Православие и католицизм. Ещё раз о различиях

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Православие и католицизм. Ещё раз о различиях». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Окончательное разделение Единой Христианской Церкви на православие и католицизм произошло в 1054 году.
И Православная, и Римско-Католическая церкви считают только себя «единой святой, кафолической (соборной) и апостольской Церковью» (Никео-Цареградский Символ веры).

Наибольшее число католиков, людей, которые исповедуют католицизм, живет в Бразилии, Мексике и США. Интересно, что в каждой стране католицизм имеет и свои культурные особенности.

Регион Страна Численность населения % католиков Численность католиков
Южная Америка Бразилия 186 112 794 73,6 136 979 016
Северная Америка Мексика 108 700 000 89-91 101 456 786
Северная Америка США 301 139 947 22 68 115 001

Православный взгляд на православие и католицизм, их общность и различия

Официальное отношение Римско-Католической церкви к Восточным (Ортодоксальным) церквям, не состоящим с ней в общении, включая поместные православные церкви, выражено в Декрете Второго Ватиканского собора «Unitatis redintegratio»:

«Немалое число общин отделилось от полного общения с Католической Церковью, иногда не без вины людей: и с той, и с другой стороны. Однако тех, кто рождается ныне в таких Общинах и исполняется веры во Христа, нельзя обвинять в грехе разделения, и Католическая Церковь приемлет их с братским уважением и любовью. Ибо те, кто верует во Христа и должным образом принял крещение, находятся в известном общении с Католической Церковью, пусть даже неполном… Тем не менее, оправдавшись верой в крещении, они сочетаются Христу и, следовательно, по праву носят имя христиан, а чада Католической Церкви с полным основанием признают их братьями в Господе».

Основные обрядовые различия между православием и католицизмом

Пра­во­сла­вие Като­ли­цизм
Усоп­шие осо­бо поми­на­ют­ся на 3‑й, 9‑й и 40‑й день после смерти. Усоп­шие осо­бо поми­на­ют­ся на 3‑й, 7‑й и 30‑й день после смерти.
Миро­по­ма­за­ние совер­ша­ет­ся сра­зу после таин­ства кре­ще­ния, с кото­рым объ­еди­не­но в еди­ное чинопоследование. Миро­по­ма­за­ние совер­ша­ет­ся после дости­же­ния созна­тель­но­го воз­рас­та и назы­ва­ет­ся кон­фир­ма­ци­ей («утвер­жде­ни­ем»).
Испо­ведь совер­ша­ет­ся обыч­но откры­то, у аналоя. Для таин­ства испо­ве­ди широ­ко рас­про­стра­не­ны кон­фес­си­о­на­лы (испо­ве­даль­ни).
Алтарь, как пра­ви­ло, отде­лён от сред­ней части хра­ма иконостасом. В хра­мах отсут­ству­ет ико­но­стас, но может сохра­нять­ся алтар­ная преграда.
Алтарь, как пра­ви­ло, ори­ен­ти­ро­ван на восток. Отступ­ле­ние от тра­ди­ци­он­ной ори­ен­та­ции алта­ря на восток зна­чи­тель­но чаще, чем в пра­во­слав­ных храмах.
В одном хра­ме на одном Пре­сто­ле может слу­жить­ся лишь одна литур­гия в день. Рас­про­стра­не­на прак­ти­ка мно­го­крат­но­го слу­же­ния мес­сы в одном хра­ме на одном Престоле.
Детей начи­на­ют при­ча­щать с младенчества. К пер­во­му при­ча­стию под­хо­дят толь­ко в воз­расте 7–8 лет.
Наи­бо­лее при­ня­тый и рас­про­стра­нен­ный вари­ант совер­ше­ния крест­но­го зна­ме­ния — трое­пер­сти­ем, свер­ху вниз, спра­ва налево. Наи­бо­лее при­ня­тый и рас­про­стра­нён­ный вари­ант в като­ли­че­ском мире — совер­ше­ние крест­но­го зна­ме­ния пятью паль­ца­ми, откры­той ладо­нью, сле­ва направо.
Цели­бат обя­за­те­лен толь­ко для монахов. Свя­щен­ник не может быть жена­тым и обя­зан перед руко­по­ло­же­ни­ем дать обет без­бра­чия (кро­ме грекокатоликов).
Боль­шая про­дол­жи­тель­ность постов и раз­ные посто­вые традиции.
Пост­ные дни — сре­да (вос­по­ми­на­ние пре­да­тель­ства Спа­си­те­ля Иудою) и пят­ни­ца (вос­по­ми­на­ние Стра­стей Христовых).
Пост­ный день — пят­ни­ца (вос­по­ми­на­ние Стра­стей Хри­сто­вых). Есть один мно­го­днев­ный пост — Великий
Мини­маль­ный евха­ри­сти­че­ский пост состав­ля­ет шесть часов. Мини­маль­ный евха­ри­сти­че­ский пост состав­ля­ет один час.
В пра­во­слав­ном бого­слу­же­нии музы­каль­ные инстру­мен­ты не используются. В като­ли­че­ском бого­слу­же­нии чаще все­го исполь­зу­ет­ся орган.
Воз­мож­ность вто­ро­го и тре­тье­го бра­ка для неви­нов­ной в раз­во­де стороны. Брак прин­ци­пи­аль­но нерасторжим.
Празд­ни­ки, отсут­ству­ю­щие в като­ли­че­стве: Поло­же­ния чест­ной Ризы Пре­свя­той Бого­ро­ди­цы, Про­ис­хож­де­ния чест­ных древ Живо­тво­ря­ще­го Кре­ста и др. Празд­ни­ки, отсут­ству­ю­щие в пра­во­сла­вии: Серд­ца Иису­са, Тела и Кро­ви Хри­сто­вых, Непо­роч­но­го Серд­ца Марии и др., а так­же культ Свя­то­го име­ни Иису­са и др.
Празд­но­ва­ние вос­кре­се­нья — это не пере­нос вет­хо­за­вет­но­го суб­бот­не­го празд­ни­ка, но само­сто­я­тель­ный праздник. Вос­кре­се­нье пол­но­стью заме­ни­ло суб­бо­ту в каче­стве «Дня Господнего».
При­нят тер­мин «освя­ще­ние воды». При­нят тер­мин «бла­го­сло­ве­ние воды».
Пра­во­слав­ное духо­вен­ство, пре­иму­ще­ствен­но, носит бороду. Като­ли­че­ское духо­вен­ство, как пра­ви­ло, безбородо.
Отсут­ствие беа­ти­фи­ка­ции при при­чис­ле­нии к лику святых. При­чис­ле­ние к лику свя­тых осу­ществ­ля­ет­ся в два эта­па: беа­ти­фи­ка­ция и канонизация.
Мона­сты­ри раз­ли­ча­ют­ся лишь уставом. Като­ли­че­ское мона­ше­ство раз­де­ле­но на орде­на и конгрегации.
В оформ­ле­нии хра­мов скульп­ту­ра пред­став­ле­на незна­чи­тель­но (чаще все­го Рас­пя­тие на кануне в храме). В боль­шин­стве хра­мов есть скульп­тур­ные изоб­ра­же­ния, а так­же изоб­ра­же­ния сто­я­ний Спа­си­те­ля на Крест­ном пути, исполь­зу­е­мые во вре­мя бого­слу­же­ния Крест­но­го пути.
Исполь­зу­ют­ся юли­ан­ский, ново­юли­ан­ский, гри­го­ри­ан­ский календари. Исполь­зу­ет­ся гри­го­ри­ан­ский календарь.

Разделение православия и католичества — большая трагедия в истории Церкви

Разделение Единой христианской Церкви на православие и католичество случилось почти тысячу лет назад — в 1054 году.

Единая Церковь состояла, — как и сейчас состоит православная, — из многих поместных Церквей. Это значит, что Церкви, — например, Русская православная или Греческая православная, — имеют в себе какие-то внешние отличия (в архитектуре храмов; пении; языке богослужений; и даже в том, как проводятся те или иные части богослужений), но они едины в главных вероучительных вопросах, и между ними имеется Евхаристическое общение. То есть, русский православный может причащаться и исповедоваться в греческом православном храме и наоборот.

Согласно Символу Веры — Церковь едина, потому что во главе Церкви — Христос. Это значит, что на земле не может быть нескольких Церквей, у которых было бы разное вероучение. И именно из-за разногласий в вероучительных вопросах в XI веке произошло разделение на католичество и православие. Как следствие этого, католики не могут причащаться и исповедоваться в православных храмах и наоборот.

Православие и католичество — попытки объединиться (Унии)

Разделение православия и католичества — большая трагедия в истории Церкви, которое остро переживают и православные, и католики.

Несколько раз за 1000 лет предпринимались попытки преодолеть раскол. Трижды заключались так называемые Унии — между Католической церковью и представителями православной Церкви. Все их объединяло следующее:

  • Они заключались в первую очередь по политическим, а не по религиозным расчетам.
  • Каждый раз это были «уступки» со стороны православных. Как правило, в следующей форме: внешняя форма и язык богослужений оставался привычным для православных, однако во всех догматических разногласиях бралась католическая трактовка.
  • Будучи подписаными некоторыми епископами, они как правило были отвергнуты всей остальной Православной Церковью — священнослужителями и народом и потому оказывались по факту нежизнеспособными. Исключение составляет последняя Брестская Уния.

Культурные предпосылки

Историки Церкви отмечают, что в западных и восточных областях империи христианство развивалось по-разному, под мощным влиянием двух культурных традиций – эллинской и римской. «Эллинский мир» воспринял христианское учение как определенную философию, открывающую путь единения человека с Богом.

Этим объясняется обилие богословских трудов отцов Восточной Церкви, направленных на осмысление этого единения, достижения «обожения». В них часто видно влияние греческой философии. Такая «богословская пытливость» иногда приводила к еретическим уклонениям, которые отвергались Соборами.

Мир же римского христианства, по выражению историка Болотова, испытал «воздействие романского на христианское». «Римский мир» воспринял христианство в более «юридически-правовом» ключе, методично созидая Церковь как своеобразный общественно-правовой институт. Профессор Болотов пишет, что римские богословы «поняли христианство как богооткровенную программу общественного устройства».

Римскому богословию был присущ «юридизм», в том числе – в отношении Бога к человеку. Выражался он в том, что добрые дела понимались здесь как заслуги человека перед Богом, а покаяния было недостаточно для прощения грехов.

Позже сформировалась концепция искупления по примеру Римского права, которая полагала в основание отношений Бога и человека категории виновности, выкупа и заслуг. Эти нюансы породили различия в догматике. Но, помимо этих различий – также банальная борьба за власть и личные претензии иерархов с обеих сторон в итоге стали причиной разделения.

Читайте также:  Лишение или штраф за обгон через сплошную в 2023

Какой скрытый смысл кроется в крестном знамении

Совершать крестное знамение – это не только дань древнейшей религиозной традиции. Известно, что люди, которые примкнули к рядам христиан, изначально крестились одним пальцем правой руки, касаясь только чела (лба), груди, губ пред чтением Евангелия. После стали крестится несколькими пальцами, а после – целой ладонью. Но начиная с 16 столетия крестить стали лоб, живот и оба плеча двумя пальцами. Ближе к 17 столетию было утверждено трехперстное крещение, а двуперстное строго каралось.

У троеперстия есть и иное обозначение. К примеру, осеняя крестом чело – это знак почитания неба (Небесного Творца), живот – дань земли (земля родительница, кормилица), плечи (почитание Духа Святого). Чудотворной силы Креста боятся нечестивые и злые силы и люди. Те, кто отрекшийся от Христа тоже могут заходить в церковь. Но крестятся неверно или сбрасывают крест с себя быстрым, незаметным движением.

Истинный верующий принимает для себя решение следовать с крестным знамением до конца своих дней. Осенять крестом можно не только себя, но и свою трапезу, своих родных и близких, кровать и подушку перед сном. Но главное, истинно молиться, крестясь во спасение своей безмерной, грешной души.

Различия этого таинства заключается в том, что католики обряд совершают за счет троекратного поливания головы крещаемого водой, а в Православной церкви обряд совершают путем трехкратного погружения в воду. Обе церкви предписывают верующим крестить детей вскоре после рождения. А взрослые, желающие принять крещение, должны подготовиться к этому таинству и пройти катехизацию. В переводе с греческого языка катехизация буквально означает «устное научение». То есть, человек перед тем, как принять крещение, изучает основы христианской веры, таинства и догматы церкви. Такой подход способствуют осознанному приобщению к церкви и к ее таинствам.

«Вероучение православное и католическое должен представлять себе каждый христианин. Другой вопрос, что и в православии, и в Католической церкви процесс катехизации зависит от местных условий, но, в принципе, сама по себе катехизация совершается и у католиков, и у православных», — рассказывает священник, декан исторического факультета Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета Андрей Постернак.

Проведение богослужений

Есть отличия и в проведении богослужений в обеих церквях. По словам Постернака, в Католической церкви практически все время совершается только одна месса — аналог нашей божественной литургии. Месса может совершаться несколько раз в любое время дня в одном и том же храме, а в православной традиции это не принято.

«Литургия может совершаться в одном храме только в одном алтаре и только один раз в день. Она проходит, как правило, утром, потому что все причащаются натощак. Кроме литургий в Православной церкви совершается большое количество служб — это вечерние службы, всенощные и утренние. У католиков этого нет, они иногда совершают молитву, посвященную Божией матери, которая называется «Розарий». А всенощных, утренних и вечерних служб у католиков нет. Нет также молебнов, акафистов, католики совершают их крайне редко, при каких-то особых случаях. Кроме этого, католики перевели все богослужебные тексты на национальные языки. Традиционный латинский язык, на котором совершались службы у католиков в Средневековье, практически уже не используется при богослужении. В каждом храме в католической стране можно услышать службу на родном языке. В православном храме по-прежнему служба совершается на церковно-славянском языке», — говорит Постернак.

Во время богослужений католики, как правило, становятся на колени, в то время как православные прихожане обычно стоят.

Взгляд на гомосексуализм

На протяжении большей части христианской истории большинство богословов и христианских конфессий рассматривали гомосексуальное поведение как аморальное или греховное. Тем не менее, в прошлом веке некоторые выдающиеся богословы и христианские религиозные группы придерживались широкого спектра верований и практик по отношению к гомосексуалистам, включая создание некоторых «открытых и принимающих» общин. В римском католицизме гомосексуальные действия противоречат естественному закону и являются греховными, в то время как гомосексуальные желания нарушаются (но не обязательно греховны). У католической церкви и других христианских конфессий были священники или пасторы, которые были геями. Все гомосексуальные священники были осуждены католической церковью.

Читайте также:  Лицензия на розничную продажу алкоголя в 2023 году

Православие и католичество — попытки объединиться (Унии)

Разделение православия и католичества — большая трагедия в истории Церкви, которое остро переживают и православные, и католики.

Несколько раз за 1000 лет предпринимались попытки преодолеть раскол. Трижды заключались так называемые Унии — между Католической церковью и представителями православной Церкви. Все их объединяло следующее:

  • Они заключались в первую очередь по политическим, а не по религиозным расчетам.
  • Каждый раз это были «уступки» со стороны православных. Как правило, в следующей форме: внешняя форма и язык богослужений оставался привычным для православных, однако во всех догматических разногласиях бралась католическая трактовка.
  • Будучи подписаными некоторыми епископами, они как правило были отвергнуты всей остальной Православной Церковью — священнослужителями и народом и потому оказывались по факту нежизнеспособными. Исключение составляет последняя Брестская Уния.

Разница между католиками и православными

Таблица 1 – Основные различия:

Отличие Православие Католицизм
Структура Отдельные патриархаты, церкви Все подчиняются Папе Римскому
Вера в непогрешимость Вселенские Соборы (общие собрания) Папа Римский
Символ Веры Святая Троица – неразделима (Отец, Сын, Святой Дух) Святой Дух – от Отца, Сына
Отношение к разводам, венчаниям Допускается Не допускается
Исповедь Лично с батюшкой Лицо священнослужителя закрыто специальной перегородкой, чтобы не смущать исповедующегося
Индульгенция (покупка прощения будущего греха) Нет понятия Есть
Чистилище Частный суд над душой после смерти Существует
Наименование священника Батюшка, отец (имя священнослужителя) Святой отец
Богослужение Литургия Месса
Прочищение Хлеб, вино Хлеб, облатка
Молитва верующих Стоя, способствует наибольшей сосредоточенности действий Сидя
Обет безбрачия Монахи Все священнослужители
Различия в праздниках Пресвятая Богородица, Троица, Вербное воскресенье, т.д. Сердце Иисуса, Непорочное сердце Марии, т.п.
Вид креста Четыре перекладины на кресте Одна (две) перекладины
Празднование основных праздников Рождество с 6 на 7 января Празднование Рождества с 24-25 декабря
Как крестятся верующие Правой рукой 3-я пальцами справа налево 5-ю пальцами открытой ладошкой слева направо

В отношении ухода от мирской жизни и посвящения себя служению Богу также существует значительное отличие православия от католицизма и протестантизма. Сравнительная таблица, представленная выше, показывает только основные расхождения. Но существуют и другие отличия, также достаточно заметные.

Например, у нас в стране каждый монастырь практически автономен и подчиняется только собственному архиерею. У католиков в этом плане организация другая. Монастыри объединены в так называемые Ордены, у каждого из которых имеется свой глава и свой устав. Эти объединения могут быть разбросаны по всему миру, но тем не менее руководство у них всегда общее.

Протестанты же, в отличие от православных и католиков, монашество и вовсе отвергают. Один из вдохновителей этого учения – Лютер – даже женился именно на монахине.

Современные отношения Церквей

Раскол христианства произошел почти тысячу лет назад. И за это время церквям разных направлений договориться об объединении так и не удалось. Разногласия в отношении толкования Святого Писания, атрибутики и обрядов, как видите, сохранились до сих пор и за века даже усилились.

Отношения двух основных конфессий, православной и католической, в наше время также довольно неоднозначны. До середины прошлого века между этими двумя церквями сохранялась серьезная напряженность. Ключевым понятием в отношениях было слово «ересь».

В последнее время эта ситуация немного изменилась. Если раньше Католическая Церковь считала православных христиан чуть ли не сборищем еретиков и схизматиков, то после II Ватиканского Собора признала ортодоксальные Таинства имеющими силу.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *