Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как подать в суд на налоговую?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Исковое заявление на налоговую службу гражданам нужно подавать в суд общей юрисдикции, организациям и предпринимателям — в арбитраж. Адрес судебного органа напрямую зависит от местонахождения инспекции.
Типовая форма иска отсутствует, так как каждый случай индивидуален. Например, возврат налога, незаконное взыскание пеней или непредоставление льгот регулируются разными статьями НК РФ и правовыми актами, которые необходимо указывать в исковом заявлении. Однако существуют и общие моменты. В иске обязательно нужно прописать:
- наименование суда;
- данные истца: ФИО гражданина или название организации, адрес, телефон;
- данные ответчика: наименование и адрес налоговой службы;
- обстоятельства дела и какие права были нарушены;
- информацию о соблюдении претензионного порядка;
- ссылки на законодательство;
- требования к ответчику;
- список документов;
- дату и подпись.
Кроме того, прямо в иске вы можете ходатайствовать перед судом об истребовании доказательств, о приостановлении решения налоговой и т.д. Ну и, конечно, не лишним будет указать судебную практику в вашу пользу по аналогичным делам.
Исковое заявление на налоговую инспекцию нужно готовить в стольких экземплярах, сколько участников в деле, плюс один для суда. Например, если в споре о налогах есть только вы и инспекция, то копий иска должно быть три. В случае, когда вы привлекаете еще одного истца, экземпляров будет уже четыре.
Документы, которые вы хотите приложить к иску, предоставляются в копиях, поэтому их нужно заверить. На каждой странице пишете «копия верна», ставите свою подпись и расшифровку. Если в суд на налоговую службу подает организация, то также заверьте бумаги печатью. Примерный список документов:
- квитанция об оплате госпошлины;
- документ, подтверждающий отправку иска ответчику и третьим лицам;
- решение ИФНС, которое оспаривается;
- претензия;
- документ, подтверждающий отправку претензии;
- письменные доказательства;
- доверенность (если в суд для спора о налогах идет представитель).
Для предпринимателя и организации также нужна будет выписка из государственного реестра. Ее можно скачать на сайте Налог.ру по ИНН налогоплательщика или заказать в инспекции.
Представление интересов в суде по налоговым спорам
Наверное, ни для кого не будет новостью, что судиться с налоговой – не самая простая задача. Это очень крупная государственная организация, которая имеет большое количество собственных юристов, готовых представлять ее интересы в любом судебном процессе. Из-за этого многие подобные конфликты проигрываются представителями бизнеса, но только в том случае, если они пытаются противостоять ФНС в суде без сторонней помощи.
Если вы хотите добиться положительного результата, и вам требуется помощь для этого, обязательно обратитесь к юристу по налоговым вопросам. Профильный специалист подскажет, в каких ситуациях судебный иск будет иметь смысл, может ли налоговая подать в суд на вас, и если да, то в каких случаях, как составить исковое заявление, какие понадобятся документы, какие основания будут считаться достаточными для обжалования действий налоговиков в суде и т.д. Также юрист сможет представлять ваши интересы во время судебных заседаний, что еще больше повысит шансы на положительный исход, а также освободит вас от необходимости регулярно посещать суд.
Если не удается уладить налоговый спор и отстоять свои интересы другим путем, единственный вариант – обратиться с иском против фискального органа в суд. Нужно помнить об установленном порядке такого обращения, позаботиться о наличии необходимых оснований, а также заручиться поддержкой опытного адвоката – только при этих условиях есть шанс на выигрыш спора.
Основные обязанности налоговых органов в РФ
В соответствии с действующим налоговым законодательством налоговые органы Российской Федерации обязаны:
- Соблюдать законодательство о налогах и сборах;
- Соблюдать налоговую тайну;
- Контролировать соблюдение законодательства о налогах и сборах;
- Вести учет индивидуальных предпринимателей, организаций и физлиц;
- Бесплатно информировать налогоплательщиков об их правах и обязанностях;
- Представлять налогоплательщикам формы налоговых деклараций и разъяснять порядок их заполнения;
- Представлять налогоплательщикам справки о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам и процентам;
- Представлять налогоплательщикам справки об исполнении обязанности по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов и процентов;
- Представлять индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам выписки из Единого государственного реестра налогоплательщиков (ЕГРИП и ЕГРЮЛ);
- Выдавать копии решений, принятых налоговым органом в отношении налогоплательщиков.
Как правильно подать в суд на ИФНС
Для того, чтобы защитить свои права, можно обращаться с жалобой на ее действие либо же бездействие, в том числе в высшие и судебные инстанции, даже несмотря на то, что предписания налоговой службы изменить крайне сложно. Тем не менее закон предусматривает право налогоплательщика на обжалование решения ИФНС.
В каких случаях можно обратиться с жалобой на службу ИФНС в суд? Естественно, когда есть основание о ненадлежащем исполнении своих обязанностей либо их превышение. Все эти обязанности и полномочия предусмотрены действующим налоговым законодательством Российской Федерации, в соответствии с которыми налоговые органы обязаны:
- Обеспечить полностью правовое исполнение законодательства о сборах налогов с граждан;
- Соблюдать налоговую тайну;
- Осуществлять контроль исполнения законодательства о сборах и налогообложении;
- Вести учёт частных предпринимателей, а также учреждений и физических лиц;
- Обеспечивать свободное и беcплатное оповещение граждан-налогоплательщиков об их правах и обязанностях;
- Предоставить гражданам принятые формы налоговых деклараций, а также все необходимые разъяснения образа и порядка их заполнения;
- Регулярно предоставлять гражданам справки и все необходимые документы о налоговых расчётах, пенях и сборах, а также штрафных санкциях и процентных ставках;
- Предоставление подтверждающих справок налогоплательщикам о соблюдении их обязанностей по уплате налогов, разнообразных сборов, штрафных санкций, процентных ставках и пени;
- Представлять частным предпринимателям и юридическим лицам выписки из Единого государственного реестра налогоплательщиков (ЕГРИП и ЕГРЮЛ);
- Осуществлять выдачу налогоплательщикам копий свидетельств предписаний, принятых органами налоговой инспекции в отношении граждан.
Досудебный порядок урегулирования налоговых споров: этапы
Досудебный порядок урегулирования налоговых споров можно разделить на несколько этапов:
- направление заявителем жалобы в налоговую инспекцию, которая является стороной спора;
- перенаправление обращения из нижестоящего налогового отделения в вышестоящее в трехдневный срок;
- принятие обращения вышестоящим органом к рассмотрению или отказ в этом заявителю;
- уведомление всех причастных сторон о времени и дате проведения заседания;
- запрос налоговиками дополнительных материалов, которые помогут рассмотреть дело по существу, а также самостоятельное предъявление налогоплательщиком дополнительных документальных доказательств нарушения его законных прав;
- непосредственно само рассмотрение жалобы налоговиками и принятие по ней обоснованного решения;
- информирование заявителя о принятом решении.
Как пожаловаться на налоговую
Любое физическое или юридическое лицо имеет право обжаловать неправомерные действия или бездействие налоговой. Для этого нужно подать жалобу в вышестоящую ФНС. Расскажем, как это сделать правильно, чтобы обращение не осталось без ответа.
Основания для жалобы могут быть разные. Например, налоговики:
- неправильно начислили налог;
- безосновательно выписали штраф;
- выставили штраф на большую сумму, чем это прописано в законе;
- не вернули излишне уплаченную сумму налога;
- без причины отказали в налоговом вычете или задержали его выплату;
- в ходе проверки контрагента требовали с вас документы компании, не имеющие отношение к контрагенту;
- нарушили процедуру выездной проверки.
Основные права налогоплательщика в РФ
Теперь поговорим о налогоплательщиках. Согласно положениям ст. 21 НК РФ каждый налогоплательщик (ИП, юридическое или физическое лицо) имеет право:
- Бесплатно получать от налоговых органов всю необходимую информацию (о полномочиях налоговых органов, правах и обязанностях налогоплательщиков, действующих налогах и т.д.);
- Получать решения налоговых органов, а также налоговые уведомления и требования об уплате налогов;
- Использовать налоговые льготы;
- Получать отсрочку, рассрочку или инвестиционный налоговый кредит;
- Возвращать суммы излишне уплаченных налогов, пени, штрафов;
- Присутствовать при проведении выездной налоговой проверки;
- Требовать от сотрудников ИФНС соблюдения законодательства о налогах и сборах;
- Не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов;
- Обжаловать в установленном порядке акты налоговых органов и действия (бездействие) их должностных лиц;
- Получать возмещение убытков, причиненных незаконными актами налоговых органов или незаконными действиями (бездействием) их должностных лиц.
Налоговая инспекция — государственная служба, работающая с финансами, и большинство её сотрудников — уполномоченные госслужащие, имеющие ряд дополнительных прав и обязанностей. В связи с тем, что налоговая работает с финансами населения и организаций, существует весьма широкий спектр для подачи жалоб, связанных именно с особенностями работы. Подать жалобу на налоговую инспекцию вы можете в следующих случаях:
- Сотрудник налоговой использовал свои полномочия в личных целях, распространил закрытую информацию, нарушил права физического или юридического лица;
- Налоговая допустила значительную ошибку, которая привела к ущербу для гражданина или его финансов;
- Налоговая применила меры к физическому или юридическому лицу, не имеющему каких — либо нарушений;
- При оплате налоговых сборов была совершена какая — либо ошибка, в результате которой возникли требования по повторной уплате налога;
- Сотрудниками налоговой были утеряны личные документы или денежные средства гражданина;
- За сотрудниками налоговой были замечены следы мошенничества или иного должностного преступления.
Подведомственность и подсудность налоговых споров
Правильный выбор судебного органа, компетентного рассматривать возникший между налогоплательщиком и налоговым органом спор, является важной предпосылкой оперативности и эффективности судебной защиты прав налогоплательщика.
В настоящее время, после принятия и вступления в действие НК РФ, новых АПК РФ и ГПК РФ, в вопросах разграничения подведомственности налоговых споров произошли существенные изменения.
В соответствии со ст. 137 НК РФ каждый налогоплательщик или налоговый агент имеют право обжаловать акты налоговых органов ненормативного, а также в предусмотренном федеральным законодательством порядке нормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц, если, по мнению налогоплательщика или налогового агента, такие акты либо действия или бездействие нарушают их права.
При этом ст. 138 НК РФ устанавливает, что дела по обжалованию актов (в том числе нормативных) налоговых органов, действий или бездействия их должностных лиц организациями и индивидуальными предпринимателями подведомственны арбитражным судам, а физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, — судам общей юрисдикции.
В пункте 21 постановления Пленума ВС РФ и Пленума ВАС РФ от 11.06.99 г. № 41/9 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации» разъяснено, что указанные дела подлежат рассмотрению арбитражными судами на общих основаниях в соответствии с АПК РФ и судами общей юрисдикции — в порядке, предусмотренном ГПК РФ и Законом РФ от 27.04.93 г. «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан».
Таким образом, дела с участием организаций и индивидуальных предпринимателей вне зависимости от вида обжалуемого акта налогового органа подведомственны арбитражным судам, а дела с участием физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, — судам общей юрисдикции.
Наибольшие сложности на практике вызывает вопрос об оспаривании нормативных правовых актов различных государственных, региональных и местных органов, ущемляющих права и интересы налогоплательщиков. В этой связи обратите внимание на следующее. По общему правилу, установленному ст. 29 АПК РФ и ст. 22 ГШС РФ, дела об оспаривании нормативных правовых актов государственных и иных органов отнесены к компетенции (подведомственности) судов общей юрисдикции.
Плательщик не ознакомлен со всеми материалами проверки.
Пунктом 3.1 ст. 100 НК РФ установлено, что налоговый орган должен приложить к акту налоговой проверки документы, подтверждающие факты нарушения законодательства о налогах и сборах, выявленные в ходе контрольных мероприятий. При этом документы, полученные от проверяемого лица, к акту не прилагаются.
Из правовой позиции Президиума ВАС, изложенной в Постановлении от 08.11.2011 № 15726/10, следует: право налогоплательщика на своевременное ознакомление со всеми материалами, полученными контролерами в рамках проводимых проверок, является его неотъемлемым правом. Однако для признания факта нарушения существенных условий процедуры налоговой проверки, выразившегося в отсутствии у плательщика возможности ознакомиться с данными материалами и представить соответствующие возражения, недостаточно указания на наличие у него такого права. Поэтому прежде, чем отменять решение по формальным основаниям, следует выяснить, о каких документах и информации идет речь, каким образом подобная информация влияет на выводы налогового органа, зафиксированные в акте налоговой проверки.
Иными словами, нарушение проверяющими п. 3.1 ст. 101 НК РФ еще не означает, что их решение будет признано судом недействительным по процедурным основаниям. Арбитры в каждом конкретном случае исследуют материалы дела и дают им соответствующую оценку.
Приведем пример – Постановление ФАС ВСО от 30.01.2014 № А78-1414/2013. Налогоплательщик оспорил решение инспекции в судебном порядке, в том числе по формальным основаниям. Согласно иску, налоговый орган приложил к акту выездной проверки не все документы, поименованные в этом акте: отсутствовали копии выписок по операциям на счетах контрагентов, акты обследования, сведения из информационных ресурсов налоговой службы. Это, по мнению проверяемого лица, нарушило его права на защиту интересов.
Судебные органы признали доводы налогоплательщика обоснованными. Судьи решили: данные обстоятельства лишили его возможности проверить достоверность указанных документов, дать правовую оценку допустимости и относимости полученных доказательств, подтверждающих вину в совершении налогового правонарушения, и, соответственно, представить свои объяснения и возражения по существу установленных инспекцией нарушений.
Поддерживая налогоплательщика, арбитры отметили: не только полное отражение в акте налоговой проверки выявленных нарушений, но и последующее изучение и составление налогоплательщиком возражений на него являются обязательным условием осуществления налоговым органом дальнейшей процедуры привлечения налогоплательщика к ответственности. Поэтому несоблюдение инспекцией требований п. 3.1 ст. 100 НК РФ повлияло на объективность рассмотрения материалов проверки и лишило организацию возможности в полной мере реализовать право на защиту интересов. Следовательно, допущенное нарушение должно быть квалифицировано как существенное и являющееся основанием для признания решения инспекции недействительным.
Аналогичные выводы сделаны в постановлениях ФАС СКО от 13.02.2014 № А53-5717/2013, от 08.07.2013 № А53-28709/2012, ФАС ВСО от 15.02.2013 № А78-4232/2012.
Арбитры ФАС ЗСО (Постановление от 27.02.2014 № А70-1252/2013) также пришли к выводу, что инспекцией допущены процессуальные нарушения в виде ненаправления налогоплательщику всех необходимых документов (в том числе протокола допроса свидетеля). Однако судьи установили следующие факты:
- акт выездной проверки обществом получен, и на него представлены возражения;
- выдержки из спорного протокола допроса свидетеля приведены в акте;
- с документами, собранными проверяющими в ходе мероприятий налогового контроля, представители налогоплательщика ознакомлены;
- обществу обеспечена возможность участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки;
- налогоплательщик не указал, какие конкретные права и законные интересы были нарушены по существу при ненаправлении инспекцией спорного протокола допроса и как это нарушение повлияло на его право оспорить по существу выводы налогового органа.
Как подать в суд на налоговую инспекцию?
Для начала компании следует выяснить в ФНС причину блокировки счета путем получения копии соответствующего решения. Если решение было вынесено справедливо, фирме следует исполнить требования налоговой – уплатить налог, предоставить декларацию и т.д. После получения доказательств исполнения обязанности налогоплательщиком ФНС снимает блокировку в течение 2 дней.
Если в течение указанного срока налоговая не разблокировала счет (сделала это с опозданием), либо решение о «заморозке» было принято незаконно, компания вправе взыскать неустойку за каждый день ограничения операций по счету.
А вот с возмещением убытков сложнее: даже если решение ФНС о блокировке было отменено, фирма самостоятельно должна обратиться в суд и представить доказательства того, что именно действия налоговой привлекли к возникновению убытков. Чтобы суд встал на сторону компании, ей необходимо доказать:
- существование убытков и их величину;
- противозаконный характер действий сотрудников налоговых органов;
- причинно-следственную связь между наступившими убытками и действиями налоговиков.
Вступление судебного решения в силу
Но не стоит думать, что судебное решение вступает в силу с ударом молотка. У сторон разбирательства есть время на его обжалование. Этот срок насчитывает 10 дней, в течение которых необходимо подать апелляционную/кассационную жалобы. Если все будет сделано правильно, и ее примут, дело переходит в суд второй инстанции, в котором будет проверяться, была ли соблюдена законность при вынесении вердикта, и были ли рассмотрены все обстоятельства дела.
Но что именно происходит, когда решение суда официально вступает в силу? Как только решение приобретает характер непререкаемости, ему обязаны следовать все участники процесса, и суд, огласивший вердикт, уже не сможет изменить его. Другими словами, проигравшая сторона должна выполнить требования, предъявленные судом, иначе ее ждут проблемы с законом.
Главным рычагом влияния в подобной ситуации являются действия судебных приставов. Именно исполнительная служба обязана вынудить проигравшую сторону реализовать свои обязательства перед истцом, причем приставы вправе пользоваться решительными методами:
- отправка сигнала на рабочее место (если речь идет о выплате задолженности);
- опись движимого и недвижимого имущества, чтобы впоследствии продать его и погасить задолженность.
Я не согласен с определением суда, поскольку положение пункта 2 статьи 254 ГПК РФ, позволяют подавать подобные заявления как по месту нахождения государственного органа, решение которого оспаривается, так и по месту проживания гражданина, права которого нарушены.
Сильные и слабые стороны ФНС
Если компания подает иск в суд на Налоговую Службу, шансы на удачный исход дела во многом будет зависеть от степени «объективной правоты» истца. В том случае, если организация игнорировала предписания ФНС, прямо нарушала законодательство, а также распоряжения, которые выпускал Фискальный орган, в силу «незнания», то даже самый опытный адвокат будет не способен что-либо сделать. Сильной стороной Налоговой Службы является сам факт того, что это – один из ключевых органов государственного управления, который вносит основополагающий вклад в формирование бюджета страны. Судебная система – также является рычагом государственного управления. Имея на руках неопровержимые доказательства виновности юридического лица, дело будет закрыто достаточно быстро. Если говорить о слабых сторонах ФНС, то здесь нелишним будет сказать пару слов о той политике, которой следует орган в адрес отечественного предпринимательства. А именно потребность в «накопительстве», сборе максимального количества финансовых отчислений (в том числе штрафов и пеней) могут иметь существенные расхождения с той нормативной базой, на которую ссылается компания, отстаивая свои интересы. Среди наиболее «выигрышных» исков является те, где в основе конфликта лежат вычеты по НДС. В ходе налоговой проверки инспекторы могут «заподозрить» организацию в том, что она имеет дело с «фирмами однодневками», что позволяет ей «выкачивать» из бюджета компенсацию за уплату налога на добавленную стоимость. На этом этапе опытный юрист может проявить себя в полной мере, доказав, что организация сотрудничает только с проверенными заказчиками и поставщиками, а также то, что она исправно платит налоги с корректно подсчитанной налоговой базы. Наличие неопровержимых доказательств с высокой долей вероятности позволит фирме «выйти сухой из воды», а также затребовать компенсацию морального и финансового ущерба, понесенного в ходе судебных разбирательств.
Как бы то ни было, но ощутимый «перевес» в сторону «победы» ФНС остается и, предполагаем, будет оставаться в будущем. Помимо всего прочего у сотрудников Налоговой Службы есть достаточно широкий инструментарий оценки каждого иска, который поступает к ним со стороны налогоплательщиков. В частности, существует Федеральный закон от 02.07.2013 № 153-ФЗ, предполагающий порядок решения конфликтных ситуаций еще в досудебной стадии. Если ФНС, оценив риски, приходит к выводу, что вероятность удовлетворения будущего иска велика, то она может самостоятельно решить все вопросы с налогоплательщиком, как говорится, «между собой», что хорошо как для Службы, так и для компании. Более того, сотрудники ФНС, если и оказываются в зале заседания суда, то с максимальной уверенностью в том, что все сложится в их пользу. Также в распоряжении Налоговой есть полный доступ к судебной практике, анализируя которую она также может оценить свои риски.
Если говорить другими словами, то с ФНС «бороться» можно и нужно только в том случае, если правота налогоплательщика очевидна – именно здесь и только здесь есть шансы на успех. Во всех остальных ситуаций, в том числе и спорных – лучше до суда дело не доводить. Скорее всего, проиграете.
На основании вышеизложенного анализа мы приходим к выводу, что текущая практика «выяснения отношений» в суде между налогоплательщиком и сотрудниками ФНС оставляет желать лучшего. Каких-то существенных шансов выиграть дело у коммерческих организаций практически не наблюдается. Вообще складывается такое впечатление, что ФНС иногда «намеренно» проигрывает дела, дабы не выглядеть совсем уж «неуязвимыми». Разумеется, это достаточно огульное убеждение, однако впечатление остается именно такое. Возможно, они (сотрудники ФНС) рассчитывают в заведомо проигрышных делах на некую «удачу», некомпетентность истца или ответчика, может быть, рассчитывают на свой статус ключевого государственного учреждения. Не понятно. Компаниям важно знать только одно: лишний раз с ФНС лучше «не ругаться» и идти в суд надо только в том случае, если все говорит о вашей правоте. В крайнем случае, вопрос может решиться в досудебном порядке.
Срок исковой давности по налогам физических лиц
Право требования появляется со дня обнаружения недоплаты.
Размер недоплаты |
Срок предъявления претензий |
От 500 руб. |
90 дней. |
До 500 руб. |
12 месяцев со дня просрочки. |