Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как проходит проверка МЧС по пожарной безопасности». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В России проведением проверок соблюдения организациями и гражданами требований пожарной безопасности, а также принятием мер в отношении различных субъектов по результатам этих проверок занимается Федеральный Государственный пожарный надзор (ГПН).
Если вам сообщили, что предстоит проверка на соблюдение правил пожарной безопасности, следует быть готовыми, что инспектор будет проверять и документы, и соблюдение требований на объекте.
Из документов подготовьте:
- Организационные: свидетельство о государственной регистрации юридического лица, выписку из Единого государственного реестра юридических лиц, свидетельство о постановке на учёт в налоговый орган, приказ о назначении генерального директора организации, протокол о выборе способа управления многоквартирным домом, договор управления, технический паспорт.
- Подтверждающие состояние пожарной безопасности МКД:
- приказ о назначении лиц, ответственных за пожарную безопасность;
- приказ о порядке и сроках проведения противопожарного инструктажа и прохождения пожарно-технического минимума;
- приказы о назначении ответственных за проведение вводного противопожарного инструктажа в организации, а также о назначении лиц, выполняющих первичный и повторный противопожарные инструктажи на рабочих местах;
- приказы об утверждении программы проведения вводного инструктажа и программы первичного противопожарного инструктажа;
- график противопожарных инструктажей, которые будут проводиться повторно;
- журнал учёта проведённых инструктажей по противопожарной безопасности;
- удостоверения о прохождении обучения пожарно-техническому минимуму;
- приказ об установлении противопожарного режима на объекте;
- инструкцию о мерах пожарной безопасности на объекте;
- инструкцию о мерах пожарной безопасности для каждого пожаровзрывоопасного и пожароопасного помещения производственного и складского назначения, при их наличии;
- декларацию пожарной безопасности;
- исполнительную документацию на установки и системы противопожарной защиты объекта;
- годовой план-график проведения работ по техническому обслуживанию и плановому ремонту систем противопожарной защиты здания;
- протоколы эксплуатационных испытаний наружных пожарных лестниц и ограждений кровли здания;
- протокол испытаний противопожарного водопровода – при наличии противопожарных водопроводных сетей;
- журнал учёта наличия, периодичности осмотра и сроков перезарядки огнетушителей, а также иных первичных средств пожаротушения, паспорта на огнетушители.
Инспектор может запросить сертификаты соответствия пожарной безопасности материалов, используемых при ремонте общего имущества, графики и схемы мероприятий по обеспечению пожарной безопасности, акты проверки средств противопожарной защиты многоквартирного дома и другие документы, которые касаются обеспечения пожарной безопасности многоквартирного дома.
После проверки документов инспектор отправится в многоквартирный дом. Там он обратит внимание на наличие:
- табличек с номерами телефонов пожарной охраны и ответственных за пожарную безопасность лиц;
- специальных знаков, которые обозначают отведённые для курения места;
- знаков, которые обозначают категории помещений МКД по взрывопожарной и пожарной опасности;
- незаконных перепланировок общего имущества;
Также инспектор проверит:
- эксплуатацию чердачных и подвальных помещений;
- состояние системы автоматической пожарной сигнализации;
- состояние системы оповещения людей при пожаре;
- использование горючих материалов при отделке путей эвакуации.
Права и обязанности проверяющих
Для того, чтобы представитель проверяемого объекта мог защитить законные права и интересы объекта в случае неправомерных действий со стороны должностных лиц органа ГПН, ему необходимо знать права и обязанности проверяющего.
Должностные лица органов ГПН при исполнении государственной функции имеют право:
-
запрашивать документы и информацию, необходимые для проведения проверки, а при выявлении в них ошибок вправе требовать письменные пояснения;
-
беспрепятственно посещать объекты и проводить их обследования (в том числе проводить исследования, испытания, экспертизы, расследования и прочие мероприятия по контролю);
-
использовать технические средства фиксации хода и результатов проверки, а также выявленных нарушений требований пожарной безопасности;
-
привлекать экспертов и экспертные организации для проведения исследований, испытаний, экспертиз, а также представителей общественных организаций. При этом привлекаемые лица должны быть указаны в распоряжении о проверке;
-
выдавать предписания об устранении выявленных нарушений требований пожарной безопасности.
Должностные лица органов ГПН при исполнении государственной функции не вправе:
-
осуществлять проверку в случае отсутствия при ее проведении уполномоченного лица проверяемого объекта;
-
отбирать образцы продукции, пробы для проведения их исследований, испытаний и измерений без оформления соответствующих протоколов.
При проведении проверок должностные лица органов ГПН обязаны:
-
проводить проверку только во время исполнения служебных обязанностей при предъявлении служебного удостоверения и копии распоряжения руководителя (заместителя руководителя) органа ГПН;
-
предоставлять уполномоченному лицу объекта информацию и документы, относящиеся к предмету проверки, а также знакомить его с результатами проверки;
-
осуществлять запись о проведенной проверке в журнале пожарных проверок при его наличии;
-
по требованию представлять информацию об органе ГПН, а также об экспертах, экспертных организациях в целях подтверждения полномочий.
Акт проверки пожарных
По результатам проверки должностным лицом органа ГПН, проводящим проверку, составляется акт проверки в двух экземплярах.
В акте проверки пожарных указываются:
- дата, время и место составления акта проверки;
- наименование органа ГПН с указанием вида государственного контроля (надзора) — федеральный государственный пожарный надзор;
- дата и номер распоряжения на проверку;
- ФИО и должность лица, проводившего проверку;
- ФИО и должность представителя объекта, присутствовавшего при проведении проверки;
- дата, время, продолжительность и место проведения проверки;
- сведения о результатах проверки, в том числе о выявленных нарушениях требований пожарной безопасности, об их характере и о лицах, допустивших указанные нарушения;
- сведения об ознакомлении или отказе в ознакомлении с актом проверки пожарной безопасности представителя объекта, о наличии его подписи или об отказе от совершения подписи;
- подписи должностного лица, проводившего проверку.
Подпись должностного лица органа ГПН, проводившего проверку, в акте проверки пожарных заверяется печатью должностного лица органа ГПН.
К акту проверки пожарной безопасности могут прилагаться следующие документы:
-
решение о непринятии результатов расчета по оценке пожарного риска на объекте защиты;
-
протоколы отбора образцов продукции, проб;
-
протоколы (заключения) проведенных исследований (испытаний), измерений и экспертиз;
-
объяснения лиц, на которых возлагается ответственность за нарушения требований пожарной безопасности;
-
предписания об устранении нарушений;
-
рапорт на продление срока проверки с визой начальника органа ГПН (в случае продления срока проведения проверки);
-
распорядительный документ органа прокуратуры (в случае проведения проверки в рамках прокурорского надзора).
Сроки и периодичность проведения проверки
Конкретные сроки проведения проверок (на предмет соблюдения организациями и ИП требований пожарной безопасности) прописаны в разделе 8 упомянутых выше Методических рекомендаций.
Так, в соответствии с данным нормативным документом общая продолжительность этого процесса не может превышать 20 рабочих дней. При этом в отношении малых предприятий проверка должна длиться не более 50 часов, а микропердприятий – до 15 часов в год.
ВНИМАНИЕ. В отдельных ситуациях, когда требуется проведение сложных исследований и экспертиз, срок проверки может быть продлен еще на 20 дней. Соответствующее распоряжение должен издать начальник органа ГПН.
Периодичность осуществления надзора в области соблюдения норм пожарной безопасности зависит от категории риска, под которую попадает конкретный объект. Тут встречаются следующие варианты (п. 21 Постановления Правительства РФ от 12.04.2012 года № 290):
- один раз год (для организаций из категории чрезвычайного риска),
- один раз в 2 года (высокий риск),
- один в течение 3 лет (значительный риск),
- один раз в 5 лет (средний риск),
- один раз в течение 6 лет (умеренный риск).
В отношении организаций, которым присвоена категория низкого риска, проверка соблюдения требований пожарной безопасности не производится.
Периодичность проведения пожарных выездных плановых проверок
В общем случае плановые выездные пожарные проверки проводятся не чаще 1 раза в 3 года с момента:
- уведомления о начале осуществления предпринимательской деятельности, отдельные виды которой определены в постановлении Правительства РФ от 16 июля 2009 г. № 584;
- ввода объекта защиты в эксплуатацию;
- изменения класса функциональной пожарной безопасности объекта защиты в соответствии с Техническим регламентом о требованиях пожарной безопасности;
- проведения последней плановой проверки.
Иная периодичность плановых проверок установлена для видов деятельности в сфере здравоохранения, образования и в социальной сфере. Конкретный их перечень и периодичность приведены в постановлении Правительства РФ от 23 ноября 2009 г. № 944. Например, в детских лагерях государственный пожарный надзор (ГПН) осуществляется 1 раз перед началом каникул, в аптеках и школах — не чаще 1 раза в год, в санаторно-курортных стационарах — не чаще 1 раза в 2 года.
В соответствии с изменениями, внесенными Федеральным законом от 13 июля 2015 г. № 246-ФЗ, Правительством РФ может быть установлена другая периодичность проведения плановых проверок при осуществлении тех видов госнадзора, которые определяются согласно частям 1 и 2 статьи 8.1 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее в тексте — Федеральный закон о защите прав предпринимателей). Выбор интенсивности, формы и продолжительности проведения контрольных мероприятий зависит от отнесения хозяйственной деятельности к определенной категории риска или классу (категории) опасности (так называемый риск-ориентированный подход). Положения Федерального закона о защите прав предпринимателей в отношении риск-ориентированного подхода при осуществлении проверок вступают в силу с 1 января 2018 года, но Правительство РФ вправе определять отдельные виды госнадзора, которые могут проводиться и до 1 января 2018 года.
С 1 января 2016 года по 31 декабря 2018 года запрещены плановые проверки тех ИП и организаций, которые, согласно положениям статьи 4 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ, могут быть названы субъектами малого и среднего предпринимательства. Исключение составляют виды деятельности, относящиеся к сферам:
- теплоснабжения;
- электроэнергетики, энергосбережения и повышения энергетической эффективности;
- повышения энергетической эффективности;
- образования;
- к социальной сфере.
При этом, если индивидуальный предприниматель или организация, даже отнесенные к субъектам малого предпринимательства, ранее привлекались к ответственности за совершение грубого нарушения и в соответствии с постановлением подвергались административным наказаниям в виде:
- дисквалификации или приостановления деятельности,
- приостановления и/или лишения лицензии, выданной в соответствии с Федеральным законом от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ, —
На каких основаниях могут проверить?
Проведением проверок по соблюдению организациями и гражданами требований пожарной безопасности и принятием мер по результатам этих проверок занимается Государственный пожарный надзор (далее — ГПН).
ГПН может проводить проверки как планово, так и внепланово. Плановые проводятся в соответствии с графиком, утверждаемым ежегодно.
В большинстве случаев плановые проверки проводятся один раз в три года. Основанием для включения компании в план ежегодных проверок является истечение трех лет со дня:
- ввода объекта защиты (например: здания, сооружения, помещения) в эксплуатацию или изменения его класса функциональной пожарной безопасности;
- окончания проведения последней плановой проверки.
Однако плановые проверки объектов, используемых организациями, осуществляющими деятельность в сфере здравоохранения, образования и в социальной сфере, могут проводиться два раза и более в течение трех лет. Периодичность проведения таких проверок установлена в Постановлении Правительства РФ от 23.11.2009 N 944 (например, плановая проверка фирмы, оказывающей услуги по предоставлению дошкольного и начального общего образования, может производиться ежегодно).
ГПН обязан уведомить о проведении плановой проверки не позднее чем в течение трех рабочих дней до ее начала. Для этого в адрес проверяемого заказным письмом с уведомлением о вручении или иным доступным способом направляется копия распоряжения о проведении проверки.
Помимо этого, существует довольно много оснований для проведения и внеплановой проверки. К ним относятся:
- истечение срока исполнения ранее выданного предписания об устранении нарушений требований пожарной безопасности;
- решение органа государственной власти или органа местного самоуправления об установлении особого противопожарного режима на соответствующей территории;
- поступление сведений о вводе объекта защиты в эксплуатацию после строительства, технического перевооружения, реконструкции, капитального ремонта или об изменении его класса функциональной пожарной безопасности.
О внеплановой проверке фирма (предприниматель) должна быть предупреждена не менее чем за 24 часа до начала ее проведения любым доступным способом (п. 16 ст. 10 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ).
Обратите внимание, что внеплановая проверка может проводиться и на основании поступивших в пожарную службу обращений, заявлений и жалоб о нарушениях правил пожарной безопасности. При этом проверка по данному основанию всегда проводится без предупреждения (ч. 7 ст. 6.1 Закона N 69-ФЗ).
Разновидности пожарных проверок
Проверки подразделяются на виды в зависимости от периодичности их проведения:
- Плановые. Проводятся редко и вне зависимости от наличия правонарушений. Компания может быть идеальной с точки зрения безопасности, но проверять ее будут в любом случае.
- Внеплановые. Назначаются при наличии конкретных обстоятельств. К примеру, компания ввела в эксплуатацию новое помещение. Оно должно быть проверено на предмет пожарной безопасности. О контрольном мероприятии руководитель уведомляется за 24 часа.
Контрольные мероприятия подразделяются на виды в зависимости от характера их проведения:
- Документарная. В этом случае осуществляется проверка документов, связанных с пожарной безопасностью.
- Выездная. Инспекторы осматривают помещения компании.
И о плановой, и о внеплановой проверке руководитель узнает незадолго до ее проведения. У сотрудников просто не остается времени на принятие мер по устранению нарушений. Поэтому к мероприятию нужно готовиться заблаговременно.
Что проверяется при проверке пожарной безопасности
Существуют нормативные акты, регулирующие именно пожарную безопасность. Они устанавливают определенные требования по отношению к компании. Фирма проверяется на соответствие этим требованиям. Пожарный надзор проверяет следующие аспекты:
- Наличие приказа управленца о назначении сотрудников, ответственных за соблюдение пожарной безопасности, и исполнение положений этого документа.
- Приказ управленца о назначении инструктажа специалистов касательно вопросов пожарной безопасности.
- Приказы о периодичности инструкций и тренировок.
- Порядок отключения электроэнергии в ситуации возгорания.
- Помещения, которые предназначены для курения, отдыха, хранения материалов.
- Финансовый план на организацию пожарной безопасности.
Надзорные органы проверяют наличие табличек с указанием аварийных выходов, доступность последних, наличие огнетушителей.
Что проверяют перед приходом инспектора?
- Наличие планов эвакуации в помещениях, в которых единовременно находится более 10 человек.
- Наличие знаков безопасности возле каждого вида оборудования повышенной пожарной опасности.
- Наличие табличек о категории класса взрывопожарной и пожарной опасности на дверях складских и производственных помещений, в которых находится оборудование повышенной опасности.
- Состояние эвакуационных выходов: свободное открывание дверей, отсутствие загромождений.
- Состояние подвалов, чердаков и электрощитовой. Отсутствие в помещениях посторонних предметов.
- Состояние систем противопожарной защиты. В случае их обслуживания сторонними организациями необходимо привлечь к проверке специалистов подрядчика.
- Работоспособность электроустановочных точек: розеток, выключателей, светильников.
Что необходимо знать об организации и проведении проверок?
1. Проверки осуществляются в соответствии с Административным регламентом МЧС России исполнения государственной функции по надзору за выполнением требований пожарной безопасности, утвержденного приказом МЧС России от 28.06.2012 N 375.
Существует два вида проверок: плановые и внеплановые.
Плановые проверки должны проводиться по предварительно утвержденному графику, с предварительным информированием за три рабочих дня. При внеплановой проверке обязаны уведомить за сутки до них с уведомлением прокуратуры.
По общему правилу, плановые проверки проводятся не чаще чем один раз в три года.
Основанием для поведения внеплановой проверки является:
- истечение срока исполнения ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения;
- поступление заявлений о фактах:
- возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
- причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
- нарушение прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены).
Сроки и регламенты проверок
Общий срок проведения любой ревизии не может превышать 20 рабочих дней. При этом период проверки малого предприятия не может быть больше 50 часов в год, а микропредприятия – 15 часов в год. Если плановая инспекция связана с проведением сложных или длительных исследований, испытаний, специальных экспертиз и расследований, то она может быть продлена, но не более чем на 20 рабочих дней, а в отношении малых предприятий и микропредприятий – не более чем на 15 часов.
Пожарный инспектор, пришедший с проверкой, обязан подтвердить свои полномочия. Для этого он должен предъявить свое служебное удостоверение и вручить коммерсанту под роспись заверенную копию распоряжения о поведении проверки.
При отсутствии удостоверения или распоряжения фирма вправе отказать контролеру в допуске на объект до предъявления всех надлежащих бумаг. Если же документы в порядке, то проверяемая компания не имеет права препятствовать в проведении инспекции.
Плановая и внеплановая проверка пожарной инспекцией
Проверка пожарной безопасности на предприятии осуществляется на основании приказа ГПН, подписанного начальством данного органа. Период проведения рейда — максимум 20 рабочих дней. Исключение составляют – особые ситуации, где требуется длительная экспертиза. Пожарная проверка организаций бывает плановая и внеплановая.
Плановые осуществляются согласно составленным графикам. Когда именно будет проводиться проверка противопожарной безопасности на предприятии можно посмотреть на сайте МЧС РФ. Публикация графиков происходит в январе. Плановый контроль может осуществляться исключительно лицом, прописанным в приказе. Если назначенное лицо по каким-либо причинам не может провести осмотр, то создается новый приказ. О дате проведении проверки сообщается заблаговременно (за 3 рабочих дня). В ходе осмотра объекта используется документ, в котором прописан определённый перечень вопросов, проверка проводится согласно этому списку. Такой подход позволяет уменьшить давление на бизнес и отследить работу ГПН.
Обязанности должностных лиц предприятия при проведении контрольных мероприятий
Собственник, руководитель и должностные лица, ответственные за противопожарное состояние компании, при осуществлении проверки обязаны выполнять ряд требований.
В их число входят:
- В ходе контрольных действий присутствовать на месте их проведения. Представлять интересы компании и объект осмотра может любое из заинтересованных лиц предприятия.
- В случае законных требований инспектирующего лица предоставлять всю возможную информацию об объекте. В это число могут входить сведения о пожарной опасности выпускаемых изделий.
- Предоставить инспектору возможность произвести полный осмотр всей территории и всех объектов организации.
Перечень обязательных противопожарных мероприятий
Для обеспечения противопожарной обороны требуется выполнение целого комплекса требований. Эти мероприятия проводятся с определенной периодичностью в течение всей производственной деятельности предприятия. В их число входят:
- тренировки сотрудников, выполняющих функциональные обязанности на объектах с массовым нахождением персонала, проводятся раз в 6 месяцев;
- осуществление противопожарных инструктажей;
- курс обучения сотрудников с периодичностью, определяемой классом пожарной опасности организации;
- проверка расчета пожарного риска;
- проверка качества противопожарной пропитки – 1 раз в 6 месяцев;
- испытания противопожарных лестниц и заграждений на крыше сооружения – 1 раз в 5 лет;
- очищение от мусора и продуктов производственной деятельности вентиляционных систем и фильтров – каждый год;
- обслуживание и перекатка пожарных рукавов различного типа – ежегодно;
- осуществление проверки исправности противопожарной инфраструктуры водоснабжения – каждую весну и осень;
- оценка работоспособности пожарных насосов-повысителей – каждый месяц;
- проверка состояния запорной арматуры, оснащенной электрическим приводом и размещенной на обводных направлениях – 2 раза в год;
- проверка работоспособности противопожарного оборудования различного назначения, включая АУП, сигнализации различного типа, конструкции противодымной защиты, оповещения персонала, линии водовода, специальные клапаны, предохранительные двери – не реже 1 раза в 3 месяца;
- контрольный осмотр и ремонт котлового оборудования, печей, теплогенераторов, отопительных систем – в период подготовки к отопительному сезону;
- подготовка территории объекта и очистка от горючего мусора и листвы – весной и осенью;
- очистка систем выпуска и дымоходов печей отопления от сажи и продуктов горения – каждый квартал;
- очистка постоянно действующих очагов горения – 1 раз в 2 месяца;
- чистка устройств долговременной топки, включая кухонные плиты и печи от наличия сажи – 1 раз в 1 месяц;
- осмотр и проверка исправности заземления электросети, емкостей спецназначения и трубопроводов – 1 раз в год;
- проверка и осмотр целостности дымовых клапанов в зимнее время – 1 раз в 10 дней;
- полная очистка сушильного оборудования и вытяжных устройств от накопившихся отложений для сооружений категории «А» и «Б» – 1 раз в 3 месяца;
- чистка вытяжного оборудования, трубопроводов и исполнительных аппаратов от пожароопасных накоплений для сооружений В1-В4 – 1 раз в 6 месяцев;
- чистка вытяжного оборудования, исполнительных аппаратов и трубопроводов для зданий категории «Г» и «Д» — 1 раз в год;
- производить чистку с удалением сажи сушильного оборудования, функционирующего на жидком либо твердом топливе – 2 раза в месяц;
- производить чистку термокамер для обработки древесно-стружечных панелей от горючих фракций продуктов пиролиза, смолянистых отложений и пыли – ежесуточно;
- производить чистку сушильного оборудования, предназначенного для древесно-волокнистых панелей – ежесуточно;
- осуществлять очистку и сушку полотен из войлока, асбеста и других видов ткани – 1 раз в 3 месяца;
- осмотр и проверка ламп паяльных различного типа;
- проверять работоспособность блокировки электродвигателей производственного оборудования с двигателями воздуходувной техники, которая подает продукцию в пневмотранспортную сеть – в момент пуска линии.
На что стоит обратить внимание при проверке?
Перед проверкой проводят ознакомление руководства с распоряжением о проверке, полномочиями органа ГПН, задачами и целями проверки, объемом и длительностью мероприятий, количеством экспертов. Распоряжение заверяет руководитель органа ГПН (его заместитель), с точным указанием фамилии и данных проверяющего лица, которое предъявляет служебное удостоверение. При проведении плановой проверки привлекают в случае необходимости экспертов из соответствующих учреждений и организаций, аккредитованных в различных сферах (они не находятся в трудовых и правовых отношениях с объектом проверки или проверяющим органом).
По окончании проверки составляют акт (два экземпляра), к которому присоединяются приложения – экспертные заключения, протоколы образцов продукции, объяснения сотрудников, предписания об ликвидации нарушений. Если руководителя или полномочного представителя нет на рабочем месте, или они отказываются принять документы, акт отправляют заказным письмом.
При проверке инспектор может проверять выполнения только тех требований, которые находятся в сфере его компетенции (нельзя требовать документов и их копий, образцов продукции, не относящихся к объекту проверки или увеличивать их количество вопреки нормам отбора). Проверка при отсутствии руководителя или его представителя запрещена, кроме случаев, когда она обусловлена законодательными решениями РФ. Запрещено увеличивать сроки проверки и оглашать служебную, коммерческую и прочую секретную информацию, выполнять оплачиваемые предприятием мероприятия по проверке безопасности.
В перечень документации входят сведения о правоустановлении статуса объекта, распорядительные документы, техническая и технологическая документация, декларация пожарной безопасности, арендные договоры, сертификаты выпускаемой продукции, предписания органов ГПН о нарушениях. Оценивают направление деятельности руководителей хозяйственного субъекта, проводят визуальный осмотр объекта и экспертизу (расследование) при нарушении пожарной безопасности. Эти действия проводятся в присутствии руководителя (уполномоченного лица) проверяемого предприятия.
Распоряжение прокурора также является юридическим основанием проведения целевой проверки (в случае поступления обращений и жалоб в орган прокуратуры, информации в СМИ). Следует заметить, что плановая проверка не проводится в случаях заключения собственником договора страхования о возмещении ущерба в отношении третьих лиц.
Проверка выполняется только инспекторами ГПН (ст. 6 Закона № 69 – Ф3), которые относятся к федеральным органам власти (к примеру, начальники пожарных отрядов это делать не имеют права). Должностное лицо органа Государственной противопожарной службы МЧС России, уполномоченное на осуществление надзора в области пожарной безопасности.
«>Инспектор ГПН проверяет приказы о соблюдении требований пожарной безопасности, планы эвакуации, средства оповещения, наличие противопожарной сигнализации, средств пожаротушения, пожарных кранов и их комплектов, технические показатели электросетей, эвакуационные выходы (которые обозначают светящимися табло), состояние путей эвакуации.
Зная «подводные камни» проверки, легко пройти через них. При выполнении пожарного аудита проверка не проводится, поэтому об этом стоит задуматься руководителям часто проверяемых организаций и фирм.
Плановая проверка пожарной безопасности.
Плановые проверки проводятся в соответствии с ежегодным планом. Он находится в свободном доступе в Интернете. Любое предприятие может посмотреть числиться ли оно в графике на текущий год. Это дает возможность заблаговременно подготовиться к ревизии.
Основанием включения в план является истечение трех лет со дня регистрации организации, начало осуществления деятельности, требующей уведомления надзорных органов, а также окончание срока проведения последней ревизии.
По общим правилам плановая ревизия проводится не больше одного раза в 3 года. Но, определенные организации проверяются чаще, в связи с повышенной пожарной опасностью (например, организации дошкольного образования могут проверяться один раз в год).
Согласно Постановлению № 290 периодичность проверочных мероприятий зависит от присвоенной категории риска:
- не больше одного раза в 3 года – высокого (например, учреждения образования);
- один раз в 4 года –значительного (к примеру таможенные терминалы);
- не чаще одного раза в 7 лет –среднего риска (граничащие с лесами СНТ);
- не более одного раза в 10 лет –умеренного (объекты до 15 метров высотой)
- В отношении объектов низкого риска плановые проверки не проводятся вообще.
Важно знать: с 1 января 2019 г. по 31 декабря 2020 г. плановые проверки в отношении субъектов малого бизнеса проводиться не будут. Можно сказать, что установлены «надзорные каникулы».