Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Вспомогательный персонал кто относится в науке». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Учебно-вспомогательный персонал в образовании – это сотрудники, которые предусмотрены штатным расписанием школы, института, университета или другого учреждения педагогической направленности, в чьи обязанности входит оказание помощи для улучшения эффективности получения знаний студентами либо учениками. В принципе, к этому критерию мы сможем отнести весь действующий состав учебного заведения, который осуществляет лишь косвенную поддержку при получении знаний. Ими могут стать лаборанты, инженеры по ремонту оборудования, а также работники для проведения хозяйственно-технических мероприятий.
Какие профессии относятся к вспомогательному персоналу
При отнесении затрат по начислению зарплаты и социальных платежей бухгалтера следует руководствоваться Положением о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг) и о порядке формирования финансовых результатов1.
Отчетность рекомендуется разделять на результаты труда основного и вспомогательного персонала. Иногда учет роли вспомогательного персонала в общих показателях работы организации вообще не имеет смысла.
В отдельных случаях, например, в образовательном сегменте, к АХП – административно-хозяйственному персоналу, могут быть отнесены и бухгалтера, а также кассиры. Деятельность вспомогательного персонала зачастую легко можно перенести на аутсорсинг либо нанять работников по договору оказания услуг. Содержать этих работников в штате не всегда рентабельно.
В соответствии со статьей 144 Трудового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1 (ч. I), ст. 3; N 30, ст. 3014, 3033; 2003, N 27 (ч. I), ст. 2700; 2004, N 18, ст. 1690; N 35, ст. 3607; 2005, N 1 (ч. I), ст. 27; N 19, ст. 1752; 2006, N 27, ст. 2878; N 52 (ч. I), ст. 5498; 2007, N 1 (ч.
Увп это персонал кто относится?
Какие должности относятся к вспомогательному персоналу учреждения культуры?
- работников инженерно-технических служб; ↯ Внимание! …
- младший обслуживающий персонал (дворники, уборщики помещений, гардеробщики, вахтеры);
- работников экспедиторской службы, включая водителей.
Поэтому работа в музее – это многогранная деятельность, которая включает в себя такие специальности или содержит довольно обширный список профессий с наиболее важными направлениями работы:
- историков;
- антропологов;
- педагогов;
- социологов;
- реставраторов;
- маркетологов;
- медиаторов;
- специалистов мультимедиа;
К специалистам относятся работники, занятые инженерно-техническими, экономическими и другими работами, в частности, агрономы, администраторы, бухгалтеры, геологи, диспетчеры, инженеры, инспекторы, корректоры, математики, механики, нормировщики, редакторы, ревизоры, психологи, социологи, техники, товароведы, физиологи, …
Перечень должностей работников, относимых к основному персоналу организаций культуры
- Заведующий музыкальной мастерской
- Заведующий фонотекой
- Заведующий отделом организации гастролей
- Заведующий отделом по работе со зрителем
- Начальник билетных касс
- Начальник макетно-поделочного цеха
- Начальник машинного цеха
К ним относятся работники жилищно-коммунального хозяйства, детских и медицинских учреждений, культурно-просветительных и т. п.
Административный персонал
Данная категория работников обеспечивает эффективное функционирование организации и решение определенных возникающих управленческих и технических вопросов.
Административный персонал, как правило, подразделяют на административно-управленческий, административно-хозяйственный и административно-технический. При этом каждая подкатегория может предусматривать классификацию работников на руководителей, специалистов и иных работников.
Перечень профессий и должностей, относящихся к административно-управленческому персоналу, не установлен. При этом он содержится в некоторых нормативных актах органов исполнительной власти (Примерный перечень, утв. Приказом Минтруда России от 14.10.2013 N 535н, Перечень, утв. Приказом Минкультуры России от 03.09.2020 N 1055, Примерный перечень, утв. Приказом Россельхознадзора от 16.06.2015 N 418).
В большинстве случаев к такому персоналу относят работников, осуществляющих общее руководство организацией, ее структурными подразделениями, которые принимают и реализуют решения по управлению внутренними процессами (производственными, технологическими и иными) в организации, занимаются подготовкой и обработкой правовой, финансовой, бухгалтерской, кадровой документации (руководители организаций, руководители структурных подразделений, заместители руководителей, специалисты бухгалтерии, кадров, юрисконсульты и т.п.) (п. 7 Положения об установлении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений, утв. Постановлением Правительства РФ от 05.08.2008 N 583, Методика расчета штатной численности государственных архивов на основе нормативов по труду, утв. Приказом Росархива от 14.01.2004 N 9 (далее — Методика N 9), п. 2 Методических рекомендаций, утв. Приказом Минкультуры России от 30.12.2015 N 3453).
К административно-хозяйственному персоналу относят работников, которые выполняют различные внутренние хозяйственные функции в рамках организации, в том числе хозяйственное обеспечение деятельности организации, внутреннее информирование в организации, эксплуатацию зданий, помещений, территорий и др. К данной категории персонала можно отнести такие должности, как заведующий складом, заведующий хозяйством, сметчик, кладовщик и т.д. (разд. I Типовых штатов, утв. Постановлением Секретариата ВЦСПС от 11.05.1990 N 7-22).
К административно-техническому персоналу относятся руководящие работники, на которых возложены обязанности по организации технического и оперативного обслуживания, проведения ремонтных, монтажных и наладочных работ (п. 3.4 Правил по охране труда при эксплуатации электроустановок, утв. Приказом Минтруда России от 24.07.2013 N 328н).
Перечень должностей работников, которые выполняют административно-технические функции, может включать: главного инженера, главного технолога, главного конструктора, главного механика, главного энергетика, начальника цеха, механика цеха, энергетика цеха, старшего мастера и др.
В вопросах правового регулирования деятельности административного персонала работодателем в ЛНА может быть утвержден свой порядок организации структуры кадров.
Как правило, к категории технического персонала относятся работники, которые по своим должностным обязанностям обеспечивают и обслуживают деятельность руководства и специалистов при выработке и реализации ими управленческих решений.
Должностные обязанности данной категории персонала связаны с исполнением вспомогательных функций: подготовки, оформления, контроля документов, технического и хозяйственного обслуживания. На практике к техническому персоналу относят уборщиков помещений, мойщиков, садовников, подсобных рабочих, секретарей и т.п.
Кроме того, к техническому персоналу относят инженерно-технических работников (далее — ИТР), имеющих высшее или среднее инженерно-техническое образование и осуществляющих организацию и (или) руководство производственным процессом в организации. Основанием отнесения работника к ИТР является занимаемая должность, для которой требуется квалификация инженера или техника.
Таким образом, работники, занимающие должности инженера, техника, агронома, относятся к ИТР независимо от того, имеют они высшее, среднее специальное образование или только практический опыт работы (Методика N 9).
Работодатель может отнести к ИТР следующих работников:
• работников научно-конструкторских и проектировочных отделов и бюро в организации, основной сферой деятельности которых является разработка чертежей и специализированной конструкторской документации;
• работников IT-сферы (системных администраторов, иных работников в сфере информационных технологий, которые работают непосредственно для обеспечения бесперебойной работы самой организации);
• технологов, то есть работников, которые занимаются описанием технологических процессов, а также разработкой технических документов.
Административный персонал
Данная категория работников обеспечивает эффективное функционирование организации и решение определенных возникающих управленческих и технических вопросов.
Административный персонал, как правило, подразделяют на административно-управленческий, административно-хозяйственный и административно-технический. При этом каждая подкатегория может предусматривать классификацию работников на руководителей, специалистов и иных работников.
Перечень профессий и должностей, относящихся к административно-управленческому персоналу, не установлен. При этом он содержится в некоторых нормативных актах органов исполнительной власти (Примерный перечень, утв. Приказом Минтруда России от 14.10.2013 N 535н, Перечень, утв. Приказом Минкультуры России от 03.09.2020 N 1055, Примерный перечень, утв. Приказом Россельхознадзора от 16.06.2015 N 418).
В большинстве случаев к такому персоналу относят работников, осуществляющих общее руководство организацией, ее структурными подразделениями, которые принимают и реализуют решения по управлению внутренними процессами (производственными, технологическими и иными) в организации, занимаются подготовкой и обработкой правовой, финансовой, бухгалтерской, кадровой документации (руководители организаций, руководители структурных подразделений, заместители руководителей, специалисты бухгалтерии, кадров, юрисконсульты и т.п.) (п. 7 Положения об установлении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений, утв. Постановлением Правительства РФ от 05.08.2008 N 583, Методика расчета штатной численности государственных архивов на основе нормативов по труду, утв. Приказом Росархива от 14.01.2004 N 9 (далее — Методика N 9), п. 2 Методических рекомендаций, утв. Приказом Минкультуры России от 30.12.2015 N 3453).
К административно-хозяйственному персоналу относят работников, которые выполняют различные внутренние хозяйственные функции в рамках организации, в том числе хозяйственное обеспечение деятельности организации, внутреннее информирование в организации, эксплуатацию зданий, помещений, территорий и др. К данной категории персонала можно отнести такие должности, как заведующий складом, заведующий хозяйством, сметчик, кладовщик и т.д. (разд. I Типовых штатов, утв. Постановлением Секретариата ВЦСПС от 11.05.1990 N 7-22).
К административно-техническому персоналу относятся руководящие работники, на которых возложены обязанности по организации технического и оперативного обслуживания, проведения ремонтных, монтажных и наладочных работ (п. 3.4 Правил по охране труда при эксплуатации электроустановок, утв. Приказом Минтруда России от 24.07.2013 N 328н).
Перечень должностей работников, которые выполняют административно-технические функции, может включать: главного инженера, главного технолога, главного конструктора, главного механика, главного энергетика, начальника цеха, механика цеха, энергетика цеха, старшего мастера и др.
В вопросах правового регулирования деятельности административного персонала работодателем в ЛНА может быть утвержден свой порядок организации структуры кадров.
К линейному персоналу относятся, в частности, лица (рабочие и служащие), обслуживающие линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), сети инженерно-технического обеспечения, трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии, иные подобные сооружения и объекты капитального строительства, обеспечивающие жизнедеятельность городов, отнесенных к группам по гражданской обороне, а также объектов, отнесенных к категориям по гражданской обороне (п. 3.4 ГОСТ Р 55201-2012, утв. Приказом Росстандарта от 26.11.2012 N 1193-ст).
Из приведенного определения следует, что к линейному персоналу можно отнести работников, имеющих квалификацию и обладающих определенными профессиональными навыками (например, электрики, слесари, операторы и т.п.), то есть те работники, которые находятся на начальных позициях и обеспечивают жизнедеятельность конкретных объектов.
Однако на практике к линейному персоналу работодатели, как правило, относят должности, не требующие особого опыта работы или квалификации. Это могут быть низкоквалифицированные специалисты, которые могут работать без применения специализированных знаний. Для освоения должностных обязанностей достаточно пройти вводный курс обучения и короткую стажировку. К этой категории можно отнести промоутеров, продавцов на торговых точках, операторов на телефоне и т.д.
Какие функции выполняет вспомогательный персонал?
Вспомогательный персонал – это особый элемент структуры кадров, обратить внимание на который необходимо каждому работодателю. Несколько простых аспектов работы подобных сотрудников могут помочь работодателям разрешить множество возможных проблем. В частности, обратить внимание не лишним будет на следующие особенности труда вспомогательных сотрудников:
В соответствии с пунктом 3 , утвержденной , и во исполнение пункта 5.5 , утвержденного , приказываю:1. Утвердить методические рекомендации по разработке органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления показателей эффективности деятельности подведомственных государственных (муниципальных) учреждений социального обслуживания населения, их руководителей и работников по видам учреждений и основным категориям работников (далее — методические рекомендации).2.
Департаменту демографической политики и социальной защиты населения (О.В.Самарина) давать разъяснения, связанные с применением методических рекомендаций.3. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации:разработать с учетом методических рекомендаций в июле 2013 года систему показателей эффективности деятельности учреждений, их руководителей и работников, включая
Рекомендуем прочесть: Березин 45 бригада спецназ вдв
Люди – наиболее важный элемент производительных сил и основной источник развития всей экономики. Их образование, мастерство, подготовка и мотивация – главные инструменты любого производства. Специалистами доказано, что существует определенная зависимость благосостояния людей и конкурентоспособности экономики от качества категории персонала предприятия и организации.
На формирование персонала предприятия оказывают влияние как внутренние (продукция, технология и организация производства), так и внешние (демографический процесс, моральные и юридические нормы общества, а также характер рынка труда) факторы. При этом вторые должны конкретизировать категории персонала в части параметров макроэкономического характера: численность трудоспособного (активного) населения, его общеобразовательный уровень, уровень занятости и потенциальный резерв рабочей силы. Также данными характеристиками определены качественные и количественные параметры ресурсов трудового характера.
Стр 4 из 4 9.1.
Руководитель учреждения формирует и утверждает штатное расписание учреждения в пределах фонда оплаты труда работников учреждения после согласования с начальником МКУ УО. 9.2. Штатное расписание учреждения включает в себя все должности специалистов, служащих, профессии рабочих данного учреждения. 9.3. Численный состав работников учреждения должен быть достаточным для гарантированного выполнения его функций, задач и объемов работ, установленных учредителем.
9.4. При формировании штатного расписания образовательных учреждений рекомендуется устанавливать численность основного персонала не менее 45 процентов от общей численности работников учреждения.
9.5. При формировании штатного расписания прочих учреждений, подведомственных Управлению образования Ковдорского района, рекомендуется устанавливать численность основного персонала не менее 70 процентов от общей численности работников учреждения.
Много субъектов хозяйствования помимо основной своей деятельности выполняют и функции, которые не соответствуют их главному назначению. Поэтому существуют такие категории производственного персонала: основной и неосновной деятельности. Например, к первой группе в промышленности относятся работники всех видов производств (основных, обслуживающих и вспомогательных), а также сотрудники научно-исследовательских отделов, заводоуправления, охраны, складов. Другими словами, все те, которые заняты любым способом в производстве либо непосредственном его обслуживании. Во вторую группу относится персонал, числящийся в структурах, находящихся на балансе субъекта хозяйствования, но не связанных с производством напрямую. Например, детские сады, ясли, жилищно-коммунальное хозяйство, поликлиники и ведомственные учебные заведения.
На какие категории делится персонал
Персонал
предприятия (кадры, трудовой коллектив) .
Промышленно-производственный
персонал и непромышленный персонал на
предприятии
Категории
промышленно-производственного персонала
Профессии,
специальности и уровень квалификации
персонала предприятия.
Трудовые ресурсы–
это часть населения трудоспособного
возраста, обладающая необходимым
физическим развитием, знаниями и
практическим опытом для работы в народном
хозяйстве. К трудовым ресурсам относят
как занятых, так и потенциальных
работников.
Рабочая сила –
это способность человека к труду, т.е.
совокупность его физических и
интеллектуальных данных, которые могут
быть применены в производстве.
Человеческий
капитал – совокупность качеств, которые
определяют производительность и могут
стать источниками дохода для человека,
семьи, предприятия и общества. Такими
качествами считаются здоровье, природные
способности, образование, профессионализм
и мобильность.
Трудовой потенциал
– это часть потенциала человека, который
формируется на основе природных данных
(способностей), образования, воспитания
и жизненного опыта.
Классификация персонала научных организаций
Сложно выделить профессии, непосредственно относящиеся к вспомогательному персоналу. Список профессий изменяется по сферам деятельности организации. Персонал вспомогательного типа может присутствовать в частных и государственных структурах.
В качестве примера можно привести вспомогательный персонал сферы здравоохранения. К нему относятся сотрудники, не являющиеся врачами. Они обеспечивают другие функции учреждений. Их деятельность помогает врачам и пациентам. В данной сфере вспомогательный персонал — это следующие должности:
- медсестры;
- санитары;
- фельдшеры;
- работники пищеблока;
- уборщики.
Для коммерческих организаций должности, относящиеся к вспомогательному персоналу, определяются непосредственно работодателем. Он самостоятельно формирует критерии и признаки данного типа работников, регулирует их деятельность.
Административный персонал нацелен на организацию основных процессов в организации. Круг задач определяется потребностями конкретного субъекта хозяйствования. В сферу деятельности сотрудников, относящихся к административному персоналу, входят управленческие функции, организационные и материально-технические вопросы.
К административно-вспомогательному персоналу могут относиться такие должности, как офис-менеджер, юрисконсульт, специалист, занимающийся подбором персонала, и другие — в зависимости от потребностей организации.
Вспомогательный персонал при проведении научных исследований и разработок
Кто входит в группу вспомогательного персонала зависит от производственного процесса. В промышленности — это работники, которые не участвуют в выпуске товаров, обеспечивающих доход предприятия. Их функции можно назвать второстепенными, направленными на поддержание жизнедеятельности самого предприятия.
Вспомогательный персонал организаций определить сложнее. Здесь «продуктом» является интеллектуальный продукт, который измерить количественно невозможно.
Для определения вспомогательных должностей используют следующие признаки:
- участие в обслуживании основных процессов;
- влияние на деятельность компании;
- критичность ротации.
Обратите внимание! Невозможно абстрактно выделить список профессий, которые относятся к вспомогательным.
Например, для большинства компаний клининг является обслуживающей сферой. Однако в фирме, оказывающей услуги аутсорсинга, мастера по уборке — главный персонал.
Неверно относить к второстепенным позициям неквалифицированный труд. В IT компании второстепенными будут управленческие должности, кадровики и даже юристы.
Административно вспомогательный персонал характерен для бизнес-процессов и научной деятельности.
Существуют критерии, по которым персонал на каждом предприятии делят на основной и вспомогательный. Отталкиваются от особенностей структуры организации, направления ее деятельности.
Отличительные признаки вспомогательного персонала:
- Сокращение работников не остановит рабочий процесс. Часть функционала безболезненно делегируют другим сотрудникам. Должность можно сократить или уменьшить нагрузку до совмещения.
- Вспомогательные позиции можно назвать обезличенными — ротация не влияет на эффективность выполнения работ.
- Для второстепенных должностей характерна высокая текучесть кадров. Минимальная оплата, отсутствие конкуренции при отборе снижает приоритет позиции, ее ценность в глазах соискателя.
- При передаче в аутсорсинговое агентство вспомогательный персонал приносит наибольшую выгоду.
- Отчетность по труду выделяет неосновные позиции в отдельную графу.
Руководство отдельных ведомств самостоятельно принимает нормативные акты, определяющие порядок отнесения работников к главной и вспомогательной сфере деятельности.
На сегодняшний день практически все отрасли имеют в своем штате вспомогательные подразделения. Они стали частью огромных промышленных предприятий, частных корпораций и фирм с крупным капиталом, военно-промышленных комплексов, и даже в сфере образования они встречаются довольно часто.
Благодаря особенностям своей организации, они дали возможность снять нагрузку с руководящего состава и распределить ее между сотрудниками с меньшим уровнем квалификации.
Какие существуют категории персонала
Персонал – это совокупность сотрудников различных специализаций, входящих в штатный состав. Подразделяется он на две основных категории: производственный и непроизводственный. Производственный персонал занимается трудом, результат которого выражен в материальной форме. К примеру, это могут быть лица, работающие над созданием автомобилей, строительством зданий. Рассмотрим составляющие первой категории:
- Рабочие. Деятельность их носит в основном физический характер. Эти сотрудники специализируются на выпуске товара или на обслуживании производства. К примеру, это могут быть строители, повара. Рабочие подразделяются еще на две категории. Это основной персонал, занятый на главных производственных цехах. Это также вспомогательный персонал. Его представители работают в заготовительных или обслуживающих цехах.
- Служащие. Деятельность их носит в основном умственный характер. Итог их работы – это выявление управленческих проблем, формирование новых информационных потоков, принятие различных решений в сфере управления. Примером этой категории могут являться бухгалтеры, юристы, менеджеры. Служащие подразделяются еще на три категории. Это руководители самого предприятия или его подразделений. В эту группу входят также заместители руководителей. Это специалисты: инженеры, экономисты, бухгалтеры. Третья группа – это сами служащие (младший технический персонал, учетчики и делопроизводители).
Вторая категория – это непроизводственный персонал. Под ним понимаются сотрудники, занятые на непромышленных хозяйствах. То есть итогом их труда не является создание чего-то материального. Примером непроизводственного персонала являются работники ЖКХ, столовых, поликлиник.
Руководители производства подразделяются на эти категории:
- Линейные. Эти руководители принимают решения, касающиеся всех функциональных направлений деятельности. Примеры: генеральный директор, руководитель технического обслуживания, начальник цеха.
- Нелинейные. Это функциональные руководители, исполняющие конкретные управленческие функции. Примеры: финансовый директор, управленец, отвечающий за персонал.
Руководители подразделяются по уровням управления:
- Низовое звено. К примеру, мастер.
- Среднее звено. Начальники отдела и цеха.
- Высшее звено. Директор или его заместитель.
Руководители низового звена управляют небольшими отделами, среднего — укрупненными подразделениями, высшего – предприятием в целом.
Рассмотрим дополнительные категории для разделения персонала на группы:
- Формы производственной деятельности (к примеру, строительство здания или создание скважин).
- Тарифные разряды (от одного до восьми).
- Классы квалификации (от одного до трех).
- Модели оплаты работы (к примеру, классическая, сдельная, премиальная).
- Уровень механизации деятельности (ручная или автоматизированная работа).
- Производственные направления (старший, помощник старшего).
Классификации также поддаются должности:
- Должности: управленец или специалист.
- Должность: старший и младший.
- Уровень квалификации (1-3-класс).
К СВЕДЕНИЮ! В России существует главный Классификатор профессий.
Существуют следующие характеристики, влияющие на отношение должности к той или иной категории:
- Уровень образования.
- Уровень квалификации.
- Наличие профессионального опыта.
- Трудовое оформление (к примеру, лицо может работать по совместительству).
- Специфика деятельности (физическая или интеллектуальная).
- Наличие подчиненных.
- Место работы.
Как правило, персонал поддается четкой квалификации. Структурный состав сотрудников определяется в зависимости от особенностей конкретного мероприятия.
Вспомогательный персонал является важным элементом в структуре организации. С их помощью работодатели могут решить ряд возможных трудностей в работе компании. Тем не менее, есть несколько особенностей, которые нельзя игнорировать.
Благодаря характеру своей организации, они позволили снять нагрузку с руководства и распределить ее на менее квалифицированный персонал.
Пересмотр трудового распорядка осуществляется в течение года, внесение изменений в него производится в соответствии с приказом руководителя предприятия [16].
Методы управления этой категорией работников должны отличаться от методов управления собственно научными работниками.
У него меньше ответственности и есть риск задержек в выполнении работы. Также возникают трудности в координации деятельности и отсутствует способность быстро принимать решения по вопросам, возникающим в ходе работы. Линейный менеджер дает указания функциональному менеджеру, а функциональный менеджер через своих помощников распределяет задачи между сотрудниками.
Они часто вовлечены в исследовательский и преподавательский процесс, но большая часть их работы — это учеба и исследования. Академики обязаны выпускать публикации по результатам своей работы, освещая свои исследования и достижения.
Персонал — это сумма различных специальностей, составляющих рабочую силу. Она делится на две основные категории: производственные рабочие и непроизводственные рабочие. Производственные рабочие занимаются работой, результат которой имеет осязаемую форму. Это могут быть, например, люди, которые работают над строительством автомобилей или зданий. Рассмотрим первую категорию:
- Рабочие. Их деятельность в основном носит физический характер. Эти работники специализируются на производстве товаров или поддержании производства. Например, они могут быть строителями или поварами. Рабочие делятся на две другие категории. Это основные работники, занятые в основных производственных подразделениях. Они также являются вспомогательным персоналом. Они работают в производственных или ремонтных цехах.
- Слуги. Их деятельность в основном умственная. В результате их работы выявляются проблемы управления, генерируются новые потоки информации и принимаются различные управленческие решения. Примерами этой категории являются бухгалтеры, юристы и менеджеры. Работники делятся на три другие категории. Они являются руководителями компании или ее подразделений. В него также входят заместители руководителя. Это специалисты: инженеры, экономисты, бухгалтеры. Третья группа — это сами работники (технические помощники, бухгалтеры и клерки).
Классификация персонала в научных организациях
Часто бывает невозможно содержать постоянный персонал для выполнения сезонных или других временных работ, и тогда на помощь приходят. Студенты, успешно завершившие программу, получают сертификат установленного образца.
Чтобы понять роль младшего научного сотрудника и как им стать, важно ознакомиться с квалификацией и обязанностями, перечисленными в описании вакансии.
Работнику всегда платят за его/ее работу; минимальная заработная плата устанавливается законом.
- Область применения. Термин «рабочий» является более широким и включает в себя категорию «рабочий».
- Законность. Термин «работник» закреплен в Трудовом кодексе, а термин «служащий» используется только в разговорной речи.
- Относительность. Работник — это любое лицо, выполняющее трудовые обязанности, а служащий — субъект правоотношений, принадлежащий конкретному хозяйствующему субъекту.
- Оплата. Работнику всегда платят за его/ее работу. Работник может выполнять свои обязанности добровольно или за символическую плату.
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что при разделении работников субъекты хозяйствования могут сами распределять задачи и обязанности между ГУПами.
Руководству следует помнить, что среди вспомогательного персонала всегда высокая текучесть кадров. Однако эта характеристика не является критической по сравнению с основным персоналом.
При создании категорий персонала в организации следует руководствоваться Общероссийским классификатором профессий и должностей, утвержденным постановлением Госстандарта РФ № 367.
Возложить контроль за выполнением данного распоряжения на заместителей М.В. Ломоносова и других ведущих ученых. В структуру всех крупных компаний и предприятий входят не только менеджеры, отвечающие за повседневное управление процессами в своих отделах, но и другие сотрудники.
Увеличиваются затраты на обучение и переподготовку, обучение персонала становится более длительным, усложняется функция контроля, появляется возможность внедрения нетрадиционных видов графиков работы и т.д. Более того, даже в условиях очень высокой безработицы практически невозможно найти подходящего квалифицированного работника, не говоря уже об ученом.
В общем процессе планирования инноваций (нововведений) ряд его этапов (определение потребности в нововведениях, отбор тем и др.) связаны с формированием портфеля инновационных проектов. Формирование портфеля инновационных проектов (заказов) имеет ряд особенностей. Для формирования портфеля заказов при выборе тематики конкретных инновационных работ возможны три ситуации:
1) цель сформулирована конкретно, и инновационный проект – одно из средств ее достижения. Такой целью может быть создание станка с программным управлением, телевизора нового поколения;
2) цель сформулирована в общей форме, которая не позволяет составить программу (план) инновационных работ. Такой целью может быть улучшение борьбы с определенным заболеванием (раковым, атипичной пневмонией), максимальное повышение прибыльности компаний, снижение уровня преступности;
3) цель неизвестна. Например, необходимо стимулировать научно-технический прогресс в промышленности или строительстве. В этом случае осуществляется поиск научной концепции, на основе которой составляется программа решения задачи.
В первом случае важно правильно обосновать именно тот проект, который необходим и выгоден. Это может быть сделано на основе маркетинговых исследований, определения перспективности проекта и применения современных количественных методов оценки затрат и эффективности. В результате будет разработан план инновационных работ по достижению конкретно сформулированной цели. Первый случай, когда цель сформулирована конкретно, наиболее простой для формирования портфеля заказов и разработки тематики инновационных работ. Этот случай наиболее типичен для предприятий (фирм, компаний).
Во втором случае важно прежде всего уточнить формулировку общей основной цели. Она может быть простой, например, когда предприятие (организация) стремится к получению максимальной прибыли. Но в большинстве случаев общая цель значительно сложнее. Например, при общей цели исследования – снижение уровня преступности – вначале необходимо определить основную цель: предупреждение преступлений или их раскрытие. Далее конкретно формулируется единственная цель или несколько вытекающих из нее целей. Формулировка конкретных целей, вытекающих из общей, является трудной задачей, поскольку такие конкретные цели должны максимально отвечать стратегии развития предприятия (организации). После того как цели сформулированы конкретно и четко, осуществляется следующий этап – анализ возможных инновационных проектов и оценка соответствия их поставленным целям. В третьем случае этапов работы до конкретного инновационного проекта значительно больше.
Одна из особенностей формирования портфеля инновационных проектов заключается в использовании методов, с помощью которых могут быть выдвинуты идеи, выявлены области наиболее перспективных научных исследований с точки зрения достижения целей предприятия (компании). Затем на их основе могут быть сформулированы конкретные темы инновационных разработок. В таких случаях нередко применяется метод «мозговой атаки», заключающийся в проведении встреч ученых, руководителей научных подразделений предприятия, сотрудников проектно-конструкторских отделов и маркетинговых служб. На этих встречах создается обстановка свободного выражения идей, осуществляется концептуальная увязка научных гипотез и конструкторских предложений.
Важным методом является активное использование патентов и изобретений. Значение данного метода состоит в привлечении патентоведов к анализу новых идей и организации патентного поиска в определенной области. Эти и другие методы формирования портфеля заказов используются при предварительном отборе проектов и окончательном выборе тематики инновационных разработок.
Выбор тематики конкретных инновационных проектов для формирования портфеля заказов продиктован невозможностью включения в план разработок всех поступивших предложений. На первоначальном этапе процесса применяются различные методы отбора проектов и определения их эффективности (некоторые из них изложены в главе 10). Но формирование портфеля заказов не сводится к расположению инновационных проектов по уровню эффективности, хотя это удобный и простой путь, но часто неоправданный в реальной обстановке. Кроме эффективности проектов при формировании портфеля заказов учитываются и другие факторы:
• эффективное использование научно-технических кадров и имеющегося опытно-экспериментального оборудования;
• уровень диверсификации новшеств, необходимый предприятию или организации;
• оптимальность загрузки производственной мощности, особенно в капиталоемких отраслях;
• учет накопленного научно-технического опыта подразделений, организации;
• целесообразные темпы роста предприятия (компании), а в некоторых случаях всей отрасли.
К важнейшим факторам, учитываемым при формировании портфеля заказов, также относятся: поддержка рационального равновесия между проектами, направленными на модификацию существующих видов продукции (или технологических процессов) и создание принципиально новых их видов; поддержание разумного равновесия между наступательной и оборонительной стратегией инноваций; разнообразие проектов. Предпоследний фактор означает, что каждое предприятие (фирма, компания) должно выбрать инновационные проекты, относящиеся прежде всего к таким областям, в которых оно стремится удерживать ведущее положение на рынке, а затем области, в которых необходимо знание рыночной конъюнктуры для предупреждения неожиданных действий со стороны конкурентов.
Разнообразие инновационных проектов в портфеле заказов с точки зрения достижения целей предприятия (компании) представляет особый интерес. Оправданным считается, когда портфель заказов содержит разнообразные инновационные проекты: крупные и мелкие, близкие к завершению и начинающиеся. Хотя портфель заказов часто пересматривается, он должен иметь определенные границы и быть относительно стабильным, чтобы рабочий план (перспективный и годовой) мог осуществляться равномерно.
Число инновационных проектов, составляющих портфель заказов, в определенный период времени зависит от масштаба проектов и длительности их выполнения. Эти параметры в основном определяют общий объем финансовых ресурсов, требуемых для всех разработок, т. е. общий бюджет инновационных работ. В первом приближении число проектов может быть определено как отношение бюджета инновационных работ к средним затратам на один проект. Например, на проведение всех инновационных работ планируется выделить 50 млн руб. Если расчетные затраты на разработку одного проекта составляют 10 млн руб., то портфель заказов может состоять из пяти проектов.
Добиваясь пропорциональности портфеля заказов, необходимо иметь в виду преимущества и недостатки как крупных, так и мелких инновационных проектов. Если портфель заказов состоит в основном из крупных проектов, он считается более рискованным по сравнению с портфелем из мелких проектов. Опыт показывает, что лишь 10 % всех инновационных проектов могут быть завершены успешно и эффективно, т. е. имеет место только 10-процентная вероятность эффективности каждого проекта, входящего в портфель заказов. Очевидно, что с ростом числа проектов увеличивается вероятность успешного завершения хотя бы одного проекта.
Электротехнологический персонал
Совсем иначе дело обстоит с персоналом Электротехнологическим. Согласно определению, под Электротехнологическим персоналом подразумевается персонал производственных цехов и участков, не входящий в состав энергослужбы организации, осуществляющий эксплуатацию электротехнологических установок и имеющий II и выше группу по электробезопасности (в своих правах и обязанностях приравнивается к электротехническому персоналу и подчиняется в техническом отношении энергослужбе предприятия); персонал, у которого в управляемом им технологическом процессе основной составляющей является электрическая энергия (напр., электросварка, электродуговые печи, электролиз и т. д.), использующий в работе ручные электрические машины, переносной электроинструмент, светильники и др. Вторую часть определения я сознательно выделил, потому что именно с ним связана значительная чехарда и путаница при категорировании. Кого относить к неэлектротехническому и к электротехнологическому персоналу? На этот вопрос в первую очередь придется отвечать тому, кто будет составлять «Перечень должностей…». Градация в полном объеме возложена на работодателя и лицо, им уполномоченное. Бывают и ошибки, на которые может указать проверяющий… Главное ‒ понимать, что в первую очередь к электротехнологическому персоналу относятся лица, которые не могут исполнять свои должностные обязанности без применения какого-либо электрооборудования. Таким образом, если должность работника звучит как электросварщик, врач-УЗИ, рентген-лаборант и т. д., то следует понимать, что такой человек не может выполнять свои должностные обязанности без применения соответствующего электрооборудования, а значит, его необходимо относить к персоналу электротехнологическому, обучать минимум на II группу по электробезопасности (например, для сварщика предусматривается группа не ниже III) и обеспечивать переаттестацию один раз в год. А вот, например, такие должности, как врач-терапевт, парикмахер, бухгалтер и т. д., могут подразумевать применение какого-либо электрооборудования, но от случая к случаю. Т. е. в процессе своей основной деятельности работник может его и не использовать вовсе: парикмахер может стричь, пользуясь только ножницами, бухгалтер и врач-терапевт обходиться без применения компьютеров или какой-то иной электроаппаратуры, поэтому их можно относить к персоналу неэлектротехническому и ограничиваться только проведением ежегодной лекции.
Основной и вспомогательный персонал
Много субъектов хозяйствования помимо основной своей деятельности выполняют и функции, которые не соответствуют их главному назначению. Поэтому существуют такие категории производственного персонала: основной и неосновной деятельности. Например, к первой группе в промышленности относятся работники всех видов производств (основных, обслуживающих и вспомогательных), а также сотрудники научно-исследовательских отделов, заводоуправления, охраны, складов. Другими словами, все те, которые заняты любым способом в производстве либо непосредственном его обслуживании. Во вторую группу относится персонал, числящийся в структурах, находящихся на балансе субъекта хозяйствования, но не связанных с производством напрямую. Например, детские сады, ясли, жилищно-коммунальное хозяйство, поликлиники и ведомственные учебные заведения.
Указанная классификация персонала на предприятии нужна для расчета зарплаты, согласования некоторых трудовых критериев с показателями результатов производственной деятельности. При этом взаимодействие предприятий с другими коммерческими субъектами и банковскими учреждениями позволяет сделать данную группировку условной.
Кому какую группу по электробезопасности?
Группа | Кому присваивают | Пример должностей |
I | Неэлектротехнический персонал. Работа не связана с обслуживанием какого-либо оборудования, но при этом существует риск получения электротравм (например, при включении электроприборов в сеть) | Директор, офисные работники, менеджеры, бухгалтер |
II | Электротехнический персонал. Присваивается работникам, связанным с эксплуатацией оборудования с электроприводом. Персонал со II группой допуска не имеет права самостоятельно подключать оборудование к электросети. | Уборщик производственных помещений и электроустановок, рабочие при работе с ручным электроинструментом, электрогазосварщик, лифтер, диспетчер, повар, термист, токарь и т.д. |
III | Электротехнический персонал, электротехнологический. Присваивается работникам связанным с эксплуатацией электрооборудования, дает право самостоятельно подключать и отключать оборудование от электросети, а также право осмотра или обслуживание электроустановок напряжением до 1000 В. | Электромонтер, электрик, автоэлектрик, слесарь-ремонтник, оператор электродуговой печи, электромонтажник, электромеханик |
IV | Электротехнический персонал, в том числе руководящие работники и специалисты (административно-технический персонал). Присваивается сотрудникам, осуществляющим общее руководство и отвечающим за безопасное выполнение работ, выполняющим контроль и технический надзор за проведением работ в электроустановках. | Производитель работ, главный энергетик, главный инженер, начальник участка. |
IV с правом испекти-рования | Неэлектротехнический персонал. Должностные лица, которые осуществляют контроль и технический надзор за проведением работ в электроустановках до и выше 1000 В (кроме предприятий электроэнергетики). Не проводят работы и не обслуживают в электроустановки. Могут быть допущены в электроустановки только в сопровождении оперативного персонала | Специалист по ОТ, инспектор ГИТ, инспектор Ростехнадзора |
V | Электротехнический персонал, в том числе административно-технический. Руководящий состав организации, специалисты, инженерно-технические работники. Сотрудники осуществляют организацию, руководство и проведение работ на рабочих местах и в производственных подразделениях. Также выполняют контроль и технический надзор за проведением работ в электроустановках до и выше 1000 В и на предприятиях электроэнергетики | Главный энергетик, энергетик, специалист по ОТ в электроустановках до и выше 1000 В на предприятиях электроэнергетики, инспекторы ГИТ и Ростехнадзора, у которых есть допуск к контролю за электроустановкам до и выше 1000 В |
Примеры структур, в которых данное явление встречается часто
Учебно-вспомогательный персонал в образовании – это сотрудники, которые предусмотрены штатным расписанием школы, института, университета или другого учреждения педагогической направленности, в чьи обязанности входит оказание помощи для улучшения эффективности получения знаний студентами либо учениками. В принципе, к этому критерию мы сможем отнести весь действующий состав учебного заведения, который осуществляет лишь косвенную поддержку при получении знаний. Ими могут стать лаборанты, инженеры по ремонту оборудования, а также работники для проведения хозяйственно-технических мероприятий.
Технический персонал на производстве – в независимости от того, какую продукцию выпускает завод, для его бесперебойного функционирования требуется наличие определенного количества рабочих, которые будут выполнять все мероприятия, направленные на обслуживание оборудования, разгрузку и погрузку готовых изделий, ведение учетной документации и осуществлять охрану территории и находящихся на ней материальных ценностей. Сюда относится персонал предприятия, в обязанности которого входит выполнение действий для нормальной и эффективной работы данного производства.