Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Основания для отказа и обжалование отказа администрации в предоставлении земли». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
При рассмотрении споров о предоставлении земельного участка необходимо иметь в виду, что законом может быть определен специальный порядок предоставления земельных участков в зависимости от их целевого назначения.
Законные ограничения, связанные с порядком предоставления земельных участков различного целевого назначения
Так, установленные Земельным кодексом Российской Федерации порядок предоставления земельных участков для целей строительства, порядок предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, и порядок предоставления земельных участков для целей жилищного строительства имеют свои особенности. Кроме того, данный Кодекс содержит отсылочные нормы, указывающие на федеральные законы, определяющие особенности предоставления земельных участков для личного подсобного хозяйства, крестьянского фермерского хозяйства, садоводства и огородничества, дачного строительства и других целей (ст. 79 — 81 ЗК РФ).
Например, земельный участок для индивидуального жилищного строительства (ИЖС) предоставляется без предварительного согласования места размещения объекта. Участок предоставляется с торгов (за исключением льготных категорий граждан). Статьями 30.1, 38.1 ЗК РФ предусмотрено, что предметом торгов может быть уже сформированный и поставленный на кадастровый учет земельный участок, в случае если определены разрешенное использование такого земельного участка, основанные на результатах инженерных изысканий параметры разрешенного строительства объекта капитального строительства, а также технические условия подключения (технологического присоединения) такого объекта к сетям инженерно-технического обеспечения и плата за подключение (технологическое присоединение). Это, с одной стороны, препятствует формированию земельного участка для ИЖС на любой пустующей территории по усмотрению заявителя, а с другой стороны, дает дополнительные гарантии того, что предоставленный для ИЖС участок будет обеспечен необходимой инфраструктурой.
В силу пункта 1 ст. 13 Федерального закона от 15 апреля 1998 г. N 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» обеспечение граждан садовыми, огородными и дачными земельными участками является обязанностью органов местного самоуправления по месту жительства граждан.
К участию в торгах на получение участка допускаются лица, соответствующие установленным в законодательстве требованиям. Препятствия к допуску перечисленны в п.8 ст.39.12 ЗК РФ. В результате кандидаты имеют равные права на предоставление земли, результат торгов зависит от финансовых возможностей каждого участника.
Когда выдача земли происходит без аукциона, уполномоченные органы рассматривают документы претендентов и выносят отдельное решение по каждому конкретному случаю.
Земельный кодекс РФ насчитывает 25 причин отклонения заявки:
- заявление подано гражданином, не правомочным в получении земли;
- заявленный участок ранее передан в безвозмездную или бессрочную эксплуатацию другому лицу, выделен для садово-огородного или фермерского хозяйствования организации;
- на территории есть постройки, которыми владеет другой гражданин, чье право на оформление в собственность указанной земли приоритетно;
- площадь изъята или имеет ограничения в обороте, предназначается для государственных или муниципальных нужд;
- для обозначенного участка действует соглашение о комплексном освоении или развитии, заключённое с другим лицом;
- испрашиваемая земля является аукционным лотом;
- территория предназначается для возведения объектов федерального значения или строительства в рамках действующих госпрограмм РФ, осуществлять которое заявитель не вправе;
- цели применения земли не совпадают с разрешенными или вид ее использования не установлен;
- площадь участка превышает допустимую по законодательству или указанную на схеме (более чем на 1/10), в соответствии с которой он был образован.
Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 4 (2018)
Если Вы не смогли найти ответ на Ваш вопрос на страницах — просто задайте его. Это быстро и абсолютно бесплатно! Бесплатная приватизация или выкуп земельного участка в г. Ростове-на-Дону необходим в том случае, если у вас есть только право пользования или владения им. Приватизация дает право собственнику распоряжаться земельным участком по своему усмотрению продавать, дарить и т. Согласно Федеральному закону от Стоит обратить особое внимание на то, что правом на бесплатную приватизацию участка обладают только физические лица и только в том случае если земельный участок был им предоставлен до года, то есть до момента вступления в силу Земельного кодекса. Платная приватизация земельного участка — это выкуп участка у муниципальных органов власти.
Выкуп земельных участков под недвижимостью На практике самое распространенное основание для отказа — это попытка выкупить землю, которая.
Отказ в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов
Процедура наделения правом использовать конкретный участок гражданином РФ детально прописана в земельном законодательстве. При несоблюдении одного из правовых условий со стороны уполномоченного на то органа государственной или муниципальной власти может последовать постановление, в котором и будет прописан официальный отказ в подобном правомочии гражданина.
Что собой представляет официальный отказ со стороны государственных и муниципальных органов власти в выделе надела? Это мотивированное решение, которое детерминировано указанием конкретной причины принятия подобного постановления.
Однако как показывает практика, очень часто отказ в выделе земли без проведения торгов является нелегитимным. Поэтому следует более детально рассмотреть ситуации, когда подобное решение будет правомочным:
- Отказ будет легитимным в том случае, если выдел земельного участка происходит из территорий, которые ограничены в своем обороте.
- Легитимность решения будет подтверждена и в той ситуации, если гражданин претендует на земельный участок, который согласно федеральному законодательству, не подлежит приватизации.
- Не считается нелегитимным решение уполномоченных представителей власти и в том случае, если отказ дан по причине того, что земельный участок был зарезервирован для обеспечения государственных или же муниципальных нужд.
При этом официальное решение об отказе в предоставлении земельного участка без проведения торгов из собственности государства или муниципалитета должно быть адресовано заявителю в срок, который не будет превышать семи дней с момента его подписания.
Обжалование незаконной резолюции — пошаговая инструкция
Обжаловать отказ заявитель может после получения выписки из решения комиссии или на основании справки об отказе, представленной на этапе предварительного согласования. Аргумент обжалования должен опираться на положения статей 39.14—39.17, 64 ЗК РФ, при ненадлежащем или неубедительном объяснении причин отказа. То есть, заинтересованное лицо, претендующее на ЗУ, обязано:
- опровергнуть основания отказа, указанные в документе;
- доказать, что его права были нарушены неправомерным отрицательным решением;
- подтвердить своё законное право на получение ЗУ.
Статья 64 ЗК РФ. Рассмотрение земельных споров
- Земельные споры рассматриваются в судебном порядке.
- До принятия дела к производству судом земельный спор может быть передан сторонами на разрешение в третейский суд.
Обжаловать незаконную резолюцию можно в администрации населённого пункта или в суде.
Основания для отказа и обжалование отказа администрации в предоставлении земли
Порядок рассмотрения дел о нарушении законных интересов граждан регулируется Кодексом административного судопроизводства РФ. Получив отрицательное решение по делу о получении участка, гражданин вправе подать в администрацию населенного пункта жалобу на выдавший отказ орган с изложением причин ее написания и ссылкой на подтверждающие правомерность обращения законодательные акты.
Основания для отказа в предоставлении земли государством или муниципалитетом перечислены в статье 39.16 Земельного кодекса РФ.
К примеру, участок может быть ограничен в обороте либо на землю могут быть исключительные права покупки у других лиц.
Также земельный надел может быть изъят для государственных и муниципальных нужд, что должно быть подтверждено документацией по территориальному планированию, инвестиционными программами и так далее.
Еще одно основание для отказа в предоставлении земли содержится в части 1-ой статьи 34 Закона № 171-ФЗ, по которому земельный участок, принадлежащий государству или муниципалитету и в отношении которого до 1 марта 2015 года было принято решение о предварительном согласовании месторасположения объекта, на протяжении 3-ех лет с момента принятия такого решения не предоставляется без проведения торгов лицу, если оно отсутствует в указанном решении.
До 1 января 2020 года у субъектов РФ есть право отказывать в предоставлении земельного надела без проведения торгов по основаниям, предусмотренным законодательными актами данных субъектов РФ, которые обязательно необходимо было принять не позже 1 января 2016 года (пункты 31, 32 статьи 34 Закона № 171-ФЗ).
Отказ оформляется постановлением администрации муниципального образования или государственного органа:
- В «шапке» постановления: слева дата вынесения решения, населенный пункт по центру и номер постановления справа;
- По центру ниже указывается «Об отказе в предоставлении земельного участка, расположенного по адресу…»;
- Далее фабула постановления, в которой прописывается, как правило, следующая информация: на основании публичных слушаний, проведенных уполномоченным органом – комиссией по землепользованию и застройке администрации (указывается наименование администрации), протокол № 1 от (дата), по заявлению (ФИО заявителя), о предоставлении разрешения на выдачу земельного участка, расположенного по адресу (адрес земельного участка), в соответствии с Земельным кодексом РФ, Градостроительным кодексом РФ, Правилами землепользования и застройки (наименование населенного пункта), утвержденными Решением Совета (наименование местного муниципалитета) от (дата и номер решения), Генеральным планом (название населенного пункта), утвержденным решением (наименование населенного пункта) от (дата и номер решения), руководствуясь Уставом (название населенного пункта) п о с т а н о в л я ю: «Отказать в предоставлении разрешения на выдачу земельного участка, расположенного по адресу (указывается адрес земельного участка) для целей, указанных в заявлении на предоставление земельного участка. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя главы (название местного муниципалитета) и ФИО.»
- Постановление вступает в силу со дня его подписания.
Внизу постановления слева прописывается глава (название местного муниципалитета), а справа ФИО главы муниципалитета, ставится печать и подпись.
Основания для отказа в предоставлении земельного участка в аренду
- Земля может быть использована как для одной цели, так и для нескольких одновременно;
- законодательно земли лесного фонда предоставляются в пользование не только в соответствии с ЗК, но учитываются и статьи из Лесного кодекса;
- при передаче лесных земель договор аренды может быть только срочным. Одной из особенностей аренды лесного фонда является установление таких сроков, которые зависят от целевого использования земель. Так земли под выпас скота и сенокошение могут арендоваться только на срок не более трех лет;
- арендатор должен самостоятельно организовывать противопожарное обустройство и вырубку поврежденных и погибших деревьев.
В зависимости от того, от какого типа земельного надела граждане изъявили желание отказаться, имеются свои особенности, о которых крайне важно знать.
Рассмотрим каждую ситуацию по отдельности.
Для возможности инициировать отказ от земельного участка находящегося в собственности, допускается возможность использовать один из нескольких способов.
Первый подразумевает реализацию за любую себестоимость либо же формирование сделки по отчуждению иным вариантом. Это позволяет избавиться собственнику от различных проблем.
Помимо этого, допускается возможность получить определенное вознаграждение и избавиться от налогового обременения.
Второй вариант подразумевает полное прохождение этапов официального отказа. Этот способ применим, если участок для отчуждения не перспективен, а ход и текущее обслуживание подразумевает не окупаемые расходы.
Для этого достаточно подать заявление в исполнительную власть об отказе земельного надела в пользу государства.
Если отчуждение осуществляется по решению местного органа самоуправления (для реализации государственных нужд), то в таком случае собственник вправе получить компенсацию.
Механизм отказа стандартный. Изначально необходимо обратиться в местный орган самоуправления с соответствующим заявлением и пакетом сопровождающей документации. Далее осуществляется регистрация заявки и принимает решение.
Отказ от права собственности на садовый и дачный земельный надел осуществляется в пределах установленных правил.
В 2020 году механизм заключается в следующем:
- Сбор необходимой документации, составление соответствующего заявления и обращение в уполномоченный орган.
- Передача документации на рассмотрение.
- Уполномоченные лица Росреестра производят рассмотрение запроса и в случае отсутствия правонарушений должны зарегистрировать отказ от права собственности на надел. Период рассмотрения составляет 30 календарных дней.
- Далее земельному участку присваивается статус бесхозного и в течении следующего года остается таковым.
- Спустя 12 месяцев, уполномоченный лица муниципалитета имеют полное право обратиться в судебный орган с исковым заявлением о признании участка муниципальной собственностью.
По завершению регистрации заявления, право собственности у заявителя аннулируется.
При отсутствии каких-либо препятствий для отказа от земельного надела трудностей быть не должно. Для верного и оперативного оформления и сбора всей необходимой документации наиболее оптимальным вариантом станет обращения к юристам, поскольку при неверно заполненном заявлении возникнет необходимость в переделывании, а это занимает немало времени.
Если заявитель принял решение об отказе в участке, которое было передано по наследству, то в принятии заявления будет отказ.
Основания отказа, не предусмотренные земельным законодательством
Среди наиболее частых необоснованных оснований отказов в выкупе. не предусмотренных земельным законодательством. возможно выделить следующие:
В соответствии с Градостроительным кодексом РФ (далее – ГСК РФ) красными линиями являются линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.
Чтобы в судебном порядке добиться регистрации земельного участка, важно не только своевременно подать жалобу, но и правильно ее оформить. В документе следует указать такую информацию:
- полное название суд, его адрес;
- контактные и личные данные истца;
- сведения о заинтересованном лице, которое будет принимать непосредственное участие в судебном процессе (название государственного органа или данные конкретного его сотрудника);
- когда заявитель обратился в Росреестр для проведения регистрационных мероприятий, какие документы были предоставлены;
- месторасположение земельного участка, его площадь, кадастровый номер;
- по какой причине госорган приостановил процесс или отказал в регистрации;
- перечень доводов, исходя из которых истец считает, что действия регистрационного органа – это прямое нарушение закона и действующих правовых норм;
- ссылки на законодательные акты, которые свидетельствуют о правомерности указанных в жалобе требований;
- четкий и лаконичный перечень требований (признать отказ незаконным, обязать возобновить процесс, внести данные в ЕГРН и т. д.);
- полный список приложений;
- дата и подпись.
Возврат заявления без рассмотрения
Решение о возврате выносит специалист, отвечающий за приём документов. До государственного регистратора и глубокой юридической экспертизы ситуации в данном случае дело не доходит. Заявление возвращают без рассмотрения, если:
- не оплачена государственная пошлина за регистрацию права собственности на земельный участок (для физических лиц её размер равен 2000 руб.);
- в поданных документах есть зачёркнутые слова, приписки, подчистки, иные исправления;
- документы исполнены с помощью карандаша и не могут быть однозначно истолкованы;
- в заявлении на регистрацию земельного участка нет личной подписи заявителя;
- в ЕГРН есть запись о том, что участок невозможно зарегистрировать без личного присутствия заявителя.
Если документы, которые вы подали, вам вернули без рассмотрения, устраните имеющиеся недочёты и подайте заявление в Росреестр повторно.
Основания для негативного решения
- Основания для отказа появляются, если в администрацию с просьбой о предоставлении надела для использования обратилось лицо, которое просто-напросто не имеет прав на это.
- Второй причиной является обращение в органы администрации, но при этом не должным или неправильным образом оформлено заявление.
- Третья причина состоит в том, что земельный надел, на который претендует лицо, находится в постоянном или бессрочном использовании каким-либо лицом.
- Созвучен с третьим вариантом и четвёртый, который предусматривает, что земельный надел используется для государственных нужд, поэтому попросту не может быть предоставлен для других лиц.
- Кроме того, земельный надел может быть передан в пользование юридическим организациям, с которыми у администрации заключён договор на освоение территории.
- На участке могут быть расположены постройки в виде сооружений, зданий, строений, которые находятся в собственности федеральной или местной. В этом случае, пока на участке находятся постройки, он не может быть передан для использования в собственность.
- Если участок, на который претендует лицо, расположен границе, которая находится в сервитуте, или же каким-либо образом переходит на участок другого лица или субъекта, то вы также должны понимать, что подобный надел не может быть предоставлен.
- Причиной отказа может стать некорректно проведенная процедура аукциона, которая имела нарушения со стороны как организаторов мероприятия, так и участников.
- Если участок по каким-либо причинам была изъят из оборота или ограничен в нём, то он тоже не может стать объектом желания.
- Если по факту участок не соответствует этому описанию, которое было предъявлено администрацией, то процедура присвоения земельного надела также не может состояться. Это касается описания о площади, границах, состояния земель и так далее.
- Также не может передаться в использовании тот надел, в отношении которого не оформлена техническая документация в виде акта межевания или кадастровые документы.
Как видите, причин для того, чтобы мог последовать отказ очень много, и для того, чтобы предусмотреть все эти нюансы, необходимо подробно ознакомиться с каждой из них.
Чтобы решить свою проблему обращайтесь в онлайн чат к нашему юристу. #Будьтедома и здоровья вам!
Собственник вправе отдать в распоряжение свои земли без проведения торгов. Владелец земли – государство, муниципалитет могут отдать земельные наделы в эксплуатацию без торгов в случаях:
- Вновь образованные земельные наделы, в отношении которых следует провести межевание, утвердить его проект.
- Наделы, в отношении которых направлена бумага о согласовании предоставления и уточнения границ.
- Земельные наделы, в отношении которых было издано постановление о разрешении их передаче в аренду.
- Земельные наделы, поставленные на кадастровый номер.
Собственник может отказать в передаче земли заинтересованному человеку или организации. Основания отказа четко прописаны в ст. 39.16 ЗК РФ. Они должны быть обоснованными. В частности:
- с заявлением на участок обратился субъект, который не имеет права на получение надела без проведения аукциона;
- заявление подано в отношении земельного надела, являющегося предметом договора;
- земля передается для применения организацией, не относящейся к коммерческой деятельности под огородничество, ИЖС;
- на земле стоят постройки, которые обременены правами третьих лиц;
- заявка подана в отношении земли, исключенной из оборота.
Кроме того, не могут быть отданы:
- резервные земли;
- аукционные: относительно них уже существует заявка о том, что они будут переданы исключительно на торгах;
- назначение земли не соответствует ВРИ, изложенному в заявке;
- земли, превышающие допустимый размер;
- наделы, принимающие участие в застройке площадей НП и т.д.
Это законные основания отказа в предоставлении земельного участка без торгов. Если граждане, ЮЛ не согласны с решением уполномоченных органов, они могут обжаловать его в судебном порядке. В этой ситуации обязанность доказывания незаконных действий или бездействий муниципалитета лежит на истце.