Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Ссылаясь на документы жилищного законодательства, это обязательный минимум квадратных метров, на которые может претендовать гражданин при оформлении договора социального найма. Согласно статье 50 ЖК РФ, каждое муниципальное образование должно устанавливать свои значения показателя.
Что делать, если площадь меньше нормативной
Если площадь квартиры не отвечает региональным нормам, подают документы на улучшение жилищных условий. Добиться положительного решения поможет грамотный юрист.
Сверьте площадь квартиры с региональными нормативами. Общая площадь помещения указана в свидетельстве о праве собственности, договоре купли-продажи или выписке из ЕГРН. Если на каждого члена семьи приходится метраж меньше нормы, встаньте на учёт.
Порядок действий:
- Проконсультируйтесь с жилищной инспекцией или соцзащитой по подаче документов.
- Напишите заявление на постановку на учёт. Когда заявление примут, назначат срок проверки жилья. Его оценят на соответствие нормам.
- В назначенное время примите членов комиссии. По возможности не препятствуйте фото- и видеосъёмке.
- Получите акт осмотра и на его основании встаньте на учёт. Документ действителен 30 дней. Если экспертиза не позволяет претендовать на улучшения, её результаты можно оспорить в течение 10 дней.
Для постановки на учёт подают:
- Паспортные данные всех членов семьи и свидетельства о рождении детей до 14 лет
- Выписку из ЕГРН
- Технический паспорт жилья
- Документы о материальном положении семьи — справку 2-НДФЛ, другие документы
Очереди на получение нового жилья часто ждут несколько лет.
Комментарии к ст. 50 ЖК РФ
1. Государство не может отказаться от нормирования жилых помещений, предоставляемых в пользование, как в силу дефицита жилья, так и потому, что речь идет о социальном найме, т.е. о предоставлении жилья на условиях, гораздо более благоприятных, нежели обычно существующие. Жилье должно предоставляться из расчета: на каждого пользователя (нанимателя и членов его семьи) — площадь не менее размера, устанавливаемого органом местного самоуправления. Этот минимальный размер и есть норма предоставления. Если, предположим, органом местного самоуправления норма предоставления установлена в размере 15 кв. м общей площади на одного человека, то при предоставлении жилого помещения семье из трех человек площадь такого помещения должна быть не менее 45 (15 x 3) кв. м общей площади.
Как следует из ч. 2 комментируемой статьи, при определении нормы предоставления орган местного самоуправления должен исходить не из общего уровня обеспеченности в данном муниципальном образовании, но только из уровня обеспеченности жильем жилищного фонда социального использования .
———————————
Норму предоставления жилья в юридической литературе, а нередко и в нормативных актах именовали «нормой средней обеспеченности».
Кроме того, при установлении нормы предоставления следует учитывать структуру и состояние жилищного фонда социального использования, существующего в данном муниципальном образовании, темпы жилищного строительства муниципального жилья, количество жилых помещений, поступающих в муниципальный жилищный фонд из других источников, и т.д.
2. Если перевести достаточно сложно сконструированную норму ч. 4 ст. 50 ЖК РФ на язык, понятный людям, не искушенным в юриспруденции, то получится следующее.
Нуждающимися в жилых помещениях в первую очередь нужно считать граждан, проживающих в переуплотненных жилых помещениях, или, иными словами, тех, у кого на каждого пользователя приходится незначительное количество квадратных метров. Уровень этой незначительности определяется органом местного самоуправления (ч. 5 ст. 50 ЖК). По ЖК РСФСР он определялся субъектами Российской Федерации (ст. 29). Предположим, установлено, что нуждающимися в жилых помещениях признаются граждане, являющиеся нанимателями (членами семьи нанимателя) по договору социального найма либо собственниками (членами семьи собственника) жилого помещения, имеющие обеспеченность жильем не более 15 кв. м общей площади на одного человека. В этом случае 15 кв. м и есть учетная норма (ранее в литературе и актах некоторых субъектов Российской Федерации она иногда именовалась учетно-постановочной нормой). Обеспеченность на каждого пользователя менее учетной нормы означает, что граждане являются нуждающимися в жилье. Если, например, в квартире общей площадью 44 кв. м проживают три человека, а учетная норма в данном муниципальном образовании равна 15 кв. м, то такие граждане считаются нуждающимися в жилье, поскольку на каждого пользователя приходится менее чем по 15 кв. м.
Таким образом, вопреки утверждению, содержащемуся в ч. 4 ст. 50 ЖК РФ (учетная норма — минимальный размер), учетная норма — это максимальный размер площади, приходящейся на каждого пользователя, «перешагнув» который граждане не считаются нуждающимися в жилье.
3. При установлении учетной нормы органам местного самоуправления следует принимать во внимание те же обстоятельства, которые учитываются при определении нормы предоставления, в том числе степень остроты жилищной проблемы, состояние и структуру имеющегося жилищного фонда, темпы жилищного строительства и т.д.
4. На учет принимаются граждане, обеспеченные жильем менее учетной нормы. Естественно, что норма предоставления должна быть выше учетной нормы. Иначе (если вдруг учетная норма выше нормы предоставления) получится замкнутый круг: гражданам, нуждающимся в жилом помещении, предоставляется жилье, но они продолжают оставаться нуждающимися.
Случается, что устанавливаются примерно такие правила: на учет принимаются граждане, обеспеченные не более чем по 15 кв. м общей площади на одного человека (учетная норма); жилые помещения предоставляются таким образом, чтобы на одного человека приходилось не менее чем по 15 кв. м общей площади (норма предоставления).
Как представляется, между нормой предоставления и учетной нормой всегда должен быть некий «разрыв». Такого рода правила весьма упречны, а с точки зрения житейской в ряде случаев их нельзя воспринимать без иронии. Предположим, семья обеспечена жильем по 14,9 кв. м на одного человека. Им предоставляется жилье из расчета по 15,5 кв. м на каждого. Есть ли смысл?
5. См. также п. 6 комментария к ст. 49 ЖК РФ.
Комментарии к ст. 50 ЖК РФ
1. Государство не может отказаться от нормирования жилых помещений, предоставляемых в пользование, как в силу дефицита жилья, так и потому, что речь идет о социальном найме, т.е. о предоставлении жилья на условиях, гораздо более благоприятных, нежели обычно существующие. Жилье должно предоставляться из расчета: на каждого пользователя (нанимателя и членов его семьи) — площадь не менее размера, устанавливаемого органом местного самоуправления. Этот минимальный размер и есть норма предоставления. Если, предположим, органом местного самоуправления норма предоставления установлена в размере 15 кв. м общей площади на одного человека, то при предоставлении жилого помещения семье из трех человек площадь такого помещения должна быть не менее 45 (15 x 3) кв. м общей площади.
Как следует из ч. 2 комментируемой статьи, при определении нормы предоставления орган местного самоуправления должен исходить не из общего уровня обеспеченности в данном муниципальном образовании, но только из уровня обеспеченности жильем жилищного фонда социального использования .
———————————
Норму предоставления жилья в юридической литературе, а нередко и в нормативных актах именовали «нормой средней обеспеченности».
Кроме того, при установлении нормы предоставления следует учитывать структуру и состояние жилищного фонда социального использования, существующего в данном муниципальном образовании, темпы жилищного строительства муниципального жилья, количество жилых помещений, поступающих в муниципальный жилищный фонд из других источников, и т.д.
2. Если перевести достаточно сложно сконструированную норму ч. 4 ст. 50 ЖК РФ на язык, понятный людям, не искушенным в юриспруденции, то получится следующее.
Нуждающимися в жилых помещениях в первую очередь нужно считать граждан, проживающих в переуплотненных жилых помещениях, или, иными словами, тех, у кого на каждого пользователя приходится незначительное количество квадратных метров. Уровень этой незначительности определяется органом местного самоуправления (ч. 5 ст. 50 ЖК). По ЖК РСФСР он определялся субъектами Российской Федерации (ст. 29). Предположим, установлено, что нуждающимися в жилых помещениях признаются граждане, являющиеся нанимателями (членами семьи нанимателя) по договору социального найма либо собственниками (членами семьи собственника) жилого помещения, имеющие обеспеченность жильем не более 15 кв. м общей площади на одного человека. В этом случае 15 кв. м и есть учетная норма (ранее в литературе и актах некоторых субъектов Российской Федерации она иногда именовалась учетно-постановочной нормой). Обеспеченность на каждого пользователя менее учетной нормы означает, что граждане являются нуждающимися в жилье. Если, например, в квартире общей площадью 44 кв. м проживают три человека, а учетная норма в данном муниципальном образовании равна 15 кв. м, то такие граждане считаются нуждающимися в жилье, поскольку на каждого пользователя приходится менее чем по 15 кв. м.
Таким образом, вопреки утверждению, содержащемуся в ч. 4 ст. 50 ЖК РФ (учетная норма — минимальный размер), учетная норма — это максимальный размер площади, приходящейся на каждого пользователя, «перешагнув» который граждане не считаются нуждающимися в жилье.
3. При установлении учетной нормы органам местного самоуправления следует принимать во внимание те же обстоятельства, которые учитываются при определении нормы предоставления, в том числе степень остроты жилищной проблемы, состояние и структуру имеющегося жилищного фонда, темпы жилищного строительства и т.д.
4. На учет принимаются граждане, обеспеченные жильем менее учетной нормы. Естественно, что норма предоставления должна быть выше учетной нормы. Иначе (если вдруг учетная норма выше нормы предоставления) получится замкнутый круг: гражданам, нуждающимся в жилом помещении, предоставляется жилье, но они продолжают оставаться нуждающимися.
Случается, что устанавливаются примерно такие правила: на учет принимаются граждане, обеспеченные не более чем по 15 кв. м общей площади на одного человека (учетная норма); жилые помещения предоставляются таким образом, чтобы на одного человека приходилось не менее чем по 15 кв. м общей площади (норма предоставления).
Как представляется, между нормой предоставления и учетной нормой всегда должен быть некий «разрыв». Такого рода правила весьма упречны, а с точки зрения житейской в ряде случаев их нельзя воспринимать без иронии. Предположим, семья обеспечена жильем по 14,9 кв. м на одного человека. Им предоставляется жилье из расчета по 15,5 кв. м на каждого. Есть ли смысл?
5. См. также п. 6 комментария к ст. 49 ЖК РФ.
Учетная норма площади жилого помещения в Московской области
Учетная норма в Московской области в зависимости от территории установлена в размере от 7,5 до 15 кв. м.
Размеры учетной нормы площади жилого помещения, установленные решениями законодательных органов местного самоуправления Московской области (на примере некоторых муниципальных образований МО):
- Городской округ Балашиха МО — не более 9 кв. м. общей площади на одного члена семьи (Решение Совета депутатов городского округа Балашиха МО от 30.09.2015 N 16/10);
- Богородский городской округ МО — 8 кв. м. общей площади жилого помещения (Решение Совета депутатов Богородского городского округа МО от 25.12.2018 N 129/10);
- Городской округ Бронницы МО – 10 кв. м. общей площади на одного человека (Решение Совета депутатов городского округа Бронницы МО от 25.02.2021 N 100/33);
- Городской округ Власиха МО — не более 8,0 кв. м. общей площади жилого помещения на одного члена семьи (Решение Совета депутатов городского округа Власиха МО от 10.02.2010 N 14/2);
- Волоколамский район МО — не более 9 кв. м. общей площади на одного человека (Решение Совета депутатов Волоколамского района МО от 19.12.2005 N 282-38 (ред. от 06.04.2006);
- Городское поселение Волоколамск Волоколамского муниципального района МО — не более 9 кв. м. общей площади на одного человека (Решение Совета депутатов городского поселения Волоколамск Волоколамского муниципального района МО от 31.01.2018 N 159/37);
- Городской округ Воскресенск МО — 9 кв. м. общей площади жилого помещения на одного человека (Решение Совета депутатов городского округа Воскресенск МО от 20.12.2019 N 72/8);
- Городской округ Восход МО — 12 кв. м. общей площади жилого помещения на каждого члена семьи (Решение Совета депутатов городского округа Восход МО от 24.04.2017 N 3/20);
- Городское поселение Некрасовский Дмитровского муниципального района МО — 10 кв. м. общей площади — для проживающих в отдельных квартирах; — 15 кв. м. общей площади — для проживающих в коммунальных квартирах (Решение Совета депутатов городского поселения Некрасовский Дмитровского муниципального района МО от 11.08.2016 N 119/37);
- г. Долгопрудный МО — не более 9 кв. м. (Решение Совета депутатов г. Долгопрудный МО от 25.04.2005 N 24-нр (ред. от 16.03.2006);
- Городской округ Клин МО — 10 кв. м. общей площади на одного члена семьи, проживающей в отдельной квартире, и 9 кв. м. жилой площади на одного члена семьи, проживающей в коммунальной квартире (Решение Совета депутатов городского округа Клин МО от 25.02.2021 N 9/81).
- Городской округ Лосино-Петровский МО — 7,5 кв. м. общей площади, приходящейся на долю каждого проживающего (Решение Совета депутатов городского округа Лосино-Петровский МО от 25.12.2006 N 66/11 (ред. от 20.04.2016);
- Городское поселение Лотошино Лотошинского муниципального района МО — 15 кв. м. общей площади жилого помещения на каждого члена семьи (Решение Совета депутатов городского поселения Лотошино Лотошинского муниципального района МО от 24.10.2008 N 160/25 (ред. от 26.12.2008).
В статье 38 Жилищного кодекса РФ обозначаются нормы, которые должны быть в обязательном порядке соблюдены при расчете положенной жилой площади. Так, там указываются нормы предоставления жилья. Понятие представляет собой минимальный размер жилой площади квартиры, в соответствии с которым определяется величина жилья, которая предоставляется по договору социального найма. В этой же статье Жилищного кодекса выделяется санитарная норма площади. Она определяет количество жилой площади, которое должно приходиться на одного человека. Сегодня значение показателя составляет минимум 6 квадратных метров.
Видео
Еще одно понятие, содержащееся в статье 38 Жилищного кодекса РФ, – социальная норма. В соответствии с ней определяется количество жилой площади, приходящейся на одного человека, при предоставлении компенсации, оплате жилья и коммунальных услуг. Федеральный стандарт социальной нормы может различаться. Он зависит от количества лиц, проживающих в помещении.
Так, по закону метраж будет равен:
- 42 м2, если семья состоит из двух человек;
- 33 квадратных м., если в квартире проживает только 1 человек;
- 18 квадратных м., на человека, если семья состоит из трех граждан и более.
Регулирование представленной и учетной нормы осуществляется региональными властями. Из-за больших колебаний в уровне доходов в целом по стране Жилищный кодекс даже не дает критерии определению «малоимущие семьи».
Минимальная санитарная норма жилой площади в кодексе также не упоминается. На сегодняшний день эта переменная, которая используется только на уровне городов и областей. Иными словами, при определении нужды в расширении жилой площади показатель рассчитывается и учитывается местными властями.
Если в конкретном регионе учетная норма равняется 15 кв. м, а семья (4 человека) имеет квартиру в 55 кв. м, то она имеет право стать на учет как нуждающаяся в улучшении условий. Если же квартира 60 кв. м, то получается, что все в полном порядке и никаких улучшений не положено.
При определении размера субсидии подход несколько иной. Если норма предоставления составляет 20 кв. м, а социальная – 18 кв. м, по договору социального найма семья из 3 человек проживает на площади 65 кв. м, то льготы на коммунальные услуги будут распространяться только на 54 кв. м.
Фактически термин «социальная норма жилья» используется исключительно при формировании расчета субсидий и при расчете цен на оплату за коммунальные услуги. Законодательством разрешено получать определенные компенсации, если минимальные показатели не превышены.
Какая норма жилой площади на человека в Московской области? В ряде районов области приняты собственные показатели, закрепленные в нормативных актах:
Район |
Предоставления, кв. м |
Учетная, кв. м |
Примечания |
Щелковский |
16-23 |
9 |
|
Ленинский |
16 и более |
9 |
|
Волокамский |
16-18 |
9 |
|
Шаховский |
16 |
11 |
|
Лотошинский |
16 |
9 |
|
Красногорский |
15-18 |
10-15 |
Нижний показатель предусмотрен для отдельных квартир, а верхний для коммунальных |
Химкинский |
15-18 |
10 |
|
Луховицкий |
15-18 |
10 |
|
Раменский |
15-18 |
10 |
|
Серпуховский |
15-18 |
10 |
|
Мытищинский |
15-18 |
8 |
|
Можайский |
15 |
9-10 |
9 кв. м – для отдельного жилья, 10 кв. м – для коммуналок |
Подольский |
14-28 |
7 |
25 кв. м предусмотрено на одиноко проживающего человека, а 14 кв. м – на каждого члена семьи |
Пушкинский |
14-18 |
9 |
|
Истринский |
14-18 |
9 |
|
Балашихинский |
14-18 |
8 |
|
Одинцевский |
14-18 |
8 |
|
Клинский |
14-18 |
8 |
|
Воскресенский |
14-16 |
9 |
|
Шатуринский |
14 |
9 |
|
Наро-Фоминский |
14 |
8 |
|
Домодедовский |
12-18 |
9 |
|
Каширский |
12-18 |
8 |
В Московской области в разных городах также социальные нормы площади жилого помещения на 1 гражданина несколько разнятся:
Город |
Предоставления, кв. м |
Учетная, кв. м |
Примечания |
Серпухов |
18 |
10 |
|
Щербинка |
18 |
10 |
|
Реутов |
18 |
7,5 |
|
Электросталь |
17 |
9-11 |
9 кв. м для отдельных квартир и 11 кв. м для коммунальных |
Дзержинский |
16 |
9 |
|
Королев |
15-22 |
10 |
|
Звенигород |
15-18 |
10-15 |
10 кв. м для отдельных квартир и 15 кв. м для коммунальных |
Ивантеевка |
15-18 |
10 |
|
Пущино |
15-18 |
10 |
|
Протвино |
15-20 |
9,5 |
|
Орехово-Зуево |
15 |
10 |
|
Красноармейск |
15 |
9 |
|
Климовск |
15 |
8 |
|
Жуковский |
15 |
8,5 |
|
Бронницы |
15-18 |
9-10 |
9 кв. м для отдельных квартир и 10 кв. м для коммунальных |
Дубна |
14 |
10 |
|
Коломна |
14-19 |
8 |
|
Лобня |
14-18 |
8 |
|
Долгопрудный |
13 |
9 |
|
Фрязино |
13-18 |
12-15 |
12 кв. м для отдельных квартир и 15 кв. м для коммунальных |
Железнодорожный |
12-16 |
9 |
Как видно из перечня, лидируют города Серпухов и Щербинка.
Как применяется норма учета для площади жилья
Если человек в соответствии с местными нормами включен в список нуждающихся в новом жилье, то ему остается только ждать, т. к. по жилищному законодательству новые квартиры предоставляются только в порядке очереди. Место в очереди определяется датой, когда человек поставлен в местной администрации на учет.
Без очереди жилье может предоставляться:
- жильцам квартир или комнат, которые больше не пригодны для проживания и не могут быть отремонтированы или реконструированы;
- больным, страдающим одним из заболеваний, которые делают невозможным проживание вместе с ними других лиц;
- пожилым людям и инвалидам, ранее помещенным с их согласия в стационар, но при этом отказавшимся от услуг учреждения, если при этом вернуть им прежнее жилье уже невозможно;
- некоторым категориям государственных служащих (в частности, судьям жилье должно быть предоставлено не позднее полугода с момента назначения на должность).
Учетная норма площади жилого помещения на человека
Маневренный жилищный фонд еще называют временным. Комнаты или квартиры, находящиеся в собственности государства, используют для размещения в них переселенцев, например, при капитальном ремонте или в случае ЧС. Площадь маневренного фонда предназначена также для должников, лишившихся собственного жилья, например, за долги по ипотеке.
Учетная норма жилой площади распространяется на жильцов квартир муниципалитета или государственной собственности. Например, учетная норма площади на человека уменьшается с рождением еще одного ребенка, что дает право родителям обратиться за предоставлением квартиры попросторнее, чтобы расширение сделало возможным соответствие: учетная норма площади на одного человека в семье стала равной минимуму, установленному местными законами.
Что это за показатель и как его рассчитать
Норма жилой площади – это те самые квадраты, приходящиеся на человека для его нормальной жизнедеятельности.
Понятие «норма» относительно. Различают по крайней мере 3 вида этого показателя:
- Минимальная. Минимум характерен для жильцов общежитий и маневровых фондов.
- Норма предоставления. Речь идёт о выделяемой жилплощади гражданину посредством заключения договора на соц.найм.
- Учётная должна превосходить по площади норму предоставления. Она определяет, обязано ли государство предоставлять жилую площадь больше, чем владеет многодетное семейство, или нет.
Существует также ряд факторов, влияющих на конечное решение по предоставлению жилплощади:
- количество членов семьи;
- степень обеспечения жилой площадью в конкретных регионах;
- разновидность жилых помещений;
- прочее.
Нормы жилой площади на человека в Москве 2021
- 1.Норма на одного человека. Согласно существующим на 2021 год стандартам, норма составляет 12 кв.м. Вся общая жилплощадь рассчитывается непосредственно путём сложения площадей каждого помещения квартиры или дома, а также метража комнат и мест, которые предназначены для общего пользования.
- 2.В общежитии. Если вы проживаете в общежитии, то здесь минимум на одного человека составляет 6 кв.м. Причём этот показатель также выступает своего рода санитарной нормой, так как его уменьшение может отрицательно и негативно сказаться и отразиться на состоянии организма человека. Но помимо метражей к такому
- Во-первых, норма предоставления. Иными словами, это метраж, который может быть представлен по договору социального найма. Как правило, такая норма определяется только муниципальными органами с учётом большого количества факторов.
- Во-вторых, учётная норма. Эта норма принимается во внимание только при определении граждан, которые нуждаются в улучшении жилищных условий.
- В-третьих, социальная норма. Этот показатель и параметр является своего рода стандартом, который используется непосредственно при расчёте компенсаций при оплате жилой площади и коммунальных услуг.
26 Янв 2021 etolaw 579
Поделитесь записью
- Похожие записи
- Через Сколько Получают Страховку В Альфастрахование
- Мат Капитал Оформить На Детей Без Участия Родителей
- Внести Изменения В Паспорт Бти Г Щербинка
- Стоматологическая поликлиника ца мвд россии для ветеранов боевых действий
В соответствии с ч.1. ст. 50 Жилищного кодекса РФ, норма предоставления жилой площади жилого – это минимальный размер площади жилья, согласно которому определяется размер общей площади квартиры, предоставляемой на основании договора социального найма.
Конкретные метражи устанавливаются органами местного самоуправления в силу возможностей жилищного фонда определенного муниципалитета. Поэтому показатели в разных регионах могут различаться. При этом наиболее распространенные нормативы предоставления таковы:
- Для проживания одного человека — 33 кв. метра;
- Для семьи из 2-х человек — 42 метра;
- Для трех лиц и более – от 18 кв. м. на одного человека.
Жилплощадь квартиры в соответствии с нормой предоставления рассчитывается исходя из количества человек в семье. К примеру, в Ярославской области применяется «стандартный» норматив предоставления, поэтому на семью из трех человек положено жилое помещение размером 54 квадратных метра (3х18 = 72).
Норматив предоставления применяется только, если граждане занимают жилое помещение на основании договора социального найма. Он заключается с местной администрацией или государственными органами субъекта РФ. По договору семья получает право пользования определенным жильем, которое находится в муниципальной собственности. Для получения право пользования нужно отвечать определенным условиям, а именно, семья должна быть:
- признана малоимущей;
- поставлена в очередь на улучшение жилищных условий.
Процедура признания семьи малоимущей различна в каждом субъекте РФ. Обычно, ей признается семья, у которой размер общего дохода не позволяет полноценно содержать всех членов семьи, т.к. на каждого приходится меньше установленного в регионе прожиточного минимума.
В ст. 51 Жилищного кодекса РФ установлены основания признания семьи, нуждающейся в улучшении условий проживания:
- семья не имеет собственной квартиры;
- не оформлен договор социального найма;
- размер жилплощади составляет менее учетной нормы;
- дом был признан аварийным жильем;
- граждане проживают в одной квартире с человеком, имеющим опасное заболевание.
Где будет учитываться размер жилой площади?
Нормы жилой площади рассчитываются и учитываются в случаях:
- Когда происходит расчет платы за жилищно-коммунальные услуги. Если по каким-то причинам жильцы не могут самостоятельно оплачивать в полном размере коммунальные услуги, государство оказывает им помощь в виде дополнительных субсидий, размер которых рассчитывается, исходя из того, сколько квадратных метров жилья приходится в конкретном случае на одного человека.
- В случае, если за коммунальные услуги имеется значительный долг по оплате и неплательщики подлежат выселению с занимаемой площади, при предоставлении им другого жилья используется норма в 6 квадратных метров для одного человека.
- При переселении из аварийного жилья жильцам предоставляются квадратные метры, исходя из определенных правил. Если квартира, подлежащая расселению, не была приватизирована, то расчет жилой площади будет производиться исходя из требований санитарной нормы. В случае, если приватизация жилья была произведена, то новая жилая площадь должна быть не меньше той, из которой происходит расселение.
- При определении права на получение новой жилой площади (если требуется улучшение существующих жилищных условий) учитывается санитарная норма. В этом случае норма повышается для обычных категорий граждан до 10 квадратных метров.
Верховный суд России разъяснил, какие нормы Жилищного кодекса должны применяться при расселении собственников аварийных домов. Предлагаем вам посмотреть видеоролик.
Нормы жилплощади для некоторых категорий граждан
Федеральные, региональные и местные органы власти для некоторых категорий граждан могут установить особые нормативы жилой площади. Числовые значения нормативов, условия применения, категории граждан прописаны в федеральных, региональных и муниципальных законах соответственно.
Как правило, к особым категориям граждан относятся льготники и работники бюджетной сферы.
Льготные категории граждан:
- инвалиды,
- сироты,
- многодетные семьи,
- ветераны боевых действий,
- семьи, потерявшие кормильца,
- граждане, подвергшиеся радиационному воздействию (Чернобыль, Семипалатинск),
- Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации и полные кавалеры ордена Славы,
- Герои Социалистического Труда, Герои Труда РФ, полные кавалеры ордена Трудовой Славы.
Работники бюджетной сферы:
- судьи,
- прокуроры,
- работники МВД,
- военнослужащие,
- преподаватели.
Про каждую категорию принят отдельный федеральный закон, где и указано право этих граждан на особые нормы жилплощади. Конкретные цифры норм будут указаны в законах региона или актах местной администрации, поэтому прежде всего стоит изучить эти документы.
Комментарии к ст. 50 ЖК РФ
1. Государство не может отказаться от нормирования жилых помещений, предоставляемых в пользование, как в силу дефицита жилья, так и потому, что речь идет о социальном найме, т.е. о предоставлении жилья на условиях, гораздо более благоприятных, нежели обычно существующие. Жилье должно предоставляться из расчета: на каждого пользователя (нанимателя и членов его семьи) — площадь не менее размера, устанавливаемого органом местного самоуправления. Этот минимальный размер и есть норма предоставления. Если, предположим, органом местного самоуправления норма предоставления установлена в размере 15 кв. м общей площади на одного человека, то при предоставлении жилого помещения семье из трех человек площадь такого помещения должна быть не менее 45 (15 x 3) кв. м общей площади.
Как следует из ч. 2 комментируемой статьи, при определении нормы предоставления орган местного самоуправления должен исходить не из общего уровня обеспеченности в данном муниципальном образовании, но только из уровня обеспеченности жильем жилищного фонда социального использования .
———————————
Норму предоставления жилья в юридической литературе, а нередко и в нормативных актах именовали «нормой средней обеспеченности».
Кроме того, при установлении нормы предоставления следует учитывать структуру и состояние жилищного фонда социального использования, существующего в данном муниципальном образовании, темпы жилищного строительства муниципального жилья, количество жилых помещений, поступающих в муниципальный жилищный фонд из других источников, и т.д.
2. Если перевести достаточно сложно сконструированную норму ч. 4 ст. 50 ЖК РФ на язык, понятный людям, не искушенным в юриспруденции, то получится следующее.
Нуждающимися в жилых помещениях в первую очередь нужно считать граждан, проживающих в переуплотненных жилых помещениях, или, иными словами, тех, у кого на каждого пользователя приходится незначительное количество квадратных метров. Уровень этой незначительности определяется органом местного самоуправления (ч. 5 ст. 50 ЖК). По ЖК РСФСР он определялся субъектами Российской Федерации (ст. 29). Предположим, установлено, что нуждающимися в жилых помещениях признаются граждане, являющиеся нанимателями (членами семьи нанимателя) по договору социального найма либо собственниками (членами семьи собственника) жилого помещения, имеющие обеспеченность жильем не более 15 кв. м общей площади на одного человека. В этом случае 15 кв. м и есть учетная норма (ранее в литературе и актах некоторых субъектов Российской Федерации она иногда именовалась учетно-постановочной нормой). Обеспеченность на каждого пользователя менее учетной нормы означает, что граждане являются нуждающимися в жилье. Если, например, в квартире общей площадью 44 кв. м проживают три человека, а учетная норма в данном муниципальном образовании равна 15 кв. м, то такие граждане считаются нуждающимися в жилье, поскольку на каждого пользователя приходится менее чем по 15 кв. м.
Таким образом, вопреки утверждению, содержащемуся в ч. 4 ст. 50 ЖК РФ (учетная норма — минимальный размер), учетная норма — это максимальный размер площади, приходящейся на каждого пользователя, «перешагнув» который граждане не считаются нуждающимися в жилье.
3. При установлении учетной нормы органам местного самоуправления следует принимать во внимание те же обстоятельства, которые учитываются при определении нормы предоставления, в том числе степень остроты жилищной проблемы, состояние и структуру имеющегося жилищного фонда, темпы жилищного строительства и т.д.
4. На учет принимаются граждане, обеспеченные жильем менее учетной нормы. Естественно, что норма предоставления должна быть выше учетной нормы. Иначе (если вдруг учетная норма выше нормы предоставления) получится замкнутый круг: гражданам, нуждающимся в жилом помещении, предоставляется жилье, но они продолжают оставаться нуждающимися.
Случается, что устанавливаются примерно такие правила: на учет принимаются граждане, обеспеченные не более чем по 15 кв. м общей площади на одного человека (учетная норма); жилые помещения предоставляются таким образом, чтобы на одного человека приходилось не менее чем по 15 кв. м общей площади (норма предоставления).