Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Признание победителя уклонившимся от заключения контракта». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Главное правило: изменять существенные условия контракта после подведения итогов конкурентной процедуры нельзя. Поэтому внимательно читайте проект контракта и в случае противоречий направляйте запросы на разъяснение документации и согласовывайте изменения на этапе подачи заявок. Еще раз повторяем: на этапе подачи заявок.
Часто контрагенты не подписывают контракты из-за санкций. Так, Свердловское УФАС не включило сведения в РНП, поскольку победитель:
- получил письмо от производителя, что товар подорожал из-за санкций. Закупать его в прежних объемах, но на новых условиях он не мог;
- предоставил письма еще 14 производителей с информацией о том, что цены на товар повысили.
Не нашли причин для внесения в реестр также:
- Тульское УФАС. Оно учло, что победитель представил пояснения и письма от производителей о приостановке поставок и удорожании товаров;
- Коми УФАС. Среди прочего приняли во внимание сходные пояснения победителя, его согласие заключить и исполнить контракт на иных условиях, переписку с заказчиком о согласовании обеспечительной гарантии.
В какие сроки можно заключить контракт
Заказчик должен разместить в ЕИС проект контракта в течение 5 календарных дней с публикации протокола закупки. В течение следующих 5 календарных дней победитель подписывает проект контракта, размещает его в ЕИС и предоставляет обеспечение контракта. В течение 3 рабочих дней заказчик должен поставить свою подпись на контракте и опубликовать его в ЕИС. После этого контракт считается заключенным, в него нельзя вносить никакие изменения.
При этом заказчик и победитель не должны слишком торопиться с подписанием. Согласно ч. 9 ст. 83.2 44-ФЗ, в электронных аукционах и конкурсах контракт можно заключить не ранее чем через 10 дней с даты размещения итогового протокола закупки. В запросах котировок и запросах предложений — не раньше 7 дней с даты размещения в ЕИС протоколов.
Срок заключения контракта может увеличиться на 6 дней. Так, если победитель не согласен с проектом контракта, он может не подписывать его, а разместить в ЕИС протокол разногласий. Сделать это нужно в течение 5 дней с даты направления на подписание контракта заказчиком. Заказчик рассматривает протокол разногласий в течение 3 рабочих дней и публикует в ЕИС доработанный проект контракта. В течение трех рабочих дней победитель подписывает проект контракта в ЕИС.
Поставщики периодически используют протокол разногласий, чтобы выиграть время до подписания контракта. Например, чтобы успеть подготовить банковскую гарантию на обеспечение контракта.
Размер и условия обеспечение контракта
До подписания контракта участник закупки должен внести обеспечение исполнения контракта. Сделать это он может одним из двух способов, на свое усмотрение:
- Перечислить деньги на расчетный счет заказчика. Счет указан в документации закупки. Необходимую сумму нужно перечислить полностью.
- Оформить банковскую гарантию. Гарантию должен выдать банк из перечня Минфина. Сведения о ней должны быть включены в единый реестр банковских гарантий, а сама гарантия должна отвечать требованиям документации закупки и 44-ФЗ. Если банковская гарантия не соответствует хотя бы одному из требований, заказчик не примет ее в качестве обеспечения и может признать победителя уклонившимся от заключения контракта.
Заказчик может подписать контракт с участником, занявшим второе место, если победитель аукциона признан уклонившимся от заключения контракта. Для этого заказчику необходимо:
- Получить согласие второго участника. Его можно подтвердить документом в произвольной форме.
- Составить проект контракта с условиями, предложенными вторым участником.
- Разместить проект в ЕИС не позднее 10 дней с даты признания победителя аукциона уклонившимся.
- Заключить контракт по стандартному сценарию.
- В течение 3 рабочих дней с даты заключения направить в РНП сведения об уклонившемся от подписания победителе.
Ответственность за нарушение госконтракта
За нарушение сроков исполнения контракта обычно устанавливается ответственность в виде пени. Они начисляются с первого дня просрочки в размере 1/300 действующей ключевой ставки ЦБ РФ, которая применяется к денежной стоимости обязательств, не выполненных в срок. То есть если заказчик уплатил в установленный срок часть суммы, то пеня применяется только к неоплаченной части.
За любые другие нарушения условий контракта, не связанные с просрочкой, стороны контракта наказываются штрафами. Суммы штрафов фиксированы и зависят от НМЦ контракта. Например, если заказчик исполнил обязательства ненадлежащим образом, сумма его штрафа рассчитывается по правилам, установленным Постановлением Правительства РФ от 30.08.2017 №1042 в следующем размере:
Сумма штрафа | Цена контракта (цена этапа) |
---|---|
1 000 рублей | до 3 млн рублей включительно |
5 000 рублей | от 3 млн до 50 млн рублей включительно |
10 000 рублей | от 50 млн до 100 млн рублей включительно |
100 000 рублей | свыше 100 млн рублей |
Уклонение от подписания контракта
Победитель электронных торгов обязан заключить контракт с заказчиком, иначе его признают уклонившимся со всеми вытекающими последствиями. Если победитель всё же отказывается от подписания контракта, заказчик в порядке, установленном статьёй 51, заключает контракт с участником закупки, заявке которого присвоен следующий порядковый номер, и который не отозвал такую заявку в соответствии с Законом №44-ФЗ.
Сначала составляется протокол о том, что победитель уклонился от заключения контракта, с указанием на требования закона, которые он не выполнил. В протокол вносят информацию о закупке, данные участника и ссылку на норму закона 44-ФЗ, в соответствии с которой он признан уклонившимся. Затем протокол размещают в ЕИС, а информацию об участнике передают в реестр недобросовестных поставщиков.
При уклонении победителя второй и последующие участники, не отозвавшие свои заявки, обязаны заключить контракт (ч. 7 статьи 51). В противном случае заказчик признает их уклонившимися и направит сведения в РНП.
Отозвать заявку разрешено на двух этапах:
- до окончания срока подачи заявок;
- с момента, когда оператор электронной площадки опубликует итоговый протокол, и до дня, когда заказчик разместит проект контракта (ч. 9 ст. 43, ч. 1 ст. 51 Закона № 44-ФЗ).
Можно ли избежать внесения в РНП за уклонение от подписания контракта по 44-ФЗ
Факт уклонения рассматривает комиссия ФАС. На заседании нужно обязательно присутствовать, чтобы объяснить и обосновать свою позицию.
Если поставщик нарушил сроки, но все-таки подписал контракт, внес обеспечение его исполнения, приобрел необходимый для поставки товар, комиссия может посчитать, что он не имел намерения уклониться, и не внесет его в РНП. Особенно если на этом не будет настаивать заказчик.
Пример из практики. Победитель аукциона на оказание услуг по уборке помещений не подписал договор в отведенный для этого срок, поскольку не смог подтвердить обеспечение исполнения контракта. Заказчик направил в ФАС заявление о включении исполнителя в РНП. Во время разбирательства ответчик пояснил, что не успел вовремя оформить банковскую гарантию, о чем сообщил заказчику. В подтверждение добросовестности своих намерений он представил документы на оплату БГ. УФАС, приняв это во внимание, решил не вносить исполнителя в РНП. (Решение УФАС по Челябинской области от 16.04.2019 № 074/06/104-426/2019).
Но такие случаи скорее исключение, чем правило. Поэтому нужно заблаговременно побеспокоиться о получении банковской гарантии, посмотреть, сможете ли вы подтвердить свою добросовестность в соответствии со ст. 37 44-ФЗ (если снижаете цену более чем на 25 %) и не откладывать подписание контракта на последний день.
Если считаете, что вас незаконно признали уклонившимся от заключения контракта, обращайтесь в ГК «Ценный Контракт». Наши специалисты помогут составить правовое заключение для обжалования решения антимонопольного органа и представят ваши интересы в Арбитражном суде.
Вы просрочили подписание Контракта. Алгоритм действий. Часть 1
В ситуации, когда допущена просрочка подписания Государственного или Муниципального контракта, может оказаться даже самый добросовестный участник Контрактной системы-поставщик товаров, работ, услуг. Главное: сохранять спокойствие и понимать, то сама по себе эта ситуация не влечет внесения Вас в Реестр недобросовестных поставщиков (РНП). Предлагаю Вам верный, не раз опробованный на практике, выстроенный с учетом требований законодательства, алгоритм действий. Данная запись в первую очередь ориентирована на контракты, заключаемые по итогам электронных аукционов.
Никто не поспорит, что в нынешний кризисный период самым платежеспособным и наделжным партнером являеся Российская Федерация. Поэтому именно в последние годы предприниматели во всех сферах и отраслях стали активными участниками конрактной системы.
Не вдваясь в аргументацию, обращаю Ваше внимание, что если Вы являетесь активным участником так нзываемых «тендеров», юрист со специализацией в сфере торгов и закупок Вам просто необходим. А, поскольку Вы читаете эту запись, скорее всего, Вы уже просрочили подписание контракта, и Вам нужно заняться поисками специалиста-юриста сразу, как Вы дочитаете ее до конца.
Закончим с «лирикой» и перейдем к делу.
Если неподписание Контракта в регламентированный срок не было вызвано намеренными и осознанными действиями, направленными на неподписание контракта (именно эта ситуация является самой распространенной), о пропуске срока подписания Контракта вы скорее всего узнаете из звонка Заказчика.
Немного нормативного обоснования. В соответствии с ч. 2 ст. 104 Закона «О контрактной системе» в реестр недоброссовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контракта. Согласно ч. 13 ст. 70 Закона «О конрктной системе» победитель электронного аукциона признается уклонившимся от заключения контракта в случае, если в сроки, предусмотренные указанной статьей, он не направил Заказчику подписанный проект контракта или направил протокол разногласий, предусмотренный ч. 4 ст. 70 Закона «О конрактной системе», по истечении 13 дней с даты размещения протокола подведения итогов электронного аукциона.
Таким образом, в случае, если Вы пророчили подписание Контракта, но 13 дней с момента размещния протокола подвения итогов еще не истекли, Вы имеете возможность направить протокол разногласий. В таком случае, оснований считать Вас уклонившимся от заключения контракта нет.
Что делать в ситуации, когда возможности направить протокол уже нет, будет описана во второй части статьи.
Победитель уклонился от подписания контракта
Однако жизнь изменчива, и стороны могут прийти к мнению, что им выгоднее не заключать контракт. Уклониться от заключения контракта может как заказчик, так и участник закупки. В такой ситуации перед ними неизбежно возникнет вопрос: а каковы последствия уклонения от заключения контракта? Об этом и пойдет речь в нашей статье. Уклонение от заключения контракта Для начала определимся с тем, какие действия признаются уклонением от
- победитель не направил заказчику в установленный срок проект контракта;
- победитель направил протокол разногласий после допустимого срока;
- победитель не предоставил обеспечение контракта;
- заказчик не подписал и не предоставил проект контракта.
1. Согласно части 9 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» отказ от заключения контракта с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя) осуществляется в любой момент до заключения контракта, если заказчик или комиссия по осуществлению закупок обнаружит, что участник закупки не соответствует требованиям, указанным в части 1, частях 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) данной статьи, или предоставил недостоверную информацию в отношении своего соответствия указанным требованиям. Кроме того, заказчик или комиссия по осуществлению закупок отказывается от заключения контракта в любой момент до его заключения при осуществлении закупок лекарственных препаратов, которые включены в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 10 статьи 31 Закона N 44-ФЗ.
В случае отказа от заключения контракта по основаниям, предусмотренным частями 9 и 10 статьи 31 Закона N 44-ФЗ, заказчик не позднее одного рабочего дня, следующего за днем установления факта, являющегося основанием для такого отказа, составляет и размещает в единой информационной системе протокол об отказе от заключения контракта, содержащий информацию о месте и времени его составления, о лице, с которым заказчик отказывается заключить контракт, о факте, являющемся основанием для такого отказа, а также реквизиты документов, подтверждающих этот факт. Указанный протокол в течение двух рабочих дней с даты его подписания направляется заказчиком данному победителю (часть 11 статьи 31 Закона N 44-ФЗ).
При этом ни положениями Закона N 44-ФЗ, регламентирующими порядок проведения электронного аукциона, ни иными положениями Закона N 44-ФЗ не предусмотрено, что при отказе заказчика от заключения контракта с победителем аукциона на основании части 9 статьи 31 Закона N 44-ФЗ контракт может быть заключен с иными участниками аукциона.
Минэкономразвития России также отмечает неправомерность заключения контракта со вторым участником, если победителю отказано в заключении контракта в соответствии с частями 9, 10 ст.31 Закона N 44-ФЗ. Только если контракт не заключен с победителем из-за его отстранения от участия в аукционе согласно части 6.1 статьи 66 Закона N 44-ФЗ, то, по мнению ведомства, заказчик обязан направить контракт иному участнику (Письмо Минэкономразвития России от 11.09.2015 N Д28и-2615).
Ранее ведомство отмечало, что Законом N 44-ФЗ в принципе не предусмотрено право заказчика заключить контракт со вторым участником электронного аукциона в случае отстранения победителя такого аукциона по основаниям, предусмотренным частями 9 и 10 статьи 31 Закона N 44-ФЗ (письмо Минэкономразвития России от 12.08.2015 N Д28и-2416).
А в еще более ранних разъяснениях (письмо Минэкономразвития России от 22.01.2015 N Д28и-105) ведомство, напротив, отмечало (не ссылаясь на какое-либо положение Закона N 44-ФЗ), что в случае если заказчик выявил несоответствие участника, в том числе победителя закупки, требованиям, указанным в части 1, частях 1.1 и 2 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона N 44-ФЗ, или участник предоставил недостоверную информацию в отношении своего соответствия указанным требованиям, заказчик вправе заключить контракт с иным участником закупки, который предложил такую же, как и победитель такой закупки, цену контракта или предложение о цене контракта которого содержит лучшие условия по цене контракта, следующие после условий, предложенных победителем такой закупки.
Таким образом, учитывая, что разъяснения Минэкономразвития России не отличаются единообразием, а сам Закон N 44-ФЗ не предусматривает возможность заключить контракт с участником, предложение которого о цене является вторым после победителя, если победителю отказано в заключении контракта (так, контракт с иным участником электронного аукциона может быть заключен, только если победитель уклонился от его заключения — часть 14 статьи 70 Закона N 44-ФЗ), заказчику с формальной точки зрения целесообразно провести новую закупку в соответствии с требованиями Закона N 44-ФЗ.
В противном случае заказчик несет риск квалификации своих действий как неправомерного выбора способа определения поставщика (части 1, 2 статьи 7.29 КоАП РФ).
2.Согласно части 2 статьи 104 Закона N 44-ФЗ в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Такое основание для признания победителя аукциона уклонившимся от заключения контракта, как отказ заказчика от заключения контракта в связи с выявившимся несоответствием участника закупки установленным требованиям, в этом перечне отсутствует.
Поэтому в рассматриваемой ситуации заказчик не обязан направлять сведения о победителе аукциона для включения в реестр недобросовестных поставщиков.
Обязанность заключить договор
Ст. 445 ГК РФ затрагивает обстоятельства, в которых заключение договора обязательно. Обязательство вытекает исключительно из норм закона, подзаконными актами регулироваться данный вопрос не может. Например, решение органа власти обязать предприятие заключить договор без указания на подобное полномочие в законе неправомерно.
На заключение договора в обязательном порядке делается прямое указание. Например, заключение банком договора банковского счета. Коммерческий банк не вправе отказать клиенту в услуге, за исключением, когда введен запрет на открытие счетов, т. е. банк по независящим от него обстоятельствам не в состоянии предоставить услугу.
Подобным образом обстоит дело в других сферах регулирования. В законодательстве насчитываются десятки указаний на обязательность договора.
Протокол разногласий к контракту
Нередко в практике возникают случаи, когда победителю необходимо отсрочить подписание контракта (к примеру, при оформлении банковской гарантии). Тогда участник старается потянуть время, необходимое ему для подготовки соответствующих документов и направляет заказчику протокол разногласий, который последний не вправе игнорировать.
Согласно ст. 83.2 ФЗ № 44 в течение пяти дней с даты размещения заказчиком в ЕИС проекта контракта победитель электронной процедуры, с которым заключается контракт, в случае наличия разногласий по проекту контракта, размещенному в соответствии с частью 2 настоящей статьи, размещает на электронной площадке протокол разногласий, подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени победителя электронной процедуры. Данный протокол может быть размещен на электронной площадке в отношении соответствующего контракта не более чем один раз.
Направление заказчиком сведений об уклонившемся участнике в антимонопольный орган
В случае уклонения участника от подписания контракта заказчик обязан направить сведения о нем в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, информацию, а также документы, свидетельствующие об уклонении контрагента от заключения контракта. После поступления обращения антимонопольный орган назначает дату заседания для выяснения всех обстоятельств дела и уведомляет об этом стороны. Поставщику следует иметь в виду, что, если контролирующий орган не уведомит его соответствующим образом о месте и времени заседания по рассмотрению дела, последующее решение УФАС о включении его в РНП можно обжаловать в Арбитражный суд. Однако, если в документах, поданных в составе заявки указаны неверные контактные данные участника или вообще не указаны таковые, то поставщику будет трудно доказать свою правоту в суде о его ненадлежащем оповещении.
Ответственность за нарушение госконтракта
За нарушение сроков исполнения контракта обычно устанавливается ответственность в виде пени. Они начисляются в первого дня просрочки в размере 1/300 действующей ключевой ставки ЦБ РФ, которая применяется к денежной стоимости обязательств, не выполненных в срок. То есть если заказчик уплатил в установленный срок часть суммы, то коэффициент применяется только к неоплаченной части.
За любые другие нарушения условий контракта, не связанные с просрочкой, стороны контракта наказываются штрафами. Суммы штрафов фиксированы и зависят от НМЦ контракта. Например, если заказчик исполнил обязательства ненадлежащим образом, сумма его штрафа рассчитывается по следующим нормам:
- 2,5% при НМЦК менее 3 млн рублей,
- 2% при НМЦК 3–50 млн рублей,
- 1,5% при НМЦК 50–100 млн рублей,
- 0,5% при НМЦК более 100 млн рублей.