Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Что делать, если отказывают в приеме в детский сад?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
По закону место в детском саду обязаны дать после того, как ребёнку исполняется 3 года. До этого — при наличии мест в яслях. Как только ребёнку исполнилось 3 года, можно идти в Департамент образования и просить место. Они его обязательно найдут, поскольку закон на стороне родителей. Однако детский сад может быть в десятках километрах от дома. В федеральных законах нет привязки дошкольного образовательного учреждения к месту жительства.
Как писать заявление в прокуратуру?
Заявление в прокуратуру является официальным документом. Оно пишется тем родителем, который будет представлять интересы несовершеннолетнего.
В «шапке» документа указывается адрес проживания ребенка, ФИО его, и родителя. В теле документа необходимо в свободной форме изложить ситуацию. Будьте максимально точны. Начните с даты рождения, и момента постановки на учет в Комитете. Обязательно укажите, если заявление подавалось через сайт Госуслуги.
Это послужит дополнительным доказательством факта постановки на учет. Поясните, что Комитет не предоставляет место в садике, и не реагирует на устные запросы. Можно приложить копии письменных ответов на заявления, если они есть.
Ссылки на законодательство в таких документах не обязательны. Прокурорские работники его знают, и проведут проверку в соответствии с его требованиями. К документу прилагают копии паспорта, свидетельства о рождении, и других значимых документов по делу.
Какой способ является более эффективным?
Практика показывает, что обращение в органы прокуратуры по месту жительства с заявлением в свободной форме помогает решить проблему с садиком в течение месяца.
Право на бесплатный садик является основополагающим, и не может быть нарушено незаконными действиями работников детских садов и администраций муниципальных районов.
Что говорит закон об устройстве малышей в детские учреждения
Ссылаясь на этот указ, в первую очередь в детский сад начали принимать детей. которым уже исполнилось три года. А в некоторых регионах ясельные группы переоборудовали для детей старше 3-х лет.
Вот так. Молодые мамочки теперь могут сколько угодно обивать пороги детских садиков. Но если их малышу еще не исполнилось необходимого для зачисления в садик возраста, все попытки напрасны. Заведующая будет непреклонна, и на все мольбы станет отвечать, что возьмет ваше чадо в детский сад в 3 года. И ни днем, ни месяцем раньше. И хотя она руководствуется лишь Указом, переубедить ее не получится. Придется, видимо, идти на поклон к няне, услуги которой ощутимо ударят по карману.
Говоря о законодательстве, нелишним будет упомянуть закон «Об образовании в Российской Федерации». Его новая редакция уже действует, начиная с декабря 2015 года. И что же мы читаем в этом законе? Вот выдержка из его шестьдесят седьмой статьи: «Получение дошкольного образования в образовательных организациях может начинаться по достижении детьми возраста ДВУХ МЕСЯЦЕВ.». Да-да, с двух месяцев, а вовсе не с трех лет! Кажется, выход найден. Стоит попробовать пристроить малыша, следуя букве закона.
Написать жалобу на отказ в приеме ребенка в детский сад
- реквизиты ведомства, куда обращается заявитель (если документ подается конкретному лицу, следует написать его ФИО и должность);
- персональные данные, адрес и контактный телефон заявителя (эти сведения будут использоваться для предоставления ответа по факту рассмотрения);
- номер и адрес детского сада;
- было ли подано заявление на постановку на учет, какой номер был присвоен;
- причина отказа (было ли получено письменное решение администрации);
- с каким должностным лицом предпринималась попытка урегулировать ситуацию, какие договоренности были достигнуты;
- ссылка на законодательные акты, которые были нарушены администрацией детского сада;
- перечень требований: рассмотреть обращение по существу, провести проверку по озвученным фактам, принять меры и сообщить о полученном результате;
- опись приложенных документов (при наличии);
- дата, подпись.
Вопрос: Отец дочери – военнослужащий по контракту. Но в саду нашего поселка нам отказали в принятии, ссылаясь на то, что нет свободных мест. Предлагают другое место, но туда надо ездить. Обращалась в департамент дошкольного образования, мне сказали, что мест действительно нет и решать проблему они не будут. Что делать?
Чтобы сообщить о возможном нарушении и добиться проведения проверки, лучше обратиться в Департамент школьного образования. Но если в ходе общения с заведующей прозвучала информация, что место можно получить за определенную плату, следует обратиться в Прокуратуру.
В таких обстоятельствах в первую очередь следует обратиться за разъяснениями к заведующей ДОУ. Независимо от того, какую причину отсутствия свободных мест она озвучит, необходимо потребовать письменный отказ, который станет основанием для обжалования решения администрации в других инстанциях.
Ребенка не взяли в детский сад: что делать и куда жаловаться
Судебная практика по спорам о местах в детские сады развивалась по двум направлениям. Одни суды соглашались с требованиями возмущенных родителей и удовлетворяли иски, обязывая администрации муниципальных образований и дошкольные учреждения принять малыша в детский коллектив. Другие суды поддерживали доводы учреждений, отказывая в исках. Так или иначе, но судебные решения в пользу мам и пап на практике становились неисполнимыми, поскольку мест в детские учреждения объективно не было, и предоставление ребенку путевки вне очереди нарушило бы права других детей.
- Родители пишут заявление, указывая о необходимости предоставления места в садике;
- В порядке очереди Комитет заключает договоры с родителями;
- Когда подходит очередь, Комитет уведомляет родителей о необходимости пройти медкомиссию для садика;
- Основанием к заключению договора является допуск ребенка медицинской комиссией.
- Пошаговая инструкция получения путевки.
- Заявление можно написать онлайн через систему Госуслуги.
- Потребуется скан свидетельства о рождении ребенка, и паспорта того родителя, который прописан в муниципальном районе по месту обращения за путевкой.
- Пошаговая инструкция получения путевки в сад на портале Госуслуг.
Первое, что нужно сделать родителям, это обратиться в комиссию по укомплектованию детей в детские сады, которые работают на базе районных или городских администраций. Там ведется учет всех детей, которые стоят в очереди на получение места. Чем раньше там зарегистрироваться, тем больше вероятность, что специалисты подыщут для ребенка место точно в срок.
- Копия паспорта/паспортов родителей. Обязательно сделайте копию листа с пропиской.
- Справку о составе семьи. Ее выдают в администрации.
- Копия свидетельства о рождении ребенка/детей.
- Справка с больницы о том, что ребенок может быть зачислен в детский сад и допущен к контакту с другими детьми.
- Копия медицинского полиса ребенка/детей.
- Карта прививок, которые были сделаны ребенку. Оформляется по форме №63.
- Медицинская карта ребенка. Оформляется по форме 026.
- Копия сберкнижки или выписка со счета в банке, если будете оформлять компенсацию.
- Бумаги, подтверждающие льготу на поступление ребенка в ДОУ. Например, это может быть справка из соцзащиты, удостоверение многодетной семьи или справка, подтверждающая статус матери-одиночки.
Профилактика инфекционных заболеваний осуществляется согласно федерального закона № 157-ФЗ от 17.09.1998. Статья 5 предоставляет родителю право вообще не прививать свое чадо. Соответствующее решение должно иметь письменную форму. Следовательно, любой отказ в приеме в детский сад ребенка без прививок будет неправомерен.
Лайфхаки от психолога
Вот советы от Екатерины, как психологически облегчить для ребенка период адаптации.
- Дать «кусочек мамы». Это какой-либо предмет от мамы, чтобы ребенку было не так тоскливо: например, платочек, пахнущей ее духами, или другая безопасная для малышей вещь.
- Ввести ритуалы встреч и прощания. Это может быть общий жест или волшебная фраза, особое рукопожатие или объятие. Главное — договориться с ребенком, что отныне вы будете так встречаться и прощаться. Такие вещи помогают детям переключаться.
- Оставить игрушку на ночь в саду. А утром сказать: в садике нас ждет зайчик, ему, наверное, грустно без нас, пойдем его заберем.
Всех этих утренних «концертов» можно избежать, если своевременно подготовить ребёнка к детскому саду.
Во-первых, 100 раз подумайте, прежде чем отдавать кроху, которому ещё не исполнилось 3 лет. Маму, которая побыстрее хочет выйти на работу, понять можно. Но стоит ли карьера детских истерик? Найдите возможность, чтобы этот период он воспитывался дома.
Во-вторых, следует создавать у ребёнка только положительный образ детского сада. Если в гости будет приходить мальчик постарше и рассказывать ужасы, которые творятся у них в группе (все кричат, бегают, дерутся, отбирают игрушки), малыш испугается и на подсознательном уровне потом не захочет ходить в такой бедлам. Читайте ему сказки о том, как весело и хорошо там играют детки.
В-третьих, психически здоровый, адекватный, развитый по годам ребёнок не будет устраивать истерик. Поэтому с самого детства он должен расти в благоприятной семейной атмосфере, чувствовать любовь и поддержку своих родителей. Если имеется психотравма, занижена самооценка, есть какие-то отклонения, лучше ещё до детского сада показать малыша профильным специалистам и придерживаться их рекомендаций.
В-четвёртых, как только ребёнок встал на ножки и пошёл, ему надо прививать коммуникативный навык. Обеспечьте ему общение со сверстниками: на детской площадке, во время прогулок, в гостях. Научите общаться со взрослыми — уважительно, но без всякого страха. В дальнейшем этот опыт поможет ему быстро адаптироваться в детском саду. Наладив контакт с остальными детками и воспитательницей, он будет с радостью ходить к ним каждое утро без слёз и криков.
Нельзя пускать ситуацию на самотёк. Некоторые родители, у которых и так много забот, стараются не обращать на это внимания, дескать, всё само пройдёт. Результатом такого отношения становятся неврозы в сопровождении заикания, энуреза, отставания в развитии, различных поведенческих расстройств. Не уходите от проблемы — чем быстрее вы её решите, тем скорее в вашей семье настанут мир и спокойствие.
Коррекционная работа и лечение при задержке речи
В первую очередь устраняется влияние внешних факторов, вызвавших задержку речевого развития. Например, если поводом послужила неблагоприятная социально-педагогическая обстановка, необходимо создать ребенку все условия для стимуляции речи: показывать, как правильно произносить слова, проговаривать все, что происходит с ребенком и вокруг него, подобрать подходящий дидактический материал и регулярно заниматься.
Если причиной стало заболевание или поражение мозга, то невролог назначает подходящее лечение, включающее в себя логопедический и другие виды массажа, прием ноотропов, магнитотерапию и прочее.
Совместно с лечением и обучением потребуются занятия с нейропсихологом, логопедом-дефектологом, преподавателями ЛФК. Отдельное внимание следует уделить стимуляции мелкой моторики (пальчиковым играм, лепке из твердого пластилина, вырезанию из бумаги), физкультурным упражнениям (бассейн, гимнастика) и дидактическим играм (тематические лото, логопедические карточки и кубики).
Что делать чтобы получить путевку в детский сад
Под всеми постами всегда находятся те, кто говорит, что жаловаться бесполезно. Некоторые мамы даже с работы готовы уволиться, т.к. ребенка в сад не берут. Но я ни разу не слышала, чтоб кто-то из них дошел до суда или хотя бы с письменными жалобами до уровня региональных министерств.
Итак, что делать?
- Приходим в районный отдел образования в любой момент года и возраста ребенка и просим путевку.
- Если вам не дают путевку – просим письменный отказ с указанием места в очереди, с просьбой разъяснить кто перед вами в очереди, почему вас сдвигают назад/очередь не движется и т.п. Не дают – письменный запрос о том же самом.
- Поверьте, ни один ответ об отсутствии прописки, недостижении ребенком трех лет или тот факт, что на дворе не сентябрь, не останутся без внимания в вышестоящих инстанциях. А чаще всего – вам реально этот ответ в районном отделе не дадут, потому что он незаконный 30 дней тишины – и вот вам повод для похода в прокуратуру.
- Кто у нас заседает в Департаменте? Учителя наши дорогие, любимые, опытные и заслуженные. А в районных отделах? Методисты, секретари и т.п. Они все мало знают о законах, не должны по определению – они учат детей в школе, дают образование, организовывают процесс. Со знанием законов это никак не связано.
Поэтому не ругайтесь с ними, не удается решить на этих уровнях – идите выше или сворачивайте в суд и прокуратуру. - Будьте активными, не ждите, что вас пригласят в сад. Отстаивайте свои права и права своих детей!
Причины отказа в приеме ребенка в детский сад
Поставить ребенка в очередь в детский сад не сложно, однако на практике это не дает гарантии дальнейшего получения места в саду.
Важно! По закону России, точнее по статье 43 Конституции России, каждый ребенок имеет право на бесплатное обучение в муниципальном детском саду.
Также есть некоторые Федеральные законы, законные акты, по которым у каждого ребенка есть право на место в детском садике. Например, в Семейном кодексе прописано, что родители имеют право выбрать сами для своего ребенка образовательное учреждение и форму получения образования.
Также есть приказ от Министерства образования и науки о том, что принимают ребенка в дошкольное учреждение по заявлению родителей целью обучения ребенка в возрасте до семи лет, при этом ребенок должен пройти медицинское обследование.
Анализируя вышеперечисленное, можно сказать, в России есть только две причины для отказа родителям в приеме ребенка в детский сад:
- ребенок не подходит по возрастным параметрам, например, старше семи лет;
- есть противопоказания по состоянию здоровья ребенка.
Если у ребенка есть отклонения в состоянии здоровья, или это особый ребенок, то должны быть специальные образовательные учреждения.
Российская Федерация это правовое государство, поэтому есть механизмы, которые дают возможность добиться того, чтобы ребенка взяли в детский сад.
Как формируется и движется очередь
Проведя запись в детский сад через МФЦ, важно понимать, что очередь состоит из двух групп – лиц, имеющих льготы и обычных граждан. Половина имеющихся мест принадлежит внеочередникам и первоочередникам, а вторая половина – гражданам без привилегий.
Распределение мест в ДОУ осуществляется согласно Федеральному закону №273 от 2012 года.
Внеочередники – это:
- дети-инвалиды;
- дети лиц, пострадавших в результате аварии на ЧАЭС;
- сироты;
- дети прокуроров, судей, представителей силовых структур и военных ведомств.
Первоочередники являются более широкой группой, включающей:
- малышей из многодетных семей;
- малообеспеченных;
- имеющих родителей-инвалидов;
- беженцев;
- детей пожарных, таможенников, полицейских.
Подавать документы на очередь можно сразу в три детских сада. Один вариант будет основным, два других— запасными. На скорость продвижения в очереди влияют наличие свободных мест, количество льготников, возраст малыша, дата подачи заявки, наличие прописки в регионе. Если вы заметите, что сместились в очереди вниз, значит в этот сад были поданы заявки от льготных категорий граждан.
Имеет ли право заведующий садиком отказать родителям в поступлении непривитого ребенка?
Ответственность за жизнь и здоровье детей целиком лежит на родителях, только они могут решать, делать прививку или нет. Отказ от вакцинации официально не является причиной для того, чтобы ребенка не приняли в детское дошкольное учреждение. Об этом гласит федеральный закон №157 «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней». В нем значится, что гражданин Российской Федерации вправе отказаться от вакцинации в случае, если он является несовершеннолетним, решение принимается за него одним из родителей.
Если родители отказались от вакцинации и имеют на руках необходимые документы, можно смело отстаивать свои права в детском дошкольном учреждении. Когда заведующий не хочет взять нового воспитанника и требует предоставить сертификат о прививках ребенка с отметками о вакцинации, можно ссылаться на закон и предоставить бумаги.
В связи с этим сотрудники дошкольных учреждений не могут не устроить непривитого ребенка. Исключение составляют только случаи массовых заболеваний или эпидемий, но и эти меры временные.
Законодательная сторона вопроса
Закон гласит: не взять непривитого малыша в детское учреждение могут только при вспышке инфекционного заболевания. Запрет посещать детский сад будет временным. Факт эпидемии подтверждается Роспотребнадзором. Слов заведующего недостаточно.
Конституция РФ (статья 43) гарантирует общедоступность дошкольного образования.
Кроме того, есть несколько других законодательных норм:
- Статья 26 Всеобщей Декларации Прав Человека. Каждый гражданин имеет право на образование.
- Закон РФ «Об образовании» (статья 5 часть 1). Каждый гражданин страны имеет право получить образование, независимо от пола, состояния здоровья, ряда других факторов. Соответственно, отсутствие прививок не повод для отказа.
- Основы законодательства РФ об охране здоровья» (статья 32, статья 33). Каждый гражданин имеет право отказаться от медицинского вмешательства.
- Закон РФ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» (статья 5 и статья 11). Право на отказ от иммунизации, проведение вакцинации с согласия родителей.
Зная букву закона, намного легче устроить в сад непривитое чадо.
Учащение заболеваний нормально при посещении садика.
- Малыш сталкивается с большим числом вирусов.
- Возможны психосоматические реакции, когда ребёнок не хочет ходить в садик и неосознанно заболевает.
- Также может наблюдаться регресс, который проявляется в формах поведения, присущих более раннему возрасту. Как, например, просьбы покормить дочку. Здесь прослеживается такая связь: «маленькие не ходят в садик, я маленькая, значит, я не буду ходить в садик». Возможно, вы обсуждали, что она уже большая девочка и будет ходить в садик. Сейчас не стоит настаивать и заставлять её всегда есть, иногда лучше и покормить девочку. Небольшие уступки со стороны родителей нормальны.
Дети – самые великие на свете консерваторы. Это только на первый взгляд кажется, что они постоянно стремятся к новым приключениям и впечатлениям. На самом деле привычный ритм, когда они совершенно точно знают, как одно событие сменяет другое, – это порядок и спокойствие в их жизни. А тут – мама с утра отводит к незнакомой тете, где, кроме тебя, любимого, оказывается, еще куча других детей, бросает там на произвол судьбы и неизвестно, свидишься ли с ней еще когда-нибудь. В саду же все чужое – и, наверное, поэтому враждебное.
Выход
Постепенно приучайте малыша к смене режима. Если он привык поздно ложиться и поздно вставать, придется аккуратно перевести кроху на более ранний подъем. Это совершенно не страшно, смена режима происходит в течение 3-4 дней.
Когда резко меняется образ жизни, важно сохранить для ребенка «кусочек дома». Оптимальный вариант – если вы сможете договориться с заведующей и воспитательницей о том, что сможете присутствовать в группе вместе с ребенком в течение первой недели. Кстати, во многих детских садах практикуют такие договоры на вполне официальной основе, а в вальдорфских детских садах сами воспитатели настойчиво просят маму находиться в группе вместе с ребенком хотя бы в течение десяти дней.
Если же это по каким-то причинам невозможно, подумайте о какой-то приятной мелочи, которая будет напоминать вашему крохе о доме. Это может быть мягкая игрушка (с ней так приятно вместе засыпать!), привычная еда в небольшом контейнере (желательно, не очень пачкающая – подойдет морковка или яблоко). Или, возможно, вам захочется сделать для своего малыша талисман удачи – например, небольшую плоскую игрушку, которую можно всегда носить в кармашке или на шнурке. Когда ее маленький хозяин загрустит, пусть он вспомнит о «волшебном талисмане», и тот непременно поможет справиться с невеселыми мыслями.
Иногда бывает так, что ребенок по каким-то причинам не вписывается в детский коллектив, продолжая держаться особняком. Это может быть индивидуальная особенность – просто у каждого ребенка разные потребности в общении, кому-то нужно общаться больше, кому-то обходиться минимумом «деловых связей». Но если ваш ребенок в течение года так и не занял в детской группе свою нишу, провел все это время как бы «за стеклянной стеной», лишь наблюдая за детской жизнью, стоит обратиться к психологу – это может говорить об аутистических особенностях характера.
Выход
Если ребенку трудно подружиться со сверстниками, придется, как всегда, брать дело в свои руки. Старайтесь постепенно расширять круг общения (как свой, так и детский). Понаблюдайте, кто из одногруппников наиболее симпатичен вашему ребенку, и попробуйте подружиться с его родителями. Чаще приглашайте их в гости. Возможно, поначалу, вам придется самой активно участвовать в их играх для того, чтобы ваш «дикаренок» постепенно и сам мог в них включиться.
Еще один важный момент переходного периода – приучить малыша к мысли о том, что далеко не всегда только с мамой ему может быть комфортно и интересно. Попросите папу или бабушку в ваше отсутствие придумать с ребенком увлекательную игру. Неплохой вариант – студия раннего развития, где дети постепенно вливаются в детский коллектив, не теряя при этом связи с мамой. Другие дети и их игры должны быть, с вашей точки зрения, весьма привлекательным и приятным занятием. Обращайте внимание малыша на то, как детям и весело интересно вместе, как здорово они играют.