Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Где учат на стюардессу в России?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Заработные платы в рассматриваемом секторе труда могут значительно разниться между собой, а минимальный и максимальный пределы охватывать довольно широкий диапазон. Размер заработной платы начисляется в зависимости от количества часов, проведенных в полете.
Федеральное агентство воздушного транспорта (Росавиация)
- Линейный пилот (самолет)
- Линейный пилот (вертолет)
- Коммерческий пилот (самолет)
- Коммерческий пилот (вертолет)
- Частный пилот (самолет)
- Частный пилот (вертолет)
- Бортпроводник
- Бортоператор
- Бортинженер
- Бортрадист
- Штурман
- Пилот сверхлегкого воздушного судна
- Федеральный закон от 19.03.1997 № 60-ФЗ «Воздушный кодекс Российской Федерации».
- Постановление Правительства Российской Федерации от 06.08.2013 № 670 «Об утверждении Правил проведения проверки соответствия лиц, претендующих на получение свидетельств, позволяющих выполнять функции членов экипажа гражданского воздушного судна, сотрудников по обеспечению полетов гражданской авиации, функции по техническому обслуживанию воздушных судов и диспетчерскому обслуживанию воздушного движения, требованиям федеральных авиационных правил, а также выдачи таких свидетельств лицам из числа специалистов авиационного персонала гражданской авиации».
- Приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 10.02.2014 № 32 «Об утверждении Федеральных авиационных правил «Требования, предъявляемые к оформлению и форме свидетельств авиационного персонала гражданской авиации».
- Приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 22.10.2014 № 298 «Об утверждении Административного регламента Федерального агентства воздушного транспорта предоставления государственной услуги по выдаче свидетельств лицам из числа специалистов авиационного персонала гражданской авиации, допускаемым к выполнению функции членов экипажа гражданского воздушного судна, сотрудников по обеспечению полетов гражданской авиации, функции по техническому обслуживанию воздушных судов и диспетчерскому обслуживанию воздушного движения».
- Приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 12.09.2008 № 147 «Об утверждении Федеральных авиационных правил «Требования к членам экипажа воздушных судов, специалистам по техническому обслуживанию воздушных судов и сотрудникам по обеспечению полетов (полетным диспетчерам) гражданской авиации».
- Приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 31.07.2009 № 128 «Об утверждении Федеральных авиационных правил «Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации».
Особенности профессии бортпроводника
Профессия стюарда/ стюардессы подразумевает очень интересную, с множеством положительных моментов, но в то же время нелегкую работу.
Среди плюсов можно назвать:
- Возможность увидеть мир и побывать в разных уголках планеты, не тратясь на билеты;
- Достойная заработная плата с социальным пакетом, предусмотренными льготами, путевками и отпуском в 45 дней;
- Ранний выход на пенсию – в 45 лет.
Основные минусы относятся к проблемам со здоровьем:
- Сильные физические нагрузки;
- Регулярное изменение временных поясов и климата (поэтому им дается время на акклиматизацию после сложных перелетов).
- Нагрузка на нервную систему: стюарды и стюардессы несут ответственность за всё происходящее на борту самолета.
Зарплата бортпроводника в России
Заработные платы в рассматриваемом секторе труда могут значительно разниться между собой, а минимальный и максимальный пределы охватывать довольно широкий диапазон. Размер заработной платы начисляется в зависимости от количества часов, проведенных в полете.
Ежемесячная зарплата стюардессы, которая только начала познавать азы романтической профессии, как правило, колеблется от 15 до 20 тысяч рублей. Постепенно, в зависимости от качества трудовой деятельности, приобретенных навыков и опыта размер заработной платы увеличивается и может достигать 50-60 тысяч. Труд высококвалифицированных сотрудников авиакомпании оценивается от 80 до 100 тысяч рублей ежемесячно. Кроме того, за добросовестное и качественное выполнение работы предусмотрены дополнительные выплаты и надбавки к основной зарплате.
Что нужно, чтобы стать стюардессой? Не существует стопроцентного варианта правильного ответа, и тем не менее внешность имеет хоть и не решающее, но очень важное значение. Чаще всего авиалинии отбирают девушек возрастом от восемнадцати до двадцати пяти лет с таким ростом, чтобы было удобно дотягиваться до багажной полки (то есть не ниже 165 сантиметров)
Кроме того, внешность девушки должна быть миловидной. Вас не возьмут в бортпроводницы, если у вас есть татуировки на видном месте, пирсинг на лице, даже крупные родинки или Может помешать вам стать бортпроводницей короткая мальчишеская стрижка или очень яркий окрас волос неестественного цвета. Не приветствуется татуаж. Отдельно нужно сказать о весе. Так, предпочтение отдается хрупким девушкам до 60 килограмм. Авиалинии просто не шьют униформу больших размеров, а кроме того, стюардессе с пышными формами будет тесно перемещаться между рядами в эконом-классе.
У данной профессии, как и любой другой, имеются свои достоинства и недостатки:
Плюсы:
- Возможность увидеть мир.
- Бортпроводникам и их семьям предоставляется 50% скидка на авиабилеты.
- Высокая заработная плата.
- Возможность практиковать языки с их носителями.
Минусы:
- Быстрое ухудшение здоровья.
- Ненормированный график.
- Отсутствие личной жизни или проблемы в ней.
- Ранний уход на пенсию.
Как видно, стать стюардессой не так сложно, как представляется на первый взгляд. Если вы соответствуете первоначальным требованиям, выдвигаемым авиакомпаниями, то вы уже на пути к успеху. Главное преданность своему выбору и упорство.
Как проходит конкурсный отбор в Школу стюардесс
Претендентки на зачисление в Школу стюардесс проходят достаточно жесткий конкурсный отбор, состоящий из трех этапов:
- Собеседование – приемная комиссия оценивает внешность, манеру разговора и общения с незнакомыми людьми. Поэтому желательно тщательно продумать свой образ (лучше выбрать одежду, максимально приближенную к форме стюардесс, и сделать соответствующий макияж и прическу) и отрепетировать дома свой рассказ-самопрезентацию.
- Медкомиссия – в ходе врачебно-летной экспертной комиссии (именно так в авиации называется медкомиссия) проверяются не только базовые показатели (зрение, состояние внутренних органов или слух), но и устойчивость к турбулентности, физическим нагрузкам и т.д.
- Общение с психологом – основная цель – составление психологического портрета будущей стюардессы и оценка ее эмоциональной пригодности и стрессоустойчивости. Для этого психолог использует такие методы как тестирование и ролевые игры, моделирующие различные критические ситуации, которые могут возникнуть во время полета.
Как устроиться на работу. Карьера и перспективы.
Иерархия в этой профессии такова: начав с бортпроводника III класса, последовательно через II и I классы можно стать сначала инструктором, а затем – начальником службы. Большинство стюардесс достигают максимально I класса.
Трудоустроиться легко, особенно если вы проходите полное обучение при авиакомпании. От вас требуется знание минимум двух языков, среди которых английский, отсутствие проблем со здоровьем, привлекательная внешность и желательно – 45-й размер одежды. Стюардесса обязательно должна быть милой, приветливой и улыбчивой, миниатюрной девушкой. После успешного прохождения курсов вы гарантировано получите эту работу.
Если все же остались хоть малейшие сомнения, что профессия “Стюардесса” ваше призвание – не спешите. Ведь потом всю жизнь можно жалеть о потеряных годах на обучение и
работу по специальности, которая вам просто не подходит. Чтобы подобрать профессию в которой вы сможете максимально раскрыть свои таланты пройдите
онлайн-тест на профориентацию
или закажите консультацию “Карьерный вектор”.
Как проходит конкурсный отбор в Школу стюардесс
Претендентки на зачисление в Школу стюардесс проходят достаточно жесткий конкурсный отбор, состоящий из трех этапов:
- Собеседование – приемная комиссия оценивает внешность, манеру разговора и общения с незнакомыми людьми. Поэтому желательно тщательно продумать свой образ (лучше выбрать одежду, максимально приближенную к форме стюардесс, и сделать соответствующий макияж и прическу) и отрепетировать дома свой рассказ-самопрезентацию.
- Медкомиссия – в ходе врачебно-летной экспертной комиссии (именно так в авиации называется медкомиссия) проверяются не только базовые показатели (зрение, состояние внутренних органов или слух), но и устойчивость к турбулентности, физическим нагрузкам и т.д.
- Общение с психологом – основная цель – составление психологического портрета будущей стюардессы и оценка ее эмоциональной пригодности и стрессоустойчивости. Для этого психолог использует такие методы как тестирование и ролевые игры, моделирующие различные критические ситуации, которые могут возникнуть во время полета.
Как и где получить удостоверение бортпроводника?
Окончание учебных курсов не обозначает, что уже можно собирать чемоданы и лететь в качестве стюардессы в Эмираты. Для этого нужно сдать экзамен и отлетать с инструктором 30 учебных часов. После этого, с низкого, 3 класса, стюардесса начинает свою работу. От количества часов, проведенных в воздухе, и класса зависит размер оплаты труда – для 2 класса нужно отработать больше 2000 часов, для 1-го – 3000. На заработную плату влияют и выбор авиакомпании, и география полетов.
Получается, что работа стюардессой – это не сказочный сюжет из фильма и не привилегия для избранных. Эта профессия открыта для многих, стоит только решиться и приложить немного сил.
«Есть два способа попасть в бортпроводники (слово «стюардесса» у нас не очень жалуют). Первый — пойти самостоятельно на курсы и отучиться за свои деньги, а уже потом со свидетельством бортпроводника можно идти на собеседования в разные компании. Плюс в том, что ты ни от кого не зависишь, но есть и минусы — можешь не подойти по каким-то внутренним требованиям (например, твоя внешность не понравится авиакомпании) или в тот момент, когда ты начинаешь искать вакансию, набор не ведется, и так ты можешь долго пытаться куда-нибудь трудоустроиться.
Второй путь — сразу идти в авиакомпанию на собеседование. Если ты проходишь конкурсный отбор и комиссию ВЛЭК, то тебя отправляют на курсы от авиакомпании и даже платят небольшую стипендию. Плюс в том, что ты не тратишь деньги на курсы, все оплачивает авиакомпания, и ты гарантированно трудоустроен. Но за это ты подписываешь с авиакомпанией контракт на 2 года, и в случае увольнения должен выплатить определенную сумму денег (у «Аэрофлота» самые дорогие расценки).
Я выбрала второй путь. И да, меня не с первого раза взяли, для этого я обошла три авиакомпании. А потом было два месяца обучения с утра до вечера в собственном тренинг-центре авиакомпании. Предметов было много: медицина, авиационная безопасность, технология обслуживания пассажиров, перевозка опасных грузов, человеческий фактор в авиации и много всего разного. Больше всего часов было посвящено авиационной безопасности: как потушить пожар, алгоритм действий в разгерметизации, аварийная посадка — все должно быть отработано до малейших деталей, чтобы, если уж тебе придется применять эти навыки, ты смог все сделать четко и быстро.
Сейчас на экранах показывают фильм «Гудзон», там очень хорошо показана сама ситуация в воздухе: у летчиков что-то случилось, сообщений из кабины не поступает, и порой задача бортпроводников — в ситуации полного неведения (а отвлекать летчиков нельзя — они могут принимать решение, вести связь с диспетчерами, пытаться понять, что происходит именно в эту самую минуту) успокоить пассажиров и приготовиться ко всем возможным сценариям. Лишь за несколько минут до посадки на воду командир им дал команду по громкой связи. Аварийные команды мы должны знать даже лучше, чем алфавит, потому что в случае паники и шока ты должен грамотно управлять пассажирским потоком, и еще открыть в своей зоне ответственности аварийный трап.
«Почему я пошла в стюардессы? Надоела рутина, захотелось чего-то совсем отличающегося, не хотелось ходить на работу каждый день. Ну и плюс, моя семья тесно связана с авиацией: мои дедушка и дядя — летчики, а бабушка и мама сидели в службе в аэропорту, и самолетики я помню с детства. Конечно, между представлениями о профессии и реальностью существует разница. Говоря о стюардессе, люди обычно представляют себе улыбающуюся красотку, проходящую по салону, как по подиуму.
В реальности же ты сильно устаешь физически. Сегодня тебе надо лететь в ночь в Новосибирск разворотным рейсом (туда и обратно), и понятно, что когда у тебя биологическая ночь, то что бы ты ни делал, организм в 3-4 утра хочет только спать, а не ходить по салону с соками и тем более отвечать на вопросы, которые зачастую никак не связаны с твоей зоной ответственности. Например, почему у нас на борту нет АиФа? И почему нет рыбы? Таких вопросов за рейс может накопиться несколько десятков. Ты прилетаешь, еле добираешься до дома, где падаешь мертвым телом на кровать и спишь, а завтра тебе надо приехать в аэропорт в 6 утра на рейс в Питер. И надо умудриться после ночного перелета выспаться, потом уснуть в ночь, чтобы встать рано и еще прекрасно выглядеть — ты же лицо авиакомпании!
Некоторые не выдерживают ненормированного графика и, что уж скрывать, пассажиров. Работать с людьми непросто. Но те, кто остаются и летают, по-настоящему любят свою работу. Каждый рейс — отдельная история, каждый раз — новые люди, иногда на предполетном брифинге ты знакомишься со всей бригадой, потому что видишь всех первый раз. Несколько раз меня ставили на рейс с очень интересными и позитивными людьми, которые поддерживали друг друга, шутили с пассажирами, и все проходило так легко и задорно, что после рейса не хотелось расходиться.
И если ты готов мириться с минусами профессии, то бонусы будут приятно радовать: это и большой отпуск, и путешествия за счет командировок и корпоративных тарифов, и свободное время по будням, когда без очереди можешь посмотреть Айвазовского».
Часто задаваемые вопросы
Будущих стюардесс обучают оказанию первой помощи, правилам поведения в чрезвычайных ситуациях, обслуживанию пассажиров. Стюардессы могут даже принять роды или успокоить буйного пассажира. Также девушек обучают наносить сдержанный макияж и делать прическу, а также носить форму.
Обучение проходит с использованием самолетов-стимуляторов. В конце курса сдается экзамен, часть которого – моделирование крушения самолета со спуском экипажа в бассейн с холодной водой. Сколько учиться на стюардессу, зависит от авиакомпании, но, как правило, от четырех до семи недель.
«Аэрофлот» – одна из самых желанных компаний-работодателей для стюардесс. Во-первых, здесь зарплата бортпроводников выше, чем в других авиакомпаниях. Во-вторых, работать в «Аэрофлоте» престижно, так как это очень уважаемая организация. В-третьих, импонирует огромное количество международных рейсов. Что нужно, чтобы стать стюардессой именно в этой компании:
- среднее образование;
- для тех, у кого нет опыта, верхняя возрастная граница – 26 лет, опытные стюардессы могут попытать счастья в «Аэрофлоте» и в старшем возрасте;
- рост от 160 до 175 см;
- размер одежды до 48-го;
- хороший уровень английского языка;
- гражданство Российской Федерации;
- регистрация в Москве или Московской области;
Подробно узнать, как стать стюардессой «Аэрофлота», можно на сайте авиакомпании. Если вы соответствуете всем их требованиям, то можно смело заполнять размещенную здесь же анкету, которую обязательно нужно сопровождать хорошей фотографией с аккуратным дневным макияжем и прической.
Претендентов собеседует специальная комиссия. Если после интервью и тестирования принимается решение в пользу кандидата, претендент направляется на прохождение врачебно-летной экспертной комиссии.
На основании результатов этой комиссии и результатов собеседования соискатель зачисляется на позицию бортпроводника-стажера и направляется в Авиационную школу «Аэрофлота» для обучения и дальнейшей стажировки.
Обучение на бортпроводника делится на практическую и теоретическую часть. Больше всего будет теории. Вам расскажут об основных видах самолетов, об их устройстве и характеристиках, о правилах решения конфликтов на борту, использовании спасательного оборудования, научат оказывать медицинскую помощь и даже принимать роды. Стандартное обучение проходит по программе:
- Аварийный и спасательный комплекс работ. Как проводить эвакуацию пассажиров, как успокоить их, как выбить или открыть заклинившую дверь.
- Водная подготовка. Как спасти пассажиров, если самолет упал в воду. Как организовать эвакуацию и как выжить в море.
- Основы визажа. Как опрятно выглядеть, как создать деловой и привлекательный образ.
- Экспресс-подготовка по английскому языку. Подразумевается, что вы уже знаете язык на достаточном уровне. Обучение будет сведено к изучению набора стандартных фраз, решению конфликтных ситуаций и т.д (порядка 90 часов занятий).
- Полноценная медицинская помощь. На это будет делаться сильный упор. Вы должны знать, как помочь человеку, которому стало плохо, у которого заболело сердце, началось кровотечение, поднялось давление и др.
- Сервис. Вы должны уметь обслуживать пассажиров по высшему разряду, улыбаясь даже самым вредным туристам.
Многие думают, что стюардессы — это своего рода официантки. Но это не так — именно они несут ответственность за пассажиров и их поведение в салоне.
Поэтому будьте готовы к тому, что вам придется успокаивать заносчивых туристов, укладывать выпивших, отвечать на сотни однообразных вопросов и потакать всем желаниям своих пассажиров.
Ответ №3Как стать стюардессой — на какие курсы пойти, в какую школу записаться? Из 100 желающих стать бортпроводниками-стюардами женщин и мужчин конкурсный отбор на курсы в школе стюардесс проходят лишь 30 человек в лучшем случае.
Куда следует обращаться
Итак, со списком основных требований эксперты читателей уже ознакомили. Теперь необходимо разобраться с тем, что следует делать, чтобы стать стюардессой.
Конечно же, в первую очередь нужно четко определиться с тем, в какую авиакомпанию страны возникло желание попасть. Эксперты советуют не зацикливаться на одной, ведь можно выбрать примерно 4-5, чтобы в последующем иметь возможность выбирать лучший вариант.
Определившись с компаниями, необходимо заняться изучением их требований, режимов работы, которых бывает несколько:
- перевозки на региональном уровне;
- чартерные перевозки;
- регулярные перевозки;
- перевозки по бюджетным линиям.
Как проходит конкурсный отбор в Школу стюардесс?
Претендентки на зачисление в Школу стюардесс проходят достаточно жесткий конкурсный отбор, состоящий из трех этапов:
- Собеседование – приемная комиссия оценивает внешность, манеру разговора и общения с незнакомыми людьми. Поэтому желательно тщательно продумать свой образ (лучше выбрать одежду, максимально приближенную к форме стюардесс, и сделать соответствующий макияж и прическу) и отрепетировать дома свой рассказ-самопрезентацию.
- Медкомиссия – в ходе врачебно-летной экспертной комиссии (именно так в авиации называется медкомиссия) проверяются не только базовые показатели (зрение, состояние внутренних органов или слух), но и устойчивость к турбулентности, физическим нагрузкам и т.д.
- Общение с психологом – основная цель – составление психологического портрета будущей стюардессы и оценка ее эмоциональной пригодности и стрессоустойчивости. Для этого психолог использует такие методы как тестирование и ролевые игры, моделирующие различные критические ситуации, которые могут возникнуть во время полета.
Основные требования к стюардессам
Разные компании-перевозчики выдвигают к своим будущим сотрудницам различные требования, но многие из них очень похожи. Перед тем как стать бортпроводником Аэрофлота, вам нужно узнать, какие требования предъявляет авиакомпания к кандидатам:
- Возраст от 18 до 26 лет.
- Законченное среднее или среднетехническое образование (предпочтения отдаются соискателям с высшим образованием).
- Отличное здоровье. У вас должно быть идеальное зрение, давление и различные анализы.
- Рост будущего бортпроводника должен находиться в пределах от 158 до 190 сантиметров. Главное требование — достать до верхней полки, которая находится на высоте в 212 см. Рост в этом диапазоне обусловлен тем, что низкая бортпроводница не сможет самостоятельно снять или положить чемодан на полку, а чересчур высокая будет постоянно нагибаться.
- У бортпроводницы должна быть красивая фигура (рост соответствовать весу). Обычное требование для девушек — 46 размер одежды, для юношей — 54.
- На теле у бортпроводницы не должно быть пирсинга или татуировок. Некоторые авиаперевозчики допускают различные отклонения по этой теме — не должно быть татуировок на видимой части тела либо татуировки на время полета можно заклеить пластырем телесного цвета. Но лучше, если их вообще нет, равно как и шрамов на лице — руках.
- Стюардесса должна уметь плавать. По окончании курсов состоится экзамен, на котором нужно будет проплыть минимум 25 метров.
- Полное отсутствие судимостей (даже условных и погашенных).
- Действующий загранпаспорт.
- Очень желателен опыт работы с клиентами (обслуживания клиентов). Некоторые авиаперевозчики требуют наличия подобного опыта не менее 2 лет.
- Хороший уровень владения английским языком (устный и письменный). Знание других языков — дополнительный бонус при трудоустройстве.
- Коммуникабельность, отсутствие дефектов речи, стрессоустойчивость, адекватность.
Плюсы и минусы работы стюардессой
Варикоз, проблемы с позвоночником, трудности при беременности — частые проблемы со здоровьем у стюардесс
Преимущества работы бортпроводницей:
- новые знакомства и впечатления;
- возможность часто путешествовать и привозить товары, не облагаемые таможенными пошлинами;
- ранний уход на пенсию — в среднем это возраст 45 лет (но при этом лётный стаж должен составлять 10 лет, а общий — не меньше 20 лет);
- скидки на авиабилеты.
Но есть и свои недостатки в этой профессии:
- проблемы со здоровьем, возникающие из-за частых перелётов, радиации, стрессов, нерегулярного сна и питания;
- ненормированный рабочий день,невозможность полноценно распоряжаться личным временем и строить планы;
- сравнительно невысокая заработная плата.
Романтизировать профессию стюардессы не стоит, так как в ней много своих подводных камней. Чтобы быть стюардессой и развиваться на этом поприще, нужно по-настоящему любить своё дело.
Дружелюбие – это прежде всего!
Как бортпроводник, ваша задача, чтобы люди чувствовали, что о них заботятся, что они в безопасности. Вы должны быть всегда доступны. Это не подлежит обсуждению. Это часть требований к работе. Конечно, это не всегда легко. Иногда вы будете истощены, нарушите смену часовых поясов, столкнетесь с личными проблемами или будете мириться с пассажирами, которые думают, что они — короли мира.
«Сложно вести себя дружелюбно, когда пассажиры не относятся к вам с уважением».
— слова бывшей бортпроводницы.
Эта карьера не для тех, чья цель — летать и служить людям. Эта карьера предназначена для тех, кому интересно познакомиться с различными культурами, людьми, странами и мировоззрениями — чтобы максимально использовать возможности, которые дает работа бортпроводником.