Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Функциональные обязанности классного руководителя». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В своей работе педагоги должны руководствоваться положениями Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 03.02.2006 № 21 «Об утверждении методических рекомендаций об осуществлении функций классного руководителя педагогическими работниками государственных общеобразовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных общеобразовательных учреждений». Этот Приказ определяет, что входит в еженедельные обязанности классного руководителя. Любая дополнительная работа, требующая больших усилий и временных затрат (походы, экскурсии, творческие клубы и т. д.), несмотря на то, что входит в обязанности классного руководителя по факту, по договоренности с администрацией может быть оплачена отдельно.
Классный руководитель имеет следующие должностные обязанности:
3.1. Ведет журнал успеваемости обучающихся.
3.2. Ведет «личные дела» обучающихся и следит за их оформлением.
3.3. Организует классный коллектив: распределяет поручения, работает с активом класса, организует коллективное творчество, формирует обязанности дежурных.
3.4. Организует дежурство по классу, школе, столовой и другим общественным помещениям, дежурство по которым закреплено в уставе общеобразовательной организации.
3.5. Организует порядок питания обучающихся.
3.6. Формирует финансовое обеспечение классных нужд и контролирует его исполнение (классный фонд, оплата различных услуг и т. д.).
3.7. Осуществляет контроль за посещаемостью занятий.
3.8. Работает с ученическими дневниками, контактирует с родителями по поводу успеваемости обучающихся.
3.9. Создает условия для развития познавательных интересов, расширения кругозора обучающихся (участие в олимпиадах, конкурсах, смотрах, викторинах, посещение кружков, факультативных занятий, организация экскурсий, походов в театр, на выставки и т. д.).
3.10. Способствует благоприятному микроклимату в классе, формирует межличностные отношения обучающихся, корректирует и регулирует их.
3.11. Оказывает помощь обучающимся в процессе адаптации к обучению.
3.12. Проводит тематические классные часы периодичностью [значение] раз в месяц, собрания, беседы с обучающимися.
3.13. Обеспечивает защиту и охрану прав обучающихся, особенно уделяя внимание «трудным» детям и детям, оставшимся без попечения родителей, активно сотрудничая с социальным педагогом.
3.14. Выявляет и ведет учет детей социально незащищенных категорий, детей из неблагополучных семей.
3.15. Осуществляет профориентационную работу, способствующую самостоятельному и осознанному выбору обучающимися дальнейшей профессии.
3.16. Организует и проводит родительские собрания периодичностью [значение] раз в четверть.
3.17. Осуществляет свою деятельность на высоком профессиональном уровне в соответствии с утвержденной рабочей программой.
3.18. Соблюдает правовые, нравственные и этические нормы, следует требованиям профессиональной этики.
3.19. Уважает честь и достоинство обучающихся и других участников образовательных отношений.
3.20. Развивает у обучающихся познавательную активность, самостоятельность, инициативу, творческие способности, формирует гражданскую позицию, способность к труду и жизни в условиях современного мира, формирует у обучающихся культуру здорового и безопасного образа жизни.
3.21. Применяет педагогически обоснованные и обеспечивающие высокое качество образования формы, методы обучения и воспитания.
3.22. Учитывает особенности психофизического развития обучающихся и состояние их здоровья, соблюдает специальные условия, необходимые для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, взаимодействует при необходимости с медицинскими организациями.
3.23. Систематически повышает свой профессиональный уровень.
3.24. Проходит аттестацию на соответствие занимаемой должности.
3.25. Проходит в соответствии с трудовым законодательством предварительные при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры, а также внеочередные медицинские осмотры по направлению работодателя.
3.26. Проходит обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда.
3.27. Соблюдает Устав образовательной организации, положение о специализированном структурном образовательном подразделении организации, осуществляющей обучение, правила внутреннего трудового распорядка.
3.28. [Другие должностные обязанности].
27.08.2019
Уважаемые коллеги!
В соответствии с указом Президента Российской Федерации № 327 от 8 июля 2019 года 2020 год в Российской Федерации объявлен Годом памяти и славы. В целях сохранения исторической памяти и в ознаменование 75-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов Министерство просвещения России рекомендует провести в общеобразовательных организациях Урок Победы в День знаний 1 сентября 2019 года.
Предлагаем вашему вниманию методические рекомендации по организации и проведению такого урока.
Права классного руководителя
В этом разделе отображаются те права, которыми наделяется классный руководитель для беспроблемного исполнения своих должностных обязанностей. Практически во всех учебных учреждениях классный руководитель может:
- присутствовать на уроках учителя-предметника, проводимых в подконтрольном классе, но при этом нельзя прерывать занятие или делать во время урока замечания учителю;
- изучать, как проходит воспитательный процесс на уроках, проводимых учителем-предметником;
- привлекать к дисциплинарной ответственности учеников из своего класса согласно документам школы, регулирующим данный процесс;
- поощрять учеников из своего класса согласно нормативным документам школы;
- активно сотрудничать с коллегами, участвовать в педагогическом совете школы, вносить предложения по улучшению процесса обучения;
- сотрудничать с медицинскими работниками, работниками соцслужб и инспекций по делам несовершеннолетних;
- повышать свою квалификацию.
Это не исчерпывающий перечень прав, он может при необходимости быть расширен или видоизменен.
Предназначение классного руководителя
Классный руководитель формирует положительную мотивацию каждого школьника. В его обязанности входит изучение индивидуальных и возрастных особенностей воспитанников, развитие и стимулирование познавательного интереса. С помощью различных форм и педагогических методов, классным руководителем формируется база для развития мировоззренческой культуры, гражданственности, творческой уникальности. Именно классный руководитель помогает ребенку адаптироваться в социальной среде.
Среди основных функций, которые он должен выполнять, выделяют:
- развитие способностей школьников;
- профессиональная ориентация;
- забота о сохранении здоровья подрастающего поколения.
Классный руководитель должен своевременно организовывать помощь отстающим школьникам, вовлекать детей в общественно полезный труд, привлекать ребят к школьным и районным (городским) мероприятиям.
Должностные обязанности
Независимо то того, в какой параллели работает педагог (младшей, средней или старшей), он, как классный руководитель образовательного учреждения выполняет определенные должностные обязанности:
- Планирует деятельность в классе на учебный год, отдельную четверть. Составленный план утверждает заместитель руководителя школы по воспитательной работе.
- Обеспечивает безопасные условия осуществления воспитательного и образовательного процесса, в случае необходимости сообщает о несчастном случае администрации, принимает меры по оказанию первичной медицинской помощи.
- Организует изучение учащимися правил дорожного движения, охраны труда, организует инструктажи по ПДД, ТБ с обязательной их записью в журнал инструктажей.
- Способствует мотивации к образовательному процессу каждого ребенка, изучает его индивидуальные и возрастные особенности для стимулирования познавательного интереса.
- Следит за успеваемостью класса, своевременно выявляет причины низкой успеваемости, предпринимает действия для изменения сложившейся ситуации.
- Соблюдает свободы и права учащихся.
- Создает благоприятные условия для разностороннего творческого развития личности, нравственного и духовного становления.
- Вместе с органами самоуправления учащихся осуществляет пропаганду здорового образа жизни, организует и проводит спортивные, массовые, оздоровительные мероприятия, способствующие укреплению психологического и физического здоровья подрастающего поколения.
- Обеспечивает взаимосвязь между воспитательным воздействием на ребенка школы и семьи, осуществляет работу с родителями, подключает для защиты прав детей компетентные органы.
- Создает позитивный микроклимат внутри классного коллектива.
Примерная структура должностной инструкции классного руководителя
Структура должностной инструкции классного руководителя по ФГОС строится по тому же принципу, что и другие должностные инструкции. Основными разделами будут:
- общие положения,
- должностные права и обязанности,
- ответственность.
В общем разделе содержится краткое описание квалификационных требований и описание должности классного руководителя. В этот раздел включают такие пункты:
- полное название должности, к какой категории сотрудников она относится;
- порядок назначения и увольнения;
- порядок подчиненности: директору школы и завучу по УВР;
- кто будет выполнять обязанности классного руководства при отсутствии сотрудника;
- какими законами и нормативными актами руководствуется сотрудник в своей работе;
- квалификационные требования.
В разделе «Должностные обязанности и права» классного руководителя указываются пункты, рассмотренные выше. При этом Уставом школы перечень обязанностей может меняться, тогда раздел инструкции корректируется.
В разделе, посвященному ответственности классного руководителя, кратко перечисляются виды ответственности:
- за несоблюдение должностной инструкции, невыполнение распоряжений директора, нарушение школьных правил – дисциплинарная ответственность;
- физическое или моральное насилие над учениками – освобождение от должности;
- за неаккуратность в ведении документации – взыскание согласно с организационными документами школы;
- нанесение ущерба имуществу школы – материальная ответственность согласно гражданского или трудового законодательства.
Для облегчения работы персонала предлагаем скачать пример должностной инструкции классного руководителя.
О статусе классного руководителя – рекомендации Минпросвещения России
Для всех должностей, которые есть в штатном расписании школы, разрабатываются должностные инструкции. При этом структура у всех должностных инструкций унифицированная. За основу можно взять следующий вариант, когда инструкция состоит из разделов, посвященных:
- общим положениям,
- должностным обязанностям,
- правам,
- ответственности.
При разработке должностной инструкции классного руководителя такая структура документа вполне допустима. Далее в статье расскажем, какую информацию стоит помещать в каждый раздел.
Этот раздел должностной инструкции может содержать в себе следующие должностные обязанности, возлагаемые на классного руководителя:
- вести журнал успеваемости;
- оформлять личные дела учеников;
- организовывать классный коллектив, что проявляется в выдаче поручений, работе с активом класса, формировании обязанностей дежурных, организации творческих мероприятий;
- организовывать дежурства;
- организовывать порядок питания учеников;
- формировать денежный фонд для обеспечения классных нужд и распоряжаться средствами из него;
- контролировать посещаемость, выяснять причины пропусков;
- работать с дневниками учеников;
- создавать условия для расширения кругозора учеников, круга их интересов;
- способствовать формированию благоприятного климата в коллективе, укреплению дружественных отношений;
- помогать адаптироваться ученикам в начале учебного процесса;
- проводить классные часы;
- обеспечивать защиту прав учеников, их интересов;
- проводить профориентационную работу с учениками старших классов;
- проводить классные собрания с родителями.
Уставом школы или другими документами на классного руководителя могут возлагаться и другие обязанности, тогда этот раздел инструкции корректируется.
Раздел, где вкратце перечисляются виды ответственности, к которым может быть привлечен классный руководитель, и основания для этого. Стандартно здесь прописывают, что классного руководителя могут:
- за несоблюдение должностной инструкции, нарушение школьных правил, невыполнение распоряжения директора школы и другие нарушения – привлечь к дисциплинарной ответственности;
- за применение физического или морального насилия к ученикам – освободить от должности, что не считается мерой дисциплинарной ответственности;
- за причинение ущерба имуществу школы – привлечь к материальной ответственности по правилам гражданского или трудового законодательства.
- Аттестация педагогических кадров
- Документы, приложения, рекомендации
- Курсовая подготовка
- Экспериментальная деятельность
- Наставничество
- Школьный уполномоченный по правам ребёнка
- Школьные методические объединения
- МО естественно-математического цикла
- МО гуманитарного цикла
- МО классных руководителей
- МО учителей начального образования
- МО учителей иностранного языка
- МО учителей ОБЖ, физической культуры, технологии
- Библиотека
- Документы
- О библиотеке
- Рекомендуем прочитать
- Начальная школа
- 1А
- 1Б
- 2А
- 2Б
- 2В
- 3А
- 3Б
- 4А
- 4Б
- 4В
Режим работы классного руководителя
У классного руководителя есть обязанности, которые он должен выполнять ежедневно, еженедельно и в соответствии с определенным графиком. К ежедневным обязанностям относится контроль за посещаемостью учеников и соблюдением школьной дисциплины. Преподавателю приходится принимать участие в урегулировании различных конфликтных и спорных ситуаций, которые могут возникать как между школьниками, так и между учениками и преподавателями.
Ниже приведены советы начинающему классному руководителю, которые способствуют сохранению профессиональной компетенции и психологического здоровья.
Значимость воспитательного процесса
Он направлен на всестороннее развитие подрастающего поколения. Основной задачей классного руководителя является организация, стимулирование, координация всех воспитательных воздействий в своем классе. В рамках своих должностных обязанностей, наставник выполняет комплексный подход к внеучебной работе с детьми. Его педагогическим долгом является забота о сохранении и укреплении психологического и физического здоровья школьников.
Педагог повышает педагогическую культуру родителей своего класса, добивается взаимосвязи между семейным и школьным воспитанием. Классный руководитель в начальной школе является не только наставником, но и идейным вдохновителем, а также организатором мероприятий во внеурочное время. Педагог, который занимается воспитанием подрастающего поколения, должен стать духовным посредником между ребенком и обществом в освоении опыта, накопленного человечеством. Посредством разнообразных видов деятельности, учитель создает оптимальные условия для саморазвития и самовоспитания каждого школьника, полного раскрытия его творческого потенциала.
Классный руководитель в пределах своей компетенции имеет право:
- Получать сведения о физическом и психологическом состоянии детей.
- Осуществлять контроль посещаемости и успеваемости школьников.
- Координировать и направлять в нужную сторону работу всех учителей – предметников.
- Обеспечивать воспитательную деятельность с обучающимися посредством педагогических консилиумов, «малых педсоветов», иных мероприятий, направленных на достижение поставленной цели.
- Выносить на рассмотрение совета образовательного учреждений, администрации школы предложения по улучшению воспитательной деятельности.
О статусе классного руководителя – рекомендации Минпросвещения России
Министерство просвещения Российской Федерации направляет разработанные совместно с Общероссийским Профсоюзом образования и рабочей группой по вопросам совершенствования государственной политики в сфере развития информационного общества Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству методические рекомендации органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющим государственное управление в сфере образования, по организации работы педагогических работников, осуществляющих классное руководство в общеобразовательных организациях, для использования в работе.
Приложение: на 20 л. в 1 экз.
B.C. Басюк Ключевые аспекты, цели, задачи и проблемные вопросы воспитания современного ребенка находятся в центре государственной политики в сфере образования, а также являются объектом внимания педагогической общественности, родительских сообществ, представителей сферы культуры, науки, различных социально-профессиональных групп.
Должностная инструкция классного руководителя
[организационно-правовая форма,
наименование организации, предприятия][должность, подпись, Ф. И. О. руководителя или иного
должностного лица, уполномоченного утверждать
должностную инструкцию][число, месяц, год]
Должностная инструкция классного руководителя [наименование общеобразовательной организации]
Настоящая должностная инструкция разработана и утверждена в соответствии с положениями Трудового кодекса РФ, ФЗ от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», раздела «Квалификационные характеристики должностей работников образования» Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, утв. приказом Минздравсоцразвития России от 26 августа 2010 г. N 761н, и иных нормативно-правовых актов, регулирующих трудовые правоотношения.
О статусе классного руководителя – рекомендации Минпросвещения России
Министерство просвещения Российской Федерации направляет разработанные совместно с Общероссийским Профсоюзом образования и рабочей группой по вопросам совершенствования государственной политики в сфере развития информационного общества Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству методические рекомендации органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющим государственное управление в сфере образования, по организации работы педагогических работников, осуществляющих классное руководство в общеобразовательных организациях, для использования в работе.
Приложение: на 20 л. в 1 экз.
B.C. Басюк Ключевые аспекты, цели, задачи и проблемные вопросы воспитания современного ребенка находятся в центре государственной политики в сфере образования, а также являются объектом внимания педагогической общественности, родительских сообществ, представителей сферы культуры, науки, различных социально-профессиональных групп.
Бизнес: • Банки • Богатство и благосостояние • Коррупция • (Преступность) • Маркетинг • Менеджмент • Инвестиции • Ценные бумаги: • Управление • Открытые акционерные общества • Проекты • Документы • Ценные бумаги — контроль • Ценные бумаги — оценки • Облигации • Долги • Валюта • Недвижимость • (Аренда) • Профессии • Работа • Торговля • Услуги • Финансы • Страхование • Бюджет • Финансовые услуги • Кредиты • Компании • Государственные предприятия • Экономика • Макроэкономика • Микроэкономика • Налоги • Аудит
Промышленность: • Металлургия • Нефть • Сельское хозяйство • Энергетика
Строительство • Архитектура • Интерьер • Полы и перекрытия • Процесс строительства • Строительные материалы • Теплоизоляция • Экстерьер • Организация и управление производствомПохожие записи: