Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Что означает в РФ пенсионный коэффициент индивидуального характера?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Пенсионное страхование – это государственная, обязательная программа (ОПС), которая позволяет гражданам, достигшим определенного возраста, получать каждый месяц фиксированную сумму, что напрямую зависит от баллов, накопленных в процессе официальной трудовой деятельности.
Что будет, если не заработал баллов и стажа для страховой пенсии
В таком случае предусмотрена социальная пенсия. Но получить её можно на пять лет позже достижения пенсионного возраста, который действует в конкретный момент.
В 2022 году женщины могут претендовать на соцвыплату с 61,5 года, мужчины — с 66,5. Размер пенсий тоже отличается. В начале 2021 года средняя страховая составляла 16 790 рублей, а социальная — 9 848 рублей. Более свежих Росстат пока не предоставил.
При этом, если доход пенсионера ниже прожиточного минимума для этой категории населения, ему доплатят недостающую сумму. В 2022 году прожиточный минимум для пенсионера составляет 10 277 рублей.
Но государство оставляет гражданам возможность «докупить» и стаж, и пенсионные баллы. Правда, оплатить можно не более половины требуемого стажа. Исключение сделано для самозанятых: они могут купить сколько угодно лет.
Чтобы добавить себе год работы, надо внести минимальную сумму взноса, которая рассчитывается по формуле:
Плата за год работы = МРОТ на 1 января года, за который вносятся деньги × 12 × 22%
В 2022 году это 36 669,6 рубля. Такая сумма даст 1,06 балла к ИПК. Если хочется ещё баллов, можно внести больше денег. Но не более восьмикратного размера минимального взноса. Чтобы оплатить стаж и баллы, нужно обратиться в Пенсионный фонд.
Как переводятся баллы в рубли, когда вы выходите на пенсию?
Здесь все очень просто, нужно перемножить всего две цифры:
Страховая пенсия = количество баллов * стоимость 1 балла
Например, Иван Владимирович за время трудового стажа накопил 118 пенсионных баллов.
Поскольку нельзя заранее знать, сколько будет стоить 1 балл через 5-7 лет, в нашем примере мы возьмем стоимость 1 балла как в 2016 году — 1 балл равен 74,27 руб.
Страховая пенсия, не включая фиксированную часть, составит 8 763,86 рублей (118 * 74,27).
Для расчета размера страховой пенсии, которую будет получать Иван Владимирович, добавим фиксированную выплату (она одного размера для всех) — в 2016 году она составляет 4558, 93 рублей.
Итого страховая пенсия составит 13 322,79 рублей.
Есть условия, при выполнении которых назначается пенсия. У вас должен быть минимально установленный трудовой стаж и минимальное количество накопленных баллов. Если вы планируете выйти на пенсию с 2025 года и после стаж должен быть 15 лет, а количество баллов — 30. Минимальные требования для других лет приведены в таблице:
Год | Минимальный страховой стаж | Минимальное количество баллов |
2016 | 7 | 9 |
2017 | 8 | 11,4 |
2018 | 9 | 13,8 |
2019 | 10 | 16,2 |
2020 | 11 | 18,6 |
2021 | 12 | 21 |
2022 | 13 | 23,4 |
2023 | 14 | 25,8 |
2024 | 15 | 28,2 |
2025 и позднее | 15 | 30 |
Как узнать величину будущих пенсионных накоплений в 2020 году
Рассмотрим способ расчета на наиболее популярной выплате – по достижении определенного возраста. Она складывается из двух частей – страховой и накопительной. И так как посчитать размер своей пенсии по старости можно самостоятельно, нужно заранее подготовить определенную информацию о себе или своем пожилом родственнике.
- Величина трудового стажа в годах и месяцах. В это значение входит не только фактическое пребывание на месте работы, но и больничные, отпуска, в том числе по уходу за ребенком или престарелым родственником, а также период пребывания на бирже труда, пока сотрудники подыскивают соответствующее опыту трудоустройство.
- Размер оклада и всех надбавок, причем подоходный налог не минусуется.
- Год, когда человек уходит на заслуженный отдых. Это тем более важно для тех, кто продолжает работать и после достижения пенсионного возраста.
- Индивидуальный пенсионный коэффициент и его стоимость.
- Величина фиксированной выплаты – она может быть разной в связи с ежегодной индексацией.
Развитие отечественной системы пенсионного обеспечения
Современная российская пенсионная система берет начало в 1990 году, когда был принят закон «О государственных пенсиях в Российской Федерации», заложивший основы системы обязательного пенсионного страхования. «Закон установил минимальный и максимальный размер страховой пенсии, предусмотрел систему увеличения пенсионных выплат с учетом роста цен и оплаты труда занятого населения».1
Позднее закон «О государственных пенсиях в Российской Федерации» заменил закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», который, в свою очередь, заменил вступивший в силу с 2015 года закон «О страховых пенсиях».
В 1991 году процесс финансирования и выплаты пенсий в Российской Федерации выведен в самостоятельный бюджетный механизм, который формируется за счет поступления обязательных страховых взносов, распорядителем которых выступает Пенсионный фонд России. Однако принцип назначения пенсий оставался уравнительно-распределительным, как во времена СССР. Размер пенсии не зависел от величины заработной платы.
Пенсионный фонд Российской Федерации как самостоятельный внебюджетный фонд образован 2 декабря 1990 года постановлением Верховного Совета РСФСР № 442–1 «Об организации Пенсионного фонда РСФСР» для государственного управления финансами пенсионного обеспечения России. Его создание позволило внедрить принципиально новый механизм выплаты пенсий на основе страховых выплат.
В 1997 году вступил в силу Федеральный закон «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования». По этому закону суммы страховых взносов на индивидуальном лицевом счете каждого застрахованного позволяют рассчитать и начислить пенсию каждому работающему с учетом его индивидуального заработка. Таким образом, размер пенсии стали определять страховой стаж и размеры платежей, которые осуществлял в интересах работника его работодатель, а не длительность общего трудового стажа, как раньше.
В декабре 2001 года был принят ряд законов, ставших основой пенсионной реформы 2002 года. Все страховые взносы работодателей были заменены в 2001 году на Единый социальный налог (ЕСН).
Отчисления в Пенсионный фонд РФ составили 20 % от заработной платы, которые распределялись следующим образом: 6 % – базовая часть, 10 % – страховая часть и 4 % – накопительная часть пенсии. «Правительство мотивировало принятие подобных мер необходимостью снижения налоговой нагрузки на работодателя, повышения собираемости налогов, «вывода экономики из тени» и др.».2
Федеральный закон от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» определил новый статус Пенсионного фонда Российской Федерации, как страховщика и государственного учреждения, урегулировал порядок уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, права и обязанности субъектов правоотношений по обязательному пенсионному страхованию. Федеральный закон от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» расширил функции ПФР и установил новый принцип формирования трудовой пенсии – из трех частей: базовой, страховой и накопительной, фактически устранив дифференциацию выплат в зависимости от трудового вклада гражданина.
Однако сокращение доли работающего населения и высокая доля теневого сектора в экономике способствовали снижению пенсионных поступлений. «В результате, несмотря на дотации из бюджета и замену пенсионных отчислений на единый социальный налог (ЕСН), размер пенсий был ниже прожиточного уровня, а сами пенсии выплачивались с задержками. Сложившаяся ситуация с недостатком средств в государственной системе пенсионного обеспечения вызвала необходимость реформирования пенсионного обеспечения на страховых принципах и дополнения государственного пенсионного обеспечения за счет средств работодателей и работников по примеру развитых европейских стран».3
Федеральный закон «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации» установил правовые основы формирования и инвестирования средств пенсионных накоплений, предназначенных для финансирования накопительной части трудовой пенсии.
Участникам негосударственных или добровольных пенсионных программ предоставили льготы по налогу на доходы физических лиц.
Важной мерой, направленной на стимулирование активности граждан в области создания собственных пенсионных накоплений, стала программа государственного софинансирования формирования пенсионных накоплений. С 1 октября 2008 года по 31 декабря 2014 года каждый работающий россиянин, добровольно делающий взносы на накопительную часть будущей пенсии не менее тысячи рублей, получал равнозначный взнос из государственных средств на сумму до 12 тыс. рублей в год на протяжении десяти лет. При этом размер дополнительных взносов можно менять по своему усмотрению, а выплаты прекращать и возобновлять в любой момент. По данным ПФР, участниками программы софинансирования стало около 0,5 млн человек, взносы участников превысили 7 млрд рублей, средний размер ежегодного взноса составил 7,6 тыс. рублей.
В 2010 году Единый социальный налог был отменен и вместо него были установлены страховые взносы во внебюджетные фонды. Базовую и страховую части объединили, схема распределения взносов изменилась: 14 % от заработной платы стали направлять на страховую часть и 6 % – на накопительную часть пенсии.
Очередной этап реформирования пенсионной системы Российской Федерации был проведен в 2013–2015 годах. Была ведена новая формула расчета размера трудовой пенсии по старости на основе пенсионных баллов, учитывающая стаж, размер заработка и возраст выхода на пенсию. Гражданам 1967 года рождения и младше предоставили право выбора: формировать им накопительную часть или направлять страховые взносы на пенсионное обеспечение – полностью на страховую часть трудовой пенсии.
С 2014 по 2019 годы законодательно введен мораторий на формирование накопительной части пенсии – страховые взносы на финансирование накопительной части трудовой пенсии по решению государства направляются только на формирование страховой части пенсии. Официальной причиной моратория было заявлено создание системы гарантирования пенсионных накоплений и предстоящее акционирование НПФ, пока НПФ и управляющие компании не смогут подтвердить свое соответствие новым требованиям.
Фактически заморозка средств пенсионных накоплений нарушила положение Федерального закона «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации», по которому средства пенсионных накоплений не подлежат изъятию в бюджеты любых уровней. Фактически же эти средства были израсходованы государством, а распоряжение владельцев пенсионных накоплений передать их УК и НПФ для инвестирования было проигнорировано под формальным предлогом.
Центральный банк и Министерство финансов РФ предлагают вывести накопительные взносы из системы обязательного пенсионного страхования и использовать все 20 % тарифа пенсионных взносов для формирования страховой части пенсии. Накопительную часть трудовой пенсии предлагается полностью формировать из собственных средств работников по их желанию.
Роль СМИ в обеспечении успешного внедрения изменений в работе отечественной пенсионной системы и повышении личной ответственности гражданина за будущее пенсионное обеспечение
На протяжении всей пенсионной реформы средства массовой информации разъясняли, как меняется система пенсионного обеспечения. СМИ сообщали об изменениях в законодательстве, наглядно показывали на примерах и схемах новые способы исчисления пенсии, публиковали сообщения и разъяснения представителей Пенсионного фонда РФ.
Первой массовой кампанией по освещению пенсионной реформы стали публикации, посвященные формированию накопительной части пенсии и ее инвестированию через управляющие компании и НПФ, начиная с 2002 года. СМИ распространяли информацию о том, для чего предназначена накопительная часть пенсии, и каким образом можно передать свои накопления для инвестирования. С этого момента населению начали внушать мысль о том, что уровень благосостояния в старости зависит от предприимчивости будущего пенсионера.
Позже СМИ начали регулярно сообщать о результатах инвестирования через УК и НПФ, разъяснять, как отслеживать размер полученного дохода по извещениям ПФР о размере пенсионного капитала, накопленного за истекший год. Также с тех пор и до настоящего времени регулярно публикуются разъяснения, как перевести свои пенсионные накопления в другую УК или НПФ, если владелец накоплений считает, что его средствами управляют недостаточно эффективно.
Отдельная кампания в СМИ была посвящена популяризации программы софинансирования пенсий, в ходе которой в общественное сознание начали внедрять мысль о том, что о своем уровне дохода в старости нужно начинать заботиться заранее и откладывать для этого собственные деньги. Также в 2013-2019 годах в СМИ прошли кампании по информированию населения о введении новой формулы расчета размера трудовой пенсии по старости – на основе пенсионных баллов, по увеличению пенсионного возраста, и по различным подходам к реформе пенсионной сисемы страны.
Самый распространённый вид — страховая пенсия по старости. Она назначается при достижении пенсионного возраста и после того, как выработан минимально необходимый стаж и получено минимально необходимое количество пенсионных коэффициентов. Формирование пенсии происходит за счёт страховых взносов, которые работодатели уплачивают в период трудовой деятельности работника. Страховая пенсия может также назначаться людям, которые потеряли трудоспособность из-за инвалидности, и членам семьи умершего кормильца (например, детям, потерявшим родителей).
Социальную пенсию получают те, у кого нет страхового стажа (например, дети-инвалиды, инвалиды с детства). Она выплачивается из бюджета. Основание для назначения социальной пенсии — наступление старости, инвалидность, потеря кормильца либо ситуации, когда оба родителя ребёнка неизвестны. Социальная пенсия по старости назначается на 5 лет позже общеустановленного пенсионного возраста. С учётом поэтапного повышения к 2028 г. она будет назначаться мужчинам по достижении 70 лет и женщинам по достижении 65 лет. При этом изменения в пенсионной системе не затрагивают социальную пенсию по инвалидности и по потере кормильца, которые назначаются безотносительно к общеустановленному пенсионному возрасту.
Когда можно выйти на пенсию по старости? |
||||
---|---|---|---|---|
Год |
2022* |
2024 |
2026 |
2028 |
Мужчины |
61,5 года |
63 года |
64 года |
65 лет |
Женщины |
56,5 года |
58 лет |
59 лет |
60 лет |
Страховой стаж |
13 лет |
15 лет |
15 лет |
15 лет |
Пенсионные коэффициенты |
23,4 |
28,2 |
30 |
30 |
* Пенсионный возраст поэтапно повышают с 2019 по 2028 г. В первые несколько лет переходного периода действовала специальная льгота – назначение пенсии на полгода раньше нового пенсионного возраста. Теперь всё вошло в стандартный ритм: каждые два года к минимальному возрасту выхода на пенсию добавляется по одному году. И в результате получилось так, что в 2023 г. тех, кто достигнет минимального возраста выхода на пенсию, не будет. Такие люди появятся только в следующем году. Аналогично и с 2025, и 2027 г. |
Как формируется фиксированная, страховая и накопительная часть пенсии?
На пенсионные выплаты по старости ваш работодатель перечисляет сумму, равную 22% от вашей зарплаты. Эта сумма не является налогом и поэтому вычитается не из зарплаты работников, а из доходов предприятия, являясь одной из статей на оплату труда.
Ежемесячная фиксированная выплата — это базовая часть пенсии, которую гарантировано получают все пенсионеры, имеющие право на пенсионные выплаты по старости. В 2019 г. размер этой фиксированной выплаты для пенсионеров по старости составляет:
- для обычных пенсионеров — 5334,19 руб.;
- для граждан старше 80 лет или пенсионеров-инвалидов I группы — 10 668,38 руб.;
- для пенсионеров, имеющих иждивенцев (несовершеннолетних детей, больных родственников) — 5334,19 руб. +1778,06 руб. (на каждого иждивенца).
Следующая часть пенсии по старости — страховая, она состоит из тех выплат, которые перечислял работодатель с вашей официальной зарплаты. Она может равняется 10% или 16% от суммы вашей зарплаты. Зависит это от того, есть у вас накопительная пенсия или нет.
Эта часть пенсионных накоплений на старость в настоящее время считается в баллах. Чем больше баллов скопит пенсионер за свой трудовой стаж, тем больше у него будет пенсия. На 2019 год минимальный трудовой стаж для страховой пенсии — 10 лет, минимальное количество баллов — 16,2.
Расчет преобразования зарплаты в баллы довольно сложен, поэтому приводить его здесь мы не будем. Для представления о накоплении баллов приведем пример: при белой зарплате в 50 000 рублей в месяц в 2019 году вы заработаете 5,22 балла в год. Баллы также начисляются за нахождение в декрете до 1,5 года лет (указаны за 1 год):
- 1,8 балла — за первого ребенка;
- 3,6 балла — за второго;
- 5,4 балла — за третьего или четвертого.
Таким образом, баллы, которая заработала многодетная мама за время декрета (по уходу за третьим и четвертым ребенком) будут сопоставимы с пенсионными накоплениями (за тот же период!) работника, получающим зарплату в 50 000 рублей.
На накопительную часть пенсии работодатель перечисляет сумму, равную 6% вашей заплаты. Таким образом, у тех, кто выбрал накопительную пенсию, перечисления на страховую часть меньше. Общая сумма перечислений работодателей в ПФР и в том и в другом случае неизменна — 22%. Накопительную часть пенсии будут получать те граждане, которые:
- Родились не позднее 1967 года;
- В период с 2002 по 2015 год предпочли возможность вкладывать часть пенсионных накоплений в инвестиционные проекты, которые выбирает для страхователя государственный или негосударственный пенсионный фонд.
Доход от инвестиций накопительной части составляет 6–8% в год, что в 1,5–2 раза выше официальной инфляции. Кроме того, с 2008 по 2014 г. можно было вступить в государственную программу софинансирования пенсии и также увеличить ее накопительную часть. К накопительной части можно также прибавить материнский капитал.
Базовая часть пенсии — всем понемногу и поровну
Итак, согласно проведенной пенсионной реформе, установлено, что с 1 января 2002 года выплачиваемая нынешним пенсионерам и формируемая пенсионерам будущим трудовая пенсия по старости, выплачиваемая государством, состоит из трех частей: базовой, страховой и накопительной. Накопительная часть есть только у более молодых возрастов, а для остальных пенсия, таким образом, состоит из базовой и страховой. Что же это такое — базовая часть пенсии?
Базовая часть является самой маленькой составляющей нашей пенсии. С 1 января 2002 года она была установлена первоначально в размере 450 рублей в месяц. Эта сумма полагается всем лицам, достигшим пенсионного возраста и имеющим минимальный трудовой стаж в 5 лет. Для инвалидов, лиц старше 80 лет и имеющим нетрудоспособных иждивенцев устанавливаются несколько повышенные ставки базовой пенсии. Базовая часть в принципе объединила в себе минимальную пенсию, прежние компенсационные надбавки и доплаты. Основная ее функция — обеспечить некую базовую социальную гарантию. Отсюда и название.
Хотя базовая часть формально финансируется за счет взносов работодателей (до 1 января 2005 года из 28% единого социального налога, уплачиваемого в Пенсионный фонд — 14%, то есть половина, шла на базовую пенсию, а с 1 января 2005 года это будет 6% из общей сниженной ставки в 20%), но фактически выплачивается из федерального бюджета и не зависит от конкретной величины собранных взносов. Государство взяло на себя обязательство в любом случае обеспечить этот минимум и объявило, что постарается постепенно довести его размер до уровня прожиточного минимума пенсионера.
Так что базовая пенсия все–таки тоже понемногу растет и за три года изменилась до 660 рублей. Законом предусмотрено, что ее размер ежегодно индексируется государством с учетом темпов роста цен (инфляции) в пределах средств, выделенных на эти цели в федеральном бюджете и бюджете ПФР. Совсем недавно в декабре Госдума приняла в окончательном чтении бюджет Пенсионного фонда РФ на 2005 год. В нем предусмотрено, что базовая пенсия с 1 апреля будущего года должна возрасти до 695 рублей, а с 1 августа — до 719 рублей.
Конечно же, базовой пенсии пока далеко до прожиточного минимума, но в любом случае это не та часть, на которую стоит внимательнее смотреть будущим пенсионерам. Куда важнее вторая составляющая — страховая.
Страховая пенсия по старости — это такое денежное пособие, которое ежемесячно выплачивается лицам, достигшим соответствующего пенсионного возраста. По сути, этот вид социального обеспечения является компенсацией за нетрудоспособность, наступившую в связи с возрастом.
В обиходе можно услышать такую формулировку, как «трудовая пенсия». Многие считают, что это понятие тождественно рассматриваемому в этой статье. Однако это не так. Ее формирование во многом зависит от стажа, то есть, количества отработанных лет. С 2013 года данная форма пенсионного обеспечения более не используется. Она заменена страховой пенсией, формирование которой зависит от сумм страховых взносов в ПФР, отчисляемых работодателем за каждого работника. Чем они выше, тем весомей будут выплаты.
Коэффициент повышения при позднем выходе на пенсию
Из современных статистических показателей следует, что россияне редко отсрочивают назначение ежемесячных выплат, ведь средняя продолжительность жизни не столь высока — 65, 9 лет для мужчин и 76,7 лет для женщин.
За каждый год наиболее позднего обращения к государственным пенсионным преференциям устанавливаются премиальные коэффициенты:
- При заявлении о назначении страховой пенсии позже на один год, коэффициент фиксированной выплаты увеличивается на 1,07.
- При заявлении о назначении страховой пенсии на два года позднее, коэффициент фиксированной выплаты увеличивается на 1,15.
- При заявлении о назначении страховой пенсии на три года позднее, коэффициент фиксированной выплаты увеличивается на 1,24.
- При заявлении о назначении страховой пенсии на четыре года позднее, коэффициент фиксированной выплаты увеличивается на 1,34.
- При заявлении о назначении страховой пенсии на пять лет позднее, коэффициент фиксированной выплаты увеличивается на 1,45.
Трудовая пенсия – стаж, накопления и выход по старости
В данном по закону от 2013 г. определении пенсии содержатся следующие, характеризующие ее положения:
- фактически единого понятия «трудовая» пенсия теперь нет, эта общая категория была разделена на два вида – страховую и накопительную;
- страховая часть является ежемесячной выплатой завершившему трудовую деятельность гражданину, формирующуюся от страховых отчислений его работодателя/-телей в ПФР, в тот период, когда гражданин работал;
- обязанность государства, в данном случае, только гарантировать эти выплаты. Их размеры рассчитываются по специализированной формуле и коэффициентам от сумм, удержанных из заработной платы самого застрахованного гражданина;
- обязанность гражданина, при этом, заключается в отслеживании добросовестного перечисления выплаты в ПФР его организацией-работодателем;
- для того чтобы получить доступ к данным накоплениям, гражданин должен выйти на пенсию по достижении определенного, указанного в законе возраста и представить подтверждение наличия определенного (не менее 9-ти лет) рабочего стажа.
Расчет пенсии по старости
1,056 78,28 рублей (доСП = ИПК х«трудовая» пособия назначались, но показателя, то пенсия некоторые области деятельностиСоциальное пособие платится женщинам Имеет определённые пределы размер перечислений определяется напрямую зависит от находятся в управлении и техногенных катастроф. чисто математическое: естьиз размера пенсии вычитаемНП = ПН / Т,
самой пенсии. Накопительную2 этого она составляла СИПК х Ки гражданин мог продолжать будет назначаться социальная, позволяют людям раньше (старше 60 лет) для круглых сирот непосредственно плательщиком. стажа пенсионера и государственной или негосударственнойТрудовые пенсии четкие формулы и фиксированная выплата;где: пенсию формировать не1,12 74,27 руб.). 1 + ФВ х«страховая»
Как начисляется пенсия
Страховая пенсия по старости начисляется исходя из трёх условий.
Возраст. С 2028 года на пенсию будут выходить мужчины в возрасте 65 лет, женщины – 60 лет. В 2022 году пенсионный возраст для женщин – 58 лет, для мужчин – 63 года. Но в первой половине 2022 года право на пенсию возникает у женщин в 56 лет и 6 месяцев и у мужчин в 61 год и 6 месяцев, потому что для них пока установлен переходный период.
Стаж. Начиная с 2024 года страховой стаж для начисления пенсии у будущего пенсионера должен быть не меньше 15 лет. Сейчас, в 2022 году, достаточно 13 лет.
Количество ИПК. В 2022 году будущему пенсионеру достаточно иметь 23,4 балла, но в 2024 году у пенсионеров должно быть не менее 28,2 балла, а в 2026 году и далее – от 30 баллов.
Только при соблюдении этих условий пенсионер сможет получить страховую пенсию по старости. В противном случае ему придётся подождать ещё 5 лет и обращаться уже за социальной пенсией по старости, которая намного меньше страховой. Сумму социальной пенсии устанавливает государство.