Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как считать и платить пени с 2023 года». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Для отражения уплаченных штрафных санкций Порядком № 209н предусмотрена статья 290 КОСГУ «Прочие расходы», объединяющая несколько подстатей (292-295), созданных с целью отражения сумм уплаченных штрафов в зависимости от природы их возникновения.
Пеня не начисляется, когда налогоплательщик вовремя и в полном объеме выполнил свои обязательства перед бюджетом. Иногда даже в случае, если есть недоимка, законодательством разрешается не начислять и не платить пеню:
- по решению ИФНС или суда заблокировали счет или арестовали имущество;
- у компании или ИП имеется переплата по налогам или взносам, и ее величина не меньше просроченного платежа — ИФНС сама зачтет переплату в счет недоимки;
- недоимка образовалась из-за того, что в расчетах налогоплательщик следовал письменным разъяснениям госорганов;
- недоимка образовалась из-за произведенной налогоплательщиком согласно п. 6 ст. 105.3 НК самостоятельной корректировки налогооблагаемой базы и размера налога (убытков) — не начисляется со дня, когда возникла недоимка, до регламентированного срока уплаты налога на прибыль компании за соответствующий налоговый период;
- недоимка образовалась из-за произведенной налогоплательщиком согласно п. 12 ст. 105.18 НК обратной корректировки налогооблагаемой базы и размера налога (убытков).
Корректировка сумм пеней
Данные о совокупной налоговой обязанности формируются на ЕНС из множества источников, указанных в п. 5 ст. 11.3 НК РФ.
В их числе уточненные налоговые декларации, решения налогового органа, вынесенные по результатам мероприятий налогового контроля, судебные решения, сообщения налогового органа об исчисленных суммах налогов и т. д. Каждый подобный документ влияет на ранее сформированные данные о совокупной обязанности, она может изменяться как в большую, так и в меньшую сторону. Например, если подать уточненную налоговую декларацию с суммой налога к увеличению, данные на ЕНС изменятся с даты ее представления; с суммой налога к уменьшению – по окончании камеральной проверки; доначисление налогов по результатам налоговой проверки отразится на ЕНС с даты вступления соответствующего решения в силу и т. д.
В случае увеличения совокупной обязанности начисление пеней на сумму недоимки отражается на ЕНС с даты учета увеличения совокупной обязанности.
Если же совокупная обязанность уменьшилась, пени корректируются в сторону уменьшения, причем так, что корректировка не может превышать сумму пеней, которая была ранее начислена за период с установленного срока уплаты уменьшаемой совокупной обязанности до даты учета соответствующего уменьшения совокупной обязанности на ЕНС.
Эти правила заложили в п. 6 ст. 75 НК РФ.
Как взыскать пени за долги, возникшие после введения моратория?
Здесь все сложнее. Пока в законе нет разъяснений. Поэтому мы можем только опираться на опыт предыдущего «ковидного» моратория.
А он, мягко говоря, неоднозначный. Суды выносили кардинально противоположные решения. Иногда они отказывали в уплате неустойки, которая образовалась за период действия моратория.
Но немало дел, когда требования истцов были удовлетворены.
Таким образом, не стоит опускать руки: пени за период моратория могут быть взысканы в дальнейшем.
Еще раз подытожим: в данный момент пени не начисляем, потому что действует мораторий. Но после 1 октября можно попробовать взыскать неустойку. У наших юристов опыт в ведении дел по взысканию задолженности более 10 лет. Подробности об этом можно узнать здесь.
Вопрос взыскания долгов за ЖКУ всегда был трудным. Но в последнее время он становится сложнее втройне. Не любой адвокат сможет с ним справиться, что уж говорить о тех, кто не имеет юридического образования и практики. Поэтому выбирайте действительно грамотных юристов.
Уменьшение суммы задолженности при истечении срока давности
Полная отмена пени за услуги ЖКХ возможна в том случае, если между моментом возникновения долга и подачей в суд искового заявления обслуживающей организацией прошло 3 года. Этот срок установлен в п. 1 ст. 196 ГК РФ.
По причине истечения срока исковой давности спишут не только пени, но и всю сумму долга. Это означает, что обслуживающая организация может взыскать деньги лишь за предшествующие 3 года.
Если за это время жилец хотя бы однажды внес плату за квартиру, обозначенный срок прерывается. Поэтому, уплачивая деньги, стоит выбирать учреждения, где оплатить квартплату без пени не составит труда, так как оператор строго учитывает период, за который вносится платеж.
Следует помнить, что суд не применяет описанное правило по своей инициативе. Заявить об истечении срока исковой давности должен ответчик. Иначе дело о взыскании долга будет рассматриваться в стандартном порядке.
Арбитражный суд Кемеровской области
Федеральным законом от 3 ноября 2015 года № 307-ФЗ в статьи 26, 37 Федерального закона от 26 марта 2003 года № 35-ФЗ «Об электроэнергетике», статью 15 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении», статьи 13, 14 Федерального закона от 7 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» внесены изменения: установлена законная неустойка за неоплату энергии или услуг по передаче энергоресурса, которая подлежит начислению по окончанию расчетного периода (который в договорах энергоснабжения, по общему правилу, определен рамками календарного месяца).
Для целей расчетов юридический факт передачи энергии как товара возникает по окончании расчетного периода в момент фиксации объема поставки, и соответственно ответственность в виде уплаты процентов по 395 ГК РФ (а с момента вступления в силу норм энергетических законов в редакции Федерального закона от 3 ноября 2015 года № 307-ФЗ – законной неустойки), наступает в случае просрочки оплаты переданного товара.
Согласно пункту 82 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 4 мая 2012 года № 442, абзацам 8, 9 пункта 15(3) Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 года № 861, пункту 33 Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 августа 2012 года № 808, потребители оплачивают электрическую, тепловую энергию, услуги по передаче электрической, тепловой энергии в порядке, предусматривающем использование промежуточных платежей.
Исходя из правовых позиций Верховного Суда Российской Федерации, сложившейся судебной практики в арбитражных судах Западно-Сибирского округа, начисление законной неустойки за просрочку внесения промежуточных (авансовых) платежей не допускается (постановления Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 30 января 2022 года №Ф04-6212/2016 по делу № А46-2813/2015, от 20 февраля 2022 года № Ф04-6965/2016 по делу № А45-11062/2016, от 22 июня 2022 года № Ф04-1702/2022 по делу № А27-10332/2016).
Из пункта 54 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2016 года № 7 «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) об ответственности за нарушение обязательств» следует, что в случае, когда покупатель своевременно не оплачивает товар, переданный по договору купли-продажи, в том числе поставленные через присоединенную сеть электрическую и тепловую энергию, газ, нефть, нефтепродукты, воду, другие товары (за фактически принятое количество товара в соответствии с данными учета), к покупателю в соответствии с пунктом 3 статьи 486, абзацем первым пункта 4 статьи 488 ГК РФ применяется мера ответственности, установленная статьей 395 ГК РФ: на сумму, уплата которой просрочена, покупатель обязан уплатить проценты со дня, когда по договору товар должен быть оплачен, до дня оплаты товара покупателем, если иное не предусмотрено ГК РФ или договором купли-продажи.
Бюджетному учреждению начислена пеня за несвоевременную оплату электрической энергии
Акция стартует 1 ноября и продлится до боя курантов, знаменующего начало нового календарного года. Чтобы «освободиться» от пени, необходимо своевременно оплатить счета за электроэнергию за октябрь и ноябрь 2022 года, включая всю сумму задолженности за предыдущие периоды, а также в период с 15 по 26 декабря любым доступным способом передать в «Мосэнергосбыт» показания приборов учёта электроэнергии (за исключением потребителей, электросчётчики которых передают сведения автоматически). Если клиент добровольно оплатит начисленные пени во время проведения акции, то эта сумма будет учтена в счёт оплаты электроэнергии будущих периодов.
«Только за 10 месяцев 2022 года гражданам-должникам Московского региона в качестве пени за просрочку платежей было начислено порядка 250 млн рублей. Это внушительная сумма, и «Мосэнергосбыт» впервые в своей истории решил простить её часть клиентам, которые выполнят простые действия: оплатят электроэнергию и предадут показания счётчика. У москвичей и жителей Подмосковья есть уникальная возможность начать 2022 год с чистого листа. Отмечу, что это не ежегодная, а разовая акция, второй такой в ближайшее время не планируется. Мы понимаем, что обстоятельства, по которым люди не смогли вовремя оплатить электроэнергию, у всех разные. Поэтому компания решила дать шанс десяткам тысяч наших клиентов избежать штрафных санкций и со спокойной душой готовиться к новогодним праздникам», — отметил Сергей Кюрегян, директор по работе с дебиторской задолженностью АО «Мосэнергосбыт».
- Несвоевременное предоставление отчетности в установленный налоговиками срок. Для того чтобы обезопасить себя от такой ситуации, при сдаче отчета следует осуществить получение отметки о проведенном действии.
- Перечисление пошлины произошло с несоблюдением существующих сроков, что определяется как просрочка.
- За агентом выявлено занижение обязательств, независимо от причины возникновения этого факта.
- В предоставленной отчетности обнаружена методологическая или арифметическая ошибка.
Отражение в учете операций по принятию таких обязательств, а также их исполнению не может быть увязано с возмещением каких-либо средств от физических или юридических лиц.В соответствии с Указаниями, утвержденными приказом Минфина России от 01.07.2013 N 65н (далее — Указания N 65н), расходы по уплате штрафов, пеней (в том числе за несвоевременную уплату налогов (взносов)) отражаются по КВР 853 «Уплата иных платежей» в увязке со статьей 290 «Прочие расходы» КОСГУ. С 01.01.2022 данная статья КОСГУ детализирована подстатьями КОСГУ 291-296.
Такие поступления, согласно Указаниям N 65н, должны отражаться в бухгалтерском учете с применением подстатьи 134 «Доходы от компенсации затрат» КОСГУ. Данному коду КОСГУ соответствует счет 0 209 34 000 «Расчеты по компенсации затрат» (п.п. 108, 109 Инструкции N 174н).По общему правилу бюджетные учреждения отражают начисление любых доходов по дебету счета 209 00 и кредиту счета 401 10 только по коду финобеспечения «2» — приносящая доход деятельность (письмо Минфина России от 09.11.2016 N 02-06-10/65506).
Бюджетному учреждению налоговым органом предъявлены пени за несвоевременную уплату налогов (взносов, сборов) и штрафы за нарушение сроков представления налоговых деклараций (расчетов по страховым взносам). Оплата указанных пеней и штрафов проведена по подстатье 292 КОСГУ за счет субсидии на госзадание.
Нарушение сроков произошло по вине сотрудника бухгалтерии, и он согласен добровольно возместить произведенные расходы. Как отразить в бухгалтерском учете операции по уплате пеней и штрафов и их возмещение виновным лицом?
- Целевое использование. При утверждении затрат, предусмотренных планом деятельности организации, их сумма должна быть использована строго по целевому назначению.
- Фактическое выполнение. Средства, получаемые бюджетным учреждением, выдаются не в соответствии с планом, а согласно фактическому использованию по мере освоения средств.
- Безвозвратность. Организации непроизводственной сферы, которые финансируются за счет бюджетных средств, не имеют собственных доходов, поэтому возврат средств в бюджет невозможен.
Как Начислить Пени За Электроэнергию В Бюджетном Учреждении
В предусмотренных законом случаях при расчетах с физлицом не только уплаченные неустойки — штрафы (пени) отражаются в учете, но и начисленные на них налоги и взносы. Так, если получатель неустойки — физическое лицо, не зарегистрированное как ИП, то дополнительно могут быть составлены следующие корреспонденции:
- в соответствии с соглашением сторон или односторонним уведомлением от контрагента (которые становятся оправдательными документами при отражении операций в учете);
- по закону — как в случае со списанием неустоек по государственным строительным контрактам в соответствии с постановлением Правительства РФ от 14.03.2022 № 190.
Проводки бюджетного бухгалтерского учета с примерами основных операций
В соответствии с Указаниями, утвержденными приказом Минфина России от 01.07.2021 N 65н (далее — Указания N 65н), расходы по уплате штрафов, пеней (в том числе за несвоевременную уплату налогов (взносов)) отражаются по КВР 853 «Уплата иных платежей» в увязке со статьей 290 «Прочие расходы» КОСГУ. С 01.01.2021 данная статья КОСГУ детализирована подстатьями КОСГУ 291-296.
П. 6 содержит требования об уплате неустоек при просрочке исполнения обязательств и в иных случаи неисполнения (ненадлежащего исполнения) обязательств.
Согласно Закону, в определенных случаях в порядке, предусмотренном Правительством РФ, возможно предоставление отсрочки уплаты начисленных сумм неустоек или их списание. Одним из критериев, необходимых для списания, является размер общей суммы неуплаченных неустоек. Он не должен превысить 5% цены контракта.
В контракте предусмотрено условие, что обязанность по перечислению неустойки в доход бюджетов бюджетной системы РФ возложена на казенное учреждение. Оплата произведена с лицевого счета учреждения, открытого в ОФК.
Единый налоговый платеж
С 2023 года налоги и взносы перечисляют единым налоговым платежом, который инспекция сама засчитает в счет текущих платежей, недоимок, пеней и штрафов.
Заметим, что с 1 января 2023 года на уплату налогов и страховых взносов единым налоговым платежом автоматически переходят все организации и ИП независимо от выбранной системы налогообложения (п. 4 ст. 11.3 НК). Каждому налогоплательщику открывается счет в Федеральном казначействе. Отдельных платежек по большинству налогов и взносов с 2023 года не будет.
За счет ЕНП нужно уплачивать:
- налоги, в том числе НДФЛ за работников;
- авансовые платежи по налогам;
- страховые взносы, кроме взносов на травматизм;
- сборы;
- пени, штрафы и проценты по налогам, сборам и страховым взносам.
Чтобы перечислить единый налоговый платеж на налоговый счет, нужно оформить платежное поручение. Налоги и взносы, которые с 2023 года перечисляют на единый налоговый счет (ЕНС), можно направить единым платежным поручением по ЕНП на единый КБК.
Назначение | КБК | ||
Текущий платеж и задолженность | Пени | Штраф | |
Единый налоговый платеж | 182 0 10 61201 01 0000 510 | – | – |
Назначение | Текущий платеж или долг | Пени | Штраф |
НДФЛ налогового агента по доходам, по которым до 5 млн руб. ставка 13 процентов, а свыше 5 млн – ставка 15 процентов: – по доходам не больше 5 млн руб. |
182 1 01 02010 01 1000 110 | 182 1 01 02010 01 2100 110 | 182 1 01 02010 01 3000 110 |
– с доходов сверх 5 млн руб. (с превышения) |
182 1 01 02080 01 1000 110 | 182 1 01 02080 01 2100 110 | 182 1 01 02080 01 3000 110 |
НДФЛ налогового агента по остальным доходам, в том числе доходам нерезидентов со ставкой НДФЛ 30 процентов (доходы в пределах и сверх 5 млн руб.) | 182 1 01 02010 01 1000 110 | 182 1 01 02010 01 2100 110 | 182 1 01 02010 01 3000 110 |
НДФЛ по доходам не больше 5 млн руб. у ИП и лиц, занятых частной практикой | 182 1 01 02020 01 1000 110 | 182 1 01 02020 01 2100 110 | 182 1 01 02020 01 3000 110 |
НДФЛ по доходам больше 5 млн руб. (с превышения) у ИП и лиц, занятых частной практикой | 182 1 01 02080 01 1000 110 | 182 1 01 02080 01 2100 110 | 182 1 01 02080 01 3000 110 |
НДФЛ с доходов от долевого участия в организации, полученных в виде дивидендов (в части суммы налога, не превышающей 650 000 руб.) | 182 1 01 02130 01 1000 110 | 182 1 01 02130 01 2100 110 | 182 1 01 02130 01 3000 110 |
НДФЛ с доходов от долевого участия в организации, полученных в виде дивидендов (в части суммы налога, превышающей 650 000 руб.) | 182 1 01 02140 01 1000 110 | 182 1 01 02140 01 2100 110 | 182 1 01 02140 01 3000 110 |
Назначение | Текущий платеж или долг | Пени | Штраф |
В федеральный бюджет (кроме консолидированных групп налогоплательщиков) | 182 1 01 01011 01 1000 110 | 182 1 01 01011 01 2100 110 | 182 1 01 01011 01 3000 110 |
В бюджеты субъектов РФ (кроме консолидированных групп налогоплательщиков) | 182 1 01 01012 02 1000 110 | 182 1 01 01012 02 2100 110 | 182 1 01 01012 02 3000 110 |
В федеральный бюджет для консолидированных групп налогоплательщиков | 182 1 01 01013 01 1000 110 | 182 1 01 01013 01 2100 110 | 182 1 01 01013 01 3000 110 |
В бюджеты субъектов РФ для консолидированных групп налогоплательщиков | 182 1 01 01014 02 1000 110 | 182 1 01 01014 02 2100 110 | 182 1 01 01014 02 3000 110 |
В федеральный бюджет для международных холдинговых компаний | 182 1 01 01015 01 1000 110 | 182 1 01 01015 01 2100 110 | 182 1 01 01015 01 3000 110 |
В бюджеты субъектов РФ для международных холдинговых компаний | 182 1 01 01016 02 1000 110 | 182 1 01 01016 02 2100 110 | 182 1 01 01016 02 3000 110 |
Налог на прибыль, зачислявшийся до 1 января 2005 года в местные бюджеты, мобилизуемый на территориях муниципальных округов | 182 1 09 01020 14 1000 110 | 182 1 09 01020 14 2100 110 | 182 1 09 01020 14 3000 110 |
С доходов иностранных организаций, не связанных с деятельностью в России через постоянное представительство | 182 1 01 01030 01 1000 110 | 182 1 01 01030 01 2100 110 | 182 1 01 01030 01 3000 110 |
С доходов российских организаций в виде дивидендов от российских организаций | 182 1 01 01040 01 1000 110 | 182 1 01 01040 01 2100 110 | 182 1 01 01040 01 3000 110 |
С доходов иностранных организаций в виде дивидендов от российских организаций | 182 1 01 01050 01 1000 110 | 182 1 01 01050 01 2100 110 | 182 1 01 01050 01 3000 110 |
С дивидендов от иностранных организаций | 182 1 01 01060 01 1000 110 | 182 1 01 01060 01 2100 110 | 182 1 01 01060 01 3000 110 |
С процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам | 182 1 01 01070 01 1000 110 | 182 1 01 01070 01 2100 110 | 182 1 01 01070 01 3000 110 |
С процентов по облигациям российских организаций | 182 1 01 01090 01 1000 110 | 182 1 01 01090 01 2100 110 | 182 1 01 01090 01 3000 110 |
С прибыли контролируемых иностранных компаний | 182 1 01 01080 01 1000 110 | 182 1 01 01080 01 2100 110 | 182 1 01 01080 01 3000 110 |
Налог на прибыль налогоплательщиков, которые после 1 января 2023 года являлись участниками консолидированных групп налогоплательщиков (кроме
налогоплательщиков, производящих газ природный в сжиженном состоянии из газа природного в газообразном состоянии, добытого на определенных участках недр) |
182 1 01 01102 01 1000 110 |
– |
182 1 01 01102 01 3000 110 |
Налог на прибыль налогоплательщиков, которые до 1 января 2023 года являлись участниками консолидированной группы налогоплательщиков, с природного газа в сжиженном состоянии, произведенного из газа природного в газообразном состоянии, добытого на определенных участках недр федерального значения или расположенных на полуостровах Ямал или Гыданский и прилегающей акватории по выданной лицензии | 182 1 01 01101 01 1000 110 |
– |
182 1 01 01101 01 3000 110 |
Калькулятор расчета пени по коммунальным платежам (ЖКХ) — 2022 год
Чтобы должнику — физическому лицу насчитали пени по квартплате, ему достаточно не платить минимум 1 месяц. В соответствии с п. 14 ст. 155 ЖК РФ штрафы начисляют с 31-го дня, следующего за последним днем установленного срока внесения платы.
Осуществляется расчет пени за коммунальные услуги в 2022 году от ставки рефинансирования, установленной ЦБ РФ.
Размер ее в день равен 1/300 * СР * сумма долга.
Напомним, что ставка рефинансирования, о которой идет речь, сейчас приравнена к ключевой ставке ЦБ РФ, которую финансовый регулятор пересматривает не реже 1 раза в квартал. С 14.02.2022 этот показатель равен 9,50%.
ВАЖНО! Если должнику трех месяцев на полный расчет мало, ему придется платить в 2 раза больше: с 91-го дня расчеты производятся с учетом 1/130 ставки ЦБ РФ.
Приведенные выше размеры неустойки касались только долгов по коммунальным платежам. В случае неполной или несвоевременной уплаты взносов на капитальный ремонт размер пени составит 1/300 ставки ЦБ РФ. Начисляется она с 31-го дня просрочки, но ее размер не увеличивается, независимо от того, когда плательщик погасит долг. Об этом говорится в п. 14.1 ст. 155 ЖК РФ.
Отметим, что увеличивать размеры неустоек кредиторам запрещено. Кроме того, когда начисляется пеня за коммунальные услуги, нельзя начислять на ее сумму дополнительные проценты. Это вытекает из п. 5 ст. 395 ГК РФ.
Чтобы было понятно, как начисляются пени по коммунальным платежам в 2022 году, возьмем следующие исходные данные:
- должник — Иванов И. И.;
- сумма долга — 1000 (одна тысяча) рублей;
- последняя дата расчета за коммунальные услуги — 10-е число следующего месяца;
- месяц, за который не поступила оплата, — июль 2021 г.;
- ставка ЦБ с 26.07.2021 по 12.09.2021 — 6,50%, с 13.09.2021 по 24.10.2021 — 6,75%, с 25.10.2021 по 19.12.2021 — 7,5%, с 20.12.2021 по 13.02.2022 – 8,5%;
- текущие платежи вносятся своевременно и в полном объеме, новые долги не накапливаются.
Определим, какие санкции ждут должника к 10 февраля 2022 года.
Иванову следовало заплатить за июль не позже 10 августа. Но денег на уплату долга у него не было. Неустойку начинают считать с 31-го дня просрочки, то есть с 10 сентября 2021 года. На тот момент действовала ставка рефинансирования в размере 6,50%.
Размер штрафа — 1/300 ставки, то есть на долг ежедневно будут начислять 0,024% (6,50% / 300 = 0,022%). Таким образом, с 10 по 12 сентября (3 дня) неустойка для Иванова составит: 3 дня * 0,022% * 1000 рублей = 0,66 рубля.
С 13 сентября ставка ЦБ РФ повысилась до 6,75%. Теперь в день долг увеличивается на 0,023%. За непогашение долга на 10 октября 2021 года Иванову насчитают еще:
28 дней [с 13 сентября по 10 октября включительно] * 0,023% * 1000 рублей = 6,44 рубля.
С 11 октября по 24 октября = 14 дней * 0,023 * 1000 рублей = 3,22 рубля.
С 25 октября по 9 декабря = 46 дней * 0,025% * 1000 рублей = 11,5 рубля.
Предположим, что Иванов не сможет рассчитаться в ближайшие три месяца, и штрафы увеличатся. С 91-го дня надо использовать в расчетах уже 1/130 ставки ЦБ РФ.
С 10 декабря по 19 декабря = 10 дней * 0,058% * 1000 рублей = 5,8 рубля.
С 20 декабря по 10 февраля 2022 года = 53 дня * 0,065% * 1000 рублей = 34,45 рубля.
Таким образом, Иванову произведут начисление пени за просрочку коммунальных платежей в размере 62 рубля 07 копеек.
Рассчитанную сумму будут автоматически вписывать в квитанцию наравне с долгом и текущим платежом. Соответственно, каждый месяц она увеличивается, и так до момента полного расчета. Нет необходимости узнавать, как уплатить пени за коммунальные услуги, — они фигурируют в платежном документе, поэтому гасятся вместе с основными начислениями.
Мораторий на начисление пени действовал с 6 апреля 2020 года. Соответствующие изменения возможны в соответствии с Федеральным законом от 01.04.2020 №98-ФЗ, который предоставлял властям РФ дополнительные полномочия в условиях необходимости реагирования на связанную с пандемией ситуацию.
Согласно п. 1 постановления Правительства РФ от 02.04.2020 №424, в период до 1 января 2021 года включительно для предоставляющих коммунальные услуги предприятий ограничили возможность начислять пени или штрафы для россиян, у которых скопились долги по коммуналке. Аналогичная мера затронула и взносы по капремонту.
С 2 января 2021 управляющие компании снова могут «наказывать» граждан за просроченный платеж.
Чем больше сама задолженность, тем выше размер пени, притом что она будет стремительно нарастать.
Частичное или полное списание просрочки возможно в следующих случаях:
- Смерть должника. В таких случаях задолженность переходить следующему владельцу недвижимости, поскольку принять наследство частями невозможно. У наследника есть право обратиться в управляющую компанию и разъяснить ситуацию. Чаще всего подобным образом можно добиться реструктуризации или облечения долговых обязательств.
- Истечение срока давности взыскания пени.
- Официальное признание задолжавшего гражданина банкротом.
- Признание судебными приставами отсутствия возможности взыскать задолженность.
- Подтверждение особых обстоятельств через суд.
- Регрессный иск. Данный подход актуален, когда квартира оформлена на нескольких собственников или нанимателей. Если весь долг погашен одним человеком, он имеет право предъявить требования к остальным собственникам. Разделение долга происходит даже без наличия согласия со стороны других должников, для закрывшего задолженность гражданина пеня сократится.
Решать все вопросы предпочтительно в досудебном порядке.
Пени за просрочку оплаты электроэнергии
Как уже говорилось выше, эта мера воздействия была временно приостановлена, до 01.01.2022. Однако на 2022 год этот мораторий уже не распространяется.
В соответствии с п. 119 Правил 354 коммунальная компания вправе приостановить подачу услуги до полной оплаты задолженности по коммунальным платежам. Однако этим же пунктом установлен ряд ограничений. Приостановить подачу можно только следующих коммунальных ресурсов:
- электричество;
- газ;
- горячая вода;
- водоотведение.
Даже если будут накоплены долги по плате за холодную воду или отопление, ограничить их предоставление должнику нельзя.
Если указанные выше меры воздействия на должника неэффективны, коммунальная компания может заняться взысканием задолженности за коммунальные услуги в суде.
Сделать это можно двумя способами:
- при помощи подачи заявления о вынесении судебного приказа;
- при помощи подачи иска.
Порядок принудительного взыскания в обоих случаях одинаков.
Эта мера принудительного взыскания применяется в основном к злостным неплательщикам, сумма задолженности по квартплате которых велика. В этом случае идёт речь о задолженности по коммунальным платежам свыше 30000 рублей.
Речь идёт о кредитной истории. Важно знать, что наличие судебных споров, а тем более решений судов либо постановлений судебных приставов, обязующих должников оплачивать услуги ЖКХ, негативно влияет на банковскую историю. То есть даже если долг будет погашен в полном объеме, в дальнейшем банк может отказать в выдаче займа, поскольку наличие судебных решений свидетельствует о низкой платёжной дисциплине гражданина.