового периода, более не будет учитываться при определении налоговой базы в текущем и предыдущих налоговых периодах, за исключением случаев, при которых учет подобных изменений будет предусмотрен п. 1.1 ст. 391 НК РФ и законодательством РФ.
- В случае когда кадастровая стоимость земельного участка будет изменена вследствие установления его рыночной стоимости, сведения об измененной кадастровой стоимости, внесенные в ЕГРН, будут учитываться при определении налоговой базы по земельному налогу начиная с даты начала применения для целей налогообложения сведений об изменяемой кадастровой стоимости (п. 1.1 ст. 391 НК РФ).
Из важного – отменены налоговые декларации по транспортному налогу и изменены сроки его уплаты. Также предусмотрены особенности прекращения уплаты налога в связи с уничтожением транспортного средства.
1. Федеральный закон от 15 апреля 2021 г. № 63-ФЗ.
- Статья 363.1 НК РФ с 1 января 2021 г. утрачивает силу, освобождая налогоплательщиков от подачи налоговой декларации по транспортному налогу. Налог они будут уплачивать на основании собственных расчетов.
- Налоговые органы начнут направлять налогоплательщикам-организациям сообщения об исчисленных суммах налога. В случае несогласия с расчетом налога налогоплательщик вправе в течение 10 дней со дня получения сообщения представить в налоговый орган пояснения или документы, подтверждающие правильность исчисления, полноту и своевременность уплаты налога. Срок рассмотрения таких пояснений составляет 1 месяц (с правом его продления еще на 1 месяц). По его истечении налогоплательщику направляется уточненное сообщение об исчисленной сумме налога (в течение 10 дней после составления такого сообщения) либо требование об уплате налога, если по результатам рассмотрения пояснений выявлена недоимка (п. 4–6 ст. 363 НК РФ).
2. Федеральный закон от 29 сентября 2021 г. № 325-ФЗ.
Законодательные органы субъектов РФ больше не станут определять сроки уплаты транспортного налога (абз. 2 ст. 356 НК РФ). Налогоплательщики-организации должны будут уплачивать налог не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом. Авансовые платежи по транспортному налогу нужно будет вносить не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом (п. 1 ст. 363 НК РФ).
3. Федеральный закон от 23 ноября 2021 г. № 374-ФЗ.